Реферат: Афганистан в Новое время
Реферат: Афганистан в Новое время
1.
Хозяйство и
общественный строй афганского населения в XVI—XVII
вв.
2. Возникновение первых очагов государственности в Кандагаре и Герате.
Завоевание Афганистана Надир-шахом
3. Годы феодальной раздробленности. Приход к власти Дост
Мухаммеда
4. Разрушение Кабула и вывод английских войск из Афганистана
5. Завершение англо-афганской войны. Распространение власти
Абдуррахмана на весь Афганистан
1. Хозяйство и общественный строй афганского населения в XVI—XVII вв.
Афганцы изначально занимали лишь незначительную часть территории
современного Афганистана. Родиной афганцев является район Сулеймановых гор. Это
суровая и бедная страна. В древности и Средневековье через нее проходили важные
пути караванной торговли, соединявшие Индию с Ираном и Средней Азией, а через
них с более отдаленными странами Запада и Востока. Не менее велико было и
военно-стратегическое значение района Сулеймановых гор. Это был единственный
участок сухопутной индийской границы, доступный вторжению чужеземных
завоевателей. Три важнейших горных прохода — Боланский, Гомальский и
Хайбар-ский — служили своеобразными воротами, через которые в Индию
неоднократно проникали орды кочевников и других завоевателей.
Постепенно распространяясь по юго-восточным скатам Сулеймановых
гор, афганцы смешивались со многими индийскими народностями и племенами. Тот же
процесс шел и к северо-западу от Сулейманова хребта, и в его южном предгорном
районе, где основным населением древних земледельческих оазисов Кабула,
Кандагара и Герата были таджики. Распространение афганских племен за пределы их
первоначальной родины — района Сулеймановых гор — было длительным и отнюдь не
мирным процессом. Афганские кочевники завоевывали соседнее земледельческое
население (таджиков на севере и западе, различное индийское население на
востоке); они подчиняли его и сами начинали постепенно переходить к оседлому
образу жизни. завоевание
афганистан
История Афганистана начала XVI в. связана с именем и
деятельностью Захир ад-Дина Мухаммеда Бабура, потомка завоевателя Тимура,
уроженца Ферганы, основателя государства Великих Моголов в Индии, воина и
полководца, поэта и автора заслуживших всемирную известность мемуаров
«Ба-бур-наме».
В 1503 г. Бабур захватил Кабул и стал самостоятельным правителем
обширного владения. С этих пор начинаются тесные связи правителя с афганскими
племенами, то перераставшие в военные действия, то определявшиеся рамками
союзных договоров.
Афганские племена признали верховную власть Бабура, но ни он сам, ни
его преемники не смогли полностью покорить воинственных и свободолюбивых
афганских горцев. В результате нескольких военных экспедиций (1505—1507 гг.)
верховная власть Тимуридов и впоследствии Великих Моголов, по-видимому, в
большинстве случаев ограничилась взиманием сравнительно небольшого числа скота
в качестве налога или дани. А вскоре после того, как Бабур начал подготовку для
вторжения в Индию, его взаимоотношения с афганскими племенами практически
перестали быть враждебными. Для того чтобы обезопасить тыл своих войск в
будущих походах, Бабур предпочел заключить союз с могущественными афганскими
племенами: дилазаками и юсуфзаями, занимавшими территории от Биджаура и
Хайбарского ущелья до реки Инд. Впоследствии этот союз был распространен на
большинство других афганских племен, усиливших своими воинами военную мощь
завоевателя Индии.
Свидетельства Бабура, оставленные им в замечательном источнике
«Бабур-наме», а также сопоставление генеалогических сведений об афганских
племенах в их легендарной традиции дает возможность установить расселение
значительной части этих племен в XVI—XVII вв. Это территории между долиной Свата на севере
и Дераджатом на юге. Часть Пешавар-ской долины и Свата населяли юсуфзсш, к югу
от них Бабур упоминает ряд хорошо известных впоследствии племен, населявших уже
тогда те местности, где они в основном оставались
и позднее, вплоть до наших дней: это мухаммедзаи (в районе
Хаштнагара), афридии (в районе Хайбарского прохода), бан-гаши (вокруг Хангу), киви-хелъ
баннучей (в Банну), гильзаи (вокруг Газни и в районе Мукура).
Только относительно момандов и дилазаков можно утверждать, что из
тех мест, где их застал Бабур, эти племена впоследствии ушли. Первые — из
района Мукура, а вторые — из Пешаварской долины потеснили и стали соседствовать
с крупными племенами абдали и хаттаки, проживавшими в районах Кандагара и
Заминдавара.
Картина расселения афганских племен, восстановленная по данным
Бабура и фольклорной афганской традиции, несмотря на некоторые имеющиеся в ней
пробелы, дает возможность утверждать, что в общих чертах она была примерно
такой же, как и во второй половине XVIII — начале XIX в.
В истории афганцев в начале нового времени до сих пор остается
невыясненным вопрос о роли кочевого скотоводства и земледелия у различных
племен. Если в современном Афганистане в последней трети XX в. насчитывалось около 2
млн кочевников, то несомненно (и об этом свидетельствуют данные письменных
источников), что в новое время в хозяйстве ряда афганских племен преобладало
кочевое скотоводство. Однако есть многочисленные свидетельства и о
распространении земледелия у афганцев в рассматриваемое время.
Прежде всего, это свидетельства Бабура. При описании своих походов
он неоднократно упоминает о земледельчестве различных афганских племен. О
жителях Хаштнагара ему доложили, что у них много зерна и есть засеянные поля.
Об афридиях Бабуру сообщили, что у них посеяно много риса. Жителей Зурмата
(племя афганшили) Бабур характеризует как людей, сеющих хлеб и занимающихся
земледелием, но не имеющих садов и огородов.
Сведения о налогах, взимаемых монгольскими властями с районов,
населенных афганскими племенами, свидетельствует о распространении земледелия в
Дуки, Мастунге и других районах Кандагарской области. Среди племен, населявших
эту территорию, указаны каси, какары, тарины и др., живущие в этих местах и
поныне.
Одной из спорных проблем социально-экономической истории афганцев
в средние века и в начале нового времени остается проблема, связанная с тем,
что предшествовало у афганских племен феодализму, от каких конкретных форм
общественных отношений происходил переход этих племен к феодализму. В целом при
значительных различиях между племенами и отдельными ветвями и подразделениями
общественный строй афганцев в XVI—XVII вв. характеризовался, с одной стороны, сохранением
весьма значительных патриархальных пережитков, а с другой, развитием феодальных
отношений. Вместе с тем, поскольку источники последующего времени дают
основание относить окончательное оформление феодальных отношений у таких
крупных племен, как абдали, ко второй половине XVIII — началу XIX в., в рассматриваемый
период естественно было бы предположить наличие у них более резко выраженных
патриархальных черт.
По-видимому, уже задолго до рассматриваемого периода у афганских
племен выделилась родоплеменная знать, хотя ее власть и влияние у различных
племен не были одинаково сильны. У многих племен (в частности у таких крупных,
как абдали и Гильзаи) существовали ханские роды, из состава которых
исключительно или преимущественно выдвигались ханы племен и их крупных
подразделений, однако должность вождя далеко не всегда передавалась по
наследству.
Между афганскими племенами существовали вассальные и
вассально-союзнические отношения. В возникавших на время военных действий
союзах племен одно племя выступало в качестве руководящего. Некоторые слабые
племена находились в зависимости от более сильных племен, оказывая им поддержку
и пользуясь их покровительством. Такие зависимые племена назывались хамсая.
Занимая новые земли, афганские племена вытесняли часть местных жителей,
а часть подчиняли, превращая их в зависимое население. Это покоренное, чаще
всего неафганское население, лишавшееся прав на землю и состоявшее на юге из
индийских племен и народностей, а на севере из иранских, главным образом
таджиков, также называлось у афганцев «хамсая».
По более поздним сведениям, в разряд хамсая стали переходить и
обедневшие афганцы, вынужденные покинуть свой род, переходя под покровительство
другого рода или отдельных лиц.
Кроме зависимого населения (хамсая, райяты, у юсуфза-ев — факиры) у
афганцев были и рабы. О сохранении рабства у афганцев в начале нового времени
есть немало свидетельств в источниках того времени. Упоминания о рабах есть в
генеалогических преданиях афганцев. Так, в одном из них рассказывается, что
«Каджин усыновил трех рожденных в доме рабов: Тана, Бадара и Кана». В другом
предании упоминается о том, что племя юсуфзаев в результате победы, одержанной
над племенами гория-хель в битве при Шейх-Тапуре (середина XVI в.), продало многих
племенных воинов в рабство, и сообщается об этом как о деле обычном.
Свидетельства источников о распространении у афганцев рабства в
позднем Средневековье и начале Нового времени служат веским доводом в пользу
предположения о том, что феодализации афганских племен могли предшествовать,
если не у всех, то у многих из них патриархально-рабовладельческие отношения.
Но в XVI—XVII вв., насколько можно судить по имеющимся источникам, рабовладение
не играло сколько-нибудь определяющей роли в жизни афганцев.
У многих афганских племен еще в XVIII—XIX вв. прочно удерживалась
родоплеменная организация, вассально-союз-нические отношения между племенами,
сохранялась роль совета старейшин (джирга), а также обычного (родового) права,
общинных «домов гостеприимства» и т. д.
Большую роль в сохранении родоплеменных пережитков играл обычай
периодического передела земли — вэш. Он заключался в регулярном переделе земли
по жребию между ветвями и подразделениями, родами и отдельными семьями племени,
причем обмену подлежали не только пахотные земли, но также и усадьбы с
жилищами. В таком виде обычай, обеспечивая очередность пользования землями
различного качества, способствовал сохранению племенной структуры и
организации, поскольку земля обменивалась по родовому признаку.
Знатные семьи также не были освобождены от переделов, что вызвало
в XVI—XVII вв. острую борьбу между
усиливавшейся знатью, стремившейся захватить более плодородные земли, увеличить
свои наделы и изъять их из действия обычая вэш и рядовыми членами племен,
отстаивавшими прежние уравнительные порядки землепользования.
Сохранение обычая вэш в той форме, в какой он удерживался у
некоторых племен даже в XIX в., способствовало консервации родовой общины.
При завоевании Пешаварской долины, Бунера, Свата и Пенджкоры местные жители
были лишены земли и превращены в зависимых земледельцев и пастухов. При
распределении земель родоплеменные вожди получали такие же наделы (по числу душ
в своих семьях), как и рядовые члены племени. Такое распределение земли
свидетельствует о том, что в XVI—XVII вв. у афганцев сохранялась еще родовая община,
во всяком случае, она еще не успела разложиться до конца, не превратилась лишь
в пережиточную форму.
Однако даже в тех племенах, где сохранялся вэш, уже существовали и
развивались элементы феодальных отношений, соседствующие с пережитками
работорговли и рабовладения. Поэтому отождествлять медленно разлагавшиеся в
этих племенах родоплеменные структуры с какой-либо разновидностью
первобытнообщинного строя, конечно, нельзя. У других афганских племен, в
зависимости от конкретных исторических условий и географической среды,
социально-экономическое развитие шло быстрее.
В XVI в. сефевидские шахи, правившие в Иране, отвоевали Герат у
узбеков, а затем захватили земли афганских племен в Кандагарской области. Тогда
же восточные области Афганистана (Газни, Кабул и Пешавар) вошли в состав
державы Великих Моголов Индии. Что касается Кандагара, то он длительное время
оставался предметом спора и вражды между Ираном и Могольской державой. Этот
важнейший перевалочный пункт индийской сухопутной торговли много раз переходил
из рук в руки, но с 1649 г. по 1709 г. оставался в составе государства
Сефевидов.
Важнейшей внутренней предпосылкой создания афганского государства
было развитие феодальных отношений в афганских племенах. Почва для объединения
их в одно государство была подготовлена длительной вооруженной борьбой за
независимость против Великих Моголов и иранских шахов.
Внешнеполитическая обстановка в начале XVIII в. благоприятствовала
образованию самостоятельного афганского государства. Иран находился в состоянии
раздробленности и был вынужден отстаивать свое существование в войнах с
могущественными противниками. Со стороны ослабевшей империи Великих Моголов
опасности для независимости афганцев также больше не существовало. После смерти
Аурен-гзеба (1707) Могольское государство стало распадаться. Делийские
правители не располагали силами для активной политики на северо-западе, и
афганские племена оказались по
существу предоставлены самим себе. Могольские отряды не рисковали
проникать в отдаленные от городов районы.
Однако афганские племена, проживавшие вдоль течения р. Инд,
оставались раздробленными. В силу главным образом внутренних причин образование
государства произошло не в восточных, а в западных областях расселения
афганских племен, где к началу XVIII в. значительно усилились Гильзаи и абдали. В начале
XVIII в. численность гильзаев
по имеющимся сведениям составляла 50 тысяч семей или 250 тысяч человек, а
абдали доходила до 60 тысяч семей.
В конце XVII — начале XVIII в. обширное сефевидское
государство быстро клонилось к экономическому и политическому упадку.
Недовольство различных слоев населения нашло выход в волнениях и крупных
восстаниях народных масс. Серьезные удары государству Сефевидов нанесли
восстания покоренных народов и племен на окраинах государства, где гнет
иранских феодалов принимал особенно жесткие формы.
Один из сильнейших ударов Сефевидам был нанесен гиль-заями.
Волнения среди гильзайских и других афганских племен происходили уже в первые
годы царствования шаха Хусейна (1694—1722) и приобрели угрожающий для Ирана
характер в связи с недовольством, вызванным вымогательством и притеснениями
шахских наместников.
Афганские племена отвечали восстаниями. Борьба племени гильзаев
против сефевидов связана с именем хана Мир Вайса. Именно он стал организатором
восстания, начавшегося в апреле 1709 г.
Повстанцы напали на отряд шахского наместника Гурген-хана в
селении Дех и Шейх (около 60 км от Кандагара). Застигнутые врасплох воины
Гурген-хана были перебиты и сам он погиб. Разгромив еще один отряд, восставшие
овладели Кандагаром, где и образовали независимое гильзайское государство под
управлением Мир Вайса. Под его руководством Гильзаи отстояли самостоятельность
этого государства, отразив наступление сильного войска, посланного в ноябре 1709 г. из Исфагана.
В этой войне Гильзаи применяли партизанскую тактику, характерную
для народных войн. Они нападали на караваны и опустошали местность, препятствуя
доставке продовольствия и т. д. В этой борьбе приняли участие отряды белуджей,
откликнувшихся на призыв Мир Вайса о помощи.
Осенью 1711 г. положение шахских войск под Кандагаром настолько
ухудшилось, что командующий Хосров Мирза вынужден был отдать приказ об
отступлении, превратившемся в катастрофу.
Вскоре после этого разгрома Сефевиды окончательно отказались от
попыток восстановить свою власть над Кандагаром. Мир Вайс правил Кандагарской
областью еще несколько лет в качестве независимого государя вплоть до своей
смерти в 1715 г.
В истории афганского народа значение восстания 1709 г. и образование независимого государства Мир Вайса в Кандагаре очень велико. Эти события, а
также возникновение независимого абдалийского ханства в Герате можно считать
прологом к созданию Афганского государства.
Вслед за гильзаями добились независимости и абдали, поднявшие в 1716 г. восстание в Герате. Руководили восстанием Абдулла-хан и Асадулла. Разбив в нескольких сражениях
иранские войска, повстанцы в конце 1717 г. овладели Гератом и распространили свою власть на районы Мургаба, Бад-шса, Кусувийе и Гуриана.
В результате этих событий Герат стал центром самостоятельного
владения абдалийских ханов из рода садозаев. Первым абдалийским правителем
Герата был Абдулла-хан. В 1719 г. он успешно отразил последнюю экспедицию
сефевидов, но потерпел неудачу в войне с гильзаями. После этой
братоубийственной войны к Кандагарскому государству отошли Фарах и Заминдавар.
Асадулла пал в бою. Усилилось могущество гильзайского полководца, молодого и
энергичного Махмуда, старшего сына Мир Вайса, пришедшего к власти в Кандагаре в
1717 г.
Обезопасив свои владения со стороны Герата, Махмуд после
нескольких набегов на пограничные провинции Ирана организовал в 1721 г. большой поход на Исфаган. Главную роль в этом походе играли гильзайские племена, но в нем
участвовали также воины других афганских и неафганских племен, не только
Кандагарской, но и соседних областей.
Разбив персидское войско, афганцы осадили Исфаган. После
семимесячной осады столица капитулировала и 22 октября
1722 г. шах Хусейн явился в лагерь к Махмуду и передал ему корону.
Афганские завоеватели покорили затем значительную часть Ирана, но власть их
была непрочной. Они не имели опоры среди населения страны, относившегося к ним
враждебно, крестьяне и горожане Ирана поднимались на освободительную борьбу, в
ходе которой афганское войско начало терпеть серьезные неудачи.
В 1725 г. в результате дворцового переворота шахский престол
захватил двоюродный брат Махмуда Ашраф. Кровавым террором ему удалось удержать власть над
центральной частью Ирана. Он сумел справиться с большими внешнеполитическими
трудностями: разбил вторгшееся в Иран турецкое войско и заключил соглашение с
Турцией, а затем с Россией.
Однако, несмотря на некоторые военные и политические успехи, позиции
Ашрафа, как правителя завоеванной афганцами части Ирана, становились все более
шаткими. Сопротивление персидского народа усиливалось, а афганское войско
Ашрафа слабело, поскольку приток подкреплений из Кандагара совершенно
прекратился. Правивший тогда в Кандагаре хан Хусейн выступал соперником Ашрафа
и проводил политику укрепления своего княжества, отказываясь от участия в
иранских делах. Все больше афганских воинов гибли вдали от родины в боях с
повстанцами, турками, в междоусобицах.
Вот в этих условиях и взошла звезда Надира Афшара (1688—1747) —
будущего шаха Ирана. Он происходил из воинственного туркменского племени Афшар.
Выдвинувшись, как талантливый военачальник в ходе кровавых усобиц, он в 1726 г. присоединился с двухтысячным отрядом к шаху Тах-маспу — сыну Хусейна. Подчинив этого
слабовольного шаха своему влиянию и действуя от его имени, Надир организовал
дисциплинированное и боеспособное войско, объединил северо-восточный Иран и
повел борьбу с афганцами, пользуясь поддержкой широких масс народа, видевшего в
нем избавителя от чужеземцев.
Перед тем как решиться на столкновение с главными си- -лами
гильзаев и Ашрафа, Надир в 1729 г. предпринял поход , против Герата и в четырех
кровопролитных сражениях разбил
афганцев племени абдали, в руках которых находилось ге-ратское
княжество. Надир милостиво обошелся с побежденными, многих абдали принял на
службу, рассчитывая использовать давнее соперничество между афганскими
племенами абдали и гильзаев. Уже тогда воинственные кочевые племена Хоросана
составляли ядро надировских войск. Теперь Надир мог двинуться против шаха
Ашрафа.
Возглавив борьбу против чужеземцев (турок и афганцев), Надир
завоевал авторитет и власть. В 1729 г. начались решающие столкновения войск
Надира с гильзаями в Иране. Ашраф, не дожидаясь, когда Надир пойдет на Исфаган,
двинул свою армию на Хоросан, однако потерпел поражение у р. Михмандост 30 сентября 1729 г. Затем Ашраф был еще несколько раз разбит, оставил Исфахан, пытался
спастись бегством после последнего поражения в Фарсе, но был опознан и убит.
Страницы: 1, 2, 3, 4
|