Курсовая работа: Тайные общества Китая
Вторую крупную группу тайных союзов можно отнести к
социально-политической оппозиции. В подавляющем большинстве это были
антиманьчжурские объединения, возникавшие в разное время на протяжении почти
двух столетий. Самым известным и могущественным было «Общество Неба и Земли».
Первоначальным назначением входивших в него союзов было свержение цинской
династии и восстановление на троне законного минского императора. Эта цель не
исключала, а предполагала их функционирование в «мирное» время в качестве
организаций взаимоподдержки, взаимовыручки и защиты от «несправедливости»,
притеснений.
Как и союзы первой группы, данные объединения имели широкий спектр
наименований. Правда, по причинам конспирации их политические цели чаще всего в
названиях не отражались, если не считать тех союзов, в названии которых
фигурировал иероглиф «хун», содержащий намек на минскую династию.
Создание подобных организаций наблюдалось постоянно, но особенно
многочисленными они стали в предреволюционные годы. Они притягивали к себе всех
недовольных существующим порядком вещей, оппозиционеров и инакомыслящих из различных
слоев и классов общества.
В первом десятилетии XX в. появилась особая категория
оппозиционных организаций традиционного типа, что было результатом усилий
первых китайских революционеров, направленных на установление сотрудничества с
тайными союзами в целях совместной вооруженной борьбы против монархии.
Китайские революционеры пытались объединить местные разрозненные и разобщенные
организации на провинциальном и региональном уровнях, подчинить их своему
руководству.
За период относительно активного сотрудничества революционеров с
тайными обществами (1900-1908) было создано пять крупных организаций: «Синьхань
хуэй» («Союз возрождения ханьцев»), «Лунхуа хуэй» («Общество цветка дракона»),
«Хунцзян хуэй», «Тунчоу хуэй» («Союз всеобщей мести»), «Гунцзинь хуэй» («Союз
всеобщего прогресса»). Притом только два из них - «Хунцзян хуэй» и «Лунхуа
хуэй» оказались действительно массовыми и боеспособными [9. С. 275.]. Остальные
представляли собой своеобразный посреднический «буфер», с помощью которого
осуществлялись связи между революционными и другими тайными обществами. Это
были своего рода координационные центры, состоявшие главным образом из
руководящего звена «базовых» союзов и революционеров. Наиболее характерной в
этом плане организацией был «Гунцзинь хуэй».
Изложенная типологическая характеристика тайных союзов в начале XX
в. крайне условна, ибо в исторической практике не существовала столь четкая и
определенная грань между двумя основными группами союзов, а тем более между их
подгруппами. Особенно это относится ко второй группе союзов - антиманьчжурским
организациям, большинство из которых являлись также и объединениями
взаимопомощи и самозащиты. Даже такой «классический» антицинский союз, как
«Тяньди хуэй» в «мирное» время занимался оказанием различных видов помощи своим
членам. Более явно выделялись организации материальной взаимопомощи,
напоминавшие отчасти бандитские объединения. Нередко они именовались «братьями
мутной воды» в отличие от «братьев чистой воды».
Практически невозможно установить, хотя бы приблизительно,
количественное соотношение рассмотренных выше групп и подгрупп тайных союзов.
Как нам представляется, наиболее многочисленными были союзы социальной защиты и
взаимопомощи (вторая подгруппа первой группы), а наиболее политически и
социально активными - антиманьчжурские организации.
В современной литературе появилась заслуживающая внимания
тенденция соотносить социальный состав тайных обществ с особенностями
социально-экономических процессов в переломный для Китая период формирования
полуколониального, полуфеодального общества. При этом главное внимание
обращается на процесс создания в недрах разрушавшейся старой традиционной
структуры новых капиталистических отношений. Авторы подчеркивают, что союзы
действовали преимущественно в городах (чэн), торговых поселках (чжэнь) и
окрестных деревнях, вступали в них лица, связанные по роду своих занятий с
товарным производством. Это были, с одной стороны, представители нарождавшейся
буржуазии, главным образом мелкой и средней, а с другой - разного рода наемные
работники, часть крестьян, низшие слои и категории трудового люда. В условиях
бюрократического государства, при слабом развитии капиталистических отношений и
те и другие, хотя и по-разному, страдали от неустойчивости своего
экономического и жизненного положения, от низкого сословного и общественного
статуса, от социальной и правовой незащищенности [11. С. 328].
Типологическая характеристика тайных союзов, включающая такие
важные компоненты, как основное назначение, социальный состав,
идейно-политические установки (социально-политический идеал) будет неполной,
если не коснуться проблемы эволюции данных организаций. Причем речь идет о двух
временных рамках: об эволюции в течение рассматриваемого периода и в
постсиньхайское и новейшее время.
В предсиньхайское десятилетие под влиянием кризисной ситуации в
стране наблюдалось два типа эволюции. Один из них затронул главным образом
организации профессионально-корпоративные, которые под влиянием
конкретно-исторической ситуации постепенно превращались в полукриминальные или
криминальные. Наиболее характерна в этом плане эволюция «Цинбана».
Первоначально «Синее братство» занималось охраной и наймом лодочников,
грузчиков и других, занятых перевозкой податного зерна в Пекин. С отменой
перевозок по рекам и Великому каналу члены «Цинбана» оказались не у дел и
обратились к противозаконным промыслам и занятиям - соляной контрабанде,
азартным играм, мошенничеству и т. д., что, естественно, повлияло на характер
союза.
Другой тип эволюции заключался в «политизации» союзов, их
возраставшей включенности в оппозиционное режиму движение. Причем конкретное
содержание и степень этой «политизации» для разных типов союзов были разными.
Корпоративные объединения взаимопомощи и социально-правовой защиты
по мере нарастания в стране стихийного народного протеста все больше выходили
за рамки своей повседневной, «мирной» деятельности, превращаясь в организации
массовой оппозиции. Как объединения людей обездоленных они довольно чутко
улавливали любое обострение противоречий, живо реагировали на конфликтные
ситуации в том или ином районе. Хотя и с разной степенью активности, союзы
становились участниками всех форм и направлений стихийных движений (антииностранных,
«голодных» бунтов, антиправительственных). Часть союзов выдвигали антицинские
лозунги борьбы и тем самым как бы «приближались» к союзам второй группы, к
союзам политической оппозиции.
В начале XX в. широкое распространение в Китае получили тайные
общества. Являясь одним из элементов традиционной социальной структуры, они
возникали лишь в наиболее острые моменты исторического развития и представляли собой
своеобразную реакцию населения на изменяющиеся условия жизни, когда происходила
ломка традиционных отношений, жизненного уклада. В «смутное время» велись
постоянные междоусобные войны, разорявшие крестьянские хозяйства, налоги были
увеличены в 30 раз, зажиточные крестьяне стали бедняками, бедняки стали нищими,
в стране свирепствовали террор и бандитизм [1. С. 169.].
Организация, ставившаяся главной целью самозащиту сельского
населения от набегов бандитов и армий захватчиков, объединяли преимущественно
деревенских жителей, крестьян.
Действия «Красных пик» по охране деревень в конкретных условиях
китайской действительности являлись той формой борьбы, которая давала
возможность крестьянству продолжать экономическую и социальную жизнь. К тому же
защита имущества сельских жителей от бандитов и солдат предполагала также
сохранение того же имущества от разорения, ибо непомерные налоги и поборы, вводившиеся
местными властями, угрожали не меньше, чем обычные грабежи.
Основное назначение и цели общества отражали самые насущные
интересы достаточно широких слоев сельского населения. По свидетельству самих
членов этого общества, оно нужно было богатым для сохранения имущества, бедным
- для сохранения жизни [16. С. 256.]. Это в значительной степени предопределяло
массовость организации, ее живучесть, способность к возрождению. «Красные пики»
становились особенно активными в периоды, когда деревне угрожала внешняя,
разрушительная сила.
Оборонное назначение «Красных пик» неизбежно выдвигало на первый
план их военную, боевую активность, усиливало тенденцию превращения общества в
военную организацию. Это подметил, в частности, Р. Славинский. Сравнивая уставы
разных лет, он пришел к выводу, что первоначально «Красные пики» больше
напоминали тайное общество, а позднее (конец 20-х и особенно 30-е годы) -
боевую, военную организацию [16. С. 257.].
Настроения огромных масс населения, примкнувшего к тайным
братствам, нашли отражение в лозунгах и требованиях, выдвигаемых этими
организациями и зафиксированных в их документах. Например, § 3 устава общества
«Красные пики» гласил: «Настоящий союз возлагает на себя следующий долг: 1)
уничтожение туфеев (бандитов), 2) сметение с лица земли злых правительственных
войск, 3) отказ платить все излишние налоги и дополнительные продовольственные
взносы, борьба с принудительным сбором всевозможных поборов, 4) накатать
корыстолюбивое и алчное чиновничество» [4. С. 49.]. Тайное общество «шэньбинов»
(«священные воины») в провинции Сычуанъ ставило своей целью «охрану законности
и порядка». В уставе «Союза Небесного Учения» записано, что главная цель
союза охрана своего собственного дома [1. С. 169.].
Важным документом для изучения деятельности тайных обществ
является листовка «Обращение объединенного штаба «Красных пик» к населению
города. Различные тайные общества часто прибегали к распространению
такого рода листовок для популяризации своих лозунгов среди населения. Данное
«Обращение» интересно тем, что в нем нашли отражение в концентрированном виде
основные лозунги и требования, выдвигавшиеся практически всеми тайными
обществами в то время. Листовка написана весной 1926 г.
Историческая канва событий такова. Во время Северного похода Национально-революционной
армии 2-я Национальная армия под командованием генерала Юэ Вэйцзюня была
расквартирована в провинции Хэнань. Недовольство «Красных пик» вызвали налоги,
которыми командование 2-й Национальной армии обложило население провинции, а
также репрессии против членов «Красных пик». В результате 300-тысячная 2-я
Национальная армия потерпела поражение и была вынуждена оставить провинцию.
Однако положение населения не изменилось: старые налоги были восстановлены
и даже увеличены, а на членов «Красных пик» обрушились репрессии.
Тогда в апреле мае 1926 года вспыхнуло новое восстание «Красных
пик», на этот раз под лозунгом свержения диктатуры У Пейфу. Несмотря на
самоотверженную борьбу восставших, они потерпели поражение. Листовка
«Обращение» была написана именно в то время, когда объединенные войска «Красных
пик» пытались штурмовать г. Кайфык, где находилась часть войск У Пейфу.
Композиционно этот документ можно разделить на три части, две содержат описание
несчастий и бед, которые несет диктатура У Пейфу сельским и городским жителям,
а третья является призывом к объединению для борьбы с У Пейфу. В первой части
говорится: «Соотечественники г. Кайфына!.. У Пейфу пришел в Хэнань, а пришел он
потому, что обещал три года не собирать налог зерном и освободить от других
тяжелых налогов и поборов... но не только не освободил от налога и других
поборов, но и увеличил их в десятки раз. Вспомните, как мы с оружием в руках
бросились в смертельную битву лишь для того, чтобы он пришел, и мы могли бы
спокойно коротать свою жизнь. Сейчас он пришел, и словно бедствие обрушилось на
нас, бедствие более лютое и жестокое, нежели приход шеньсийцев (имеется в виду
2-я Национальная армия): налоги, поборы! Сегодня нужно уплатить, завтра будут
торопить с уплатой! Обменяли и продали зерно, заложили одежонку, а все не
хватает монет, чтобы уплатить этот его налог зерном, будь он трижды проклят! Вы
только поглядите: даже бандиты не идут ни в какое сравнение с жестокостью его
отрядов. А он, знай себе, смотрит, как зверствуют бандиты на земле нашей, и
палец о палец не ударит. Такое больше терпеть нельзя» [1. С. 170].
Чтобы найти основу для объединения с городскими жителями, авторы
листовки во второй ее части показывают: «У Пейфу для вас является бедствием
ничуть не меньшим, чей для над в деревне: собирает каждый месяц налог на жилье,
установил чрезвычайный налог на керосин, продал с молотка земли на 5 ли вокруг
города, выпустил 5 млн. ассигнатов «Шелкового и Чайного Банка», насильно
установил и пустил в оборот акции - это все посягательство на ваши жизненные интересы.
Не только «большие» торговцы, но и «маленькие» лавочники непрерывно терпят
убытка и разоряются. Разве вы можете такое терпеть? Разве вам хочется, чтобы
хорошо налаженная торговля из-за этого пошла прахом? Если вы сможете набраться
смелости и выступить против, мы, ваши братья в деревне, клянемся быть
помощниками вам» [1. С. 171.].
Очевидно, что и для жителей города главным бедствием, были
чрезмерные налоги и поборы. Насильственное распространение среди горожан
банковских ассигнатов для сбора средств на содержание огромной армии тоже было
одним из поборов. Тем самым листовка подчеркивала, что у жителей города и
деревни был один враг. Наиболее привычный путь борьбы с этим злом лежал, по
мнению большинства жителей огромной аграрной страны, через создание тайных обществ.
Третья часть «Обращения» проникнута идеей фатализма: «Как ни верти,
все равно умирать, но уж лучше умереть в смертельной схватке с ним (У Пейфу),
чем от налогов и поборов или от руки служки -чиновника». Авторы «Обращения»
отметают всякую надежду у жителей города на уступки со стороны У Пейфу: «Нельзя
верить их медовым речам, ведь за сладкими улыбками они прячут мечи».
Заканчивается листовка призывом: «Соотечественники, поднимайтесь! Мы, ваши
братья из деревни, клянемся быть помощниками вам в борьбе» [С. 172.].
Документ составлен непосредственными участниками событий. Обращает
на себя внимание эмоциональная окрашенность листовки, в которой отразился облик
восставших.
Одно из своеобразных явлений, связанных с существованием в ряде
стран китайских иммигрантских общин - наличие в их среде тайных обществ. Вопрос
о тайных обществах китайских мигрантов - хуацяо нашел отражение в ряде работ.
После того как в 1644 г. к власти в Китае пришла чужеземная
маньчжурская династия Цин, на юге и юго-востоке страны начинают действовать
тайные антиманьжурские общества. Их целью провозглашалась борьба с маньчжурами,
а главным лозунгом было: «Свергнем маньчжурскую династию Цин, восстановим
китайскую династию Мин!» Ведущими среди этих обществ были «Тяньдихуэй»
(«Общество Неба и Земли»), «Санъхэхуэй» («Триада»), «Хунмэнхуай» («Союза братства
Хунов»).
Ввиду ориентированности тайных союзов на вооруженную борьбу как
основную сферу их функционирования вопросам военной подготовки в них отводилась
весьма важная роль. Небезынтересно отметить, что эта подготовка проводилась в
рамках традиционных, восходящих к раннему средневековью, китайских
военно-прикладных искусств у-шу (куда входили искусство кулачного боя, борьба,
фехтование на мечах и рапирах, искусство владения копьем и др.), а в качестве
инструкторов военного дела зачастую выступали даосские и чань-буддистские
монахи - «учителя-наставники», соединявшие эти занятия с чисто медитативной
практикой [12. С. 34.].
Это были в большинстве случаев крестьянские организации, хотя
среди их членов были представлены деклассированные элементы и многочисленные
выходцы из беднейших слоев города. В антицинские лозунги члены тайных союзов
стихийно вкладывали социальное содержание. Помимо антицинских тайные общества
выдвигали лозунги и сугубо социального плана: «Бей чиновников и не трогай
народа!», «Оберем богатых, поможем бедным!» [5. С. 64.]. Каждая такая
организация насчитывала от нескольких сотен до нескольких тысяч членов. В их
деятельности принимали участие сотни тысяч, а в периоды максимальной активности
- миллионы людей. Тайные союзы имели сложную иерархическую структуру, свой
устав и ритуалы.
Опасаясь преследований со стороны цинских властей, многие члены
тайных обществ бежали за границу, в те страны, где уже имелись компактные
китайские общины. Вербуя новых сторонников, они создавали зарубежные организации
антицинских тайных союзов. В Малайе на рубеже XVIII-XIX вв. имелось уже
несколько таких организаций. В середине XIX в, тайные союзы хуацяо существовали
во всех странах массовой китайской иммиграции - в Юго-Восточной Азии, США,
Канаде, Австралии, Новой Зеландии, Мексике, Перу, Панаме, на Кубе, на Гаваях.
Касаясь причин создания этих организаций за рубежом, в среде
эмиграции, многие авторы отмечают, что у мигрантов-одиночек, не связанных
земляческими или родственными узами, не оставалось иного выхода, кроме
вступления в тайное общество, которое брало их под свою защиту. «Не только
мигранты-одиночки, но и целые организации хуацяо в интересах своей безопасности
и самосохранения вступали в тесный контакт с тайными обществами», - писал один
из них [12. С. 37].
В вопросе о происхождении тайных обществ не вызывает сомнения, что
они возникли как следствие тесных связей переселенцев со страной исходя итого,
что это аналог организаций, действовавших в указанный период на территории
самого Китая. Подобно союзам, существовавшим в Китае, их объединяла
антиманьчжурская направленность, своей главной целью они прокламировали борьбу
за свержение династии Цин.
Источниками финансирования тайных обществ являлись пожертвования
от имущих хуацяо и влиятельных кланов, «вступительные взносы» новообращенных
членов (для состоятельных хуацяо они были достаточно велики), а также средства,
поступавшие от контрабанды, торговли наркотиками, опиекурилен и игорных домов,
спекулятивных операций, рэкета и проч. Полученные различными путями и
аккумулируемые в руках тайных обществ немалые средства шли на содержание
жизнедеятельности этих организаций и их членов.
Эволюция тайных союзов хуацяо в этот период неразрывно связана с
изменениями в самом эмигрантском сообществе, с интенсивной социально-классовой
дифференциацией, с формированием слоя эмигрантской буржуазии, которая и пришла
к руководству тайными союзами. Это были представители торговой буржуазии,
использовавшие влияние тайных обществ для обеспечения интересов своих компаний.
Из специфических организаций народного сопротивления и защиты интересов широких
масс мигрантов тайные союзы хуацяо исподволь перерождались в органы
эксплуатации трудящихся-иммигрантов. Именно в этот период многие из тайных
обществ превращались в организации открыто гангстерского толка, борющиеся между
собой за власть и сферы влияния, где уже не было и намека на политическую
борьбу. В интересах руководства тайных обществ от рядовых членов скрывались первоначальные
политические цели и задачи, во имя которых эти организации были созданы.
Растущая аполитичность и забвение прокламировавшихся изначально установок пришли
на смену былой политической активности [12. С. 36.].
Обрисованная выше ситуация стала меняться к концу XIX в. В этот
период наряду с утерей тайными союзами могущества и безраздельного влияния на
эмигрантскую общину в сфере хозяйственно-экономической (поскольку ряд
хозяйственных функций постепенно переходит к новым социальным организациям -
диалектно-земляческим ассоциациям) намечается заметное оживление их
политической активности. Этот новый этап в эволюции тайных обществ хуацяо
связан с подъемом в конце XIX -начале XX в. национально-освободительного
движения в колониальных и зависимых странах, с ростом в них буржуазного
национализма, с выходом на арену политической жизни Китая молодой буржуазной
демократии. Ее апелляция к националистическим чувствам эмиграции, призывы к
борьбе за единство нации и возрождение страны, за свержение цинской монархии
постепенно находят отклик в среде эмиграции. Под влиянием изменившейся обстановки
и с внедрением новых идей - идей буржуазного национализма - тайные союзы хуацяо,
на первый взгляд глубоко погрязшие в хозяйственных делах и отошедшие от
политики, проявили способность к регенерации политической активности, в
известной мере возродив антиманьчжурский дух. Об этом, в частности,
свидетельствуют события, связанные с деятельностью Сунь Ятсена в конце XIX - начале
XX в.
Синьхайская революция 1911 - 1913 гг., завершившаяся падением
маньчжурской династии, сняла с повестки дня главный политический лозунг тайных
союзов: борьбу за ниспровержение Цинов. В самом Китае это имело следствием
самороспуск ряда организаций - хотя далеко не всех, многие из них продолжали
существовать еще длительное время.
Что касается
тайных союзов хуацяо, то упомянутые события - Синьхайская революция и свержение
Цинов - не привели к распаду и самоликвидации этих организаций. Одни из них
стали организациями взаимопомощи, напоминая собой нечто вроде гибрида
благотворительных организаций и касс взаимопомощи. Некоторые превратились в
легальные политические партии буржуазного, точнее - буржуазно-националистического
толка. Иные эволюционировали в типично гангстерские организации. Между тем
наступило время, когда в политической и общественной жизни стали принимать
участие политические партии, профессиональные союзы и культурные ассоциации
хуацяо [12. С. 43.].
Заключение
К началу XX в. в Китае существовало множество союзов, возникших в
разные периоды и по различному поводу. В этой связи весьма любопытно
высказывание французского журналиста Жана Рода, современника Синьхайской
революции: «Большим обилием тайных обществ, - писал Род, - Небесная империя
обязана тиранической власти законов, обычаев и обрядов, которые так жестоко
поработили личность, что борьба с ними в защиту своей индивидуальности для
единичного члена общества оказалась непосильной. Поэтому принадлежность к
группе, сплоченной солидарностью общих интересов, является для китайца как бы
необходимым условием его существования» [17. С. 127.].
Расширение социального состава тайных союзов в конце XIX - начале
XX в. происходило за счет самых различных слоев и групп населения. Оно было
вызвано как надломом и разрушением традиционной структуры, так и развитием в
условиях феодально-бюрократического государства раннекапиталистических
отношений.
Изучение тайных обществ Китая, этой особой формы организации
народных масс, имеет в мировой истории два аспекта. Тайные общества, с одной
стороны, рассматриваются как явление социальной жизни традиционного Китая, как
порождение негативных, деструктивных процессов в обществе, а с другой стороны -
как составной и весьма существенный компонент социально-политических
противоречий и борьбы. Эти два аспекта, естественно, взаимосвязаны, однако при
конкретных исследованиях возможны «крены» в ту или иную сторону, и до недавнего
времени преобладало изучение роли и места тайных обществ в массовых движениях.
В целом тайные союзы притягивали к себе людей из различных
слоев общества, всех тех, кто оказался в бедственном положении, стал «изгоем»,
испытывал социальный дискомфорт, был недоволен своим положением в обществе и
существующим порядком вещей, т.е. тех, кто нес в себе значительный заряд
«бунтарства», а потому был готов на открытую конфронтацию с режимом, на борьбу.
В работе рассмотрена типология китайских обществ. Проблема
типологии тайных союзов крайне важна для понимания их роли и места в
социально-политической жизни китайского общества. Разнообразие концепций
косвенным образом свидетельствует о многотипности тайных союзов.
По назначению, целям и характеру деятельности тайные союзы
позднецинского периода крайне условно и со значительными оговорками можно
разделить на две крупные группы. Одна из них включала в себя главным образом
организации материальной взаимопомощи и социальной самозащиты. Они создавались
в интересах тех, кто в силу различного рода объективных и субъективных причин
был выбит из системы производственных, земляческих, родственных и иных
привычных связей, а потому оказался как бы вне официального общества. Эти люди
остро нуждались в восполнении утраченного, в новой системе социальной защиты, способной
облегчить им существование. Такую систему они и находили в тайных,
корпоративных организациях.
Вторую подгруппу тайных союзов рассматриваемой группы формировали
организации социальной и правовой самозащиты и взаимопомощи. Спектр этих
объединений был более широким. Если говорить в целом, то они создавались теми,
кто испытывал тот или иной дискомфорт (экономический, социальный, правовой,
психологический), оказался по тем или иным причинам незащищенным. В основном в
такие союзы вступали представители трудовой и имущей части населения.
Значительная часть подобных людей принадлежала к мигрантам.
Список
литературы
1.
Бабкин
А.В. Из истории тайных обществ в Китае // Вопросы истории. – 1985. - № 3. – С.
169 – 171.
2.
Ефимов
Г.В. Буржуазная революция в Китае и Сунь Ятсен. – М.: Наука, 1974. – 415с.
3.
Ефимов
Г.В. Очерки по истории Китая. – М.: Госполитиздат, 1949. – 436с.
4.
Ивин
А. Красные пики. – М.-Л., 1927. – 360с.
5.
Илюшечкин
В.П. Тайные общества и еретические секты в Китае в середине XIX в. //Тайные
общества в старом Китае. – М.: Наука, 1970. С. 38.
6.
История
Китая: Учеб. / Под ред. А.В. Меликсетова. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 2002. –
763с.
7.
История
Китая с древнейших времен до наших дней: Учеб. пособие / Отв. ред. Л.В. Симоновская.
– М.: Наука, 1974. – 534с.
8.
История
и культура Китая. – М.: Наука, 1974. – 480с.
9.
Костяева
А.С. Народное движение в Китае в 1901 – 1911. – М.: Наука, 1970. – 151с.
10.
Костяева
А.С. Тайные союзы в Китае в конце XIX – начале XX //Социально-экономические и
политические проблемы Китая в новейшее время. – М.: Наука, 1991. – С. 269 –
295.
11.
Крюгер
Р. Китай: полная история поднебесной. – М.: ЭКСМО, 2006. – 448с. – (Тайны
древних цивилизаций).
12.
Лайнгер
С.Р. Тайные общества хуаяцо: эволюция и социальная сущность //Народы Азии и
Африки. – 1985. - № 3. – С. 34 – 44.
13.
Новейшая
история Китая 1917 – 1927г. – М.: Наука, 1983. – 399с.
14.
Сидихменов
В.Я. Китай: страницы прошлого. – М.: Наука, 1987. – 446с.
15.
Симоновская
М.В. и др. Очерки истории Китая. – М: Учпедгиз, 1956. – 424с.
16.
Социальные
организации в Китае: Сб. ст. – М.: Наука, 1981. – 303с.
17.
Тайные
общества в старом Китае. – М.: Наука, 1970. – 205с.
18.
Тихвинский
С.Л. История Китая и современность. – М.: Наука, 1976. – 359с.
19.
Фань
Вань-лань. Новая история Китая / Под ред. В.Н. Никифорова. – М.: Иностр. лит.,
1955.
|