рефераты бесплатно

МЕНЮ


Курсовая работа: Чешские земли в второй половине XІХ в. - 1914 г.

Кризис чешского сейма завершился его роспуском в июне 1913г. Управление Чехией было передано комиссии австрийских сановников во главе с графом Шенборном. В марте 1914г. был распущен и австрийский рейхсрат, правительство стало править на основе Ст.14 Конституции без парламента.

В определенных кругах чешской буржуазии стали разрабатываться проекты возможного решения чешского и словацкого вопросов вне империи Габсбургов.

Конституция 1867г. гарантировала право на образование союзов и обществ, хотя этот закон и был ограничен административными мерами австрийского правительства. В 1870г. был принят закон о коалициях, зафиксировавший право рабочего класса на организацию профессиональных союзов. Таким образом в конце 60-х годов XIXв. в Цислейтании была создана законодательная основа для развития легального рабочего движения.

Характерными чертами формирования рабочего движения с начала 60-х годов в чешских землях были его многонациональный состав, включение в рамках левого крыла в общедемократическую борьбу. Первой организацией австрийских трудящихся, в которой участвовали и чешские рабочие, стал Рабочий просветительский союз (декабрь 1867г.), на учредительном собрании которого присутствовало более 3000 человек. Одним из центров, в которых возникли рабочие организации, являлись Брно и Либерец. В последнем сложилась социал-демократическая группа “Старая гвардия”. Ее возглавил Йозеф Болеслав Пецка (1849-1897). Широкую известность получила наиболее массовая стачка текстильщиков (в ней участвовало около 3500 человек) в северочешском городе Сваров (1870г.), 6 участников которой были расстреляны правительственными войсками, многие ранены.

В этот период чешская буржуазия в лице ее лидеров стремилась оказать как можно более широкое влияние на рабочее движение, рассматривая его одной из составных частей национальных сил. С 1868 по 1875г. в Чехии действовала организация “рабочей самопомощи” “Оул” (“Улей”), во главе которой был представитель Национальной партии Ф. Хлеборад, видевший в развитии взаимопомощи путь к социальному миру.

Чешские социалисты уже в конце 60-х годов заявили о необходимости борьбы против влияния буржуазной идеологии на социалистическое движение. Процесс формирования революционных рабочих партий ускорила Парижская коммуна. Распространению идей марксизма способствовала деятельность Л. Запотоцкого (1852-1916), сотрудника первого печатного органа чешских социалистов газеты “Делницке листы” (“Рабочая газета”), выходившей с 1872г.

В апреле 1874г. в Нойдорфле была образована Социал-демократическая рабочая партия Австрии (СДРПА), на учредительном съезде которой присутствовало 10 чешских представителей от 20 городов. Она исповедовала принципы 1 Интернационала, призывала к классовой борьбе, признавала право наций на самоопределение. После 1874г. рабочее и социалистическое движение приобретают организованный характер.

Ввиду идейного разброда и в соответствии с рекомендациями руководства СДРПА о создании территориальных организаций в 1878г. чешскими социал-демократами была учреждена Чехославянская социал-демократическая рабочая партия. Учредительный съезд принял за основу Готскую программу. В принятый документ был включен пункт о праве наций на самоопределение, освобождение трудящихся рассматривалось как социальная задача.

В начале 80-х годов социалистическое движение в чешских землях переживает организационный раскол. Острые идейно-политические разногласия привели к распаду Чехославянской социал-демократической рабочей партии на радикалов (Либерец), которым были присущи анархизм, отказ от борьбы за повседневные требования, и умеренных (Моравия), акцентировавших внимание на достижении экономических задач.

Начало объединительному процессу положил выход в августе 1885г. в Брно нового органа - социал-демократического журнала “Ровност” (“Равноправие”). В конце 1887г. состоялся съезд чешских социал-демократов, принявший программу, разработанную Й. Хыбешем. В ней были сформулированы требования всеобщего избирательного права, неукоснительного соблюдения гражданских прав и свобод. Конечной целью являлась ликвидация эксплуататорского строя.

Тенденция к сближению, наметившаяся во второй половине 80-х годов, когда чешские социалисты первыми встали на путь преодоления существующего в австрийской социал-демократии раскола, привела к объединению социалистических партий австрийской части монархии. Этот процесс происходил под знаком интернационализма. 30 декабря 1888 - 1 января 1889г. в Хайнфельде состоялся объединительный съезд социалистических организаций Цислейтании. В программе указывалось на многонациональный состав социалистического движения, говорилось об интернационалистском духе, который должен был пронизывать всю последующую деятельность социал-демократии. Принятая программа провозглашала необходимость установления социалистического общества. Политическая демократизация страны, прежде всего введение всеобщего избирательного права, борьба за трудовое законодательство, защищающее интересы трудящихся, были выдвинуты в качестве ближайшей цели движения. Буржуазный парламентаризм квалифицировался как “современная форма классового господства”.

С начала 90-х годов чешские социал-демократы все более настойчиво проводят линию на образование собственной национальной самостоятельной организации.

чехия социальный экономический культура

6. Федерализация австрийской социал-демократии

На 5 общеавстрийском съезде, состоявшемся в Праге 5-11 апреля 1896г., начался, а на 6 общеавстрийском съезде (Вена, июнь 1897г.) организационно оформился процесс федерализации единого социал-демократического движения в Цислейтании. Образование шести самостоятельных социал-демократических партий (австрийской, чешской, польской, итальянской, югославянской, а с 1899г. русинской) объяснялось стремлением выработать собственную тактику применительно к национальным условиям. Связующим звеном был общий Центральный комитет и съезд. Сохранилось и программное единство. Реорганизация общеавстрийской социал-демократии произошла на основе принципа полного равноправия национальных организаций по отношению к друг другу и австрийскому центру.

Вторая половина 90-х годов отмечена ростом забастовочного движения. Забастовками были охвачены все крупные промышленные центры: Прага, Брно, Пльзень, Либерец и др. Особым упорством отличалось выступление текстильщиков в 1898г. Многочисленные демонстрации протеста, первомайские манифестации, стачки, вершиной которых стала всеобщая стачка горняков в 1900г., свидетельствовали, что на рубеже XIX - XX веков чешский рабочий класс представлял собой реальную политическую силу, с которой вынуждена была считаться не только собственная, но и австро-немецкая буржуазия.

Чешские социалисты, добившись признания национальной базы социалистического движения, считали необходимым сочетать борьбу за национальные права, равноправие народов и интернационализм. Однако заявление о верности интернационализму в конкретной ситуации конца 90-х годов на фоне все разгоравшейся национальной вражды носили декларативный характер. В марте 1897г. 5 чешских социал-демократов впервые были избраны в австрийский рейхсрат. С трибуны парламента они выразили протест против государственно-правовой программы чешского буржуазного политического лагеря, выступили с требованием равноправия народов, заявили о непримиримых противоречиях между пролетарской и буржуазной идеологией.

В 1899г. австрийская социал-демократия на съезде в Брно (Брюнне) приняла национальную программу, основывающуюся на территориальном принципе. Она являлась первой попыткой решить национальный вопрос в условиях многонационального государства. Идеалом социалистов было преобразование Австрии в союз государств, в федерацию национально самоуправляющихся единиц.

Заметное влияние на практическую деятельность оказала программа культурно-национальной автономии. Согласно этой доктрине право наций на самоопределение ограничивалось определенными сферами общественной жизни, прежде всего распространялось на сферу культуры, систему образования. Сторонники этой концепции исходили из убеждения о целесообразности существующего государственного единства, ибо только в таких условиях можно было обеспечить гарантии экономического и социального развития всего населения монархии.

В начале XXв. главная линия чешских социал-демократов строилась исходя из общенациональных интересов, а не задач пролетариата всей страны. Введение всеобщего избирательного права должно было привести к реорганизации управления на местах, обеспечить необходимое представительство трудящихся в парламенте и снять остроту национальных противоречий.

Первая русская революция усилила боевой дух чешского пролетариата. Был создан специальный “Фонд помощи русской революции”. По всей Чехии прошли массовые митинги и демонстрации солидарности. Массовый характер приобрела борьба за всеобщее избирательное право, которая завершилась победой.

Выборы 1907г. продемонстрировали значительный успех социал-демократов, получивших 87 депутатских мест, из которых 24 мандата имели чехи. 21 мандатом располагали немецкие социал-демократы чешских земель.

В условиях нового подъема рабочего движения в чешских землях в 1910г. произошло разделение профсоюзов на чешские и немецкие. Сторонники единства профсоюзного движения - централисты - были исключены из членов Чехославянской социал-демократической рабочей партии. В 1911г. они образовали Чешскую социал-демократическую рабочую партию Австрии. Немногочисленная партия со главе с П. Цвинглером была признана II Интернационалом.

На XI последнем предвоенном съезде, состоявшемся в 1913г., чешские социалисты вновь подтвердили свою убежденность в целесообразности и необходимости преобразования Цислейтании в демократическую федерацию национальностей.

7. Чешская культура второй половины XIX - начала XХ в.

Во второй половине XIX - начале XХв. инструментом для придания культуре национального характера рассматривалось образование. К концу XIXв. система образования в чешских землях представляла собой сложную многоступенчатую структуру, сложившуюся в результате многочисленных преобразований. Наиболее значительными были реформы школы в 1849г. и в конце 60-х годов, согласно которым был введен, а затем закреплен принцип всеобщей и обязательной школьной повинности для детей с 6 лет. Декабрьская Конституция 1867г. провозглашала свободу обучения и равноправия наций в школе, подтвердила верховное право государства над школой. Закон 1868г. ликвидировал конкордат государства и церкви от 1855г., отменил контроль последней над содержанием учебников, поведением учеников и преподавателей. Школьный закон 1869г. существенно увеличил объем обязательного школьного курса. В результате принятых мер в 90-х годах XIXв. чехи обгоняют немцев по уровню генерационной грамотности, на рубеже веков они занимают первое место в империи по уровню общей грамотности.

С середины XIX в. одной из целей школы становится повышение уровня всеобщего образования. Перед ней была поставлена задача готовить новое поколение профессионалов, ориентированное на проведение активной чешской политики. Для этого периода характерно издание на чешском языке научных монографий чешских ученых, переводов учебной литературы и произведений классики с других языков, научных словарей, специальных журналов, учебников, книг для детей. Особенно активно проводила эту деятельность Чешская матица.

В результате большой и плодотворной работы была значительно пополнена лексика чешского языка. Причем при подготовке большинства книг по различным отраслям знаний их авторы явно отошли от пуристских взглядов Юнгмана, широко используя общепринятые европейские научные термины, кодифицировали на практике ряд новообразований. В середине XIXв. были созданы предпосылки, чтобы чехи могли овладеть основами всех отраслей знания на чешском языке.

В 80-е годы XIXв. чешский язык становится языком обучения на всех ступенях системы образования. Необходимость просвещения, нравственного развития народа рассматривается как главная задача культуры. Разделение в 1882г. Пражского университета на чешский и немецкий стало основой процесса консолидации национальной интеллигенции. Появление самостоятельного чешского высшего учебного заведения способствовало притоку в науку новых сил, превращению Карлова университета в крупный научный центр. Придать отечественной науке европейский уровень стремились языковед Я.Гебауэр, историк Я.Голл, социолог Т.Г.Масарик, искусствовед и эстетик О.Гостинский и др. В 1890г. была образована Чешская Академия наук, словесности и искусств. Она взяла на себя публикацию источников и историографических работ. На рубеже веков началась борьба за основание второго чешского университета в Брно, за увеличение чешских учебных заведений в Моравии.

В конце XIXв. ведущие позиции в исторической науке заняла позитивистская школа, представленная тремя поколения исследователей-учеников выдающегося чешского историка Я. Голла, ориентированная на фундаментальные аналитические исследования. В этот период шло становление историко-социологического направления, определяющее влияние на развитие которого оказал Т.Г. Масарик. В начале XXв. развернулась научная деятельность Л. Нидерле, характеризовавшаяся творческим подходом к изучению прошлого славянских народов. Широкую известность получили работы по историю чешской литературы Я. Влчека.

Значительным вкладом в развитие естествознания явилось открытие биологом Я.Е. Пуркине клеточного ядра и создание кинескопа. Г. Мендель - первооткрыватель законов наследственности. Высокий уровень развития промышленности, быстрая модернизация производства способствовали тому, что чешские ученые и инженеры явились новаторами во многих отраслях техники и технологии производства. Большую известность получили паровые машины инженеров “пражской школы”.

В середине XIX в. о чешской национальной культуре можно говорить как о системе. В художественных произведениях, образах на первый план выдвигается тема народа. Общенациональным делом стали основание и строительство Национального театра. Его торжественная закладка в 1868г. превратилась в грандиозную манифестацию десятков тысяч людей. К проектированию, оформлению, разработке репертуара после открытия театра в 1883 г. (в 1881г. здание сгорело) была привлечена плеяда чешских мастеров - художники М. Алеш, Ф. Женишек, скульптор В. Мыслбек и др.

60-е годы - период национального подъема - стали эпохой расцвета национального искусства. В своих произведениях чешские писатели реалисты выступали против национального и социального неравенства. Так, Я. Неруда (1834-1891) в “Песнях страстной пятницы” (1882-1887) призывал к борьбе за счастливое будущее. В поэтических циклах “Сельские песни”, “Чешские сонеты”, “Чешские песни” воспевал жизнь деревни С. Чех (1846-1908). Истории борьбы чехов за сохранение своей независимости посвящены романы-эпопеи А. Ирасека (1851-1930). Его исторические романы о гуситах “Между течениями”, “Против всех”, написанные с использованием древних рукописей и документов, исторических трудов, имели открытую патриотическую направленность.

Поэтизация мифов, легенд и деревенской жизни характерна для большинства произведений художника и иллюстратора Й. Манеса (1820-1871). Его кисти принадлежат цикл картин “Времена года” для башенных часов Пражской ратуши, иллюстрации к народным сказкам и преданиям, Краледворской рукописи и др. Творчество Манеса, многогранное по жанровой направленности, открыло новый период чешской исторической, бытовой и пейзажной школы живописи.

Его традиции продолжил М. Алеш (1852-1913), художник, карикатурист и иллюстратор, воссоздавший в своих образах гуситских героев. Его циклы “Родина”, “Жизнь старых славян” были пронизаны национальным духом. Творчество этого художника оказало серьезное влияние на утверждение принципов реализма в живописи.

Известным представителем монументального реализма XIX в. стал скульптор и педагог Й.В. Мыслбек (1848-1922). Его творческая манера формировалась под влиянием романтизма Манеса, произведений поздней античности, французских монументалистов того времени в сторону неоклассики. Создатель знаменитой конной статуи святого Вацлава в Праге (1888-1913) ваял декоративные скульптуры, портреты знаменитых чешских современников (Б.Сметаны) и пр.

Основоположником чешской оперы стал композитор, дирижер, пианист, музыкальный общественный деятель и критик Б. Сметана (1824-1884). Его оперы - историческая “Бранденбуржцы в Чехии” (1863), комическая “Проданная невеста” (1866), трагическая “Далибор”, шесть программных симфонических поэм “Моя Родина”, “Чешские танцы”, преследовавшие цель патриотического и музыкального воспитания народа на близких и понятных ему образах, - отличаются народным характером музыки. Основателем чешской национальной музыки вместе со Сметаной был А. Дворжак (1841-1904). Особенностью сочинений композитора было широкое использование народных мотивов. Особенно известны его “Славянские танцы”.

Вместе с тем требование возродить в чешской литературе общечеловеческие идеалы прозвучало также в середине 60-х годов, например в альманахе “Лада Ниола” (1855). Мысль о тесной связи чешской литературы с литературой мировой не означала отказа от национальной тематики и сохранения национального своеобразия культуры. Идея о том, что чешский народ должен был оставаться верным патриотом и в то же время принадлежать к мировому сообществу, становится программной у многих представителей чешской культуры. Острые дискуссии о признаках современности искусства, о слабых и сильных сторонах реалистической концепции характерны для всей второй половины XIX в.

В конце 80-х - 1914 годы в литературной жизни наблюдалось несколько течений. Реализм уступил место новым тенденциям. При чем в чешских землях общеевропейские процессы получили свою национальную интерпретацию. На уровне политических программ была сформулирована цель культуры - развивать гармонически, всесторонне образованную личность, способную к самостоятельным суждениям об искусстве. Попытки свести все богатство функций искусства этическим или же политическим принципам, когда литература и искусство в целом были призваны служить в первую очередь нравственности, рассматривать литературу как выразительницу общественных интересов, у поколения 90-х годов вызывает стремление найти новые идеалы.

Индивидуалистическая идеология нашла выражение в символизме и декадентстве. Манифест “Чешской модерны”, опубликованный в 1895г., который в качестве источника и критерия литературной деятельности провозглашал внутреннюю правду творческой индивидуальности, свидетельствовал, что модернизм в Чехии имел яркую национальную окраску. Манифест резко осуждал эклектизм, дилетантизм, иллюстративность и утилитарность таких авторов как драматург, прозаик, переводчик Я. Врхлицкий, или поэт, редактор журнала “Люмир” Й.Сладек, а также модные течения той эпохи “искусства для искусства”.

Новое направление в искусстве связано с творчеством художника и графика, мастера портретной живописи М. Швабинского (1873-1962). В пейзажах, росписях, графических работах он сочетал жизнеутверждающий реализм с символикой и аллегорией. Чувственный импрессионизм был основой живописи известнейшего чешского художника А. Славичека (1870-1910), воспевавшего красоту пражских улиц, набережных и садов. После поездки в Париж он обратился к панорамным работам “Вид Праги с Ленты”, затем “Собор святого Вита” и др. Наиболее крупным чешским скульптором этого периода был Я. Штурса (1880-1925) - основатель чешской современной скульптуры, последователь реалистической традиции, учитывавший импрессионистические тенденции эпохи.

На рубеже веков начал творить музыкант и педагог В. Новак (1870-1949), один из основателей чешской музыкальной педагогики, профессор Пражской консерватории, ученик Дворжака. Синтезировав национальные музыкальные традиции и элементы импрессионизма, он выработал свой собственный стиль. Им написаны произведения для фортепьяно (цикл “Пан”), камерных оркестров, симфонии и сюиты (“Словацкая”, “Югочешская”), оперы и др. Наиболее известным за границей чешским композитором наряду со Сметаной и Дворжаком был Л. Яначек (1854-1928), долгое время работавший в Брно, изучавший моравский фольклор. Яначек - автор 9-ти опер, в их числе “Шарка” (1887), балета “Ракош Ракочи” (1891), рапсодии “Тарас Бульба” и многих других сочинений.


Страницы: 1, 2, 3, 4


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.