рефераты бесплатно

МЕНЮ


Курсовая работа: Государственное устройство царства Селевкидов

Города декретировали Селевкидам и другие почести, кроме тех, которые подходили только богам. Двусмысленность царского культа, которая позволяла обращать к богам молитвы о спасении обожествленного царя, делала возможным, например, такое: в храме Афины в Илионе была воздвигнута конная статуя Антиоха I в знак благодарности за почитание им святилища; в то же время у царя в этом городе был жрец его собственного культа. Изображения, посвященные Селевкидам, насчитывались, поэтому в огромном количестве. Другой особой и более редкой почестью царям и царицам было присвоение их имен месяцам календаря. Уже в 281 г. до н. э. один из месяцев в Илионе был назван Seleukeios. В календаре Смирны были месяцы антиохейон, лаодикейон и стратоникейон. Один месяц календаря в Лаодикее на Лике также был посвящен Антиоху (Ι). Династические имена давали также филам и демам, например, в Колофоне, Магнесии на Меандре, в Нисе. Само собой разумеется, что подразделения жителей в колониях, основанных Селевкидами, часто носили династические имена. Так было, например, в Антиохии на Меандре, в Лаодикее на Лике, в Селевкии Пиерийской. В честь царей городами учреждались празднества: в Баргилии, Эритрах, Илионе, ионийской конфедерации, в Лаодикее на Лике, в Смирне. Наконец, отмечались дни рождения суверенов.

Династический культ

Мы уже немного затрагивали эту тему когда говорили о Антиохе III. Хотелось добавить сюда следующие. В противовес Бикерману бельгийский ученый П. Ван Нуффелн считает, что он возник в 209 году.

Также хотелось добавить то, что согласно эдикту Антиоха III организация этого официального культа была следующей. Царь назначал в каждой сатрапии верховных жрецов на неопределенное время. Обязанности, вероятно, были разделены между понтификом покойных царей и понтификом здравствующего монарха. Антиох III в 193 г. до н. э. добавил к ним еще верховных жриц своей супруги Лаодики. Эти жрецы были эпонимами в соответствующих своих провинциях. Титул archihiereus — «верховный жрец» указывает, что они пользовались некоторой властью в отношении простых жрецов монархической религии.

Возможно, как считает Бикерман что этот институт был введен Антиохом III незадолго до 193 г. до н. э. В период между 197 и 188 гг. до н. э. некий Птолемей был «стратегом и верховным жрецом Келесирии и Финикии». Кроме двух надписей периода царствования Антиоха III, мы не располагаем никакими другими свидетельствами о верховных жрецах царского культа.

Из этих текстов вытекает, что сфера полномочий верховного жреца совпадала с территорией сатрапии. Нет никаких доказательств и даже никакой вероятности, что эти верховные жрецы осуществляли некий контроль над муниципальными жрецами царского культа. Но каковы были их права в области прямого им подчинения? Письмо Антиоха III как будто свидетельствует, что контракты должны были датироваться именами верховных жрецов. Между тем в клинописных документах селевкидской эпохи имя царского жреца никогда не встречается. Следует ли отсюда, что ордонанс Антиоха III относился только к документам, написанным по-гречески, которые пока еще не дошли до нас? Демотические акты в Египте в этом отношении соответствовали греческим текстам.

Единственным бесспорно установленным фактом является то, что в правление Антиоха III в провинциях Селевкидской державы существовал культ монарха, отличный от муниципального и непосредственно подчиненный суверену. Чтобы определить характер культа и роль его верховных жрецов, надо, очевидно, понять его связь с царской властью. Каким образом и по какой причине царь устанавливал свой собственный культ или культ своих предков? Иначе говоря, как и в каком смысле царь становился богом для самого себя?

Для исследования этого вопроса обратимся еще раз к царской титулатуре. Выше уже было выяснено, что прозвища, часто перегружавшие ее, иногда были просто местными выдумками[53]. На Делосе обнаружены три посвящения в честь Гелиодора, представителя Селевка IV; в одном из них, воздвигнутом торговцами города Лаодикеи Финикийской, суверену присваивается эпитет «Филопатор»; в двух других надписях, авторами которых выступают сам царь и один из его придворных, вообще нет эпитета. Тем не менее, напрашивается предположение, что цари иногда принимали в качестве официального титула лестные эпитеты, предлагаемые им городами. Как можно проверить это? Мы видели выше, что легенды на монетах связаны с муниципальными титулами. A priori ничто не доказывает, что монетный двор даже в Антиохии воспроизводил какие-либо титулы, кроме тех, которые были присвоены суверену жителями этого города. Не помогут ответить на этот вопрос и письма Селевкидов. В своей корреспонденции эллинистические цари никогда не прибавляли никакого эпитета к своему царскому имени. Это распространяется и на адресованные им письма. Таков закон греческого эпистолярного стиля. Все же имеются другие данные относительно официальной титула-туры царей. Во-первых, трудно представить себе, чтобы придворные, а тем более чужеземцы в своих посвятительных надписях в честь монарха присваивали ему эпитет, которым он сам не украшал своего имени. Если афиняне называют Антиоха IV «Эпифаном» и этот же эпитет появляется в посвятительной надписи на булевтерии в Милете, построенном царским придворным, если собственные придворные Антиоха III именуют его «Великим», сыном «Селевка Каллиника», а Антиоха VIII — «Эпифаном Филометором Каллиником», можно заключить, что называемые таким образом цари фактически приняли эти титулы. И действительно, Антиох III, Деметрий I, и Антиох VIII в вырезанных по их приказу посвятительных надписях называют себя соответственно «Великий», «Бог Никефор» и «Эпифан Филометор Каллиник»[54].

Таким образом, следует различать, с одной стороны, «муниципальные» титулы, присваиваемые суверену городами и народами, и официальную титулатуру — с другой. Как мы видели, самаритяне в своем [233] прошении от 167/66 г. до н. э. называют Антиоха IV «царь Антиох Теос Эпифан», а в Вавилоне в это же время царя называли «царь Антиох Теос».


Заключение

Таким образом, рассматривая идеологические аспекты царской власти в частности царского культа можно сказать, что существовали местные, полисные культы царей, которые не носили общегосударственного характера. Селевкидские цари почитались как боги только в том городе, где они получили соответствующий эпитет (в разных городах они могли иметь разные эпитеты). Обожествление в городах проводилось в награду за благодеяния и военные подвиги. «Двусмысленность» такого культа заключалась в том, что можно было обращаться с мольбою к настоящим богам за «обожествленного царя».

Кроме городских культов царей существовал династический культ, выражавшийся в образовании святилищ, посвященных царям и царицам, в установлении особых жреческих должностей. Подобный культ играл не только политическую роль, утверждая легитимность династии, а также этот культ создавал своего рода объединение людей из македонского окружения царя, людей которые потеряли связь со своими «отеческими богами».

Древние религии были этническими и территориальными. Династические боги создавали для царя и его друзей ту общность, которая в полисах и общинах олицетворялась местным пантеоном. Такой подход к царскому культу, учитывающий социально – психологические особенности древних верований в настоящие время все более распространяется в научной литературе.

Таким образом, проблематика, затронутая в настоящей работе, открывает широкие возможности для дальнейшего исследования. В частности, весьма важным представляется изучение истории царского культа.

Особый интерес в этом отношении вызывает государство Селевкидов, где наряду с официальным династическим, широкое распространение получил полисный культ царей. Эти культы, по сложившейся в историографии традиции, изучаются независимо друг от друга, хотя есть основания полагать, что они функционировали в рамках единой символической системы. В последние двадцать лет в распоряжение исследователей поступило немало новых надписей, связанных с историей культа Селевкидов, что еще более повышает интерес к данной проблематике.

В целом же, проблематика, связанная с культовым почитанием эллинистических правителей практически неисчерпаема.


Список использованной литературы

1. Аммиан Марцелин. Римская история: Пер. с лат. Ю.А. Кулаковского, А.И. Сонни. – СПб.: Алетейя, 1996. – 559 с.

2. Аппиан. Сирийские дела: Пер. с древнегреч. С.П. Кондратьева // ВДИ. – 1946. - № 4. – С. 290-317.

3. Арриан Флавий. Поход Александра Македонского: Пер. с древнегреч. А.А. Сергиенко. – М.; Л.: АН СССР, 1962. – 384 с.

4. Юстин. Эпитома сочинения Помпея Трога // ВДИ. – 1954. - №. 2., 1955. - № 1.

5. Плутарх. Деметрий // Плутарх. Сравнительные жизнеописания: В 3-х т. – Т. 3. – М.: АН СССР, 1963. – С. 193-226.

6. Corpus Inscriptiorum Graecorum: In 4 vols / Ed. A. Boekh. – Berlin: Reiner, 1828-1877. (CIG)

7. Orientis Graeci Inscriptiones Selectae / Ed. G. Dittenberger . V. 1-2. – Lipsiae : Hirzel, 1903-1905. (OGIS)

8. Recueil d’Inscriptiones Grecques / Ed. C. Michel. – Bruxelles : Lamertin, 1900. – 1000 p. (Michel)

9. Sylloge Inscriptionum Graecorum : In 4 vols. / Ed. G. Dittenberger. – Lipsiae: Hirzel, 1915-1924 (Syll.)

10. Байбаков Е.И. Происхождение эллинистического культа царей. – Харьков, 1914. – 27 с.

11. Бенгтсон Г. Правители эпохи эллинизма. – М.: Наука, 1982. – 397 с.

12. Бикерман Э. Государство Селевкидов . – М.: Наука, 1985. – 264 с.

13. Голенко В.К. Монеты ранних Селевкидов в собрании Государственного исторического музея // ВДИ. – 1985. – № 1. – С. 47-55.

14. Голенко В.К. Редкая монета Антиоха III в собрании государственного Эрмитажа // Проблемы античной культуры. – М., 1986. – С. 14-17.

15. Голубцова Е.С. Полис и монархия в эпоху Селевкидов // Эллинизм: Восток и Запад. – М.: Наука, 1992. – С. 59-84.

16. Зелинский Ф.Ф. Религия эллинизма. – Томск: Водолей, 1996. – 160 с.

17. Зельдина О.М. Город в царстве Селевкидов в свете новой теосской надписи // ВДИ. – 1978. - № 2.

18. Зельдина О.М. Политика Селевкидов в отношении храмовых общин // Исторические науки: Доклады. – Л., 1975. – С. 75-79.

19. Зограф Н.Н. Античные монеты. – М.; Л., 1951. – 120 с.

20. Кошеленко Г.А. Государство Селевкидов и Пергамское царство // Источниковедение Древней Греции (Эпоха эллинизма). – М., 1982. – С. 118-139.

21. Кошеленко Г.А. Греческий полис на эллинистическом Востоке. – М.: Наука, 1979. – 296 с.

22. Кошеленко Г.А. Культура Парфии. – М.: МГУ, 1966. – 218 с.

23. Кошеленко Г.А., Сердитых З.В. Царский культ в Греко-Бактрии // Проблемы идеологии и культуры в раннеклассовых формациях. – М.% МГУ, 1986. – С. 3-29.

24. Культ властелина // Словарь античности. – М., 1989. – С. 299.

25. Левек П. Эллинистический мир. – М.: Наука, 1989. – 252 с.

26. Лосев А.Ф. Античная мифология в ее историческом развитии. – М.: АН СССР, 1957. – 622 с.

27. Нефедов К.Ю. Аполлон в политической пропаганде Селевка Никатора // Проблемы истории и археолгии Украины: Тезисы докладов научной конференции. – Харьков, 1999. – С. 42-43.

28. Нефедов К.Ю. О культовом эпитете Селевка І // Акутальні проблеми вітчизняної та всесвітньої історії. – Вип. 2. – Харків, 1997. – С. 111-113.

29. Новиков С.В. Гимн Аполлону из Селевкии-Суз как исторический источник // Вестн. МГУ. – 1986. - № 6. – С. 72-86.

30. Новиков С.В. Юго-Западный Иран в античное время: от Александра Македонского до Ардашира І. – М.: МГУ, 1989. – 196 с.

31. Пилипко В.Н. Старая Ниса. Проблема интерпретации // ВДИ. – 2000. - № 1. – С. 108-115.

32. Саркисян Г.Х. Обожествление и культ царей и царских предков в Древней армении // ВДИ. – 1966. - № 2. – С. 3-26.

33. Свенцицкая И.С. Восприятие царя и царской власти в эллинистических полисах (по данным эпиграфики) // Государство, политика и идеология в античном мире. – М., 1990. – С. 43-56.

34. Свенцицкая И.С. Особенности гражданской общины на эллинистическом Востоке // ВДИ. – 1999. - №. 3. – С. 23-37.

35. Свенцицкая И.С. Человек и мир в восприятии греков эллинистического времени // Эллинизм: Восток и Запад. – М., 1992. – С. 201-247.

36. Тарн В. Эллинистическая цивилизация. – М, 1949. – 372 с.

37. Фрай Р. Наследие Ирана. – М.: Наука, 1971. – 468 с.

38. Шишова И.А. Религиозные культы в Месопотамии (по материалам Дура_европос) // Древний мир. – М.: АН СССР, 1962. – С. 358-367.

39. Шофман А.С. Распад империи Александра Македонского. – Казань: КГУ, 1984. – 224 с.


[1] Байбаков Е.И. Происхождение эллинистического культа царей. -  Харьков, 1914. -  с 20

[2] Нефедов К.Ю. Культ правителя в епоху раннього еллінізму (323- 281 рр. до н.е.). – Диссертация на соиск. уч. степ. канд. наук/рукопис 

[3] Бикерман Э. Государство Селевкидов. – М.,1985. – с. 15

[4] Бикерман Э. Государство Селевкидов. – М.,1985. – с. 15

[5] Нефедов К.Ю. Культ правителя в епоху раннього еллінізму (323- 281 рр. до н.е.). – Диссертация на соиск. уч. степ. канд. наук/рукопис 

[6] Бикерман Э. Государство Селевкидов. – М.,1985. – с. 17

[7] Бикерман Э. Государство Селевкидов. – М.,1985. – с. 17

[8] Нефедов К.Ю. Культ правителя в епоху раннього еллінізму (323- 281 рр. до н.е.). – Диссертация на соиск. уч. степ. канд. наук/рукопис 

[9] Байбаков Е.И. Происхождение эллинистического культа царей. -  Харьков, 1914. -  с 20

[10] Нефедов К.Ю. Культ правителя в епоху раннього еллінізму (323- 281 рр. до н.е.). – Диссертация на соиск. уч. степ. канд. наук/рукопис 

[11] Байбаков Е.И. Происхождение эллинистического культа царей. -  Харьков, 1914. -  с 34

[12] Свенцицкая И.С. Восприятие царя и царской власти в эллинистических полисах (по данным эпиграфики) // Государство, политика и идеология в античном мире. – М., 1990. – С. 43-56.

[13] Байбаков Е.И. Происхождение эллинистического культа царей. -  Харьков, 1914. -  с 20

[14] Бикерман Э. Государство Селевкидов. – М.,1985. – с. 33

[15] Бикерман Э. Государство Селевкидов. – М.,1985. – с. 33

[16] Бикерман Э. Государство Селевкидов. – М.,1985. – с. 34

[17] Бикерман Э. Государство Селевкидов. – М.,1985. – с. 34

[18] Бикерман Э. Государство Селевкидов. – М.,1985. – с. 37

[19] Нефедов К.Ю. Культ правителя в епоху раннього еллінізму (323- 281 рр. до н.е.). – Диссертация на соиск. уч. степ. канд. наук/рукопис 

[20] Нефедов К.Ю. Культ правителя в епоху раннього еллінізму (323- 281 рр. до н.е.). – Диссертация на соиск. уч. степ. канд. наук/рукопис 

[21] Тарн В. Эллинистическая цивилизация. – М, 1949. – С. 65

[22] Бикерман Э. Государство Селевкидов. – М.,1985. – с. 46

[23] Тарн В. Эллинистическая цивилизация. – М, 1949. – с.. 69

[24] Бикерман Э. Государство Селевкидов. – М.,1985. – с.126

[25] Бикерман Э. Государство Селевкидов. – М.,1985. – с.127

[26] Зелинский Ф.Ф. Религия эллинизма. – Томск, 1996. – с 67

[27] Бикерман Э. Государство Селевкидов. – М.,1985. – с.129

[28] Зелинский Ф.Ф. Религия эллинизма. – Томск, 1996. – с 50

[29] Бикерман Э. Государство Селевкидов. – М.,1985. – с.134

[30] Тарн В. Эллинистическая цивилизация. – М, 1949. – с.. 69

[31] Бикерман Э. Государство Селевкидов. – М.,1985. – с.176

[32] Бенгтсон Г. Правители эпохи эллинизма. – М., 1982. – с. 147

[33] Бикерман Э. Государство Селевкидов. – М.,1985. – с.194

[34] Бенгтсон Г. Правители эпохи эллинизма. – М., 1982. – с. 147

[35] Бенгтсон Г. Правители эпохи эллинизма. – М., 1982. – с. 156

[36] Тарн В. Эллинистическая цивилизация. – М, 1949. – с.. 76

[37] Бикерман Э. Государство Селевкидов. – М.,1985. – с.203

[38] Зелинский Ф.Ф. Религия эллинизма. – Томск, 1996. – с 60

[39] Бикерман Э. Государство Селевкидов. – М.,1985. – с.123

[40] Бикерман Э. Государство Селевкидов. – М.,1985. – с.134

[41] Зелинский Ф.Ф. Религия эллинизма. – Томск, 1996. – с 76

[42] Бикерман Э. Государство Селевкидов. – М.,1985. – с.135

[43] Байбаков Е.И. Происхождение эллинистического культа царей. -  Харьков, 1914. -  с 20

[44] Бикерман Э. Государство Селевкидов. – М.,1985. – с.133

[45] Байбаков Е.И. Происхождение эллинистического культа царей. -  Харьков, 1914. -  с 20

[46] Бикерман Э. Государство Селевкидов. – М.,1985. – с.150

[47] Нефедов К.Ю. Культ правителя в епоху раннього еллінізму (323- 281 рр. до н.е.). – Диссертация на соиск. уч. степ. канд. наук/рукопис

[48] Бикерман Э. Государство Селевкидов. – М.,1985. – с.170

[49] Бикерман Э. Государство Селевкидов. – М.,1985. – с.170

[50] Зелинский Ф.Ф. Религия эллинизма. – Томск, 1996. – с 76

[51] Бикерман Э. Государство Селевкидов. – М.,1985. – с.176

[52] Тарн В. Эллинистическая цивилизация. – М, 1949. – с.80

[53] Тарн В. Эллинистическая цивилизация. – М, 1949. – с.83

[54] Van Nuffelen P. Le culte royal de l'empire des Séleucides. Une ré-interprétation // Historia. - 2004. - Bd. 54. - P. 279.


Страницы: 1, 2, 3, 4


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.