Курсовая работа: Государственное управление СССР в период с 80-х по 90-е годы XX века
Курсовая работа: Государственное управление СССР в период с 80-х по 90-е годы XX века
1
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОРЛОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
ИНСТИТУТ БИЗНЕСА И ПРАВА
Кафедра: «Государственное управление и финансы»
ЗАДАНИЕ
на курсовую работу по дисциплине
«История государственного управления
в России»
Студент Орлов Ю. С.
Шифр 020155 группа 21-У
Тема: «Государственное управление СССР в период с 80-х по 90-е годы
XX века»
Срок сдачи работы 8.12.2033
Руководитель работы Зубрицкая В. И.
Задание принял к исполнению 16.09.2003
Подпись студента______________
Введение
Вторая половина 60-х – середина 80-х годов были для СССР периодом
нарастания негативных явлений во всех сферах жизни общества. Они проявлялись в
стагнации экономики, росте оппозиционных настроений населения, падении
авторитета Союза на международной арене. Принимаемые руководством страны меры
по «совершенствованию» социализма не могли остановить надвигающегося кризиса
административно-командной системы.
В середине 80-х
руководство КПСС провозгласило курс на перестройку. По масштабу вызванных ею
перемен в Европе, да и во всем мире ее справедливо сопоставляют с такими
историческими событиями, как Великая французская революция или Октябрь 1917
года в России. Итак, термин “перестройка”
появился в нашей политической лексике в 1985 году.
Что такое перестройка, каков был ее замысел, и каким было ее
действительное содержание? Представители различных социальных групп и
политических направлений в обществе дают на эти вопросы далеко не одинаковые
ответы. Есть три основных подхода к толкованию понятия «перестройка». Первый
подход — под перестройкой понимается «революция сверху»: слом тоталитарной
политической системы, изменение общественного и государственного строя в СССР.
Второй подход: перестройка есть предательство социализма, антисоциалистические
манипуляции. Сторонники третьего подхода употребляют слово «перестройка» для
обозначения того периода, который был связан с действительностью М.С. Горбачева
на высших партийных и государственных постах, избравшего путь реформирования
социализма.
Началось обновление
экономических основ, политического устройства и духовной жизни общества.
Цель курсовой работы – исследование
развития системы органов власти и управления в СССР в 80-е – 90-е годы.
Задачи курсовой работы:
- Истоки и причины перестройки;
- Положение в стране в начале 80-х гг.;
- Система государственного управления
СССР по Конституции 1977 года;
- Государственный аппарат власти и
управления в период перестройки (1985-1991 гг.);
- Реформа избирательной системы. Первый
и Второй Съезды народных депутатов;
- Преобразования в экономике;
- Создание политических партий и
движений;
- Внешняя политика СССР;
- Итоги перестройки.
1 Истоки и
причины перестройки
1.1 Положение в стране в начале 80-х
гг.
К началу 80-х годов
советская система хозяйствования исчерпала возможности к развитию, вышла за
границы своего исторического времени. Осуществив индустриализацию и
урбанизацию, командная экономика не смогла далее провести модернизацию, т. е.
глубокие преобразования, охватывающие все стороны жизни общества. Прежде всего
она оказалась неспособной в кардинально изменившихся условиях обеспечить должное
развитие производительных сил, защитить права человека, поддерживать
международный авторитет страны. СССР с его гигантскими запасами сырья,
трудолюбивым и самоотверженным населением все больше отставал от Запада.
Советской экономике оказались не по плечу возрастающие требования к
разнообразию и качеству потребительских товаров. Промышленные предприятия, не
заинтересованные в научно-техническом прогрессе, отвергали до 80% новых
технических решений и изобретений. Растущая неэффективность экономики отрицательно
сказывалась на обороноспособности страны. В начале 80-х годов СССР начал
утрачивать конкурентоспособность в единственной отрасли, в которой он успешно
соперничал с Западом, в сфере военных технологий [4, С. 474].
Экономическая база страны
перестала соответствовать положению великой мировой державы и нуждалась в
срочном обновлении.
Одновременно громадный
рост образованности и информированности народа за послевоенный период,
появление поколения, не знающего голода и репрессий, сформировали более высокий
уровень материальных и духовных потребностей людей, поставили под сомнение сами
принципы, положенные в основу советской тоталитарной системы. Потерпела крах
сама идея плановой экономики. Все чаще государственные планы не выполнялись и
непрерывно перекраивались, пропорции в отраслях народного хозяйства нарушались.
Достижения в области здравоохранения, образования, культуры утрачивались.
Стихийное перерождение
системы изменило весь жизненный уклад советского общества: перераспределились
права руководителей и предприятий, усилилась ведомственность, социальное
неравенство.
Изменился характер
производственных отношений внутри предприятий, начала падать трудовая
дисциплина, массовыми стали апатия и безразличие, воровство, неуважение к
честному труду, зависть к тем, кто больше зарабатывает. В то же время в стране
сохранялось внеэкономическое принуждение к труду. Советский человек,
отчужденный от распределения произведенного продукта, превратился в
исполнителя, работающего не по совести, а по принуждению. Выработанная в
послереволюционные годы идейная мотивация труда слабела вместе с верой в
близкое торжество коммунистических идеалов [7, С. 103].
В начале 80-х годов все
без исключения слои советского общества испытывали психологический дискомфорт.
В общественном сознании зрело понимание необходимости глубоких перемен, но
заинтересованность в них была различной. Числено выросшей и более
информированной советской интеллигенции все труднее было мириться с подавлением
свободного развития культуры, изолированностью страны от внешнего
цивилизованного мира. Она остро ощущала на себе пагубность ядерной конфронтации
с Западом и последствия афганской войны.
Интеллигенция хотела
подлинной демократии и индивидуальной свободы.
Большинство рабочих и
служащих необходимость перемен связывали с лучшей организацией и оплатой труда,
более справедливым распределением общественного богатства. Часть крестьянства
рассчитывала стать подлинными хозяевами своей земли и своего труда [12, С. 59].
Однако в конечном счете
совсем другие силы определили направление и характер реформирования советской
системы. Их предопределили экономические интересы номенклатуры советского
правящего класса. Его эволюция к началу 80-х годов завершается. Номенклатура
тяготится коммунистическими условностями, зависимостью личного благополучия от
служебного положения. Чтобы обезопасить себя, узаконить свое господство, она
стремится изменить общественный строй в своих интересах. Чтобы стать
независимой от власти, стать настоящим собственником, номенклатуре необходимо было
уничтожить общественную социалистическую собственность и соответствующую ей
государственную надстройку, которые в течение десятилетий являлись основой ее
господства и благополучия. Этот шаг расколол единый правящий класс. По одну
сторону “баррикад” оказались так называемые «партократы», привыкшие
рассматривать государственные должности всего лишь как кормушку и ни за что не
отвечать. В узкоэгоистических интересах «партократы» стремились во что бы то ни
стало сохранить отжившую систему. Другая, большая часть правящего класса,
объективно действуя в интересах всего общества, неосознанно поддерживала
радикально-оппозиционные силы, требовавшие обновления и реформ.
Таким образом, к началу
80-х годов советская тоталитарная система фактически лишается поддержки значительной
части обществе.
В условиях монопольного
господства в обществе одной партии - КПСС, наличия мощного репрессивного
аппарата перемены могли начаться только “сверху”. Высшие руководители страны
отчетливо сознавали, что экономика нуждается в реформировании, но никто из
консервативного большинства Политбюро ЦК КПСС не хотел брать на себя
ответственность за осуществление этих перемен.
Своевременно не решались
даже самые назревшие проблемы. Вместо принятия каких - либо мер по оздоровлению
экономики в качестве панацеи предлагались все новые трудовые почины, новые
формы “социалистического соревнования”. Громадные средства отвлекались на
многочисленные “стройки века”, подобные Байкало-Амурской магистрали. С каждым
днем становилось очевидным: для перемен необходимо обновление руководства
страны.
1.2 Конец
Брежневской эпохи
Смерть в ноябре 1982 г.
Л. И. Брежнева и приход к власти более здравомыслящего политика Ю. В. Андропова
пробудили в обществе надежды на возможное изменение жизни к лучшему.
Ю. В. Андропов, много лет
возглавлявший КГБ, яснее других видел катастрофическое состояние советской
экономики, коррупцию и разложение в обществе. От многих политических деятелей
своего поколения он отличался более высоким уровнем культуры, политическим
реализмом. Андропов стремился видеть общество в реальной динамике со всеми его
возможностями и нуждами. Новый советский руководитель поставил целью подъем
страны, преодоление экономических трудностей, укрепление дисциплины на
производстве, в партийном и государственном аппарате. Плохое состояние здоровья
не позволило Андропову выполнить все задуманное, в том числе в области
национальной политики. Но в течение тех 15 месяцев, которые он находился у
власти, привычные победные реляции стали уступать место критическим оценкам
состояния советского общества. Началом самокритики стал призыв к обществоведам
и политикам лучше узнать советское общество, “трезво представлять, где мы
находимся”. Были сделаны первые шаги к анализу противоречий в обществе, к
пониманию необходимости совершенствования хозяйственного механизма. Основную
ставку новое руководство сделало на не всегда законные меры по наведению
порядка и дисциплины на производстве, включая “отлов” опоздавших на проходных,
прогульщиков в магазинах и даже в банях [1, С. 427].
Лозунгом дня стало
наведение элементарного порядка. Были сняты с работы некоторые
высокопоставленные взяточники и казнокрады, включая министра внутренних дел
Щелокова и первого секретаря Краснодарского крайкома Медунова. В ряде районов
страны начали работать группы следователей. Кампания против коррупции нашла
широкую поддержку в народе, но была быстро свернута.
Далеко идущие последствия
имела кадровая политика нового руководства. В короткое время было смещено 18
союзных министров, 37 первых секретарей обкомов. Андроповская “команда”
собиралась им заново из самых разных мест: Н. И. Рыжков - с Урала, Е. К.
Лигачев - из Сибири, В. И. Воротников - из Воронежа, М. С. Горбачев - из
Ставрополя. Эти люди, разные по жизненному опыту, взглядам на обновление экономики,
принесли с собой в Москву реальные знания местных экономических и социальных
проблем. В высшем эшелоне руководства страны стало складываться новое
соотношение сил, которое в конечном итоге открыло путь М. С. Горбачеву к
политическому руководству страной [1, С. 430].
Меры по укреплению
дисциплины и порядка дали лишь краткосрочный результат в виде незначительного
повышения производительности труда в промышленности. В целом же в народном
хозяйстве мало что изменилось. Продолжалась непопулярная война в Афганистане, а
с ней непомерно росли военные расходы. Все изощреннее становились методы борьбы
с инакомыслием. Диссидентов незаконно помещали в психиатрические больницы,
высылали за рубеж, лишали советского гражданства. По этой причине практически
прекратились гражданские выступления. Открыто действовала лишь небольшая группа
“За доверие между Востоком и Западом”, продолжали борьбу за выезд из СССР
отказники евреи. Политические заключенные оставались в тюрьмах. Не содержала
принципиально новых подходов и внешняя политика Ю. В. Андропова. Ей недоставало
гибкости и рациональности. Напряженность между Востоком и Западом достигла в
этот период своего апогея. К этому были причастны обе стороны. Президент США Р.
Рейган, объявив о начале работ над программой Стратегической оборонной
инициативы (СОИ), известной под названием “звездных войн”, втянул СССР в новый
разорительный виток гонки вооружений. В свою очередь Ю. Андропов, пытаясь
обновить коммунистические идеалы в стране и поднять ее авторитет на
международной арене, вступил в решительную схватку с идеологическим
противником. Противостояние двух блоков обострилось в связи с трагедией 1
сентября 1983 г., когда советским истребителем был сбит южнокорейский
пассажирский лайнер Боинг-747, нарушивший Государственную границу СССР. США
использовали этот инцидент, чтобы представить в глазах мировой общественности
Советский Союз “империей зла”. После этого были прекращены все ведущиеся
советско-американские переговоры о сокращении вооружений. В феврале 1984 г. Ю.
В. Андропов скончался. Его попытки придать эффективность бюрократической
системе без структурных изменений, усиление требовательности и контроля, борьба
с отдельными пороками не вывели страну из кризисного состояния, лишь на время
укрепив тоталитарную систему.
В короткий период с
февраля 1984 г. по март 1985 г. правоконсервативные силы в руководстве страны,
приведшие к власти престарелого К. К Черненко, попытались вернуть страну к
прежним брежневским порядкам. Предложенная от имени нового Генерального
секретаря ЦК КПСС программа действий была лишена каких-либо новых подходов.
Были свернуты немногочисленные начинания Ю. В. Андропова по оживлению
экономической жизни, обновлению руководящих кадров. Шаг за шагом углублялся
социально-политический кризис [1, С. 431].
1.3
Курс на
«обновление общества»
Избранием в марте 1985
г. М. С. Горбачева на пост Генерального секретаря ЦК КПСС была наконец прервана
порочная традиция последних лет. Общество хотело, чтобы во главе партии и
страны встал, наконец, молодой, энергичный человек. М. С. Горбачев был избран
потому, что правящая элита не могла не считаться с общественным мнением, не
признаваемым официально, но реально существующим. Перемен ждал мощный слой
партийно-государственных чиновников, военных, обеспокоенных развалом государства.
По своему в
реформировании советской системы были заинтересованы технократы, интеллигенция.
Совпадение во времени внутренних и внешних факторов требовало коренным образом
изменить условия производства и методы управления [8, С. 113].
Родившийся в 1931 г., М.
С. Горбачев принадлежал к поколению, которое называло себя “детьми ХХ съезда”.
Образованный человек и опытный партийный работник, Горбачев продолжил начатый
Андроповым анализ состояния страны и поиск путей выхода из создавшейся
ситуации. Идеи глубоких реформ родились не на пустом месте. Из-за закрытости
советского общества, статистических подтасовок для большинства советских людей
кризисные явления были малозаметны. Однако у экономистов, политологов,
хозяйственников большое беспокойство вызывало увеличивающееся технологическое
отставание Советского Союза. На единицу конечного продукта в СССР тратилось
почти вдвое больше природных ресурсов, энергии, человеческого труда, чем в
передовых странах. СССР являлся крупнейшим в мире производителем стали, станков,
обуви, но большинство товаров было неконкурентоспособно на международных
рынках. Страна резко отставала от современных требований в области
компьютеризации народного хозяйства, по внедрению других достижений НТР. К
середине 80-х годов и для такой огромной и богатой ресурсами страны
возможности экстенсивного развития были исчерпаны. В 1984 г. впервые за
послевоенное время упала годовая добыча нефти, долгие годы бывшая главной
статьей экспорта, а следовательно, важнейшей опорой советской экономики [11,
С.154].
Различные варианты
реформы обсуждались и в научных кругах, и в недрах партийного аппарата. Однако
целостной концепции перестройки экономики к 1985 г. еще не сложилось.
Большинство ученых и политиков искали выход в рамках сложившейся системы: в
переводе народного хозяйства на путь интенсификации, создании условий для
внедрения достижений НТР. Этой точки зрения придерживался в то время и М. С.
Горбачев. Для укрепления позиций страны на международной арене, улучшения
условий жизни населения страна действительно нуждалась в интенсивной
высокоразвитой экономике.
Уже первые выступления
нового Генерального секретаря ЦК КПСС показали его решимость приступить к
обновлению страны.
2 Система государственного управления СССР в 80-е – 90-е
г.г.
2.1 Конституция 1977 года
7 октября 1977 г. Верховный Совет СССР утвердил
Основной Закон - Конституцию СССР. Конституция подчеркивала свою
преемственность с предшествующими ей конституциями (1918,1924,1936 гг.).
Констатировалось
построение “развитого социалистического общества” и создание “общенародного
государства”. В качестве цели указывалось построение “бесклассового
коммунистического общества”, базирующегося на общественном самоуправлении.
Основой экономической системы признавалась социалистическая собственность на
средства производства, политической – советы. Закреплялась “руководящая и
направляющая” роль коммунистической партии. В тексте появились новые разделы: о
политической системе общества, социальном развитии и культуре, о внешней
политике, статусе народного депутата, преамбула. В целом 9 разделов:
1 Основы общественного
строя и политики
2 Государство и личность
3
Национально-государственное устройство
4 Советы народных
депутатов и порядок их избрания
5 Высшие органы власти и
управления
6 Основы построения органов государственной власти и управления в союзных
республиках
7 Правосудие, арбитраж и
прокурорский надзор
8 Герб, флаг, гимн,
столица
9 Действие Конституции и
порядок её применения
Конституция закрепляла
новые формы “непосредственной демократии”: всенародное обсуждение и референдум;
новые гражданские права: право на обжалование действий должностных лиц, на
судебную защиту от посягательства на честь и достоинство и на критику действий
государственных и общественных организаций. Впервые были закреплены права на
охрану здоровья, жилища, на пользование достижениями культуры, свободу
творчества. В законе подчеркивалась неразрывная связь прав и обязанностей.
Конституция закрепляла за каждой союзной республикой право выхода из состава
СССР, а также право законодательной инициативы в высших органах власти Союза.
Конституция с большей определенностью подчеркивала значение личности,
декларируя уважение и охрану её прав и свобод.
Однако, тезис об
общенародном государстве, провозглашенный еще в 1961 г., был не более чем
декларацией, хотя Конституция закрепляла новые формы демократии: референдумы,
всенародное обсуждение, новые гражданские права. Фактически речь шла об
усилении монопольной власти КПСС: в ст.6 подчеркивалось, что ядром политической
системы развитого социализма, руководящей и направляющей силой советского
общества является КПСС [5, С. 303].
Как и прежде, структура
государственных органов состояла из высших органов власти и управления, раздел
6 определял структуру и компетенцию органов государственной власти и
управления в союзных республиках (Приложение А).
Структура, прерогатива и полномочия Верховного
Совета и Президиума остались без принципиальных изменений, то же самое
относится к деятельности Совета Министров СССР. В июле 1978 г. Верховный Совет
принял Закон о Совете Министров СССР, где был четко определен правовой статус
правительства, как высшего исполнительного и распорядительного органа
государственной власти СССР, правомочного решать все вопросы государственного
управления. Одним из основных направлений деятельности Совета Министров, как
указывалось в ст.2 Закона, являлось укрепление сплоченности всех наций и
народностей страны в целях строительства коммунизма (Приложения Б, В).
Страницы: 1, 2, 3, 4
|