Курсовая работа: Генезис феодализма. Отмена крепостного права в России
Крестьянство
было самым многочисленным сословием в империи, из них 30 млн. человек, т.е. 50%,
к 1860 г. были государственными крестьянами, проживавшими преимущественно
в Сибири и на севере России, частично в центральных губерниях. К ним относились
и народы Поволжья: мордва, чуваши, мари, татары. По сравнению с помещичьими
крестьянами государственные находились в привилегированном положении: имели
больше земли, платили налоги государству и не зависели экономически и
юридически от помещиков.
В
первой половине XIX столетия нарастают процессы разложения
феодально-крепостнической системы. Происходило это под
влиянием ряда факторов.
Развитие
товарно-денежных отношений во все времена в разных странах подрывало
натуральный характер производства. В России стремление помещиков производить
товарный хлеб привело к росту барской запашки, соответственно крестьянские
наделы сократились.
Сами
помещики начали "откреплять" крестьян от земельных наделов и
направлять в промысловую деятельность, это привело к тесной связи с рынком.
Значительную
часть крестьян, находившихся вне работы на барской запашке, переводили на оброк.
Оброчные
крестьяне имели право трудиться на мелких и более крупных промышленных
предприятиях, на вспомогательных работах, заработанные деньги отдавали помещику
в виде оброка, часть оставляли себе. Таким образом, росла армия наемных
работников, хотя бы временных, но это временное состояние длилось годами.
Зажиточные
крестьяне из числа промысловиков и оброчников выкупали себе волю, переходя
нередко в число предпринимателей.
Наблюдались
положительные сдвиги в агротехнике, это увеличивало товарность сельского
хозяйства и укрепляло рыночные связи.
Трудно
объяснимым явлением экономического развития России этого времени явился рост
барщины в земледельческих губерниях. Дворянская Россия не пошла по пути
английских "новых" дворян – джентри. Стремясь продавать хлеб за
границу, помещики решали проблему за счет посессионных крестьян, а позже – путем
расширения барщины, т.е. отработочной ренты на господских угодьях. Применение
труда арендаторов крепостниками исключалось. С середины XVIII в. до
середины XIX в. в России удельный вес барщинных крестьян вырос с 56 до 71%,
а труд их был менее производительным.
Таким
образом, кризис сельского хозяйства предреформенной России был по преимуществу
кризисом барщинной системы.
Одновременно
уменьшалась и доходность оброчного хозяйства помещичьих имений. В условиях
начавшегося промышленного переворота и роста фабричного производства
традиционные крестьянские промыслы и ремесла не выдерживали конкуренции с
мануфактурами и фабриками; сокращались заработки оброчных крестьян и доходность
помещичьих имений.
Уменьшалась и
платежеспособность, т.е. спрос населения страны, что сдерживало становление
рыночных отношений. Этот заколдованный круг
можно было разорвать только отменой крепостного права.
Решение
этой острейшей проблемы неверно сводить лишь к реформе 1861 года. Многое было
сделано и с начала XIX в., в правление Александра I, затем Николая I.
Декабристы готовились революционным путем свергнуть монархию (или заменить "плохого"
царя на "хорошего") и отменить крепостное право, однако в недрах
монархического строя зрели реформаторские идеи.
Вскоре
после прихода к власти Александр I в 1801 г. подписал "Именной
указ", по которому государственным крестьянам разрешалось покупать землю у
помещиков. Одновременно это право предоставлялось и мещанам (городским жителям
и купцам), причем речь больше шла о незаселенных землях.
В
1803 г. появился "Указ о вольных хлебопашцах". По нему помещикам
предоставлялось право отпускать своих крестьян на волю. Выкуп в среднем за душу
крестьянина составил 100 рублей серебром, или 396 рублей ассигнациями. В целом
за 60 лет до реформы 1861 г., с учетом 500 подписанных договоров, вольными
хлебопашцами стало 152 тыс. человек. Санкцию на освобождение давало
Министерство внутренних дел. В 1808–1809 гг. появились "Указы", ограничивающие
помещиков в наказании крестьян, крепостных запрещали продавать в "розницу"
и ссылать в Сибирь за маловажные проступки. Эти "Указы" можно считать
частичными реформами, в которых намечался механизм крупномасштабной
Крестьянской реформы. Более радикальными были меры по освобождению крестьян,
предпринятые в Прибалтике. Крестьяне Эстляндской, Лифляндс-кой и Курляндской
губерний в 1816–1819 гг. были освобождены от крепостной зависимости, но
без земли. Они становились арендаторами на землях помещиков, это напоминало
начавшуюся немного раньше аграрную реформу в Пруссии. Но крестьяне по-прежнему
подчинялись помещичьему суду, т.е. оставалась внеэкономическая зависимость.
Позднее
на российских просторах найдется много помещиков, выступавших за освобождение
крестьян без земли, т.е. по прусско-прибалтийскому варианту.
Своеобразным
реформированием крепостных отношений была организация с 1816 года военных
поселений по инициативе графа Аракчеева. Здесь речь также шла о государственных
крестьянах. "Поселенцы", к 1825 г. достигшие 400 тыс. человек,
занимались сельским хозяйством, отдавали половину урожая государству и
одновременно несли государственную службу. Подробно анализируя подобное
реформирование, можно сделать ряд выводов: регламентация жизни крестьян Воинским
уставом свидетельствовала о сильном падении в стране в целом производительности
труда в сельском хозяйстве, если правительство решило использовать в деревне
армейские порядки; "поселенцам" запрещалось торговать, уходить на
заработки в промышленность, т.е. Аракчеев невольно проявил себя явным "антирыночником".
После смерти Александра I военные поселения просуществовали еще до 1857 г.
Крестьяне в
дореформенной России подразделялись на помещичьих, государственных и удельных. Удельные принадлежали
императорской фамилии. Еще в 1797 г. для управления ими был создан
Департамент уделов, и бывшие дворцовые крестьяне стали называться удельными. В
1858 г. их насчитывалось 1,7 млн. человек, из них 838 тыс. мужчин.
Удельные крестьяне проживали в 27 губерниях, более 50% – в Поволжье; за 60 лет
размеры оброка у них выросли втрое, несли крестьяне и другие натуральные и
денежные повинности. В литературе нет сведений о частичном реформировании в
этой группе крестьян до 1861 г.
Продолжились
попытки реформирования государственных крестьян. Они принадлежали казне и
считались свободными сельскими обывателями, их экономическое и правовое
положение было значительно лучше, чем у помещичьих крестьян. В состав
государственных крестьян в XVIII – начале XIX в. вошли: черносошные крестьяне,
проживавшие на свободных землях; экономические крестьяне монастырей; остатки
незакрепощенных крестьян Прибалтики, Белоруссии, Закавказья. Эта группа
крестьян увеличилась с 6 млн. в 1796 г. до 9,3 млн. человек в 1857 г.
Феодалом выступало само государство, оно взимало за предоставленные
земледельцам участки фиксированные оброки, а также общегосударственные и
местные налоги.
Реформирование
государственной деревни было продолжено в середине 1830-х гг. П.Д. Киселевым, возглавлявшим 5-е
отделение императорской канцелярии. В 1836 г. в пяти губерниях выборочно
была проведена проверка положения государственных крестьян. В соответствии с
представленным П.Д. Киселевым докладом Николаю II, 26 декабря 1837 г.
было создано Министерство государственных имуществ, которое сам П.Д. Киселев
и возглавил. Государственная деревня была передана из ведения Министерства
финансов в ведение вновь учрежденного министерства.
При
проведении в 1837–1841 гг. реформы государственной деревни в ней
сохранялось общинное землепользование с периодическими переделами земли. Оброки
по-прежнему раскладывались по душам мужского пола, но размеры их определялись с
учетом доходности крестьянского надела; с этой целью был проведен Земельный
кадастр – межевание земель с оценкой их качества.
Крестьянам
разрешили аренду земли, находившейся в государственном резерве; в наиболее
крупных селениях создавались кассы мелкого кредита с выдачей ссуд крестьянам на
льготных условиях. На случай неурожаев устраивались "запасные хлебные
магазины". 231 тыс. крестьян было переселено в многоземельные губернии с
предоставлением им 2,5 млн. дес. земли, а 200 тыс. безземельных крестьян
получили из госрезерва 1,5 млн. дес. земли. До 1857 г. в селах появилось
26 тыс. школ, а также медицинские и ветеринарные пункты; создавались даже
образцовые "фермы" для пропаганды новейших приемов агрономии.
Опыт
этой реформы использовался позднее: идеи аренды земли, учреждение сельского
кредита, переселенческая политика, создание агрономической и ветеринарной служб
нашли воплощение и развитие в реформаторской деятельности П.А. Столыпина в
начале XX в.
Серьезным
недостатком реформы П.Д. Киселева было сохранение общинного землевладения.
Таким
образом, в первой четверти XIX в. Александр I продолжил начатое его отцом
Павлом I вмешательство государственных структур в отношения между помещиками и
крестьянами. При Николае I во второй четверти XIX столетия экспериментирование
по инициативе П.Д. Киселева коснулось положения и государственных
крестьян.
Но
в масштабах страны аграрный кризис нарастал, что вело к ослаблению всей
экономики.
4. Великая Крестьянская реформа Александра II
К
середине XIX в. Россия осталась в Европе единственной страной, не
отменившей крепостное право. В российском обществе зрело понимание того, что:
♦ крепостническая система экономически изжила себя, пришло в
упадок помещичье хозяйство и в целом сельское хозяйство;
♦ крепостничество сдерживало модернизацию страны, завершение
промышленной революции и осуществление индустриализации; формирование рыночной
экономики;
♦ крестьяне все более открыто протестовали против
существующего положения дел – отказывались работать на барщине, особенно
выступали против "месячины", не выплачивали оброк, совершали массовые
побеги на окраины страны, поджигали помещичьи имения; 1010 волнений крестьян
произошло только в 1851–1860 гг.;
♦ недовольство высказывали многие слои общества: радикалы,
либералы и консерваторы, славянофилы и "западники", студенческая
молодежь, наиболее грамотные и втянутые в рыночные отношения помещики и более
всего предприниматели.
37-летний
император Александр II, вступивший на престол 19 февраля 1855 г.,
практически и психологически был подготовлен к миссии "Царя-освободителя".
Ему было хорошо известно экономическое положение страны, падение ее авторитета
на международной арене. В 1855–1856 гг. речь шла уже не только об
экономическом спасении отечества, зашатались устои монархии, т.е. Александр II
был озабочен и укреплением личной власти. Все это заставило его в марте 1856
года, выступая перед московскими губернскими и уездными предводителями
дворянства, сделать историческое заявление: "Лучше отменить
крепостное право сверху, нежели дожидаться того времени, когда оно само собой
начнет отменяться снизу". Таким образом, речь шла о
реформе "сверху", по инициативе государства. Проекты освобождения
крестьян разрабатывались с 1857 г. в Секретном комитете, в губернских
комитетах, а с 1858 г. – в Главном комитете по крестьянскому делу.
Подавались "записки" и доклады различных комиссий, появлялись статьи
в печати и т.д.
Важную
роль в подготовке и проведении реформы сыграли: младший брат царя Константин,
министр внутренних дел С.С. Ланской и его товарищ (заместитель) Н.А. Милютин,
князь В.А. Черкасский, публицист Ю.Ф. Самарин, граф Я.И. Ростовцев,
генерал-губернатор В.И. Назимов и другие. Использовались теоретические
работы М.М. Сперанского, Е.Ф. Канкрина, П.Д. Киселева, передовые
взгляды на русскую историю поэта В.А. Жуковского. Писатель и издатель М.П. Погодин
впервые в России выступил с идеями ввести "гласность" и "свободу
книгопечатания", т.е. эти общедемократические принципы популяризовались в
России еще 150 лет тому назад. Принципы гласности тогда проявились в
публикациях в 1857 г. рескриптов от лица императора генерал-губернатору Литвы В.И. Назимову
и графу П.Н. Игнатьеву, губернатору Петербурга. Вскоре рескрипты были
направлены и остальным губернаторам. После этого закрутилась огромная
государственная машина: на местах вынуждены были создать комитеты по подготовке
местных проектов освобождения крестьян, гласно было произнесено само слово "освобождение".
Предложений
по решению проблемы было множество, но их можно свести к главным: 1) наиболее
реакционная часть помещиков настаивала совсем не освобождать крестьян; 2)
многие помещики, в том числе в черноземных губерниях, предлагали дать лишь
личную свободу крестьянам и освободить их без земли; 3) либерально настроенные
администраторы, помещики, общественные деятели выступали за освобождение
крестьян с землей. Александр II, выбрав третий вариант, выступил в роли
истинного реформатора.
Главными
вплоть до конца 1860 г. оставались разногласия по вопросам: определять или
нет выкуп за землю и в какой сумме; каким количеством земли наделять крестьян;
как поступить с крестьянской общиной.
19
февраля 1861 г. Александр II подписал "Манифест'' об освобождении
крестьян. Он оглашен был через две недели, 5 марта, в нем выражалась надежда "и
на здравый смысл Нашего народа", т.е. содержался призыв к спокойному
принятию всех "Положений" Крестьянской реформы. Эти "Положения"
включали 17 законодательных актов, из них важнейшими были: "Общее
положение о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости", "Правила
о порядке проведения в действие". Именно в этих документах более всего
прослеживается компромисс, на который пошли различные группы помещиков и
правительство.
Рассмотрим,
в чем заключались "Положения" (принятые для исполнения по всей
стране).
♦
Россия между американским (фермерским) и
прусским (большинство земли оставить за крупными землевладельцами) выбрала
прусский путь освобождения крестьян.
♦ Сразу и навсегда после опубликования "Манифеста"
все категории крестьян
становились лично свободными (без выкупа).
♦ Размеры земельных наделов крестьянам определялись, исходя
из места их проживания в одном из трех районов: 1) в черноземной полосе на одну
душу мужского пола выдавалось от 2 до 6 десятин, учитывался при этом
коэффициент каждой губернии, уезда и отдельных поместий; 2) в нечерноземных
областях крестьянам выделяли от 3 до 7 десятин; 3) в степной – до 12 десятин. В
среднем, на одну семью по стране приходилось около 10 десятин, а к концу XIX в.
– до 8 десятин.
♦ Помещик имел право забирать в свою пользу "излишки" земли
(если до реформы у этой семьи надел был больше), появились таким образом "отрезки" и
чересполосица, т.е.
лучшие участки земли помещик оставлял себе, поэтому один семейный крестьянский
надел нередко состоял из нескольких полос. Это, естественно, вызывало
недовольство крестьян, так как на такой земле было трудно хозяйствовать и
получать хорошие урожаи. В отрезки часто попадали луга, выгоны и пастбища,
которые крестьяне вынуждены были арендовать у помещика.
♦ Земля считалась крестьянской только после оформления выкупной сделки. Эта
проблема оказалась самой трудно выполнимой, растянутой во времени на несколько
десятилетий.
Оформляя
выкупную сделку, крестьянин переходил по закону в разряд "крестьян-собственников".
Но это обозначение было условным: кроме западных губерний, земля
предоставлялась не отдельно взятому крестьянскому двору, а общине. Общины
по закону от 19 февраля 1861 г. укреплялись на бывших помещичьих землях,
которыми предполагалось наделять крестьян, т.е. закреплялась общинная
форма землевладения. Община превращалась, по
сути, в коллективного помещика. Из ее фондов
образовывались наделы крестьян в случае заключения выкупной сделки. Крестьянин
не мог продать свой надел, сдать его в аренду за пределы общины без согласия
большинства ее членов Таким образом, появились новые трудности: на пути формирования рыночной экономики
встала община, общинные отношения вплоть до Столыпинских реформ препятствовали
образованию рынков земли, труда и капиталов. Община
с уравнительными переделами земли сдерживала и процесс социальной дифференциации в
деревне, образование зажиточных слоев с высокотоварным хозяйством рыночного
типа и беднейших слоев, готовых трудиться в городской
промышленности. Вновь серьезно стала проблема более активного формирования
рыночной экономики, но уже в иных, чем до 1861 г., условиях, так как
крестьяне стали лично свободными. Выкупная сделка считалась состоявшейся, если
между помещиком и крестьянином заключалась "Уставная грамота". Для
предварительного урегулирования всех спорных вопросов предоставлялось два года,
крестьяне в это время считались "временнообязанными" своему бывшему
помещику и ежегодно на его землях должны были отработать не менее 30 дней.
Состояние "временнообязанный" для 15% бывших помещичьих крестьян
затянулось до 1881 г., т.е. на 20 лет. И лишь поел* гибели Александра II
был ликвидирован институт "временнообязанных".
Утверждение
и введение "Уставных грамот" и многие другие проблемы хозяйственной и
общественной (в рамках органов крестьянского самоуправления) жизни крестьян
решались с помощью мировых посредников, институт
которых был создан летом 1861 г. Мировые посредники назначались Сенатом из
местных и авторитетных дворян по представлению губернатора. Всего назначили
1714 человек, т.е. на губернию приходилось не более 50 таких посредников.
Численность посредников совпадала с количеством организованных мировых
участков, в каждый участок входили максимум 5 волостей. Собирались уездные
съезды мировых посредников, высшей инстанцией которых было губернское по
крестьянским делам присутствие. Настораживал тот факт,
что судьба крестьян по-прежнему находилась в руках помещиков. И хотя
дворяне-посредники должны были блюсти государственные интересы, на деле нередко
получалось обратное – посредники вставали на защиту интересов помещиков. Можно
назвать лишь несколько имен посредников "первого призыва",
целенаправленно защищавших интересы крестьян. Это лучшие люди России: писатель
Лев Толстой, герой Севастополя хирург Н.И. Пирогов, бывший декабрист А.Е. Розен,
петрашевец Н.А. Спешней и еще несколько человек. Все они вскоре как "радетели
народа" вынуждены были уйти в отставку.
К
1881 г. 10 млн. бывших помещичьих крестьян (мужчин) получили 33,7 млн.
десятин земли, а помещики сохранили за собой 84,2 млн. десятин, т.е. в 2,5 раза
больше. Для обеспечения среднего прожиточного минимума крестьянам нужно было
выделить не по 3 или 3,5 десятин в среднем на душу, а не меньше 6–8 десятин.
Рыночная цена отведенной
в надел земли определилась в 1863 г. в 649 млн. рублей. Но в основу выкупа
была положена не рыночная цена земли, а прежние феодальные повинности крестьян.
♦ Выкупные платежи явились
важнейшей составной
частью первоначального накопления капитала, для победы капиталистических, т.е.
рыночных, отношений. До отмены платежей в 1907 г.
бывшие помещичьи крестьяне выплатили казне 1,5 млрд. рублей. Более 0,5 млн.
рублей выплатили временнообязанные крестьяне своим помещикам.
К
началу 1895 г. на выкуп было переведено 9159 тыс. крестьян мужского пола в
местах общинного землевладения и 110 тыс. домохозяев с подворным
землевладением. Именно до 1895 г. был завершен перевод на обязательный
выкуп тех 15% крестьян, которые оставались временнообязанными до 1881 г.
Выкупная
сумма с учетом бывших феодальных повинностей рассчитывалась путем так
называемой "капитализации оброка" по
примеру аграрной реформы в Пруссии 1810–1850 гг.
Годовой оброк, ранее
выплачиваемый, приравнивался к 6% от капитала "X".
Такой процент начислялся ежегодно по вкладам в банк. Если
крестьянин до 1861 г. уплачивал оброк в размере 9 рублей в год с одной
души мужского пола, то выкупная сумма "X" составляла: .
Иначе
говоря, сумма оброка принималась за постоянный доход, составлявший 6% с
капитала. При годовом оброке в 8 рублей выкупная сумма "X" составляла
133 руб. 33 коп.
Для
осуществления в масштабах страны выкупных операций уже в 1861 г. при
Министерстве финансов было образовано Главное выкупное учреждение. Казна, т.е.
государство, сразу выплачивало помещикам через банк деньгами или ценными
процентными бумагами 80% от всей заранее определенной выкупной суммы. Она
считалась долгосрочной "ссудой", которая предоставлялась крестьянам. В
течение 49 лет эта условная ссуда и взыскивалась ежегодно с крестьян.
Остальные
20% от выкупной суммы крестьяне выплачивали помещику сами, сразу при оформлении
"Уставной грамоты" или в рассрочку, по договоренности, деньгами или
отработками.
Именно
выкупная операция во многом способствовала становлению рыночных отношений в
стране. Государство получило важный источник накопления капитала; помещики
получили денежные средства и могли переводить свое хозяйство на рыночный путь –
покупая технику, отдавая, земли в аренду и используя труд наемных работников – батраков.
В экономику крестьянского хозяйства более активно проникали товарно-денежные
отношения.
На
окраинах империи – в Закавказье – крепостное право было отменено в силу ряда
причин позже, в 1864–1870 гг., а выкупные операции продолжились до 1917 г.
Государственных
– крестьян к 1861 г. насчитывалось 19 млн человек обоего пола. Для них
феодалом было само государство. Закон "О поземельном устройстве
государственных крестьян" был издан в ноябре 1866 г. Личная свобода у
них была и прежде, теперь на одну душу мужского пола предусматривалась
выделенная земля в пределах 8 десятин в малоземельных районах и до 15 десятин в
многоземельных. Земля считалась собственностью казны, у крестьян она находилась
лишь в пользовании. Выкуп наделов начал производиться лишь с июня 1886 г.
Удельных крестьян насчитывалось 2 млн.
человек обоего пола. Личную свободу они получили еще в 1858–1859 гг. С
1863 по 1865 г. их перевели на выкуп. Удельные крестьяне продолжали
платить прежний оброк в виде выкупных платежей в течение 49 лет.
Крестьянам,
кроме дворовых, предоставлялись не только полевые наделы, закрепленные за самой
общиной (если они были у них по документам десятой ревизии 1858 г.), но и
приусадебные земли, избы с огородами.
По
реформе 1861 г. землю не получили дворовые люди и работники посессионных
мануфактур.
Историческое
значение Аграрной реформы 1861 г. заключается в следующем: 1) она была
первой, принципиально важной в серии Великих либеральных реформ 1860–1870-х
гг.; 2) выкупные платежи крестьян использовались в
государственном железнодорожном строительстве, создании в стране
фабрично-заводской системы, в целом содействовали утверждению рыночных
отношений; 3)
хотя и медленно, из-за отрицательного
влияния общинных отношений, формировался рынок свободных рабочих рук
для промышленности; 4) вырос внутренний
торговый оборот из-за роста покупательной способности населения, проявления "спроса"
со стороны населения и ростом "предложения" со стороны
предпринимателей; 5) появление богатых крестьян содействовало формированию слоя предпринимателей, росту торгового и
промышленного капитала; 6) созданные в начале 1880-х г. Дворянский и
Крестьянский ипотечные банки активно проводили операции с землей, ее
куплей-продажей, т.е. складывался рынок земли; 7)
развивалась агротехника и агрономия в сельской местности, что
приводило к более высоким урожаям, росту товарности в агросфере, увеличению
внешних торговых оборотов; 8) отмена крепостного права содействовала
значительной демократизации общества, уравнению в правах всех
социальных групп населения, их самоутверждению как граждан Отечества; 9) вырос общеобразовательный и
культурный уровень населения.
Выводы
Главным
недостатком реформы 1861 г. было укрепление общины, что вызвало
необходимость дальнейшего реформирования в аграрной сфере. Крестьяне были
недовольны малоземельем, чересполосицей, налоговым гнетом, ограничением их
личной свободы общинными отношениями. На волне недовольства крестьян
сформировалось движение "Народная воля", от рук надовольцев погиб
Александр II, а крестьяне в трех русских революциях поддержали партии левого
толка…
В
развитие идей аграрной реформы, расчистившей путь для становления рыночной
экономики, был проведен еще ряд либеральных реформ, в том числе судебная,
земская, военная и т.д.
|