Курсовая работа: Сёгунат как система государственного управления в Японии: от становления до падения
Сёгунский
дом создавал новые репрессивные системы. Наиболее серьезно подрывающими мощь и
влияние тодзама были конфискация и перераспределение земельных владений и
заложничество. Первое крупное вмешательство в систему земельных владений даймё
Токугава Иэясу осуществил сразу же после захвата власти. С 1600 по 1602 г. были полностью конфискованы владения 72 даймё, 61 даймё были переведены из одного района в
другой с увеличением владений; во владениях богатых тодзама, таких, как Мори,
Уэсуги, Хатакэ, Акита была проведена конфискация земель; только 60 даймё были
не затронуты ограничительными мерами. За двухлетний период больше половины
княжеств Токугавской Японии сменили своих владельцев.
Сёгунат
не облагал налогом феодальные княжества, но периодически по заведенному обычаю
князья преподносили сегуну «дары» — золотые и серебряные монеты (от нескольких
сотен до нескольких тысяч — «дар» крупнейшего тодзама Маэда Тосиэ). Несмотря на
существовавший верховный контроль бакуфу, князь имел большую самостоятельность,
особенно это касалось его взаимоотношений с представителями других социальных
слоев — крестьян, горожан-торговцев и ремесленников. Нижний слой
военно-феодального дворянства составляли хатамото (Приложение 1). Они не имели
земельных участков и получали жалованье в рисовом исчислении. Из них
формировалось чиновничество государственного аппарата, обширная система сыска и
надзора, набиралось сёгунекое войско. Особое место занимали чиновники мэцукэ
(смотрящие), деятельность которых была направлена на выявление нарушений
интересов сегуна. Будучи независимыми, от должностных лиц и совмещая функции
полицейского и прокурорского надзора, мэцукэ осуществляли тайную и явную
слежку не только за служилым самурайством центрального и местного аппарата, но
прежде всего за князьями.
В
условиях длительного мира изменилось положение самого многочисленного слоя —
служилого дворянства. Согласно кодексу самурайской чести, японский дворянин не
имел права заниматься в жизни чем-либо, кроме военного дела. Теперь же князья
больше не нуждались в сильных и многочисленных дружинах, а кроме того, указы
сёгуната предписывали значительное их сокращение [5, с. 93].
Официальной
идеологией, призванной освящать созданный токугавской династией сегунов общественный
порядок, было конфуцианство.
Таким
образом, режим, установленный династией сегунов Токугава, имел цель создания и
сохранения стабильного социального порядка, основанного на господстве
военно-дворянского сословия (самураев) и подчиненном, угнетенном положении
всех остальных слоев населения, порядка, способного устоять как перед
опасностью чужеземных завоеваний, так и перед вооруженными крестьянскими
восстаниями.
2.2. Расцвет городов и городской культуры.
Рост
внутренней торговли, развитие сети коммуникаций содействовали созданию крупных
городов — центров политической и экономической жизни. Таких городов в
токугавской Японии насчитывалось 17. Главными центрами торговой буржуазии были
Эдо, Осака, Киото, Сакаи, Нагасаки. В сёгунской столице Эдо крупные купеческие
фирмы были зависимы в своей деятельности от интересов представителей верховной
власти в стране,
Феодальные
княжества все больше теряли свой замкнутый характер. Производство на рынок
приводит уже в XVII в. к тому, что в разных частях страны сложились районы,
специализирующиеся на определенном виде продукции.
Усилившийся
процесс общественного разделения труда активизировал формирование внутреннего
общенационального рынка, несмотря на то что этому препятствовало
незавершившееся объединение страны (сохранялись сепаратистские позиции южных
княжеств).
Торговый
капитал, содействуя укреплению связей между отдельными районами, начинает
постепенно вмешиваться в ремесленное производство. Купец-скупщик снабжал
ремесленников сырьем, скупал готовые изделия. Выступая посредником между
ремесленником и рынком, он диктовал вид, качество, количество
В
XVII в. в отдельных отраслях японского производства возникли первые
мануфактуры, зарождались начальные формы капиталистического предпринимательства.
Однако
количество мануфактур в это время было очень невелико. Преобладающей формой
производства оставалась работа на дому.
Торговый
капитал завоевывал все более прочные позиции в жизни города. Особенно большим
влиянием пользовались гильдии оптовых торговцев каким-либо одним видом товаров
или монополизировавших торговые операции в определенной части страны [17, с.
112] .
Регламентации
токугавского правительства, объявлявшие «борьбу с роскошью» и
распространявшиеся на купечество, как и на других горожан, запрещали ношение шелковой
одежды, золотых и серебряных украшений, строительство просторных домов. В
действительности купечество сосредоточивало в своих руках значительные капиталы
и редкостные предметы роскоши.
Правительство,
получая от купечества кредиты, в очень редких случаях пыталось препятствовать
концентрации богатств в его руках. Иногда законодательные ограничения вступали
в силу, обнаруживая баснословный уровень обогащения купеческих фамилий.
Положение
ремесленников отличалось более строгими, чем для купечества, регламентациями и
контролем. Ремесленники были организованы в цехи, которые обладали монополией
производства, имели четкую иерархию и наследственность занятия ремеслом.
Правительство предоставляло цехам определенные привилегии и защищало их монополию.
В число
горожан входила складывающаяся интеллигенция — выходцы из различных сословий:
самураев, купечества и ремесленников. Учителя, художники, врачи испытывали
постоянное и разнообразное воздействие токугавского режима, стремившегося
ограничить возможности развития этого слоя. Поэтому очень часто представители
интеллигенции являлись выразителями недовольства горожан и даже нередко
руководили выступлениями.
В
конце XVIII в. возросло количество восстаний городского населения, к которым
иногда присоединялись и крестьяне. Чаще всего вспыхивали «рисовые бунты», когда
поводом к выступлениям было повышение цен на рис, спекуляция купцов, скупавших,
а потом продававших его по высоким ценам. Для предотвращения народных
выступлений сёгунат периодически пытался приостановить спекуляцию рисом с
помощью регулирования рисовых цен. Однако реальных результатов это не давало.
Крупные феодалы, поставщики риса на рынок, были заинтересованы в высоких ценах
на рис [22, с. 33] .
Наряду
с этим шла многовековая, кровопролитная борьба за правовой статус города как
социального организма. По правовому положению города Японии делились на три
категории: принадлежавшие сёгунату, владельческие (княжеские) и «вольные». Фактически
все они правовой стабильности не имели.
В
Японии было всего несколько независимых от феодальных властей,
самоуправляющихся городов. К ним относились Сакаи, Хаката, выросшие и
разбогатевшие на внешней торговле еще в XVI в., Нагасаки — торговый центр,
державший всю торговлю с иностранцами, и Осака — «кухня страны». Однако
«вольница» даже этих японских городов ограничивалась действиями чиновников
бакуфу. Сёгунат был заинтересован в получении значительной доли овеществленного
городским ремеслом прибавочного продукта земледелия, а также высокой торговой
прибыли.
Нестабильность
правового положения отличала фактически все городские слои. Юридические и
фактические преимущества самурайства не спасали даже самые высшие его слои от
репрессивных мер сёгуната. Общее кризисное состояние высшего сословия привело к
активному размыванию его нижнего уровня — служилого самурайства, пополнявшего
теперь ряды деклассированных элементов и нового слоя лиц «свободных профессий».
Городское
население составляли высшие слои военно-феодального дворянства,
самураи-землевладельцы, живущие в городе, служилое самурайство, торговцы,
ремесленники, монахи многочисленных буддийских монастырей и синтоистских
храмов, родины и прочие деклассированные элементы, крестьяне, поселившиеся на
городских окраинах.
В
связи с развитием городов совершенствовалась культура.
Культура
Японии эпохи развитых феодальных отношений объединила в себе разнородные,
фактически трудно совместимые явления — элементы культур придворной хэйанской
аристократии и военно-феодального дворянства. За время, прошедшее с завоевания
государственной власти военным сословием, нравственные и эстетические идеалы
самурайства претерпели существенное изменение.
Культ
мужественной силы и подвига, продолжал существовать, но аскетизм и суровая
простота быта, характерная для периода становления системы сёгуната, уже не
соответствовали представлениям и требованиям добившегося безраздельного
господства в стране военного дворянства. Все отчетливее обнаруживается тяга к
роскоши, к изощренной, утонченной эстетике жизни, бывшей раньше предметом
осуждения и даже презрения.
Немалое
влияние на формирование эстетических принципов этой эпохи оказало дзэнское
монашество, буддийские монастыри, многие из которых были тогда культурными,
просветительскими центрами[16, с.62].
Если
ранее главным в восприятии человека была подавляющая его бескрайность
мироздания, в котором он ощущал себя песчинкой, то новое видение мира давало
ему более конкретно-осязаемые, приближенные к каждодневной жизненной практике
ориентиры. Это выражалось в стремлении отразить богатство, красоту и
неисчерпаемое разнообразие мира в созидательной, творческой деятельности
человека — архитектуре жилища, сада, прикладном искусстве и т. д.
Важной
чертой нового эстетического идеала стало умение видеть прекрасное в малом,
самом обыденном и повседневном, ценить не внешнюю и броскую яркость, а
приглушенную красоту простоты, составляющую, согласно этим представлениям,
внутреннюю сущность предметов.
Этот
новый этап в развитии японской культуры средневековья характеризовался участием
более широких, чем ранее, социальных слоев, не только аристократии и
самурайства, но и дзэнского монашества, своего рода интеллигенции, духовной
верхушки военного дворянства, а также горожан и крестьянства. Именно последние
внесли в эстетическую систему Муромати живительную струю демократического
начала, открывшего возвышенность и одухотворенность в простой житейской
деятельности человека [27, с. 67]. Однообразие и устойчивость общих принципов
сделали возможным как синтез разнообразных искусств, так и их стилевое
единство.
Наиболее
ярко свидетельства нового мировоззрения проявились в архитектуре и искусстве
конструирования садов.
Таким
образом, все, это свидетельствовало об открытости города и высоком уровне
мобильности населения и интенсивном развитии культуры.
2.3. Политический кризис системы сегуната Токугава.
Острое
недовольство различных социальных слоев и классов режимом сёгуната выражалось
в крестьянских восстаниях, городских «рисовых бунтах», в участии в вооруженных
выступлениях представителей торговой и зарождавшейся промышленной буржуазии и
даже представителей правящего самурайского сословия. Это была та социальная
сила, которая постоянно расшатывала режим сёгуната и привела в начале XIX в. к
глубокому политическому кризису.
Одним
из крупных антиправительственных выступлений было восстание Осио Хэйхатиро
(1794—1837) в Осака в 1837 г. Осио принадлежал к самурайскому сословию и
занимал должность начальника городской стражи. Начавшимся в округе голодом
воспользовались торговцы рисом, взвинтившие цены. Осио обратился к чиновникам
сёгуната с требованием наказать торговцев-богачей, развязавших спекуляцию.
Получив отказ, Осио распродал свое имущество, в том числе фамильную библиотеку
с редкими, ценными рукописями и книгами, и, купив рис на вырученные деньги,
раздал его городскому населению.
Осио
и его сторонники разослали воззвание к народу и прокламации в 33
административных пункта осакской и соседних провинций — Сэцу, Кавати, Харима,
Идзуми.
17
февраля 1837 г. триста вооруженных повстанцев открыли склады богачей и начали
раздавать рис. В городе захватывали и жгли богатые кварталы, дома ростовщиков,
оптовиков – рисоторговцев, в том числе были сожжены дома и склады двух влиятельных
фирм, уже в то время объединявших торговую и промышленную деятельность — Мицуи
и Коноикэ [13, c. 135]. В восстании, преждевременно раскрытом и подавленном, не
успели принять участие крестьянские отряды, шедшие на помощь в Осака из окрестных
провинций.
Восстание
Осио вызвало широкую ответную волну в самых различных районах страны.
Нарастание
крестьянских и городских бунтов по всей Центральной Японии после восстания 1837 г., подрыв экономики и политической стабильности могут объяснить новую попытку сёгуната
укрепить феодальные порядки.
Осуществлял
введение реформ дом Мидзуно, после отставки Мацудайра Саданобу фактически
руководивший политикой сёгуната в течение 30 лет. В 1834 г. энергичный представитель этого дома Мидзуно Тадакуни занял пост члена Совета старейшин
(родзю), а после смерти сегуна Иэнари в 1841 г. получил почти неограниченные полномочия правителя при новом сегуне Иэёси (1838—1853).
Реформы
Мидзуно Тадакуни в значительной их части явились повторной попыткой осуществить
мероприятия Мацудайра Саданобу по укреплению экономического положения
самурайства и поднятию его престижа.
Наибольший
эффект должно было дать серьезное ограничение деятельности
торгово-ростовщического капитала — указ о роспуске в декабре 1841 г. монопольных гильдий кабунакама [17, с. 37]. Однако за длительное время существования эти
организации приобрели такую экономическую мощь и влияние, что сёгунат оказался
не в состоянии добиться реформами каких-либо результатов.
Попытка
ликвидировать проценты на долги самурайства у торговцев рисом вызвали такой
взрыв недовольства со стороны торговцев и ростовщиков, что Мидзуно Тадакуни в
сентябре 1842 г. был вынужден уйти в отставку, а ликвидация кабунакама была
официально отменена в 1851 г. Крах третьей попытки реформ, имевших целью
укрепить феодальный строй, свидетельствовал о дальнейшем ослаблении позиций
класса феодалов и неуклонном росте активности буржуазных слоев.
Отход
значительной части феодалов от поддержки токугавского режима определялся также
неудачами во внутренней политике сёгуната, опиравшейся на систему
регламентации, и фактическим крушением политики изоляции. «Закрытие» страны
консервировало наиболее застойные формы феодальных отношений и привело к
отставанию Японии от европейских стран, но не могло прекратить развитие
производительных сил, товарно-денежных отношений, хотя в известной мере и
затормозило этот процесс. В условиях внутреннего кризиса всей феодальной
системы токугавского сёгуната участились попытки визитов европейских и
американских военных кораблей к японским берегам.
31
марта 1854 г. в Канагава (Иокогама) был подписан первый японо-американский
договор. Американские корабли получили право захода в порты Симода (п-ов Идзу)
и Хакодатэ, где на деньги или в обмен на товары через посредство сёгунских чиновников
могли приобретать продовольствие, воду, уголь и другие товары. Договор,
подписанный в Канагава, не был торговым соглашением, и американцы настаивали на
заключении еще одного по образцу американо-китайского договора 1844 г. 14 октября 1854 г. был подписан англо-японский договор, повторяющий основные положения
Канагавского [4, с. 67].
Договор
между Россией и Японией был подписан 7 февраля 1855 г. в Симода. Граница была проведена между островами Уруп и Итуруп, однако вопрос о Сахалине
остался неразрешенным, остров оставался в совместном владении обеих стран.
Подписанные
в 1856—1857 гг. два голландско-японских договора оформили установление
консульской юрисдикции для голландцев, введение таможенных пошлин в размере
35% от стоимости товара, открытие для торговли порта Нагасаки и т. д.
7
августа 1858 г. в Эдо был подписан договор о торговле и мореплавании между
Россией и Японией действовавший до 1895 г.. Торговый договор обеспечил русским право экстерриториальности, наибольшего благоприятствования и другие
привилегии. Однако, русско-японский трактат не имел статей посредничестве
и предоставлении Японии судов и вооружений.
Целая
серия так называемых ансэйских договоров заключенных Японией с западными
странами в 1854 – 1858 гг. завершили длительную изоляцию страны и в тоже
время стали рубежом нового периода – превращения ее в зависимое
государство.
Если
в первые годы после открытия страны оппозиционные правительству силы
лишь формировались и охватывали главным образом разнообразные слои
правящего класса, то заключение дог7овора стало толчком к расширению
социальной базы и активизации всего движения.
Крестьянские
восстания и городские бунты расшатали токугавский феодальный строй. Победа
дворянско-буржуазного блока южных феодальных княжеств стала возможной лишь
благодаря расширявшейся и нараставшей крестьянской войне, парализовавшей
основные экономические и политические центры системы сёгуната. Но наряду с
беднейшим крестьянством и городским плебсом в выступлениях участвовали и
богатые крестьяне, имевшие землю, эксплуатировавшие безземельных бедняков,
смыкавшиеся по своим интересам с представителями торгово-ростовщического
капитала.
Таким
образом, политика изоляции которую приветствовал Сегунат Токугава привила
к тому, что многие феодалы перестали поддерживать этот режим, что в
дальнейшем могло привести к краху Сегуната.
Заключение
Япония
мощная как в политическом, так и в экономическом плане страна, прошла
своеобразный путь развития.
С XII века в Японии возвысился
Камакурский сегунат, для которого было характерно двоевластие. В этот период
произошло укрепление общины, развивались товарно-денежные отношения. Феодалы
эксплуатировали крестьян, что приводило к волнениям. Камакурский сегунат был
низложен.
В
1333 году было создано правительство Кэмму под властью Годайго. В этот период
провозглашается политическая формула нового режима: «Единение придворных
аристократов и самураев».
В
1336 году к власти приходит дом Асикага, который стал именоваться сегунатом
Муромати. Это период усиления феодалов и укрепления их влияния на политику
страны. Во время сегуната Муромати стали активно развиваться крестьянские
выступления, которые в сочетании с междоусобными войнами, создали угрозу
существования феодалов. Все это привело к необходимости объединения страны.
Несколько влиятельных династий пытались объединить под своей властью страну, но
лишь одной из них это удалось. Это династия Токугава, которая надолго закрепила
свое положение в стране. Именно в этот период было проведено большое количество
реформ. Цель сегунов Токугава создание и сохранение стабильного и социального
порядка, основанного на господстве военно-дворянского сословия. В это же время
произошло открытие города, и интенсивное развитие культуры.
Но
Токугавское правительство упорно сохраняло режим изоляции страны от других
стран. Любое новшество рассматривалось им как угроза стабильности существующего
феодального порядка. Что в дальнейшем привело к политическому кризису системы
сегуната Токугавы, и в дальнейшем могло привести к краху сегуната.
Литература
1. Васильев Л.С.
История Востока. М. , «Высшая школа», 1998.
2. Власов В. В. Япония.
М., «Наука», 1991.
3. Выборнова В.Я.
Япония. Региональная структура экономики. М.,«Наука», 2001.
4. Гальперин А. Л.
Англо-японский союз. М., «Владос», 1996.
5. Родригес А.М. Новая
история стран Азии и Африки. М., «Владос» 2001.
6. Горегляд В. Н,
Дневники и эссе в японской литературе XIII вв. М.,
«Наука», 1999;
7. Гольдберг Д. И.
Очерк истории рабочего и социалистического
движения в Японии в 1868—1908 гг. М.: «Политиздат», 1993.
8. Григорьева Т.П.
Японская художественная традиция. М.: «Школьная
Пресса», 1995.
9. Григорьева Т.П.
Японская литература XIX века. М.: «Мысль», 1998.
10. Григорьева Т. П.,
Логунова В. В. Японская литература. Краткий очерк. М.: «Полиграмма», 2001.
11. Гришелева Л.Д.
Формирование японской национальной культуры:
конец XVI - начало XX вв. М., 2002.
12. Громковская Л. Л.
Внутренняя и внешняя полтика Японии в XV-XIX
вв. М.:«Интерпракс», 1998.
13. Долгоруков П.
Д. Экономика Японии: подъем или рост
неустойчивости? М.: «Высшая школа», 1999.
14. Жуков Е. М. История
Японии. Краткий очерк. М.:«Профиздат», 2004.
15. Жуков Е. М. Полтика
Хидэёси в отношении крестьянства // АН СССР. Серия «История философии». М.:
«Статистика», 1996.
16. Игнатович А.Н.
Буддизм в Японии. М.: «Наука», 1993.
17. Искендеров А.А.
История Японии 1800 - 1945. М.: «Наука», 1995 .
18. Кин. Д. Японцы
открывают Европу. 1720-1830. М.: «Мысль», 1998.
19. Григорьева Т.П.
Японская литература XIX в. М.: «Мысль», 1990.
20. Конрад Н.И.
Японская литература и театр. Л.: «Проспект», 2003.
21. Кузнецов Ю.Д.
Социально-классовая структура Японии. М.:
«Владос», 2002.
22. Кузнецов Ю.Д., Новицкая
Г.Б., Сырицын И.М. История Японии. М.:
«Высшая школа», 1999.
23. Куков Е. М. История
Японии. Краткий очерк. М.: «Интерпракс», 1992.
24. Искендеров А.А.
Феодальный город Японии. М.: «Нота Бэн», 1987.
25. Ларина Н. Г.
Японский театр Ноо. М.: «Профиздат», 1999.
26. Маркарян С. Б.
Сельскохозяйственная кооперация Японии. М.:
«Статистика», 2000.
27. Новицкая Г. Б. По
Японии. М.: «Наука», 1997.
28. Попов К.М.
Земельная реформа и аграрные отношения в Японии. М.: «Прогресс», 1993.
29. Никитина М.И.
Художественная культура Японии в ХУИ-ХУШ
столетиях. М.: «Владос», 2002.
30. Пжинарин А.Л.
Япония в мировой политики. М.: «Лицей», 1998.
Приложение 1
Тезаурис
Сегун – титул верховного
военного правителя страны.
Сегунат – высшая форма правления
в Японии имеющая структуру военной диктатуры и характерная для XII XIX вв.
Самурай – член военно –
феодального сословия, а также его светской верхушки.
Сеэн – крупное частно – феодальное
землевладение.
Дзито - сегунский администратор -
«земельный глава.
Хатамото – вассалы сегуна и
удельных князей.
«Провинциалы» - феодалы, живущие в
провинциях и являющиеся вассалами военных губернаторов.
Икко – буддийская секта, которая
придерживалась мнения, что для спасения души не обязательно отрекаться от
мирских благ.
Нэнгу - рисовая рента, выступающая
основной формой повинностей при аренде земли.
Приложение 2
Династия Токугава
ГОДЫ ПРАВЛЕНИЯ
|
ПРАВИТЕЛЬ
|
1603-1605 |
Иэесу |
1605-1623 |
Хидэтада |
1623-1651 |
Иэмицу |
1651-1680 |
Иэцуна |
1680-1709 |
Цунаеси |
1709-1716 |
Иэцугу |
1716-1745 |
Есимуне |
1745-1760 |
Иэсигэ |
1760-1786 |
Иэхару |
1787-1837 |
Иэнари |
1837-1853 |
Иэеси |
1853-1858 |
Иэсада |
1858-1866 |
Иэмоти |
1866-1867 |
Есинобу |
|