Курсовая работа: Политические права и свободы человека
Ч. 1 ст. 1 Федерального конституционного закона «О судебной
системе Российской Федерации» от 23 октября 1996 г. гласит: «Судебная власть в
Российской Федерации осуществляется только судами в лице судей и привлекаемых в
установленном законом порядке к осуществлению правосудия присяжных, народных и
арбитражных заседателей. Никакие другие органы и лица не вправе принимать на
себя осуществление правосудия»[8].
Федеральный закон от 20 августа 2004 г. «О присяжных заседателях
федеральных судов общей юрисдикции» определяет условия и основания привлечения
граждан к участию в осуществлении правосудия в качестве присяжных заседателей;
требования, предъявляемые к присяжным заседателям, порядок составления общего и
запасного списка кандидатов в присяжные заседатели; материальное обеспечение
присяжных заседателей; гарантии их независимости и неприкосновенности[9].
Рассмотрение уголовных дел с участием присяжных заседателей проводится в
Верховном Суде Российской Федерации, в федеральных судах всех субъектов
Федерации, в окружных (флотских) военных судах при рассмотрении этими судами в
качестве первой инстанции подсудных им уголовных дел.
Порядок формирования корпуса арбитражных заседателей установлен
Федеральным законом от 30 мая 2001 г. «Об арбитражных заседателях арбитражных
судов субъектов Российской Федерации»[10]. Федеральным
законом от 14 марта 2002 г. «Об органах судейского сообщества в Российской
Федерации» предусмотрено участие установленного числа представителей
общественности в составе квалификационных коллегий судей[11].
2 Публично-политические права и свободы
Помимо политических прав и свобод, предоставляющих возможность
напрямую принимать участие в управлении делами государства и в осуществлении
местного самоуправления, существуют также политические права и свободы, смежные
с личными. Это публично-политические права и свободы.
1.
Свобода мысли и слова.
2.
Право на информацию.
3.
Право на объединение.
4.
Право на манифестацию.
2.1 Свобода мысли и слова
Право на свободу мысли и слово закреплено в ст. 29 Конституции
Российской Федерации.
Мышление и мысль, как его результат, продукт, - естественное и неотъемлемое
свойство человека, связанное с процессом постановки и решения им практических и
теоретических вопросов. Мысль не может быть несвободной. Конституционное же
закрепление свободы мысли гарантирует каждому свободу формирования собственных
мнений и убеждений без вмешательства государства, исключение любого
идеологического насилия над личностью[12]. Свобода
мысли и слова символизирует связь личной жизни и индивидуальной свободы
человека с его переходом в сферу публичной жизни.
Без свободы мысли и слова невозможна нормальная жизнь общества,
ибо она лежит в основе других важнейших свобод, таких, как свобода печати,
свобода творчества, свобода выбирать и быть избранным и др.
Однако свобода слова не может быть абсолютной. В «Международном
пакте о гражданских и политических правах» говорится, что пользование свободой
мнений налагает особые обязанности и особую ответственность, поэтому сопряжено
и с некоторыми ограничениями[13]. Они
касаются прав других лиц, их репутации, а также охраны государственной
безопасности, общественного порядка, здоровья и нравственности населения.
2.2 Право на информацию
Наиболее распространённым способом поиска, получения, передачи, производства
и распространения информации являются средства массовой информации, под
которыми в соответствии с законом «О средствах массовой информации» от 27
декабря 1991 г. понимаются периодические издания, радио-, теле-,
видеопрограммы, кинохроники, иные формы периодического распространения массовой
информации, среди которых особое место занимает интернет[14].
Граждане имеют право на оперативное получение через средства массовой
информации. достоверных сведений о деятельности государственных органов и
организаций, общественных объединений, их должностных лиц. Эти сведения должны представляться
средствам массовой информации по запросам редакций, а также путём проведения
пресс-конференций и в иных формах, что конкретизировано в федеральном законе от
15 декабря 1994 г. «О порядке освещения деятельности органов государственной
власти в государственных средствах массовой информации».
Граждане наряду с другими пользователями (органами государственной
власти, органами местного самоуправления, организациями и общественными
объединениями) обладают равными правами на доступ к государственным информационным
ресурсам и не обязаны обосновывать перед владельцем этих ресурсов необходимость
получения запрашиваемой ими информации. Такое право на доступ к информации
является основой осуществления общественного контроля за деятельностью органов
государственной власти и местного самоуправления, общественных, политических и
иных организаций, а также за состоянием экономики, экологии и других сфер
общественной жизни.
2.3 Право на объединение
Закреплённое в ст. 30 Конституции Российской Федерации право на
объединение является правовой основой образования и деятельности политических
партий, профсоюзов, молодёжных и детских общественных объединений,
некоммерческих организаций, благотворительных организаций и др. Хотя в данной
статье и не говорится о политических партиях, но из содержания ст. 13
Конституции Российской Федерации вытекает, что в Российской Федерации
признаётся многопартийность и общественные объединения равны перед законом.
Гражданин как член общественного объединения обладает всеми
правами и несёт все обязанности, предусмотренные его уставом. Член объединения
вправе участвовать в решении всех общих вопросов его деятельности, избирать и
быть избранным в его руководящие органы. Гражданин может состоять членом
нескольких общественных объединений, кроме партий. Свобода деятельности
общественных объединений гарантируется. Порядок их образования, регистрация
уставов устанавливается законодательством.
Общественные объединения способствуют развитию политической
активности и самодеятельности граждан, удовлетворению их многообразных
интересов.
2.4 Право на манифестацию
Право граждан Российской Федерации на проведение публичных
мероприятий - собраний, митингов и демонстраций, шествий и пикетирований -
является одной из гарантий свободы мысли и слова, выражение мнений и убеждений,
права на создание общественных объединений и др. Реальное осуществление этого
права - залог народовластия, непосредственной демократии, поскольку публичное
выражение требований, мыслей, убеждений имеет цель воздействовать на органы
государственной власти или институты гражданского общества для решения
определённых проблем.
С точки зрения предметной сущности, реализация права на
манифестации может выражаться в виде протеста против политики и действий
власти, либо выражения солидарности с властями, либо не иметь отношения к
властям. Манифестационные мероприятия, к властям отношения не имеющие, - это
чаще всего собрания, где граждане обсуждают текущие дела, митинги, шествия,
демонстрации, на которых выражают отношение к своим политическим противникам, а
также к международным событиям[15].
С точки зрения организационной сущности данного права, во-первых, соответствующее
мероприятие проводится как специальное, целевое, во-вторых, проводится в
общественном месте - под открытом небом либо в нежилом помещении, в-третьих,
предполагается определённое отношение властей к данному мероприятию.
Федеральный закон от 19 июня 2004 г. «О собраниях, митингах,
демонстрациях, шествиях и пикетированиях» использует обобщённое для всех видов
манифестаций понятие «публичное мероприятие»[16]. Под ним
понимается открытая, мирная, доступная каждому, проводимая в форме собрания,
митинга, демонстрации, шествия, или пикетирования либо в различных сочетаниях
этих форм акция, осуществляемая по инициативе граждан, политических партий,
других общественных и религиозных объединений.
Целью публичного мероприятия согласно данному закону является
свободное выражение и формирование мнений, а также выдвижение требований по
различным вопросам политической, экономической, социальной и культурной жизни
страны и вопросам внешней политики.
Закон содержит определения каждого вида манифестаций, названного в
ст. 31 Конституции Российской Федерации.
В соответствии с Конституцией Российской Федерации осуществление
указанного права не должно нарушать права и свободы других лиц. Запрещается
использование этого права для насильственного изменения конституционного строя,
разжигания расовой, национальной, классовой, религиозной ненависти, для
пропаганды насилия и войны.
3 Проблемы реализация гражданами политических прав и свобод в
Российской Федерации
В структуру политической системы обязательно входит
информационно-коммуникативная подсистема, которая устанавливает связи между
институтами политической системы. Значение этой подсистемы велико, ибо люди,
как известно, способны оценивать действия, в том числе и политически, лишь при
наличии определенного объема знаний и информации. Если в демократических
обществах средства массовой информации (СМИ) достаточно независимы, информация
широко распространяется между различными членами общества, то в авторитарных и
тоталитарных они полностью подчинены правящей элите, берутся под строгий
контроль.
Контроль и распределение политической информации – важный элемент
в определении типа политических систем. В основе идеальной, подлинно
демократической модели политической коммуникации лежит равноправный обмен
информацией, диалог между основными политическими группами общества. Этот
обмен, без которого невозможно общение, следовательно, и достижение
политического согласия не обязательно является одномоментным или
последовательным, но протяженным во времени и в пространстве. По своей
значимости и по влиянию на функционирование политической системы информация
сопоставима с информацией, поступающей от политической элиты к остальным членам
общества.
3.1 Средства массовой информации (СМИ) и соблюдение политических прав
и свобод граждан Российской Федерации
Общественное мнение формируется, прежде всего, под влиянием СМИ. И
конечно, политические элиты пытаются сделать так, чтобы общественное мнение
или, по крайней мере, преобладающая его часть склонялось в их пользу. Чем
демократичнее общество, тем большее значение приобретает сопряжение
господствующего коммуникационного потока, инициируемого государством, с
информационными потребностями и приоритетами гражданского общества,
формирующегося на более широкой ценностной основе.
Политические реформы начала 90-х гг. ХХ века привели к утрате
государством монопольного права определять содержание, форму подачи,
политический и идеологический уклон массовой информации.
Важными свойствами политической коммуникации в идеале должны
являться свободные потоки точной, полной, завершенной и проверяемой информации
о политических явлениях и процессах, сопрягаемой с основными цивилизационно-культурными
ценностями данного общества, демократическими принципами развития и
фундаментальными гражданскими и политическими правами человека.
Особое значение среди этих прав имеют свобода политических,
религиозных и иных убеждений, свобода совести, свобода слова и печати, митингов
и собраний, свобода объединений, а также право беспрепятственно придерживаться
и свободно выражать свое мнение, свободно искать, получать и распространять
всякого рода информацию и идеи независимо от государственных границ, если они
не противоречат гуманистическим принципам.
Средства массовой информации и коммуникации – это сложная система
источников сообщений и их получателей, связанных между собой разнообразными
каналами движения информации. В СМИ включены: периодическая печать, радио,
телевидение, звукозапись, видеозапись, компьютерное накопление, обработка,
передача и прием информации, система «Интернет» и др.
Действие СМИ заключается в систематическом распространении
политической информации среди различных по численности, рассредоточенных
аудиторий с целью утверждения духовных ценностей данного общества или его
правящих групп, оказания идеологического, культурного и политического
воздействия на получателей информации. Вследствие научно-технической революции
СМИ вошли буквально в каждый дом, оказывают практически постоянное воздействие
на членов любого сообщества. В силу их значимости и влияния средства массовой
информации уже давно определяют как «четвёртую власть» в обществе после
законодательной, исполнительной и судебной.
3.2
Роль телевидения в современном
политическом обществе
В современных условиях ведущую роль среди СМИ играет телевидение.
Это объясняется тем, что, являясь частью системы социальных отношений
человеческого общества, телевидение выполняет такие же функции, как и другие
средства массовой информации: помогает распространять информацию, знания,
культуру, выступает в качестве инструмента пропаганды, социального
регулирования, организации людей и т.д.
Каждое средство массовой коммуникации имеет свои преимущества, каждому
присущи свойства, позволяющие эффективно выполнять определенные
социально-политические функции. В силу различия выразительных свойств и условий
восприятия аудиторией информации ни одно из них не может полностью заменить
другое. И, тем не менее, многочисленные исследования показывают, что именно
телевидению принадлежит ведущая роль в современной системе средств политической
коммуникации.
Главным качеством всех технических средств массовой коммуникации
является способность удовлетворять информационные потребности каждого
отдельного человека и общества в целом. Все многообразие передаваемой по ТВ
информации концентрируется в новостях, которые по праву считаются «лицом
телевидения». Видеть и показывать жизнь такой, какая она есть, давать
максимально полную информацию о текущих событиях – все это во многом
предопределило популярность теленовостей. Информационные выпуски, освещающие
последние новости, составляют основу ежедневной сети телевизионного вещания.
Они выходят в эфир в одно и то же определенное время, а все остальные
телепередачи размещаются в интервалах между ними. Именно эти регулярные,
преимущественно политические передачи новостей в значительной степени формируют
у аудитории соответствующие политические взгляды, установки, ориентиры и
ценности. Они выступают ареной и рупором реализации свободы слова, печати и
других информационно-политических прав. Другие политические программы, по сути,
направлены на углубление и закрепление этих установок и ориентиров.
Анализ роли СМИ в функционировании политической системы приводит к
следующим выводам:
·
ни одна общественно-политическая группа (институт) не добьется
значительных успехов в открытой борьбе за власть, если не будет иметь
возможности ее апробации на телевидении и других СМИ;
·
ни один кандидат в представительные общенациональные политические
органы не будет иметь серьезных шансов на избрание, если не сможет использовать
СМИ, и прежде всего ТВ.
На сегодняшнем этапе развития гражданского общества политические
права и свободы носят в известной степени либо декларативный, либо формальный
характер. Возьмем, к примеру, право выбирать и быть избранным. Насколько
человек действительно добровольно и осознанно участвует в этом процессе?
В период избирательных кампаний на граждан ведется довольно
агрессивная атака с использованием «чёрного» пиара и других современных
избирательных технологий, в первую очередь, через средства массовой информации,
вызывая у людей раздражение и нездоровый интерес к личной жизни кандидатов в
депутаты. Возникает вопрос: как быть с правом на нераспространение информации о
частной жизни граждан? В наше время это конституционное положение зачастую
просто не соблюдается. Считается в порядке вещей распространять, особенно в
отношении публичных людей, «пикантную» информацию.
Кроме того, обилие информации, подчас недостоверной, популистские
предвыборные обещания отнюдь не способствуют правильному, действительно
свободному, осознанному (а не под влиянием эмоций) выбору личности. Можно с
уверенностью сказать, что современное общество всё больше и больше управляется
через информационные потоки.
Вместе с тем свобода слова и печати предполагает, с одной стороны,
возможность широкой информированности населения в сфере политической
деятельности, направленной на формирование общественного мнения, а с другой –
доведение данного мнения до сведения властей. А это и есть один из каналов
влияния личности и общества на государственный аппарат.
Вещание является национальным достоянием и его необходимо
использовать на благо всего населения, а не отдельной его части. Следовательно,
оно должно находиться под общественным контролем, обеспечивающим охрану
интересов всех социальных групп. Чем крупнее и разнообразнее сообщество, на
которое направлено вещание, тем внимательнее нужно подходить к составлению
телевизионных программ. Необходимо учитывать религиозные, национальные,
психологические, возрастные и другие различия людей, чтобы иметь возможность
удовлетворить потребности каждого человека соотнести себя как с мировым
сообществом в целом, так и с определенной группой людей, с их специфическими
интересами, следить за тем, чтобы ни одна часть аудитории не оказалась
дискриминированной.
К сожалению, деятельность общественных организаций, имеющая
позитивный смысл и результаты, средствами массовой информации просто игнорируется.
Эти симптомы поведения если не антигражданского, то некомпетентного с точки
зрения понимания и поддержки внутренней политики государства. Если гражданское
общество в основе своей опирается на права человека, то СМИ по нежеланию
связать воедино эти два понятия, защищая как будто права человека, обращают
острие публичной власти к государству, не понимая того, что механизм
осуществления этих прав создается не только и не сколько государством, но в
первую очередь общественными структурами, получившими по Конституции Российской
Федерации полноту гражданской инициативы самопроявления в общественной жизни.
3.3
Политический Интернет
В настоящее время огромную роль в функционировании политической
системы играет Интернет. Политический Интернет обладает целым рядом
особенностей, которые сегодня привлекают политиков: оперативность публикации
информации при практически неограниченных объемах и малых издержках на
распространение, доступность для пользователя, мультимедийные возможности,
визуализация и интерактивность. Роль политического Интернета как
политтехнологического средства связей с общественностью особенно возрастает в
ходе подготовки и проведения избирательных кампаний.
Интернет позволяет создать наиболее полный образ кандидата, что
труднее сделать с помощью только традиционных СМИ.
Интернет обеспечивает оперативность связи с электоратом, позволяет
гораздо чаще обновлять новости, может архивировать информацию и обеспечивать
быстрый доступ к ней, используется как средство общения с журналистами и т.д.
Неподцензурность Интернета дает возможность прямой и косвенной
агитации за кандидата, а также передачи о нем практически любой информации, что
позволяет вести контрпропагандистскую деятельность с возможной дискредитацией
конкурентов.
Интернет расширяет границы социологических исследований в период
избирательных кампаний. Приглашение пользователей к участию в оценке имиджа
кандидата, используя его видеофайлы или лозунги избирательной кампании, вполне
реально. Политики активно используют Интернет для обобщения и учета различной
информации, анализа мнений и настроений электората; получение политических
данных в режиме реального времени со всего мира; анализа реакции пользователей
Интернета на то или иное политическое явление.
В Доктрине информационной безопасности Российской Федерации
подчеркивается, что информационная сфера является системообразующим фактором
жизни общества, активно влияет на состояние политической, экономической,
оборонной и других составляющих безопасности России. Национальная безопасность
Российской Федерации существенным образом зависит от обеспечения информационной
безопасности, и в ходе технического прогресса эта безопасность будет возрастать.
Но первой и главной функцией СМИ остается информирование общества
о деятельности власти, политических деятелей, о выходящих в свет законах,
других нормативных актах. Общество, граждане должны быть информационно
подготовлены, их гражданские устремления необходимо подкреплять знаниями. СМИ
наряду с информированием формируют и гражданскую позицию, придающую
конкретность, целеустремленность и ясность понимания событий и действий
политического свойства.
Заключение
Политические права и
свободы человека обуславливают его возможность влиять на политическую
обстановку в стране, а следовательно на собственную жизнь и судьбу. Для
Российской Федерации, которая стремится стать правовым государством и создать
развитое гражданское общество, обеспечение политических прав и свобод является
одной из важнейших задач.
Если учесть, что
становление демократических преобразований происходит в стране в очень сложных
условиях явно недостаточной политической, правовой культуры, то вопросы
должного, своевременного, и юридически безупречного судебного разрешения дел о
нарушениях избирательных прав граждан весьма актуальны и важны.
Необходимо
совершенствовать специальные процессуальные механизмы, гарантирующие
максимальное обеспечение чёткого, законного рассмотрения и разрешения этих дел,
и обеспечения исполнения судебных актов.
Библиографический список
1.
"Российская газета" от 1 сентября 1995 г., Собрание
законодательства Российской Федерации от 28 августа 1995 г. N 35, ст. 3506.
2.
"Российская газета" от 16 января 1998 г., Собрание
законодательства Российской Федерации от 12 января 1998 г., N 2, ст. 224.
3.
"Российская газета" от 15 июня 2002 г. N 106, в
"Парламентская газета" от 15 июня 2002 г. N 110-111, Собрание
законодательства Российской Федерации от 17 июня 2002 г. N 24 ст. 2253.
4.
"Российская газета" от 30 июня 2004 г. N 137-д, Собрание
законодательства Российской Федерации от 5 июля 2004 г. N 27 ст. 2710,
"Парламентской газете" от 30 июня 2004 г. N 117.
5.
"Российская газете" от 14 июля 2001 г. N 133,
"Парламентская газета" от 17 июля 2001 г. N 132, Собрание
законодательства Российской Федерации от 16 июля 2001 г. N 29 ст. 2950.
6.
"Парламентская газета" от 31 мая 2003 г. N 98,
"Российская газета" от 31 мая 2003 г. N 104, Собрание
законодательства Российской Федерации от 2 июня 2003 г. N 22 ст. 2063.
7.
"Российская газета" от 6 января 1997 г. N 3, Собрание
законодательства Российской Федерации от 6 января 1997 г. N 1 ст. 1.
8.
"Парламентская газета" от 25 августа 2004 г. N 155-156,
"Российская газета" от 25 августа 2004 г. N 182, Собрание
законодательства Российской Федерации от 23 августа 2004 г. N 34 ст. 3528.
9.
"Парламентская газета" от 1-7 июня 2001 г. N 99,
"Российская газета" от 2 июня 2001 г. N 105, Собрание
законодательства Российской Федерации от 4 июня 2001 г. N 23 ст. 2288.
10.
"Российская газета" от 19 марта 2002 г. N 48,
"Парламентская газета" от 19 марта 2002 г. N 52, Собрание
законодательства Российской Федерации от 18 марта 2002 г. N 11 ст. 1022.
11.
Лазарева В.В. Научно-практический комментарий к Конституции
Российской Федерации. 3-е изд., доп. и перераб. - М., 2004 г. С. 149.
12.
"Сборник действующих договоров, соглашений и конвенций,
заключенных с иностранными государствами", М., 1978 г., вып. XXXII, с. 44,
"Ведомости Верховного Совета СССР", 1976 г., N 17(1831), ст. 291.,
"Библиотечка Российской газеты", выпуск N 22-23, 1999 г.
13.
"Российская газета" от 8 февраля 1992 г., Ведомости
Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской
Федерации от 13 февраля 1992 г. N 7 ст. 300.
14.
Конституционное право России / Авакьян С. А.: Учебный курс: В 2 т.
- М., 2005 г. С. 620.
15.
"Парламентская газета" от 22 июня 2004 г. N 111,
"Российская газета" от 23 июня 2004 г. N 131, Собрание
законодательства Российской Федерации от 21 июня 2004 г. N 25 ст. 2485.
16.
Конституционное право граждан на информацию в Российской
Федерации: проблемы правового регулирования и реализации [Текст] / М. А.
Погорелова. - Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. -
2009. - Т. 80, № 12. - С. 382-386.
17.
Средства массовой информации и реализация гражданами политических
прав и свобод в современной россии / Н.А. Саркисова. - Юристъ - Правоведъ. -
2009. - № 1. - С. 125-128.
18.
Проблемы реализации избирательных прав граждан в России / Овчинников
В.А., Таровик С.С. -Управленческое консультирование. 2006. № 2. С. 84-95.
19.
Права и свободы личности как субъекта политической жизни / Орлова
О.В. - Государство и право. 2007. № 7.
20.
Доктрина информационной безопасности Российской Федерации.
Утверждена Президентом РФ 9 сентября 2000 г. № Пр-1895 // Российская газета.
2000. 28 сентября.
[1] "Российская газета"
от 1 сентября 1995 г., Собрание законодательства Российской Федерации от 28
августа 1995 г. N 35, ст. 3506.
[2] "Российская газета" от 16 января 1998
г., Собрание законодательства Российской Федерации от 12 января 1998 г., N 2,
ст. 224.
[3] "Российская газета" от 15 июня 2002 г. N
106, в "Парламентская газета" от 15 июня 2002 г. N 110-111, Собрание
законодательства Российской Федерации от 17 июня 2002 г. N 24 ст. 2253.
[4] "Российская газета" от 30 июня 2004 г. N
137-д, Собрание законодательства Российской Федерации от 5 июля 2004 г. N 27
ст. 2710, "Парламентской газете" от 30 июня 2004 г. N 117.
[5] "Российская газета"
от 19 июня 2003 г. N 117, в Собрание законодательства Российской Федерации от
23 июня 2003 г. N 25 ст. 2564, приложение к "Российской газете" -
"Новые законы и нормативные акты", 2003 г., N 31,"Вестник
Конституционного Суда Российской Федерации", 2003 г., N 4.
[6] "Российская газете" от 14 июля 2001 г. N
133, "Парламентская газета" от 17 июля 2001 г. N 132, Собрание
законодательства Российской Федерации от 16 июля 2001 г. N 29 ст. 2950.
[7] "Парламентская газета" от 31 мая 2003 г.
N 98, "Российская газета" от 31 мая 2003 г. N 104, Собрание законодательства
Российской Федерации от 2 июня 2003 г. N 22 ст. 2063.
[8] "Российская газета" от 6 января 1997 г. N
3, Собрание законодательства Российской Федерации от 6 января 1997 г. N 1 ст. 1.
[9] "Парламентская газета"
от 25 августа 2004 г. N 155-156, "Российская газета" от 25 августа
2004 г. N 182, Собрание законодательства Российской Федерации от 23 августа
2004 г. N 34 ст. 3528.
[10] "Парламентская газета" от 1-7 июня 2001
г. N 99, "Российская газета" от 2 июня 2001 г. N 105, Собрание
законодательства Российской Федерации от 4 июня 2001 г. N 23 ст. 2288.
[11] "Российская газета" от 19 марта 2002 г. N
48, "Парламентская газета" от 19 марта 2002 г. N 52, Собрание
законодательства Российской Федерации от 18 марта 2002 г. N 11 ст. 1022.
[12] Лазарева В. В.
Научно-практический комментарий к Конституции Российской Федерации. 3-е изд.,
доп. и перераб. - М., 2004 г. С. 149.
[13] "Сборник
действующих договоров, соглашений и конвенций, заключенных с иностранными
государствами", М., 1978 г., вып. XXXII, с. 44, "Ведомости Верховного
Совета СССР", 1976 г., N 17(1831), ст. 291., "Библиотечка Российской
газеты", выпуск N 22-23, 1999 г.
[14] "Российская газета"
от 8 февраля 1992 г., Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации
и Верховного Совета Российской Федерации от 13 февраля 1992 г. N 7 ст. 300.
[15]
Авакьян С.
А. Конституционное право России: Учебный курс: В 2 т. - М., 2005 г. С. 620.
[16] "Парламентская газета" от 22 июня 2004 г.
N 111, "Российская газета" от 23 июня 2004 г. N 131, Собрание
законодательства Российской Федерации от 21 июня 2004 г. N 25 ст. 2485.
|