Курсовая работа: Понятия и классификации музеев на примере наиболее известных музеев Франции
Более ста лет назад
Эмиль Золя писал в газете «Эвенмен»: «Судьба уготовила в Лувре место для
«Олимпии» и «Завтрака на траве», но понадобилось много лет, чтобы его пророческие
слова сбылись. Теперь в Музее импрессионизма зрители стоят перед этими
полотнами благоговейно и почтительно.
На первом этаже Музея
выставлены и полотна «живописца радости» Огюста Ренуара. «Он любит солнце,
которое может всё озарить, и его художественное сердце — само такое солнце. У
него нет глаз для скорбного и уродливого: он видит цветы, лучи солнца, детей,
прелестных женщин — и всё это играет, просто радуясь жизни и воздуху», — писал
А.В. Луначарский о творчестве О. Ренуара.
Действительно, пишет ли
художник природу («Дорога в траве»), обнажённую натуру («Натурщица на солнце»),
жанровые сценки на открытом воздухе — везде он остаётся солнечным художником,
«окунающим» натуру в лучезарные потоки света. Молоденькие модистки, собравшиеся
повеселиться в саду монмартрского кабачка «Муленде ла Галетт», под кистью
Ренуара превращаются в прелестные создания — женственные и непосредственные.
Картины его насквозь пронизаны солнцем, его свет играет на розовых и голубых
женских платьях, на тёмных костюмах и соломенных шляпах мужчин, переливается на
стаканах, синими и жёлтыми бликами ложится на песочную площадку.
Полотна Огюста Ренуара
переходят и на второй этаж Музея импрессионизма. Кроме них, здесь выставлены
картины Клода Моне, К. Писарро, П. Сезанна, Винсента Ван Гога, Поля Гогена и
других художников. И одним из шедевров является картина К. Моне «Впечатление»,
давшая название всему направлению импрессионизма (по-французски «impression»
— впечатление).
За два года до той
знаменитой выставки Клод Моне написал из окон гостиницы, в которой тогда жил,
картину Гаврского порта. Лес корабельных мачт, стушёванные контуры портовых
кранов, зыбкий туман, чернеющие лодки... Поднявшийся над горизонтом чётко
очерченный багровый шар солнца висит в молочной дымке и отбрасывает на воду
алые отсветы. Чтобы сохранить свежесть впечатления, надо было работать на
едином дыхании, очень быстро — смелой рукой и без колебаний. Эдмон Ренуар, брат
художника, к названию «Впечатление» прибавил ещё два слова: «Восход солнца».
Таким это название и осталось.
Клод Моне с наибольшей
последовательностью разрабатывал принципы импрессионистской манеры живописи:
писал отдельными мазками чистого цвета, пытался передать освещение, изменчивое
в разное время дня и года. Эти его поиски отражены в серии «Руанский собор»,
хотя в самом Музее импрессионизма находится лишь пять из 25 композиций.
Клод Моне пишет портал
знаменитого Руанского собора, и свет играет на каменном кружеве и скульптурах
собора, отбрасывает тень и растворяет очертания здания в светло-воздушном
мареве. Этюды ни один не повторяют друг друга: на одном собор изображён в серых
тонах (характерных для пасмурного дня), на других собор кажется нежно-розовым в
лучах восходящего солнца, на третьих он переливается золотом, особенно ярко
выделяющимся на фоне голубого неба.
Выставленные в Музее
импрессионизма картины Клода Моне не имеют привычных рам, они просто
«вставлены» в стену. Такой принцип размещения экспозиции поначалу поражает
посетителей, но ведь художник и хотел «поймать мгновение», вызвать у зрителей
иллюзию быстрой смены освещения, изменяющего видимый мир.
Эдгар Дега, на первый
взгляд, казался человеком странным и противоречивым. Его настоящая фамилия де
Га, но он еще смолоду отказался от аристократической приставки. Его готовили к
блестящей карьере, но он бросил юридическую школу ради Школы изящных искусств.
Он был склонен к молчаливому одиночеству, не терпел шума, презирал рекламу и
славу. С годами его замкнутость стала легендой. И вместе с тем темы для своих
картин он черпал в самой гуще городской жизни.
Пейзажей он почти не
писал, он всегда влюблённо наблюдал и писал человека. Свои картины он не
рисовал на месте, поставив своим принципом «Наблюдать, не рисуя, и рисовать, не
наблюдая».
Он был первым из
европейских художников, кто совершенно по-новому увидел балет. В «Танцевальном
классе» и «Голубых танцовщицах» изображены балерины — но не сцене, а за
кулисами во время репетиции. На их лицах застыло то ли напряжённое внимание, то
ли утомление, парадные улыбки и традиционное изящество исчезли. Повороты фигур
зачастую попросту некрасивы, а движения — у балерин! — угловаты. Взгляд зрителя
скользит по худым спинам, острым локтям, жилистым шеям...
И вместе с тем полотно,
созданное Дега, прекрасно той истинной красотой, которая присуща только
настоящему искусству. В «Голубых танцовщицах» само радужное мерцание чистых
красок вызывает мелодию танца. Светятся и переливаются газовые юбки, сверкают
на корсажах и в волосах балерин зелёные, голубые и красные ленты, легко
касаются пола ноги в розовых балетных туфлях.
Дега был блестящим
рисовальщиком. В отличие от других импрессионистов, превыше всего ставивших
цвет, он по-настоящему понимал выразительность линий. А критики упрекали его в
том, что он «срезает» предметы и людей, что он просто не умеет разместить желаемое
на полотне и уложиться в размеры картины.
Кроме живописи, Эдгар
Дега увлекался и скульптурой. В специальной витрине Музея импрессионизма
выставлены небольшие фигурки его прачек, танцовщиц, обнажённых натурщиц и
лошадей.
Одновременно с
импрессионистами выступил и Поль Сезанн, сын мелкого банкира из Экса. Но вскоре
Сезанн отошёл от них. Он хотел передать на своих полотнах не световые эффекты
или изменчивость воздуха, а, наоборот, — устойчивость и определённость
окружающего мира. Взяв живописную технику импрессионистов, он хотел ввести её в
пределы строго продуманной формы. Поэтому на его холсты ложились плотные,
уверенные мазки, изображённые на картинах фигуры и предметы приобретали
весомость и материальные черты.
Сам Сезанн говорил:
«Глаз и ум должны дополнять друг друга. Надо усиленно работать над их взаимным
развитием». И он был тружеником из тружеников. До последнего дня жизни работа
была его единственной страстью. Посылая свои работы в Салон, он даже не
рассчитывал, что их там примут. Художник писал Камиллу Писарро, что испытывает
наслаждение оттого, что его работы заставляют Академию «краснеть от ярости и
отчаяния».
Полотен Поля Сезанна в
Музее сравнительно немного, и все они относятся к 70—80-м годам его творчества.
Это пейзажи парижских окрестностей, натюрморты (цветы, яблоки, апельсины, лук),
а также фигурные композиции — «Игроки в карты» и «Женщина с кофейником».
Жизнь этих людей (а
также тех, кого мы называем постимпрессионистами) была наполнена радостным,
вдохновенным трудом. Поэтому, несмотря на то что постоянная и порой безвыходная
нужда преследовала их во все времена, так радостно, так безмятежно солнечно их
искусство.
2.3 Музей д’Орсэ
Музей Орсэ –
французский национальный музей, созданный в Париже в декабре 1986 года для
показа всего многообразия художественного творчества западного мира в период с
1848 по 1914 годы.
Удача и судьба,
казалось, соединились, чтобы содействовать превращению Вокзала д’Орсэ
(известной постройки 1900 г.) в Музей д’Орсэ – хранилище искусства позднего XIX
века. Сначала добрую роль сыграло само время, ибо во многом именно разрушение
рынка Лезаль дало повод к начатой прессой и успешно завершившейся кампании по
сохранению старой железнодорожной станции и отеля. Создание этого музея стало
значительным событием в культурной жизни Франции. Крупнейший вокзал Орлеанской
компании, утративший своё функциональное значение, должен был превратиться «из
вокзала в музей» — в этом и заключалась главная идея его устроителей и
реставраторов. Одной из главных задач в реализации этого проекта было не только
сохранить вокзал в первозданном виде, но и включить его в современную жизнь,
придать музею-вокзалу двойную функцию — как носителя исторической памяти, так и
современного подлинного явления.
Знаменитый парижский
вокзал Орсэ располагался в центре Парижа — напротив Лувра и Тюильри. Он был
построен архитектором Виктором Лалу к Всемирной выставке 1900 года. По мнению
многих критиков, вокзал стал «лебединой песней французского модерна». Вокзал
Орсэ считался последним достижением техники того времени, самым
ультрасовременным из всех — он был своего рода апофеозом промышленного века.
Всё в нём приковывало
внимание современников: громадный неф, огромная высота, циклопические портики,
светящиеся часы. Кроме всех этих достижений, вокзал был в высшей степени
функционален. Однако со временем он перестал удовлетворять всё ускоряющийся
ритм жизни, к концу 1960-х годов вокзал обветшал и пережил забвение. На смену
ему готовилось строительство международного отеля, в конкурсе на проект
которого приняли участие крупнейшие архитекторы того времени (в том числе и Ле
Корбюзье).
Однако в 1973 году
решение о строительстве отеля было отменено. Вокзал признали историческим
памятником, и его купило министерство культуры Франции. Вот тогда-то и возникла
идея превратить вокзал в «Музей XIX века». В нём предполагалось создать музей
искусств с новейшей экспозиционной технологией, но с минимальным изменением
архитектуры и структуры самого вокзала, его интерьеров и декора.
Проект нового Музея
рождался как бы из диалога с прежним его архитектором — Виктором Лалу. Новый
проект ставил своей задачей создать уникальную среду для произведений искусства
XIX века, но в то же время как бы экспонировать и собственную архитектуру
вокзала. Однако вокзал Орсэ по своим прежним функциям никак не совпадал с
задачами Музея искусств. Сложнейшая проблема была всё-таки решена группой
«АКТ-аршитектюр», которая завоевала первое место в конкурсе по реконструкции
этого вокзала. Основа концепции проекта данной группы была такова: «Сделать не
музей в вокзале, а музей из вокзала».
Идея создания такого
музея нашла поддержку и в лице президента Франции Валери Жискар д'Эстена,
который и начал эту грандиозную работу. По разработанной программе новый Музей
должен был стать музеем многодисциплинарным — то есть включать в свои
экспозиции и демонстрировать живопись, графику, скульптуру, декоративную
мебель, произведения фотографии и зарождающегося киноискусства, архитектуру,
градостроительство, исторические и документальные материалы — всё, что отражает
прошлую эпоху.
Первые коллекции нового
Музея формировались из произведений, хранившихся в Лувре, музее «Же до Пом», во
Дворце Токио и многих других музеях и частных собраниях. По хронологическим
рамкам своих коллекций Музей Орсэ занимает сейчас место между Лувром и
Национальным центром искусств имени Жоржа Помпиду: Лувр (как музей) построен в
XVII веке, Орсэ — в 1900 году, Центр искусств имени Жоржа Помпиду — в 1977
году.
Экспонируемые в Музее
Орсэ произведения искусства представляют собой один из выдающихся периодов
французского искусства второй половины XIX — начала XX века. Живопись
представлена полотнами Давида, Энгра, Делакруа, импрессионистов, скульптура —
произведениями Родена. Зал Родена считается одним из самых красивейших в Музее
Орсэ, а достигается это благодаря гармоническому соотношению трёх произведений
скульптора с архитектурой самого вокзала.
Самым масштабным
помещением нового Музея стал Большой Неф, в котором выставлены коллекции
скульптуры. Над бывшими железнодорожными путями и рельсами был сделан пол,
который своими террасами как раз и продолжается в нефе. Стеклянный свод
обеспечивает равномерное освещение зала, а это для скульптур является
безопасным и оптимальным режимом. Грандиозные размеры самого нефа придают ещё
большую монументальность всей скульптурной экспозиции.
В глубине нефа
расположились две башни, в которых экспонируются произведения «ар нуво». С
террасами соседствуют залы для экспозиции произведений живописи и
декоративно-прикладного искусства. С одной стороны — это залы Домье, Коро,
Милле, с другой — Энгра, Делакруа, Дега, Гюстава Моро. В пересечении нефа
расположились залы Гюстава Курбе и декоративного искусства времен всех Империй.
Коллекции
импрессионистов и постимпрессионистов расположились в залах верхней галереи.
Естественное специфическое освещение этих залов наилучшим образом отвечает
цветовой гамме живописных полотен Моне, Сислея, Сезанна, Ренуара, Ван Гога.
Овальные залы первого
этажа отданы произведениям академической, натуралистической и символической
школ. Три из них представляют новое искусство — это произведения Харта и Ван
дер Вельде.
В Музее неожиданно и
весьма оригинально экспонируются архитектурные макеты. «Гранд-Опера», например,
оказывается прямо под ногами посетителей — под прочным слоем стекла. С высоты
этот макет предстаёт во всём своём великолепии. Макеты крупнейших сооружений
прошлых времён выстроены в большую колонну — один над другим. Посетители могут
их осматривать, поднимаясь на эскалаторе в большие залы Башен.
Для размещения
произведений декоративного искусства и графики (рисунков, фотографий, пастелей
и литографий) созданы специальные небольшие «тёмные» помещения. Естественное
освещение здесь практически отсутствует, а разработанная система подсветки
высвечивает лишь экспонаты.
Вообще освещение Музея
Орсэ является одной из его главных удач. Естественное и искусственное освещение
из 8000 светильников, прожекторов и галогеновых фонарей как бы сливаются в одну
симфонию. Во всех залах смонтирована система, отражающая как искусственный, так
и естественный свет. Этот свет прежде, чем попасть на полотна, отражается
специальными панелями, которые поглощают вредные для картин ультрафиолетовые
лучи.
В Музее среди других
технических новшеств применяется компьютерная система управления климатическим
режимом и обеспечением безопасности.
2.4 Версаль
Версаль – это чудо
света и бесценный дар французской нации всему человечеству. В истории первое
упоминание о Версале относится к 1037 году, но известность этому
провинциальному прежде городку создали дворец и парк последних французских
королей.
Замок в западном
пригороде Парижа был заложен в 1624 году как охотничья резиденция Людовика XIII,
в которой можно было бы с удобствами отдохнуть в недолгие часы своих
развлечений. Возводившийся замок был столь мал и скромен, что в нём не были
даже предусмотрены покои ни для королевы-матери, ни для королевы-жены.
В начале своего
царствования молодой и честолюбивый Людовик XIV
не мог даже предположить, что ему удастся преобразовать замок отца до такой
степени, что он превратился в самый большой и роскошный дворец Западной Европы
с его легендарными садами и своеобразным королевским городком. С 9 мая 1664
года Людовик XIV основал в нём свою
постоянную резиденцию.
Особый интерес
представляют центральная часть версальского дворца, где находятся королевские
покои, и знаменитая Зеркальная галерея, выходящая на террасу в парке.
В Большие королевские
покои вводит зал Геркулеса — главная придворная бальная зала. Огромная картина
в потолке изображает апофеоз Геркулеса». Это полотно считается одним из самых
грандиозных в мире: оно достигает 18,5 метров в высоту и 17 метров в ширину.
Но начинается анфилада
королевских покоев с салона Изобилия. Своё название этот зал получил за то, что
во время королевских приёмов он служил буфетной. Здесь постоянно стояло три
больших буфета, уставленных серебряными кувшинами с самыми всевозможными
напитками — холодным и горячим шоколадом, винами, чаем, кофе и вазами с
различными заморскими фруктами.
На самом же деле салон
Изобилия был кабинетом Медалей (или Редкостей). В нём «Король-солнце» хранил
свою великолепную нумизматическую коллекцию. Назначение салона подсказало и
тему росписи его потолка. В центре композиции художник Р.-А. Уасс представил
короля в изображении аллегорических фигур с рогами изобилия, из которых рассыпаются
диковинки королевской коллекции.
Салон Дианы долгое
время служил Людовику XIV бильярдной. Король любил эту игру больше других, и
часто играл на бильярде. Это запечатлено и на одной из современных гравюр.
Мебели в этом зале почти не было, только вдоль стен стояли столики и табуреты.
Дополняли убранство салона люстры, канделябры и вазы — всё из литого серебра с
позолотой очень тонкой работы. Убранство салона Дианы в основном остаётся
неприкосновенным со времен Людовика XIV. Долгое время украшением зала был
мраморный бюст короля в молодости, который в 1665 году выполнил итальянский
скульптор Л. Бернини, но теперь этот бесценный шедевр хранится в Лувре.
Салон Меркурия был
парадной спальней короля. Посередине его центральной стены стояла парадная
кровать, а перед ней была серебряная чеканенная решётка. Королевская кровать
была убрана покрывалом из той же парчи с золотыми и серебряными нитями, какой
были затянуты двери всего салона. На этом ложе с 1 по 8 сентября 1715 года
покоилось тело Людовика XIV в парадном коронационном одеянии.
Некогда салон Меркурия
украшали полотна Тициана, но потом они тоже были переданы в Лувр. Однако до сих
пор в салоне стоят знаменитые автоматические часы, которые были подарены
французскому королю в 1705 году.
Самая знаменитая часть
дворца – Зеркальная галерея с 17-ю большими окнами и 15-ю зеркалами на
противоположной стороне: здесь проходили все придворные праздники, отмечались
дни рождения короля, совершались бракосочетания, здесь же принимали иностранных
послов.
Зеркальную галерею
называют чудом Версаля. Вид этого салона просто захватывает дух: галерея
ошеломляет сразу и размерами, и пропорциями, и колоритом, и расточительной
роскошью убранства, ав погожие солнечные дни — переизбытком света и воздуха.
При украшении Зеркальной галереи расчёт сознательно был сделан на то, чтобы
именно ошеломить роскошью и великолепием. Зеркальная галерея — это не просто
зал. Это огромный проспект, длина которого 73 метра, а ширина — 10,5 метров.
Стену галереи со
стороны парка по всей высоте прорезали симметрично расположенные 17 окон,
которые своими пропорциями гармонируют с золочёными резными дверями. Пятнадцать
ниш напротив окон заполнены зеркалами, которые отражают парк, небо и водоёмы,
иллюзорно расширяя пространство зала и создавая тем самым удивительно сказочный
эффект. Окна утопают в глубоких арочных нишах, в то время как зеркала наложены
на плоскую стену.
Посетивший Версаль
посол Венеции в восторге писал: «В Большой галерее зажигались тысячи огней, они
отражались в зеркалах, покрывавших стены, в бриллиантах дам и кавалеров. Было
светлее, чем днём, красота и величие блистали точно во сне или в заколдованном
Царстве». Зрелище поистине феерическое. В праздничные дни в сверкающих
серебряных и хрустальных люстрах зажигались мириады свечей, множились на
глазах, отражаясь, как и всё остальное, в зеркалах. Оформители галереи явно
хотели продемонстрировать современникам победу над Венецией с её монополией на
производство зеркал. А оказывается, Франция тоже могла изготовлять их, да
ничуть не хуже венецианских!
Роспись Зеркальной
галереи была поручена художнику Ш. Лебрену, который был наделён большими
полномочиями и самостоятельностью, но отнюдь не беспредельными: придворное
искусство должно было прежде всего прославлять яркую личность короля. На сводах
галереи художник расположил 12 медальонов и 6 стукковых рельефов. В угловых
медальонах представлены важные события того времени: судебные и финансовые
государственные реформы, покровительство искусствам. Все фрески объединяет тема
побед воинственного короля, среди которых выделяется «Вторая победа над
Франш-Конде». Во фресках Лебрен тонко переплетал сюжеты важных исторических
событий и мифологию, ввёл аллегорические образы, в которые как будто случайно
проникли сцены будничной жизни. Главный герой каждой композиции — король. И
вообще при украшении всего Версальского дворца была одна цель — в
монументальном стиле воздать славу королю.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5
|