Контрольная работа: Восточные славяне
Контрольная работа: Восточные славяне
Федеральное агентство по
образованию РФ.
Филиал государственного
образовательного учреждения
высшего профессионального
образования
«Санкт-Петербургский
Государственный Университет
экономики и финансов»
в г. Пскове
Контрольная работа по
дисциплине: История
Тема: Восточные славяне
Выполнила: студентка 1 курса
заочного отделения, гр. 09-620
№ зачетной книжки…
Штыгина Татьяна Владимировна
Проверил: доцент К.Э.Н.
Шевель В.Д.
Псков 2009 г.
Содержание
Введение
Происхождение
и ранняя история славян
Восточные
славяне в VIII-IX
вв
Особенности
общественного строя, материальной и духовной культуры восточных славян
Протогосударственные
образования восточных славян в IX
в
Древнерусское
государство – Киевская Русь в X
в
Заключение
Введение
Существующее ныне
трехчастное деление славянства (восточные, западные и южные славяне) является
продуктом сложного и длительного исторического процесса, состоящим не только в
распаде общеславянского единства и делении славянской территории, но и в расселении
славян на обширнейших пространствах и взаимодействием с местным населением.
Восточные славяне ныне
– население, говорящее на русском, украинском и белорусском языках. Этому
населению свойственны специфические языковые и этнографические особенности,
выделяющие его из остального славянского мира. До образования отдельных восточнославянских
народов, в раннем средневековье, восточные славяне составляли единую
древнерусскую (восточнославянскую) народность, для которой были характерны
общий язык и однородная материальная и духовная культура, и которая, в свою очередь,
сформировалась в процессе консолидации восточнославянских племен, вышедших в
разное историческое время и со своими специфическими особенностями из единого
праславянского этноса. Таким образом, восточные славяне – понятие не
географическое, а этноисторическое.
Со времени зарождения
на Руси летописания поставлен вопрос: «Откуда есть пошла Русская земля?»,
вопрос, на который до сих пор по-разному отвечают историки.
Русская культурная
элита, и не только она, всегда интересовалась, и по-разному его разрешала,
вопросом о месте и роли восточных славян в мировом историческом процессе. Сложность
и многогранность проблемы в значительной степени усиливались фрагментарностью,
неполнотой и противоречивостью сведений, носящих иногда легендарный характер, древнерусских
и иных источников.
В настоящее время в проблему
истории восточных славян в дописьменную эпоху решающий вклад внесла археология,
накопившая за последние годы значительный материал, анализ которых позволяет
по-новому взглянуть на уже устоявшиеся представления историков.
Происхождение и ранняя
история славян
В.О.Ключевский любил
повторять, что история России – это история страны, которая колонизуется. Он
имел в виду, конечно же, прежде всего колонизацию славянским населением
обширнейших пространств, заселенных с незапамятных времен самым различным
иноэтничным населением.
Анализ археологических
материалов и исследования лингвистов показывают, что расселение славян в лесную
и лесостепную зону Восточной Европы началось еще в праславянскую эпоху, когда
началась диалектная дифференциация единого праславянского языка. Особенностью
славянского расселения и освоения славянами пространств Восточной Европы
является то, что оно проводилось в разное историческое время и из различных
регионов праславянского мира и осуществлялась во взаимодействии с различными этносами.
Начало славян.
Славяне
входят в состав языковой семьи индоевропейских народов. Распад индоевропейской
общности не был одноактным процессом, а прошел через ряд этапов и длился
тысячелетия. Между древними индоевропейскими и современными языковыми группами
имели место промежуточные этноязыковые образования. Установлено, что языки
племен Срединной Европы: германский, кельтский, италийский, иллирийский, балтский
и славянский во II тысячелетии до
н.э. в своем развитии были близки друг к другу и составляли языковую группу - древнеевропейскую.
Древнеевропейцы занимали обширные пространства Европы от Скандинавии на севере
до Италии на юге и от Британских островов на западе до юго-восточной Прибалтики
на востоке. Древнеевропейцы выработали общую терминологию в области сельского
хозяйства, социальных отношений и религии. Древнеевропейские племена во II
тысячелетии в период, когда складывалась эта терминология, занимали районы
Центрально-европейского культурно-исторического ареала. Археологическая
культура, которую по времени и территориально можно связать с ним - это культура
полей погребальных урн, охватывающая бассейн верхнего и среднего Дуная,
верхней Эльбы, Одера и Вислы, а также Северную Италию. Эта культура лежит в
основе культур пракельтов, праиталиков, прагерманцев, праиллирийцев, праславян
и, по-видимому, некоторых других европейских этносов. Составной частью культур
полей погребальных урн является лужицкая культура, получившая
распространение в последних столетиях II
и в первой половине I тысячелетия до
н.э. между верхней Эльбой и Вислой, и которую относят к одной из диалектных группировок
древнеевропейского населения, принявшего участие в этногенезе древних
славян.
Славянская прародина,
или регион становления праславянского языка и этноса, связана с
археологической культурой подклошовых погребения, распространенной в V-II
вв. до н.э. в междуречье Вислы и Одера. Ее характерной
особенностью было то, что погребальные урны покрывали колоколовидным сосудом –
клошем. Формируется она в результате взаимодействия двух культур – лужицкой
и поморской, вызванного миграцией племен поморской культуры, принадлежащих в
языковом отношении к древнеевропейскому-западно-балтскому диалекту, в восточные
районы лужицкой культуры. По времени культура подклошевых погребений
соответствует первому этапу развития праславянского языка. Это период , когда
праславянский язык начал самостоятельное развитие, постепенно вырабатывая
собственную структуру и свою лексику. Ранние славяне находились в тесных
соседских контактах прежде всего с западными балтами и германцами.
Этноним
славяне появился не сразу с выделением этого этноса. Появлению этнонима
обычно предшествует период относительно узкого этнического кругозора, когда
племя в сущности себя никак не называет, прибегая к нарицательной
самоидентификации «мы», «свои», «наши», «люди», которых объединяла в первую
очередь взаимопонятность речи, откуда правильная и самая старая этимология
имени славян – от “слова” в значении говорить, слышать, быть понятым.
Германцы были
непосредственными соседями племен лужицкой культуры, т.е. еще древнеевропейцев,
которые, весьма вероятно, называли себя древнеевропейским этнонимом венеты/венеды.
Этот этноним и был перенес на формирующийся славянский этнос.
Славяне в
римское время. Следующий этап
развития праславянского языка датируется временем от конца I
тысячелетия до н.э. до III-V
вв. н.э. В этот период происходят серъезные изменения в фонетике языка славян,
получает развитие дифферинциация славянского языка. Эти довольно существенные изменения
в развитии праславянского языка были обусловлены взаимодействием славян с
другими этноязыковыми группами. В первые века нашей эры славяне заселяли
части территорий двух археологических культур: пшеворской и черняховской.
Эти культуры были крупными полиэтническими образованиями провинциальноримского
облика.
Пшеворская культура. Славяне,
кельты и германцы. Около 400 г. до н.э. начинается мощная
экспансия кельтов. В процессе расселения кельты легко смешивались с местным
населением, распространяя всюду латенскую культуру кельтов. Во II
в. до н.э. группа кельтов пересекла Судеты и осела в Силезии, другая группа,
преодолев Карпаты, расселилась в верховьях Вислы, среди проживающего здесь
славянского населения, представленного культурой подклошовых погребений. Так
начался период активного кельто-славянского взаимодействия, оставившего
заметный след в истории, культуре и языке славян, приведшего к возникновению пшеворской
культуры в конце II
в. до н.э. на территории , занятой культурой подклошевых погребений. Пшеворская
культура была полиэтничной, в ее ареале и наследники племен культуры
подклошевых погребений, и вторгшиеся германские племена, и кельты, и их
ассимилированные потомки. Славяне, именуемые античными авторами венедами,
преимущественно расселялись на землях Среднего и Верхнего Повисленья со
смежными областями бассейна Одера (Висленский регион) и Верхнее Поднестровье.
Лексические и
археологические материалы свидетельствуют, что в это время тесными были также славяно-германские
связи. Это подтверждается и письменными источниками. Античные авторы I-II
вв. н.э. (Птолемей, Плиний, Тацит) локализуют в бассейне Вислы племена венедов,
а западнее их – германские племена. Основным этносом в пшеворском ареале были
славяне- земледельцы. На их земли, особенно западные (Одерский регион
пшеворской культуры), вторгались более военизированные германские племена. И
все население таких регионов, в том числе славянское, римскими авторами именовалось
этонимами господствующего племени, т.е. вандалами, бургундами и т.д.
Активное воздействие
провинциально-римской культуры и благоприятные климатические условия первых
четырех столетий нашей эры в Средней Европе способствовали подъему
сельскохозяйственной деятельности, изменениям в производстве, строительном
деле, вооружении и быту. В обществе увеличивается социальное расслоение,
зарождается военно-дружинное сословие, складывается строй военной демократии.
Конец пшеворской
культуры приходится на период великого переселения народов и связан с
убытием германского этнического компонента (военно-дружинного сословия со свой
свитой и окружением) и начавшимся регрессом культуры и быта.
Результатом
неодинаковости вклада кельтов в генезис славянского этноса стало первое
диалектное членение славянства на две группы пшеворской культуры – северную
и южную. В начале средневековья на базе древностей этих зон развиваются две
археологические культуры: суковско-дзедзицкая и пражско-корчакская.
Черняховская культура. Славяне,
готы и сарматы. Готы – одно из племенных образований
восточных германцев. Появление готов в Польском Поморье фиксируется
археологическими памятниками вельбарской культуры с первой половины I
в. н.э. В последних десятилетиях II
в. н.э. начинается миграция готов в юго-восточном направлении по правому берегу
Вислы и далее по Западному Бугу - основному речному пути к Причерноморью. На
этом пути готы – носители вельбарской культуры встретились со славянами –
носителями пшеворской культуры. Постепенно в Мазовии, Подлясье и Западной
Волыни культурные различия между аборигенами и пришельцами нивелируются,
складывающая единая культура приобретает вельбарский облик и развивается здесь
до последних десятилетий IV
в.. В конце II – начале III
вв. готы появляются в междуречье Днестра и низовьях Дуная, где они расселились
среди гетто-дакийского населения и частично в сарматских землях и получили, со
временем, в позднеримских источниках наименование вестготы .
В конце II
– начале III вв. в
Севернопричерноморском регионе складывается черняховская культура, охватывающая
в III-IV
вв.
территорию от нижнего Дуная на западе до Северского Донца на востоке. Являясь
полиэтничной, она включала и готский, и сарматский, и гетто-дакский, и
славянский компоненты. Черняховское население оставалось пестрым в этническом
отношении вследствии кратковременности черняховской культуры и незавершенности
ассимиляционных процессов. Конец черняховской культуры был связан с нашествием
гуннов.
К этногенезу славян,
имеют отношение два региона черняховской культуры – Верхнеднестровский и
Подольско-Днепровский.
Первый регион
охватывает бассейн верхнего течения Днестра со смежными землями верховьев
Западного и Южного Буга, Стыри и Горыни. Это область становления черняховской
культуры на основе волыно-подольской группы пшеворской культуры. Спецификой
этого региона является крайняя малочисленность скифо-сарматских и готских (вельбарских)
компонентов. Это позволяет сделать вывод о заселении Верхнеднестровского
региона в позднем римском периоде преимущественно славянами. В начале средневековья
на базе древностей этого региона развивается пражско-корчакская археологические
культура, носителями которой было праславянское диалектно-племенное
образование, известное под этническим именем дулебы.
Подольско-Днепровский
регион простирается от среднего течения Южного Буга до левобережья среднего
Днепра, охватывая поднепровские земли – Среднее Поднепровье и поречье
порожистой части Днепра. Основную массу населения этого региона составили
потомки местных ираноязычных племен и расселившиеся славяне – носители
пшеворской, а также полиэтничное население - носители зарубинецкой культур,
игравшие более активную роль, в связи с чем здесь протекал постепенный процесс
славянизации ираноязычного компонента. Имевший место в черняховской культуре
ирано-славянский симбиоз оказал значительное воздействие не на весь славянский
мир, а только на юго-восточную часть его. Иранское наследие проявляется и в
формировании южной части восточного (будущие украинские и южнорусские говоры) и
южного (болгарский, сербохорватский, македонский языки) славянства. Иранское начало
имеют известные в восточнославянском язычестве божества Хорс и Симаргл.
Анты -
это отдельное диалектно-племенное образование славян, сформировавшееся при
активном участии иранского этнического компонента. Анты на иранских языках
означает “живущие на украине, пограничные жители”. Согласно Иордану, анты
заселяли лесостепную полосу междуречья Днестра и Днепра. В конце IV
в. имела место война готов с антами, в которой остготский король Винитарий все
же разгромил антов и казнил их князя Божа с 70 старейшинами. Это позволяет
предположить, что анты в IV
в. имели собственное военно-политическое образование, сопоставимое с другими
союзами племен того времени. Антское общество в IV
в. было социально расслоенным и соответствовало зрелым формам военной демократии.
Антами было создано раннегосударственное образование, во главе которого стоял
вождь, власть которого приобрела наследственный характер.
Из антского ареала
исходили славянские передвижения, приведшие к формированию раннесредневековых
болгар, сербов, хорватов и македонцев. В начале средневековья на базе
древностей этого региона развиваются две археологические культуры: пеньковская
антов и именьковская в Среднем Поволжье.
К черняховскому времени
восходят и другие бесспорные иранизмы в этнонимии юго-восточной части
славянского мира. Таковы хорваты, сербы, русь. Племенное имя сербов
связывается с иранской лексемой servi
со значением ”страж скота, стеречь”. Этноним сербы получен от сарматов, которые
под названием “servi
Sarmatorum”упоминаются в
источниках IV-V
вв., этот индоиранский компонент вошел в праславянский мир со стороны Южного
Побужья. Интересно тождество этнонимов ‘’sar-mat/har-vat‘’в
значение ‘’женский, изобилующий женщинами‘’. Весьма вероятно и индоиранское начало
этнонима русь, возводимого к иранской лексеме со значением “светлый,
блестящий”. Этноним рос первоначально тяготел к побережью Черного и
Азовского морей и Тавриды. Здесь существовал особый этнос росы. Взаимодействие
славян с этим народом привело к перенесению индоарийского этнонима на часть
юго-восточного славянства.
Великая
славянская миграция. Дальнейшее
развитие славянства и поздний этап эволюции праславянского языка(V-VII
вв.) связаны с окончанием провинциональноримского облика пшеворской и
черняховской культуры в результате нашествия гуннов, великим переселением
народов и резким изменением климата в Европе.
Изменение климата в
Европе. С конца IV
в. происходит сильное похолодание; особенно холодным был V
в. (самый холодный за прошедшие две тысячи лет). Похолодание вызвало
интенсивное увлажнение и рост количества осадков. Эти изменения сопровождались
поднятием грунтовых вод, повышением уровня рек и озер, заболачиванием больших
пространств, затоплением полей и поселений, вымыванием плодородного слоя почв и
т.п. Среднее Повисленье отличается наиболее низменным рельефом, и оно более
других регионов пострадало от наводнений и переувлажненности почв. Судя по
материалам археологии, его население полностью покинуло свои земли, регион
обезлюдил на время.
Из Среднего Повисленья
миграционные потоки населения, в римское время пользовавшегося всеми
достижениями среднеевропейской провинциальноримской культуры, направлялись в
юго-восточном направлении в Причерноморье (вторая волна готской экспансии,
приведшая к расселению остготов в Нижнем Поднепровье и Крыму) и в
северо-восточном через Мазурское Поозерье, средний Неман, бассейн Нериса-Вилии
до Валдайской возвышенности.
Именно с этого времени
мигрирующие славянские переселенцы постепенно осваивали верховья Днепра, район
озер Ильмень и Чудского, междуречье Волги и Клязьмы, районы Верхней Волги.
Свидетельством этой крупной миграции являются неизвестные в этих землях ранее
вещевые находки среднеевропейского провинциальноримского происхождения, в т.ч.
характерные славянской культуре. Первый этап славянского освоения лесной
зоны Восточной Европы связан с миграцией праславян пшеворской и вельбарской
культур в IV-V
вв. на территорию Подвинья, Смоленского Поднепровья и далее на восток в лесную
зону Волго-Клязьминского междуречья, районы Верхней Волги, озер Ильмень и
Чудского. На основе этой миграции в Полоцко-Витебском
Подвинье и Смоленском Поднепровье идет процесс становления смоленско-полоцких
кривичей, носителей тушемлинской культуры, а вблизи Псковского озера
и в бассейне Великой – псковских кривичей, носителей культуры длинных
курганов. Кривичи, как считают некоторые исследователи, получили свой
этноним от балтского Kreio
– “отделяю, отрезаю”, что означало также окраинную область славянского мира
(латыши до сих пор называют русских kries).
К сожалению, история не сохранила этнонима славянского населения, освоившего
территорию Волго-Окского междуречья. В отличие от поволжскофинских племен меря и
мурома его можно назвать славяне меря и славяне мурома.
Позднее в миграционный
поток были вовлечены славяне суково-дзедзицкой культуры Эльбо-Вислинского
междуречья, эволюционировавшей на основе северной части пшеворской культуры.
В VII-VIII
вв. формируется культура сопок ильменских словен. Постепенно ильменские
словене расселились в бассейне Ильменя с реками Шелонью, Ловатью, Мстой, а
также частью Полужья и землями на восток до рек Молога и Чадогоща.
Нашествие гуннов. Гуннское
нашествие в конце IV – первой половине
V вв. затронуло весь ареал черняховской
культуры. Большая часть поселений прекратила существование. Были уничтожены
ремесленные центры, снабжавшие население своей продукцией, прекратилось
поступление импортных изделий. Разрушение провинциальноримской цивилизации вызвало
регресс экономики населения и изменило материальную культуру.
Часть черняховского
населения, в том числе анты, была втянута в движении гуннов на запад и вместе с
ними осела на Среднедунайских землях.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5
|