Курсовая работа: Государственное управление в скандинавских странах
Рассматривая
другие Скандинавские страны, отметим, что Дания особое значение придала реформе
финансов и персонала (программные бюджеты, расчет издержек и результатов,
ориентированный на качество оплата труда, развитие персонала и т.д.). Финляндия
сконцентрировалась прежде всего на реформе политического управления (сокращение
консультационных комиссий и т.д.), а также построении системы, ориентированной
на потребителей.[12]
Представляется
важным отметить, что в отношении совершенствования системы государственного
управления нет каких-либо догм и универсальных решений – административная
реформа в каждом государстве весьма специфична.
В
целом в число основных направлений реформирования системы государственного
управления в скандинавских странах входят:
А. Изменение задач
и функций системы государственного управления
·
изменение соотношения прямых и
косвенных инструментов государственного регулирования экономики путем
проведения приватизации (в отдельных случаях – национализации) предприятий
(изменение масштабов прямого участия государства в коммерческом обороте);
·
изменение распределения полномочий
между различными уровнями системы государственного управления путем
децентрализации (или в некоторых случаях – централизации);
·
дерегулирование (отказ государства от
части функций государственного регулирования);
Б. Совершенствование
работы системы государственного управления
·
улучшение качества публичных
государственных услуг и механизмов их распределения;
·
улучшение управления государственными
финансами и бюджетом;
·
совершенствование организационных
структур и деятельности органов государственного управления;
·
дебюрократизация (упрощение процедур и
сокращение сроков принятия решений в государственных органах власти);
·
реформирование государственной службы и
развитие человеческих ресурсов;
·
внедрение информационных технологий в
деятельность системы государственного управления;
·
развитие механизмов мониторинга
процессов управления, оценки достигнутых результатов.[13]
Трудно
найти единственный общий знаменатель проводимых в последние десятилетия административных
реформ в группе северных стран, но они проводились, и было довольно много
различных проектов. Уже говорилось о том, что по странам имеются существенные
различия, связанные с культурными, историческими и прагматическими факторами
принятия той или иной модели административных реформ. Но их менеджериальная
составляющая может быть обнаружена практически во всех странах.
3.2 Оценка эффективности проведения реформ и их проблемы
Административные
реформы в скандинавских странах 80-90-х годов оцениваются экономистами
неоднозначно. Существует влиятельное направление в западной административной и
политической теории, сторонники которого критикуют положенную в основу этих
реформ теорию государственного менеджмента за узко либералистскую
направленность основных ее положений, которая заставляет менять базовую модель
менеджмента в государственной службе, выполняющей основные задачи
государственного управления. Часть исследователей считает, что эта теория
является ограниченной не только в отношении ее применения к другим странам, но
и для самих скандинавских стран.
Основоположники
менеджериального подхода к государственному управлению Дэвид Осборн и Тэд
Геблер (США) в своем знаменитом труде «Перестройка правительства» («Reinventing
Government») проанализировав недостатки бюрократической модели управления,
подробно изложили желаемые и необходимые преобразования, которые должны
произойти на федеральном и местном уровне.[14]
Под
менеджментом в государственной службе понимается процесс управления в рамках
учреждений государственной службы, и наука об этом управлении, и искусство
управления и соответствующий набор навыков, и персонал государственного
управления. Менеджмент в государственной службе реализуется через свои основные
функции: планирование, организацию, координацию, мотивацию и контроль. Разделение
управленческого труда нормативно закрепляется в организационной структуре, а
повторяющиеся и стандартные действия – в управленческих процедурах.[15]
Ясно,
что государственный менеджмент является доминирующей тенденцией в странах
Северной Европы. Тем не менее, его идеология и реформистская практика должны
оцениваться с точки зрения реальной проблемы, разрешить которую он пытается. И
здесь, прежде всего, нужно отметить дисфункции бюрократического управления и
иерархизацию традиционного административного государства, против которых и направлен
государственный менеджмент. Предложив альтернативу, государственный менеджмент
отнюдь не претендует на монополию. Но он оказался наиболее технологичным для
решения проблемы повышения эффективности государственного управления и борьбы с
недостатками бюрократии. Приватизация и рынок позволили сделать государственное
управление и общественный сектор более чувствительными к экономической
конъюнктуре, более конкурентоспособными и экономными. Вместе с тем,
государственный менеджмент не решил проблемы контроля за соответствием
деятельности государства общественным нуждам и ценностям. В связи с этим все
настойчивее у политологов и экономистов звучит идея совмещения рыночных и
демократических механизмов в государственном управлении. Вновь на первый план выходит
проблема соотношения администрирования и политики, политического контроля над
государственным управлением. Актуальной проблемой остается ответственность и
подотчетность государства его гражданам, участие последних в процессе выработки
и осуществления политики. Кризис государства всеобщего благосостояния, который,
в частности, стимулировал административные реформы под флагом рынка и
эффективности, поставил проблему, так и неразрешенную государственным
менеджментом. Это обеспечение не только экономической эффективности, но и
справедливости в деятельности государства.[16]
Не до
конца реформам удалось решить и проблему открытости и профессионализма
государственной службы. Опять обостряются вопросы о соотношении количественных
и качественных критериев в оценке государственной деятельности, о вертикальных
и горизонтальных связях в государственном управлении, о единстве управления и
др.
Необходимо
подчеркнуть, что государственный менеджмент — это не идеология, а способ
решения возникших в 80-90-е годы в государственном управлении на Западе задач.
Что же касается эффективности и оправданности этого способа, то их нужно
оценивать, исходя из опыта проведенных реформ и степени пригодности
государственного менеджмента к конкретной ситуации и культуре.
Таким
образом, важнейший результат, проводимых государствами Скандинавии реформ,
заключается в следующем: реформирование государственного управления — это дело
не только государства, оно требует широкого участия граждан, прежде всего, при
определении целей и задач реформ, а также тесного партнерства между
государственными и негосударственными секторами.
Заключение
Скандинавия
- это часть Северной Европы, имеющая богатую историческую и культурную
самобытность. В географическом плане, центром Скандинавии является Скандинавский
полуостров, в котором расположены Швеция, Норвегия, а также северо-западные
регионы Финляндии. Также к Скандинавии относятся Дания и Исландия,
расположенные вне Скандинавского полуострова. Таким образом, к понятию
«Скандинавия» относятся 5 независимых государств - Швеция, Норвегия, Дания,
Исландия и Финляндия, а также автономные владения Дании - Гренландия и
Фарерские острова.
На
протяжении многих столетий скандинавские королевства несколько раз объединялись
в политические союзы. Самым крупным и долговременным союзом была Кальмарская
уния, которая длилась 126 лет - с 1397 по 1523 гг. В Кальмарскую унию входили
все скандинавские государства - Швеция, Дания, Норвегия, а также зависимые в те
времена от этих королевств территории - Исландия, Финляндия и Гренландия.
На
сегодняшний день Дания, Швеция и Финляндия являются членами Евросоюза, тогда
как Норвегия и Исландия не стали вступать в это сообщество. К тому же,
общеевропейская валюта евро является официальной валютой только одной из этих
пяти стран - Финляндии, в остальных государствах денежной единицей являются
свои национальные кроны.
Норвегия,
Швеция и Дания, по государственному строю, и по сей день остаются
королевствами, и, следовательно, главой этих государств является монарх. А вот
Финляндия и Исландия, по форме управления, являются более современными
государствами, и главой этих стран является президент, избираемый народом.
Страны
Северной Европы представляют собой единый культурно-исторический регион. В
историческом развитии государственного управления и государственной службы
страны этого региона прошли сходные этапы. Наблюдалось и прямое взаимовлияние:
так, становление системы государственного управления и государственной службы в
Швеции оказало сильное влияние на аналогичный процесс в Финляндии. Это связано
не только с тем, что в XVII-XVIII веках Финляндия входила в состав Швеции и
восприняла шведские традиции в области права и управления; многие современные
реформы в области права, государственного управления и государственной службы
также идут по «шведской модели». При всех сохраняющихся различиях и своеобразии
североевропейские страны составляют в сфере управления единую группу, для
которой характерно наличие сильного парламента, развитых традиций местной
демократии и тщательно проработанных взаимоотношений государства и
муниципалитетов.
Для
стран скандинавской системы характерна большая самостоятельность органов
местного самоуправления в оперативных вопросах, и одновременно крайне
незначительные правовые гарантии, что позволило многим исследователям сблизить
скандинавские страны с Великобританией. Однако, в отличие от британской модели,
местная власть в этих странах значительно больше интегрирована в
государственный механизм, что проявляется и в доминирующих тенденциях: если в
Соединенном Королевстве присутствие государственных органов на местном уровне
усиливается, то в королевствах Датском, Шведском и Норвежском наоборот,
государство уменьшает полномочия своих органов на местах в пользу
самоуправления.
Изучая
государственное управление в странах Скандинавии можно сделать вывод, что
именно институт парламента и парламентаризм в целом отличает этот регион от
остального мира. Безусловно, что институт парламента играет в этих странах
очень важную роль. И возможно именно его своеобразность привела к тому, что на
данный момент эти страны являются одним из самых процветающих регионов мира.
Поэтому
целесообразно использовать позитивный опыт организации и деятельности
парламентов Скандинавских стран и Финляндии в ходе формирования правового
государства в России, для совершенствования организации и деятельности
представительных органов РФ и развития форм парламентского контроля в
Российской Федерации.
Реформирование
государственного управления не является уделом исключительно стран с переходной
экономикой – в странах с устойчивой политической и экономической системой,
таких как скандинавские, проведение такого рода реформ является существенной
составляющей происходящих изменений. В 20-30 годах административные
преобразования в этих странах были связаны с необходимостью усиления роли
государства в экономике, выполнения социальных функций, а в 80-90 годах –
напротив, потребностью в сокращении чрезмерно большого числа задач, возложенных
на государство.
Основные
направления реформирования системы государственного управления в скандинавских
странах включают:
1)
Изменение задач и функций системы государственного управления.
2).
Совершенствование работы системы государственного управления.
Реформирование
государственного управления — это дело не только государства, оно требует
широкого участия граждан, прежде всего, при определении целей и задач реформ, а
также тесного партнерства между государственными и негосударственными
секторами.
Таким
образом, глобальное реформаторское движение в сфере государственного управления,
затронувшее очень многие страны от Монголии до Соединенных Штатов, в том числе
и скандинавские, преследует широкомасштабные цели: правительства в ходе реформ
заново определяют роль государства и его отношения с гражданами.
Список литературы
1.
Атаманчук Г.В. Теория государственного
управления – М.: Омега-Л, 2006. – 584 с.
2.
Бурханов А. Специфика развития экономик
скандинавских стран на современном этапе // Мировая экономика и международные
отношения, 2006. – №7. – С. 107-113.
3.
Василенко И.А.
Административно-государственное управление в странах Запада: Учебное пособие.
Изд. 2-е, перераб. и доп.— М.: Логос, 2001. — 200 с.
4.
Государственная политика и управление.
Учебник. Часть 2. Уровни, технологии, зарубежный опыт государственной политики
и управления / Под ред. Л.В. Сморгунова. — М.: Российская политическая
энциклопедия (РОССПЭН), 2007. — 495 с.
5.
Государственное управление и политика:
Учеб. пособие / Под ред. Л.В. Сморгунова. - СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та,
2002. - 564 с.
6.
Дидык М.Е. Система государственного
управления – М.: Феникс, 2007. – 350 с.
7.
Дьякова В. Скандинавский
парламентаризм. Сравнительный анализ политических институтов [электронный
ресурс] – режим доступа свободный: http://centurion-center.narod.ru/scand.h
8.
Исаев М.А. Механизм государственной
власти в странах Скандинавии – М.: Городец, 2004. – 400 с.
9.
Исаев М.Л., Чеканский Л.Н., Шишкин В.Н.
Политические системы стран Скандинавии и Финляндии. – М.: Статус, 2004. –
312 с.
10.
История государства и права зарубежных
стран. В 2-х ч. / Под ред. Крашенинниковой Н.А. и Жидкова О.А. – М.: НОРМА,
2004 – 624 с.
11.
История политических и правовых учений.
/ Под ред. Лейста О.Э. – М.: Зерцало, 2006. — 568 с.
12.
Капогузов Е.А. Предпосылки и ключевые
характеристики реформы государственного управления в зарубежных странах //
Экономический вестник Российского государственного университета, 2007. – Т. 5.
– № 4. – С.31-37.
13.
Козбаненко В.А. Государственное
управление – М.: Статус, 2002. – 366 с.
14.
Лавриненко А. Опыт реформирования
государственного управления / Центр Тренинга и Консалтинга [электронный
ресурс]– режим доступа свободный: http://www.strategs.com/ctc/publications/gosu
15.
Мигунова М.А. Скандинавские
государства: центральные органы власти. - М.: Юрид. лит., 1975. - 224 с.
16.
Могунова М.А. Скандинавский
парламентаризм. Теория и практика – М.: РГГУ, 2001. – 350 с.
17.
Пикулькин А.В. Система государственного
управления – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004. – 543 с.
18.
Пронкин С.В., Петрунина О.Е.
Государственное управление зарубежных стран – М.: Аспект-Пресс, 2004. – 414 с.
19.
Ракитская И.А. Парламентский контроль в
области финансов в Скандинавских странах // Журнал российского права. – 2001. –
№ 2.- С.131-141.
20.
Рой О.М. Система государственного и
муниципального управления: Учебное пособие. 3-е изд. – СПб.: Питер, 2003. – 300
с.
21.
Симачев Ю.В. Административная реформа
как необходимое условие проведения эффективной политики модернизации экономики
[электронный ресурс] – режим доступа свободный: http://www.icss.ac.ru/userfiles/file/public_pdf680.pdf
22.
Система муниципального управления. /
Под ред. Зотова В.Б.– СПб.: Питер, 2005. - 493 с.
23.
Старцев Я.Ю. Государственное и
муниципальное управление в зарубежных странах [электронный ресурс] – 2005. – 170
с. – режим доступа свободный:
24.
Уткин Э.А., Денисов А.Ф.
Государственное и региональное управление – М. Юнити, 2002. – 329 с.
25.
Чиркин В.Е. Система государственного и
муниципального управления: Учебник. - М.: Юристъ, 2005. – 379 с.
26.
Шамхалов Ф. Основы теории
государственного управления: Учебник для вузов.– М.: Экономика, 2003.–
518 с.
[1] Козбаненко В.А. Государственное управление – М.:
Статус, 2002. – С.264-270.
[2] Государственное управление и политика: Учеб. пособие
/ Под ред. Л.В. Сморгунова. - СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2002. – С.265-268.
[3] Государственное управление и политика: Учеб. пособие
/ Под ред. Л.В. Сморгунова. - СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2002. – С.265-268.
[4] Дьякова В. Скандинавский парламентаризм.
Сравнительный анализ политических институтов [электронный ресурс] – режим
доступа свободный: http://centurion-center.narod.ru/scand.h
[5] История государства и права зарубежных стран. В 2-х
ч. / Под ред. Крашенинниковой Н.А. и Жидкова О.А. – М.: НОРМА, 2004 –
С.468-451.
[6] Новая «форма правления» – Конституция 1809 г.,
которая вводила разделение властей, значительно расширяла права Риксдага,
провозглашала основные права и свободы. За королем сохранялась значительная
власть, прежде всего в области внешней политики.
[7] Государственная политика и управление. Учебник. В 2
ч. Часть И. Уровни, технологии, зарубежный опыт государственной политики и
управления / Под ред. Л.В. Сморгунова. — М.: Российская политическая энциклопедия
(РОССПЭН), 2007. — С.268-269.
[8] Исаев М.Л., Чеканский Л.Н., Шишкин В.Н. Политические
системы стран Скандинавии и Финляндии. – М.: Статус, 2004. – С.130.
[9] Государственная политика и управление. Учебник. Часть
2. Уровни, технологии, зарубежный опыт государственной политики и управления /
Под ред. Л.В. Сморгунова. — М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН),
2007. — С.367-369.
[10] Лавриненко А. Опыт реформирования государственного
управления / Центр Тренинга и Консалтинга [электронный ресурс]– режим доступа
свободный: http://www.strategs.com/ctc/publications/gosu
[11] Государственная политика и управление. Учебник. Часть
2. Уровни, технологии, зарубежный опыт государственной политики и управления /
Под ред. Л.В. Сморгунова. — М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН),
2007. — С.367-369
[12]
Капогузов Е.А. Предпосылки и ключевые характеристики реформы государственного
управления в зарубежных странах // Экономический вестник Российского
государственного университета, 2007. – Т. 5. – № 4. – С.31-37.
[13]
Симачев Ю.В. Административная реформа как необходимое условие проведения
эффективной политики модернизации экономики [электронный ресурс] – режим
доступа свободный: http://www.icss.ac.ru/userfiles/file/public_pdf680.pdf
[14] Лавриненко А. Опыт реформирования государственного
управления / Центр Тренинга и Консалтинга [электронный ресурс]– режим доступа
свободный: http://www.strategs.com/ctc/publications/gosu
[15] Государственная политика и управление. Учебник. Часть
2. Уровни, технологии, зарубежный опыт государственной политики и управления /
Под ред. Л.В. Сморгунова. — М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН),
2007. — С.367-369
[16] Государственная политика и управление. Учебник. Часть
2. Уровни, технологии, зарубежный опыт государственной политики и управления /
Под ред. Л.В. Сморгунова. — М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН),
2007. — С.367-369
|