рефераты бесплатно

МЕНЮ


Курсовая работа: Происхождение этрусков

В середине 50-х годов ХХ века появилось капитальное исследование М. Поллиотино в котором были рассмотрены все теории происхождения этрусков и предложено новое рассмотрение этрусской проблемы Убедительно показав, что переселение целого народа в Италию не могло быть одновременно финикийской и греческой колонизацией, он отрицает возможность такого переселения и в более раннюю эпоху независимо от направления, в котором оно происходило. По его мнению, этруски оформились в Италии из смешения элементов различного этнического происхождения, главным образом местным. Этрусский язык в том виде, в котором он представлен надписями, ученый считал продуктом италийского лингвистического развития. Этот же тезис независимо от Паллатино выдвинул и Ф. Альтейм. С его точки зрения этруски – чисто италийское явление. Как народ они сформировались в Италии и добились преобладания во всех сферах культурной и религиозной жизни. Теория формирования этрусков в Италии придерживался и Пфифиг. Он излагал ее следующим образом: « этруски ниоткуда не приходили. Но это не значит, что они являются автохтонным населением и древнейшими обитателями Тосканы. Это так же верно, как и то, что, к примеру, ниоткуда не пришли французы и что они не являются автохтонным населением». Его исследования подразумевают, что проблема формирования должна в качестве предварительной части включать рассмотрение этнических компонентов, из которых складывается народ, но сам ученый, к сожалению, этого не делает, хотя и допускает, что среди предков этрусков были выходцы из Эгеиды.[13]

1.3 Археологические сведения об этрусках

Наиболее полный и достоверный материал по истории развития Этрурии предоставляет археология. Этрусская культура – это культура городов. Многие из них продолжали существовать в римскую эпоху, а затем в Средневековье и Новое время это привело к уничтожению этрусских культурных слоев, к их стиранию. А если рассматривать города, разрушенные римлянами или оставленные этрусками, то их местоположение в XVIII и XIX веках вызывало споры.

Первый этрусский город, ставший известным науке, находился не на территории Этрурии, а на территории Северной Италии, в долине реки Рено, к югу от Болоньи. По современному поселению он получил название Марцаботто. Его руины известны с 1550 года, но раскопки начались лишь в 60-х годах XIX века. По данным керамики, город возник в середине V века до н.э. Раскопками Мацаботто руководил итальянский ученый Е. Брицио. Между 1873 и 1892 гг. были раскопаны самые интересные для изучения этрусского искусства гробницы Тарквинии, в том числе гробница «Охоты и рыбной ловли» и «Гробница львиц».

Успехам этрускологии способствовал изданный в 1872 году закон об охране археологических памятников, запрещавший хищнические раскопки. Археология была национализирована. Вывоз находок за пределы Италии запрещался. Конечно, незаконным путем некоторые этрусские шедевры продолжали поступать в частные коллекции Европы.

В начале ХХ века продолжаются раскопки могильников типа Вилланова на территории собственно Этрурии и в районах этрусской колонизации на севере Италии. В 1907 году тщательные раскопки у Тарквинии провел Пернье. Раскопки субсидировались итальянским правительством и велись более тщательно, чем ранее. В 1913 году в районе Болоньи были раскопаны новые могильники, давшие картину менее развитой культуры, чем та, которая обозначена как Беначчи.

Не менее важными с точки зрения научных результатов были раскопки в Вейях. Город, разрушенный римлянами в начале IV века до н.э., должен был лучше, чем другие этрусские центры, сохранить памятники этрусской культуры. Ожидания археологов оправдались лишь частично. Оказалось, что Вейи не были полностью уничтожены. Там продолжали жить в республиканскую и императорскую эпохи. Все же на небольшом острове между рукавами речки Кремера сохранился акрополь с остатками крепостных стен и домов. За стеной, на террасе был обнаружен фундамент этрусского храма с тремя целлами. Рядом с ним бассейн, наполнявшийся водой из подземных источников. В 1916 году на участке храма были обнаружены терракотовые фигуры Апполона и Гермеса. Эти находки сделали возможным изучение этрусской пластики.[14]

Значительным событием в этрусскологии была организация экспедиции в 1927 году во Флоренцию специального археологического института этрусских и италийских изысканий. В его задачу входило изучение материальных условий жизни этрусков, древней флоры, фауны, почв, гидрографии Этрурии.

Были изучены древние русла Тибра, Арно, По и других рек, которые связывали этрусков с морем. Очень интересные данные были получены при физико-историческом изучении побережья Тосканы.

Исследование изображений растений в росписях гробниц, на гравированных зеркалах, рельефах было дополнено изучением зерен, древесных остатков из материалов раскопок. Это дало возможность выделить местные растения древней Тосканы из растений восточного происхождения.

Особенно интересным и ценным для науки было исследование добычи этрусками руд и этрусской металлургии. Она позволяет объяснить рост городов и направление торговли. Изучение полезных ископаемых Этрурии привело к созданию карты, показывающей распространение древних этрусских рудников. В последние десятилетия новые важные находки сделаны в Вейях. Доисследован храм и окончательно выяснено, что культ трех богов в нем был связан с почитанием священных вод.

В 1956 в ходе раскопок был выявлен типичный этрусский храм с окруженным колоннадой пронаосом и тремя целлами. Верхняя часть его, как это характерно для всех этрусских храмов была деревянной с глиняной обмазкой. Крыша обложена терракотовыми плитами. Параллельно этому трехцелловому храму было расположено святилище несколько меньшей величины с удлиненной целлой. Трехцелловый храм датируется на основании терракот 480-470 гг до н.э., а одноцелловый храм – 500 г. до н.э. во время раскопок обоих храмов были обнаружены весьма интересные терракоты, изображающие битву Афины с гигантами. Среди керамики – два сосуда с посвящениями на этрусском языке богине Уни.[15]

Но самое замечательное открытие было сделано 8 июля 1964г. При расчистке возвышения из камней и терракот, расположенного в пространстве между двумя храмами, были найдены три свернутые золотые пластины. Одна из пластин содержит финикийскую надпись, а две другие – этрусские надписи, пространную и короткую.

В последние годы произошло новое усовершенствование методов археологических изысканий. Для выявления остатков поселений и погребений используется аэрофотосъемка. Археология вооружена сложным научным оборудованием позволяющим обнаружить памятник и наметить его контуры не углубляясь в землю. Используя свойства различной электропроводимости материалов, ученые пропускают между двумя или несколькими точками ток и в зависимости от кривой колебаний решают, имеется ли в земле памятник, или нет. Использование и усовершенствование этого метода археологических разведок принадлежит итальянскому инженеру К. Леричи. Ему удалось сделать ряд выдающихся открытий. В районе Тарквинии он обнаружил 2600 этрусских границ и вскрыл некоторые из них. Так развивается археологическое исследование Этрурии. С его помощью был значительно расширен горизонт этрусскологии. Этрусская проблема, долгое время отождествлявшаяся с проблемой происхождения этрусков, включила в себя множество вопросов социальной, экономической и политической истории населения Средней и Северной Италии. Стало возможным изучать религию этрусков, их быт и искусство.

Все богатство и великолепие этрусского мира накоплено в результате археологических раскопок. Интерес к этрускам пробудился в эпоху Возрождения вместе со страстью ко всему античному. Уже в XV в. обитателей Тосканы привлекает все этрусское. Например, сохранилось сообщение о том, что современники папы Александра Борджиа в окрестностях Витербо извлекли из могил мраморные колонны и раскрашенные сурином статуи. Уже в XV веке были известны памятники Корнето, где как полагали, находился дворец легендарного царя Коринфа. Более определенные сведения о находках на почве в Этрурии относятся к XVI веку. В 1534 г. в Арсцею была найдена бронзовая статуя Минервы, а позднее, там же была обнаружена знаменитая статуя Химеры.[16]

Особенно разультативными были раскопки некрополя Вольтерры в северной части Тосканы. Они дали множество расписных сосудов IV – III вв. до н.э., а позже погребальные урны из алабастра с барельефом.

XIX век называют эпохой великих археологических открытий. Резко увеличилось количество найденных и осмысленных этрусских памятников. В 1822 году близ Перуджи была найдена пространная этрусская надпись, состоявшая из 46 строк. К 1823 году относится находка первой этрусской нетронутой гробницы в Корнето. В 1830 году в том же Корнето была раскопана и большая гробница «Трасклиния».

Во второй половине XIX века было открыто значительно меньше памятников этрусской культуры, чем в первой половине века.. внимание археологов было обращено к культурам раннего бронзового и железного века на той территории. Которая впоследствии принадлежала этрускам.

С 50-х гг. XIX века осуществляются раскопки в Витербо и Нарчи. Там обнаружены великолепные этрусские саркофаги и ряд архаических надписей, в то века осуществляются раскопки в Витербо и Нарчи. Там обнаружены великолепные этрусские саркофаги и ряд архаических надписей, в то же время раскапываются погребения в Орвьето, где особенно прославилась могила «Голини», фресками, изображающими этрусское подземное царство.


Глава 2. Государственное и общественное устройство

2.1   Этрусская конфедерация

Общественное развитие этрусской не привело к созданию сильного государства с единой центральной властью. Характерной особенностью их государственной организации была раздробленность, во многом напоминавшая положение, существовавшее в греческих полисах. Этрусские государственные образования - это ряд мелких региональных государств, число которых, по сообщениям античных авторов равнялось двенадцати. Будучи фактически независимыми, они составляли некое политически не прочное объединение, которое принято называть конфедерацией, союзом или лигой.[17]

Из литературных и эпиграфических источников. Характерной особенностью их государственной организации была раздробленность, во многом напоминавшая положение, существовавшее в греческих полисах. Этрусские государственные образования - это ряд мелких региональных государств, число которых, по сообщениям античных авторов равнялось двенадцати. Будучи фактически независимыми, они составляли некое политически не прочное объединение, которое принято называть конфедерацией, союзом или лигой.

Из литературных и эпиграфических источников известны названия большинства городов – государств, входивших в состав союза. Ими несомненно были Цеора, Тарквини, Руселлы, Ветулония, Популония, Клкузий, Арреций, Перузия, Волатерры. Двенадцатым членом могли быть Фезулы или Кортона. В более раннее время союзу принадлежали так же Вейи, захваченные и разрушенные в самом начале IV века до н.э. После падения Вей их место заняла, по - видимому, Понулания, остававшаяся до этого, несмотря на свое экономическое значение лишь портом и крупным центром металлургии в составе государства Воллатерр.

Очевидно, не было случайностью, что этрусская конфедерация складывалась из двенадцати городов. Аналогичным для нее мог послужить союз греческих ионических поселений в Малой Азии, с которыми этруски уже на заре своей истории поддерживали тесные отношения, и влияние которых не осталось бесследным, в частности при формировании их религии и культуры. Подобное же двенадцатиградие сложилось позже в этрусской колонизации – в Паданской области и Кампании.

Каждую весну в святилище богини Толтумны, в Толсиниях, собирались главы и представители этрусских государств. К этим собраниям приурочивались общенародные игры, подобные играм в Олимпии, Дельфах и Коринфе и устраивались многолюдные ярмарки. Собравшиеся обсуждали важнейшие вопросы общей политики, совершали государственные жертвоприношения и избирали главу союза, которым в период древней монархии поочередно становился каждый, из 12 этрусских царей. Положение такого « главного царя» и характер его власти остаются неясными. Согласно Страбону, он первоначально мог быть действительно главной фигурой, в какой – то мере объединившей весь этрусский народ. Но такое предположение не находит поддержки в сообщениях других авторов, а кратковременность полномочий «главного царя», напоминает скорее союзную магистратуру, чем полномочия правящего монарха. Более того, порядок простой очередности в выборах «царей» и быстрая утрата почти всех коллективных функций их преемниками в республиканский период, заставляют полагать, что эта должность не имела большого значения, и прерогативы главы конфедерации с самого начала были в значительной степени номинальными.[18]

Фактически они могли сводиться к выполнению некоторых официальных, культовых и других почетных обязанностей.

После ликвидации конфедерации должность главы конфедерации не была устранена, но, как следует из свидетельства Ливия, критский «царь» стал носить жрический титул, что же касается самого объединения, то оно постепенно превращалось в преимущественно религиозный союз, а единство в его действиях было далеко не всегда..

Все известное нам о практической деятельности городов показывает, что каждый поступал совершенно самостоятельно - воевал, мирился, заключал договоры независимо от других и от общего согласия. Из Ливия, мы, например, узнаем, о неоднократных обращениях во время союзных встреч жителей Вей к другим городам за поддержкой в их тяжелой борьбе с Римом. Ответ был каждый раз отрицательный и мотивировался тем, что Вейи, якобы, начали борьбу по собственной инициативе и поэтому должны ее и продолжать. Позже, Тарквиния и Цере также оказались лишенными поддержки в войне с тем же Римом. Не получили желаемой помощи и прибрежные этрусские города, боровшиеся с Сиракузами, за Корсику. Все это, безусловно, свидетельствует о слабости их политического союза. [19]

Вообще, этруски крайне редко предпринимали что – либо сообща. В то же время не прекращавшиеся распри и соперничество еще более ослабили их распыленные силы.

В конечном счете, отсутствие единства вылилось в одну из наиболее существенных причин их военных неудач, приведших страну к подчинению Риму.

До нас дошли не только сведения древних античных и римских авторов, но и материальные источники: развалины городов и поселений, захоронения и надгробия, предметы повседневно обихода и роскоши, драгоценности и многое другое почти все они усыпаны письменами,

Хотя многие надписи содержат сведения о городе – государстве у этрусков. В основном, это краткие и понятные надписи, указывающие на тот или иной участок земли, принадлежащий городу. Тексты дают так же сведения о принадлежности владельца к какой-либо общественной группе, о занятии им определенной должности.

Этрусские города – государства представляли экономическое целое, хотя и отличались по характеру своей экономики. Противоречие между интересами различных городов – государств нередко выливались в конфликты.

Представления о городе – государстве как социальном и политическом феномене у этрусков можно судить из надписей и эпитафий. Тексты в них краткие и потому понятные для прочтения. Они указывают на тот или иной предмет или участок земли, принадлежащий городу, тексты дают так же представления о принадлежности покойного к какой – либо общественной группе, занятии им какой – либо должности. Исследователи стояли на различных точках зрения относительно характера этрусского города. Одни ученые в нем видели в нем нечто совершенно отличное от греческого полиса и римской Civitas, их доводы сводились к высказыванию о том, что этрусский город не был полисом, поскольку в нем не было организации граждан. Ученый Г. Рикс, придерживается другого взгляда, в своих выводах он опирается на анализ анамостической формулы в надписях Северной Этрурии, в частности Перузии. Рикс установил существование гражданства в этрусских государствах. Об этом говорило наличие этрусского гентелиция с типичным окончанием на Verena santa. Так как это распространялось на италиков и умбров, то ученый предположил о проведении земельной реформы, которая дала «крепостным» италикам свободу и землю. После работы Рикса, мнение об этрусском государстве как полисе становится преобладающим, но тем не менее, Немировский говорит об отсутствии самостоятельной работы на данный момент в которой бы освещались все аспекты этрусского полиса в теоретическом плане, вследствие чего еще многие вопросы остаются без ответов. Начиная рассказ о составных частях этрусского города – государства стоит сказать несколько слов о терминологии. В ходе исследования этрусских текстов были отобраны слова с основой spur: sparal – города, sparethi – в городе, spureni – город, spurestres – гражданство. Частое упоминание этого слова доказывает развитость государственных отношений, а слово spurestres – существование гражданского коллектива. В этрусской лексике существуют еще несколько терминов для обозначения гражданской общины. Прежде всего, это слово tuti, в значении «государство», «общины».[20]

Так же как и в любом античном полисе, политическим, экономическим и административным центром этрусского государства был город, что дает основания называть его городом-государством. Этрусские полиса, так же как и, например, Афины, имели свои порты: полис Цере располагал портом Тирги, полис Тарквинии - портом Грависки. Но эти порты входили в полис, а их свободные граждане были гражданами Цере и Тарквинии.

В римских источниках этрусские государства фигурируют под названием главного города. Например Тит Ливий и Страбон, говоря о «тарквинийцах», «вольсинийцах», «вейянах», понимают граждан всего полиса, а так же свободных обитателей расположенных на их территории портов. Каждый город – государство в экономическом плане являлся целостной структурой с определенной специализацией: в Популонии первое место в экономике занимала добыча и обработка металлов, в Клузии сельское хозяйство. Нередко экономические различия приводили к военным конфликтам между полисами.

Территория занимаемая полисом занимаемая не большой. Об этом косвенно свидетельствуют локальные алфавиты, применяемые в различных городах – государствах.

Возвращаясь к вопросу о структуре этрусского порлиса можно сказать, что он сложен в связи с отсутствием этрусских источников, по словам Немировского единственным прямым свидетельством о структуре этрусского полиса является краткая характеристика Вергилия о своей родине Мантуе:

Мантуя! Предками славишся ты, но единого рода.

Рода имеешь ты три, по четыре племени каждом.

Ты же сама их глава, сильная кровью этрусской

Этот отрывок требовал разъяснения еще в древности. Современные исследоваетли в результате сопоставления его с устройством городов в самой Италии и за ее пределами, пришли квыводу: деление народа не тридцать частей, а плеимени на три части, в древности раасмтривалась как воля богов и и х установление. Такое установление было характерно для стран восточного средиземноморья и представлялось как законных порядок великих богинь и богов, покровителей царской власти. Это деление относится к периоду предшествующему, образованию государства, т. е. это родоплеменное деление общества. А так как в складывающемся государстве продолжали функционировать трибы, филы, курии, фратрии, то они наполнялись новым содержанием, объединенные трибами горожан различного этнического происхождения говорит о разрушении древней системы племен и курий при сохранении деления на 3 (30) . последующий шаг превращал трибы в территориальные единицы.[21]

Страницы: 1, 2, 3


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.