Курсовая работа: Организационно-экономическая деятельность учреждений культуры и искусства
Приватизация объектов
кинематографии, разрешенная Федеральным законом от 1995 года «О государственной
поддержке кинематографии Российской Федерации» и Постановлением правительства
России «О мерах по сохранению и развитию проката отечественных фильмов»,
теоретически может происходить по традиционным схемам с рядом ограничений,
касающихся организаций, специализирующихся на показе фильмов для детей,
организаций кинематографии, осуществляющих показ фильмов и являющихся
единственной организацией в данном населенном пункте и некоторых других.
Предусматривается также, что организации кинематографии федеральной
собственности могут быть приватизированы по решению правительства путем
преобразования их в акционерные общества закрытого или открытого типа при
закреплении в федеральной собственности на четыре года 25,5% обыкновенных
акций.
Однако приватизация
рассматриваемых объектов культуры не получила заметного развития из-за низкой
коммерческой привлекательности большинства культурно-просветительных
учреждений, организаций исполнительного искусства (театров, концертных организаций,
цирков), кинематографии, рискованного характера бизнеса в этих сферах, а также
отрицательного отношения творческих работников и руководителей органов
культуры, полагающих, что приватизация данных объектов приведет к использованию
государственного имущества не для целей развития культуры, а к ухудшению
материального положения работников культуры и потере рабочих мест. Поэтому в
настоящее время большая часть организаций культуры находится в государственной
(федеральной и муниципальной) собственности, а также в собственности ведомств и
государственных предприятий.
Структура государственных
учреждений по формам собственности
в 1997 году в % к итогу
Учреждения культуры |
В том числе, из них |
министерства культуры РФ |
федеральных |
муниципальных |
ведомственных |
Театры |
96,4 |
12,3 |
87,7 |
4,6 |
Концертные организации и
самостоятельные коллективы |
98,4 |
11,4 |
88,6 |
1,6 |
Цирки |
5,8 |
100 |
- |
94,2 |
Парки культуры и отдыха |
100 |
- |
100 |
- |
Музеи |
- |
12,5 |
87,5 |
- |
Библиотеки |
94 |
7,2 |
92,8 |
6 |
Клубы |
93,7 |
- |
100 |
6,3 |
Подавляющая часть учреждений
культуры и искусства находится в собственности субъектов федерации и
муниципалитетов, что соответствует характеру удовлетворяемых ими потребностей
населения конкретных населенных пунктов, и может более полно учесть и
реализовать эти потребности. Между тем проблемы деления государственной
собственности на федеральную и региональную имеют значение не только с точки
зрения формирования источников финансирования, что является предметом дискуссий
при формировании федерального и регионального бюджетов, но и для организации
эффективного управления учреждениями культуры. Тенденция увеличения сети
учреждений регионального подчинения наблюдается в большинстве европейских
стран.
Некоторая часть учреждений
культуры, так же как и в России, находится в этих странах в ведении отдельных
ведомств (военные ведомства, министерства образования и т.д.).
Создание новых организаций
культуры в последние годы характерно в большей степени для частной
собственности и в гораздо меньшей - для государственных органов и общественных организаций.
Негосударственные
организации культуры создаются как в коммерческом, так и некоммерческом
секторах экономики. Среди них наиболее многочисленными являются
культурно-досуговые центры для молодежи, концертно-развлекательные организации,
антрепризы, галереи, издательства, средства массовой информации, производства
изделий народного промысла, предприятия аудиовизуальной сферы, включая
телевидение, радиовещание, кинематографию, производство аудиовизуальной
продукции, а также ее материальных носителей (кассет) и технических средств
воспроизведения (видеомагнитофонов, телевизоров, компакт-дисков и т.д.).
Подавляющая доля частных
предприятий сосредоточена в сфере инфраструктуры рынка культурных ценностей,
ремонта и обслуживания оборудования, а также консалтинговой, менеджерской,
продюсерской, аудиторской и других сферах деятельности.
Возникновение
негосударственных организаций культуры и искусства происходило либо путем
постепенного отпачковывания от государственных организаций, либо создания новых
предприятий.
Первый тип
негосударственных учреждений культуры исторически связан с экспериментами,
проводимыми в сфере культуры в 80-е годы с целью поиска новых методов
хозяйствования и организационно-экономических форм культурной деятельности. В
эти годы на базе государственных учреждений культуры появилось множество
относительно самостоятельных любительских объединений, клубов по интересам,
творческих студий, молодежных культурных центров, кооперативов.
Так, в 90-е годы
существовало около 900 театров студий, появились коммерческие структуры в
области продюсерской деятельности, в то же время в кинематографии при
киновидеообъединениях и киноконцернах возникли хозрасчетные структуры,
обладавшие творческой и хозяйственной самостоятельностью и работающие на
договорных началах с организацией-учредителем (театром, киностудией, клубом,
предприятием). Впоследствии многие из этих образований, сумевшие приспособиться
к рыночным условиям хозяйствования, превратились в юридически самостоятельные
частные организации.
Одновременно шел процесс
создания новых организаций в сфере культуры и в особенности в аудиовизуальной
сфере.
В конце 80-х годов наряду с
традиционными государственными киностудиями было создано 100 студий нового
типа, независимых от Госкино, а также база по прокату средств кинотехники.
Кинопрокатные организации получили самостоятельность, было создано 130
кинообъединений, в которые первоначально входили и кинотеатры.
В эти же годы возникает
сеть государственных, кооперативных и частных организаций видеопроката, количество
видеосалонов, кафе с видеопоказом, видеотек и подобных заведений составило, по
оценкам специалистов, десятки тысяч с годовым оборотом до 12 млрд. руб.
Постановление Совета Министров СССР от 29 декабря 1988 года разрешило
организацию и проведение развлекательных программ, платных творческих вечеров,
развитие досуговых центров с использованием видеопроката.
В результате происходящих
процессов в кинематографии в 1996 году сложилась следующая картина отношений
собственности. В отрасли функционировало 38 государственных киностудий,
большинство из которых располагало производственными мощностями, и 200
независимых студий частных и смешанных форм собственности. Последние, как
правило, не имеют собственной материально-технической базы, производственных
мощностей, зданий и сооружений и располагаются, поэтому на государственных
киностудиях, арендуя их здания, сценические площадки и съемочное оборудование.
В 1995 году в стране
функционировало 328 организаций, занимающихся дистрибьюцией и демонстрацией
экранных произведений, 72 организации, оказывающие кино- и рекламные услуги, 52
предприятия, производящие оборудование и материалы для кинематографии.
В кинопрокате изменения
собственности происходили также за счет создания новых прокатных организаций,
чему способствовало массовое проникновение зарубежной кинопродукции,
позволявшей в силу ее невысокой стоимости и относительно большого зрительского
спроса достаточно успешно работать на российском кинорынке.
В российской системе
радиовещания функционируют государственные (федеральные, региональные и
муниципальные), общественные и частные телерадиокомпании. С 1991 года в стране
было выдано 2000 лицензий на право телерадиовещания. В настоящее время
действуют около 300 государственных и 500 частных вещателей. Среди государственных
компаний свыше 10 федеральных и 92 региональных, что составляет 5,2% от общего
количества зарегистрированных вещателей.
Крупнейшими
государственными телерадиокомпаниями России являются РТР и Радио России,
охватывающие вещанием большую часть населения. Основная часть эфирного и
частично кабельного телевидения находится в негосударственной (частной,
акционерной), а также смешанной собственности. Кроме того, в России работает
свыше 20 телерадиовещательных станций, представляющих иностранную собственность
и охватывающих около 9,5 млн. семей.
Тенденция преобладания
частного телевидения и радио характерна для большинства европейских стран,
которые оставляют в государственной собственности несколько станций.
В сфере печатных средств
массовой информации также наблюдается тенденция увеличения доли частных
предприятий и предприятий общественных организаций. Так, из 12000 печатных
изданий государству принадлежит 2140, или 18%. Однако около 80% типографий
принадлежит государству.
Таким образом, электронные
и печатные средства массовой информации охвачены всеми формами собственности,
включая иностранную собственность. Определенное распространение получили и
смешанные формы собственности. Так, например, в телекомпании ОРТ, 51% акций
которой принадлежит государству, 31% - консорциуму банков, 8% - Логовазу и 3% -
Газпрому. В такой же форме собственности находится радиовещательная компания
«Радио-1», «Маяк», в которых 51% акций также принадлежит государству. Среди
крупнейших телевещательных коммерческих компаний следует отметить канал НТВ,
30% акций которого принадлежит самой компании, 60% - Мост-банку и остальные –
учредителями (частным лицам). Крупным коммерческим каналом является и ТВ-6.
О степени распространения
негосударственного сектора в культуре целом можно судить по некоторым общим
статистическим данным, характеризующим развитие малого предпринимательства,
полагая, что негосударственные предприятия в культуре существуют в форме малых
предприятий.
В 1997 году в сфере
культуры функционировало 43,9 тыс. организаций и учреждений, из которых 18,1%
составляли малые частные предприятия, а государственные – 81,9%. Заметим, что в
структуре собственности других отраслей народного хозяйства доля частных
предприятий составляла 73,2%, общественных – 5,7, государственных – 6,1 и
прочих, включая иностранные – 8,7%. Количество предприятий культуры с участием
иностранного капитала составило в 1998 году 54 и занятых в нем 26 тыс.
работников. Это свидетельствует о гораздо меньшей степени распространения
негосударственных форм собственности в сфере культуры, чем в отраслях
промышленности. Помимо причин, уже изложенных выше, это обстоятельство
обусловлено особо рискованным характером бизнеса в культуре. Так, за
январь-октябрь 1998 года количество вновь зарегистрированных предприятий
культуры и искусства составило 3232, а ликвидировано 986. Большинство этих
предприятий являются негосударственными, поскольку в этот период число
государственной собственности в культуре осталось прежним.
Процесс формирования
отношений собственности в сфере культуры не завершен и скорее находится на
одной из первоначальных стадий. Исходя из отечественных и мировых тенденций,
можно предположить, что картина собственности в этой сфере в ближайшее время
будет меняться следующим образом. Стабильно государственной будет оставаться
собственность на библиотеки, музеи, клубные учреждения (однако возможное
развитие клубов по интересам может увеличить долю общественных образований),
зоопарки, театрально-зрелищные, цирковые и концертные организации. Однако
возможен некоторый рост частных организаций исполнительского искусства, в
особенности в сфере шоу-бизнеса.
В то же время по мере
выхода страны из экономического кризиса и повышения уровня доходов населения, а
также выхода из творческого и экономического кризиса кинематографии будет расти
количество частных предприятий в сфере производства, проката, показа фильмов, в
том числе за счет приватизации государственных объектов кинематографии.
Аудиовизуальная сфера в
целом, включая производство и распространение аудиовизуальной продукции и ее
материальных носителей, технических средств воспроизведения, а также
предприятия экранной культуры являются наиболее перспективными для внедрения
частной собственности. Кроме того, в частной собственности будет находиться
большинство инфраструктуры аудиовизуальной сферы и культуры в целом. Имеется в
виду развитие деловых и сервисных, ремонтных и вспомогательных услуг и т.д.
Общая оценка степени
рыночных преобразований в сфере культуры и искусства может быть
охарактеризована показателями соотношения объемов рыночных и нерыночных услуг,
коммерческих предприятий и бюджетных организаций и численностью занятых в них
работников, а также долей платных услуг.
Динамика соотношения
рыночных и нерыночных услуг культуры и искусства в России, исчисляемого в
текущих ценах, показывает тенденцию увеличения рыночного сектора услуг. Так, с
1990 по 1997 гг. их доля в общем объеме увеличилась с 5,6% до 15,6%. Этот
показатель включает рыночные услуги, произведенные как государственными и
муниципальными, так и негосударственными (частными и общественными)
организациями культуры и искусства.
Доля услуг, оказываемая
частными предприятиями, в 1997 году составила 4% всего объема рыночных услуг. В
то же время количество частных предприятий составило 18,1% от общего количества
зарегистрированных организаций культуры и искусства, с долей занятости – 16,1%.
В 1995 году было зарегистрировано 3626 организаций культуры и искусства (9% от
общего количества), находящихся в собственности общественных организаций.
Таким образом, основной
объем услуг культуры и искусства был создан государственными учреждениями,
доля которых составила около 75% от общего количества. Это свидетельствует,
во-первых, об отставании процессов рыночных преобразований в сфере культуры и
искусства, во-вторых, об относительно более низкой эффективности частных
предприятий, что вытекает из сопоставления показателей объемов услуг и числа
предприятий. Впрочем, последнее может быть объяснено и несоответствием между
зарегистрированными и реально функционирующими предприятиями культуры частного
сектора.
Глава 2. Система хозяйственной деятельности и финансирования
учреждений культуры.
2.1. Структура хозяйствующих субъектов в сфере культуры и искусства
г.Тюмени
Город Тюмень располагает 20
муниципальными учреждениями культуры и дополнительного образования: четыре
музыкальные школы, три школы искусств и знаменитая «художка» - художественная
школа имени Александра Митинского, основателя тюменского направления в
изоискусстве 40-60-х годов прошлого века, в систему входят библиотеки, ЦПКиО
(более известный как горсад), ДК «Торфяник», «Поиск» в Антипино, ЦКиД
«Околица», «Орфей», Муниципальный духовой оркестр, Муниципальный оркестр
русских народных инструментов, Центр татарской культуры. Под крылом городского комитета
также инспекция по охране и использованию памятников архитектуры, театр
«Ангажемент» и почти все очаги – на окраинах, где много семей с низкими
доходами, а наши клубы и ДК – единственное место для досуга и приобщения к
культуре в сфере народного творчества.
В детских музыкальных
школах, детских школах искусств, учатся в сфере дополнительного, а фактически
начального профобразования 3628 человек. Хороший показатель при всех волнениях
модернизации. Ведь общее число школьников в Тюмени неуклонно снижалось – с 84
тыс. учащихся в 1998 г. до 53,5 тыс. в 2003г. А вот в школах искусств все
наоборот: около 3 тыс. в 1998 г., пик в 2002г. – 3,9 тыс. детей.
Библиотеки востребованы и
молодежью, и старшим поколением. Почти 1,5 тысячи вечеров, выставок, встреч.
Сокращение 7 библиотек – слияние в единое целое взрослой и детской структур.
Это позволило направить на укрепление базы центральной городской библиотечной
системы 2 млн. руб.
Фестивали как формы
коммуникативного общения сегодня актуальны особенно в детской и молодежной
среде. V фестиваль «Золотой
микрофон» привлек 511 участников, а клуб авиамодельного спорта (модели
воздушного боя), который работает в ДК «Торфяник», получил право проводить свой
этап Кубка России.
Тюмень имеет статус
исторического города Российской Федерации. В нем 221 памятник истории и
культуры, из которых 143 числятся под охраной государства. В муниципальной
собственности 115 памятников, из них 65% в хорошем и среднем состоянии, 35% - в
аварийном (жилые дома).
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6
|