Курсовая работа: Конституционные проекты преобразования России ХІХ в.
Будучи
глубоко религиозным человеком, он совершенно отрицал «мрачную систему
чувственного материализма» и воспринимал Бога как верховного законодателя
Вселенной.[12]
Реальная
законодательная власть по проекту Сперанского оставалась в руках царя. Но Сперанский подчёркивал, что суждения
Думы должны быть свободными, они должны выражать «мнение народное». В этом и
заключается его принципиально новый подход: действия властей в центре и на
местах он хотел поставить под контроль общественного мнения. Ибо безгласность
народа открывает путь к безответственности властей.
Судебная
власть реализуется судебной системой, включающей суд присяжных и завершающейся
высшим судебным органом – Сенатом. Три власти управляют государством подобно
тому, как человек своим организмом: обращаясь к закону, воле и исполнению.[13]
По
проекту Сперанского избирательными правами пользовались все граждане России,
владеющие землёй или капиталами, включая государственных крестьян. Мастеровые,
домашняя прислуга и крепостные крестьяне в выборах не участвовали, но
пользовались важнейшими гражданскими правами.
Реальная
законодательная власть по проекту Сперанского оставалась в руках царя. Но Сперанский подчёркивал, что суждения
Думы должны быть свободными, они должны выражать народное мнение. В этом и
заключается его принципиально новый подход: действия властей в центре и на
местах он хотел поставить под контроль общественного мнения. Ибо безгласность
народа открывает путь к безответственности властей.
Сперанский
анализирует понятия: рабство политическое и свобода политическая, рабство гражданское
и свобода гражданская. Под политическим рабством он понимал такое состояние,
«когда воля одного – закон для всех», а политическую свободу определял как
подчинение всех и каждого законам, а также предоставление избирательного права,
обеспечивающего участие подданных в действиях законодательной и исполнительной
власти.
«Никакая
сила в обществе не может родить в государстве свободы гражданской, не установив
свободы политической», и, напротив, если в государстве учреждается политическая
свобода, то гражданское рабство умирает само собой. «Права гражданские должны
быть основаны на правах политических, закон гражданский не может быть без
закона политического».[14]
По
проекту Сперанского избирательными правами пользовались все граждане России,
владеющие землёй или капиталами, включая государственных крестьян. Мастеровые,
домашняя прислуга и крепостные крестьяне в выборах не участвовали, но пользовались
важнейшими гражданскими правами.
К
крепостному праву Сперанский относился отрицательно.
«Крепостничество, - писал он, - несовместимо с цивилизованной
государственностью. И нет никакого основания, считать, что в России оно не
могло бы уничтожиться, если будут приняты к тому действительные меры».[15]
Осуществление
проекта началось в 1810 г., когда был создан Государственный совет. В течение
1810-11 в Государственном совете обсуждались предложенные Сперанским планы финансовой,
министерской и сенатской реформ. Реализация первой из них привела к сокращению
бюджетного дефицита, к лету 1811 было завершено преобразование министерств.
Между
тем сам Александр испытывал сильнейшее давление придворного окружения, включая
членов его семьи, стремившихся не допустить радикальных реформ. Высшее
дворянство, прослышав о планах Сперанского наделить гражданскими правами
крепостных, выражало недовольство. Против Сперанского объединились все консерваторы,
среди которых особо выделялся А. А. Аракчеев, бывший фаворит Павла, попавший в
милость и к новому императору. Определенное влияние на него, по-видимому,
оказала и «Записка о древней и новой России» Н. М. Карамзина, которая дала,
очевидно, повод императору усомниться в правильности избранного им пути.
Немаловажное значение имел фактор и международного положения России:
усиливавшееся напряжение в отношениях с Францией и необходимость подготовки к
войне давали возможность оппозиции трактовать реформаторскую деятельность
Сперанского как антигосударственную. Сперанский
был окружён платными и добровольными шпионами, которые передавали царю каждое
его неосторожное слово. В марте 1812 г. он был отстранён от дел и сослан в
ссылку.
Сперанский
- сторонник конституционной монархии. В записке «О коренных законах
государства» он прямо указывает, что будущим строем должны быть или «ограниченная
монархия, или умеренная аристократия», основанные на конституции. Это означает:
«1) что коренные законы государства должны быть творением народа; 2) что
коренные законы государства полагают пределы самодержавной воли».[16]
Реформы
1802-1812 гг. не изменили самодержавной сущности политической системы России.
Они усилили централизацию и бюрократизацию государственного аппарата. Как и
прежде, император обладал верховной законодательной властью.
Расхождения
предложений Н.М.Карамзина с проектами М.М.Сперанского заключались не в
содержании их политических взглядов, а в способе их реализации. Сперанский
предложил реформу государственных преобразований, предусматривающую
существенные изменения в устройстве основных институтов и учреждений власти и
управления в стране. Карамзин же полагал, что «дела не лучше производятся…
чиновниками другого названия,… так как не формы, а люди важны»[17].
Дело
не сдвинется учреждением Государственного совета и министерств. Величие царствования
Петра 1 не в создании Сената с коллегиями, а в «приближении мужей знаменитых и
разумом честных… не только в республиках, но и в монархиях кандидаты должны
быть назначены единственно по способностям».[18]
Глава
2 Развитие
конституционно-правовых проектов в России после разгрома наполеоновской Франции
2.1 Конституционный
проект Н.Н. Новосильцева
В
марте 1818 г. Александр I прибыл в Польшу на открытие сейма, где произнес речь,
которая произвела впечатление разорвавшейся бомбы.
Царь
объявил, что «законно-свободные учреждения», которые он «даровал» Польше, были
предметом его постоянных «помышлений» и что он надеется распространить их на
всю страну.
Царь ясно
давал понять, что от успеха польского эксперимента зависит и судьба конституции
в России.
Работа над ней началась в конце того же года под руководством Н.Н. Новосильцева
- государственного деятеля, близкого друга Александра I. К октябрю следующего -
1819 г., а документ был готов и одобрен Александром I. Затем еще в течение года
шла доработка.
Конституционный
проект получил название «Государственная Уставная грамота Российской империи».
Для понимания причин появления данного документа, а также сути его основных
положений большое значение имеет то обстоятельство, что он был тесно связан с
польской конституцией 1815г. Сопоставление и анализ этих 2-х документов
свидетельствует о совпадении их наиболее важных положений. Это совпадение
объясняется, во-первых, тем, что у документов был, по-видимому, один и тот же
автор Н.Н.Новосильцев, который в 1818-1819г. не только руководил работой по
созданию «Государственной Уставной грамоте Российской империи» , но и
возглавлял российскую администрацию в Польше как раз в период учреждения там
конституционных органов (1818-1819). Во-вторых, многое прояснялось в речи
Александра на торжественном открытии польского сейма 15 марта 1818 г., в
которой он заявил о своем намерении в дальнейшем распространить конституционный
опыт Польши на всю империю. Все это говорит о том, что у Александра 1 и в
1818-1819г. существовали серьезные намерения по конституционному переустройству
российской империи, и «Государственная Уставная грамота Российской империи»
рассматривалась как законодательная база для этого переустройства. Правда, в
дальнейшем эти, как впрочем, и другие либеральные проекты эпохи царствования
Александра 1 реализованы не были.
2.2 Основные положения
Уставной грамоты
Российское
государство со всеми владениями, присоединенными к нему, разделяется на
наместничества. Каждое наместничество делится на определенное число губерний.
Губернии делятся на уезды. Уезды разделяются на округа: округа состоят из
городов 3-й степени и волостей, сел и деревень. Города 1-й степени -
губернские, 2-й степени - уездные, а 3-й - все прочие . Корона российского
императорского престола переходит по наследству. Державная власть неразделима:
она сосредоточена в лице монарха. Государственный Совет, под председательством
государя, состоит из министров, которых избирает государь. Исполнение законов
возложено на министерства:. Частные думы или сеймы наместнических областей
состоят из государя и двух палат: высшей (образуется из одного департамента
сената), земской посольской палаты (составляется из двух третей избранного в
области наместничества числа послов и депутатов, утвержденных государем). Суды
действуют по законам, не зависимо ни от какой власти.
По новому
проекту Российская империя должна была приобрести федеративное устройство и
состоять из 10-12 крупных единиц - наместничеств во главе с
генерал-губернаторами. Каждое наместничество должно было управляться своим
сеймом из двух палат, а законодательная власть в стране в целом передавалась
общероссийскому, также двухпалатному, сейму, осуществляющему законодательные
функции совместно с государем. Проект предусматривал передачу исполнительной
власти
Государственному
совету совместно с министерствами; судебная же власть окончательно отделялась
от двух прочих.
Работа над
проектом была закончена к концу 1820 г., и он был вновь одобрен императором.
Однако теперь царь решил, что одной конституции тоже недостаточно, и она
должна, в свою очередь, стать частью более крупного свода законов. В результате
принятие конституции было отсрочено на неопределенное время. Правда, в качестве
эксперимента было создано одно наместничество, а в 1821 г. возвращенному в
Петербург из ссылки М.М. Сперанскому царь поручил написать «Проект учреждения
наместничеств». Но к этому времени император, видимо, и сам стал думать, что
его замыслы неосуществимы и даже вредны. В этом его убеждали сведения о
существовании тайных революционных обществ будущих декабристов, волнения
военных поселенцев и солдат Семеновского полка, революционные события в Южной
Европе, да и оппозиционность самого Польского сейма. Ему стало казаться, что введение
конституции может послужить катализатором дальнейших потрясений, еще более
страшных и непредсказуемых. В результате замыслы Александра I по внедрению
конституционного правления в Российской империи так и остались
нереализованными. Что касается польского сейма и конституционного устройства
Польши, то они ненадолго пережили своего основателя и были ликвидированы после
подавления польского восстания 1830-1831 гг.[19]
2.3
«Русская Правда» П.И.Пестеля
Павел Пестель был сторонником диктатуры временного верховного правления во время революции, считал диктатуру решающим условием успеха. Диктатура, по его предположениям, должна была длиться 10 – 15 лет. Его конституционный проект «Русская Правда» есть наказ или наставление временному правлению для его действий, а вместе с тем и объявление народу, от чего он освобожден будет и чего вновь ожидать может».[20] Полное название этого проекта гласит: «Русская Правда, или Заповедная Государственная Грамота Великого Народа Российского, служащая заветом для усовершенствования Государственного устройства России и содержащая верный наказ как для народа, так и для Временного Верховного Правления».[21] Конституционный проект Пестеля не только многократно обсуждался на заседаниях и съездах руководителей Южного общества, но и к самой работе над текстом проекта привлекались отдельные члены общества. Свой проект Пестель назвал «Русской Правдой» в память древнего законодательного памятника Киевской Руси. «Русская Правда, им написанная, составляла программу, им предлагаемую для политического государственного устройства».[22] Пестель придавал большое тактическое значение «Русской Правде». Революцию нельзя было успешно совершить без готового конституционного проекта. В «Русской Правде намечалось 10 глав: первая глава – «о земельном пространстве государства»; вторая – «о племенах, Россию населяющих»; третья – «о сословиях, в России обретающихся»; четвертая – «о народе в отношении к приуготовляемому для него политическому или общественному состоянию»; пятая – «о народе в отношении к приуготовляемому для него гражданскому или частному состоянию»; шестая – об устройстве и образовании верховной власти; седьмая – об устройстве и образовании местной власти; восьмая об «устройстве безопасности» в государстве; девятая – «о правительстве в отношении к устройству благосостояния в государстве»; десятая – наказ для составления государственного свода законов. Кроме того, в «Русской Правде» имелось введение, говорившее об основных понятиях конституции.[23] Вопрос о крепостном праве и вопрос об уничтожении самодержавия – это два основных вопроса политической идеологии декабристов. Проект Пестеля провозглашал решительное и коренное уничтожение крепостного права. Отмена крепостного права – первое и главное дело Временного верховного правления. «Личная свобода есть первое и важнейшее право каждого гражданина и священнейшая обязанность каждого правительства. На ней основано все сооружение государственного здания и без нее нет ни спокойствия, ни благоденствия».[24] Самодержавие в России по проекту Пестеля решительно уничтожалось, причем истреблялся физически весь царствующий дом. Все сословия в государстве должны были быть решительно уничтожены, «все люди в государстве должны составлять только одно сословие, могущее называться гражданским».[25] Никакая группа населения не могла отличаться от другой какими-либо социальными привилегиями. Дворянство уничтожалось вместе со всеми другими сословиями, и все россияне объявлялись одинаково «благородными». Объявлялось равенство всех перед законом и признавалось «неоспоримое право» каждого гражданина участвовать в государственных делах. Подвергались уничтожению гильдии, цехи и военные поселения. Гражданского совершеннолетия россиянин по конституции достигал в возрасте 20 лет. Все граждане мужского пола, достигшие этого возраста, получали избирательные права. Какого-либо ценза, имущественного или ценза грамотности, в конституции Пестеля нет. Пестель был врагом всякого федеративного устройства и сторонником единой и нераздельной республики с сильной централизованной властью. Республика Пестеля делилась на губернии или области, которые в свою очередь делились на уезды, а уезды – на волости. Ежегодно в каждой волости должно было собираться общее волостное собрание всех жителей, т.н. земское народное собрание, которое выбирало своих депутатов в различные «наместные собрания», т.е. местные органы власти, а именно: 1) в свое наместное волостное собрание, 2) в свое наместное уездное собрание, 3) в свое наместное окружное ил губернское собрание. В эти три органа власти выборы были прямыми. Главой наместного волостного собрания был выборный «волостной предводитель», а главой уездного и губернского наместных собраний – «выборные посадники». Компетенция наместных собраний была довольно широкой: они выслушивали отчеты исполнительных органов власти в волости, уезде, губернии – волостных уездных и земских правлений, принимали и рассматривали жалобы на местное начальство, выбирали новых чиновников местного управления и утверждали прежних и вообще занимались всеми делами местного значения. Окружные неместные собрания выбирали, кроме того, представителей в высший законодательный орган власти – Народное вече. Таким образом, выборы в верховный орган власти в республике Пестеля намечались двухстепенные. Народное вече являлось органом верховной законодательной власти в государстве; оно было однопалатным. Исполнительная власть в государстве вручалась Державной думе. Народное вече предполагалось составить из народных представителей, выбранных на пять лет. Каждый год переизбиралась одна пятая часть Народного веча. Председатель выбирался ежегодно вновь из членов, пребывающих в составе Народного веча последний год. Только Народное вече имело право издавать законы, объявлять войну и заключать мир. Никто не имел права роспуска Народного веча, т.к. оно «представляет волю в государстве, душу народа».[26] Ежегодно один из членов Державной думы выбывал из ее состава ввиду истечения своего срока и заменялся другим по выбору. Председателем Державной думы являлся тот ее член, который заседает последний (пятый) год. Кроме законодательной и исполнительной власти Пестель выделял власть блюстительную, которая должна была контролировать точное исполнение конституции в стране и следить за тем, чтобы законодательная и исполнительная власти не выходили из пределов, поставленных им законами. Центральным органом блюстительной власти был намечен по конституции Пестеля Верховный собор, который должен был состоять из 120 членов, именуемых «боярами» и избиравшихся пожизненно. Верховный собор назначал главнокомандующего армией во время войны. Столицей Российской республики по «Русской Правде» должен был стать Нижний Новгород. Конституция Пестеля провозглашала буржуазный принцип – священное и неприкосновенное право собственности. Она объявляла полную свободу занятий для населения, свободу книгопечатания и вероисповедания. За содержание печатных произведений виновные отвечали только пред судом. Каждая вера могла свободно исповедоваться в государстве, но запрещались некоторые религиозные обычаи. Сословный суд отменялся и вводился гласный суд присяжных заседателей, равный для всех граждан. Пестель отстаивал самую широкую и неограниченную свободу торговли. Границы республики должны были раздвинуться до своих «естественных пределов». Взгляды Пестеля на национальный вопрос были своеобразны и носили на себе печать дворянской ограниченности. Права отделения от Российского государства других национальностей Пестель не признавал: все народы, населявшие Россию, должны были слиться в единый русский народ и потерять свои национальные особенности. Все жители России независимо от национальности получали одинаковые политические права. Но Пестель считал желательной христианизацию нерусских народов, и вселение на земли других национальностей русских колонистов. Что касается польского вопроса, то Пестель признавал за Польшей право отделения от России, но при следующих условиях: В Польше должна произойти революция, уничтожающая феодальное угнетение крестьян и сословий, должна быть провозглашена республика на тех же основаниях, что и в России. После этого Польская республика получала право на самостоятельное политическое существование, отделяясь от России, но сохраняла с ней самый «тесный союз» на мирное и военное время. Таков был конституционный проект Пестеля – «Русская Правда». Это был революционный проект буржуазного переустройства крепостной России. Он уничтожал крепостное право и самодержавие, утверждал республику вместо отсталого абсолютистского государства. На нем лежит некоторая печать дворянской ограниченности, но в целом он представляет собой своеобразный план сильного продвижения вперед отсталой феодально-крепостной России.[27]
2.4
Конституция Никиты Муравьева
Страницы: 1, 2, 3, 4
|