Курсовая работа: Торгово-промышленное предпринимательство в Казанской губернии в XIX-начале XX вв.
2.3
Ярмарки
Крупнейшие по
оборотам ярмарки Казанской губернии располагались в Лаишево, Козьмодемьянске и
Казани. Оживленное торговое движение шло по рекам губернии, торговля шла
преимущественно лесом, мукой, зерновыми хлебами, спиртом и другими товарами.
Большую роль
купцы-татары играли на ведущих ярмарках: Макарьевской (Нижний Новгород),
Троицкой (Оренбург), Рождественской (Курск), Свинской (Брянск), Ирбитской и др.
К XVIII в.
относится завязывание постоянных экономических связей с Китаем, основная
меновая торговля с которым осуществлялась на Кяхтинской ярмарке. После отмены
государственной монополии на торговлю с Китаем, она была поставлена под
контроль так называемых компаний, создаваемых по принципу землячеств и
объединявших купцов, специализирующихся на купле-продаже сходных товаров.
Компании устанавливали цены для всех российских купцов на китайские товары и
контролировали их соблюдение. Таких компаний было семь, одна из них –
казанская, члены которой обменивали на чай (основной товар кяхтинской торговли)
сафьян, выделанную козловую кожу, хлопчатобумажную ткань – китайку. Кяхтинские
компании действовали до 1800 г.
До последней
четверти XIX в. Казань продолжает сохранять свое значение для сибирской и
уральской торговли, а казанские коммерсанты занимают лидирующее положение на
главной ярмарке Сибири – Ирбитской. В Казани же с начала XIX в. вновь действует
старейшая ярмарка России – Казанская. Она проходила в мае, и ее оборот в начале
XIX в. равнялся 1,5 млн. рублям. На Бугульминской ярмарке (оборот 2,5 млн.
руб.) продавали скот, мануфактуру и «бухарские товары», а на караванной ярмарке
в Лаишево привоз изделий из железа, чугуна и меди доходил до 6 млн. рублей, но
распродавали едва ли на миллион.
Во второй
половине XVIII в. возрастает значение Казани как одного из крупнейших
торгово-экономических центров Российской Империи. Она, по существу,
превращается в один из главных транзитных пунктов российско-восточной торговли.
Татарские купцы занимают ведущие позиции в этой торговле. Бухарское
правительство оказывало содействие татарам в торговле. С казанских купцов
взимали пошлину в два раза меньшую, чем с торговцев из других стран или
русских. Казанские купцы, привозившие товары из государств Востока, по
возвращении в Россию доставляли их на многочисленные ярмарки.
Общность
языка, религии, традиций и обычаев, многовековые культурные, политические и
экономические связи поволжских татар с мусульманскими народами Востока
способствовали росту авторитета России в этом регионе и укреплению позиций
торгового капитала татарских купцов на рынках Среднего Востока. Являясь
посредниками и одновременно активными участниками российско-восточной торговли,
татарские купцы расширяли сферу внешнеэкономических интересов России на
Востоке, способствовали распространению отечественных товаров в сопредельных
странах.
К разряду
восточных относились и изделия татарских ремесленников: юфть и сафьян, мыло и
свечи, национальная обувь и головные уборы, изделия местных ювелиров. Казань на
рынок также поставляет сало, мед, воск, щетину, икру, рыбу, местную пушнину,
хлеб. Навстречу восточным шел поток западных и российских товаров. Постепенно у
Казани складываются тесные торговые отношения с Москвой, Нижним Новгородом,
Устюгом Великим, Вологдой, Солевычегодском, городами Верхнего Поволжья,
Северо-Восточной Руси, а также Малороссии. Татарские купцы вывозили различные
товары в Нижний Новгород, Троицк, в уральские города на ярмарки. К концу XVII
в. весь торг европейской части, связанный с Сибирью, Уралом и Приуральем, стал
совершаться не иначе, как через Казань, и это способствовало быстрому
восстановлению ее торгового значения.
Торговые
сделки осуществлялись в г. Казани, Чистополе, Мамадыше, Елабуге, Свияжске,
Бугульме, Мензелинске, Лаишеве, Тетюшах на ярмарках.
К концу XIX
века в Казанской губернии значительно увеличились торгово-экономические связи с
российскими городами Центра, Урала, Сибири. Товары перевозили по Волге, Каме,
по железной дороге. Торговые города Прибалтики использовались как перевалочные.
В 70-е гг.
XIX в. центром торговой жизни города стал Гостиный двор. В нем работало 777
лавок, 1818 г. – около 1000. Кроме главного здания на Воскресенской улице (ул.
Кремлевская, д. 2) к Гостиному двору относились крупениковский, батуринский,
дрябловский и др. корпуса[25].
К главным
торгам Казани относились Рыбный, Сенной, Хлебный, Мочальный базары, Толкучка,
базары на Николаевской и Сошественской площадях, на пристанях, а также
центральные торговые улицы: Воскресенская, Большая Проломная, Рыбнорядская,
Гостинодворская, Малая Проломная, Большая Мещанская, Екатерининская, Московская
и некоторые другие.
Заключение
Изучив
источники и литературу по теме курсовой работы сформулированы общие выводы и
подведены итоги исследования.
Выяснено, что
с отменой крепостного права в 1861 году и буржуазные реформы 60-70-х годов XIX
века способствовали развитию капитализма в экономике России, создав для этого
тем самым необходимые экономические и социальные предпосылки. Особенностью
развития капитализма в России является крайне сжатый период «свободной
конкуренции», хронологическими рамками которого является отмена крепостного
права, с одной стороны, и складывание монополистического капитализма, с другой.
Российский монополистический капитализм имеет общие черты с монополистическим
капитализмом других стран и присущее только ему своеобразие.
На развитие
экономики Казанской губернии во второй половине XIX – начале XX вв. оказали
реформы 60 – 90-х гг. XIX века. Это становление происходило в контексте
общероссийских экономических процессов.
Наличие
инициативных торговцев и промышленников из разных сословий, и организующих
центров как Торговая Биржа и другие, позволили поднять операции по купле и
продаже, а также сотрудничество предпринимателей городов Поволжья и Приуралья
на новую ступень. Особенно интенсивно развивалась торговая и производственная
деятельность предпринимателей крупных торговых и промышленных центров региона.
Благодаря
деятельности купцов и предпринимателей из других сословий Казанская губерния
была на особом счету в Российской империи. Важной особенностью деятельности
предпринимателей Казанской губернии является участие их в различных формах
торговой деятельности. Причем наряду с купеческой торговлей набирала темпы
торговая деятельность других сословий и более всего мещанства. Принадлежность к
купеческому сословию перестает иметь значение для успешного занятия
торгово-производственной деятельностью. Однако купечество продолжает оставаться
основной частью всей торгово-экономической жизни губернии.
Торговая и
производственная деятельность купцов была тесно связана между собой, приносила
большие доходы купцам и внесла свой вклад в дело развития экономики губернии и Поволжско-Приуральского
региона в целом.
Список
источников и литературы
I. Источники:
1. Антонова М.Н. Была
мельница, самая крупная в губернии // Золотые страницы купечества,
промышленников и предпринимателей Татарстана // http://www.kazanhistory.ru.
2. Азимовы, братья
Мишкины и другие // Эхо веков. - 1996. - 4/4 // http://www.archive.gov.tatarstan.ru/magazine/go
3. Поставщики царского двора
// www.archive.gov.tatarstan.ru.
4. Фукс К.Ф. Казанские
татары в статистическом и этнографическом отношениях. - Казань, Издательство «Фән»,
1996. – 212 с.
5. Хрестоматия по истории
России. /Отв. ред. А.Д. Кузьмичев, С.К. Никитина. - М., 2008. – 524 с.
II. Литература:
1. Барышников М.Н. Деловой
мир России. Историко-биографический справочник. - М., 1998. – 420 с.
2. Губайдуллин Г. Из
прошлого татар. - Казань, 1995. – 398 с.
3. История России XIX-XX
веков: новые источники понимания. – М.: Прогресс, 2001. – 360 с.
4. Кабанов П.И., Кузнецов
Н.Д. и др. История СССР. 1861-1917. / Под ред. Н.Д.Кузнецова - М.: Просвещение,
1984. – 480 с.
5. Ковалевский М.М.
Экономический строй России. - СПб.: Эхо, 2001. – 364 с.
6. Луцкий Е.А. История СССР
(1861-1917). - М.: Учпедгиз, 1976. – 412 с.
7. Татары Среднего Поволжья
и Приуралья. - М., 1967. – 348 с.
8. Хромов П.А. Экономическая
история СССР. Период промышленного и монополистического капитализма в России. -
М.: Высш. школа, 1982. – 510 с.
Приложение
№1
Общие
показатели хозяйственного развития России с конца XIX века
Вид деятельности,
отрасль производства |
1894-1895гг. |
1914г. |
Прирост (в%) |
Вклады в сберкассы (в
млн. руб.) |
330,3 |
2236 |
577 |
Стоимость
фабрично-заводской продукции (в млн. руб.) |
1500 |
6500 |
333 |
Производство сахара (в
млн. пуд.) |
30 |
104,5 |
248 |
Производство хлопка (в
млн. пуд.) |
3,2 |
15,6 |
388 |
Добыча золота (в пуд.) |
2576 |
3701 |
44 |
Добыча нефти (в млн.
пуд.) |
338 |
560 |
66 |
Добыча кам. угля (в
млн. пуд.) |
466 |
1983 |
326 |
Производство чугуна (в
млн. пуд.) |
73 |
254 |
248 |
Кол-во лошадей (в млн.
голов) |
26,6 |
37,5 |
41 |
Кол-во крупного
рогатого скота (в млн. голов) |
31,6 |
52 |
65 |
Приложение
№2
Завещание
купца
2-ой гильдии М. Азимова[26]
Прокурор
Казанского окружного суда в Оренбургское магометанское духовное собрание
9 февраля
1887 года
"На
основании 1091 ст. 1 части X т. Св.зак., по продолжению 1837 года, имею честь
препроводить при сем в Магометанское духовное собрание выписку из духовных
завещаний умершего 30 октября 1887 года Потомственного почетного гражданина
Муртазы Мустафина Азимова, утвержденную определением Казанского окружного суда,
состояв[шегося] 1/2 декабря 1887 года, к исполнению.
При этом имею
честь присовокупить, что душеприказчики по сему духовному завещанию Казанские
купцы Ахметзян Фазуллов Рахметуллин и Шаги-Ахмет Фахрутдинов Забиров, жит-во
имеют в г.Казани, 5 части: 1ый на Односторонке озера Кабана, а 2ой на Большой
Мещанской улице, в своих домах.
Копия
завещания
Казанский
купец 2ой гильдии Муртаза Мустафина Азимов, живущий в г.Казани 5 части на
Мыловаренной улице, в собств. доме, где он в присутствии мне* известных
свидетелей: казанского купца Исхака Юсупова Апанаева, живущего в г.Казани, 5
части на Плетневской улице, в своем доме, крестьянина Казан, губ. и уезда
дер.Починка Наукш Мухамет-Гарея Серазетдинова Тагирова, живущего в Казани на
Мыловаренной улице, в своем доме, и казанского мещанина Шаги-Ахмета Аминова,
живущего в Казани, на Мыловаренной улице, в своем доме, и объявил мне, что
желает совершить нотариальное духовное завещение следующего содержания:
"Хвала буди Богу Господу всех тварей всемилостивому царию в день судный 1886
г. октября 22 дня, я, нижеподписавшийся Потомственный почетный гражданин,
Почетный мировой судья и кавалер, казанский купец Муртаза Мустафин Азимов,
будучи в здравом уме и твердой памяти, заблагорассудил в отмену всех прежде
сего составленных мною в разное время восьми духовных завещаний, именно:
1868 г. марта
13 дня, явленного у крепостных дел Казанской гражданской палаты с запискою в
книгу под Лит.Б за № 39;
1870 г.
октября 14 дня, явленного в Казанской Палате уголовного и гражданского суда с
запискою в книгу под лит.Д за № 49;
1872 г.
сентября 25 дня, записанного в актовую книгу на недвижимые имения у нотариуса
г.Казани Арцыбашева под № 29 на обороте страницы 8ой;
1873 г. мая 7
дня, записанного в актовую книгу на недвижимые имения у нотариуса г.Казани того
же Арцыбашева под № 279 на обороте страницы 80;
1874 марта И
дня, записанного в актовую книгу на недвижимые имения того же нотариуса
Арцыбашева под № 252 на стр.74;
1878 г.
февраля 27 дня, записанного у того же нотариуса г.Казани Арцыбашева в актовую
книгу на недвижимые имения ч.2ой под № 72 на обороте стр.Ной;
1879 октября
24 дня, записанного у нотариуса г.Казани Писриева в актовую книгу на недвижимые
имения под № 29 на страницах 22ой и 23ей;
1884 г.
января 2 дня, записанного у нотариуса г.Казани Никольского в актовую книгу на
недвижимые имения под № 1 на стр.1ой сделать о всем моем благоприобретенном
имении на случай моей смерти следующие распоряжения: китаечную фабрику мою со
всеми в ней приспособлениями к производству китайки и бязи, с находящимися при
ней конторою, красильными и сушильными и другого рода постройками, как
каменными, так и деревянными, состоящую в 5 части Казани, по улице
Мыловаренной, с землею, к ней принадлежащею, на к-ой фабрика устроена мною,
мерою по улице Азимовская мечеть. 1890 г. (Из коллекции фотодокументов
Национальной библиотеки РТ)
Мыловаренной
от соседней межи усадьбы Каргина 59 саж. и в глубину двора 55 саж.,
предоставляю по смерти моей в полную собственность сыновьям своим Мухамету и
Абдулкадыру Муртазичам Азимовым в общее их владение в равных частях. При чем
советую им при управлении и распоряжении этою фабрикою держаться того порядка,
к-ый мною веден был, т.е. для правильного учета фабрики вести все те конторские
книги, которые велись мною, и выработанный на фабрике и находящиеся в
наличности товар продавать в Казани и по ярмаркам, где распродажа товара
фабрикою выработанного гораздо выгоднее местного сбыта.
Из остального
же всего движимого и недвижимого благоприобретенного мною имения моего в
совокупности, какое только по смерти моей останется, в чем бы оное не
заключалось и где бы таковые не оказалось мне принадлежащим, завещаю следующие
выдачи и израсходования:
1) Для
приготовления облачения и погребения тела моего употребить 1500 рублей;
2) В
исполнение неисполненных мною в течении жизни моей в разное время лежавших на
мне религиозных обязанностей относительно постов, молитв и других религиозных
дел, раздать людям набожным и благочестивым 1500 руб.;
3) Если после
смерти моей окажется на мне неисполненныя мною обязанности и долги, записанные
в моих торговых книгах, а равно и незаписанные, но по священному Шаригату
доказанные, то обязательства исполнить, а долги уплатить;
4) Выдать
всем состоящим в г.Казани медресе 600 рублей, разделив их между ними поровну,
прося каждое из них прочитать Коран за упокой души моей;
5) Выдать 400
рублей приходской своей мечети, называемой "Азимовскою" и состоящему
при ней медресе, находящимся на Мыловаренной улице, в 5 части г.Казани, на
освещение и отопление их;
6) 3000
рублей употребить на устройство медресе и мечетей там, где надобность к тому
представится, что представляю усмотрению наследников моих и душеприказчиков;
7) 500 рублей
раздать бедным на одежду, что также предоставляю усмотрению наследников моих и
душеприказчиков;
8) Так как я
по священному Шаригату при жизни моей выдал сыновьям моим Мухамету и
Абдулкадыру Муртазичам Азимовым каждому по 20.000 рублей, а обоим 40.000
рублей, жене моей Биби-Фатиме Исхаковне Азимовой 5000 руб. и трем дочерям моим
девицам: Умугульсюм, Биби-Гайше и Биби-Хадиче Муртазиным Азимовым по 2000 руб.
каждой и всем трем 6000 руб., и капиталы эти отданы ими мне на сохранение, то
таковые должны быть им возвращены каждому по принадлежности и беспрекословно,
как собственность их. Затем по исполнению всех вышеозначенных расходов и выдач,
все остальное движимое и недвижимое благоприобретенное имение мое, какое только
по смерти моей останется, в чем бы оно ни заключалось и где бы ни оказалось,
завещаю в полную и неотъемлемую собственность наследникам моим: жене моей
Биби-Фатиме Исхаковне Азимовой и детям моим, сыновьям: Мухамету и Абдулкадыру
Муртазичам Азимовым и дочерям: Биби Бадрей Камал Муртазивне, по мужу Забировой,
Биби Фатиме Муртазивне, по мужу Рахметуллиной, Зайне-бану Муртазивне по мужу
Субаевой, девицам: Умугульсюм, Биби-Гайше и Биби-Хадыче Муртазивным Азимовым с
тем, чтобы они все мои имения, как движимое, так и недвижимое в совокупности,
какое только останется за учинением вышеозначенных израсходований и выдач,
разделили между собою по ценности оного согласно священному Шаригату,
дружелюбно без всяких споров и пререканий. А так как поименованных детей моих:
Мухамет, Абдулкадыр, Умугульсюм, Биби-Гайша и Би-би-Хадыча Муртазичи Азимовы не
достигли еще в настоящее время совершеннолетия и если останутся по смерти моей
несовершеннолетними, то опекуншею и попечительницею над ними назначаю, согласно
227 ст. и 229 ст., X т., 4.1 Св. зак. гражданскую жену мою, и их мать,
Биби-Фатиму Исхакову Азимову, под наблюдением и руководством которой должен
быть совершен планный раздел по священному Шаригату оставшемуся после меня
имению без всяких споров и пререканий, равно возлагаю на нее же, как
душеприказчицу, и приведение сего духовного завещания в исполнение, как
относительно выдач и израсходований, так и раздела по священному Шаригату
остального имения между всеми поименованными наследниками моими: в помощь же
ей, жене моей Биби Фатиме Исхаковне Азимовой, как по управлению опекою, так и
по разделу имения и вообще по проведению сего моего завещания в исполнение
назначаю душеприказчиками казанских купцов Ахметзяна Файзуллиновича
Рахметуллина и Галима Хусаиновича Субаева и казанского купца Шаги-Ахмета
Фахрутдинова Забирова вполне уверенным, что они по доброму их расположению ко
всему семейству моему, не оставят со своей стороны жену и детей моих добрыми
советами и указаниями, в чем надобность представится при помощи Всемил. Бога
Вышнего и Его пророка Магомета и, призывая на поименованных наследников моих
мир и благоволение Божие, завещаю им пребывать между собою в родственной семейной
любви и согласии. Аминь.
Дополнение
к Завещанию
Выписка из
актовой книги Казанского Нотариуса Я.Г.Никольского для актов, не относящихся до
недвижимого имуществ за 1886 г. стр.3 и 4 № 92 1886 г. ноября 13 дня, я, Яков
Григорьевич Никольский, Казанский Нотариус по приглашению отправился из
конторы... к совершению актов Потомственному почетному гражданину Казанскому
2ой гильдии купцу Муртазе Мустафичу Азимову в место его жительства г.Казани на
Мыловаренной улице, в своем доме, где он в присутствии лично мне известных
свидетелей... (идет перечисление свидетелей - СР.) объявил мне, что желает
совершить нотариальное духовное завещание следующего содержания:..."Во имя
Всемил. Бога, нет Божества кроме Единого Бога, Мухамет истиный Его Пророк, да
благословит его Бог с сподвижниками Его. Я, нижеподписавшийся, Потомственный
Почетный Гражданин Казанский 2ой гильдии купец, Муртаза Мустафич Азимов,
находясь в здравом уме и твердой памяти заблагоразсудил дополнить совершенное
мною у Казанского Нотариуса Никольского 22 октября сего года, записанное в
актовую книгу его под № 85 на стран.64, 65, 66 и 67 духовное завещание
следующими распоряжениями: если при жизни моей я не успею выстроить сам мечеть,
то из капиталов моего завещаю 10.000 руб. на постройку в приходе моем мечети с
тем, чтобы она носила название "Азимовской" и была выстроена на
образец мечети Усмановской.
Кроме того,
завещанием этим я предоставляю жене моей Биби-Фатиме Исхаковне Азимовой право
прекратить в случае надобности производство на фабрике моей по ея усмотрению до
совершеннолетия одного из сыновей моих. Проект сего акта читан Азимову в
присутствии вышепоименованных свидетелей... В дополнение к [слово не
прочитывается] назначенным мною душеприказчикам, назначаю и прошу быть еще
одного душеприказчика купеческого сына Мухамет-Бохей Мухамет-Галеевича Субаева.
Аминь. К сему духовному завещанию Муртаза Мустафич Азимов, Потомственный
Почетный Гражданин Казанский купец руку приложил.
Выписка
из решения Казанского окружного суда
...признав
ценностью наследственного имущества сумму 126.584 руб. 93 3/4 коп. по
исключении из этой суммы 17.500 руб., подлежащих согласно воле завещателя
выдаче разным благотворительым учреждениям и завещанных мечетям и денег,
предназначенных завещателям на похороны его - взыскать на наследственную.пошлину
с остальной за тем суммы 109.084 руб. 93 3/4 коп. согласно Зп. 2ой и п. 3 и 2
п. Ной ст. Положения о пошлинах в размере 1% всего 1090 р. 85 коп. в числе коих
зачесть представленные душеприказчиками по духовному завещанию Муртазы Азимова
580 р. 85 к. и довзыскать при выдаче духовных завещаний еще 510 руб.
[1]
Антонова М.Н. Была мельница, самая крупная в
губернии // Золотые страницы купечества, промышленников и предпринимателей
Татарстана // http://www.kazanhistory.ru.
[2]Азимовы, братья
Мишкины и другие // Эхо веков. - 1996. - 4/4 // http://www.archive.gov.tatarstan.ru/magazine/go.; Поставщики царского двора // www.archive.gov.tatarstan.ru.
[3]
Фукс К.Ф. Казанские татары в
статистическом и этнографическом отношениях. - Казань, Издательство «Фән»,
1996.
[4]
Хрестоматия по истории России. /Отв. ред. А.Д.
Кузьмичев, С.К. Никитина. - М., 2008.
[5]
Барышников М.Н. Деловой мир России.
Историко-биографический справочник. - М., 1998.
[6]
Ковалевский М.М. Экономический строй России. -
СПб.: Эхо, 2001.; Губайдуллин Г. Из прошлого татар. - Казань, 1995.; Хромов
П.А. Экономическая история СССР. Период промышленного и монополистического капитализма
в России. - М.: Высш. школа, 1982.; Кабанов П.И., Кузнецов Н.Д. и др. История
СССР, 1861-1917. / Под ред. Н.Д.Кузнецова - М.: Просвещение, 1984.
[7]
История России XIX-XX веков: новые источники
понимания. – М.: Прогресс, 2001.; Луцкий Е.А. История СССР (1861-1917). - М.:
Учпедгиз, 1976.; Татары Среднего Поволжья и
Приуралья. - М., 1967.
[8]
Хрестоматия по истории России /Отв. ред. А.Д.
Кузьмичев, С.К. Никитина. - М., 2008. – С. 132.
[9]
Там же. – С.141.
[10]
Ковалевский М.М. Экономический строй России. -
СПб.: Эхо, 2001. – С. 92.
[11]
Хромов П.А. Экономическая история СССР. Период
промышленного и монополистического капитализма в России. - М.: Высш. школа,
1982. – С. 55.
[12]
Приложение 1.
[13]
Хромов П.А. Экономическая история СССР. Период
промышленного и монополистического капитализма в России. - С. 61.
[14]
Татары Среднего Поволжья и
Приуралья. - М., 1967. – С. 78.
[15]
Луцкий Е.А. История СССР (1861-1917). - М.:
Учпедгиз, 1976. – С. 93.
[16] Губайдуллин Г. Из прошлого татар. - Казань, 1995. –
С.89.
[17]
История России XIX-XX веков: новые источники
понимания. – М.: Прогресс, 2001. – С. 101.
[18]
Хромов П.А. Экономическая история СССР. Период
промышленного и монополистического капитализма в России. - С. 83.
[19]
Фукс К.Ф. Казанские татары в
статистическом и этнографическом отношениях. - Казань, Издательство «Фән»,
1996. – С. 11.
[20]
Халиуллина Э. Им не суждено затеряться в
веках // http://www.kazanhistory.ru.
[21] Приложение 2.
[22]
Поставщики царского двора // www.archive.gov.tatarstan.ru.
[23]
Барышников М.Н. Деловой мир России.
Историко-биографический справочник. - М., 1998. – С. 45.
[24] Антонова М.Н. Была мельница, самая крупная в губернии
// Золотые страницы купечества, промышленников и предпринимателей Татарстана
// http://www.kazanhistory.ru
[25]
Татары Среднего Поволжья и
Приуралья. - М., 1967. – С. 192.
[26]
Азимовы, братья
Мишкины и другие // Эхо веков. - 1996. - 4/4 //
http://www.archive.gov.tatarstan.ru/magazine/go
|