рефераты бесплатно

МЕНЮ


Курсовая работа: Расцвет и упадок Нового царства. Реформа Эхнатона

На шестом году царствования Сам он сменил свое имя Аменхотеп ("Амон доволен") на Эхнатон ("Угодный Атону") и вместе с семьей, воинами, ремесленниками, новыми жрецами, художниками, скульпторами и слугами покинул Фивы - государственную столицу и центр культа бога Амона.

Аменхотеп IV (1372-1354 гг. до н. э) с самого начала своего правления стал выдвигать на первое место в египетском пантеоне бога солнечного диска - Атона, ранее второстепенное божество, противопоставляя его могущественному царю богов Амону-Ра, что, естественно, встретило ожесточенное сопротивление фиванского жречества. В борьбе с оппозицией фараон на шестом году правления своим повелением провозглашает верховным и единственным богом всего Египта Атона, в то время как все другие традиционные боги, в том числе и великий Амон-Ра, теряют свою силу и если не отменяются совсем, то превращаются во второстепенных прислужников верховного бога Атона. Разрыв Аменхотепа IV с фиванским жречеством оформился окончательно: фараон запретил богослужения в честь Амона и всех прежних богов, громадные владения жрецов были конфискованы, бесчисленные храмы закрыты по всей стране, имена богов соскабливались со стен общественных зданий. Сам фараон, объявленный единственным сыном Атона, меняет свое тронное имя Аменхотеп ("Амон доволен") на имя Эхнатон ("угодный Атону"). По его приказу меняют имена члены его семьи и придворные. Фараон покидает ненавистные ему Фивы, резиденцию своих предков, местопребывание Амона-Ра, и поселяется в новой столице Ахетатоне (т.е. "Горизонт Атона"), где господствует новое божество Египта и всего мира - великий Атон. Здесь, в Ахетатоне (Телль-эль-Амарна), был построен новый город с роскошным дворцом фараона, государственными учреждениями, ремесленными мастерскими, домами вельмож, великолепным храмом Атона.

Чтобы в несколько лет на пустом месте построить большой великолепный город, мало было согнать туда много народу. Простую рабочую силу можно было использовать при возведении зданий, но для их отделки нужны были искусные мастера, которые и покрыли огромный храм бога Атона резными изображениями и надписями. Рядом с храмом, под прямым углом к нему, располагался главный дворец - самое большое гражданское здание древнего египетского зодчества. Площадь его составляла 700x300 метров, и это не считая смежных личных дворов и храма царской семьи. Основная часть дворца, как и храма Атона, была сделана из белого камня. Весь он был украшен золотом, изразцами, живописью, резными изображениями и надписями.

Возведенный город с храмами, садами, дворцами, богатыми кварталами вельмож, парками и прудами был объявлен "землей бога Атона". В этом городе даже тип древнеегипетского храма стал совершенно другим. Все прежние храмы вели из света во мрак культовой молельни, которая озарялась лишь светильниками у алтарей. Сумрачного состояния души требовала сама природа древних богов, рассчитанная на устрашающее почитание.

Культ бога Атона носил совсем иной характер. Главным ритуальным обрядом сопровождался восход солнца, при котором оживали берега Нила, распускались голубые и белые лотосы, из зарослей папируса поднимались стаи птиц, оглашая пробуждающийся мир своими криками. В этот момент в храме, который представлял собой громадный открытый солнцу двор, жители Ахетатона приносили солнцу свои дары: цветы, овощи и плоды. Храм был празднично оформлен пилонами, статуями фараона и живописью.

Бог Атон понимался как единое божество всего мира, создатель Египта и других стран, он изображался не в каком-либо человеческом или животном образе, его символом был солнечный диск с исходящими на землю лучами-руками, дарующими людям свет, тепло и благополучие. Как единое божество он не имеет ни божественной супруги, ни божественного потомства. Культ Атона олицетворял могущество животворящего солнца, великой силы природы, и как таковой он был лишен традиционных теологических и мифологических построений и изощренной символики. Столь существенное переосмысление образа главного божества, конечно, должно было привести к кардинальным изменениям в структуре самого культа, положении жречества, изменении его функций, его взаимоотношений с государственной властью, и прежде всего с властью фараона. Вместе с тем все это привело к изменению взглядов на художественное видение мира богов, людей и природы и повлияло самым радикальным образом на содержание и стиль египетского искусства. Амарнский период - один из интереснейших в его развитии.

В проведении своей радикальной реформы Эхнатон опирался на поддержку влиятельного слоя новой служилой знати, средних прослоек египетского общества. Однако оппозиционные реформе социальные группы были сильнее. Непримиримым противником новых порядков было не только организованное вокруг бесчисленных храмов жречество и тесно связанная с ним номовая знать. Фараон-реформатор не нашел поддержки и среди основной массы египетских тружеников, прочными узами связанных с традиционными богами, которым слепо поклонялись их далекие предки. Неудивительно, что после скорой смерти Эхнатона - а он умер через 10 лет после переселения в Ахетатон - его преемники, в том числе и Тутанхатон, гробница которого была найдена неразграбленной, не смогли противостоять всеобщей оппозиции новому культу Атона, и он был отменен. Уже Тутанхатон оставил новую столицу и переселился в Мемфис. Свое тронное имя он изменил и стал Тутанхамоном. Почитание Амона-Ра было восстановлено в полном объеме, а культ Атона, память и имя его фанатичного приверженца Эхнатона были преданы проклятию и вечному забвению.

Однако краткий эпизод правления фараона-еретика оставил весьма заметный след в истории Египетского государства, культуры и религии. В области религии Эхнатон культом Атона как бы аккумулировал и усилил формирующиеся элементы монотеизма, которые получают развитие в последующие эпохи. В области художественной культуры амарнский период стал одним из интересных и новых явлений в тысячелетней истории египетского искусства. В области политической, несмотря на крушение реформы, новые принципы взаимоотношений между деспотической властью фараона, его бюрократией и жречеством были заимствованы следующими египетскими династиями. Вместе с тем слои служилой знати, выдвинувшиеся при Эхнатоне, сохранили завоеванные позиции, и новые правители Египта должны были считаться с этим. Приход к власти XIX династии стал компромиссом между выдвинувшейся при Эхнатоне знатью и новыми руководящими кругами Египта.

 

1.6 Египет при XIX династии (ок.1345-ок.1200 гг. до н. э.)

Внутреннее и внешнее положение Египта при последних фараонах XVIII династии заметно ухудшилось. Религиозно-политическая реформа Эхнатона и ее крах вызвали обострение социальной напряженности в египетском обществе. Занятый проведением религиозной реформы и решением возникших при этом внутренних задач фараон Эхнатон не мог проводить активную внешнюю политику в Восточном Средиземноморье, и влияние Египта здесь стало катастрофически падать. Как показывают документы, найденные в дворцовом архиве Ахетатона (Телль-эль-Амарне), многие палестинские, финикийские и сирийские князья, ранее безоговорочно исполнявшие все повеления египетского владыки, стали вести себя независимо и игнорировать его распоряжения. Великая держава, созданная первыми фараонами XVIII династии, развалилась.

Перед правителями XIX династии встали сложные задачи внутренней консолидации египетского общества и восстановления внешнего могущества Египетской державы. Начало военно-политического возрождения было связано с энергичной деятельностью Хоремхеба (1345 - 1317 гг. до ы. э). Хоремхеб начал карьеру еще при Эхнатоне. Недоверчивый к старой знати Эхнатон сделал своего рода исключение оля Хоремхеба, род которого восходил к номовой аристократии. Постепенно продвигаясь по служебной лестнице, Хоремхеб при Тутанхамоне и его слабых преемниках занимал высшие посты, в том числе пост командующего египетской армией. Выходец из номовой знати (связанной с высшим жречеством), получивший огромный опыт государственной и военной деятельности при Эхнатоне и его преемниках, энергичный Хоремхеб оказался наиболее приемлемой фигурой на троне фараонов как для выдвинувшейся новой служилой знати и армии, так и для старой номовой аристократии и египетского жречества.

Опираясь на их поддержку, Хоремхеб утвердился на престоле фараонов. Провозглашение Хоремхеба было оформлено торжественно и эффектно: при огромном скоплении народа в Фивах на празднике Амон через своего оракула "указал" на Хоремхеба как на фараона. "Сердце бога, - провозглашал Хоремхеб в своей надписи, - пожелало возвести своего сына на свой вечный престол и поэтому бог проследовал в Фивы с ликованием со своим сыном в объятиях, чтобы привести его к Амону, чтобы облечь его в сан царя".

Хоремхеб приступил прежде всего к серии реформ, преследующих цель внутреннего сплочения в рядах господствующего класса и армии. Фараон благоразумно не дал восторжествовать чувству мести со стороны старой знати и жречества. Реставрация древних культов, привилегий жречества и старой знати не сопровождалась вспышкой террора и насилия по отношению к новым выдвинувшимся слоям. Восстановив во всем великолепии храм Амона и его обширное хозяйство, пополнив его новыми дарами, Хоремхеб тем не менее не жаловал Фивы своим присутствием. Его постоянная резиденция находилась на севере, в древней столице Мемфисе с его культом бога Птаха.

Для укрепления расшатанных финансов была проведена податная реформа, регулировавшая сбор налогов с разных слоев населения. Более того, Хоремхеб, в сущности говоря, продолжал политику Эхнатона по выдвижению на государственную службу многих представителей средних слоев, пополнявших служилую аристократию. Выставлять себя простолюдином, вознесенным к власти и богатству царской милостью, стало настолько принятым, что даже знатный по крови вельможа старался приписать себе простое происхождение.

Энергичную борьбу повел Хоремхеб против произвола и лихоимства должностных лиц. В опубликованном во всех номах царском указе назывались суровые кары вплоть до смертной казни против казнокрадства и взяточничества государственных чиновников. Ряд изменений был произведен в египетской армии. Опираясь на упорядоченные финансы, Хоремхеб улучшил ее комплектование, причем во все больших масштабах он стал привлекать наемные войска, главным образом из среды западных, ливийских племен, укрепил командный состав и материальное обеспечение армии. Организационно армия была разделена на два корпуса - северный и южный, которые должны были планировать и осуществлять боевые действия на основных направлениях вешней политики государства: азиатском и эфиопском.

При Хоремхебе были созданы условия для восстановления внутреннего и внешнего могущества Египетской державы. Его преемники Рамсес I и Сети I, опираясь на укрепившийся военно-экономический потенциал, приступили к проведению энергичной внешней политики и в северном и южном направлениях. Восстановление Египетской империи и утверждение ее огромной роли в судьбах Ближнего Востока в XIII в. до н.э. произошло в правление Рамсеса II (1301-1235 гг. до н. э).

Если прочное утверждение Египта в обширной области Эфиопии происходило при Рамсесе П относительно спокойно, то закрепление его власти в Восточном Средиземноморье потребовало предельного напряжения сил в течение двух десятилетий. К этому времени в Малой Азии сложилось сильное Хеттское государство, которое претендовало на богатые области Финикии, Сирии и Палестины и не могло смириться с ростом египетского влияния в этих районах. Первый поход Рамсеса II против хеттов в 1296 г. до н.э. оказался неудачным. Недооценив силы хеттского войска, самоуверенный молодой фараон вместе со своим авангардом был завлечен с помощью военной хитрости в ловушку около города Кадет и лишь чудом избежал плена, причем самому фараону пришлось с оружием в руках прокладывать путь среди вражеских рядов.

Поняв, какой сильный противник - Хеттская держава - ему противостоит, Рамсес II изменил стратегию ведения войны и стал тщательно готовить военные походы в Сирию и Палестину, избегая решительных сражений и в полную меру используя дипломатические средства. Длительное военно-дипломатическое противоборство двух великих держав Ближнего Востока, во время которого противники поняли, что не смогут уничтожить друг друга военной силой, завершилось заключением мирного договора между Рамсесом II и хеттским царем Хаттусили III в 1280 г. до н.э. Текст этого договора обнаружен на стенах двух египетских храмов в Фивах и в архиве хеттских царей в их столице Хаттусе. Две великие державы отказались от применения силы друг против друга, договорились об установлении прочного мира, решении спорных вопросов мирными средствами, разделили сферы влияния в Восточном Средиземноморье (Северная Сирия и Финикия стали зоной хеттского влияния, а Южная Сирия и Финикия с Палестиной - египетского). Стороны заключали между собой союз против возможного врага и обязались оказывать помощь в случае военного нападения. Была достигнута договоренность о выдаче перебежчиков. Союз был скреплен династическим браком Рамсеса II и хеттской царевны, клятвами богам и взаимными дарами. Решение спорных вопросов по договору 1280 г. между Египтом и хеттами оказалось настолько удачным, что он на целое столетие определил мирные отношения этих держав между собой и стал крупным фактором международных отношений XIII в. до н.э. Изучение сохранившегося текста договора 1280 г. до н.э. показывает довольно разработанную дипломатическую технику решения сложнейших международных проблем того времени. Неудивительно, что договор 1280 г. до н.э. занял заметное место в истории мировой дипломатии. В 1963 г. министр иностранных дел Турции передал в Организацию Объединенных Наций для хранения копию этого интереснейшего документа, написанную клинописью на серебряной пластине.

Для упрочения господства на завоеванных территориях Нубии, Сирии и Палестины велось интенсивное строительство крепостей, где стояли постоянные гарнизоны (особенно много таких крепостей было построено в Нубии), в местные города направлялись египетские переселенцы, для обслуживания которых строились храмы (например, такие храмы обнаружены в Палестине и в Библе). Специально поставленная египетская администрация организует систематическую эксплуатацию захваченных территорий.

Стабилизация внешнего положения развязала Рамсесу И руки для проведения активной внутренней политики.

Интенсивная эксплуатация захваченных земель в Нубии и Восточном Средиземноморье позволила этому фараону проводить строительство ирригационных сооружений, дворцов, храмов по всему Египту и в Нубии. Особое значение имело хозяйственное освоение Дельты. Создание целой системы каналов, водохранилищ, дамб и плотин позволило ввести в сельскохозяйственный оборот обширные пространства плодородной земли. В восточной части Дельты было основано несколько новых городов. Здесь была заложена и застроена роскошными зданиями резиденция фараона город Пер-Рамсес ("Дом Рамсеса"); наиболее освоенная восточная часть Дельты получила название "страны Рамсеса". Повышенное внимание фараона к этому району объясняется тем, что он рассматривал его как своего рода связующее звено между долиной Нила и азиатскими владениями, экономическое и культурное значение которых было очень велико. По благоустроенным дорогам, пересекавшим восточную часть Дельты, в Египет направлялись награбленные в Азии ценности, шли торговые караваны азиатских купцов, передвигались военные отряды. В египетских городах, например в Мемфисе, появляются колонии азиатских купцов, которые живут здесь по многу лет, строят храмы своих богов; при царском дворе появляются знатные советники с сирийскими именами; египетская религия начинает испытывать азиатские влияния: на памятниках появляются изображения иноземных божеств - Астарты, Бела, Анат, Решефа.

Располагая богатыми ресурсами обширной державы, фараоны XIX династии, и прежде всего Рамсес II, проводят самое активное строительство. Из наиболее известных памятников этого времени можно отметить грандиозные храмы в честь бога Амона в Луксоре и Карнаке (Фивы) и заупокойный храм фараона-Рамессей. Обширный храм Осириса был построен в древнем религиозном ценре Абидосе. Несколько храмов были возведены в Нубии, среди которых выделяется величественный вырубленный в скалах храм в Абу-Симбеле. Этот храм высотой в 33 м, шириной з 38 м и глубиной в 65 м имел фасад, украшенный четырьмя двадцатиметровыми статуями Рамсеса II, у ног которого высечены 200 статуй его жен и детей. Согласно решению ЮНЕСКО при ООН, храм в Абу-Симбеле как ценнейший памятник мировой культуры был сохранен от затопления при строительстве высотной Асуанской плотины. В 1965 г. храм был разобран и перенесен на более высокое место в том же районе.

Длительное правление Рамсеса II - время расцвета огромного египетского государства и культуры, однако уже при его преемнике положение стало меняться. Наследник Рамсеса, его тринадцатый сын Мернептах (1235-1215 гг. до н. э), должен был решать сложные проблемы как внутри, так и вне страны. Прежде всего возникли серьезные угрозы со стороны так называемых народов моря - рыхлого политически, но достаточно сильного в военном отношении конгломерата различных племен западной части Малой Азии и островов Средиземноморья. Лишь мобилизовав все силы в решительной битве где-то на восточных границах Дельты, Мернептах разгромил полчища морских народов (сражение развернулось на суше и на море). Он подавил также восстания некоторых отложившихся сирийских городов, отразил нападение ливийцев с запада. В религиозной политике Мернептах все более ориентируется на культ бога Птаха, а не Амона, что приводит к росту напряженности между фараоном, его окружением и влиятельным фиванским жречеством. Усиливалась самостоятельность отдельных номархов, а центральная власть оказалась не в состоянии привести их к былой покорности. За неполные двадцать лет один за другим меняются на троне четыре последних представителя XIX династии, что вело к кризису центральной власти, росту внутренних беспорядков и ослаблению внешнего могущества династии.

 


1.7 Правление XX династии (ок.1200-ок.1085 г. до н.э. .) Конец эпохи Нового царства

В исторических, документах конца XIII - начала XII в. до н.э. сообщается о волнениях и общественных смутах, отсутствии порядка и безопасности. Об этом образно и ярко повествует интересный источник, так называемый папирус Харриса. "Страна египетская была опустошена. Каждый человек был лишен своих прав. Они не имели правителя в течение многих лет впредь до иных времен. Страна египетская была в руках вельмож и правителей городов: каждый убивал своего соседа, большого и малого". Тот же папирус сообщает, что этими беспорядками воспользовался некий иноземец-сириец Ирсу, который захватил власть, правда, неизвестно где и на какое время. "Наступили другие времена. Ирсу, некий сириец, захватил власть. Он заставил всю страну платить себе дань. Он объединил вокруг себя своих людей и разграбил владения египтян. Он превратил богов в людей и жертвы не приносились в храмы".

В этой сложной обстановке значительная часть владений в Сирии и Палестине была потеряна, "народы моря" опустошали восточные границы, западная часть Дельты стала ареной постоянных набегов воинственных ливийских племен, которые, пользуясь слабостью центральной власти, не только безнаказанно грабили египетские земли, но и начали селиться на захваченных территориях западной Дельты.

Страницы: 1, 2, 3, 4


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.