Курсовая работа: Основные тенденции и механизмы развития начального и среднего женского образования в Западных губерниях Российской империи (втор. пол. ХIХ в. – 1917 г.)
Педагогические
советы являлись своего рода методическими лабораториями. На своих совещаниях учителя
обсуждали предлагаемые Министерством просвещения и окружным начальством
методы преподавания, анализировали применяемые преподавателями способы и приемы
обучения, разрабатывали методические рекомендации для учителей.
Педагогический
совет собирался по мере надобности, но не менее одного раза в месяц. Заседания
педсовета назначались начальницей или директором по их усмотрению или же по
письменному заявлению не менее 3-х членов
совета. Дела в педагогическом совете решались простым большинством голосов. При
равенстве голосов голос председателя давал перевес.
В
женских учебных заведениях имелись также хозяйственные комитеты, которые
занимались финансовыми и хозяйственными вопросами. Они принимали плату за
обучение, составляли смету необходимых расходов на полгода вперед и т. д. [17, с. 50]. В 1914 году
хозяйственные комитеты при женских гимназиях были ликвидированны.
По
«Положению о женских училищах Министерства народного просвещения» 1860 года при гимназиях учреждались
попечительские советы «для ближайшего содействия успешному развитию училища со
стороны общества». Они состояли из семи лиц - пяти постоянных и двух избираемых членов.
Один избираемый член был из местного дворянства или чиновничества, второй - из купечества. Постоянными членами совета
были: попечительница, уездный предводитель дворянства, директор училищ или
гимназий, городской голова и начальница, избираемая попечительским советом «из
лиц образованных и пользующихся доверием общества» и утвержденная министром [17, с. 57].
На
попечительский совет были возложены обязанности избрания должностных лиц и
учителей, изыскания средств для функционирования учебных заведений и наблюдение
за их использованием, надзор за умственным и нравственным состоянием учащихся,
за порядком и благоустройством гимназий и училищ. В конце каждого учебного года
совет должен был представлять отчет о своей деятельности попечителю учебного
округа к начальнику губернии, а также напечатать его в «Губернских Ведомостях».
По
«Положению» 1860 года было также учреждено звание почетных попечителей всех
женских учебных заведений в каждой губернии. Их обязанностью было содействовать
основанию новых учебных заведений и осуществлять их поддержку. Они имели право
давать указания попечительским советам, сообщать свои замечания попечителю
учебного округа и даже министру.
При
некоторых женских учебных заведениях существовали родительские комитеты,
которые также занимались вопросами устройства учебных заведений. Родительский
комитет на заседаниях рассматривал, например, следующие вопросы: об открытии
общежития для иногородних учениц; об устройстве горячих завтраков; об оказании
неуспевающим учащимся педагогической помощи и т. д. [27, с.214].
При
каждой дирекции народных училищ состоял училищный совет. В советах
председательствовали предводители дворянства. В состав советов входили
представители Министерства народного просвещения, Министерства внутренних дел,
Министерства государственных имуществ, духовного ведомства и земских
учреждений, в уездных же - еще
представители городских обществ, земские начальники, попечители училищ и, по
особым распоряжениям министерства, врачи. Директор являлся членом и управляющим
делами губернского училищного совета, а инспектор - членом и делопроизводителем уездного
училищного совета. Частные училища находились в ведении попечителя Виленского
учебного округа и директоров народных училищ. В уездных и заштатных городах
надзор за ними возлагался на уездного смотрителя училищ [19, с. 82].
Источниками
содержания женских гимназий и прогимназий были: пособия из государственной
казны или из ведомства императрицы Марии, плата за обучение, пожертвования
частных лиц, местные пособия. Ассигнования государства были скудны, и основную
сумму доходов гимназий составляли плата за обучение и общественные средства.
[25,с. 33]. Благотворительность
общественности в пользу женских гимназий Беларуси лимитировалась, но
Министерство народного просвещения вынуждено было поддерживать в некоторых
случаях инициативу местных городских обществ, направленную на открытие новых
или расширение действующих женских гимназий в Беларуси. При назначении пособий
женским учебным заведениям существовала норма, установленная законом: для
гимназий - 2000 руб.,
для прогимназий -1000 руб.
в год [25, с. 45 ].
Размер
оплаты за обучение в женских гимназиях устанавливался по местным условиям
попечительскими советами гимназий. Он зависел от множества факторов: посещения ученицами
учебного заведения, организации учебно-воспитательного процесса, активности
общественной поддержки, демократичности педагогического коллектива и др. В
середине XIX в. размер оплаты составлял 15-20 руб.
в год [15, с.
70]. Представление о конкретной
сумме оплаты в женских гимназиях в различные периоды может дать соотношение ее
с заработком преподавателя.
Плата
вносилась за полгода вперед, в случае ее задержки в течение месяца следовало
исключение не уплатившей ученицы из гимназии. Но это происходило редко, так как
против этого зачастую выступало общество и городские власти.
Не
все родители имели достаточно средств для обучения дочерей, и иногда писали
прошений об освобождении от платы за учебу в связи с тяжелым материальным
положением. Довольно часто эти ходатайства удовлетворялись начальством гимназии
(в зависимости от финансового положения данного учебного заведения) [24, с.
180.].
При
некоторых женских учебных заведениях существовали общества вспомоществования
нуждающимся ученицам, которые оказывали помощь беднейшим из них. Ходатайства о
помощи подавались родителями прямо в общество или через начальство гимназии.
Кроме материальной нужды учениц, подававших прошение о пособии, принималось во
внимание их поведение и успехи в науках. Средства общества состояли из членских
взносов, доходов от капиталов и имущества, пожертвований членов общества,
других лиц и организаций, доходов от литературных вечеров, публичных лекций и
т.д. Использовать средства разрешалось исключительно в пользу гимназии. За этим
следили педагогический совет и управление общества.
Материальную
помощь своей гимназии оказывали также начальник, преподаватели, даже ученицы.
Как правило, в каждой гимназии некоторое число учениц являлись стипендиатками,
то есть обучались на средства, завещанные частными лицами или ведомствами. В
Витебской Мариинской гимназии существовали стипендии имени Ее Императорского
Величества Императрицы Марии Федоровны, имени Его Императорского Высочества
Принца Петра Георгиевича Ольденбургского, стипендии тайного советника
Ростовцева и др. (всего 12). От
оплаты за обучение освобождались дочери служащих женских гимназий, которые
проработали в них не менее 3-х лет
[25, с. 79].
Всеми
средствами, которые поступали в гимназию, распоряжался педагогический совет.
Исключение составляли государственные целевые суммы и деньги, пожертвованные
частными лицами, организациями, обществами со специально оговоренным
предназначением. Попечителю округа давался отчет педсовета о решении финансовых
вопросов в гимназии, но сама деятельность совета была самостоятельной.
Большинство
женских гимназий находились в арендуемых помещениях, так как не всегда хватало
средств для постройки собственного здания.
Многие
из арендуемых домов не были приспособлены для проведения занятий. С конца XIX
в. некоторые гимназии стали приобретать собственные дома. В 1880 году было
построено здание Минской министерской гимназии, которое являлось довольно
удобным для занятий, в 1893 году - Гродненской
Мариинской гимназии и т.д.
Также
в гимназиях существовали библиотеки: фундаментальная и ученическая.
Выписывалось множество журналов для учениц и преподавателей. Книги и журналы,
поступающие в библиотеки учебных заведений, проходили жесткую цензуру.
Запрещенные издания не допускались в библиотеки и изымались из них. Среди
учебных пособий, используемых в женских гимназиях, наиболее широко были
распространены атласы, глобусы, географические и исторические карты, прописи,
модели и другие предметы для рисования, черчения и т.д.
Женские
гимназии были открытыми учебными заведениями, т.е. предназначались для
«приходящих девиц». Для иногородних же учениц при некоторых гимназиях
устраивались пансионы. В Могилевской Мариинской гимназии плата за пансион
составляла 300 руб.
в год (это полное содержание, включая постель, белье, обувь, одежду, книги,
учебные пособия, классные принадлежности, медикаменты). На пищу отпускалось по 26 коп. в день на человека, на одежду и белье
- по 35 руб. в год. При пансионе имелась лечебница
[24, с. 125].
Пансионы
имели четкий распорядок дня, который всегда строго исполнялся. В пансионе
Могилевской Мариинской гимназии, как следует из дневника данного учебного
заведения за 1898-1901 годы,
воспитанницы вставали в 7 часов
утра (в праздники разрешалось
спать дольше), проводилась молитва и чтение Евангелия, перед уроками дежурные
проверяли порядок в ящиках учениц.
После
чая воспитанницы выходили на прогулку по гимназическому саду или по прилегающим
улицам. В 8.45 начинались
занятия, которые продолжались до 14.30 (с перерывом
в 12.00 для завтрака). После
занятий с 3-х до 4-х часов дня осушествлялась прогулка в город под
наблюдением классных надзирательниц, в 4 часа
дня - обед, после которого
воспитанницы готовили домашние задания, желающие обучались музыке. В 9 часов
вечера проводилась общая молитва, занимались до 21.30 и даже до 22 часов [25, с 68].
Таким
образом, управленческая вертикаль средних женских учебных заведений была
довольно развита и бюрократизирована, действовал ряд советов и комитетов. Что
касается финансирования женского образования, то на функционирование женских
учебных заведений в Беларуси государством отпускались скудные средства, и они
содержались преимущественно за счет местных общественных средств и платы за
обучение. Женские учебные заведения различались между собой по материальному
состоянию. Это было обусловлено различными источниками финансирования,
количеством учащихся, типом школы и т.д.
3.2 Преподавательские
кадры
Преподавателями
женских гимназий, могли быть:
•
лица с аттестатом об окончании полного курса
высшего учебного заведения, если предмет, к преподаванию которого они
назначались, изучался ими;
•
лица, имеющие свидетельство на звание учителя
гимназии или реального училища. Для преподавания языков могли быть определяемы
и лица, имеющие свидетельство на звание домашних учителей;
•
лица, не имеющие специального образования, но
известные местному начальству своей учительской деятельностью;
Высшее
образование женщины-учителя получали за границей. В конце XIX в. расширились
возможности подготовки преподавательниц для гимназий. В ряде городов России
были открыты Высшие курсы для женщин, в Санкт-Петербурге - Женский педагогический институт. [19, с. 63].
Женские
гимназии встречали затруднения в том, чтобы иметь своих постоянных учителей из
лиц с высшим образованием. Чтобы облегчить поиск кандидатов в преподаватели для женских гимназий,
учителям, имеющим право на преподавание в мужских
средних учебных заведениях, в женских платили больше.
Право
преподавания рисования во всех учебных заведениях имели окончившие курсы
художественных училищ или школ живописи, а также лица, получившие свидетельства
на право преподавания рисования после сдачи экзамена. Преподавать черчение могли
лица, окончившие архитектурное отделение высшего художественного училища в Санкт-Петербурге,
а также другие художественные училища, высшие технические учебные заведения,
математические курсы в университетах и сдавшие дополнительный экзамен по
черчению [19, с. 77].
Для
получения права на преподавание рукоделия во всех классах гимназии требовалось
окончание курса женского среднего учебного заведения (или свидетельство о
знании этого курса) и звание домашней наставницы или домашней учительницы.
Проводились специальные испытания на звание учительницы рукоделия в женских
гимназиях и прогимназиях по правилам, составленным Министерством народного
просвещения. Мнением Государственного совета от 10 июня 1900г. учительницам рукоделия в
женских гимназиях и прогимназиях предоставлялись равные права с преподавателями
научных предметов.
17 октября 1892 года в Санкт-Петербурге
Обществом поощрения женского профессионального образования были открыты
специальные курсы (первые в России) для подготовки учительниц рукоделия с общим
педагогическим образованием. В них принимали выпускниц средних учебных
заведений и профессиональных школ со званием народной учительницы. На курсах
преподавались следующие предметы: гигиена, педагогика, товароведение,
счетоводство, кройка и шитье белья, кройка и шитье платья, изящные работы,
методика рукоделий, рисование [24, с. 131].
Преподавательский
состав женских гимназий каждый год тщательно отбирался и пересматривался.
Преподаватели (как и другие служащие гимназий) могли быть назначены на
должность только с разрешения попечителя Виленского учебного округа, причем
обязательно проверялась «политическая благонадежность» каждого кандидата.
В
случае увольнения какого-либо преподавателя из гимназии сведения о его
неблагонадежности рассылались по всем учебным заведениям империи. Каждые пять
лет все учителя сдавали зачет по своему предмету, после чего получали
определенную степень и прибавку к жалованию, которые оставались за ними даже
при переходе на работу в другое учебное заведение. За один урок (годовой)
преподаватели получали 30 -70
руб [24, с. 132].
Молодым
преподавателям гимназий, не имевшим жилья, выделялся пансион, плата за который
высчитывалась из жалования. Кроме того, каждый год опекунский совет гимназий
выделял деньги на вознаграждение преподавателей и служащих. За выслугу лет
преподаватели гимназий и училищ духовного ведомства удостаивались наград
золотых и серебряных медалей с надписью «за усердие», «Мариинского знака
отличия за беспорочную службу» разных степеней (за 25 лет - 1-й степени,
за 20 лет - 2-й степени). Эти награды
утверждались самим императором и выдавались в Петербурге. Кроме этого за
выслугу лет шли прибавки к жалованию. Во время летних вакаций (каникул) учениц
преподавателям давался отпуск на два месяца. После выработки 25 лет учитель имел право писать прошение о
пенсии. Во второй половине XIX в. ее размер составлял около 160 руб. [25, с. 78].
Во
всех классах частных училищ и пансионов русский язык, историю, географию и
арифметику должны были преподавать учителя местных казенных учебных заведений,
но по особому разрешению учебного начальства. Для преподавания допускались лица
женского пола православного и лютеранского вероисповедания, а также учителя
народных училищ. Право преподавания русского языка предоставлялось только
учителям православного вероисповедания. Для упражнения девочек в разговорном
русском языке, полагалось иметь в каждом училище и пансионе гувернантку «не
польского происхождения», знающую основательно русский язык [17, с. 230]. Разрешение
на преподавание, даваемое начальством, имело силу лишь на 1 год, перед началом каждого учебного года
ходатайства о допущении этих лиц к преподаванию в частных учебных заведениях
должны были возобновляться.
Борьба
за демократизацию народного образования в конце XIX- начале XX вв., ликвидацию
феодальных пережитков в жизни образования, повышение общественного статуса была
неразрывно связана с борьбой за улучшение материального, юридического и
общественного положения учителей, улучшение системы подготовки педагогических
кадров. С целью защиты своих профессиональных и материальных интересов наиболее
передовая часть учительской интеллигенции в конце XIX в. начала создавать педагогические общества
«взаимного вспомоществования».
Итак,
преподавательский состав женских учебных заведений был разнородным по своему
образовательному, социальному и культурному уровню. Уровень образования
преподавателей средних женских учебных заведений был выше, чем в начальных
школах, но намного отставал в этом плане от мужских средних школ. Возможности
педагогической деятельности женщин, особенно в средней школе, были ограничены.
3.3 Учебно-воспитательный
процесс
Согласно
утвержденному 9 января
1862 года уставу учебный
курс женских гимназий был рассчитан на семь классов. 31-го мая 1874г. были
изданы программы и правила для женских гимназий Министерства народного
просвещения. В 1879 году была утверждена единая и обязательная для всех
Мариинских женских гимназий программа обучения, в 1905 году принята «Нормальная
учебная табель». Этими документами женские средние учебные заведения руководствовались
вплоть до 1917 года (хоть и с некоторыми изменениями) [17, с. 269].
Учебные
планы для женских гимназий отличались от учебных планов правительственных
мужских гимназий облегченностью учебного курса. Некоторая упрощенность
гимназического образования для девочек соответствовала распространенному в XIX
в. взгляду на женщину, прежде всего как на хранительницу семейного
благополучия, первую наставницу детей и достигалась за счет включения в учебные
программы, в основном по предметам естественно-математического цикла, большого
объема практических сведений, а также за счет некоторого сокращения образовательного
материала по отдельным предметам.
Учебный
курс женских гимназий был разделен на семь классов и включал в себя Закон
Божий, русский язык и словесность, историю, географию, природоведение,
арифметику, геометрию, физику и космографию, чистописание, рукоделие. Эти
предметы считались обязательными. За отдельную плату желающие обучались
иностранным языкам (немецкому и французскому), рисованию, пению, танцам,
музыке. В начале XX в. в женских гимназиях было введено преподавание латинского
языка, домоводства, гимнастики и гигиены.
В
отличие от мужских гимназий изучение латинского языка в женских гимназиях не
давало девочкам права поступать в высшие учебные заведения.
В
1893 году в своде законов, касающихся народного образования, появилась статья о
преподавании домоводства в гимназиях Министерства народного просвещения, но
тогда оно не было введено. Вопрос об этом поднимался неоднократно. Гимнастика
была включена в число обязательных предметов по «Положению» 1870 года, но в
«Положении» 26 мая
1869 года, которое действовало на территории Беларуси, о гимнастике не
говорилось [25, с.
86].
На
уроках рукоделия ученицы занимались «шитьем, вышиванием, кройкой, вычерчиванием
фасонов, изготовлением изящных вещей, а также предметов, необходимых в домашнем
обиходе». Общее число часов занятий рукоделием в неделю назначалось 14, в соответствии с программами
общеобразовательных предметов, которые «занимают столько времени, что не
представляется возможности уделить на рукоделие больше означенного числа». В
тех учебных заведениях, где существовали приготовительные классы, преподавание
рукоделия начиналось в этих классах. Изящные работы преподавались желающим на
дополнительных уроках, за которые учительницы получали особую плату. [24, с. 117].
Для
получения аттестата об окончании гимназии требовались удовлетворительные
отметки по рукоделию, и они заносились в аттестат, но при назначении наград при
выпуске эти отметки в расчет не принимались.
На
занятиях по изобразительному искусству для рисования с натуры использовались
пособия из папье-маше, гипса, терракоты, глины, оригиналы и альбомы. В
некоторых гимназиях устраивались выставки лучших рисунков.
На
уроках пения гимназистки изучали теорию пения и занимались хоровым пением. В
Могилевской частной гимназии Залесской было организовано 2 хора духовный и светский, в первом
насчитывалось 35 учениц,
во втором - 73. В
некоторых гимназиях девочки обучались музыке.
Страницы: 1, 2, 3, 4
|