рефераты бесплатно

МЕНЮ


Курсовая работа: Личная безопасность предпринимателя и ее обеспечение

В ситуации угрозы применения силы прежде всего сле­дует определиться, насколько она реальна и можно ли из­бежать нежелательных последствий. Во-первых, необхо­димо оценить место, где угрожают (рабочий кабинет, жи­лое помещение, улица), определив факторы, выгодные для организации зашиты, и те, которые благоприятствуют злоумышленнику. Во-вторых, время суток, когда возника­ет угроза применения силы. В-третьих, количество людей, «сопровождающих» преступника, и характер их взаимоот­ношений. В-четвертых, физические данные и экипировка угрожающего, что может свидетельствовать о том, гото­вился ли к встрече угрожающий, соответствует ли она его намерениям.

При анализе обстановки, когда жертву пытаются шан­тажировать, следует обращать особое внимание на следу­ющие моменты.

Во-первых, имело ли на самом деле место то событие, которое использует шантажист. Если его не было, то дале­ко не всегда стоит сразу же уведомлять об этом шантажис­та; но иногда может сложиться ситуация, когда само по себе событие имело место, но выглядело оно совершенно иначе, чем это излагается в угрозе. В данной ситуации не­обходимо оперативно оценить, можно ли доказать, как на самом деле выглядело это событие.

Во-вторых, необходимо определить, насколько реаль­на компрометация в случае отказа выполнять требования Шантажиста, каковы будут последствия и каким способом будет осуществляться компрометация.

В-третьих, надо оценить, достаточно ли времени для нейтрализации возможных вредных последствий, можно ли, хотя бы на немного, оттянуть их наступление.

В-четвертых, определить, задевает ли угроза близких жертвы или касается в данный момент только его самого. Ведь это разные ситуации, когда шантажируют человека наступлением вредных последствий для него с лица, от которо­го исходит угроза. Источники угрозы можно классифици­ровать по трем большим группам:

1. Психически нормальные люди, когда отклонения от поведения не наблюдаются.

2.  Психически   нормальные   люди,   но   в   состоянии алкогольного опьянения или под воздействием наркоти­ков.

3. Люди с патологическими отклонениями в психике. Если угроза физического нападения наличествует или нападение уже осуществляется, то в первую очередь необ­ходимо оценить физические данные нападающего: рост, вес, телосложение, характерные признаки какой-то спе­циальной подготовки (боксер, борец, каратист).

Фиксация внешних признаков угрожающего, напада­ющего, шантажирующего крайне важна, поскольку не ис­ключено, что вам придется вступить в отношения с право­охранительными органами, и тогда любая замеченная ме­лочь может пригодиться. Необходимо обратить внимание на цвет волос и особенности прически, цвет глаз, форму лба, носа, губ, подбородка, ушей. Обращайте внимание на то, во что одет нападающий, но самое главное — особые приметы, выделяющие данного человека. К особым при­метам относятся не только родинки, шрамы, наколки, ка­кие-либо физические изъяны, но и манера говорить, жес­тикулировать, особенности голоса, произношения, лекси­ка и многое другое, что в совокупности характерно только для этого человека.

Если угрожающий общался по телефону, обратите внимание на характер звонка - местный или иногород­ний, как абонент представился, сразу же повел речь о су­ществе дела, не спросив, с кем разговаривает, или вначале  уточнил, с кем он говорит. Характеристика его речи - быстрая или медленная, внятность, картавость, наличие заикания или акцента, четкость и другие особенности произношения. Голос - громкость, тембр, хриплый, мяг­кий, нетрезвый. Манера говорить - спокойная, уверен­ная, связная, бессвязная, неторопливая, торопливая, при­стойная, непристойная, озлобленная, эмоциональная, бесцветная. Наличие шумов, сопровождающих разговор: другой голос, который подсказывает, что говорить абонен­ту, тишина или сильный шум, звук движения транспорта (поезд, метро, автомобиль, самолет), звук падающей воды, шум станков, канцелярских машин, телефонных звонков, музыка, шум улицы. Не полагаясь на память, сразу же за­фиксируйте письменно все выявленные особенности.

Вступая в непосредственный контакт с угрожающим, следует также обратить внимание и на степень его агрес­сивности. Направлена ли она конкретно на вас, что может свидетельствовать о личных мотивах, или это агрессив­ность «общего» характера, т. е. направлена не на вас как просто на объект, над которым поручено произвести наси­лие. Попытайтесь оценить, насколько реальна вероят­ность угрозы или вас пытаются взять на испуг.

Главное - выбор оптимальной тактики поведения в зависимости от оценки ситуации.

Наиболее опасными из угроз являются заказные убий­ства и захват заложников, получившие в современных ус­ловиях широкое распространение. В этой связи данные виды угроз заслуживают особого внимания.

Управление кризисной ситуацией при угрозе террористического акта

В случае возникновения непосредственной угрозы от террористов, целесообразно создание специального вре­менного рабочего органа, задача которого - не допустить реализации такой угрозы, оперативное и грамотное реаги­рование на чрезвычайную ситуацию. В состав такого орга­на могут войти генеральный директор предприятия или его первый заместитель, руководитель соответствующего структурного подразделения предприятия, представители финансового и юридического подразделений, руководи­тель кадрового аппарата, уполномоченный по вопросам связи с общественностью, а также начальник службы бе­зопасности предприятия.

Такая команда должна состоять из сотрудников, кото­рые с вопросами безопасности знакомы не хуже, чем со своими основными служебными обязанностями, и уметь координировать ответные действия при нападении терро­ристов. Входящим в ее состав следует знать, с кем из пред­ставителей правоохранительных органов, средств массо­вой информации и, возможно, «источников поступления выкупа» следует связаться в случае террористической ак­ции. Следует учитывать, что взаимоотношения с прессой требуют особой осторожности, так как большинство тер­рористических групп добивается не только денег, но и из­вестности.

При принятии управленческих решений такой орган должен прежде всего учитывать следующие обстоятель­ства:

-  характер конкретной угрозы и возможные меры, на­правленные на снижение уровня уязвимости охраняемого объекта;

-  вызванные чрезвычайными обстоятельствами из­менения распорядка работы предприятия и его служащих;

-  объем и содержание информации о чрезвычайной ситуации, которую в связи с возникшей угрозой следует получить от службы безопасности предприятия и анало­гичных коммерческих структур;

-  возможность обеспечения соответствующей свиде­тельской базы и постоянного контакта с источником уг­розы с целью контроля за состоянием безопасности жертв нападения или заложников;

-  уровень возможности оперирования фондами пред­приятия в случае возникновения угрозы жизни его сотруд­никам.

В соответствии с уже установившейся практикой орган управления не только предпринимает меры в случае воз­никновения кризисной ситуации, но также занимается разработкой превентивных мероприятий:

-  разрабатывает планы возможной эвакуации персо­нала с объекта и вывоза материально-технических ценно­стей;

-  осуществляет шаги по координации действий соб­ственной службы безопасности с мероприятиями по ли­нии федеральных правоохранительных органов.

Заблаговременное прогнозирование вероятности со­здания чрезвычайной обстановки позволяет осознанно и целенаправленно подходить к формированию вышеупо­мянутого органа управления чрезвычайной ситуацией.

С позиции кадровой политики предприятия террори­стическая угроза должна рассматриваться как вероятность внедрения в органы управления предприятия сообщников террористических групп или вербовки в среде служащих предприятия негласных осведомителей, работающих в интересах криминальных сообществ.

В связи с этим отделу кадров совместно со службой бе­зопасности рекомендуется:

-  уделять повышенное внимание проверке, изучению и контролю за персоналом, нанимаемым на работу, и в пер­вую очередь следует оценить деловые и личные качества секретарей, водителей, помощников, иных категорий слу­жащих, в наибольшей степени осведомленных о распо­рядке дня и местопребывании первого руководителя;

- осуществлять постоянный контроль за формирова­нием и поддержанием правильных и бесконфликтных от­ношений между руководителями и рядовыми сотрудни­ками;

-  вести работу с местными профсоюзными организа­циями, а также поддерживать контакты с фирмами, кото­рые специализируются на улаживании конфликтных си­туаций в производственных коллективах.

Участие начальника отдела кадров в работе временно­го органа управления должно реализовываться в текущих планах и мероприятиях по регулярной проверке собствен­ного персонала и деловых партнеров в части, касающейся обеспечения сохранности конфиденциальной информа­ции и деловой переписки, а также в мерах, направленных на предупреждение возможной утечки данных о планиру­емых и принимаемых руководством предприятия решени­ях, в первую очередь из группы размножения документов и компьютерных терминалов и сетей, а также из архива.

Как уже подчеркивалось, в случае возникновения кри­тической ситуации прежде всего необходимо связаться с правоохранительными органами.

При этом наиболее продуктивным такой контакт бу­дет в случае, если предприятие было своевременно подго­товлено к реагированию на подобного рода угрозу, имеет варианты возможных действий и организационно может их обеспечить (транспорт, кадры, связь и пр.). Решая воп­росы защиты жизни и здоровья объекта покушения, вре­менный орган управления одновременно работает над проблемой максимального снижения риска материальных и финансовых потерь. Многие предприятия практикуют страхование руководящих сотрудников на случай их похи­щения и требований выкупа.

По мнению специалистов, для упреждающего приня­тия мер по созданию благоприятных условий организации противодействия источникам угрозы необходимо обеспе­чить осведомленность охраняемого лица и членов его се­мьи о степени грозящей им опасности. Охраняемое лицо может в значительной степени способствовать эффектив­ности действий охраны, если будет реально представлять себе вид и характер угрозы, а также какие меры необходимо предпринимать для уменьшения возможного риска. Ответ­ственные за охрану обязаны инструктировать охраняемого по всем этим вопросам, чтобы избежать совершения с его стороны необдуманных действий, которые могут создать препятствия для эффективного обеспечения охраны. Сле­дует также регулярно проводить инструктаж членов семьи охраняемого и лиц из его непосредственного окружения.

В случае, если реальная угроза террористического акта все же возникла, ей может противостоять только четкая организация соответствующих защитных мер.

Работа органа противодействия в кризисной ситуации должна строиться по следующим направлениям:

-  сбор  информации о  событиях,  предшествующих кризисной ситуации;

-  получение через службу безопасности необходи­мой для локализации угрозы информации;

-  анализ существа угрозы и обстановки, в которой она реализована;

-  подготовка рекомендаций по наиболее вероятным вариантам ответных действий;

-  установление связи с пострадавшим, членами его семьи, а в случае целесообразности — с прессой и обще­ственностью;

-  организация  взаимодействия  с  правоохранитель­ными органами;

-  организация оперативного проведения коллегиаль­но санкционированных контрмероприятий.

Орган управления в условиях кризиса должен обеспечить себе поддержку за счет возможностей, находящихся за пределами предприятия. В этих целях помимо помощи правоохранительных органов могут быть привлечены ус­луги консультанта по кризисным ситуациям, научного ра­ботника - специалиста в области поведенческих исследо­ваний, аналитика угроз и посредника при переговорах со злоумышленниками. Группа реагирования должна также опираться на возможности структурных подразделений предприятия, ответственных за оказание медицинской помощи, сохранность зданий, связь, транспорт и др.

Способность предприятия справиться с кризисной си­туацией достигается обычно в результате проведения сле­дующих превентивных мероприятий:

1. Составление  обзора  кризисной  готовности  пред­приятия, являющегося результатом изучения истории уг­роз, возникавших когда-либо во всех областях его деятель­ности, а также аналогичных хозяйствующих структур. Об­зор должен содержать оценку современных мер защиты от угроз, анализ структуры и стиля руководства, общие реко­мендации по кризисному управлению, а также поддержа­нию готовности системы безопасности предприятия реа­гировать соответствующим образом.

2. Издание положения по созданию группы кризисно­го управления, которое определяет выбор членов группы, очерчивает границы ее ответственности и обязательства высшего руководства по поддержке действий группы.

3. Определение механизма ввода в действие группы кризисного   управления   (функциональная   ответствен­ность и обязанности членов группы реагирования на кри­зисную ситуацию).

4. Обеспечение индивидуальной подготовки,  заклю­чающейся в привитии каждому члену группы реагирова­ния способности ориентироваться в складывающейся об­становке, на основании личной ответственности на каж­дом этапе противодействия угрозе теракта.

5. Моделирование реальных кризисов для испытания действий группы кризисного управления. Этим обеспечи­вается  возможность  отработки  взаимодействия   членов группы,   представляющих  различные   подразделения,   а также оценки их индивидуальной подготовки.

6. Анализ и объективная оценка действий и возможно­стей группы, критический пересмотр их с целью достиже­ния наибольшей эффективности.

7. Обеспечение постоянной тренировки для переори­ентации группы на новые исходные данные и для возмож­ного расширения взаимодействия.

8. Составление текущей оценки угроз, что является решающим фактором поддержания группы в состоянии готовности. Подобная оценка требует четкой системы вы­явления и определения угроз, которые могут перерасти в кризис.

6. Участие в мероприятиях по обеспечению

сохранности материально-технических средств

предприятия

В случае угрозы со стороны террористов применить при нападении взрывные устройства, поджог, обстрел или другие диверсионные акты подразделение физической ох­раны руководства и персонала предприятия участвует в осуществлении мер по защите собственности охраняемо­го объекта.

Для выработки мер такой защиты необходима предва­рительная классификация объектов собственности пред­приятия в зависимости от вида угрожающей им опаснос­ти, политической и оперативной обстановки по месту их дислокации. Так, например, охраняемые объекты пред­приятия могут находиться в зонах национальных конф­ликтов как на территории России, так и в странах СНГ.

В этой связи службе безопасности рекомендуется под­разделять объекты защиты, представляющие собой мате­риально-техническую ценность предприятия, на четыре следующих основных категории:

-   объекты со свободным допуском персонала и кли­ентов;

-  объекты с простыми (пассивными) ограничениями типа неохраняемых заграждений (заборы, стены, решетки и т. п.);

-  объекты с охраняемыми заграждениями, контроли­руемыми охранниками, постовыми, патрульными служба­ми и пропускной системой;

-  объекты с особым режимом, допуск на которые обеспечивается специально подготовленными и расстав­ленными  по территории и  периферии  охранниками и сложными техническими системами с телемониторами.

Такая классификация поможет предприятию правиль­но расставить приоритеты и распределить свои ресурсы по обеспечению безопасности: сосредоточить усилия для за­щиты своей собственности в наиболее нестабильных зо­нах, улучшить систему охраны в зонах приближающейся угрозы и разработать планы защиты служащих и собствен­ности там, где такая угроза может возникнуть в будущем.

Естественно, что это тот случай, где типовых рецептов не существует. Сложность данного направления обеспече­ния безопасности предприятия определяется тесным пе­реплетением социально-политических, экономических, этнических и иных факторов. Поэтому в каждом конкрет­ном случае следует разрабатывать отдельную программу действий, содержащую цели, стратегию и меры по их дос­тижению в том или ином регионе России либо за ее пре­делами. Само содержание мер такой программы имеет экономико-хозяйственный характер, проблемы физичес­кой охраны здесь тесно связаны с вопросами экономичес­кой безопасности предприятия. Естественно, что при подготовке таких программ главную роль должны играть специалисты по управлению, экономике, финансам, тор­говле и др. К компетенции службы безопасности в данном случае относятся: информационно-аналитическое со­провождение программы, меры обеспечения физической безопасности персонала и охраны собственности, соблю­дения режима конфиденциальности, взаимодействие с правоохранительными органами и федеральными спец­службами.

  

Заключение

Процесс создания внутреннего рынка в России и на территории стран ближнего зарубежья, появление негосударственных хозяйственных субъектов и установление между ними отношений состязательности и конкуренции делают актуальной такую проблему как обеспечение безопасности предпринимательской деятельности.

Основные проблемы безопасности отечественного бизнеса заключаются в следующем. Во-первых рыночная экономика, построенная на конкуренции, – очень динамичная система, а следовательно и очень рискованная. Во-вторых российский рынок находится в стадии становления, и поэтому многие механизмы еще просто не отработаны. Втетьих, у нас пока отсутствуют устойчивые нормы права защиты интересов предпринимателей.

Полной защиты от дей­ствий террористов гарантировать не может ни одна служ­ба, поскольку существует немало объективных причин, из-за которых эффективность работы телохранителя и служб безопасности может быть сведена к нулю.

Опыт отечественного предпринимательства также свидетельствует, что затраты на содержание грамотно на­лаженной работы службы безопасности многократно оку­пают себя в сравнении с убытками от хищения, рэкета, актов вандализма, сделок с непроверенными партнерами, равно как и от бесхозяйственности на предприятии, без­грамотности кадров, злоупотреблений служебным поло­жением и т. д.

Когда же речь идет об угрозах жизни и здоровью пред­принимателя, вопрос об экономии может быть чреват подчас необратимыми последствиями. Следует помнить, что телохранитель за низкую плату не будет проявлять максимум стараний и рисковать своей жизнью в экстре­мальных ситуациях. «Дешевая» безопасность, как прави­ло, дорого обходится.

Список литературы

  1. Козлов С.Б., Иванов Е.В. Предпринимательство и безопасность. М., 1991.
  2. Судоплатов А.П., Лекарев С.В. Безопасность предпринимательской деятельности: Практическое пособие. – М.: Олма-Пресс, 2001.
  3. Тарас А.Е. Безопасность бизнесмена и бизнеса. Минск. 1996.
  4. Руководство по обеспечению безопасности личности и предпринимательства. М., 1996.
  5. Залялов Х.А. Бизнес и безопасность в России.М. Юниправекс, 2001.
  6. Журнал Служба Безопасности № 9-19. М.. 1999.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.