Курсовая работа: Экономическая мысль эпохи Средневековья
Источники англосаксонского периода дают представление и об
отношении королевской власти к торговле. С одной стороны, короли, считая
торговлю одним из основных источников доходов казны, покровительствовали
торговым операциям, а с другой — пытались их регламентировать.
Большое влияние на экономическую мысль средневековья
оказывала каноническая доктрина, которая разрабатывалась церковными юристами,
интерпретаторами церковного права. Канонисты трактовали и экономические
вопросы, часто с позиций античной традиции, воззрений Аристотеля.
Основателем школы канонизма является Августин Блаженный (354 — 430 гг.).
Его основные произведения: «О жизни блаженной» (386) и «Монологи» (387). Он
считал торгово-ростовщический капитал, как и чрезмерное богатство, грехом. Деньги,
по Августину, — лишь средство облегчения и ускорения меновых операций.
Экономическая мысль классического средневековья развивалась
на базе церковного права, а систематическое истолкование и развитие его идеи
получили в трактате «Сумма теологии» написанным итальянским монахом Фомой
Аквинским (Аквинат) (1225-1274). В этом трактате он рассмотрел ряд
проблем актуальных для его времени. Опираясь на «догмы Аристотеля», Фома
Аквинский оправдывал социальное неравенство людей, защищал частную
собственность, идеализировал натуральное хозяйство. Но одновременно он порывал
с натурально-хозяйственными воззрениями, оправдывал обмен. В его работе нашли
отражение специфические вопросы товарного производства. Наиболее важным из них
является проблема «справедливой цены». Основанием обмена Фома Аквинский считал
равенство пользы обмениваемых вещей. Выражением этого принципа у него выступает
«справедливая цена», которую он объяснял в виде необходимых для изготовления
товара «количеств труда и издержек». Здесь имеется внешнее сходство с трудовой
теорией стоимости, но оно обманчиво. Постановка проблемы «справедливой цены» у
Аквината носила этически-нормативный характер, была основана на сословном
понятии справедливости. При такой трактовке трудовой момент играл условную
роль.
В своем трактате Фома Аквинский рассматривал и другие
атрибуты товарного хозяйства. В трактовке денег он придерживался
номиналистической теории их происхождения, признавал необходимость их как меры
стоимости и средства обращения. Его отношение к ростовщичеству и торговле
страдало противоречивостью. С одной стороны, он осуждал ростовщичество, а с
другой – обосновывал благопристойность ссудных операций осуществляемых
церковью. Он осуждал торговлю с целью получение прибыли, но в целом –
оправдывал ее. Случаи, когда вещь можно продать дороже цены, за которую купил:
-
Если в вещи
произошли некоторые улучшения;
-
Владелец понёс
убытки на перевозку, хранение;
-
Риск потери
потребительских качеств.
Фома Аквинский первый ввёл термин «Предпринимательский риск».
Таблица I. Сравнение взглядов ранних
(Августин Блаженный) и поздних (Фома Аквинский) канонистов
Августин
Блаженный
|
Фома
Аквинский
|
Разделение
труда
|
Умственный
и физический виды труда равноценны и не должны влиять на положение человека в
обществе. |
Деление
людей по профессиям и сословиям обусловлено божественным провидением и склонностями
людей. |
Богатство
|
Труд людей
создает богатство в виде материальных благ, включая золото и серебро.
Нетрудовое накопление последних («искусственного богатство») является грехом |
Золото и
серебро рассматриваются как источник приумножения частной собственности и
«умеренного богатства». |
Обмен
|
Обмен
осуществляется по принципу пропорциональности и является актом свободного
волеизъявления людей. |
Обмен как
субъективный процесс не всегда обеспечивает равенство извлекаемой пользы,
поскольку в результате этого акта случается, что вещь «поступает на пользу
одному в ущерб другому». |
Справедливая
цена
|
Ценность
товара должна устанавливаться в соответствии с трудовыми и материальными
затратами в процессе его производства по принципу «справедливой цены». |
Затратный
принцип установления «справедливой цены» считается не точным, так как он
может не доставить продавцу соответствующего его положению в обществе количества
денег и нанести ущерб. |
Деньги
|
Деньги
являются искусственным изобретением людей и необходимым для облегчения и
ускорения меновых операций на рынке благодаря «внутренней ценности» монеты. |
Ценность
денег (монет) на внутреннем рынке должна устанавливаться не по весу
содержащихся в нем металлов, а по усмотрению государства. |
Торговая
прибыль и ростовщический процент
|
Торговая
прибыль и ростовщический процент, извлекаемые из крупных торговых и ссудных
операций, превращаются в самоцель и потому должны расцениваться как не
богоугодные и грешные явления. |
Крупные
доходы купцов и ростовщиков лишь тогда допустимы, когда они извлекаются
трудом, связаны с транспортными и прочими издержками, а также риском, имеющим
место в благопристойной деятельности. |
В первой половине XVI в. в Западной и Центральной Европе
развернулось широкое общественное движение, антифеодальное по своей
социально-экономической и политической сути, религиозное (антикатолицистское)
по своей идеологической форме. Поскольку ближайшими целями этого движения
являлись “исправление” официальной доктрины римско-католической церкви,
преобразование церковной организации, перестройка взаимоотношений церкви и
государства, постольку оно стало называться Реформацией. Главным очагом
европейской Реформации была Германия.
Сторонники Реформации разделились на два лагеря. В одном
собрались имущие элементы оппозиции - масса низшего дворянства, бюргерство,
часть светских князей, рассчитывавших обогатиться посредством конфискации
церковных имуществ и стремившихся использовать удобный случай для завоевания
большей независимости от империи. Все эти элементы, тон среди которых задавало
бюргерство, хотели осуществления достаточно скромных, умеренных реформ. В
другом лагере объединились народные массы: крестьяне и плебеи. Они выставили
далеко идущие требования, боролись за революционное переустройство мира на
началах социальной справедливости.
У истоков Реформации стоял и крупнейшим идеологом её
бюргерского крыла являлся немецкий теолог Мартин Лютер (1483-1546).
Именно он сформулировал те религиозно-политические лозунги, которые вначале
вдохновляли и сплотили в Германии практически всех поборников Реформации.
Один из исходных пунктов лютеранского учения - тезис о том,
что спасение достигается исключительно верой. Каждый верующий оправдывается ею
лично перед богом, становясь тут как бы священником самому себе и вследствие
этого не нуждаясь более в услугах католической церкви (идея “всесвященства”).
Возможность верующим быть внутренне религиозными, вести истинно христианский образ
жизни обеспечивается, согласно М. Лютеру, мирским порядком.
В целом эволюция деятельности и учения М. Лютера происходила
таким образом, что в них нарастали элементы бюргерской ограниченности,
узкоклассового политического утилитаризма, религиозного фанатизма, существенно
мешавшие дальнейшему развитию Реформации.
К числу виднейших идеологов и влиятельных деятелей Реформации
принадлежал Жан Кальвин (1509-1564). Обосновавшись в Швейцарии, он
опубликовал там богословский трактат “Наставление в христианской вере” (1536
г.). Сердцевина кальвинского сочинения - догмат о божественном предопределении.
Согласно Ж. Кальвину, бог заранее определил одних людей к спасению и
блаженству, других - к погибели. Люди бессильны изменить волю бога, но могут
догадываться о ней по тому, как складывается у них жизнь на земле. Если их
профессиональная деятельность (её предуказывает Бог) идёт успешно, они набожны
и добродетельны, трудолюбивы и покорны властям (установленным богом), значит,
бог благоволит к ним. Из догмата об абсолютном божественном предопределении для
истинного кальвиниста проистекал прежде всего долг целиком посвящать себя своей
профессии, быть максимально бережливым и рачительным хозяином, презирать
наслаждения и расточительность.
Пробуржуазный характер носила и произведённая Ж. Кальвином
коренная реформа устройства церкви. Церковные общины стали возглавлять старшины
(пресвитеры), избиравшиеся обычно из наиболее богатых мирян, и проповедники, не
имевшие специального священнического сана, исполнявшие религиозные функции как
служебные обязанности.
Отличительное свойство кальвинистской доктрины -
заключающаяся в ней жестокая религиозная нетерпимость ко всяким иным воззрениям
и установкам, в особенности к крестьянско-плебейским ересям.
Кальвинистская идеология сыграла в истории заметную роль. Она
существенно содействовала совершению первой буржуазной революции в Западной
Европе - революции в Нидерландах и утверждению в этой стране республики. На её
основе возникли республиканские партии в Англии, и прежде всего в Шотландии.
Вместе с другими идейными течениями Реформации кальвинизм подготовлял тот
“мыслительный материал”, на почве которого в XVII-XVIII вв. сложилось
классическое политико-юридическое мировоззрение буржуазии.
Восток
Экономические представления арабов неразрывно были связаны с
теми изменениями, которые происходили в аравийском обществе. В Аравии
феодальные отношения возникли в результате разложения первобытнообщинных
отношений на большей части полуострова и кризиса рабовладельческого уклада. В
древности в Аравии (на юге) существовали государства, где рабство играло
определенную роль. Однако главная масса непосредственных производителей была
представлена свободными общинниками, занимавшимися земледелием, основанным на
искусственном орошении.
Особенности физико-географических условий Аравийского
полуострова, преобладание пустынь и полупустынь определили существование и
развитие кочевого и отгонного скотоводства. Внутри племен происходил процесс
имущественного расслоения. Во время перекочевок многие семьи оседали в оазисах,
устанавливая собственность на землю.
В Аравии переход к феодальным производственным отношениям и
создание единого государства совпали с возникновением новой единобожной религии
— ислама. Глава первого общеарабского государства Мухаммед носил сан
пророка, осуществляя и светскую и духовную власть. Это соединение светского и
духовного начал наложило отпечаток на все последующее развитие мусульманских
стран, на идеологию, историографию, правоведение, экономическую мысль и т. д.
Экономическую мысль арабов в период возникновения
раннефеодального государства отразили Коран и жизнеописания Мухаммеда. Коран
(на русский язык переводится как «чтение») содержит проповеди Мухаммеда, его
высказывания по тем или иным вопросам в период 610—632 гг. Эти высказывания
записывались его сподвижниками и после его смерти были сведены воедино. Самые
ранние сохранившиеся списки Корана относятся к рубежу VII — VIII вв.
Наиболее часто Мухаммед упоминает богатых и бедных,
обращается к проблемам имущественного положения и неравенства, пытается дать
объяснение неравенству. Однако главная мысль — божественное происхождение
имущественного и социального неравенства. Именно аллах якобы дал «преимущество
одним пред другими в жизненном уделе.
В Коране земля объявлена принадлежащей богу и не каждый может
рассчитывать на ее получение или же сохранение за собой земельной
собственности. Но Коран утверждает принцип неприкосновенности частной
собственности, подчеркивая недопустимость присваивать чужое имущество, входить
в чужие дома «с задней стороны» или входить без разрешения. Строгое наказание
грозило ворам; им следовало отсекать руки «в воздаяние за то, что они
приобрели». Хотя Мухаммед порицает скупых, любящих богатство, золото, серебро,
тем не менее, проявляет большую заботу о сохранении богатства, выступает против
расточительства, излишней траты средств, призывает к бережливости. Правоверным
рекомендуется не поедать «достояний меж собой попусту» и не отдавать его
судьям, ибо «съесть часть достояния людей преступно», но давать родственнику
«должное ему», и бедняку, и путнику.
Все верующие обязаны были тратить часть своего имущества «на
пути божьем», уплачивая очистительную милостыню. Милостыня в понимании Корана
не обычная, добровольная благотворительность. Это своего рода единое обложение
всех принявших ислам, благотворительность, возведенная в степень
общерелигиозного и общегосударственного обязательства.
Коран неоднократно обращается к проблеме ростовщичества.
Мухаммед всячески устрашал ростовщиков воздаянием от аллаха, запрещение брать
высокий процент приписывал аллаху.
В результате завоеваний (632 — ок. 751) арабы создали
обширную империю, в состав которой вошли различные земли и народы.
Первоначальные установления, принятые при Мухаммеде и зафиксированные в Коране,
стали основой дальнейшего развития правовых и экономических концепций. Кроме
того, законоведы обращались к хадисам — преданиям о поступках и высказываниях
Мухаммеда, чтобы его именем освящать свои действия или толкования. Собирание и
толкование хадисов стало важным элементом развития, как права, так и
экономических концепций. Мусульманское право «шариат» (от слова «шар»— закон)
сложилось на основе трех источников: Корана, хадисов и обычного права.
Одной из коренных проблем, разработанных мусульманским
правом, была проблема собственности. Мусульманское право детально разработало
правила обложения земель.
В халифате примерно с IX в. возникло землевладение
мусульманских благотворительных учреждений, мечетей, религиозных школ и т. д. —
вакфы. Каждый мусульманин мог передать часть своих земель или другого имущества
мечетям и учредить вакф. В окончательном варианте вакфы стали неотчуждаемыми и
свободными от государственного налога.
Мусульманские законоведы признавали разницу между стоимостью
товара и объявленной ценой. Было подробно разработано право преимущественной
покупки недвижимого имущества, заключения договоров о залогах, оформления
торговых товариществ, основанных на доверии, и компаний. Объединения купцов для
ведения крупных торговых операций были широко распространены во всем
мусульманском мире. При заключении крупных сделок прибегали к чекам и векселям.
Безналичная торговля была выгодна всем участникам сделки. По чекам можно было
получать наличные деньги по всей территории халифата.
Крупнейшим мыслителем периода халифата, в работах которого
трактовались различные экономические проблемы, был выдающийся законовед Абу
Юсуф Якуб ибн Ибрахим аль-Ансари (731—798). Он являлся приверженцем
ханифитской юридической школы. В 782 г. Абу Юсуф был назначен на должность кади
(судьи) в Багдаде и первым получил титул верховного кади. Абу Юсуф написал
несколько сочинений, однако до нашего времени сохранилась единственная книга
«Китаб аль-Харадж» («Книга о подати»), которую он составил по желанию халифа
Харуна ар-Рашида. Основная цель, которую преследовал Абу Юсуф,— дать халифу
практическое руководство при решении различных вопросов, связанных с
экономической политикой. Абу Юсуф оправдывал переход государства к новой
системе налогообложения, отличной от времен завоеваний.
Арабский мыслитель Ибн Хальдун (Абу За-ид Абд
ар-Рахман ибн Мухаммед аль-Хадрами) (1332—1406) родился в Тунисе,
происходил из знатного рода. В 1382 г. он покинул Магриб, уехав в Египет, где в
течение 20 лет принимал активное участие в научной и политической жизни, пытался
бороться с коррупцией судебного аппарата, но безуспешно. Выступал против тех
феодальных слоев, политика которых вела к общему упадку экономики, к застою
общественной жизни.
Ибн Хальдун строго различал предметы потребления и достояния.
Главным источником доходов и богатства он считал человеческий труд, ибо «всякий
доход равноценен стоимости затраченного человеческого труда. Особое внимание
Ибн Хальдун уделил сложному труду, связанному с операциями различных видов,
подчеркивая, что, «если не было бы труда, не было бы и предмета». Развитие
ремесел, искусств и науки он непосредственно связывал с ростом
производительности труда.
Страницы: 1, 2, 3
|