рефераты бесплатно

МЕНЮ


Реферат: Домонгольская Русь: князь и княжеская власть на Руси VI – первой трети XIII в.

В результате постоянного функционирования в VIII – IХ вв. Каспийско-Волжско-Балтийского транзитного пути и Балтийско-Днепровско-Черноморского пути сложился союз славянских племенных княжений словен – псковских кривичей и финно-угров [Носов Е.Н. 1990. Новгородское (Рюриково) городище. Л.С. 189].

С середины VIII в. в Ладоге и с начала IХ в по Балтийско-Волжскому пути до Волго-Окского междуречья расселяются скандинавы. По началу они были мирными переселенцами, ремесленниками и купцами из Средней Швеции [Носов Е.Н. 1990. Новгородское (Рюриково) городище. Л.С. 189; Давидан О.И. 1971. К вопросу о контактах древней Ладоги со Скандинавией: (По материалам нижнего слоя Староладожского городища) // Ск. сб. Вып. 16.; Рябинин Е.А. 1980. Скандинавский производственный комплекс VIII в. из Старой Ладоги // Ск. сб. Вып. 25]. Но в IХ в. норманы начали взимать дань со словен, кривичей, мери, это следует из ПВЛ [ПВЛ. 1996. С. 12; см. также: Шахматов А.А. 1908. Разыскания о древнейших русских летописных сводах. Спб. С. 291–294; Алексеев Л.В. 1980. Смоленская земля в IX–XIII вв.: Очерки истории Смоленщины и Восточной Белоруссии. М.С. 101–105]. В первой трети IХ в группа скандинавов, воинов и купцов прошли в Среднее Предднепровье – древнюю зону славянского расселения и влились в процессы формирования государственного образования росов [Свердлов М.Б. 2003. Домонгольская Русь. Спб. С. 102].

В соответствии с ПВЛ, бояре Рюрика отпросились у него в Царьград, а потом стали владеть полянами. Далее автор говорит, что в Начальном своде при Аскольде и Дире южное государственное образование начало военные действия против древлян и вятичей [НПЛ. С. 106]. При Аскольде и Дире поляне составляли этническую основу их княжения. Безуспешными были их попытки подчинить древлян и уличей.

Основная информация о развитии межплеменного союза в начальные формы государственности об изменениях в социально-политическом статусе княжеской власти содержится в Сказании о призвании варягов, записанном в ПВЛ под 6370/862 годом. В нем сообщается что словене, кривичи и меря восстали против варягов, изгнали их «за море» и перестали платить им дань. Потом начались усобицы и войны и они решили найти себе князя, чтобы он владел ими и судил по праву. Они призвали трех братьев – Рюрика, Синеуса и Трувора. Первый сел в Новгороде, второй – на Белоозере, третий – в Изборске. Через два года братья Рюрика умерли и Рюрик принял власть. [ПВЛ. С. 13; Свердлов М.Б. 2003. Домонгольская Русь. Спб. С. 106]

Историческая основа Сказания не договор между словенами, кривичами с варягами, а избрание князя. При этом этническая принадлежность князя значения не имела.

Князь Рюрик стал (восточнославянская форма скандинавского Рёрик) стал осуществлять военно-политические и социальные функции в интересах избравшего его межплеменного объединения.

Далее Свердлов говорит, что до Рюрика была власть в Новгороде. В письменных источниках начала XV в. впервые назван посадник (старейшина, князь, воевода) Гостомысл, отнесенный к середине IХ в. Но А.Л. Шлёцер говорил, что упоминаний в летописях до XV в. о нем нет и тем самым подвергал сомнению его существование [Шлёцер А.Л. 1809. Ч. I. Нестор. Русские летописи на древне-Славенском языке, сличенныя, переведенныя и объясненныя Августом Лудовиком Шлёцером. Перевел с немецкого Дмитрий Языков. Спб. С. 302–304]. Но у автора другое мнение. Записи о Гостомысле в письменных источниках нет до XV в. и позднее указывают на то, что он явился результатом характерного для средних веков идеологизированного и персонифицированного осмысления исторических событий. Поэтому можно сделать вывод, что Гостомысл – следствие исторического и литературного творчества XV в., а не конкретный исторический деятель [Свердлов М.Б. 2003. Домонгольская Русь. Спб. С. 122].

Свердлов считает, что и Вадим не реального происхождения, а историко-литературного. О нем написано в Никоновской летописи в XVI в., что его убил Рюрик, так как Вадим был сыном старшей дочери Гостомысла, а в следствие этого был наследником престола, в следствии чего и был убит. Но автор говорит, что и Гостомысл, и Вадим являлись легендарными а не реальными персонажами. Имена князей восточных славян в середине IХ в. не сохранились, поэтому этот недостаток компенсировали летописцы XV–XVI вв.

Свердлов замечает, что древнерусское летописание ничего не говорит о жене или женах Рюрика. Прямой информации о жене Рюрика, которая родила ему сына Игоря нет. Автор считает, что Ефанда – жена Рюрика – творчество автора Иоакимовской летописи.

Как считает автор, после смерти Рюрика Олег стал регентом при малолетнем сыне Игоре, так как Олег был братом или близким родственником жены Рюрика и до своей кончины управлял страной, обладая реальной властью. Олег являлся воеводой Игоря в качестве его близкого родственника.

Известия ПВЛ показывают, что происходил рост территорий северо-западного княжества во главе с династией Рюриковичей. Он заключался в завоевании стратегически важных территорий, в организации нового аппарата княжеского управления, состоящий из посадников, которые управляли городами, волостями [Свердлов М.Б. 2003. Домонгольская Русь. Спб. С. 131].

Олег перенес свою резиденцию в Киев, который стал столицей. В следствии этого образовалось Русское государство. Оно контролировало Балтийско-Днепровско-Черноморский путь, по его территории проходила также северо-западная часть Балтийско-Волжско-Каспийского пути. В нем распространилась публичная власть в виде княжеской династии Рюриковичей и княжеского административно-судебного аппарата [Свердлов М.Б. 2003. Домонгольская Русь. Спб. С. 132].

Князь и княжеская власть на Руси первой половины Х в. по русско-византийским договорам

В 1851 г. И.Д. Беляевым были опубликованы первые комплексные исследования, посвященные русско-византийским договорам Х в. Он полагал что это переводы греческих договоров. Труд Н.А. Лавровского «О византийском элементе в языке договоров Русских с Греками» – первый системный филологический анализ. Он позволял установить соотношение происхождения, формы и содержание статей договора и правовых норм в сравнении с византийским языком и законами.

С.А. Гедеонов выделил три части заключения договор: 1) обсуждение договора; 2) составление договора на языке каждой из сторон; 3) вручение послами договоров сторонам.

По-другому оценивал значение этих договоров Н.Л. Дювернуа. По его мнению, в этих договорах были установлены судебные нормы.

М.Ф. Владимирский-Буданов считает, что существовало преобладание норм русского права над византийским.

По мнению А.Е. Пресняков договора дают информацию о политической структуре и княжеской власти на Руси первой половины Х в.

По мнению самого автора, анализ русско-византийских договоров Х в., 1191/1192, свидетельствует, о том, что когда происходило заключение договора, в качестве источника права постоянно использовались либо система древнерусского права в целом, либо Русская Правда. При этом происходило формулирование специальных правовых норм относящихся к международному праву. Договоры определяли 1) статус русских купцов в Константинополе, регулирование и осуществляли контроль над их деятельностью, 2) существование для них экономических и юридических привилегий по сравнению с другими иноземными купцами.

Свердлов замечает, что статьи договора – исторический источник для изучения правоотношений, регулировании правоотношений, регулировании социального поведения индивидуумов, социальных групп, государственных структур, княжеской власти.

Политическую систему княжеской власти на Руси первой половины Х в. раскрывает указания в договорах 911 и 944 гг. по этим договорам русское общество состояло из князя, бояр, простого свободного народа. Княжеские служилые люди и племенная знать были названы как один социальный слой.

Титул великий князь был выше по положению по отношению к другим князьям и был следствием выделения из числа других князей, возглавлявших племенные княжения в Русском государстве. По его разрешению отправлялись торговые суда, являлся гарантом жизни отправляющихся в такое путешествие людей и их имущества. Великий князь являлся суверенным и полноправным правителем Руси, обладал верховными социальными, политическими и юридическими правами.

В договорах содержится информация о существовавшей в первой половине Х в. иерархии князей. Любеч подчинялся Ростову, Ростов Полоцку, и так далее.

Во второй половине IХ в первой половине Х в. уже существовал принцип наследования великокняжеской власти по прямой нисходящей линии от отца к сыну.

Кризис потестарного государства

Еще сохранялась автономия племенных княжений во главе с племенными князьями. Новым было управление системой посажения княжих мужей в городах. Они осуществляли государственные, административно-судебные и военные функции в городе, его округе.

По мнению автора: полюдье (сбор дани и податей на Руси) распространилось на словен, радимичей, угличей, тиверцев, древлян, дреговичей, кривичей, северян. Это был объезд князя, членов его семьи и знатных служилых мужей. Объезд осуществлялся по определенным маршрутам с остановкой в отдельных поселениях (погостах) с ноября по апрель. Таким образом, они «кормились», корм был натурально-денежным, а не в виде меха, меда, воска, рабов. Полюдье являлось институтом потестарного государства.

Распад родоплеменных связей привел к появлению сельской соседской общины с городами и волостями. Образовалась единая денежная система на основе меховых товарно-денег, куниц и белок, серебряных монет.

К середине Х в. произошло формирование многоэтничного Русского государства, столицей был Киев. Структура:

1)         публичная власть – династия Рюриковичей и служилая дружина

2)         податная система – в виде ежегодной фиксируемой взимаемой подати – белкой, куницей от каждого хозяйства

3)         свод юридических норм – Русская Правда

4)         войско состояло из ополчения

В первой половине Х в. кроме великой династии существовали бояре – знатные, богатые, служилые люди. Их этническая принадлежность не была важна, так как Рюрику, Олегу, Игорю постоянно требовались в большом количестве воинские отряды. Материальное обеспечение за исполнение должностей и за службу они получали в виде раздач или отчислений.

Во второй половине IХ в. – первой половине Х в. появилась новая знать служилых князю людей. Она развивалась из высшего слоя дружины. Из состава княжеской дружины назначались княжие мужи на должность посадников в города.

В Х в. – ХII в. произошло появление верховной собственности государства на землю. Правитель назначал своих служилых людей, которые осуществляли административно-судебные функции, следить за исполнением государственных повинностей и собирать подати.

Процесс обогащения высшей знати на службе князю привел к процессу интеграции местной и служилой знати, эта служба делала княжеского мужа более богатым и властным чем племенные князья.

Олега и Игоря называли «великими князьями русскими», а управляемая ими страна – «Росиа».

В состав Руси входили подчиненные племенные княжения. Это показывает завершение перехода от племенного строя к государственному. Существовали и усиливались экономические, социальные, политические, идеологические факторы интеграции страны, развитие раннефеодальных отношений в государстве, это привело к задержанию развития страны. В результате этого появилась необходимость искать путь дальнейшего развития. Это должен был бы сделать глава Русского государства – князь Игорь. Но Игорь придерживался традиционности в политике. Гибель Игоря показала устарелость социально-политической схемы Русского государства (так как там сохранялись племенные княжения и полюдье), Русское государство нуждалось в преобразованиях, чтобы создать политически единое государство.


4. Князь и княжеская власть в едином Русском государстве (середина Х – начало ХI в.)

Реформы княгини Ольги

В середине Х в. Русское государство находилось в кризисе, так как у власти оказался ребенок (сын Игоря Святослав). Святослав Игоревич был очень юн, поэтому он нуждался в регенте, им стала Ольга, его мать.

Ольга была из Пскова, ее имя скандинавского происхождения. Можно предположить, что она из рода конунгов. Она жестоко и кроваво подавила древлян – это было необходимостью для последующей организации власти на Руси.

После подавления восстания в Древлянской земле она устанавливает уроки и уставы. Погосты – места временных остановок князей или княжеских мужей с дружиной во время полюдья. В результате этого происходило деление Руси территориальным способом. Эти реформы, по мнению автора, способствовали дальнейшему развитию социальных и государственных структур, формированию политически единого государства.

Уроки (оброки) – определенная сумма от сельских местностей в дополнение к уже существующим урокам от городов, являющееся последовательным дополнением и развитием формирования системы погостов и податей. [Свердлов М.Б. 1983. Генезис и структура феодального общества в Древней Руси. Л.С. 23–105; Свердлов М.Б. Становление феодализма в славянских странах. Спб. 1997. С. 176–188]

Свердлов считает, что результатом этих преобразований явилось уничтожение племенных институтов местных князей, народного вече, а племенные княжения постепенно интегрировались в составе политически единого Русского государства. Реформы способствовали развитию государства во главе с великим князем и управляемой великокняжеской властью.

В период детства и отрочества Святослава Ольга была реальной главой государства и выполняла верховные правительственные функции.

Ольга руководила княжеским господским хозяйством. В его состав входили ловища – места ловли зверей и рыб, знамения – знаки собственности, перевесища – места охоты на птиц, село – селения принадлежавшее одному роду, места – неукрепленные городские поселения. Главным центром его управления был великокняжеский двор. Из ПВЛ следует, что у Ольги было два двора.

Далее автор пишет о церемониях в честь приема иноземных правителей и посольств, которые были наполнены значительным символическим содержанием. В сопровождении Ольги находились ее родственницы, женщины входившие в ее близкое окружение, послы и купцы. Это говорит о полновластии Ольги в период регентства и о значительной концентрации княжеской власти на Руси.

В 955 г. (Соловьев говорил, что в 957 г.) Ольга приняла крещение в Константинополе от императора Константина Багрянородного.

Великокняжеская власть и христианство в регентство княгини Ольги

Основным для Ольги было укрепление церковной организации на Руси. Эта была задача формирования новой идеологии, новых принципов отношений между властью князя и его подданными.

Свердлов считает Ольгу мудрым политиком. Она быстро и решительно провела реорганизацию административно-политической и податной системы Русского государства. Вследствие этого, страна стала политически едина. Русь была включена в систему европейских государств. Автор считает мудрым стремление Ольги постепенно укрепить церковную организацию на Руси. В период регентства Ольги княжеская власть приобрела качественно новые социальные, политические, идеологические изменения, что повлекло ее дальнейшее развитие.

Княжеская власть и религиозная политика – борьба тенденций

В начале своего правления Святослав был против христианства. Он отказался от предложения матери креститься. Во время его правления в стране происходили противоречия язычников и христиан. Язычество оставалось официальной религией, отношение к христианам было недоброжелательное, но гонений не было.

Во время долгого отсутствия Святослава правительницей оставалась княгиня Ольга. Во время балканской кампании происходило сохранение концентрации великокняжеской власти. Балканская политика Святослава была дальнейшим развитием внешней политики княгини Ольги.

В исторической памяти Святослав имеет образ князя-воина, так как происходило постоянное участие князя в войнах и подготовке к ним. Святослав вел традиционную политику, так как Ольга завершила создание внутренней стабильности страны. Новое в его политике то, что он перешел от традиционного присоединения славянских и неславянских племен к устранению соперников на основных торговых путях на Востоке и Кавказ. Это было новым направлением во внешней политике. Все актуальнее становилось распространение христианства на Руси, это соответствовало новому, формирующемуся на Руси обществу и государству.

Династический кризис 70-х годов Х в.

Кризис произошел после гибели Святослава в 972 г. Ярополк (сын Святослава) был убит по приказу Владимира (тоже его сын). Во время первого периода правления Ярополка произошел распад политического единства Русского государства. Владимир стремился к политической самостоятельности от Ярополка, это было необоснованно. Военные методы позволили установить Владимиру полный контроль над Северо-западом русских земель, над основными торговыми путями. Владимир пришел с варягами в Новгород, изгнал посадников Ярополка и готовился к битве с Ярополком.

Автор считает, что династический кризис показал необходимость восстановления единой власти в стране. Принадлежность именно к княжеской династии Рюриковичей становилась основанием на княжение.

Единовластие Владимира Святославовича

Владимир Святославович продемонстрировал себя как мужественный, решительный человек, который может подчинить своей воле все для достижения цели. После устранения своего брата Ярополка он воссел на его престол. Высший слой государственного управления комплектовался из наиболее доверенных к князю лиц и родственников.

Единовластие в Русском государстве было установлено. Он использовал опыт предшественников. Ввел православие в качестве государственной религии. Использовал христианство для достижения своих политических целей.

Владимир первый из русских князей начал называть своим именем города, которые обозначали его владения.

Происходило использование титула каганат по отношению к Владимиру. Это была историческая преемственность власти от Хазарского каганата.

5. От политического кризиса к восстановлению единства (середина 10-х – середина 50-х гг. ХI в.)

Кризис княжеской власти в 1014–1019 гг.

Причины кризиса:

1)         некоторые регионы были замкнуты, это вело к появлению местных политических интересов. В результате этого появлялись автономные княжества, первое автономное княжество – Полоцкое во главе с Изяславом Владимировичем

2)         сложный процесс распространения христианства, оно находилось в противоречии с еще существовавшим язычеством

Первым испытанием центральной княжеской власти был заговор против Владимира пасынка Святослава Ярополковича. Владимир Святославович сам создал причины династического кризиса, приказав убить своего старшего брата киевского князя Ярополка и женившись на его беременной жене, которая родила ему пасынка Святополка. После смерти Владимира началась борьба сводных братьев за Киевское княжение – второй этап династического кризиса. Тогда произошло невинное убиение Бориса и Глеба. Святополк выступал против Владимира в 1013 – начале 1014 г. он утверждал принцип своего старшинства по отношению к Владимиру. Ярослав противопоставлял себя власти Святополка, который княжил в Киеве. Далее Ярослав взошел на престол, а Святополк бежал из Руси – третий этап. После вокняжения Ярослава в Киеве экономическая, социально-политическая и идеологическая ось Русского государства Киев – Новгород была восстановлена. Четвертый этап начинается в июле 1018 г. тогда происходила интервенция польского князя Болеслава Храброго. В итоге, в борьбе за верховную власть в стране победила младшая ветвь Владимира

Страницы: 1, 2, 3


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.