рефераты бесплатно

МЕНЮ


Научная работа: Рязанское княжество в XI-XIII вв. и его материальная культура

Не таким оседлым как мордва, но еще более диким и беспокойным народом являются половцы. Южная часть Рязанской украйны была охвачена ими с трех сторон: русские города на берегах Дона и поселения на Воронеже, кажется, не мешали варварским ордам иногда раскидывать свои кочевья внутри угла, который образуют эти две реки. Борьба рязанцев с половцами шла непрерывно до самого появления татар; в начале XII в. перевес заметно склоняется на сторону первых; половцам удаются внезапные набеги; но лишь только варвары заслышат, что рязанские князья собираются вместе, они немедленно бегут в степи. В преследованиях своих князья все более и более углубляются в половецкие земли: в 1150 г. они побили их на реке Великой Вороне, а в 1199 г. вместе с Всеволодом III прогнали половцев к берегам моря и прошли вдоль все Придонские степи. Но такие походы не могли прекратить набегов; княжеские усобицы по-прежнему давали повод варварам опустошать русские поля и селения то в виде разбойников, то в качестве союзников. Князья дружились с ханами, вступали с ними в родство, искали у них убежища и войска в случае своих неудач. [4 – стр. 39-40].


Глава 3 – Особенности материальной культуры

§9. Основные ремесла

Исследованиями советских ученых доказано, что основой роста древнерусского города было развитие ремесел.

Это относится и к Старой Рязани. Многочисленные мастерские, открытые на городище, свидетельствуют о том, что ремесленное производство было важнейшим занятием жителей.

Наиболее массовый археологический материал — керамика в равной степени интересна для изучения ремесла и быта населения. Так как керамика обладает рядом устойчивых признаков, помогающих датировкам, установлению связей и даже этнической интерпретации отдельных археологических культур, археологи справедливо считают ее ценнейшим историческим источником и уделяют ей много внимания в своих исследованиях. В основном керамика характеризуется по способу изготовления, керамическому тесту, обжигу, орнаменту, клеймам и назначению.

Способ изготовления. Лепная керамика обнаружена дважды: в нижних пластах раскопа № 2 (1946 г.) и в северной части раскопа № 2А (1948 г.). Это обломки сосудов баночной формы из грубого глиняного теста со значительной примесью дресвы. Один из обломков украшен по краю нарезкой. Такая же керамика найдена в осыпях оврага, пересекающего Северное городище. Так как количество найденной в Старой Рязани лепной керамики весьма незначительно, она не характеризует целого слоя и не поддается статистическому учету. Однако вряд ли эта керамика является случайной; она обнаружена в нижних слоях Северного городища, которое является древнейшей частью Старорязанского поселения. Малочисленность ее объясняется тем, что часть мыса между Окой и Серебрянкой разрушена оврагом и подмыта Окой.

Для Старорязанской керамики X—XIII вв. характерен круговой способ изготовления, и притом на ручном кругу. Почти не наблюдается донышек, снятых с круга при помощи среза проволокой или ниткой. Съемка обычно песочная. Способ изготовления как в древности, так и теперь — спирально-жгутовой налеп с последующим выравниванием на кругу и нанесением орнамента.

Керамическое тесто. Глина, годная для изготовления посуды, имеется в пределах Рязанской земли в изобилии. Наиболее распространены послетретичные глины — ледниковая морена и делювиальные суглинки, идущие и теперь на изготовление кирпича и простой посуды. По керамическому тесту рязанская керамика делится на белую, желтую, серую и красную. Серая содержит несколько большую примесь шамота и песка, чем белая и красная. Это разделение керамического теста по цвету условно, так как черепки в изломе бывают темно-бурые, серовато-красные и другие.

Рязанские мастера прекрасно знали, какая глина нужна для изготовления той или иной посуды. Поэтому в керамике наблюдается зависимость состава теста от назначения и качества сосуда, а также от времени его изготовления. Для посуды шли жирные и тощие глины. Жирные глины лучше подвергались обработке на гончарном кругу, но сильнее деформировались при высыхании и растрескивались во время обжига, а также при варке пищи на сильном огне. Тощие глины сохли быстрее, лучше обжигались и меньше растрескивались. Для парадной посуды, которая в огонь после обжига больше не попадала, можно было применять и жирную глину. При отсутствии такой на месте ее изготовляли путем «отмучивания». Если сосуду хотели придать значительную прочность и в то же время парадность, его ангобировали, т. е. делали из глины одного состава, обычно тощей, а сверху покрывали жирной глиной, дающей ровную и красивую поверхность.

Обжиг. По качеству обжига черепки различаются очень сильно. Наряду с равномерно прокаленными, звонкими встречаются сильно обожженные как с внешней, так и с внутренней стороны, но непрокаленные в середине, что обнаруживается по серому или черному цвету глины, видному в изломе черепка посредине. Последние могут быть отнесены к керамике печного обжига, а первые — горнового. Однако такое подразделение не всегда точно. Сосуды, слабо обожженные в горне, могли быть сильно обожжены при использовании их в печи, и вследствие этого черепок в изломе приобретал неравномерный слоистый облик. Горновой обжиг часто был очень слабым и трудно отличимым от печного. Слабый обжиг вообще характерен для керамики XI—XIII вв.

Орнамент. Большая часть рязанской керамики, как и вообще славянской, снабжена линейным и волнистым орнаментом. Однако для Старой Рязани характерно наличие значительного числа сосудов с зубчатым орнаментом, нанесенным с помощью зубчатого колесика или штампа. Наиболее древняя керамика, орнаментированная зубчатым штампом по форме сосуда (с прямым горлышком и слабо профилированным венчиком), подобна боршевско-роменской. Эти сосуды покрыты по плечикам зубчатым орнаментом в елочку, подражающим веревочному орнаменту роменской керамики. Иногда край сосуда по венчику украшен насечками. Иногда рельефный орнамент наносится на специально оставленный для этого выпуклый валик на стенке сосуда. На некоторых сосудах валик сделан не при формовке сосуда, а налеплен потом для нанесения орнамента.

Зубчатый орнамент встречается двух видов: нанесенный колесиком в виде горизонтальных полос и чеканом в виде елочного узора. Есть сосуды, сплошь орнаментированные по всей поверхности. Иногда по плечикам сосуда располагаются спускающиеся вниз «гирлянды», нанесенные зубчатым штампом. Вообще в орнаментации, несмотря на общие стандартные приемы, отдельные мастера проявляют значительную изобретательность. Некоторые сосуды орнаментированы с верха до донышка, на большинстве же украшенных сосудов орнамент расположен по плечикам.

Клейма. Известен ряд клейм, найденных в Рязанской области на Дядьковском, Толпинском, Казарском городищах, в Пронске и в Старой Рязани (рис. 2). Очень немного клейм происходит из селищ. В Старорязанских раскопках нашего времени, как и в раскопках предшествовавших лет, найдено довольно значительное количество сосудов с клеймами на днище. В раскопках Городцова было найдено около 60 сосудов с клеймами, а в раскопках 1945—1950 гг.— свыше 120. В отношении к общему количеству найденной керамики это составляет всего лишь 1 %.

Клейма всегда вызывают большой интерес, так как рассматриваются как знак ремесленника. На основе их изучения делаются выводы о характере гончарного производства, количестве мастеров на данном городище и т. п. Вопросу о клеймах посвящена большая литература, и все же его нельзя считать решенным. Наиболее полный обзор мнений дан в книге Рыбакова. Он приходит к заключению, что «тесная производственная связь клейм с гончарным кругом и полное отсутствие каких бы то ни было предшественников их на лепной керамике языческого времени не позволяют видеть в них языческие символы и утверждают в мысли, что это знаки гончаров-ремесленников».

Клеймо вырезалось в центре гончарного круга, на котором лепился горшок. Круг посыпался золой или песком, чтобы можно было снять готовый сосуд. Знак клейма обычно прост; он легко запоминается и легко воспроизводится. Клейма образуют несколько групп, из которых наиболее распространенной является группа с окружностями. Последние иногда заполнены сеткой и имеют вид колеса со спицами, иногда в окружность вписан крест. Часто встречается пятиконечная звезда, крест в виде свастики, свастика в виде «сегнерова колеса». Наиболее распространенными клеймами являются ключ, розетка, стрела, и различно комбинируемые квадраты. Очень редко — изображение животного, распластанной шкуры с четко видной головой, хвостом и лапами. Самым редким знаком является встреченный дважды так называемый «знак рюриковичей» — трезубец. [7 – стр. 98-125].

В Старой Рязани на найденном сосуде написано: «Новое вино послал князю Богунка». «Богунка», видимо, подпись писца. (Вином в Древней Руси называли только виноградное вино). Частые находки надписей на вещах свидетельствуют о распространенности грамотности в древнерусских городах. [1 – стр. 244].

Назначение. Среди керамических изделий нужно отметить ряд предметов специального назначения.

·  Глиняные пряслица. Их сравнительно немного: всего 42 на 365 шиферных. В XI в. глиняные пряслица были целиком вытеснены привозными с Волыни шиферными.

·  Так называемые «хлебцы». Небольшие глиняные лепешки круглые или овальные, орнаментированные в верхней части перекрещивающимися нарезными линиями или точками, нанесенными по спирали. Эти «хлебцы» являлись детскими игрушками или, что весьма вероятно, имели ритуальное значение.

·  Горшки очень маленьких размеров, являющиеся как бы моделью большого горшка. Вероятно детские игрушки или солонки.

·  Тигли. Очень небольших размеров, тонкостенные, с носиком для слива, служили для плавления стеклянной массы, которой покрывались керамические изделия. Для плавления цветного металла служили тигли в виде маленьких толстостенных горшочков.

·  Поливные яички («писанки»), пустотелые, расписанные, иногда с камушком внутри (погремушка).

·  Светильники «киевского типа», на высокой полой ножке, толстотелые, белой глины; верхняя часть в виде чашки правильной полусферической формы.

·  Сосуды для изготовления творога с 6-8 отверстиями в дне; обычно белые, хорошего обжига, невысокие горшки.

·  Сковородки красной глины хорошего обжига, от которых сохранились лишь шестигранные и овальные ручки. [7 – стр. 125-128].

Металлургическое производство в Старой Рязани, как и в большинстве других древнерусских городов, было основано на местном сырье, главным образом на болотных рудах, которые встречаются на Проне и Осетре и в особенно большом количестве в непосредственной близости к Старой Рязани — по берегам рек Пры и Кади.

В Старой Рязани найдено два сыродутных горна (рис. 11), около которых много шлаков, криц, воздуходувных сопел. Способ получения железа был прежний, сыродутный, но объем домниц увеличился. [1- стр. 237].

Кузниц в Старой Рязани пока не найдено. Но изделия рязанских кузнецов столь многочисленны и разнообразны, что, пытаясь их охарактеризовать, мы должны были бы дать описание большей части всех находок на городищах Рязанской земли. Ведь после керамики железные вещи являются самым массовым археологическим материалом. Поэтому рассмотрим только отдельные экземпляры, представляющие особый интерес для изучения.

Среди массовой продукции рязанских кузнецов наиболее часто встречаются ножи, но помимо распространенных клиновидных ножей есть ножи, рукоять которых не надевалась на черенок, а составляла продолжение лезвия ножа. В ней пробиты отверстия для заклепок, с помощью которых к рукояти прикреплялись две деревянные накладки. Оригинальную находку представляет большой массивный нож, железная рукоять которого заканчивается диском с шестью отверстиями, в которые продеты железные колечки. Это, вероятно, боевое оружие (подобные метательные ножи имеются у современных народов Южной Африки).

Рязанскими кузнецами изготовлялись не только ножи, но и сложные приборы. Таким прибором являются, например, весы римского типа – безмен. Изготовление таких предметов предполагает, кроме высокой технологической культуры кузнеца, также его грамотность, необходимую, чтобы правильно градуировать рычаг весов.

Хотя труд слесаря является непосредственным продолжением труда кузнеца, специализация ремесел на Руси X-XIII вв. зашла так далеко, что не только слесари отличались от кузнецов, но и внутри этих специальностей появилось разделение труда.

Наиболее сложной продукцией слесарей были замки и ключи. Замки, бытовавшие на Руси, делятся на следующие типы:

·  Дверные внутренние замки (задвижки деревянные, из металла сделаны только ключ и скобы). Замки эти отпираются снаружи коленчатым ключом. Последние обычно двузубые и имеют на рукоятке кольцо для ношения.

·  Внутренние врезные замки ларцов-ковчежцев и сундуков, обычно облицованные фигурной медной пластиной.

·  Висячие замки с ключом, имеющем бороздку и с ключом, загнутом на конце. [7 – стр. 101-108].

Затейливые висячие замки с ключами сложного рисунка находили сбыт и были весьма популярны в соседних странах под название «русских» замков. О высоком искусстве черни и эмали свидетельствовал немецкий автор Теофил. [11 – стр. 176].

Янтарное и стеклянное производство. В 1926 г. В. А. Городцовым на Северном городище была отрыта мастерская по производству янтарных бус. При продолжении раскопок на том же участке найдены янтарные бусины и куски янтаря, частично обработанные. Из-за плохой сохранности четко определить жилище, в котором была мастерская, не удалось.

Что касается стеклянных бус, то, вероятно, значительная часть их была изготовлена на месте, хотя до сих пор ни в Рязанской земле, ни где-либо в другом месте в древней Руси не найдено мастерских для их изготовления. Тысячи обломков стеклянных браслетов найдены в Старой Рязани. Доказательством местного их производства может служить находка бракованного стеклянного браслета (рис. 3). Браслеты изготовляли из стеклянного жгута, сложенного кольцом в горячем состоянии. Бракованный браслет был смят в момент изготовления, сварка в месте скрепления концов сделана неправильно, в результате он получился вместо круглого сердцевидной формы. Доказательством того, что браслет испорчен в процессе производства, служит наличие в месте сварки следа от металлического стержня, на котором браслет переносился в горячем состоянии после спайки. Вряд ли бракованный браслет был привезен на городище. Естественнее предположить, что существовало местное производство стеклянных браслетов.

К косторезному производству относится ряд предметов, находившихся в процессе обработки и найденных незаконченными. Таков, например, костяной трапециевидный гребень с орнаментом в виде параллельных линий (1949 г.). На этом гребне пропилы зубов сделаны только с одной стороны. Другая сторона осталась недоделанной.

Изделия из кости и рога многочисленны и разнообразны. Это, прежде всего, гребни и рукояти ножей. О мастерстве рязанских косторезов свидетельствуют также искусно вырезанная из кости накладка в виде кошки (рис. 4), резная из кости рукоятка плети и точеная в виде бочонка, украшенная глазковым орнаментом, рукоятка жезла.

Меднолитейное дело представлено находками медных шлаков, кусков меди, тиглей со следами расплавленного металла, необрезанных после отливки бронзовых украшений и каменных литейных форм.

Большой интерес представляют две литейные формы, сделанные из плотного сланца (рис. 5). Одна из форм четырехсторонняя. На одной ее стороне сделано гнездо для литья круглой выпуклой привески, на которой имитировалась крупная зернь. На другой — для литья квадратной бляшки с треугольным и точечным орнаментом. На третьей стороне сделано гнездо для литья шариков диаметром 8 мм. Камень, из которого сделана форма, по-видимому, уже использовался прежде, так как на четвертой стороне сохранилась часть гнезда для литья витого медного перстенька. Камень с этим гнездом был расколот и на трех его сторонах сделаны были новые литейные гнезда. Формы, очевидно, прикрывались гладкой крышкой; к каждому гнезду ведут литки. На привеске с зернью сделано ушко для подвешивания к ожерелью. Для этого в форме оставлен каналец, перпендикулярный литку, в который вставлялся железный стержень. Металл обтекал стержень, который потом убирали, и в ушке оставалось отверстие.

Вторая литейная форма — трехсторонняя. На одной стороне сделано гнездо для литья монетовидной бляшки, орнаментированной по краю городчатым орнаментом, посредине изображены два крестовидно пересекающихся овала. На другой — гнездо для литья плоского четырехконечного креста с расширяющимися ветвями и зубчиками — «лучами» на его концах, тут же имеется перпендикулярный литку каналец (для ушка). На третьей стороне сделано гнездо для литья плоских привесок в виде треугольников с тремя шариками по нижнему широкому краю и с колечком для привешивания вверху. Подобные украшения распространены в поздних чудских древностях, например, у мордвы в XII—XIII вв. Находка литейной формы для этих украшений в Старой Рязани служит одним из доказательств того, что рязанские ремесленники работали для экспорта в мордовские земли.

Гравировка по металлу представлена в Старой Рязани рядом находок, среди которых интересна медная пластина с изображением Иисуса Христа, найденная в раскопках 1950 г.

В ГИМ имеется часть листовой медной оковки, вероятно, церковных дверей с изображением крещения (рис. 6). Размер пластины 32,2 X 25,5 см. В отчете музея пластина датирована XIII в. Рисунок сделан способом золотой наводки, заключающимся в том, что на покрытой особым лаком медной пластине острым инструментом процарапывают рисунок; очищенные от лака места травят кислотой и заполняют золотой амальгамой. При нагревании золото прочно соединяется с медью. Этот способ золочения был широко распространен в XII—XIII вв. С его помощью сделаны изображения на знаменитых дверях Суздальского собора. [7 – стр. 131-140].

Довольно широкий набор разнообразных инструментов применялся при фигурной обработке дерева и художественной резьбе. Найдены стамески — прямые и косые, стамески с фигурным лезвием, долота с фигурными лезвиями, разнообразные резцы — такие, как клюкарзы с прямым и фигурным лезвием, ножи-косяки и ножи-резаки, ложкари. (рис. 12) [6 – стр. 258].

Исключительный интерес представляют изделия из золота и серебра. На Старорязанском городище найдено четыре больших клада, а также отдельные золотые и серебряные предметы (рис. 7).

Первым значительным открытием, заставившим обратить внимание на славяно-русские древности, был клад, найденный на городище Старая Рязань в 1822 г. Во время пахоты крестьянин Ермолаев нашел золотые блях, медальоны и бусы, получившие в научной литературе название «рязанские бармы». [11 – стр. 11].

Клад, найденный в 1822 г., был выпахан из земли на Южном городище, у большой дороги (рис. 9). Вещи, по-видимому, находились в кожаном мешке, так как вместе с ними попалось несколько истлевших небольших лоскутков кожи. Общий вес клада — б фунтов 83 золотника. Из вещей клада 1822 г. прежде всего, выделяется 11 круглых блях, которые Кондаков делит на три подбора или серии.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.