рефераты бесплатно

МЕНЮ


Курсовая работа: Принцип нерушимости государственных границ

Именно поэтому государства различают в прошлом и настоящем по их социальному устройству (рабовладельческие, феодальные, капиталистические, социалистические или иные) и по форме правления: монархии (абсолютные, ограниченные, конституционные), республики (парламентские и президентские), деспотии, диктатуры, тоталитарные государства, автократии и демократии (представительные и непосредственные) и т.д. Иначе говоря, соответствующие характеристики выявляют те или иные различия между государствами. Единственной общей характеристикой государств является присущий любому из них суверенитет.

Внешняя же независимость государства, его независимость во внешних делах, во взаимоотношениях с другими государствами - это сфера международно-правового регулирования. Государство свободно, самостоятельно и независимо от других государств осуществляет свои внешние функции и определяет свою внешнюю политику в рамках установленного с его согласия международно-правового регулирования его взаимоотношений с другими государствами и иными субъектами современного международного права

Свобода внешнеполитической деятельности государства при условии соблюдения его международных обязательств есть, однако, не ограничение его независимости в международных отношениях, а ее утверждение и обеспечение, поскольку нормы международного права направлены именно на обеспечение независимости всех государств в международном общении. Иными словами, свобода и независимость деятельности государства во взаимоотношениях с другими государствами обусловлена, согласно международному праву, его обязанностью не посягать такой деятельностью на свободу и независимость во внешних делах любого другого государства.

Независимость государства в международных отношениях проявляется, в частности, в том, что юридически обязательной для государства международно-правовой нормой может стать лишь такое правило поведения, в отношении которого имеется на то прямое его согласие. Никакое другое государство или группа государств не могут предписывать государству правила его поведения в международных отношениях.


Глава 2. Правовая природа территории в международном публичном праве

2.1 Понятие территории и ее виды

В самом широком смысле под территорией понимают такие пространства, как сухопутная и водная поверхность земного шара, его недра, воздушное пространство, а также космос, включая Луну и другие небесные тела •

С точки зрения международного права территория рассматривается как юридическая категория, неразрывно связанная с понятием государства. Нет и не может быть государства без территории. Именно территория наряду с населением является материальной основой любого государства

В международном праве в соответствии с существующим правовым режимом различают три вида территорий: государственная территория; территория со смешанным режимом; территория с международным режимом.

Государственной является территория, находящаяся под суверенитетом государства К ней относятся в рамках государственных границ сухопутная и водная поверхность, воздушное пространство над ней до границы с космосом (примерно 100—110 км) и недра (теоретически до центра Земли, а практически - на доступную для проникновения глубину).

Государственная территория в соответствии с международным правом это национальное достояние и среда обитания народа в рамках государственных границ, в которых государство осуществляет свою верховную власть.

К государственной территории условно приравниваются квазитерритории.

Квазитерритории - это так называемые «плавучие» и «летучие» территории (морские и речные суда, воздушные суда, космические корабли), а также территории дипломатических и консульских представительств иностранных государств.

Они не могут считаться территорией в полном смысле этого слова, поскольку не обладают ее главными признаками. Но вместе с тем только путем условного отождествления их с территорией можно объяснить возможность осуществления здесь юрисдикции соответствующего государства

К территории со смешанным режимом относятся пространства, не находящиеся под чьим-либо суверенитетом и, таким образом, не входящие в состав территории какого-либо государства, но в отношении которых прибрежное государство, в частности, осуществляет в пределах, установленных международным правом, суверенные права в целях разведки, разработки и охраны природных ресурсов. К такого рода территории относятся исключительная экономическая зона шириной до 200 морских миль, отсчитываемых от исходных линий, и континентальный шельф. Вместе с тем следует уточнить, что исключительная экономическая зона и континентальный шельф имеют некоторые различия в международно-правовом режиме (см. главу «Международное морское право»).

Территория с международным режимом расположена за пределами государственных границ и находится в общем и равноправном пользовании всех государств в соответствии с международным правом. К таким территориям, в частности, относятся открытое море и воздушное пространство над ним, морское дно и его недра за внешней границей континентального шельфа, Антарктика, космос и небесные тела в нем.

Режим территорий, находящихся за пределами действия национальной юрисдикции, определяется исключительно международным правом[6].

Следует отметить, что в отношении ряда территорий с международным режимом все большее развитие получает концепция общего наследия человечества (common heritage of mankind). Так, ст. 11 Соглашения о деятельности государств на Луне и других небесных телах 1979 г. установила, что Луна и ее природные ресурсы являются общим наследием человечества

Конвенция ООН по морскому праву 1982 г. объявила общим наследием человечества район международного морского дна и его ресурсы (ст. 136). Причем государства-участники согласились с тем, что не должно быть никаких поправок, относящихся к основному принципу общего наследия человечества, и что они не будут являться стороной какого-либо соглашения в нарушение вышеуказанного положения.

2.2 Правовая природа государственной территории

В различные исторические эпохи существовали различные взгляды на правовую природу государственной территории.

В науке международного права долгое время преобладала цивилистическая теория, в основу которой была положена точка зрения о территории как о вещи, объекте (предмете) собственности.

Такое понимание территории сложилось исторически в средние века. Собственность на землю в этот период рассматривалась как источник власти над населением. Кто владел землей, тот управлял и населением. Государственная территория считалась собственностью монарха, которой он мог распоряжаться по собственному усмотрению, передавая по наследству, даря, меняя, покупая, закладывая, арендуя и пр. Иначе быть и не могло, поскольку государство в те времена отождествлялось с личностью монарха. В этой связи достаточно вспомнить широко цитируемое высказывание короля Людовика XTV: «Государство - это я».

Со временем взгляды на территорию как объект вещных прав эволюционировали в сторону замены территории как dominium, т. е. вещи, предмета собственности, на dominium publicum - публичной собственности государства

Такие подходы к территории как объекту собственности оставались 1Тхподствующими до середины ХГХ в. Лишь во второй половине ХГХ в. взгляды на территорию лишь как на объект вещного права стали меняться. Появилась пространственная теория, рассматривающая территорию как пространственный предел власти государства. Этот поворот в международно-правовой науке связан с именем выдающегося русского ученого В. А. Незабитовского, изложившего в 1860 г. свои взгляды на территорию в работе «Учение публицистов о межгосударственном владении. Рассуждения магистра государственного права Василия Незабитовского».

В. А. Незабитовский выступал против уподобления государственной территории вещи. В этой связи он писал: «Публицисты рассматривают обыкновенно территорию как вещь, на которую распространяет свою власть государство. Это ложная точка зрения, и мы принимаем другую. Территория не вещь, которой владеет государство, но пространство, в пределах которого державная власть государства существует и действует. Это государственная область, округ, предел державной власти. Государство владычествует в пределах территории, но не над территорией, и территория не предмет, а предел державной власти»[7].

Следует отметить, что распространены и различные сочетания вышеназванных концепций. Например, в курсе Л. Оппенгейма говорится, что территория «представляет собой то пространство, в пределах которого государство осуществляет свою верховную власть». В то же время территория «является публичной собственностью государства».

Конституция Российской Федерации о территории. В соответствии со ст. 4 Конституции Российской Федерации:

Суверенитет Российской Федерации распространяется на всю ее территорию[8].

Конституция Российской Федерации и федеральные законы имеют верховенство на всей территории Российской Федерации.

Российская Федерация обеспечивает целостность и неприкосновенность своей территории. Согласно ст. 67 Конституции Российской Федерации территория Российской Федерации включает в себя территории ее субъектов, внутренние воды и территориальное море, воздушное пространство над ними.

Российская Федерация обладает суверенными правами и осуществляет юрисдикцию на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне Российской Федерации в порядке, определяемом федеральными законами и нормами международного права.

2.3 Возникновение государственной территории и возможность территориальных изменений на современном этапе

Появление государственных территорий связывают с периодом ликвидации феодальной раздробленности, когда множество маленьких государств-княжеств и городских республик объединялось под властью одного монарха. Особенно широкие масштабы этот процесс принял в период новых географических открытий и колониальной экспансии европейских держав в ХVII в.

Международное право того времени знало понятие «первичное завладение», означавшее, что тот, кто первым открыл неизвестную до того землю, объявлялся ее собственником. Право народов признает собственность и суверенитет нации только в отношении пустующих земель. Когда нация овладевает отдаленной страной и учреждает там колонию, эта страна хотя и отдалена от основного местожительства нации, составляет естественно часть государства наравне с его старыми владениями.

На рубеже ХIХ и XX вв. раздел мира был практически завершен. В этих условиях в международном праве была выдвинута теория эффективной оккупации. Ее суть сводилась к тому, что ничейная территория (terra-nullius) может стать территорией того или иного государства только в том случае, если оно в состоянии реально осуществлять и осуществляет свои права на этой территории и при условии официального объявления об этом другим государствам, которые, если это затрагивает их интересы, могут заявить протест[9].

В этой связи русский юрист Н. М. Коркунов отмечал, что господства над территорией недостаточно одного только ее открытия, но необходимо и фактическое ею обладание.

Поскольку на земном шаре не осталось таких территорий, то первоначальные способы приобретают историческое значение и могут применяться лишь в случаях возникновения новой территории в результате природных явлений.

Современное международное право возможность и необходимость территориальных изменений в соответствии с одним из основных его принципов - правом народов и наций на самоопределение.

Указанный принцип может быть реализован через такие формы волеизъявления народа, как плебисцит и референдум. Иногда термины «плебисцит» и «референдум» используются в качестве синонимов. Однако они различаются по предмету голосования, процедуре, правовой основе. Так, плебисцит получил закрепление в международных договорах, а референдум - лишь во внутренних нормативных актах. В отличие от референдума объектом плебисцита является не кандидат или список кандидатов, а определенный вопрос.

Суть плебисцита состоит в проведении народного голосования на данной территории, когда населению предоставляется возможность самому решить вопрос о ее государственной принадлежности.

Например, в 1945 г. население Монгольской Народной Республики высказалось за независимость своей страны, отвергнув тем самым домогательства Китая. (Проведение этого плебисцита было предусмотрено Соглашением по вопросам Дальнего Востока, заключенным СССР, США и Великобританией в Ялте 11 февраля 1945 г.)

Плебисцит был проведен английскими властями 8 марта 1974 г. на территории Северной Ирландии.

Жителям Ольстера (4,5 млн. человек) предложили ответить на один из двух вопросов: «Хотите ли вы, чтобы Северная Ирландия осталась частью Соединенного Королевства?» или «Хотите ли вы, чтобы Северная Ирландия соединилась с Ирландской Республикой вне рамок Соединенного Королевства?».

Шесть графств Ольстера, известные ныне под названием Северная Ирландия, были отторгнуты Англией от Ирландии в 1921 г. В этой связи в плебисците должно было бы участвовать население всей Ирландии, и только в этом случае голосование было бы демократичным и законным, выразило бы волеизъявление ирландского народа и определило будущую судьбу Северной Ирландии[10] .

Однако плебисцит был проведен лишь на территории Северной Ирландии, где католическое население составляет меньшинство (около 40%), а протестантское большинство не желает воссоединения с Ирландской Республикой.

Другим примером является организованный Соединенными Штатами в июне 1975 г. плебисцит на Марианских островах, которые с 1947 г. находились под опекой США. После плебисцита Содружество Северных Марианских Островов вошло в состав США на правах свободно присоединившейся к США территории (US Commonwealth Territory).

В 1993 г. плебисцит был проведен на территории Эритреи после ее 30-летней кровопролитной войны с Эфиопией. 99,8% населения Эритреи высказалось за независимость, в результате появилось новое суверенное государство.

Современное международное право допускает частичные изменения государственной территории в пользу других государств. При этом в какую бы форму они ни облекались (безвозмездная уступка, обмен, продажа и т. п.), такие изменения правомерны лишь при добровольном согласии на них государств.

2.4 Демилитаризация и нейтрализация территорий

Под демилитаризацией в самом широком смысле понимается запрет на проведение специальных военных мероприятий на определенной (демилитаризованной) территории.

Демилитаризация может быть ограниченной (частичной) и полной.

При ограниченной (частичной) демилитаризации государство обязуется не строить новых укреплений, имея право сохранять старые, и не увеличивать численность войск на данной территории.

При полной демилитаризации государство обязуется ликвидировать все военные сооружения и вывести все войска с демилитаризованной территории. Обязательные элементы полной демилитаризации: уничтожение старых и запрещение строительства новых военных укреплений и сооружений, запрет на содержание вооруженных сил, кроме полицейских, необходимых для поддержания порядка. Договоры о полной демилитаризации могут включать также запрет производства и ввоза военных материалов, военного обучения и набора в армию, пролета военных самолетов над демилитаризованной зоной и т. п.

Объем демилитаризации определяется в каждом случае конкретным договором. В нем, в частности, может содержаться общее указание на запрет использовать определенную территорию в военных целях, что по существу служит показателем полной демилитаризации.

Демилитаризация отличается от разоружения тем, что обычно применяется к определенной территории, тогда как разоружение - к государству в целом как к субъекту международного права. Если демилитаризация территории означает запрет иметь на ней определенные объекты, вооружения и вооруженные силы, то разоружение запрещает государству (полностью или частично) иметь вооруженные силы и вооружения не только в пределах определенной территории, но и вообще где бы то ни было.

Под нейтрализацией понимается запрет вести военные действия на определенной территории или использовать ее в качестве базы для военных действий. На нейтрализованной территории запрещается всякое военное строительство.

Не следует смешивать понятия нейтралитета и нейтрализованной территории. Нейтралитет - это обязательство государства, в то время как нейтрализации подвергаются части государственной территории и другие территории.

Нейтрализация не обязывает государство оставаться нейтральным в случае возникновения военных действий, но из театра военных действий должна быть исключена нейтрализованная территория.

Нейтрализация не запрещает государству содержать на нейтрализованной территории собственные вооруженные силы, необходимые, например, для осуществления права на самооборону. Однако численность их должна быть ограничена в соответствии с целями самообороны, поскольку нейтрализованная территория не может быть использована в качестве базы для ведения военных действий.

Обычно демилитаризация и нейтрализация применяются совместно. Они дополняют друг друга. Демилитаризованная территория гарантируется от нападения нейтрализацией, которая, в свою очередь, подкрепляется демилитаризацией, т. с. отсутствием военных объектов, могущих послужить причиной или поводом для нападения.

В практике международных отношений демилитаризации и нейтрализации подвергались пограничные зоны, международные проливы и каналы, острова, а также отдельные города.

Так, в соответствии с Соглашением между США и Великобританией от 28-29 апреля 1817г. демилитаризованная пограничная зона была установлена на Великих озерах, по которым проходит государственная граница США и Канады. Создание пограничных демилитаризованных зон предусматривалось также Договором между Перу и Колумбией от 20 сентября 1829 г. и Договором между Боливией и Перу от 20 августа 1831 г. Соглашение между Швецией и Норвегией от 26 октября 1905 г. создавало по обе стороны их государственной границы демилитаризованные и нейтрализованные зоны шириной около 25 км.

Обычно пограничные демилитаризованные зоны устанавливаются равной ширины по обе стороны границы, но известны и иные случаи. Так, на основании ст. 42^4 и ст. 180 Версальского договора 1919 г. была создана демилитаризованная зона лишь на территории Германии шириной 50 км к востоку от Рейна с целью предупреждения германской агрессии.

Вопрос о демилитаризации границ был предметом рассмотрения в Лиге Наций. В 1923 г. при обсуждении проекта договора о взаимной помощи представитель Великобритании предложил создать под эгидой Лиги Наций демилитаризованные зоны на границах всех государств - участников договора с целью предотвратить агрессию и облегчить ее определение. Однако проект договора о взаимной помощи лишь рекомендовал установить такие зоны. Женевский протокол о мирном разрешении международных споров 1924 г. также рекомендовал создавать такие зоны. Аналогичные рекомендации были сделаны Лигой Наций в 1928 г.

На Московской конференции по разоружению 1922 г. советское правительство предлагало создать подобные зоны.

По Мирному договору между Россией и Эстонией от 2 февраля 1920 г. на границах обоих государств были созданы временные демилитаризованные зоны. Мирный договор между РСФСР и Финляндией от 14 октября 1920 г. и Соглашение от 1 июня 1922 г. также устанавливали демилитаризованные зоны на границах обоих государств. Подобная зона была создана на советско-турецкой границе в соответствии с Договором между РСФСР и Турцией 1921 г. Такие же зоны устанавливались и на границах других государств в период между Первой и Второй мировыми войнами и после Второй мировой войны. Например, по Мирному договору 1947 г. с Италией на ее территории вдоль границы с Францией и Югославией были созданы частично демилитаризованные зоны[11] .

Страницы: 1, 2, 3


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.