Реферат: Дипломатия Древней Руси
Реферат: Дипломатия Древней Руси
Федеральное агентство
высшего и среднего образования
ГОУ ВПО «Марийский
Государственный Университет»
Кафедра региональной
истории
Реферат на тему:
"Дипломатия Киевской
Руси"
Йошкар – Ола, 2009
Введение
«Каждому
историческому типу классового общества», – отмечается в курсе «Международного
права», соответствует свой тип государства и права. Это относится и к
международному праву, зарождение которого непосредственно связано с
возникновением государства и осуществлением их внешних функций. Точно так же и
зарождение древнерусской дипломатии следует рассматривать в органической связи
с развитием государственности того времени, а также со становлением
международной дипломатической практики раннего средневековья.
Что
имеется в виду под зарождением дипломатической системы Древней Руси? Прежде всего, содержание дипломатических переговоров и
дипломатических соглашений, расширение круга и степень значимости поднимаемых в
них политических вопросов; вовлечение в сферу дипломатической активности Руси
все большего количества государств и народов; генезис форм дипломатических
переговоров и соглашений, развитие сопровождающих их процедур, обрядов,
отражающих в известной мере как содержание, так и форму переговоров и
соглашений; зарождение и развитие посольской службы как таковой, т.е.
превращение посольств в постоянный инструмент внешнеполитической деятельности
древнерусского государства, изменение характера состава посольств, а также их
представительства, складывание первых постоянных «кадров» посольской службы.
История
развития дипломатии Древней Руси исследовалась и исследуется многими
историками, лингвистами. Событиям 860 г. – первому русскому нападению на
Константинополь и последовавшим за ним дипломатическим переговорам руссов с
греками – посвящены специальные работы отечественных дореволюционных ученых А. Пападопуло
– Керемевса, Х.М Лопарева, В.Г. Васильевского, западного историка А.А. Васильева,
который хотя и считал, что под Константинополем появилась «варяжская» Русь, но
всю канву событий изложил с научной скрупулезностью.
Русскому
посольству в Константинополь и империю франков в 838–839 гг. уделил
внимание историк А. Рязановский, доказывавший, как и некоторые
отечественные ученые, принадлежность посольства славянскому Киевскому
государству. Отношениям Руси с Византией, договорам Руси с греками 907, 911,
944, 971 гг. посвятили в XIX в. специальные работы Н.А. Лавровский, И.И. Срезневский,
В.В. Сокольский, А. Дмитриу; в начале XX в. – А.В. Лонгинов,
Д.М. Мейчик и др.
Отношения
древней Руси с Востоком и некоторые аспекты древнерусской внешней политики в
этом регионе рассмитрели дореволюционные востоковеды Б.А. Дорн, В.В. Григорьев,
А.Я. Гаркави, а также советские историки В.В. Бартольд, Б.Н. Заходер,
А.Ю. Якубовский, Н.Я. Половой, В.М. Бейлис, М.И. Артамонов
и др.
Организации
древнерусской дипломатии посвящены небольшие разделы в работах советских
историков международного права Ф.И. Кожевников, Д.Б. Левина и других,
а также в обобщающем труде «Курс международного права».
Важное
значение для исследуемой темы имеют труды западных византинистов К. Неймана,
Ф. Дэльгера, Д. Оболенского и Д. Милляра.
В
историографии, как отечественной, так и зарубежной, лишь две работы посвящены
комплексному исследованию всех тех аспектов в истории древней Руси, которые
рассматриваются в качестве свидетельств поступательного развития русской
дипломатической службы, – это монографии М.В. Левченко и В.Т. Пашуто.
Что
считать источником по теме? Ответить
на этот вопрос не столь уж затруднительно, так как весь круг источников хорошо
известен специалистам, неоднократно использовался ими, в том числе и при
анализе внешнеполитических и отдельных дипломатических аспектов истории древней
Руси.
Данные о
первых дипломатических контактах славяно – руссов в VII–IX вв. содержится в житиях
греческих святых Стефана Сурожского и Георгия Амастридского. О посольских
контактах Руси с Византией и Фракийской империей в 838 -839 гг. имеется
лишь краткая запись в Бертинской хронике.
«Свой» круг
источников у таких внешнеполитических и дипломатических сюжетов, как поход Руси
на Константинополь в 860 г., последовавшие за ним русско – византийские
переговоры и русско – византийский мирный договор. Это известные проповеди
константинопольского патриарха Фотия, его «Окружное послание» восточным
архиепископам и сочинения, принадлежащие перу биографа патриарха Игнатия Никиты
Пафлагонского и венецианского хрониста Иоанна Дьякона. Сюда же относится и
памятник агиографической литературы «Слово на положение ризы богородицы во
Влахернах», в котором, по мнению ряда ученых, также идет речь о событиях 860 г.
краткие упоминания об этих же событиях содержатся в трудах продолжателя
Феофана, и в частности в труде «жизнь императора Василия», данные события нашли
отражение в греческих хрониках Симеона Логофета и продолжателя Георгия
Амартола, позднейших хрониках Скилизы и Зонары, в русских летописях. Как видим,
круг источников лишь по этой теме весьма пространен, хотя в большинстве своем
каждое из сообщений весьма кратко, фрагментарно.
Исследование
русско-венгерского соглашения конца IX в. предпринято на основании параллельного анализа
опубликованной на русском языке В.П. Шушариным части венгерской анонимной
хроники XI в. и сведений «Повести временных лет».
Источниками
по истории русско – византийской войны 941–944 гг. являются греческое
житие Василия Нового, сообщение кремонского епископа Лиутпранда, чей отчет о
посольстве в Константинополь содержит свидетельство о нападении русской рати на
Византию, ряд греческих хроник, но в основном – данные «Повести временных лет»,
содержащей оригинальное описание русско – византийских переговоров на Дунае,
историю обмена посольствами между Русью и Византией и текст русско –
византийского договора 944 г.
Сведения о
русских походах в Закавказье в IX–X вв. и о дипломатической активности руссов в связи с этими
событиями содержатся в трудах восточных авторов Ибн – Исфендийара, ал-Мас’уди,
Ибн – Мискавейха и ряда других.
Некоторые
из упомянутых событий нашли многократное повторение в византийских хрониках –
Симеона Логофета, продолжателя Георгия Амартола, Скилицы, Зонары и других в
русских летописных сводах, восходящих к древнейшим летописным традициям, таких,
как «Новгородская первая летопись старшего и младшего изводов», «Летописец
Переяславля – Суздальского», «Троицкая летопись», и некоторых других. Это
потребовало параллельного анализа русских летописных текстов и сведений
византийских хроник и других сообщений византийских и западных авторов.
Разумеется,
такой источниковедческий калейдоскоп невозможно охарактеризовать однозначно.
Поэтому источники анализируются в соответствии с конкретными дипломатическими
сюжетами, а характер анализа зависит от степени изученности и
доброкачественности источника.
Зарождение древнерусской дипломатии VI-IX вв.
Первые
известия о дипломатической практике восточных славян относятся к V–VI вв. н.э. и содержатся
в византийских источниках. Эта практика зарождалась в ходе длительного
противоборства племенных союзов склавинов и антов с Византийской империей.
византийские авторы сообщают о постоянных набегах склавинов и антов на владения
империи в V–VI вв. о начавшемся мощном давлении склавинского мира на
Балканы с начала VI в. У Прокопия Кесарийского имеются сведения о рейдах антов
во Фракию, о регулярных вторжениях склавинов и антов за Дунай и о бедственном
положении балканских владений Византии. Начиная с 527 г., по данным Прокопия,
склавины и анты регулярно совершали набеги на владения империи, переходили
Дунай, опустошали Иллирику, захватывали жителей в плен и т.п. Во время славяно-византийской
войны 550 – 551 гг. славяне подступили к Константинополю. В конце VI в. они предприняли
несколько попыток овладеть византийской столицей.
К VI в. относятся и первые
попытки империи поставить себе на службу военную мощь славянских племенных
союзов, отгородиться при помощи славянских наемных отрядов и славянских
пограничных поселений от натиска аваров, а позднее и болгар. Наем в
императорскую армию славянских отрядов стал с VI в. обычным делом.
К VI–VII вв. относятся и
сведения о дипломатических контактах славянских племенных союзов между собой и
с другими народами. Прокопий Кесарийский сообщает о совместных действиях против
империи антов и склавинов.
В VI в. во взаимоотношениях
славян с империей прослеживается еще одна характерная черта: выплата антам
крупных денежных сумм и предоставление им права расселяться в пределах империи в
обмен на обязательство соблюдать мир и продиводействовать набегам кочевников.
Первые
сведения о дипломатической практике древних руссов относятся к концу VIII – первой трети IX в. и дошли до нас в
двух житиях – Стефана Сурожского и Георгия Амастридского, памятниках
византийской агиографической литературы. В них нашли отражение факты нападения
руссов на византийские владения, расположенные вдоль Черноморского побережья, и
последующие переговоры руссов с греками.
Обращает на
себя внимание условие о возвращении пленных – одно из древнейших в
дипломатической практике всех народов, в том числе и антов.
В VII–X вв. обмен и выкуп пленных как одно
из условий или единственное условие мирных соглашений неоднократно встречались
в практике дипломатических отношений Византии с Персией, Арабским халифатом и
арабскими эмиратами, Болгарией, уграми, с Русью. Эта практика продолжалась и в X в.
В XI в. условие об обмене
пленными дважды входило в мирные межгосударственные договоры Византии и
Болгарией. В 814 г. оно стало составной частью соглашения о 30 – летнем мире,
заключенного Львом V с болгарским ханом Оморгатом, а в 893 г. явилось одним из условий
мира, заключенного между Львом VI и Симеоном. Первое же крупное столкновение империи с уграми в 934
г. закончилось тем, что византийское посольство обратилось к ним с просьбой
приостановить военные действия и произвести обмен пленными. В X в. этот пункт включался в договоры
Руси с греками.
Другим
свидетельством дипломатической практики руссов является упоминание в «Житии св.
Георгия Амастридского» о переговорах с греками во время нападения русской рати
на главный город Пафлагонии – Амастриду. Руссы, не осмелившись напасть на
Константинополь, начали разорение византийских владений от Пропонтиды, т.е. от
входа в Босфор на восток и нанесли удар по Малоазиатскому побережью черного
моря. Здесь лежала богатая Пафлагония с главным центром Амастридой, куда
приходили купцы со всего света.
Е.Е. Голубинский
полагал, что в Амастриде был заключен «союз мира и дружбы». Однако такой
договор заключался не в ходе локальных военных действий или пограничных
инцидентов, а в результате крупных межгосударственных столкновений. Завершая,
как правило, полосу военного противоборства, он устанавливал мирные или даже
союзные отношения между государствами. Мы же имеем дело с договором, в котором
были следующие условия соглашения: во-первых, освобождение пленных; во-вторых,
«сохранение почтения к храмам», т.е. прекращение разграбления православных
церквей и монастырей; в-третьих, «вольность и свобода христианам». В итоге
переговоров: русские прекращают оскорбление святынь и не трогают более
«божественных сокровищ».
Следующей
заметной вехой в развитии древнерусской дипломатии явилось русское посольство в
838 – 839 гг. в Константинополь к византийскому императору Феофилу (829 – 942
гг.) и в Ингельгейм – столицу Франкского государства – к Людовику
Благочестивому. сведения об этом содержатся в Бертинской хронике, принадлежащей
перу епископа Пруденция. общая канва событий такова. В 839 г. при дворе
франкского императора появились послы византийского императора Феофила –
епископ Феодосий Халкидонский и спафарий Феофан. Вместе с византийцами в
Ингельгейм прибыли русские послы, возвращавшиеся на родину кружным путем из Константинополя.
Византийские послы привезли Людовику подарки и личное послание императора
Феофила, в котором тот предлагал подтвердить отношения «мира и любви» между
двумя странами. 18 мая 839 г. византийское посольство было торжественно принято
в Ингельгейме. Далее Пруденций сообщает: «Послал он (Феофил) с ними (послами)
также неких людей, которые говорили, что их (народ) зовут рос (Rhos), и которых, как они
говорили, царь их, по имени Хакан (Chacanus) отправил к нему (Феофилу) ради дружбы».
Каковы
исторические условия появления русского посольства в Византии? Это было время,
когда император Феофил вел отчаюнную борьбу с Арабским халифатом и обратился за
помощью к странам Европы, впервые выдвинул идею крестового похода против мусульманского
мира. В 837 – 838 гг. византийское войско потерпело ряд поражений в Малой Азии,
и возникла угроза арабского удара непосредственно по Константинополю. На севере
хазары обратились к Византии с просьбой построить на Дону военную крепость,
чтобы воспрепятствовать продвижению новых кочевых орд – угров или оттеснивших
их печенегов, а возможно, опасаясь давления со стороны Поднепровской Руси,
которая своими морскими и сухопутными набегами к конце VII – первой трети IX в. беспокоила границы
и Византии и Хазарии.
Таким
образом, русское посольство появляется в Византии именно в тот момент, когда в
Причерноморье завязывается сложный международный узел. Византия стремится в
этих условиях сохранить и упрочнить своё влияние на северных берегах Черного
моря и заручиться поддержкой западных соседей в борьбе с арабами. Именно к
этому времени относятся ее посольства в Венецию, Испанию, к франкам. Поэтому
все версии о случайном характере русского посольства представляются нам
неоправданными.
Знаменательно,
что русские послы появились в Ингельгейме вместе с официальным посольством императора
Феофила, которое преследовало весьма ответственную цель – подтвердить с
франками «мир и любовь» перед лицом растущей арабской опасности.
Посольство
руссов выполняло бале ограниченную задачу – войти в дружеские отношения с
Византийской империей. Такое посольство могло выполнять и наблюдательные
функции. По-видимому, пребывание русского посольства в землях франков также
проходило под знаком установления Русью отношений «дружбы» с франкским двором.
Не исключено, что целью посольсьва являлся сбор определенной информации для
правильной политической ориентации Руси, искавшей внешнеполитических контактов.
В Византии
посольство встретили дружелюбно, т. к. установление дружественных
отношений с Русью соответствовало целям империи.
Посылка в
Византию первого русского посольства и его появление в землях франков знаменует
собой новый этап в становлении древнерусской государственности.
Поход на Константинополь в 860 г. и «Дипломатическое
признание» Древней Руси
В 860 г. в
Восточной Европе произошло событие, взбудоражившее современников от
Константинополя до Рима и оставившее заметный след в византийских хрониках,
церковных источниках, правительственной переписке. Позднее оно отразилось и в
«Повести временных лет».
Ранним утром
18 июня 860 г. Константинополь неожиданно подвергся яростной атаке
русского войска. Руссы подошли со стороны моря, высадились у самых стен
византийской столицы.
Сведения о
нападении руссов на Константинополь содержатся в двух проповедях патриарха Фотия,
в «Жизни святого Игнатия – патриарха», написанного Никитой Пафлагонским, в
церковно – литературном памятнике «Слово на положение ризы богородицы во
Влахернах»., в письме римского папы Николая I византийскому императору Михаилу III от 28 сентября 865 г.
Нападение
руссов на Константинополь пришлось на время весьма трудное для Византийской
империи, когда арабы теснили её с Запада и Востока.
Незадолго
перед русским нашествием, весной 860 г. император Михаил II I увел из
Константинополя
в Малую Азию 40 – тысячное войско навстречу врагу. В то же время греческий флот
ушел к Криту на борьбу с пиратами. Столица оказалась практически беззащитной.
Неспокойно
было в 860 г. и внутри империи. В конце 50-х гг. вновь обострилась война с
павликианами. Обосновавшись в Западной Армении, они поддержали в 860 г.
наступление арабов в Малой Азии.
Таким
образом, момент нападения был выбран настолько удачно, что естественно
возникает мысль о сборе руссами военной и политической информации.
Но вернемся
к событиям 18 июня, когда руссы обложили Константинополь. Их суда подходили со
стороны бухты Золотой рог, а войска – со стороны крепости Иерон. Оставив войска
на черной речке, Михаил III с большим трудом пробрался в осажденный город и возглавил его
оборону вместе с Фотием, о чем сообщает группа хроник, примыкающих к сочинению
Симеона Логофета, в том числе и «Повесть временных лет».
Одолеть
«варваров» силой не было никакой возможности, поэтому греки молили о мире
богородицу. «ясно покажи, что град укрепляется твоею силой; сколько душ и
градов взято уже варварами, – воззови их и выкупи, як ее всемогущая; даруй же
им и мир крепкий жителям града твоего», – взывали греки к богородице. Итак, не
об отмщении и победе над врагом молили жители Константинополя свою заступницу,
а о «мире крепком», который, как они думали, могла дать им только «божественная
сила». И мир был получен. 25 июня руссы внезапно стали отходить.
Договор
«мира и любви»
После ухода
руссов из – под Константинополя внешнеполитическое положение империи отнюдь не
улучшилось. Арабы продолжали теснить византийские войска. В том же 860 г. они
нанесли новое поражение войскам Михаила III в Малой Азии.
Русь была
замирена, но отношения двух стран оставались неустойчивыми. В аналогичных
отношениях с другими «варварскими» государствами и народами Византия либо
противопоставляла опасному противнику его собственных соседей, либо пыталась
связать его договором «мира и любви», откупиться ежегодной данью, либо
использовала христианизацию как средство нейтрализации соперника. Что касается
первой тенденции, то она, по мнению как отечественных, так и зарубежных
историков, применительно к Руси 60-х годов IX в. выразилась в миссии
Константина-Кирилла и Мефодия в Хазарию (861 г.). Цель посольства заключалась
не столько в миссионерских усилиях братьев, сколько в попытке возродить былой
союз с Хазарией и направить его острие против Руси.
Практика
заключения договоров «мира и любви» или «мира и дружбы», т.е. мирных договорных
отношений между странами, восходит к традициям древневосточного и
греко-римского международного права. Многочисленные договоры Византии с
Аварским каганатом, Персией, арабами, Болгарским царством, Хазарским каганатом,
венграми показывают, что эта мысль сопутствовала всем мирным договорам, которые
либо восстанавливали прерванные войной отношения, либо открывали заново мирный
этап в отношениях Византии с соседями. Причем во многих известных случаях факт
заключения Византией таких договоров с пограничными «варварами» означал
политическое признание того или иного «варварского» государства, а дальнейшие
отношения империи с ним строились уже на почве этого основного соглашения,
которое и нарушалось военными конфликтами, и возобновлялось, и дополнялось
конкретными торговыми и союзными статьями, династическими соглашениями.
При чтении
византийских авторов обращают на себя внимание два факта, которые не были в
полной мере отмечены предшествующей историографией. Во всех без исключения
источниках сообщается, во-первых, о заключении в то время между Византией и
Русью не нескольких, а одного дипломатического соглашения и, во-вторых, о
крещении как неотъемлемом условии именно этого соглашения. Так, в «Окружном
послании» Фотий говорит, что руссы «теперь» (следовательно, до 867 г., к
которому относится «Окружное послание») поменяли языческую веру на христианскую,
«вошедши в число подданных нам и
друзей, хотя незадолго перед тем грабили нас и обнаруживали необузданную
дерзость… они приняли пастыря и с великим тщанием исполняют христианские обряды»
Как видим, Фотий связал превращение руссов в друзей с их крещением, а сам акт
превращения руссов в «подданных» и «друзей» описал лишь в нескольких словах,
поскольку речь шла, очевидно, о типичном договоре о «мире» и «любви», хорошо
известном современникам. В церковном документе вовсе не обязательно было
употребление официальной дипломатической терминологии, да и упомянул Фотий об
изменении внешнеполитических отношений Византии и Руси лишь попутно, главное
для него – это идея о крещении Руси, о благотворной силе христианства.
Страницы: 1, 2, 3
|