Курсовая работа: Казахская культура в Астраханской области
Женские головные уборы, оборки платья, сумки, ковры, чепраки для седла
отличались красивой вышивкой. Токари-резчики вытачивали из дерева чашки, ковши
для кумыса, большие миски, отделывая их резьбой, инкрустацией из серебра,
золота и цветного камня (Приложение 6).
Из рогов архара и горного козла делали орнамент на шкатулках, ружейных
ложах, табакерках.
Эти изделия народных умельцев бережно хранятся в семьях казахов как
реликвии, их передают из поколения в поколение.
Многие виды декоративно-прикладного искусства перестали быть предметом
только домашнего промысла. Ковры, гобелены, кошмы (ковры), пиамы делают теперь
на предприятиях.
Почти в каждом казахском доме сохранились яркие войлочные ковры, которые
стлали на полу и расшитые тускиизы (настенные войлочные или матерчатые ковры),
(Приложение 5 (а)). Они придают жилищу казахов национальный колорит.
До сих пор в убранстве домов казахов, преимущественно в сельской
местности Астраханского края, сохранились некоторые национальные традиции.
Например, непременная принадлежность интерьера казахского дома – низкий круглый
столик, за которым едят. Для хранения домашних вещей, как правило, служит
сундук, украшенный искусной резьбой или красочным орнаментом; на него
складывают цветные одеяла и подушки. Среди домашней утвари казахов обязательны
самовар, казан (котел), кожаные мешки для кумыса, пиалы для чая и кесе – фарфоровые
большие чашки без ручек. Все эти предметы быта свидетельствуют о гостеприимстве
казахского народа.
Что касается национальной одежды казахов, то сейчас, конечно ее надевают
только по семейным и национальным праздникам.
Одежда казахских скотоводов была очень простой. Они носили обыкновенные
ситцевые штаны и бязевую рубашку с прямым воротом, кожаные сапоги с очень
узкими носками и высокими каблуками, сверху надевали в большинстве случаев
желтый халат и бешмет, которые опоясывали ремнем с серебряными бляхами. На
голове казахи носили шапку или шляпу из войлока, тюбетейку. Зимой надевали шубы
из овчины и из шкур молодых жеребят.
Костюм богатых казахов шился из шелковой материи и украшался серебряными
и даже золотыми бляхами и монетами. (Приложение 7)
Остановимся на женской одежде и украшениях. Женский национальный костюм
состоит из широкого белого хлопчатобумажного или шелкового цветного платья,
бархатного жилета и штанов, собранных у щиколотки. (Приложение 5 (в)).
Украшением служили бусы, серьги, браслеты. (Приложение 8). Важно
отметить, что девочкам прокалывали уши и надевали серьги уже с 3-х лет.
Пожилые женщины носили на голове кимешек – нечто вроде капюшона из белой
ткани с вырезом для лица, а молодые – шелковый платок. На ноги надевали мягкие
сапожки – ичиги. На казашках часто можно было видеть бархатные или плюшевые
пальто и жакеты. Одежду девочек нередко украшали нашитыми на груди монетами и
пуговицами.
Раньше казашки вплетали в косы ленточки с нашитыми монетами, носили
шапочки с султаном из перьев филина, высокие тюрбаны. (Приложение 5 (б)).
Теперь эти элементы казахского женского костюма можно увидеть только в
ансамблях народных песен и танцев и коллективах художественной
самодеятельности.
Прочно сохраняются национальные особенности и традиции в казахской
национальной кухне. Основу ее издавна составляют продукты животноводства – мясо
и молоко. Позже, с развитием земледелия, казахи стали употреблять мучные
продукты.
Национальными считаются блюда: бешбармак, баурсак, казы и напитки из
молока: айран, кумыс, шубат.
Летом почти в каждой семье готовят айран – кислое молоко, разбавленное
водой. Его пьют как прохладительный напиток, или заправляют различные крупяные
похлебки. Из айрана делают курт и иримшик. Курт – это творог, скатанный в
колобки и высушенный на солнце, а иримшик – жирный рассыпчатый творог.
Казахи любят крепкий чай, который пьют в любое время года. В чай обычно
добавляют молоко со сливками. За чаем издавна обсуждались вопросы как семейной,
так и государственной важности. Излюбленный напиток и кумыс – особым способом
заквашенное кобылье молоко, известное своими лечебными свойствами. Из
верблюжьего молока подобным же образом делают шубат[11].
Зимой у казахов преобладает мясная пища. Из мясных блюд наиболее
распространен бешбармак – сваренные в бульоне баранина и куски раскатанного
теста. Бешбармак в переводе означает «пять пальцев». Это кушанье называется
так, потому что его принято есть руками. Большое блюдо с бешбармаком ставят на
середину стола. Мясо подают с костями. Каждому гостю дают определенный кусок
мяса. Голова животного преподносится самому почетному гостю. Бешбармак запивают
сорпой – крепким бульоном, который подается в больших пиалах.
Кроме бешбармака казахи готовят куырдак – жаркое из печени, легкого и
мяса с картошкой.
Из конины, например, делают казы и шужук – очень вкусные сырокопченые
колбасы.
Казахи часто готовят баурсаки – кусочки кислого теста, варенные в сале.
Их подают к чаю. Казахи шутят: «Утром пьем чай с баурсаком, в обед пьем чай с
куырдаком, вечером пьем чай с бешбармаком».
В последние года в нашей области ни один казахский праздник не обходится
без сооружения юрт. Наши современники убедились в том, что традиционное
казахское жилище – юрта – очень удобное, быстрое в возведении и красивые
архитектурное сооружение. (Приложение 9). Это связано с тем, что образ жизни
казахов был обусловлен главным занятием – скотоводством. Летом он кочевали со
своими стадами в поиске пастбищ, а с наступлением холодов поселялись в
зимовьях. Жилищем казахов в летнее время служила юрта, зимой – не особенно
больших размеров «мазанка» с плоской крышей[12].
2.2. Современное развитие и проблемы сохранения казахской
культуры
Дни культуры явились ориентиром для казахского населения нашего края в
духовной сфере, заставили задуматься о прошлом, настоящем и будущем казахского
этноса России и послужили первоначальной основой для дальнейшего упрочения
связей между Россией и Казахстаном, способствовали выходу их на новый
межгосударственный уровень сотрудничества.
Сегодня можно констатировать, что первый год работы областного общества
"Жолдастык, был верно начат, в нем, как бы в зародыше, было заложено его
предстоящее десятилетие. Наша область, издавна считавшаяся форпостом юга
России, во многих вопросах опередила стратегию центра и служит прообразом
создания модели дружественных связей в приграничной зоне.
Что можно сказать об общественном движении в Астраханской области по
развитию национального самосознания местных казахов в связи с перестроечными
процессами? В первую очередь обращает на себя внимание культурный центр
"Жолдастык". Можно надеяться, что "Жолдастык" и те
общественные объединения, которые еще возникнут, будут расширяться и активизироваться
в позитивном русле, на благо всего астраханского населения[13].
Дни культуры Республики Казахстан в Российской Федерации (в частности,
Астраханской области) стали прообразом для культурных связей России со странами
СНГ.
Сейчас областное и районные общества культуры уже имеют немалый опыт по
проведению национальных казахских праздников. А тогда все было в первый раз
людей-организаторов в общество "Жолдастык" было немного (8-10
человек). Приходилось прикладывать неимоверные усилия, чтобы все было проведено
продуманно, слаженно. Надо было, прежде всего, осмыслить, что мы хотим, а затем
составить конкретный план проведения праздника[14].
Казахское население Астраханской области с глубоким почтением относится к
Дине Нурпеисовой, к ее творчеству. Уважение народа к замечательному композитору
выражается чувством искреннего почитания ее потомков. Всякий раз, когда
проводятся национальные праздники, родственники Дины Нурпеисовой обязательно
приглашаются на них и являются самыми желанными гостями.
Рис. 1. Структура областного общества казахской культуры и
языка «Жолдастык»
В истории нашего народа есть люди, имена которых вспоминаются с
гордостью, с особым уважением. Для казахов Астраханской области, таким человеком
является композитор-импровизатор, ученица Курмангазы Дина Кенжеевпа Нурпеисова.
Дина Нурпеисова родилась 8 марта 1861 года в с. Бектай Джаигалинского
района Западно-Казахстанской области в семье скотовода. Первым се учителем был
отец, самоучкой овладевший игрой на домбре - народном инструменте, бережно
хранимом тогда почти в каждой казахском семье. В становлении Дины как
талантливого создателя домбрового искусства послужило несколько счастливых
моментов в ее судьбе. Прежде всего, это - огромный талант, дар, данный ей от
природы.
Участвуя в 1935 году на празднике-конкурсе в селе Марфино, она получает
свою первую премию. Зрители и жюри восторженно встретили ее исполнение. На
страницах газет в то время писали про ее выступление: "Кто бы мог
подумать, что из этой, сделанной вручную, небольшой черной домбры можно
извлекать такие чарующие звуки, такую великолепную музыку".
Зрительская симпатия и поддержка, уважение к стремлению профессионального
совершенствования далеко не молодой женщины вселили в Дину Нурпеисову
уверенность в себе и в сделанном ею выборе. Ее неустанный труд не замедлил
принести свои результаты. Слава о Дине Нурпеисовой росла. В 1936 году ее
приглашают (ей тогда было 75 лет) в казахскую филармонию им. Джамбула в г.
Алматы. Так описывает ее отъезд Саурбек Бакбергенов в книге "Дина":
"Внимательно оглядев всех. Дина Кенжеевна взволнованно сказала: "Я
уезжаю в столицу Казахстана, чтобы выполнить свой долг. Он заключается в том,
что, научившись многому у замечательного домбриста Курмангазы, я дала зарок
донести его музыкальное мастерство до тех, кто любит домбру, наш народный
музыкальный инструмент. Донести до каждого музыканта-домбриста то совершенство,
манеры и высочайшую технику исполнения на домбре, как это умел Курмангазы - мой
учитель. Я не прощаюсь, я еду работать, чтобы поднять выше наше казахское
домбровое искусство".
Деятельность общества помогает администраций области укреплять и
разнообразить связи с соседом-Казахстаном. Стали традиционными приезды из
Республики Казахстан в Астрахань творческих коллективов ученых, художников.
Правительство Казахстана, руководители его многих областей, районов оказывают
области и обществу различную помощь в культурно-просветительской работе среди
казахского населения, в том числе и финансовую. В вузах Республики Казахстан
учатся 150 астраханцев - молодых ребят и девушек.
Эта деятельность по направлению в вузы Казахстана в дальнейшем
продолжалась из года в год. Многие из абитуриентов поступили в вузы, окончили
их и сейчас, вернувшись на родину, работают в школах нашей области.
Министерство образования Казахстана помогло и с направлением в дальнее
зарубежье, в Польшу, выпускника 1991 года Енотаевской школы Насырова Р.К.,
который в настоящее время обучается в аспирантуре Варшавского университета.
В эти же годы родилось предложение на базе педагогического училища
открыть отделение подготовки учителей казахского языка для начальных классов.
Надо было подобрать преподавателей казахского языка и литературы для
педучилища. Это тоже оказалось не простым делом, в городе казахов проживает
мало, кадров нужных не было, поэтому пришлось казахам-преподавателям,
казахам-редакторам приезжать в течение ряда лет из села, чтобы вести занятия в
педучилище и передачи на телевидении и радио.
Эти заботы стали заботами общества. В какой-то мере администрация
области, руководители народного образования в этих вопросах на нас полагались,
и мы с ними поддерживали очень тесный контакт. Сегодня добрыми словами нужно
отозваться о Валерии Александровиче Шитове, о заведующих районными отделами народного
образования: в Красноярском районе - Васильченко А.И. (она сейчас работает
заместителем в департаменте образования области), в Камызякском районе - В.Я.
Чилийском, ныне покойном.
1991-1992 годы были характерными для установления теплых дружеских отношений
с Республикой Казахстан. Особенно в этом вопросе положительную позицию занимали
депутаты Верховного Совета Казахстана, наши земляки, которые жили в г. Алма-Ате
и других регионах Казахстана.
Учителям астраханских школ, которые ведут обучение на казахском языке,
катастрофически не хватает литературы и газет на родном языке.
В настоящее время в Астраханской области казахский язык преподают в 74
школах области. Однако все они испытывают трудности с литературой и учебным
инвентарем.
2.3. Перспективы развития казахской культуры
Основным из главных направлений своей работы областное общество
"Жолдастык" считало возрождение богатого в прошлом духовного наследия
казахского народа, которое, к сожалению, в советское время было забыто.
Руководство общества Н.С.Искаков. Х.А.Шаушиев, Н.М.Арешев. Ш.К. Кара-саев,
М.С.Джакубалиев и другие члены президиума, опираясь на поддержку губернатора
области А.П. Гужвина, делали все возможное, чтобы казахская молодежь узнала,
какие существовали в старину обряды, обычаи и традиции, а старшее поколение -
возрождало их. Это стоило большого груда. Пришлось подключить к такой
многоплановой работе все районные общества, руководителей районов, где
компактно проживают казахи, специалистов областного департамента культуры,
искусства и кино, областного методического центра народной культуры.
Астраханского училища культуры, сельскую творческую интеллигенцию.
Как показывает опрос молодежи, большинство ее с удовольствием
интересуются национальными традициями, обычаями, обрядами, активно посещают зги
мероприятия. А взрослое же население охотно рассказывает и показывает молодому
поколению, что представляет собой, например, такой обряд, как "Бет
ашар", "Беак тойы", национальный праздник "Наурыз" и
т.д.
Конечно, процесс возрождения и дальнейшего развития культуры в нашей
области был бы невозможен, если бы областное общество "Жолдастык" при
поддержке областного руководства, начальника департамента культуры, искусства и
кино Н.С.Терешенко. председателя Астраханского фонда культуры Г.С.Маколова не
добилось открытия в Астраханском училище культуры класса домбры. Для работы с
учащимися был приглашен специалист из Республики Казахстан Айтасов Талигат
Ислямович. За время существования класса были подготовлены 35 домбристов. Уже в
период обучения учащиеся заявили о себе в областных и международных конкурсах
народной музыки. В 1997 году Абулгазиева Насып за участие в конкурсе юных
маэстро "Золотой ключик" получила диплом. Кубашева Жанаргуль стала
дипломантом международного конкурса в городе Атырау.
Из числа учащихся Астраханского училища культуры был организован ансамбль
казахской музыки, который со временем удостоился звания - народный. В настоящее
время состав ансамбля пополнился творчески одаренными молодыми людьми.
В репертуаре ансамбля - инструментальная музыка, казахские народные и
авторские песни. Он желанный участник районных и областных праздников.
Совместно с областным методическим центром народной культуры, районными
казахскими обществами сделано и делается многое по выявлению и поддержке
талантливых исполнителей, привлечению широких масс к национальному народному
творчеству. Пример тому - проведение смотров детского творчества. Они постоянно
проводятся в Володарском, Камызякском, Красноярском, Енотаевском, Лиманском районах.
Итогом районных мероприятий стал заключительный областной смотр в городе
Астрахани. Всего в нем приняло участие 8 коллективов, 27 солистов из 9 районов
области. Работа по развитию детского творчества будет продолжаться[15].
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В заключении подведем основные итоги курсовой работы. На основании
изученного материала можно сделать следующие выводы.
Обобщая вышесказанное, можно сделать вывод, что областное казахское
общество знало, что в возрождении и развитии культуры своего народа не обойтись
без активной творческой помощи Республики Казахстан. Поэтому руководство
общества постоянно обращалось к Президенту, правительству, различным
министерствам Казахстана, а также к руководителям таких областей, как
Алма-Атинская, Атырауская, Мангыстауская. Западно-Казахстанская, но вопросам
подготовки и переподготовки кадров для работы в клубных учреждениях. К чести
казахстанцев, наша область не имели отказа в помощи.
В то же время велико стремление астраханских казахов чаще поддерживать
разносторонние связи с Казахстаном. Они хотят в достаточном количестве и
систематически получать казахские учебники, программы, пособия для углубленного
изучения языка, литературы и истории своего народа, телепрограммы в записи,
грампластинки. Многие желают, чтобы их сыновья и дочери учились в вузах и
техникумах столицы и других городов Казахстана, глубоко овладевали его
культурой.
Что можно сказать об общественном движении в Астраханской области по
развитию национального самосознания местных казахов в связи с перестроечными
процессами? В первую очередь обращает на себя внимание культурный центр
"Жолдастык". Можно надеяться, что "Жолдастык" и те общественные
объединения, которые еще возникнут, будут расширяться и активизироваться в
позитивном русле, на благо всего астраханского населения[16].
Итак, можно сказать: процесс возрождения культуры казахов в нашей области идет,
и он необратим.
СПИСОК
ЛИТЕРАТУРЫ
1.
Археологический словарь Астраханского края / Сост. Е.В. Шнайдштейн.
Астрахань: Издательский дом «Астраханский университет», 2004.
2.
Астраханские казахи. История и современность. – 1-е изд. – Астрахань:
Изд-во ГУП ИПК «Волга», 2000.
3.
Марков А.В., Львов С.В. Астрахань и казахи. – Астрахань: Изд-во ГУП ИПК
«Волга», 2000.
4.
Васькин Н.Г. Заселение Астраханского края. — Волгоград, 1993.
5.
Еремеев Э.Р. Астрахань: история и современность. – Астрахань:
Издательство «Волга», 1999.
6.
Культура Астрахани. / Под ред. И.А. Митченко. - Астрахань, 2001
7.
Социально-экономическое положение Астрахани. Под ред. И.В.Зверева.
Астрахань, 2002
8.
Ушаков Н.М., Щучкина В.П., Тимофеева Е.Г и др. История Астраханского
края. – Астрахань: Издательство Астраханского пед.ин-та, 1996.
9.
Хрестоматия Астраханской области / Сост. В.С. Урастаев Г.Д. – Астрахань:
Изд-во ГУП ИПК «Волга», 2000.
10. www.astrakhan.ru
11. www.kazakh.ru//culture
[1]
Археологический словарь Астраханского края / Сост. Е.В. Шнайдштейн. Астрахань:
Издательский дом «Астраханский университет», 2004. – С.94
[2]
Васькин Н.Г. Заселение Астраханского края. — Волгоград, 1993. – С. 135
[3] Еремеев Э.Р. Астрахань: история и современность. –
Астрахань: Издательство «Волга», 1999. – С. 25
[4] Археологический словарь Астраханского края / Сост.
Е.В. Шнайдштейн. Астрахань: Издательский дом «Астраханский университет», 2004.
– С. 13
[5] Археологический словарь Астраханского края / Сост.
Е.В. Шнайдштейн. Астрахань: Издательский дом «Астраханский университет», 2004.
– С.13
[6] Хрестоматия Астраханской области / Сост. В.С.
Урастаев Г.Д. - – Астрахань: Изд-во ГУП ИПК «Волга», 2000. – С. 15
[7] Археологический словарь Астраханского края / Сост.
Е.В. Шнайдштейн. Астрахань: Издательский дом «Астраханский университет», 2004.
– С. 18
[8] Там же
[9] Ушаков Н.М., Щучкина В.П., Тимофеева Е.Г и др.
История Астраханского края. – Астрахань: Издательство Астраханского пед.ин-та,
1996. – С. 58
[10] Еремеев Э.Р. Астрахань: история и современность. –
Астрахань: Издательство «Волга», 1999. – С. 15
[11] Астраханские казахи. История и современность. – 1-е
изд. – Астрахань: Изд-во ГУП ИПК «Волга», 2000. – С. 35
[12]
Астраханские казахи. История и современность. – 1-е изд. – Астрахань: Изд-во
ГУП ИПК «Волга», 2000. – С. 36-37
[13]
Астраханские казахи. История и современность. – 1-е изд. – Астрахань: Изд-во
ГУП ИПК «Волга», 2000. – С. 48
[14]
Там же – С. 51
[15]
Астраханские казахи. История и современность. – 1-е изд. – Астрахань: Изд-во
ГУП ИПК «Волга», 2000. – С. 63
[16]
Астраханские казахи. История и современность. – 1-е изд. – Астрахань: Изд-во
ГУП ИПК «Волга», 2000. – С. 48
|