Курсовая работа: Современное состояние российско-японских отношений
Перспективным направлением
двусторонних экономических связей становится энергетическое сотрудничество, в
первую очередь в области освоения нефтегазовых ресурсов российского Дальнего
Востока и Сибири. Реальное продвижение достигнуто в осуществлении проектов
«Сахалин-I» и, особенно, «Сахалин-II» на основе СРП, в которых активно участвуют крупные японские компании.
Общий объем инвестиций в эти два проекта должен составить около 20 млрд.
долларов.
Для поддержки российских реформ
Правительство Японии предоставило России кредитно-финансовое содействие в
разных формах на общую сумму более 6 млрд. долл.
Достаточно активно продвигается
взаимодействие в других практических сферах отношений. Происходит освоение
новых, “закрытых” ранее областей сотрудничества: контакты по военной линии,
между пограничными и правоохранительными ведомствами и т.д. В августе 1999 года
руководителями военных ведомств был подписан Меморандум о создании основ для
развития диалога и контактов между Министерством обороны Российской Федерации и
Управлением обороны Японии. В ходе официального визита В.В.Путина в Японию в
сентябре 2000 года подписаны Меморандум о сотрудничестве между Правительством
Российской Федерации и Правительством Японии в правоохранительной области и
Меморандум об основах развития сотрудничества между Федеральной пограничной
службой Российской Федерации и Управлением безопасности на море Японии. В 2003
года состоялся обмен визитами глав военных ведомств (январь - Москва и апрель -
Токио). В июле 2003 года в Токио побывал командующий Дальневосточным военным
округом. В августе 2003 года впервые боевой корабль японских ВМС принял участие
в учениях ДВО и ТОФ, а в начале сентября отряд кораблей сил самообороны
совершил визит во Владивосток. Регулярно проводятся штабные переговоры,
консультации в рамках межправительственного соглашения по предотвращению
инцидентов на море, двусторонней рабочей группы военных ведомств. Налажен обмен
по линии военных научно-исследовательских организаций. Активно ведется
двустороннее сотрудничество между представителями правоохранительных органов в
целях предотвращения браконьерства и контрабанды российских морепродуктов в
японские порты, незаконного оборота наркотических средств и огнестрельного
оружия, нелегальной миграции. В Японии побывали Председатель Верховного Суда
России В.М.Лебедев, руководитель Пограничной службы ФСБ России В.Е.Проничев,
делегация руководителей силовых структур Сахалинской области, состоялась
встреча на море представителей погранслужб двух стран.
В последние годы заметно
активизировалось сотрудничество России и Японии в международных вопросах
(прежде всего северокорейская тема, антитеррор). В сентябре 2000 года на высшем
уровне подписано Совместное заявление о взаимодействии Российской Федерации и
Японии в международных делах. В феврале 2002 года подписано Совместное
заявление министров иностранных дел России и Японии по борьбе с международным терроризмом,
состоялось два раунда расширенных межведомственных консультаций по
соответствующей проблематике.
В соответствии с достигнутыми на
высшем уровне договоренностями между Россией и Японией ведутся переговоры о
заключении мирного договора. Этот диалог осуществляется на высшем уровне, а
также в рамках созданной в 1998 году соответствующей Совместной
российско-японской комиссии под руководством министров иностранных дел. Одной
из наиболее сложных проблем на пути к достижению договоренности является выдвижение
Японией территориальных претензий на южные острова Курильской гряды (о.Итуруп,
о.Кунашир и Малая Курильская гряда). Имеется и ряд других проблемных аспектов:
не отвечающие потенциалу двустороннего сотрудничества объем взаимной торговли;
незначительные масштабы японских инвестиций в российскую экономику; отказ Токио
перерегистрировать на Россию собственность бывшего СССР в Японии и др.
В соответствии с договоренностью,
зафиксированной в «Плане действий», с апреля 2003 года по март 2004 года в
различных городах России прошли мероприятия в рамках «Фестиваля японской
культуры в России -2003». В сентябре-декабре 2003 года в Японии с успехом
прошел «Фестиваль российской культуры в Японии», посвященный 300-летию г.
Санкт-Петербурга. Большое значение стороны придают развитию культурных,
гуманитарных, молодежных обменов, связей по линии парламентов и общественных
организаций, в том числе традиционных партнерских обществ дружбы.
Торгово-экономические отношения
России с Японией регулируются (на основе правопреемства) советско-японским
Торговым договором от 6 декабря 1957 г., предусматривающим взаимное
предоставление режима наиболее благоприятствуемой нации. Срок его действия
продлевается автоматически.
Япония является одним из важнейших
торговых партнеров России в Азиатско-Тихоокеанском регионе, занимая второе
место по объему товарооборота после КНР. Вместе с тем двустороннее
взаимодействие в сфере экономических связей по своему уровню пока не
соответствует имеющемуся у обеих сторон потенциалу, характеризуется
неравномерностью развития, структурным дисбалансом (российский экспорт
значительно превышает импорт из Японии). Доля России в японском экспорте
составила в 2003 г. лишь 0,4%, импорте - 1,1%, общем объеме внешней торговли -
0,7%. На долю Японии в российской торговле приходится около 2%. С 2003 г. наблюдается существенный рост взаимной торговли. Объем товарооборота между Россией и Японией
по итогам года возрос на 42% и составил 5,96 млрд. долл., превысив рекордный
уровень 1995 г. (5,9 млрд. долл.). Российский экспорт увеличился на 29%, а
импорт - на 86%. Эта тенденция сохраняется и даже усиливается. Товарная
структура российского экспорта в Японию в целом за последние годы не претерпела
существенных изменений: цветные и драгоценные металлы (36% стоимостного объема
экспорта), рыба и морепродукты (около 24%), лесоматериалы (14%). Вместе с тем
заметно возросли поставки на японский рынок минерального сырья и топлива -
угля, нефти и нефтепродуктов (по итогам 2003 г. их доля составила 21%). В импорте из Японии преобладает машинно-техническая продукция: транспортные средства,
дорожно-строительная техника, электробытовые товары, металлообрабатывающее
оборудование, средства связи (свыше 80%), а также химические товары и продукция
черной металлургии.
Общий накопленный объем японских
инвестиций в российскую экономику по состоянию на 1 января 2004 г. составил 1,9 млрд. долл. По этому показателю Япония занимает восьмое место в списке
стран-инвесторов. На долю прямых японских инвестиций приходится 1,353 млрд.
долл. (шестое место в списке). Приток японских инвестиций в экономику
Российской Федерации в 2003 г. составил 1,005 млрд. долл. (в 2002 г. - 441 млн. долл., рост на 127,8%). При этом основная доля инвестиций (905 млн. долл.)
концентрируется в российском топливно-энергетическом комплексе, который все
более берет на себя роль «локомотива» двустороннего экономического
сотрудничества в целом.
В 2004 г. российской стороной разработан проект долгосрочной Программы
сотрудничества в области энергетики. Созданы серьезные предпосылки для начала
реализации крупных проектов в области мирного использования атомной энергии,
таких как осуществление проекта международного термоядерного экспериментального
реактора (ИТЭР), а также продолжение научно-исследовательского сотрудничества
по реакторам на быстрых нейтронах. Начата реализация проектов в рамках японской
программы содействия России в утилизации атомных подводных лодок, выведенных из
состава Тихоокеанского флота.
29 июня 2003 г. во Владивостоке состоялась встреча сопредседателей МПК (В.Б.Христенко - Ё.Кавагути), а 30
июня - 1 июля 2003 г. - VI заседание Полкомиссии по вопросам экономических
отношений с Дальневосточным регионом, в ходе которых был проведен
содержательный обмен мнениями о состоянии и перспективах развития делового
сотрудничества между регионами Сибири и Дальнего Востока России и Японией. 28
октября 2003 г. в Москве состоялось второе заседание Подкомиссии по торговле и
инвестициям, в ходе которого, в частности, был обсужден комплекс вопросов,
связанных с созданием Российско-японской организации по содействию торговле и
инвестициям.
Наряду с оживлением официальных
контактов дальнейшее развитие получили взаимные связи на деловом уровне, прежде
всего в рамках Российско-японского и Японо-российского комитетов по
экономическому сотрудничеству (РЯКЭС-ЯРКЭС).
Дальнейшее развитие получили деловые
контакты по линии Японской ассоциации корпоративных руководителей («Кэйдзай
доюкай»). В июле 2003 года Россию посетила делегация Комитета по связям со
странами СНГ указанной Ассоциации во главе с его председателем Т. Ямаока.
Очередной визит представителей «Кэйдзай доюкай» в Россию прошел в середине
сентября 2004 г.
Серьёзное внимание со стороны японского
бизнеса продолжало уделяться развитию экономического сотрудничества с
дальневосточными регионами Российской Федерации. В мае-июне 2003 г. состоялся визит делегации японской Ассоциации торговли с Россией и странами Центральной и
Восточной Европы во главе с ее председателем Т.Такагаки в Сахалинскую область,
Приморский и Хабаровский края, а в июне 2004г. Представители Ассоциации
посетили Иркутскую и Тюменскую области.
В сентябре 2004 г. осуществлена впервые в истории отношений поездка в Россию делегации ТПП Японии во главе с её
председателем Н.Ямагути, в ходе которой подписано соглашение между
Торгово-промышленными палатами двух стран.
Переговоры с Японией играют важную
роль в процессе присоединения России к ВТО. В последнее время был предпринят
целый ряд шагов, как на многостороннем, так и на двустороннем уровне,
позволивших заметно продвинуть весь комплекс вопросов, связанных со вступлением
России в эту организацию. Вместе с тем, к числу основных неурегулированных
проблем с японской стороной относится уровень ввозных пошлин на автомобили, а
также определённые различия в подходе сторон в вопросе допуска на российский
рынок услуг.
Япония активно содействовала
вступлению России в форум АТЭС. В ходе саммита АТЭС в октябре 2003 года в
Бангкоке состоялась встреча Президента Российской Федерации В.В. Путина с
премьер-министром Японии Дз. Коидзуми, в ходе которой был подтверждён курс на
активизацию и укрепление экономических отношений между двумя странами.
Очередной саммит АТЭС прошел в ноябре 2004 г. в Сантьяго (Чили). В его ходе также прошла двусторонняя встреча лидеров России и Японии.
В целом в последнее время наблюдается
заметная активизация двустороннего экономического взаимодействия, что связано в
значительной степени с улучшением общего состояния российско-японских
отношений, в первую очередь в политической сфере, успешным развитием экономики
России, выходом японской экономической системы из состояния застоя, а на этой
основе - ростом взаимного интереса российского и японского бизнеса к
сотрудничеству по широкому кругу областей, в первую очередь - в энергетике и
связанных с ней сферах.
Для развития общественных, деловых и научных связей
между обеими странами создан Российско-Японский Деловой Совет – многоплановый
форум. В него входят представители деловых, научных, культурных и спортивных
организаций России, участвующие в осуществлении контактов с коллегами в Японии.
Также был создан Российско-Японский комитет по экономическому сотрудничеству
(РЯКЭС) - правопреемник Советско-Японского комитета по деловому сотрудничеству,
который был учрежден в 1965 г. одновременно с созданием Японо-Советского
комитета по экономическому сотрудничеству на основе обменных писем между
Торгово-промышленными палатами обеих стран. В апреле 1992 г. был преобразован в Российско-Японский комитет по экономическому сотрудничеству, который
возглавил Президент Российского союза промышленников и предпринимателей - А.И. Вольский.
С октября 2005 г. Председателем РЯКЭС является вновь избранный Президентом РСПП
А.Н.Шохин.
Тесное сотрудничество в телекоммуникационной сфере
специалистов России и Японии уже в ближайшее время способно принести ощутимую
выгоду обеим странам. Прежде всего – за счет активного участия в обеспечении
трафика между Европой и Азией. Для подготовки российских специалистов компанией
NEC открыты учебные центры в Москве и Санкт-Петербурге. Кроме того, в
Санкт-Петербурге на базе ЛОНИИС созданы национальный центр поддержки
оборудования и аналитический центр, а на совместном предприятии «НЭК- НЕВА» –
центр технического обслуживания установленного на российских предприятиях
телекоммуникационного оборудования.
26-31 марта 2005 г. Председатель Совета учредителей Российско-Японского Делового Совета, Президент
Торгово-промышленной палаты Российской Федерации академик Е.М.Примаков посетил
с визитом Японию. Е.М.Примаков был принят Премьер-министром Японии Дз.Коидзуми,
имел встречи и беседы с Министром иностранных дел Н.Матимурой, начальником
Управления обороны Японии Ё.Оно, бывшим Премьер-министром, сопредседателем
российско-японского «Совета мудрецов» Ё.Мори, а также другими видными политическими
деятелями и руководителями крупнейших организаций японских деловых кругов. В
ходе бесед с японскими политиками обсуждался широкий спектр вопросов нынешнего
состояния и перспектив развития российско-японских отношений. Собеседники
высказывались за всестороннее развитие сотрудничества между двумя странами. При
этом Премьер-министр Дз.Коидзуми подчеркнул желательность скорейшего
осуществления визита в Японию Президента Российской Федерации В.В.Путина.
На встречах с руководителями ведущих
организаций деловых кругов Японии, в том числе Председателем Японо-Российского
комитета по экономическому сотрудничеству (ЯРКЭС) Всеяпонской федерации
экономических организаций «Ниппон Кэйданрэн» К.Андзаем и Президентом ТПП Японии
Н.Ямагути, основное внимание было уделено обсуждению вопросов дальнейшего
продвижения российско-японского торгово-экономического взаимодействия, в том
числе по линии Делового Совета. С удовлетворением отмечалось, что позитивные
тенденции в развитии российской экономики и выход японской экономики из
затяжной стагнации создают благоприятные возможности для наращивания
сотрудничества в этой сфере. В последние годы существенно вырос товарооборот
между нашими странами, который приблизился к рекордному за всю историю
двусторонних связей уровню в 9 млрд. долларов.
В связи с принятым в декабре 2004
года решением Правительства Российской Федерации о строительстве трубопроводной
системы Восточная Сибирь - Тихий океан особый интерес руководители японского
бизнеса проявили к возможностям налаживания сотрудничества в области
энергетики. При этом отмечалось, что такое сотрудничество способствовало бы не
только ускорению развития регионов российского Дальнего Востока и обеспечению
японской экономики надежными источниками энергоносителей, но и внесло бы вклад
в обеспечение энергетической безопасности и укрепление общей стабильности в
Северо-Восточной Азии.
Важную роль в развитии двустороннего экономического сотрудничества играет
деятельность учрежденной в 1994 г. Российско-Японской межправительственной
комиссии по торгово-экономическим вопросам (МПК), на заседаниях которой
рассматривается весь комплекс вопросов состояния и перспектив развития
двусторонних экономических связей. К настоящему времени проведено семь
заседаний Российско-Японской МПК. Очередное VII заседание состоялось в Токио 22
апреля 2005 г. В ходе заседания объявлено о начале полноформатной деятельности
нового органа двустороннего экономического взаимодействия - Российско-Японской
организации по содействию торговле и инвестициям.
В рамках МПК функционируют две Подкомиссии: по торговле и инвестициям и
по вопросам экономических отношений с Дальневосточным регионом (в феврале 2007 г. преобразована в Подкомиссию по межрегиональному сотрудничеству, в октябре 2007 г. состоялось первое заседание указанной Подкомиссии в г.Владивостоке).
Наряду с последовательным укреплением официальных контактов дальнейшее
развитие получили взаимные связи на деловом уровне, прежде всего в рамках
Российско-японского и Японо-российского комитетов по экономическому
сотрудничеству (РЯКЭС-ЯРКЭС), созданных, соответственно, при РСПП и «Ниппон
Кэйданрэн» (Японская Федерация экономических организаций). 5 сентября 2006 г. в Москве проведено VIII совещание РЯКЭС-ЯРКЭС. В 2007 г. РЯКЭС был преобразован в Национальный комитет по развитию экономических отношений с Японией.»[30]
Но отношения двух стран не ограничиваются
экономическим сотрудничеством и инвестициями. Так, например, «28 апреля 2007г.
в Токио открылась уникальная выставка шедевров русского искусства из
собраний Государственного Русского музея Санкт-Петербурга. Около 200 шедевров русского искусства
конца 18 - начала 20 веков были представлены на открывающейся уникальной
выставке из коллекции Государственного Русского музея Санкт-Петербурга.
"Я уверен, что это очень важный
вклад в развитие российско-японских культурных связей и продолжение диалога
двух культур. Я рад за художников, которые здесь представлены, потому что
японский зритель обладает высокой культурой восприятия, умеет ценить
профессионализм и тонкость", - сказал генеральный директор музея Владимир
Гусев на церемонии, посвященной открытию. Экспонаты были представлены вниманию
токийской публики до 8 июля 2007 года в Токийском музее изобразительных
искусств. Потом они продолжили свой путь по еще нескольким городам: Канадзава,
Мацуяма, Осака, - и в январе 2008 года вновь вернулись в Токио, где пробыли до
23 марта»[31]
Также, наблюдается активное сотрудничество в сфере
воздушных перевозок. В 2008 году Россия задействует ряд новых более коротких и
экономичных для авиакомпаний авиатрасс из дальневосточного региона РФ в Японию.
Как сообщили корр. АРМС-ТАСС в ФГУП «Государственная корпорация по организации
воздушного движения в РФ» (ГК по ОрВД), основными пользователями этих трасс
являются зарубежные авиакомпании. Российская сторона «полностью подготовила эту
трассу к открытию уже 28 августа 2008 года»
Кроме того, создана новая конфигурация воздушной трассы
для полётов воздушных судов с северо-западной части США в Юго–Восточную Азию
через Японию. В настоящее время полеты по ней выполняются по регламенту (не
круглосуточно) и только в направлении с севера на юг. С 20 ноября эта
спрямленная трасса переводится в режим «двустороннего движения», и полеты по
ней могут выполняться круглосуточно. Ось воздушной трассы будет смещена в
сторону п-ова Камчатка. Если сейчас на одном эшелоне по трассе пролетает только
один самолет в час, то после задействования оптимального маршрута воздушные
суда пойдут с интервалом в 15 минут. «Для обеспечения этого будет организован
речевой канал связи между авиадиспетчерами в Саппоро с российскими коллегами в
Хабаровске и Владивостоке. В связи с установкой УКВ-ретранслятора в районе п.
Курильск значительно увеличится дальность связи с воздушными судами,
осуществляющими полеты по данной трассе», - подчеркнули в ГК по ОрВД.
А 9 сентября 2008 Россия объявила о запуске в
коммерческую эксплуатацию подводной кабельной системы связи. Новая кабельная
система соединила Россию и Японию прямым высокоскоростным маршрутом по двум географически
разнесенным линиям. Кабельная система RJCN построена с применением цифрового
оборудования спектрального уплотнения DWDM с планируемым увеличением пропускной
способности. Организация полного кольцевого резервирования новой кабельной
системы обеспечивает готовность «Ростелекома» к надежному пропуску растущих
объемов международного трафика на рынок транзитного трафика Европа-Азия, в
первую очередь, в направлении Россия – Япония.
«Начало 2009 года в российско-японских отношениях было отмечено визитом в
Японию в январе председателя Совета Федерации Сергея Миронова и встречей 18
февраля президента России Дмитрия Медведева с премьер-министром Японии Таро Асо
на Сахалине во время запуска завода по производству природного сжиженного газа.
Ожидается также визит в Японию премьер-министра России Владимира Путина.
Несмотря на развитие культурных связей и некоторые торгово-экономические
успехи, политические вопросы между странами решаются тяжело, а проблема мирного
договора не решается вообще. Вероятно, визит Путина также будет нацелен прежде
всего на стимулирование деловых контактов между Россией и Японией, что в любом
случае является событием позитивным, особенно в контексте переформатирования
картины мира по причине глобального кризиса.
Новая ситуация, вызванная ослаблением позиции США в мире, может оказать
стимулирующее действие и на развитие отношений между странами-соседями в
Восточной Азии. Так, если Япония примет стратегическое решение на сближение с
Россией в области обеспечения региональной безопасности, то есть надежда на
качественные сдвиги в российско-японских отношениях и в военной сфере. В свою
очередь такое сотрудничество может способствовать и решению территориальной
проблемы между странами, как это имело место в российско-китайских отношениях.
Но нельзя игнорировать и другой вариант, когда ухудшение экономической
ситуации в России может послужить поводом для того, чтобы Япония встала на путь
усиления давления на Россию с целью решения проблемы мирного договора по
японскому сценарию, т.е. путем «возвращения» Японии южных Курильских островов –
«северных территорий». При таком развитии событий, очевидно, серьезных
позитивных сдвигов ожидать не приходится, а риски ухудшения российско-японских
отношений только увеличатся.
Ухудшение экономической ситуации в самой Японии, похоже, привело к тому,
что политики в Токио стали еще активнее использовать территориальную карту в
популистских целях. Опять японская сторона начала разговоры о каких-то
нестандартных подходах к решению территориальной проблемы. По этому поводу 17
февраля глава МИД России Сергей Лавров заявил, что Россия не обещала Японии
«нестандартно» решить вопрос Курил. Однако 18 февраля бывший премьер-министр
Японии Дзюньитиро Коидзуми, выступая в Москве на пресс-конференции, сказал, что
считает плодотворной идею члена Комитета Госдумы по экономической политике и
предпринимательству Валерия Зубова поделить все острова пополам, чтобы половина
каждого острова осталась за Россией, а половина отошла Японии. 6 марта МИД
России резко отреагировал на мнение премьер-министра Японии Таро Асо, когда
тот, отвечая на вопрос одного из депутатов японского парламента по поводу
своего визита на Сахалин, сказал, что вопрос о принадлежности Южного Сахалина
«окончательно не определен», и что поездка премьер-министра, как и учреждение
генконсульства Японии в Южно-Сахалинске, «не оказывают влияния на вопрос о
юридическом статусе Южного Сахалина». МИД России отметил, что заявления,
подобные упомянутому «ответу», наносят существенный ущерб общей позитивной
атмосфере двусторонних отношений, доверию и добрососедству, без которых
невозможно рассчитывать на урегулирование сложных вопросов, имеющихся в
двусторонних отношениях, включая и проблематику мирного договора.
Насколько реалистичен негативный сценарий развития отношений? Россия
настроена весьма конструктивно на сближение с Японией по широкому спектру
задач, однако специфика японской внешней политики позволяет говорить о
существующей практике перевода любого улучшения отношения в какой-либо сфере
сотрудничества в область требований «возвращения» южных Курильских островов.
Иногда это делается завуалировано, иногда явно, но руководство России постоянно
сталкивается с завидной настойчивостью японской стороны в этом вопросе.»[32]
Таким образом, можно отметить, что за
последние десятилетия Россия и Япония совершили значительный прорыв в
двусторонних отношениях. Изменения коснулись экономической, инвестиционной,
транспортной, культурной, политической сфер деятельности. Заключен ряд
постановлений и соглашений, касающихся отношений двух соседних государств,
проведены встречи и заседания, направленные на укрепление сотрудничества,
получил развитие культурный обмен и обмен кадрами. Все это говорит о том, что
соседи стремятся идти навстречу друг другу, налаживать и восстанавливать
разрушенные в военное время связи, наверстывать упущенное за долгие годы
«холодных» отношений. Нерешенным остается только «территориальный» вопрос,
который, как надеется автор, в скором времени разрешится самым наилучшим для
обоих государств образом.
Заключение
Итогом исследовательской работы стали следующие выводы: сопоставляя с
утверждениями крупных политических деятелей в данной сфере (Р. Хасимото, Б.
Немцов), была доказана гипотеза: «если бы правительства обоих государств
изменили идеологию отношений, то это привело бы к появлению новых перспектив
сотрудничества и изменению общественного мнения, что также немаловажно». Кроме
того, проанализировав использованную литературу, оказалась перспективной (но
требующей дополнительной проверки) следующая гипотеза: «если бы Япония и Россия
решили свои территориальные проблемы, то это, несомненно, повлияло бы на весь
комплекс взаимоотношений». Это подтверждает и высказывание российского посла в
Японии Александра Панова: «За исключением территориальной проблемы у двух стран
ни сейчас, ни на перспективу нет принципиальных противоречий ни в одной из
наиболее важных для национальных интересов сфер: политики экономики, обороны,
идеологии».[33]
При анализе газетных и журнальных статей («Независимая газета», «Труд»,
«Новое время», «Дипломат», «Парламентская газета») было выявлено разнообразие
мнение современных исследователей по проблеме русско-японских отношений. Но за
разнообразием мнений все-таки просматриваются некоторые пути решения проблемы: долгий
политический диалог, где были бы приняты приемлемые для обеих сторон
компромиссные решения; передача спорных территорий под эгиду ООН с
установлением там соответствующих визового и паспортного режимов для русских и
японских граждан; окончательная передача островов одной из сторон или же, не
взирая на все трудности, дальнейшее развитие экономической и культурной сфер
(торговые связи, инвестиции, совместная разработка технологий и подготовка
кадров и т.д.). Русские и японцы «должны жить как добрые соседи, не дожидаясь
развязки всех конфликтных узлов. У них достаточно сфер, где они могли бы с
пользой сотрудничать, да и приглядеться к опыту друг друга»[34].
Но при любых обстоятельствах мирный договор между Россией и Японией
должен быть продуктом взаимного учета интересов и возможностей сторон. «Вполне можно предвидеть, что переговорный
процесс по проблеме мирного договора будет непростым. Очевидно, что взаимно
крайне сложно изменить привычный образ мышления в этом вопросе. Однако
недопустимо позволять сложностям оказывать негативное влияние на весь комплекс
отношений».[35] И какой бы ни был избран
путь, действительную нормализацию российско-японских отношений даже в случае
подписания мирного договора следует строить на основе подлинного
добрососедства, опирающегося на уважение интересов обеих стран.
Список использованной литературы
1.
Бабиков И.И.
Русско-японская война1904-1905. – М.,1958
2.
Багров В.Н.
Победа на островах. – Южно-Сахалинск, 1958
3.
Бойков В. Пути
вспять у нас нет. //Труд. 2000, 2 июля
4.
Бондаренко О.Я.
Неизвестные Курилы. – М., 1992
5.
Бюро
Международных Экономических дел Кэйданрэн
6.
Головин В.А.
Неоконченный поединок богатыря и самурая. //Новое время. 1997, №1\2
7.
Жуков Е.М. Япония
в 1870-1914 годах. – М., 1952
8.
Журнал «Новое
время» (№№ 39, 44)
9.
Журнал «Дипломат»
№1 (117), январь, 2005
10.
ИНТЕРФАКС
11.
История
русско-японской войны 1904-1905. – М.,1977
12.
ИТАР–ТАСС
13.
Кошкин А.
Проблемы мирного урегулирования с Японией. Исторический аспект. //Вопросы
истории, 1997, №4
14. Кузнецов Ю.Д. История Японии. – М.,
1988
15.
Кутаков Л. Н.
СССР и Япония. – М., 1987
16.
Кутаков Л. Н.
Москва – Токио. Очерки дипломатических отношений, 1956-1986 гг. – М., 1988
17.
Курилы: острова в
океане проблем. – М., 1998
18. Макаров А.А. Проблемы
российско-японских отношений. //Международная жизнь. 1995, №10
19.
Медведев Ж.
Японский пейзаж с видом на Россию.// Международная жизнь. 1998, №6
20.
Официальный сайт
журнала «Япония сегодня» www.japantoday.ru
21. Панов А. «Успех или тупик?» //
Независимая газета. 2000, 18 мая
22.
«Парламентская
газета»
23. Попов А. Успех или тупик.
//Независимая газета. 2000, 18 мая
24.
РИА «Новости»
25.
Романов Б.А.
Очерки дипломатической истории Русско-японской войны. Москва - Ленинград, 1955
26. Саплин В. В Каванне президент Ельцин
и премьер Хасимото достигли существенных результатов //Международная жизнь.
1998, №5
27. Третьяков В. Россия – Япония: новая
эпоха? //Независимая газета. 2000, 1 июня
28.
Японский фонд
«Ниппон дзайдан»
29.
http://www.economy-esr.ru/S_Japan
30.
http://
dosokai.livejournal.com/19692.html
31.
http:// www.crbp.ru/Japan/economic-Rus_Jap
[1]Головин В.А. Неоконченный
поединок богатыря и самурая. //Новое время. 1997, №1\2, с.31-35.
[2]Макаров А.А. Проблемы
российско-японских отношений. //Международная жизнь. 1995, №10, с.46.
[3]Кузнецов Ю.Д. История
Японии. М., 1988, с.187.
[4]Кузнецов Ю.Д. История
Японии. М., 1988, с.189.
[5]Бабиков И.И.
Русско-японская война1904-1905. М.,1958, с. 9.
[6]Там же с.14.
[7]История русско-японской
войны 1904-1905. М.,1977, с.61-62.
[8]Романов Б.А. Очерки
дипломатической истории Русско-японской войны. Москва - ленинград,1955, с.494.
[9]Бондаренко О.Я.
Неизвестные Курилы. М., 1992, с.73.
[10]История Русско-японской
войны1904-1905. М., 1977, с.30.
[11]Багров В.Н. Победа на
островах. Южно-Сахалинск, 1958, с.11.
[12]Там же с. 110.
[13]Кутаков Л.Н. История
советско-японских дипломатических отношений. М., 1962, с.447.
[14]Кошкин А. Проблемы
мирного урегулирования с Японией. Исторический аспект. //Вопросы истории, 1997,
№4, с.138-145.
[15]Курилы: острова в океане
проблем. М., 1998, с.283.
[16]Курилы: острова в океане
проблем. М., 1998, с.287.
[17]Курилы: острова в океане
проблем. М., 1998, с.336.
[18]там же с.316-319.
[19]Курилы: острова в океане
проблем. М., 1998, с.336.
[20]Там же с.336.
[21]Курилы: острова в океане
проблем. М., 1998, с.350.
[22]Головин В. Неоконченный
поединок богатыря и самурая //Новое время. 1997, №1/2, с.31-35.
[23]Макаров А. «Проблемы
российско-японских отношений» // Международная жизнь. 1995, №10, с.46.
[24]Там же с.46.
[25]Третьяков В. Россия –
Япония: новая эпоха? //Независимая газета. 2000, 1 июня, с. 10.
[26]Попов А. Успех или тупик.
//Независимая газета. 2000, 18 мая, с.14.
[27]Панов А. «Успех или
тупик?» // Независимая газета. 2000, 18 мая, с.14
[28]Бойков В. Пути вспять у
нас нет. //Труд. 2000, 2 июля, с.4
[29]Кутаков Л.Н. История
свидетельствует в пользу русско-японского добрососедства. //Международная
жизнь. 1998, №8, с. 85.
[30] http://www.economy-esr.ru/S_Japan.htm
[31] http://ricolor.org/rz/iaponia/jr/tod/rus_mus/
[32] http://dosokai.livejournal.com/19692.html
[33]Панов А. Успех или тупик?
//Независимая газета. 2000, 18 мая, с.14.
[34]Медведев Ж. Японский
пейзаж с видом на Россию.// Международная жизнь. 1998, №6, с.91-97.
[35]Саплин В. Каванне
президент Ельцин и премьер Хасимото достигли существенных результатов.
//Международная жизнь. 1998, №5, с.10.
|