Реферат: Центральные храмы города Екатеринбурга
Затем на автомобилях царь
и члены его семьи были привезены в заранее приготовленный для их содержания
дом. Его подготовка началась еще 28 апреля, когда на заседание Уралсовета
вызвали Н.Н. Ипатьева, которому приказали в 24 часа освободить дом, оставив в
нем только самое необходимое. Личные вещи хозяина сложили в кладовую и в его
присутствии опечатали. Выбор дома был не случаен. Николай Николаевич Ипатьев
был хорошо известен членам Уралсовета — он был видным екатеринбургским кадетом,
после Февральской революции входил в комитет общественной безопасности, в
котором состоял будущий комендант "Дома особого назначения" большевик
Яков Юровский, а также и другие деятели Уралсовета. Дом был спешно обнесен
двойным забором, по высоте превышающим окна второго этажа. Всего снаружи дома
было размещено восемь постов охраны, и еще два находились внутри. Когда царя
подвезли к дому, председатель Уралсовета Белобородое произнес фразу, вошедшую в
историю: "Гражданин Романов, вы можете войти". Выйти из дома ни царь,
ни его близкие уже никогда не смогли. Первоначально охрана царя состояла из
уральских рабочих. Затем ее поручили десяти "латышам" (так в те годы
именовали всех большевиков-иностранцев, независимо от их национальности).
Именно они вместе со своими начальниками — Юровским, Ермаковым, Никулиным и
Медведевым — составили интернациональную "расстрельную команду".
16 июля 1918 г. из Перми
в Екатеринбург поступил зашифрованный приказ о расстреле Романовых. Ночью 17
июля приказ был исполнен. Все заключенные спали. Их разбудили и перевели в
полуподвал, где для казни была уже специально приготовлена комната: стены и пол
обшиты досками, чтобы избежать рикошетов. Вошла "расстрельная
команда", и Юровский объявил: "В связи с тем, что ваши родственники в
Европе продолжают наступление на Советскую Россию, Уралисполком постановил всех
расстрелять". Кому и в кого стрелять, было распределено заранее. Сам
Юровский выстрелил в царя (эту же "честь" приписывали себе Петр Ермаков
и Павел Медведев). Раненых достреливали, добивали штыками. Трупы погрузили на
машину и повезли на запад, в сторону Верх-Исетского завода.
За несколько дней до
отхода большевиков из Екатеринбурга под натиском белых ключи от "Дома
особого назначения" вернули хозяину — Н.Н. Ипатьеву. В доме он больше не
жил, а продал его белым под штаб Северо-Уральского фронта. В первые дни после
прихода белых в доме побывали толпы зевак, каждый старался унести что-нибудь на
память, из стен и пола "расстрельной" комнаты выковыривали пули, а
некоторые посетители просто грабили бесхозное имущество, многое из которого
оказалось вскоре на городской барахолке. В доме обнаружилось также множество
кабалистических знаков (в частности, свастика), что породило версии о ритуальном
убийстве. Однако, скорее всего эти знаки рисовала, чтобы защититься от беды,
сама царица Александра Федоровна, известная крайним суеверием.
В 1920-х гг. в доме
Ипатьева размещался Музей Революции, а прилегавшую к нему площадь переименовали
в площадь Народного Гнева. Факта расстрела Романовых никто не скрывал, им даже
гордились. Расстрельную комнату восстановили (настоящие доски стен и пола были
вывезены белыми) и водили в нее экскурсии. Затем в доме был Антирелигиозный
музей, различные малозначительные учреждения. О страшных событиях 1918 г.
старались забыть, официально о них более не упоминалось. Но народная память
жила, и к дому постоянно стекались люди. Это раздражало и местные и московские
власти. В сентябре 1977 г., "учитывая острую потребность в реконструкции
улиц Якова Свердлова и Карла Либкнехта", дом был снесен. В новое время,
вместе с изменением отношения к отечественной истории, изменилось и отношение к
этому месту — свидетелю ужасной трагедии. Здесь поставлена деревянная часовня
во имя Преподобной Мученицы Елизаветы Федоровны, а в 2000 г. началось
строительство "храма на крови".
Мы посетим место казни
последнего русского Императора и его семьи, где до 1977 года стоял дом горного
инженера Ипатьева, в котором семья Николая 2 находилась последние 78 дней и
была расстреляна в ночь с 16 на 17 июля 1918 года. А сейчас на том месте
возвышается Храм-Памятник на Крови во имя всех святых в земле российской
просиявших, построенный и освещенный в 2003 году. В храме рядом с алтарем
располагается место комнаты расстрела – «Русская Голгофа», мемориальный музей
памяти Романовых, где можно увидеть фотографии и предметы, сохранившиеся с
опаленных огнем революционных лет прошлого.
Своим расположением и
масштабами храм стал городской достопримечательностью. Самый зрелищные части,
издалека - купола, главный и 8 дополнительных - символ Троицы, развёрнутой в
бесконечность. Купола блестят золотом.
Колокол, отлитый из
особой колокольной бронзы, назвали Андрей, в честь св. Андрея Первозванного,
среди 14 колоколов Храма-на-крови он будет иметь самый низкий голос.
Крест на куполах более
выразителен, чем на Вознесенской церкви. Он означает крест, который был прибит
Иисусу Христу.
11-00 Группа проходит ближе к
Храму, поднимаются по лестнице. Смотровая точка у входа в Храм. Рассказ о
внутреннем убранстве Храма, гостинице для высокопоставленных религиозных санов.
Первый этаж храма – Романовский, с
иконостасом, с «царскими вратами», с криптой-молельней на «месте» расстрельной
комнаты и музеем: от Ипатьевского монастыря до Ипатьевского дома. Есть и
специальный зал «строительство храма». Алтарь располагается рядом с местом
расстрела царской семьи.
Главные внутренние конструкции –
иконостасы, их 2, на двух уровнях – этажах. Верхний – бело-мраморный, 12 метров
в высоту, 30 в длину. Это единственный фаянсовый иконостас. Он отличается
долговечностью.
Здесь Вы также можете поставить
свечки. В храме всего 60 икон. Их исполнители сестры-монахини и послушницы
иконописной мастерской Екатеринбургского Ново-Тихвинского женского монастыря,
который мы с вами посетим чуть позже.
Храмовая икона посвящена Всем
Святым В Земле Российской Просиявшим и содержит около 500 персонажей. «Святые
Царственные Страстотерпцы» - самая большая по размерам.
На торжественной церемонии открытия
представители Императорского дома Романовых передали в дар храму икону Божией
Матери "Троеручица", которая находилась в доме Ипатьева в период
пребывания там семьи Николая II в 1918 году.
В ансамбль храма включен памятник
царской семье. Он представляет собой скульптурную композицию, в художественной
форме представляющую трагический момент спуска Николая II и его семьи в подвал
дома Ипатьева на расстрел.
Посмотрите направо, та Вы увидите
так называемую «гостиницу» для приезжающих высокопоставленных священников, где
также есть конференц-зал. Рядом с «гостиницей» Вы увидите часовню, поставленную
на месте Ипатьевского дома, в честь Елизаветы Фёдоровны (родной сестры
последней императрицы Александры Федоровны).
А теперь Вы можете войти в храм и
осмотреть его интерьер и поставить свечки. Напоминаю, что фотографировать и
снимать в храме запрещено.
Экскурсантам даётся 15 минут. Затем
они садятся в автобус, который их уже ждёт у храма и едут к Екатерининской
часовне. Время отъезда 11-35.
Следующим пунктом нашего маршрута
будет Екатерининская часовня.
По пути в автобусе рассказывается
про церкви, которые стояли раннее, ныне не существующих. Время в пути 10 минут.
Пока мы до нее не доехали, я хотела
бы Вам рассказать о храмах, которые стояли в городе Екатеринбурге до наших
дней.
Едем по проспекту Ленина в сторону
Площади 1905 года. Сейчас мы проезжаем площадь 1905 года. Еще до революции в
центре площади возвышалась Богоявленская церковь (кафедральный собор).
Она была заложена в 1771 г. на
месте деревянной церкви, построенной здесь в 1745-1747 гг. Строительство
продолжалось двадцать четыре года. Церковь была двухэтажной, 55 м в длину и 26
м в ширину, с пятиярусной 66-метровой колокольней. По очертаниям она напоминала
современникам Петропавловский собор в Санкт-Петербурге и при необходимости
могла вместить до 4500 прихожан. Она находилась примерно на том месте, где
стоит, как мы сейчас видим, гранитная трибуна и примыкающий к ней 6-метровый
памятник Ленину.
Приехав на площадь труда, к
Екатерининской часовне, рассказываем про церковь, которая стояла до часовни.
Остановка у часовни11-45. Смотровая точка – перед часовней.
1 октября 1723 г. на Екатерининской
площади - теперь площадь Труда, где мы сейчас с Вами находимся - была заложена
первая в нашем городе мазанковая церковь .( мазанка-Дом, хата из глины или
обмазанного глиной дерева, самана, кирпича). Она сгорела при пожаре, и в 1758
году на том же самом месте был заложен богатый каменный Собор «Во Имя
Великомученицы Екатерины». по проекту архитектора Берг-коллегии Иоганна
Миллера. В 1763-1768 гг. были освящены четыре придела двухэтажного
Екатерининского храма. Как главный храм горного округа церковь получила
название Екатерининского собора.
В Екатерининском храме,
как холодном, богослужения совершались только летом, в остальное же время года
служили в придельных храмах, составлявших теплую церковь Собор был построен в
стиле барокко, весьма распространенного в России XVIII века, имел трехъярусную
колокольню высотой 55,5 м, а на колокольне часы, по которым сверял время весь
город.
В 1830-х гг. храм
был перестроен по проекту архитектора М. П. Малахова Очень известного
на Урале архитетктора, венчание которого состоялось в этой церкви. К зданию,
первоначально построенному в стиле барокко, добавились столь излюбленные
Малаховым классические портики.
Екатерининский собор
производил величественное впечатление: он вмещал до 8 тыс. человек. Высота
венчавшей собор 2-ярусной колокольни составляла почти 60 метров. Не случайно
она использовалась как дозорная и пожарная вышка. Знаменит был Екатерининский
собор и своими реликвиями: здесь хранилась часть святых мощей праведного
Симеона Верхотурского и знамя Уральского горнозаводского батальона, переданное
в храм в 1869 г.
В 1920 г. большевики
совершили акт глумления над святыней: мощи были вскрыты и отобраны у церкви. В
феврале 1930 г. Собор был закрыт, а весной этого же года взорван. В 90-х
годах религиозные святыни вновь возвращены епархии.
И вот В 1998 году к
275-летию Екатеринбурга на месте Екатерининского Собора воздвигнута каменная
часовня Во имя Святой Великомученицы Екатерины (церковь без алтаря, в которой
можно молиться, но нельзя совершать некоторые церковные службы). Часовня
белого, белоснежного цвета. Что символизирует чистоту, невинность, победу жизни
над смертью. Купола часовни ярко-золотистого оттенка. Это тоже неспроста.
Золотистый цвет несет символ славы, сияния, блеска, чистоты после мученичества.
Поскольку Святая Великомученица Екатерина была мученицей. Часовня является
пятикупольной шатровой, пять куполов- это говорит о численности евангелистов :
четыре евангелиста и один Бог. На портале главного входа над аркой,
шестиконечный позолоченный крест, с парящими ангелами. Свод арки опирается на
колонны из полированного лиственита. Форма креста тоже может нам сказать о
многом. Именно на кресте такой формы был прибит Иисус Христос. Верхняя часть
креста- символ Христа. Длинна перекладина говорит о том, что все сотворено
Богом. Небольшая перекладина – это мир ангелов. Наклонная линия обозначает все
человечество. И Длинная черта говорит нам о том, что все в Боге, все в Боге.
Под аркой свода поясное изображение Христа Пантократора ( Воздержителя). Он
изображен одной рукой благославляющий, второй рукой держит евангелий. На
боковых створах слева изображение Святой Екатерины в рост, справа изображение
Императрицы Екатерины.
Небесная покровительница
Екатеринбурга была дочерью правителя Александрии.
Екатерина никого из
сватавшихся за нее знатных и богатых юношей не считала достойным себя. Она
заявила, что выйдет замуж лишь за того, кто превзойдет ее в знатности,
богатстве, красоте и мудрости. Мать ее, тайная христианка, привела дочь к
своему духовному отцу за советом. Мудрый старец отвечал деве, что он знает
юношу, который превосходит ее во всем, ибо «красота Его светлее солнечного
сияния, а мудрость Его управляет всем созданием».
Образ Небесного Жениха
так сильно запечатлелся в душе гордой красавицы, что она всю ночь молилась,
чтобы увидеть Его. И она увидела Пресвятую Деву, просящую Сына посмотреть на
коленопреклоненную Екатерину, но Богомладенец отвращал Свой Лик, говоря, что она
безобразна, нища и безумна, как всякий человек, не омытый водами крещения.
Тогда Екатерина снова пришла к старцу, и он с любовью принял ее, наставил в
вере и крестил, заповедав хранить чистоту и непрестанно молиться. И вновь св.
Екатерине было видение Богородицы с Младенцем. Теперь Господь ласково посмотрел
на нее и дал ей перстень, обручив Себе. Когда святая пробудилась от сна, на
руке ее светилось кольцо.
В это время в Александрию
на языческий праздник приехал сам император Максимин. Тысячи жертвенных животных
закалывались и сжигались на алтарях перед идолами, приносились и человеческие
жертвы: христиан, не отступивших от Христа под пытками, сжигали живьем. Гнев и
сострадание исполнили сердце св. Екатерины, и она отправилась к Максимину.
Назвав себя, она смело исповедала свою веру и мудро обличила заблуждения
язычников. Красота девушки пленила правителя. Чтобы убедить ее, он повелел
собрать 50 ученейших мужей империи, но святая с такой ясностью доказала
истинность христианского учения, что мудрецы сами уверовали во Христа и
мужественно приняли смерть — были сожжены по приказу императора. Не сумев
соблазнить Екатерину ни богатствами, ни предложением жениться на ней, Максимин
приказал избить ее и бросить в темницу.
Мать его, Августа,
наслышанная о девушке, пришла в тюрьму с воеводой Порфирием и отрядом воинов.
Она была поражена силой духа св. Екатерины, лицо которой сияло Божественной
благодатью, и они уверовали во Христа. Когда на другое утро император пригрозил
Екатерине колесованием, святая сама подошла к колесам, и они разлетелись,
перебив язычников. Невидимая рука Ангела сокрушила орудия казни. Увидев это
чудо. Августа с воеводой Порфирием и 200 воинами перед всеми исповедали веру во
Христа и была за это обезглавлены. Со словами молитвы Святому Иисусу Екатерина
сама положила голову на плаху. Мощи ее были перенесены Ангелом на Синайскую
гору. В VI в. по откровению они были обретены и перенесены в храм Синайского
монастыря.
Жители города празднуют День святой великомученицы Екатерины,
7 декабря. На сегодняшний день Теперь все желающие прикоснуться к земле, на
которой покоятся мощи великомученицы, могут это сделать и на Урале в
екатеринбургской часовне.Среди святынь, которые находятся в часовне, – Икона
Святой Великомученицы Екатерины. На самой иконе Святая Екатерина выглядит
следующим образом: она коронована, одежда подчеркивает ее знатное
происхождение, в руках у нее находится крест, что является знаком мученицы.
Также в часовне можно увидеть камень из монастыря святой Екатерины, и листок
Неопалимой Купины - дерева, растущего под палящим восточным солнцем, которое,
по преданию, видел Моисей горящим и несгорающим. Святая Екатерина во всем
православном мире считается покровительницей девства и целомудрия в браке.
Вход в часовню не предусмотрен. Поэтому группа садится в
автобус и направляется к Свято-Троицкому Кафедральному собору. 12-15 отъезд.
Следующая наша остановка будет у Свято-Троицкого
Кафедрального Собора.
12-25 остановка у Свято-Троицкого Кафедрального собора.
Смотровая точка с торца Собора. Рассказ о Соборе
Нужно определиться, что же такое собор? Мы с Вами уже знакомы
с такими понятиями как церковь, часовня, храм. А собор – это главный храм
города. Но это Кафедральный собор – это главный собор епархии (это
церковно-административная территориальная единица).
Свято-Троицкий кафедральный собор
напоминает своим видом величественный корабль с блестящими парусами куполов,
который, преодолевая житейскую пучину окружающего мира, выплывает из-за рифоф
современных строений, напоминая нам о славном прошлом старого Екатеринбурга. За
время своего «плавания» этот «храм-корабль» пережил и шторм революции, и
разбойные набеги богоборцев, терпел крушение, но восстав из обломков, он вновь
собрал под своими сводами множество верующих. У собора 7 куполов, что означает
7 таинств. Крест символизирует распространение света на 4 стороны. Собор
выполнен в золотистых тонах, означающих славу, богатство, свет,блеск и
благородство.
История собора такова: заложен он был как старообрядческая
часовня на Сенной площади Екатеринбурга в 1810 году. Старообрядчество возникло
во второй половине XVII в. в результате раскола в Русской Православной Церкви,
когда часть духовенства и мирян отказались принять реформу Патриарха Никона
(1652-1666), осуществленную при поддержке царя Алексея Михайловича (1645-1676).
Горнозаводской Урал дает пример
успешной адаптации староверия к социо-культурным реалиям передовой для своего
времени крупной металлургической промышленности. Квалифицированные и
административно-технические кадры заводов в значительной степени сформировались
из старообрядцев. Они дали также немало новаторов-изобретателей. Имен можно
привести десятки, но ограничимся двумя: механики Нижне-Тагильских заводов,
строители паровых машин и создатели первого российского паравоза, беглопоповцы
отец и сын Черепановы. Соединение традиционного бытового уклада и нового
характера труда на металлургических предприятиях, крепостного права и рыночных
отношений, проживание в крупных, часто с многотысячным смешанным населением
заводских поселках, породили самобытное мироощущение, сам феномен
художественной культуры края. Одним из проявлений этой культуры стала местная
старообрядческая иконопись второй половины XVIII - начала XX вв. (Невьянская
икона). От Невьянского завода - первой горной "столицы" Демидовых и
духовного центра уральского старообрядчества, - она получила название
"невьянская школа". Термин во многом условен, как условно, например,
понятие "строгановских писем", стиль которых имел общерусское
распространение. (Байдин). Иконописцы, писавшие в "невьянской"
манере, работали во многих других заводах и городах, и не только в Невьянске.
На уральскую старообрядческую горнозаводскую иконопись в
период её становления оказали влияние школа Оружейной палаты конца XVII -
начала XVIII вв., живопись Поволжья (Ярославля, Костромы, Нижнего Новгорода и
др. центров); вероятно воздействие зарубежных староверческих центров.
История старообрядчества – одна из
самых трагических страниц в истории не только Русской Церкви, но и всего
русского народа. Торопливая реформа патриарха Никона разделила русский народ на
два непримиримых лагеря, привела к отпадению от Церкви миллионов верующих
соотечественников. Раскол pазделил pусский наpод на два класса по самому
важному для pусского человека пpизнаку pелигиозной веpы. На пpотяжении двух с
лишним столетий люди, искpенне считавшие себя пpавославными, испытывали дpуг к
дpугу недовеpие, вpажду и не желали никакого общения.
Особую роль в старообрядчестве играет сохранение старых
традиций и обрядов, благодаря чему были сохранены многие элменты древнерусской
культуры: пение, духовные стихи, речевая традиция, иконы, рукописные и
старопечатные книги, утварь, облачения и т.д.
В 1839 г. благодаря стараниям
главного благодетеля купца Я.М.Рязанова бывшая часовня получила статус
единоверческого храма. Тогда же состоялось освящение приделов во имя святых
Иоанна Златоуста и Николая Чудотворца. Отдавая должное почтение усердию
благотворителей, екатеринбуржцы назвали церковь «Рязановской». В 1930 году
Рязановскую церковь закрыли, разрушив через некоторое время купола и
колокольню. Возрождение храма началось в 1996 году. В течение нескольких лет с
Божией помощью, шло активное восстановление поруганной некогда святыни.
Страницы: 1, 2, 3
|