Курсовая работа: Политика в сфере этнонациональных отношений
Курсовая работа: Политика в сфере этнонациональных отношений
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ УКРАИНЫ
КУРСОВАЯ РАБОТА
на тему «ПОЛИТИКА
В СФЕРЕ ЭТНОНАЦИОНАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ»
по дисциплине «Политология»
КИЕВ 2011
Содержание
Введение
1.
Объект и предмет
этнополитологии
2.
Теория
этничности. Понятие этноса
3.
Нация: признаки,
теории, типология, идеология
3.1 Политическая теория
нации
3.2 Психологическая
теория нации
3.3 Культурологическая
теория нации
3.4 Историко-экономическая
теория нации
3.5 Этническая теория
нации
4.
Классификация
государств по этническому признаку
5.
Этнические
процессы
6.
Особенности
формирования украинского этноса
7.
Национальная
политика в Украине
Вывод
Литература
Введение
Общество делится по вертикали – на классы и социальные
группы, и по горизонтали – на этносы и нации. Марксистская идеология на первое
место ставила принадлежность человека к определенному общественному классу,
считая национализм порождением капитализма. Интересы рабочего класса
объявлялись высшими по отношению к каким-либо другим – личным, семейным, национальным,
общечеловеческим.
Главной целью рабочего класса считалось построение коммунизма
– бесклассового и безнационального общества. Однако эта доктрина, как и многие
другие положения марксистской теории, не выдержала проверки временем. В
настоящее время не классовое, а этническое деление общества стало наиболее
заметным и антагонистическим. Не классы, а этносы и нации стали главной
движущей силой общественного развития. Именно этническое деление человечества
служит источником конфликтов в современном мире. Растет социальная однородность
наций, то есть либо в них преобладает так называемый «средний класс», либо
малообеспеченные слои.
Происходит раскол классов по этнической линии – представители
определенного этноса занимают соответствующую нишу на рынке труда, что
подтверждают известные факты – «лица кавказской национальности» на фруктовых
рынках, турки в строительных фирмах, евреи в финансовой сфере, жители Восточной
Азии на сборке компьютеров и так далее. Возникли теории «этнической
стратификации», «расколотого рынка труда», «внутреннего колониализма».
1.Объект и предмет этнополитологии
Скажем, в Германии коренное население занято в сфере высоких
технологий, а иммигранты – курды, народы бывшей Югославии и другие – заняты
неквалифицированным трудом. Оценить сложившуюся ситуацию можно кратким
выражением: «Нация победила класс».
Такие человеческие общности, как этнос и нация, играют особую
роль в политической жизни, в процессах функционирования государства. Немецкий
историк Г. Кон писал о философе Иоганне Гердере: «Гердер был первым, кто
утверждал, что человеческая цивилизация существует не в универсальных и общих
для всех, а в национально-своеобразных проявлениях; каждое проявление должно
быть неповторимым, а его оригинальность содержится в духе и языке нации.
Человек по своей природе и истории – прежде всего член некоей национальной
общности и только в качестве такового действительно может быть творцом».
Учет и гармонизация ценностей всех этнических форм
человечества должны быть в основе этнонациональной политики любых уровней, в
частности, государственной. Этнонациональные процессы в политической жизни
изучает специальный раздел политической науки – этнополитология.
Этнополитология – это область политологии, изучающая генезис, сущность и
общие закономерности развития этнонациональных общностей. Объектом данной науки
является этнополитическая стратификация общества, а предметом - взаимоотношения
этнических общностей с государством, а также роль и место национальных
отношений в политической жизни общества.
Значение развития этой науки в Украине обусловлено такими
факторами:
1.Любое полиэтническое государство нуждается в выработке
эффективной национальной политики с учетом уроков и негативных тенденций,
которые имели место в прошлом.
2.Создание новых государств на месте бывшего СССР поставило
проблему национальных границ, проблему переселенцев, беженцев и т.д.
3.Провозглашение суверенитета некоторыми республиками привело
к столкновению титульных наций с нетитульными и вызвало обострение конфликтов
на национальной почве.
4.На политические проблемы, связанные с национальным
вопросом, наслаиваются экономические трудности, с которыми сталкиваются новые
государства.
Нация становится субъектом исторического процесса, когда
образует самостоятельное государство. Национальное государство трансформирует
этнос в целостный этнополитический организм, который в состоянии отстаивать
свои национальные интересы, национальную идею среди других народов.
2.
Теория этничности. Понятие этноса
Одной
из категорий этнополитики является этнос.
Этнос – это наиболее древнее, естественное
и стабильное сообщество, постоянная движущая сила, действующая на исторической
арене. К признакам этноса, согласно Э. Смиту, относятся единое название,
наличие мифов об общем происхождении, общая историческая память, единая
«историческая территория» (известно, что далеко не все этносы обладают единой
территорией в настоящее время), элементы общей культуры (язык, обычаи или
религия), и чувство солидарности с другими членами данного этноса. Польский историк
А. Белинский отмечал, что этнос – это «группа людей, соединенных кровными,
биологическими связями». Другой вариант определения этноса – это устойчивое
культурное сообщество, которое имеет общую историческую территорию, общие
культурные и психологические черты (историческую память, язык, религию),
которые формировались в течение столетий.
Этнически
обусловленные образцы поведения и в целом жизнедеятельности человека достаточно
ярко проявляются в группах людей общей идентичности, появившихся в результате коллективного
понимания их особой истории. Этнические группы обладают собственными
культурными обычаями, стереотипами, нормами, убеждениями и традициями.
В
работе, посвященной роли биосферы в процессах этногенеза, Л.Н. Гумилев
отмечает: «Каждый этнос имеет свою собственную структуру и свой неповторимый
стереотип поведения. Иногда структура и стереотип поведения этноса меняются от
поколения к поколению. Это указывает на то, что этнос развивается, а этногенез
не затух. Но иногда структура этноса стабильна, потому что новое поколение
воспроизводит жизненный цикл предшествовавшего».
Гумилев
утверждал, что этнос – это не сумма человеческих организмов, а система, то есть
в этносе проявляются признаки системности – взаимовлияние и взаимозависимость в
процессе взаимодействия. Этнос по Гумилеву – это географическое и биофизическое
явление в социальной оболочке. Таким образом, в этносе действуют не только
социальные, но и биологические законы, в том числе инстинкт самосохранения и
борьба за выживание. Этнос формируется из лиц общего происхождения по принципу
комплиментарности (симпатии или антипатии к другим людям). Симпатия возникает в
соответствии с фразой из сказки Киплинга о Маугли – «мы с тобой одной крови –
ты и я». Определяя реальную этническую целостность как динамическую систему,
Л.Н. Гумилев указывает, что она включает в себя людей, элементы ландшафта,
культурную традицию и взаимосвязи с соседями. В такой системе первоначальный
запас энергии постепенно расходуется, а энтропия непрерывно увеличивается.
Поэтому система должна постоянно удалять накапливающуюся энтропию, обмениваясь
с окружающей средой энергией и информацией.
Энергию
этноса Гумилев назвал «пассионарностью». Это особая биогеохимическая энергия,
энергетическое поле нации, основной двигатель событий в истории народа. Этнос
постепенно, в процессе своей жизнедеятельности, утрачивает пассионарность,
сначала приходит в состояние равновесия, а затем распадается. Этногенез, или
процесс развития этносов, длится 1200-1500 лет, или 40 поколений, и проходит четыре
фазы – образование, подъем, упадок и гибель. Каждому этносу свойственно
создание социально-политических и государственных систем.
Согласно
теории Гумилева, в настоящее время «пассионарными» являются американский и
китайский этносы, и XXI век пройдет под
знаком борьбы между ними за мировую гегемонию. Русский этнос, к которому
Гумилев относил всех восточных славян, пережил период «пассионарности» в XVII – XVIII веках, когда создал великую империю и освоил огромные
территории Евразии. Период упадка – XIX век, время создания культуры мирового уровня и значения. Распад русского
этноса произошел в 1917 году. Таким образом, в настоящее время славянские
народы Восточной Европы – русские, украинцы и белорусы – находятся в начале
пути к обретению новой энергии.
3.
Нация: признаки, теории, типология, идеология
Другой
важной категорией этнополитики является нация. К характерным чертам нации
относятся подчинение всех ее членов единому правительству; проживание на одной
территории; общие язык, литература, обычаи; общее происхождение и история;
особый национальный характер; единая религия; общие интересы; уважительное
отношение между людьми; чувство гордости к достижениям и печали к неудачам
национальной политики; равнодушие или враждебность к другим национальностям.
Существует понятие «идеальной нации». Она имеет характерные
черты, отличающие ее от других; свободна от внешнего контроля и достаточно
сильна, чтобы обеспечить эту свободу; действует как единое целое, имеющее свои
интересы и проводящее политику, направленную на обеспечение этих интересов.
Главное
для нации – сохранение ее идентичности и культурной самобытности, свободы
самовыражения, создание и сохранение собственного государства и установление
хороших отношений с другими нациями и государствами.
Политические
интересы обусловливают политизацию национального самосознания, включают нацию в
исторический процесс в качестве коллективного политического субъекта. Этому
способствуют следующие факторы:
1.Идея
национального самосознания, проявляющаяся как противовес всем теориям,
оправдывающим умаление национальных особенностей. Исторический опыт убедительно
показывает, что пренебрежение национальным самосознанием не может быть долгим.
2.Этническая
пестрота, сосуществование в ограниченном географическом пространстве этносов с
разными ментальностями, языковыми и культурными отличиями.
3.Отягощенность
исторической памяти взаимными обидами, воспоминаниями о войнах и экономической
дискриминации.
4.Появление
среди этнической общности политических лидеров, способных аккумулировать
энергию масс, сформулировать цели и задачи движения.
Существует несколько теорий нации.
3.1.Политическая
теория нации
Родоначальником
ее считается голландский философ Гуго Гроций (XVIII в.). Согласно этой теории, нация – политическая
общность, которая имеет собственное государство или стремится реализовать свое
право на самоопределение и борется за его создание или возрождение. Она
объединяет всех граждан государства, независимо от их этнического или
социального происхождения. Это «социальная нация», «нация-государство»,
«политическая нация». Ее объединяют общий язык, общие символы, лояльность к
государству и его законам, единая воля, интересы, общие надежды на будущее.
3.2.Психологическая
теория нации
Ее
автор – французский ученый Эрнест Ренан (XIX в.). По его мнению, «нация – это душа, духовный
принцип. Ее складывают две вещи. Одна – в прошлом, другая – в будущем. Первая –
это владение обширным наследством воспоминаний, вторая – общее согласие,
желание жить вместе, продолжать сообща пользоваться доставшимся единым
наследством». Нация – большая группа людей, объединенных духовным принципом,
большой солидарностью и моральным сознанием; общей национальной психологией,
национальным характером, национальной солидарностью, национальной волей,
национальным сознанием и другими чертами чисто психологического характера.
Решающий фактор в существовании нации – не внешние объективные черты, а
субъективные убеждения.
3.3.Культурологическая
теория нации
Австрийский
ученый Карл Реннер (XIX в.) считал,
что нация – это культурное сообщество. Для ее возникновения необходимы «общий
литературный язык», «развитая национальная литература», «национально-духовная
культура»; таким образом, «нация – это союз одинаково думающих и одинаково
говорящих людей». Согласно своей теории, Реннер утверждал, что введение
государственного языка в многонациональной стране будет проявлением господства,
а не равенства, может вызвать в обществе враждебность и сепаратистские
настроения.
3.4.Историко-экономическая
теория нации
Ее
творцами стали теоретики марксизма-ленинизма, среди них Карл Каутский и И.В.
Сталин. Согласно марксистскому учению, нация – категория историческая,
возникшая вследствие развития капитализма. Главное условие ее формирования –
общие экономические связи и общие классовые интересы. Ненаучным является
деление наций на «исторические» и «неисторические», то есть находящиеся на
магистральном пути общественного прогресса и на его обочине; на «революционные»
и «реакционные», на «буржуазные» и «социалистические». На основе приоритета
классовых интересов над национальными марксисты делали вывод, например, о
существовании двух культур – угнетенных масс и господствующих классов – в
каждой национальной культуре.
3.5.Этническая
теория нации
Начало
ее разработки принадлежит немецкому ученому Иоганну Гердеру (XVIII в.). Понятие этнической нации
употребляется в случае, если нация складывается из одной этнической группы.
Карл Дойч отмечал, что нация - это "группа людей, объединенных общей
ошибкой по вопросу своего происхождения и общей нелюбовью к своим
соседям".
Нация - крупное, историческое, динамичное,
цивилизованное сообщество граждан, часто полиэтничное, но объединенное вокруг
какого-либо одного этноса, с национальным языком внутреннего государственного
общения (возможно, одним или несколькими локальными официальными языками), как
правило, с собственной территорией, общими интересами, единой волей быть единым
целым; единой национальной культурой (как синтезом нескольких этнических
культур), сознанием общности прошлого, современного и особенно будущего и
одновременно собственной самобытности и общим названием.
В типологизации
наций возможны различные подходы. В прошлом существовали догматический
(формационно-классовый) и критический (цивилизационно-гуманистический).
Согласно первому, то есть марксистско-ленинскому, нации делятся на
"капиталистические" и "социалистические", а также на
"титульные" (коренные) и не титульные (пришлые). Согласно второму,
разрабатывавшемуся европейскими учеными либерального направления, нации делятся
на политические и этнические, древние и новые, построенные и недостроенные,
территориальные и безтерриториальные, к которым до создания Израиля относились
евреи, и по сей день относятся цыгане; что касается территориальных наций, то
они, в свою очередь, могут быть едиными и расколотыми, а также диаспорными
(когда значительная часть нации находится за пределами страны). К диаспорным
нациям относятся армяне, греки, евреи, китайцы и другие. К расколотым нациям в
разное время относились украинцы, немцы, вьетнамцы, и по сей день ими остаются
китайцы и корейцы.
Согласно
современной трактовке, нации делятся на три группы:
1.Полномасштабные
(политические и этнические).
2.Государственные
(политические) нации - в государствах, не имеющих единого языка.
3.Этнические
- имеющие язык, но не имеющие государства.
Национальная
политика любого государства должна базироваться на определенной идеологии,
определенных политических принципах; к ним относятся национализм,
интернационализм, шовинизм и сегрегация.
Национализм до недавнего времени трактовался у
нас однозначно как реакционная идеология и реакционный политический принцип.
Как идеология национализм действительно реакционен (приоритет одной
национальной культуры перед другими, приоритет национальных ценностей перед
личностными и т.д.). Как политический принцип национализм следует признать, и
борьба с ним бесперспективна (в нем заложены такие положения, как учет
национальных особенностей, создание жизнеспособных федераций и конфедераций).
Интернационализм считался в СССР единственно верной
идеологией в сфере национальных отношений, интернациональное ставилось выше
национального. В связи с переосмыслением понятия "национализм"
переосмысливается и понятие "интернационализм". Не отвергая этот
принцип, как ведущий к установлению контактов между людьми различных
национальностей, важно на первый план поставить национальные интересы, которые
ближе и понятнее людям.
Шовинизм - это проповедь национальной
исключительности. Термин происходит от имени французского солдата Н. Шовена,
выставленного в период наполеоновских войн в качестве поклонника величия
французской нации. В России до революции (иногда и в современных условиях)
проявлялся великорусский шовинизм. В Германии Гитлер насаждал шовинистическую
идею превосходства арийской нации. Шовинизм чреват войной и насилием.
Сегрегация - от латинского segregatio, что означает отделение. Это крайняя
форма этнической дискриминации, ограничение прав и свобод этнической общности
путем создания специальных учреждений, выделения специальных территорий
(негритянские гетто в США, еврейские гетто на оккупированных фашистами
территориях в годы второй мировой войны, гетто для чернокожих в Южной Африке в
середине ХХ века).
4.
Классификация государств по этническому признаку
Существует
несколько вариантов классификации государств по этническому признаку. Прежде
всего, государства делятся на национальные и многонациональные.
Многонациональными являются государства, где много народов проживает на своей
этнической территории (Россия, Индия и т.д.). Национальные - это государства,
образованные вследствие самоопределения какого-либо народа и выражающие его
интересы. Они могут быть моноэтническими, т.е. сформированными на основе одного
этноса, который трансформировался в нацию (Япония) и полиэтническими. Полиэтнические
образуются двумя способами – во-первых, государства типа "плавильного
котла", когда разные оторванные от своих корней этнические группы создают
государство и "переплавляются" в одну нацию; во-вторых, государства,
где инициатором и основным носителем государственности на первых порах выступал
один этнос, но рядом с ним были представители других этнических групп и
меньшинств, оторванных территориально от своих наций; после провозглашения
государственной независимости они консолидируются на основе общего гражданства
- к таким относится и Украина.
По
классификации американского политолога Г. Нельсона государства по этническому
принципу делятся на пять групп:
1.Государства
с одной этнической нацией; к таким относятся страны, где к одной нации
принадлежит более 95% населения - это Польша, Япония, Норвегия и ряд других –
всего 45 стран.
2.Государства,
в которых одна этническая нация насчитывает от 60 до 95% населения – к таким
относятся Австрия, Китай, Великобритания, всего – 62 страны.
3.Государства,
в которых один этнос насчитывает от 40 до 60%, и где, кроме того, проживают от
7 до 20 этнических групп – это Афганистан, Иран и еще 15 стран.
4.Бинациональные
или двухнациональные государства, где две этнические нации насчитывают от 65 до
96% - Бельгия, Перу, Таиланд, всего – 21 страна.
5.Мультинациональные
или многонациональные государства, в которых три этнические нации насчитывают
от 34 до 97% и еще проживают от 5 до 19 этнических групп; к таким относятся
Индия, Канада, Нигерия, всего – 19 стран.
Страницы: 1, 2
|