Курсовая работа: Сравнительно-культурологический анализ эпических произведений на материале адыгского эпоса "Нарты" и германского эпоса "Песнь о Нибелунгах"
Курсовая работа: Сравнительно-культурологический анализ эпических произведений на материале адыгского эпоса "Нарты" и германского эпоса "Песнь о Нибелунгах"
Курсовая
работа
«Сравнительно-культурологический
анализ
эпических
произведений
на материале
адыгского эпоса «Нарты» и
германского
эпоса «Песнь о Нибелунгах»
Оглавление
Введение
Глава I. Эпос
1.1 Понятие «эпос». Возникновение
эпоса и его значение в жизни народа
1.2 Адыгский эпос «Нарты»
1.3 Сюжет эпоса «Нарты»
1.4 Германский эпос «Песнь о
Нибелунгах»
1.5 Сюжет «Песни о Нибелунгах»
Вывод
Глава II. Сравнительная
характеристика двух эпосов
2.1 Общие черты в германском и
адыгском эпосах
2.1.1 Персонажи и мифические образы
адыгского эпоса «Нарты» и германского эпоса «Песнь о Нибелунгах»
2.2 Различия между адыгским и
германским эпосами
Вывод
Заключение
Библиография
Введение
Духовная культура каждого
народа, как и любая сверхсложная социальная система, многообразна в своих
началах и проявлениях. Её научное осмысление требует большой систематической
работы. Каждый народ имеет многовековую историю и свою культуру. Комплекс
источников по древней истории, составленный из фольклорных, палеографических,
археологических, антропологических и языковедческих материалов дает нам
возможность рассматривать народ «как индивидуальный и коллективный субъекты
социальных отношений». (Гадагатль 2002:221).
Устное народное
поэтическое творчество составляет, на мой взгляд, одну из важнейших областей
традиционной культуры любого народа. На ранних этапах истории фольклор выражал
мировосприятие и миропонимание социума, базирующихся на мифологии.
Исследование народного
эпоса является одной из важнейших проблем фольклористической науки. И это
понятно, ведь «эпос народа – талантливое многовековое создание, завизированное
временем, национальное богатство, ценность общечеловеческой культуры. Это памятник
культуры особой важности, своеобразная гигантская амфора – хранилище мудрости и
знаний, накопленных человеком на протяжении многих столетий». (Гадагатль
2002:8).
«Эпос отражает всю
совокупность исторической жизни народа, его мироощущение, нравы и обычаи, мечты
и чаяния, его духовный мир, сложившийся на протяжении большого исторического
времени». (Петросян 1982:207).Так возникли такие творения, как поэмы Гомера и
«Песнь о Роланде», «Слово о полку Игореве», «Песнь о Нибелунгах», «Нарты» и
многие другие.
Актуальность работы
заключается в глубоком интересе современного эпосоведения, фольклористики и
современной лингвистики к многостороннему исследованию древнего адыгского
героического эпоса «Нарты» и германского эпоса « Песнь о Нибелунгах».
Изучение этих древних
эпических традиций является практически актуальной задачей фольклористов и
лингвистов еще и потому, что они планово изучаются во многих средних и высших
учебных заведениях России, включаются в онтологии, хрестоматии для школ и
вузов, по ним проводятся научные исследования.
Важно отметить также, что
сравнение двух эпосов впервые будет представлено в моей работе, так как
сравнением германского и адыгского эпосов никто никогда не занимался.
Несомненно, выбор темы
курсовой работы обусловлен моей национальной принадлежностью. Являясь адыгейкой
по национальности и изучая немецкий язык, мне представилось интересным сравнить
два великих произведения народов. А.М. Горький, высоко ценивший произведения
народнопоэтического творчества народов, с трибуны Первого Всесоюзного съезда
советских писателей сказал: «Чем лучше будем знать прошлое, тем легче, тем
более глубоко и радостно поймём великое значение творимого нами настоящего».
(Гадагатль 2002:8). С этим высказыванием нельзя не согласиться.
Целью исследования является
проведение сравнительно-культурологического анализа эпических произведений на
материале адыгского эпоса «Нарты» и германского эпоса « Песнь о Нибелунгах».
Изучение эпоса должно
быть рассмотрено с учетом всех особенностей развития истории создавшего его
народа. Именно такой подход позволит нам найти ответы на самые сложные и
запутанные вопросы.
Перед нами стоит решение
следующих задач:
1. дать экскурс в историю
записей, публикаций и изучения адыгских и германских песен, легенд о Нартах и
Нибелунгах;
2. раскрыть содержание
германского и адыгского эпоса;
3. найти возможные общие
характерные черты и различия в построении сюжетно-ролевой структуры эпосов.
4. вскрыть идейную и
эстетическую ценность каждого из эпосов;
5. рассмотреть и
проанализировать роль и место каждого эпоса в жизни своего народа, акцентируя
внимание на развитии поэтического мышления народа и его мировоззрение на разных
этапах исторического развития.
Глава I.Эпос
1.1
Понятие «эпос». Возникновение эпоса и его значение в жизни народа
Слово «эпос» пришло к нам
из греческого языка, в переводе с которого оно означает «слово»,
«повествование». Словарь даёт следующее толкование: во-первых, эпос – «род
литературный, выделяемый наряду с лирикой и драмой, представлен такими жанрами,
как сказка, предание, разновидности героического эпоса, эпопея, эпическая
поэма, повесть, рассказ, новелла, роман, очерк. Эпосу, как и драме, свойственно
воспроизведение действия, развёртывающегося в пространстве и времени, хода
событий в жизни персонажей».(18). Эпосу присуща специфическая черта, которая
заключается в организующей роли повествования. Автор эпоса предстаёт перед нами
рассказчиком, который повествует о событиях, представляющих большую значимость
в жизни народа, описывает облик персонажей и их судьбы. Повествовательный пласт
речи эпического произведения непринужденно взаимодействует с диалогами и
монологами. Эпическое повествование то становится «самодовлеющим, на время,
отстраняя высказывания персонажей, то проникается их духом; то обрамляет
реплики героев то напротив, сводит к минимуму и временно исчезает».(18). Но в
целом, оно доминирует в произведении и скрепляет все в нем изображенное. Именно
поэтому, черты эпоса во многом определены свойствами повествования.
Речь выполняет в эпосе
функцию сообщения о происшедшем ранее, как о чем-то вспоминаемом. А это значит,
что между ведением речи и изображаемым действием в эпосе сохраняется временная
дистанция. Эпический поэт рассказывает «о событии, как о чем-то отдельном от
себя». (Аристотель 1957:45). Повествователь, от лица которого и ведется
эпическое повествование, является посредником между изображаемым и читателями.
В эпосе мы не находим никаких сведений о его судьбе, о его взаимоотношениях с
героями. Однако, его речь, манера описания позволяют нам говорить о том, как в
те далекие времена воспринимался мир, в котором жили изображаемые персонажи.
Эпос вобрал в себя так же и своеобразие сознания повествователя.
Эпос охватывает бытие в
его тематической объемности, пространственно-временной протяженности и
событийной насыщенности. Такие используемые в эпосе
изобразительно-выразительные средства, как: портреты, прямые характеристики,
диалоги и монологи, пейзажи, действия, жесты, мимика, придают образам иллюзию зрительно-слуховой
достоверности. Эпосу свойственен вымышленный художественно-иллюзорный характер
изображаемого.
Эпическая форма опирается
на различные типы сюжета. Сюжет произведений может быть предельно напряжен или
ослаблен, так что происшедшее как бы тонет в описаниях, рассуждениях.
Эпос может сосредоточить
в себе большое количество характеров и событий. Эпос является неким
представлением о жизни в ее целостности. Эпос раскрывает сущность целой эпохи и
масштабность творческого мышления.
Объем текста эпического
произведения разнообразен – от рассказов-миниатюр (ранние произведения О.
Генри, А.П. Чехова) до пространственных эпопей и романов («Махабхарата»,
«Илиада», «Война и мир»). Эпос может быть как прозаическим, так и стихотворным.
Говоря об истории возникновения
эпоса, стоит подчеркнуть тот факт, что эпос формировался разными путями.
Сложение панегириков (похвальных речей) и плачей способствует зарождению эпоса.
Панегирики и плачи зачастую слагаются в том же стиле и размере, что и
героический эпос: манера выражения и лексический состав почти одинаковы. Позже
панегирики и плачи сохранятся в составе эпических поэм.
Первые эпические песни
основывались на лиро-эпическом жанре. Они возникали из ритуальных
синкретических представлений народа. На раннее эпическое творчество и
дальнейшее становление форм художественного повествования огромное влияние
оказали также устные, а позднее и письменно фиксируемые исторические предания.
Для древней и
средневековой словесности характерно появление народного героического эпоса.
Формирование тщательно детализированного повествования сменило
наивно-архаическую поэтику кратких сообщений, характерную для мифа, притчи и
ранней сказки. В героическом эпосе велика дистанция между описываемыми
персонажами и самим повествователем, образы герое идеализированы.
Но уже в античной прозе
происходят значительные изменения, а именно, дистанция между автором и главными
героями перестает абсолютизироваться. На примерах романа «Золотой осёл» Апулея
и «Сатирикон» Петрония, мы видим, что персонажи становятся рассказчиками, они
говорят об увиденном и испытанном ими. (Веселовский: 1964).
В XVIII–XIX
вв. ведущим жанром эпоса становится роман, где доминирует «личностное,
демонстративно субъективное повествование». (Веселовский 1964:68). Порою,
повествователь смотрит на мир глазами одного из действующих лиц, проникается
его умонастроением. Такой способ повествования присущ Л. Толстому, Т. Манну.
Существуют и другие способы повествования, например, рассказ о происшедшем
является одновременно монологом героя. Для романной прозы XIX–XX вв.
важными станут эмоционально-смысловые связи между высказываниями персонажей и
повествователя.
Рассмотрев особенности
возникновения эпоса, мы остановимся на изучении героического эпоса, так как в
работе мы будем сравнивать два героических эпоса, а именно, адыгского эпоса «о
Нартах» и германского эпоса «Песнь о Нибелунгах».
«Героический эпос
представляет собой героическое повествование о прошлом, содержащее целостную
картину народной жизни и представляет собой в гармоническом единстве некий эпический
мир героев-богатырей».
Особенности такого жанра
сложились на фольклорной ступени, поэтому героический эпос часто называют
народным. Однако важно отметить, что такое отождествление является неточным,
так как книжные формы эпоса имеют свою стилистическую, а порой и идеологическую
специфику.
Героический эпос дошел до
нас в виде обширных эпопей, книжных (греческие – «Илиада», «Одиссея»; эпос
народов Индии – «Махабхарата») или устных (киргизский эпос – «Манас»; калмыцкий
эпос – «Джангар»), так и в виде коротких «эпических песен» (русские былины,
стихотворения «Эдды Старшей») отчасти сгруппированных в циклы («Нартский
эпос»).
Народный героический эпос
возник в эпоху разложения первобытнообщинного строя и развивался в античности и
феодальном обществе, в условиях частичного сохранения патриархальных отношений
и представлений, при которых типичное для героического эпоса изображение
общественных отношений как кровных, родовых могло не представлять еще
сознательного художественного приема. (Жирмунский 1962).
В архаических формах
эпоса, таких, как карельские и финские руны, нартский эпос, характерен
сказочно-мифологический сюжет, где герои обладают сверхсилой, а их враги
выступают в облике фантастических чудовищ. Главными темами являются борьба с
чудовищами, героическое сватовство к суженой, родовая месть, борьба за
богатство и сокровище.
В классических формах
эпоса богатыри-вожди и воины представляют историческую народность, а их
противники часто тождественны историческим захватчикам, чужеземным угнетателям
(например, турки и татары в славянском эпосе). Эпическое время – славное историческое
прошлое на заре зарождения национальной истории. В классических формах эпоса
воспеваются исторические или псевдоисторические герои и события, хотя само
изображение исторических реалий все еще подчинено традиционным сюжетным схемам.
Эпический фон представляет собой борьбу двух племен или народностей, которые в
большей или меньшей степени соотнесены с реальными событиями истории. Зачастую,
в центре повествования стоит определенное историческое событие (Троянская война
в «Илиаде», битва на Курушетре в «Махабхарате»), реже мифическое (борьба с
великаном в «Нартах»). Власть обычно сосредоточена в руках главного героя (Карл
Великий в «Песне о Роланде»), однако, носителями активного действия являются
воины, чьи характеры отличаются не только смелостью, но и хитростью и
независимостью Ахилл – в «Илиаде», Илья Муромец – в былинах, Саусырыко – в
«Нартах»). Строптивость героев приводит к конфликту с властью, однако
общественный характер героической деятельности и общность патриотических целей
обеспечивают разрешение конфликта. Для эпоса характерно описание поступков
героев, а не их психологически-душевных переживаний. Сюжет обычно насыщен
многочисленными церемониальными диалогами.
Посвященные народным
героям песни и легенды обычно передавались из уст в уста из поколения в
поколение. Позже, когда появляется письменность, каждый народ стремиться
письменно зафиксировать все те события, которые отражают их историю и культуру.
Именно поэтому неслучайно использование в эпосах эпической формулы.
Эпическая формула представляет
собой «мнемотехнический прием, связанный с устным характером бытования эпоса и
достаточно свободно используемый сказителем. Формула в эпосе – это
выразительная заготовка, обусловленная тремя факторами:
1. ритмом
2. синтаксической схемой
3. лексической детерминантой.
Эта заготовка
(содержанием которой является отдельный образ, идея, черта описания) может быть
приспособлена к любой тематической либо фразеологической ситуации. Поэт
располагает большим числом формул, позволяющих ему выразить различные конкретные
аспекты данной ситуации в соответствии с потребностями момента. Формула служит
микроединицей действия, способная комбинироваться с другими формулами, образуя
речевой отрезок».
Существуют типы формул, а
формулы, в свою очередь, делятся на два разряда:
«1. сочетание типа
«существительное + прилагательное» («синее море» или «черная смерть»), в
котором существительное сопровождается так называемым «устойчивым эпитетом»;
функционально эпитет не связан с повествовательным контекстом
2. повторяющиеся обороты,
распространяющиеся на часть строки, на отдельную строку, на группу строк; они
строго функциональны и необходимы для повествования, их первейшая задача –
изображение того, как происходят некие повторяющиеся события».
Для нартского эпоса,
например, характерно использование сочетания «существительное +
прилагательное». Вот некоторые примеры: «храброе сердце», «красное солнце»,
«горячее сердце», «черные тучи», «бесконечная даль», «холодная ночь».
В германском эпосе, мы
также находим знакомую нам формулу: «наряд богатый», «надежная стража»,
«несчастное бремя», «бесстрашный воин», «шелковые шатры».
В эпосах используются и
повествовательные формулы. Они выполняют функцию обязательных сюжетных связок.
Приведем несколько примеров из «Песни о Нибелунгах»: «И вынесли из зала семь
тысяч мертвецов», «убит рукою женской храбрейший из мужей»; из нартского эпоса:
«молнией вспрыгнул на коня, схватил цепь, стянул его в руках своих сильных»,
«разгневанно мечом отрубил голову ему, за обиды, причиненные народу своему». (Шаззо
2001:32).
1.2
Адыгский эпос «Нарты»
Героический эпос «Нарты»
существует у ряда народов Северного Кавказа: у кабардинцев, адыгейцев, осетин,
абазин. Известны также версии эпоса, встречающиеся у чеченцев, ингушей,
балкарцев и карачаевцев. Отзвуки эпоса находят также у сванов, горных
грузинских племен и у дагестанских народов. Национальные варианты эпоса
обогащались за счет местного фольклора.
Эпос начал создаваться в VIII–VII вв. до нашей эры. В XIII–XIV
вв. разрозненные сказания стали объединяться в циклы, которые были
сгруппированы вокруг определенного события или определенного героя. Толчком для
создания героического эпоса «Нарты» послужил древний аланский эпический цикл,
восходящий к скифской эпохе VII–IV вв. до нашей эры. (Гадагатль 2002).
Героический эпос
«Нартхэр»/«Нарты» адыгейских (черкесских) народов – «наиболее древний и мощный
пласт в устно-поэтическом творчестве зихо-меото-адыгов, аборигенов Северного
Кавказа, побережья Черного и Азовского (Меотского) морей, бассейнов Тек Тэнэ
(Дона) и Пелизэ (Кубани), Лабы и Псыуапсэ, Шахэ и Пщищ». Зихо-меото-адыгские
песни и легенды о нартах отражают отвагу, мужество и стойкость, проявляемые во
имя жизни и благополучия людей в борьбе с природой и ее враждебными силами, с
людьми и их коварством. Эти идейные особенности позволяют отнести эпос «Нарты»
к категории героических». (Гадагатль 2002:7).
Подробнее остановимся на
адыгском варианте героического эпоса о Нартах. Адыгейский письменный памятник
«Нартхэр» является «своеобразным автографом народа, создававшего его на
протяжении многих столетий». (Гадагатль 2002:7). Это произведение может
ответить на интересующие всех вопросы истории и философии, этики и эстетики,
лингвистики и фольклористики. Роль эпоса в развитии современного искусства
народа велика. Эпос нашел свое отражение в особенностях национальных танцев,
музыки и песен адыгов.
Героический эпос
привлекает внимание ученых с давних пор. Исследователи многое сделали в смысле
изучения эпоса «Нарты», выразили свое отношение к нему и выдвинули свои
концепции. Эти обстоятельства позволяют сделать экскурс в область изучения
эпоса с той целью, чтобы на этом общем фоне по возможности рельефнее освятить
основные стороны героического эпоса «Нартхэр».
Наиболее ценной из всех
дореволюционных публикаций адыгских текстов эпоса «Нарты» является книга
общественного деятеля и педагога XIX
века Кази Атамукина, так как его труд является первым письменным памятником
адыгской культуры. Сбором, переводом и публикацией адыгских текстов о Нартах на
русский язык занимались ученые Л.Р. Лопатинский, А.И. Дьячков-Тарасов, П.
Остряков и другие. «Древние песни и предания о знаменитых воинах, известных под
именем Нартов, чрезвычайно любопытны, – писалось на страницах журнала «Русский
вестник». (Гадагатль 2002:19).
В 1841 году адыгейский
публицист и известный этнограф Хан Гирей написал: «Они любили странствия,
поединки, песни, крепкие напитки и обожали женщин». (Хан Гирей 1841:36)
Позже, в 1846 году, на
страницах газеты «Кавказ» была опубликована другая работа Хана Гирея, под
названием «Мифология черкесов», в котором автор писал о том, какие пиршества
задавали черкесы в честь воинов, как проводили свободное от военных походов
время. Таким образом, первым автором, обратившим внимание на «песни и предания»
адыгского героического эпоса «Нарты», явился этнограф Хан Гирей. Нужно
подчеркнуть, что адыги вложили особенно значительную долю своего
художественного дарования в народные песни, инструментальную музыку, сказки,
предания, легенды, эпос, а так же в другие жанры фольклора. (Гадагатль
2002:16). Хан Гирей: «Поэзия – жизнь, душа, память бытия, дневник черкесов,
живая летопись событий в их земле. Она управляла их умом и воображением в
домашнем быту, на съездах народных, в увеселениях и в печали, встречала их
рождение, сопровождала от колыбели до могилы их жизнь, и передавала потомству
их дела». (Хан Гирей 1841: 311,312).
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5
|