рефераты бесплатно

МЕНЮ


Курсовая работа: Внешняя политика Индии

Американцев беспокоит не только возросшая самостоятельность Индии, но и развитие российско-индийских отношений, особенно в области атомной энергетики и космических программ.

Индия – одна из наиболее развитых стран в области ядерной технологии, включая производство источниковых материалов. Она охватывает полный ядерный цикл – от геологоразведки до добычи, производства, управления отходами. Сложный циклотрон переменной энергии в Калькутте и ускоритель средней энергии “пеллетрон” в Мумбае – это ведущие исследовательские центры страны. Сейчас в Индии действуют 8 атомных электростанций, производящих 8 млрд. кВт электроэнергии, планируется строительство еще 4-х. У Индии есть и своя атомная бомба, и ее носители. Известны успехи Индии и в освоении космоса. Индия – единственная страна в третьем мире, сумевшая создать собственные спутники дистанционного обнаружения, да и вывести их на орбиту тоже. Сейчас там завершаются работы над геосинхронной пусковой установкой спутников, способной вывести на орбиту спутник весом до 2-х тонн.

Прогресс Индии в области атомной энергетики и космических программ привлек внимание во всем мире, в том числе и в России. Заключаются лизинговые соглашения по конкретным проектам, в частности по маркетингу информации индийских спутников, на предоставление космических услуг. Естественно, успешно продвигаются и совместные проекты в области атомной энергетики. И то, и другое вызывает нескрываемое раздражение на Западе, особенно в США. А индийско-российский корабль идет своим курсом.

Соединенные Штаты уже сняли ряд ограничений на экспорт в Индию высокотехнологичного оборудования, предназначенного для использования в космических программах и на объектах атомной энергетики. Соответствующее соглашение подписали в Вашингтоне секретарь министерства иностранных дел Индии Шиам Саран и заместитель государственного секретаря США Марк Гроссман.

В совместном заявлении, в частности подчеркивается, что заключению соглашения способствовали действия Индии, нацеленные на нераспространение оружия массового уничтожения. В результате США сочли возможным частично изменить политику экспортных лицензий, что, на взгляд Вашингтона, будет способствовать развитию двустороннего сотрудничества в сферах коммерческого использования космического пространства и атомной энергетики. Тем самым индийское космическое агентство автоматически исключается из списков организаций, на которые распространялись американские торговые ограничения, введенные после серии ядерных испытаний в Индии.

Стороны договорились также о создании совместной рабочей группы по реализации инициативы "Новые шаги в стратегическом партнерстве". Она была объявлена двумя странами в январе и предусматривает экспорт в Индию технологии двойного назначения. Осуществление этой инициативы, отмечается в заявлении, "будет содействовать экономическому развитию Индии и США, а также укреплению региональной и международной безопасности"[8].

По словам Шиама Сарана, на переговорах стороны согласились продолжать диалог по вопросу о создании в Индии системы противовоздушной обороны с американской помощью.

США уже направили в Индию постоянного представителя министерства торговли США для координации обменов в области высоких технологий, в том числе двойного назначения. Об этом заявил в Нью-Дели заместитель американского министра торговли Кеннет Джастер.

Он прибыл в Индию с официальным визитом для участия в переговорах по вопросам двустороннего сотрудничества в сфере высоких технологий, обороны, атомной энергетики и освоения космического пространства.

В январе этого 2003 Нью-Дели и Вашингтон одобрили совместную программу под названием "Новые шаги в стратегическом партнерстве", предусматривающую постепенную отмену американских санкций, введенных в отношении Индии после серии ядерных испытаний в мае 1998 года.

В соответствии с первым этапом США исключили индийское космическое агентство из списка организаций, на которые распространяются ограничения в области поставок высокотехнологичного оборудования. Конкретная договоренность об этом была достигнута на недавней встрече премьер-министра Индии Манмохана Сингха с президентом США Джорджем Бушем в кулуарах сессии Генассамблеи ООН в Нью-Йорке.

Индия и США добились "существенного прогресса" в реализации совместной программы "Новые шаги в стратегическом партнерстве", разработанной с целью развития торговли в области высоких технологий. Такой основной вывод содержится в опубликованном заявлении министерства иностранных дел по итогам переговоров в Нью-Дели помощника госсекретаря США Кристины Рокка с индийским руководством. Стороны договорились провести в ближайшее время очередную встречу, посвященную этой проблематике[9].

Индийско-американская программа "Новые шаги в стратегическом партнерстве", одобренная в январе этого года, предусматривает развитие сотрудничества в области атомной энергетики, коммерческом использовании космического пространства и торговле высокими технологиями. Она предполагает также постепенную отмену санкций, введенных США в отношении Индии после проведения ядерных испытаний в этой южноазиатской республике. В результате реализации первого этапа программы Вашингтон в прошлом месяце исключил индийское космическое агентство из списка организаций, на которые распространяются такие санкции.

По данным Кристины Рокка, если в 2002 году в США было выдано 423 лицензии на продажу Индии высокотехнологической продукции на общую сумму 26,8 млн долларов, то в нынешнем году число сделок увеличилось до 912. В стоимостном выражении это составляет 90 млн долларов.

Согласно достигнутой договоренности, вскоре будет назначен постоянный представитель минторговли США в Нью-Дели, который займется координацией индийско-американского обмена в области высоких технологий[10].

Отвечая на вопросы журналистов, она заявила, что Вашингтон совместно с другими государствами предпринимает усилия для полного искоренения подпольной сети продажи ядерных технологий и оборудования, созданной пакистанским ученым-ядерщиком Абдул Кадир Ханом и его сообщниками. В результате, напомнила она, такие технологии нелегально оказались в Иране, Ливии и Северной Корее.

По ее убеждению, "эта подпольная сеть имеет отношение не только к одному государству, в нее вовлечены многие страны". Поэтому США работают вместе с правительствами Пакистана и других государств, чтобы не допустить повторения подобных злополучных инцидентов в будущем", - сказала Рокка журналистам.

Абдул Кадир Хан, ставший национальным героем Пакистана после первого успешного ядерного испытания в 1998 году, находится под домашним арестом. Этот ученый, незаконно торговавший ядерными секретами, был помилован президентом Первезом Мушаррафом, "учитывая его заслуги перед отечеством".


2.2 Американо-индийские отношения в контексте усиления влияния Индии в регионе

По мере того, как США, Китай и Россия продолжают маневрировать в процессе своего соперничества за власть и влияние в Евразии, Индия начинает проявлять себя на политической арене как новый игрок, способный существенно повлиять на исход этой Евразийской игры. Остававшаяся на протяжении десятилетий привязанной к Советскому Союзу, а затем к России, теперь эта страна начинает демонстрировать определенную гибкость своей внешней политики, активно ища новые связи и обнаруживая в лице США весьма заинтересованную в стратегическом партнерстве сторону. Причем, упрочнение американо-индийских отношений отвечает геостратегическим и экономическим интересам как Вашингтона, так и Дели.

В этом контексте стоит уточнить определение супердержавы и великой державы. Супердержава способна обеспечить свою безопасность в глобальном масштабе. Великая же держава может управлять своими вооруженными силами только в региональных масштабах. В то же время, она способна делать это весьма эффективно без вмешательства супердержавы или коалиции других великих держав. Несмотря на то, что великая держава может и не располагать средствами и силами быстрого реагирования, она может обладать экономическим потенциалом, достаточным для того, чтобы превратиться в супердержаву, если, конечно, поставит перед собой такую цель. Согласно этому определению Россию и Китай, так же, как Европу и Японию, можно считать великими державами. В этот же список следует зачислить и Индию[11].

Сегодня перед Индией встал вопрос, к кому именно ей следует примкнуть: к США или к коалиции Китая и России. Китай не может повредить Индии каким-либо явным способом. А вот Россия вполне способна создать проблемы у северо-западных границ Индии. Тем не менее, географическое расположение Индии изолирует ее от реальных наземных угроз. И этот фактор позволяет стране свободно определять свои стратегические приоритеты.

Как бы там ни было, не стоит упускать из виду факторы, способные склонить Индию в сторону весьма шаткой коалиции России и Китая. В то время как Вашингтон продолжает развивать дипломатические отношения с Москвой, первостепенные интересы России и Китая делают сближение этих стран-соседей вполне логичной и перспективной стратегией их развития. И если этим двум великим державам удастся втянуть в свою коалицию еще и Индию, то, несомненно, втроем они станут доминировать в Евразии. В дальнейшем каждая из этих стран станет достаточно защищенной на суше и сможет сконцентрироваться на дорогостоящей и трудоемкой задаче создания военно-морского флота, способного действовать как в региональных, так и в глобальных масштабах. И если эта коалиция трех великих держав окажется прочной, то общими усилиями сможет создать военный потенциал настоящей супердержавы, представляющий вызов для Соединенных Штатов.

США, естественно, тревожит такая перспектива. Сегодня они все активней предпринимают шаги по упрочнению связей с Индией, и со своей стороны Индия уже продемонстрировала заинтересованность в развитии американо-индийских отношений. Так, например, к удивлению многих, Дели положительно отнесся к инициативе Буша по созданию национальной ПРО, хотя и не сделал по этому поводу официального заявления.

Раньше Вашингтон и Дели никогда не стремились поддерживать особенно теплые отношения. В свое время США, следуя логике холодной войны, оказывали поддержку Пакистану, а Индия долгое время оставалась стратегическим партнером СССР. Затем, после завершения холодной войны, Вашингтон едва ли признавал в Индии новую растущую силу и продолжал пренебрегать установлением связей с этой страной. И только после того, как в 1998 году Индия объявила о своем статусе ядерной державы и Пакистан, последовав ее примеру, также провел свои ядерные испытания, администрация президента Клинтона сконцентрировала внимание на этом регионе – наложив санкции на обе страны.

Однако, начиная с середины 1990-х официальные лица США не единожды заявляли о том, что развитие отношений с Индией – важный элемент в обеспечении безопасности в Южной Азии. Генерал Генри Ш. Шелтон, глава объединенного комитета начальников штабов, планирует нанести этим летом в Индию официальный визит, чтобы встретиться в Дели со своими военными коллегами[12].

Завоевание в лице Индии союзника настолько важно для США, что Вашингтон готов, пусть и неформально, признать ядерный статус Индии. Президент Буш подал предложение о снятии санкций с Индии. Государственный департамент и министр обороны США Дональд Рамсфелд уже поддержали предложение Буша. Ожидается, что во время своего визита генерал Шелтон официально огласит новую позицию Вашингтона.

Представитель индийского Министерства иностранных дел, член Бхартии Джаната парти (BJP), доминирующей в парламенте крайней индуистской партии, заявил, что Индия вполне обосновано рассчитывает на то, что став стратегическим союзником США в противостоянии Китаю, сможет под протекторатом Вашингтона добиться допуска в эксклюзивный Клуб ядерных держав, тогда как Пакистан останется не у дел.

Среди факторов, способных склонить Индию в сторону США, стоит также выделить исторически сложившийся антагонизм Индии по отношению к Китаю, а также тот факт, что события, в результате которых эта страна сблизилась в начале 1970 годов с СССР – американская поддержка Пакистана во время Индийско-пакистанской войны 1971 года и дипломатические шаги бывшего американского президента Ричарда Никсона по сближению с Китаем – больше не доминируют в формировании внешней политики страны. Что же касается России, то даже под руководством Владимира Путина – это куда менее надежный партнер, чем был в свое время СССР. С 1992 года, когда истек срок действия двухстороннего договора о дружбе, Россия и Индия подписали уже более 60 договоров о политическом, экономическом, научном и культурном сотрудничестве. Недавно Россия и Индия подписали оборонное соглашение стоимостью порядка $10 млрд. По соглашению, Россия разработает систему ПВО, которая защитит всю индийскую территорию. Заключив важные договоры с Индией в области продажи и производства вооружений, Москва хочет тем самым сцементировать отношения между двумя странами[13].

Однако сегодня Россия – хрупкая опора для формирования индийской внешней политики. Москва не в состоянии предоставить Индии кредиты для покупки ее военной техники и, что самое главное, не имеет больше достаточного политического веса для отстаивания на международной арене интересов Индии.

Что же касается китайско-индийских отношений, то иначе как сложными их не назовешь. В 1962 году Индия и Китай были вовлечены в непродолжительное, но важное противостояние в Гималаях. Индию всегда тревожили намерения Китая относительного данного региона. Однако сегодня широкомасштабной военной конфронтации в горах нет. Китай вряд ли пойдет на размещение многочисленных военных отрядов в горах, разворачивание настоящего военного конфликта и его продолжительную материально-техническую поддержку. Со своей стороны, Индия вряд ли решится на атаку Китая, и военные операции индийских вооруженных сил, помимо одиночных перестрелок и незначительных приграничных инцидентов, весьма маловероятны. Наибольшая угроза, которую может создать Китай для Индии, это оказывать поддержку другим странам, представляющим для нее угрозу. Так, Китай продолжает поставлять оружие главному сопернику Индии – Пакистану и во время индо-пакистанских конфликтов всегда занимал позицию Исламабада.

Однако даже здесь тенденции меняются. В прошлом Пакистан создавал угрозу для Индии на двух границах. Однако после войны 1970 года и появления независимого Бангладеша на месте восточного Пакистана угроза на этой границе исчезла. Вряд ли у кого-то возникают сомнения в том, что Индия в состоянии самостоятельно справиться с возможной наземной атакой Пакистана. Появление в этих странах ядерного оружия, похоже, является просто средством сдерживания, хоть и весьма устрашающим.

В прошлом поддержка Соединенными Штатами Пакистана являлась приоритетом американской внешней политики в отношении этого региона. Однако американо-пакистанские отношения начали охладевать по мере того, как исламизм в Пакистане становился все более агрессивным и сама страна начала сближаться с Китаем, который, похоже, занялся строительством в Пакистане собственного порта. Индия готовая приложить любые усилия для того, чтобы американо-пакистанские отношения еще больше ухудшились, однако, с ее точки зрения, это и так неизбежно и не требует никаких действий с ее стороны. Пакистан и США в любом случае продолжат охладевать друг к другу.

Ко всему прочему, экономика Индии, невероятно поднявшаяся по сравнению с тем относительно недавним периодом истории страны, когда голод в отдельных регионах был обычным явлением, только выиграет от сближения Индии с Америкой. Так, Бангалор, поддерживающий тесные отношения с американскими компаниями, стал одним из ведущих мировых центров высоких технологий. В этом городе создаются филиалы ведущих мировых компаний в области информационных технологий, причем со 100% иностранным капиталом. На протяжении последнего года каждую неделю здесь появляется как минимум еще одна такая фирма. Всего 30 лет назад экономика Индии, основанная на советской модели государственного контроля и планирования, мало взаимодействовала с американской. Сегодня многое в этом отношении поменялось. Индусы все больше стремятся устанавливать экономические и технологические связи с США.

Учитывая географическое положение Индии, неудивительно, что она достигла таких успехов в развитии своих военно-морских сил. Сегодня Индия является наиболее мощным государством в бассейне Индийского океана, обогнав даже Австралию. Непрекращающееся развитие ее флота могло бы сделать эту страну преобладающей силой в Индийском океане, если бы ни присутствие военно-морского флота США.

Дело в том, что Персидский Залив представляет для США определенный интерес, но американский флот может попасть в порты залива только через Индийский океан. В свою очередь, в Индийский океан из Тихого океана американский флот может попасть только через Малайский пролив в Индонезии. Оба этих конечных пункта назначения являются для США весьма важными для отстаивания своих интересов в Персидском заливе, поэтому Америка должна постоянно поддерживать присутствие своих военно-морских сил в Индийском океане.

Индийские военно-морские силы не представляют и не будут в ближайшем будущем представлять угрозу для военно-морского флота США. И пока все так и будет оставаться, Индия сможет доминировать в Индийском океане, но только с позволения США. Как бы там ни было, США не собираются отказываться от Персидского залива, а учитывая его важность для Соединенных Штатов, маловероятно, чтобы Америка доверила индийскому флоту обеспечивать безопасность необходимых ей вод[14].

Будущее такого «сотрудничества» США и Индии в водах Индийского океана можно прогнозировать следующим образом: военно-морской флот США продолжит присутствовать в индийском океане и действовать сообща с индийским флотом до тех пор, пока Персидский залив продолжит оставаться в сфере интересов Америки; взамен США не будут препятствовать образованию торгового блока Индийского океана, возглавляемого Индией и поддерживаемого индийским флотом.

С одной стороны, в долгосрочной перспективе такая согласованность может создать проблемы для США, поскольку возникнет сила, способная конкурировать в Индийском океане с военно-морским флотом США. Однако, с другой стороны - возникновение этой силы в любом случае неминуемо, тогда как «допуская» доминирование Индии в Индийском океане, Соединенные Штаты могут быстрее приобрести в лице этой страны мощного союзника, или, по крайней мере, удержать Индию от российско-китайского альянса. И в этом случае, если России и Китаю действительно удастся создать прочный альянс, то сотрудничество США с Индией станет противовесом российско-китайскому влиянию в Евразии.

Осталось подождать обмена официальными визитами между США и Индией. До недавних пор подобные встречи не имели столь большого значения. Однако, учитывая нынешнее положение вещей, теперь они могут служить основой для принципиальных геополитических перемен в Евразии.

2.3 Военное сотрудничество США и Индии

Индия была самой крупной незападной державой, которая поспешила одобрить американские планы по созданию национальной системы ПРО. Вполне закономерно поэтому, что индийское правительство предложило американцам использовать свои военные базы для удара по Афганистану, что особенно характерно в свете нежелания пакистанцев допустить иностранные войска на свою территорию. Более того, индийские власти передали ФБР данные о тренировочных лагерях террористов в Афганистане и, конечно же, в самом Пакистане. Если российские политики говорят, что уже несколько лет предупреждали весь мир об угрозе исламского фундаментализма, то индийские политики говорят о двух десятилетиях напрасных предупреждений. Речь идет о мусульманских сепаратистах в штате Кашмир, которых почти открыто поддерживает Исламабад. У Индии свои интересы в надвигающейся войне – это подавление сопротивления сепаратистов в Кашмире и дискредитация в глазах США спонсирующего их Пакистана (а через него и другого соперника Индии - Китая). Газета The Hindu отмечает, что теперь, после терактов в Нью-Йорке, США и Индия находятся «по одну сторону водораздела», и безоговорочная поддержка Индией американской антитеррористической кампании может коренным образом трансформировать отношения между двумя странами. С другой стороны, некоторые индийские наблюдатели полагают, что никакие военные действия не могут положить конец терроризму: речь должна идти прежде всего об урегулировании арабо-израильского конфликта и разрешении социально-экономических проблем в беднейших странах этого региона[15].

Страницы: 1, 2, 3


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.