В киевский
период регулярно обрабатываемые поля, приусадебные участки и др. находились в
частной собственности. В Р.П. имеются указания на бортовые, ролейные,
дворовые межи и межевые знаки (знамения), что позволяет говорить
о дальнейшем развитии феодального хозяйства, при этом не оговаривается чья
это межа: производителя, общины или феодала; она различает пахотные
земли, бортные и охотничьи угодья, рыбные ловища.
Вервь
– веревка, которая использовалась при выделении наделов и определении межей –
это поселение земледельцев, состоящее из нескольких индивидуальных хозяйств (дымов),
совместно использующих определенный участок земли; так называли не всякую
сельскую общину – также использовали названия: весь, селище, село
и др; она могла включать и несколько деревень. Возникновение верви в
условиях Руси, где не было недостатка свободной земли, было связано с
определенным этапом развития, – когда производители стали выбирать лучшие
земли, селиться и совместно их использовать.
В Древней
Руси сельская родовая или территориальная община имела самоуправление (старосты
и др.), платила круговой порукой некоторые виды налогов и исполняла повинности;
в период раннего феодализма характерные отношения еще не охватили всего
населения она длительное время сохраняла дохристианские родоплеменные
традиции.
ЦЕРКОВЬ
После принятия христианства
(988 г.) в Киеве была создана митрополичья кафедра. Позднее в Белгороде,
Чернигове, Василеве, Переяславле, Юрьеве возникают отдельные епископии.
Возникновение церковно-монастырского землевладения может быть отнесено ко
второй половине XI в. в южной Руси, и не ранее второй четверти XII в. – в
Новгороде и на северо-востоке. Первоначальными источниками недвижимости были
дары, пожертвования или завещания. В дальнейшем церковь имела земельные владения
с феодально зависимым населением и доходы с церковных судов по особым видам
преступлений. Подведомственны церковному суду были: развод, умыкание,
чародейство, волхвование, ведовство, ссоры между родными, ограбление мертвецов,
языческие обряды, убийство внебрачных детей и др. Митрополит Киевский, владыка Новгородский и епископы
русских епархий имели собственные вооруженные отряды. В системе феодального
землевладения X-XIII вв. церковь занимает свое место поздно, когда другие
институты – княжеский и боярский уже существовали.
В отличии от
князей и бояр, наделы монастырей не делились между наследниками, как это было
после смерти светских землевладельцев.
КОЛОНИЗАЦИЯ
Другой,
параллельный путь возникновения феодального землевладения – это колонизация
незаселенных или неосвоенных территорий. В киевский период она успешно продолжалась
на территории Руси, севере и северо-востоке: поселения новгородцев и суздальцев
появились на побережье Белого моря и в Предуралье. Отношения местными племенами
такими, как: Чудь, Норома, Ямь, ЧудьЗаволочская,
Пермь, Печора, Югра были сравнительно мирными. Войны,
которые иногда возникали не приводили к массовыми расправами или истреблению
местного населения. Материальная культура ряда северных памятников этого
периода содержит сочетание славянских и финских элементов. Вслед за
колонизацией из Новгородской и Владимир-Суздальской земель на Двине и Выге
появились поселения земледельцев, боярские вотчины и монастыри. Самой
отдаленной колонией Новгорода была Вятская земля.
Правильная колонизация
южных степей остановилась в X в. где-то по линии Воин (Желни) – Лтава – Донец;
и рече Володимеръ: «Се не добро, еже малъ городъ около Киева. И нача ставити
городы по Десне, и по Востри, и по Трубежеви, и по Суле, и по Стугне. И поча
нарубати муже лучшие от словенъ, и от кривич, и от чюди, и от вятичь. и от сихъ
насели грады; бе бо рать от печенегъ»; и вовсе была прекращена половцами в XII
в.; славянские поселения Северного Причерноморья пришли в упадок – Тмутаракань
последний раз упоминается в летописи в 1094 г.
НАСЛЕДОВАНИЕ
Киевская Русь
не имела наследственного права землевладения (княжеского и боярского). Попытки
Великого Князя – а позднее и других князей – сажать на столы своих сыновей,
братьев и др. нередко приводили к конфликтам с другими Рюриковичами, противодействию
местной знати и городского вече. После Ярослава устанавливается право
всех сыновей князя на наследство в Русской земле, однако, на протяжении двух
столетий шла борьба двух принципов наследства: по очереди всех братьев, а потом
по очереди сыновей старшего брата; либо только по лини старших сыновей, от
отца – старшему сыну.
На съездах в
Любече (1097 г.), Витичеве (1100 г.) и Долобоке, созванных благодаря усилиям
Владимира Мономаха, князья целовали крест, что больше не будут участвовать в
междоусобицах и обязывались совместно бороться против нарушителей согласия, но
в Любече сказали твердо: «каждый да держит отчину свою». В (1111 г.)
объединенное выступление князей под руководством Владимира привело к успеху в
Задонских степях на реке Сал, после чего Русь более 20 лет не знала нашествий
кочевников.
Последним
Великим Князем Киевской Руси был Мстислав (1125-1132 гг.) сын Мономаха. В 1169
г. сын Ю.Долгорукого князь А.Боголюбский, возглавил коалицию против Киева,
ослабленного внутренними и внешними конфликтами, захватил его и отдал своему
брату, а затем и сам пал от рук «кучкового семени» – после чего Киевская Русь
окончательно распалась на полтора десятка независимых земель; в таком
виде она существовала вплоть до второй черверти XIII в.
В 1221 г., в
Киеве по инициативе Галицкого князя Мстислава состоялся новый и последний съезд
феодалов – предшественник Калки (Кальмиус) и монголо-татарского нашествия.
3.ГОРОДА
Территория Древней
Руси принадлежит к тем районам Европы, где отсутствовала преемственность более
ранних форм урбанизации восходящая к античным временам, где появление городов
было обусловлено развитием социально-экономических отношений в среде славянских
племен при значительной специфике внешнего окружения и местных условий – наряду
со старинными земледельческими районами Среднего Поднепровья она включало труднодоступные
неосвоенные и незаселенные земли или такие, где цивилизация делала лишь первые
шаги.
Возникновение
городских поселений и их дифференциация, связанное с социальными процессами
демографии и миграции, было обусловлено появлением общественных разделений
труда между сельским хозяйством, ремеслом, торговлей и обороной. Для
большинства древнерусских городов была характерна высокая степень аграризации,
наряду с развитием ремесел и торговли.
Древнерусские
источники пользуются разнообразной терминологией, связанной с различными видами
поселений. Встречаются упоминания стольных городов, городищ, слобод, городков
и др. Термином город (градити, жердь) называлось любое
огражденное, укрепленное поселение не зависимо от того, был ли это город в
современном смысле – административный, военный, ремесленный и торговый центр
либо небольшая крепость с военным гарнизоном или старое поселение дофеодальной
поры.
3.1
ПРОТОГОРОДА
В результате археологических исследований на юго-западе Руси
были изучены дофеодальные гнездовые протогородские поселения VIII-X в.
(племенные грады), находившиеся на стадии трансформации общины в город. В состав
таких протогородов входили: общинный центр, состоявший из городища-убежище,
ремесленных поселений с могильниками и окружающих земледельческих поселений
(Рудь, Алчедар, Екимауцы, Царевка).
В них обнаружены различные виды ремесленного производства:
кузнечное, ювелирное, оружейное, меднолитейное, косторезное,
кожевенно-сапожное с наборами соответствующих инструментов. Сельское хозяйство
представлено различными орудиями: пашенными (лемех, плужный нож, чересло), для
уборки урожая (серпы), обмолота урожая (жернова, зернотерки), а также зерновыми
ямами, десятками килограммов культурных растений – пшеницы, проса, ржи, гороха,
ячменя, льна; торговля – привозной посудой, денежной гривной, среднеазиатскими
серебряными дирхемами, весовыми гирьками. Военный характер поселений
подтверждается находками оружия: множества стрел, тяжелых копий – рожнов,
легких метательных копий – сулиц, железных и свинцовых кистеней,
боевых топоров, деталей доспехов. Найдены также предметы снаряжения коней и
всадников а также те, которые могли принадлежать только более поздней феодальной
знати, являясь частью княжеского и боярского костюма (серебряная дротовая гривна,
украшенная сканья, серебряные серьги, подвески-лунницы, зерненые бляшки
от ожерелья, бусы, покрытые тончайшей зернью).
Процесс градообразования в Днестровско-Прутском междуречье
земли тиверцев, был прерван, причиной чему могли быть военные действия.
3.2 ТОРГОВО-РЕМЕСЛЕННЫЕ ПОСЕЛЕНИЯ
На Руси были
ранние ремесленные поселения представлены Пастырским городищем, Зимновским,
позднее городищами Ревно, Хотомель и др. Это были обосоленные единичные
поселения, связанные с местными округами.
Торгово-ремесленные
поселения, которым принадлежит важное место среди древнерусских протогородов
IX-X вв., возникают на важных торговых путях в местах расселения славянских
племен или вблизи городских центров. Среди них: Гнёздово, Шестовице, Тимереве,
а также Рюриково Городище под Новгородом и в меньшей мере – Сарское городище
под Ростовоми. Это были первоначальные поселения и производства вне земледельческой
структуры, уровень торговли – и некоторых ремесел – в которых, был выше, чем в крупных
городах; они известны на важных торговых путях. Во время правления Ольги рядом
с центрами типа Гнёздова и Тимерева, расцвет которых приходится как раз на
середину X в., возникают и с ними сходные.
Население
торгово-ремесленных поселений, так или иначе было связано с транзитной
торговлей, которая в значительной мере предопределяла развитие: к началу XI
вв. часть из них утрачивает свое значение, приходит в упадок или исчезает, а
рядом – развиваются территориальные городские центры; _______________________________________________________________________________________________________________________________другие
– сохранили свое региональное значение и существуют на карте нашего времени. Города
такого типа известны не во всех районах районах Древней Руси; состав их
населения был полиэтничным и включал скандинавские элементы, славянскими, финнскими
и балтскими – они сыграли заметную роль в становлении раннефеодального
государства и объединении Руси X-начала XI в.
Некотрые из
них служили местами дислокации дружин и играли роль опорных пунктов власти, что
позволяет определить великокняжеский домен в первые десятилетия существования
древнерусского государства в составе Киева, Чернигова, Смоленска, Новгорода и
Ростова. В торгово-ремесленных поселениях обнаружены памятники древнерусской
дружинной культуры: захоронения знатных воинов (каролингские мечи и панцири,
атрибуты специфического обряда тризны, весы с гирьками для взвешивания
серебра) и воинов-купцов, клады арабских монет. В Гнёздове обнаружены
захоронения мастеров с молотками, напильникам, резцами, долотами – кузнечным и
деревообрабатывающим инструментом, связанным с судостроением.
Торгово-ремесленные
поселения образуют отчетливую раннегородскую сеть, проходившую по речным путям
и переволокам, связанную со столичным Киевом, Новгородом, с балтийским
побережьем через Ладогу, и с Волжской Булгарией. Преобладание дружинного
населения, связанного со сбором дани, в таких городахставило их
жизнедеятельность в зависимость от успехов или неудач военных кампаний, и –
личностей князей.
3.3 ПОГОСТЫ
При княгине
Ольге возникает новый тип поселений (погосты),
первоначально предназначенных для временных стоянок (становищ) княжеской дружины, служивших для
организации установления, сбора, учета и транспортировки дани. Погосты известны не во всех районах Киевской
Руси, в отличии от торгово-военных поселений, они первоначально не имели
сколь-нибудь значительного населения и гарнизона – дружины или воины-купцы строили
их, а затем использовали периодически; однако, и в XII-XIII вв. они известны
на северо-востоке Новгородской земли в окняжаемых районах, где местное
население было неславянским; кроме того,– и в ряде других районов упоминаются,
как центры сельских общин.
К ним
относятся укрепленные городки, расположенные вдоль р. Луги и далее в верховья
р. Плюссы,– Которской, Петровский, Дремяцкий, Передольский, Косицкий погосты
Х-ХI вв., к котрым примыкали неукрепленные посады. Как показали раскопки,
жители поселков были связаны с ремеслами, ближней и дальней торговлей.
Археологами исследован также погост, упомянутый в 1137 г. – Векшенга (при
впадении одноимённой реки в Сухону, в 89 км к востоку от Вологды). Это мысовое
городище треугольной формы, у которого 2 стороны образованы оврагами, а с
третьей стороны, соединяющей мыс с плато, прорыт ров. На самом городище имеется
незначительный культурный слой.
Погосты могли
в дальнейшем могли развиваться, как самостоятельные поселения, использоваться феодалами,
промышленниками, купцами и местным населением; либо – приходить в упадок
вследствии миграционных и демографических процессов близлежащих территорий.
После Ольги,
начиная со Святослава, князья и воеводы уже не только строили новые города,
но и населяли их, определяя тем самым – военное, административное и
хозяйственное значение.
3.4 ДРЕВНЕРУССКИЕ
ГОРОДА
В процессе
становления Древнерусского государства наибольшую перспективу имели поселения,
исполнявшие функции торгово-ремесленных и административных центров а также –
центров местной племенной округи.
Древнейшие городища
появляются в VIII-IX вв. в Среднем Поднепровье, Поднестровье, Побужье. Летописи
называют их в IX-X вв. более двух десятков. Таковыми в частности были:
Белгород, Белоозеро, Василев, Вышгород, Вручий, Изборск, Искоростень, Киев,
Ладога, Любеч, Менск, Муром, Новгород, Пересечен, Перемышль, Переяславль,
Полоцк, Псков, Родня, Ростов, Смоленск, Туров, Червень, Чернигов. Все древнейшие
русские города имели славянские названия. Типичным для города –
административного центра административной округи – было сочетание: крепости,
дворов феодалов, ремесленного посада, торговли, административного управления,
церквей.
Рост
численности населения сопровождался быстрым ростом городов: в начале XI века на
Руси насчитывалось 20-25 поселений городского типа, в середине XII века их было
уже около 70, а к 1230-м годам – более 150. Увеличивалось не только число городов,
но и их размеры. Численность населения наиболее крупных – исчислялась десятками
тысяч. К последним можно отнести Киев, Новгород, оба Владимира, Галич, Полоцк,
Смоленск а также Ростов, Суздаль, Рязань, Витебск, Переяславль Русский. В
период расцвета в Киеве было свыше 50000 жителей, в Новгороде меньше – около 30
тысяч. Население остальных городов редко превышала 1000 человек.
Земледельческое
население Киевской Руси было сосредоточено на сравнительно небольшой территории
с удобными для сельского хозяйства землями. Относительно плотно были заселены
долины рек: Днепра, Волги, Западной Двины, Оки, Москвы-реки и бассейна озера
Селигер а также район так называемого Суздальского ополья. В рассматриваемый
период на северо-западе и северо-востоке Руси по данным археологических
исследований преобладали малодворные поселения, состоящие из 3-6 дворов, их
было около 70%, и только 30% имело 7-12 дворов и более. Более крупные городские
поселения – были центрами сельских районов, к которым тяготел ряд более мелких.
Жители последних свозило на них подати – извоз, съезжалось на ярмарки
и т.д. По данным раскопок в центральных районах Смоленской области в IX-X веках
известно 30 селищ, в XI-XII веках их число возросло втрое, до 89.
Связь между
возникновением городов и развитием земледелия в XI-XIII вв. можно проследить по
карте этого времени, где они расположены в виде отдельных групп, чаще всего
сосредоточенных в районах: Киевской, Переяславской, Чернигово-Северской,
Галицко-Волынской, Полоцко-Смоленской, Рязанской земель.
Некоторые древние
города первоначально формировались в виде группы поселений, вблизи которых в
дальнейшем строилось огражденное укрепление; другие – какое-то время ограничивались
огражденной территорией старых поселений, вокруг которой в дальнейшем развивались
районы предместий – посады, которые впоследствии укреплялись и
дифференцировались. Предполагается, что Киев и Новгород, Чернигов и Новгород
Северский возникли возникли в результате развития и интеграции близлежащих
поселений. Были случаи полиэтнических древних поселений (Ладога, Псков).
Ремесленное,
промышленное, торговое и служилое население проживало в посадах, где
размещались их дома, склады, мастерские и т.п. Непременным условием города был
торг или торговище, имело церковь, торговые помещения и др.
Купцы в те времена были одновременно и воинами, в городах существовало
ополчение – городские «сотни» и «тысячи», возглавлявл его «тысяцкий» –
предводитель городского ополчения, ведавший в мирное время делами городского
управления.
Древнерусские
города и их крепости первоначально обносились земляными валами и рвами, позднее
стали строить деревянные стены и укрепления. Стены их укреплялись башнями – вежами,
а внутрь города вели ворота. В Киеве и Владимире по 4 ворот. На возведение и
поддержание городских укреплений затрачивались значительные средства – для этого
существовала специальная пошлина.
При обозначении
городских районов в Киевской Руси использовались слова улица и конец:
первое означало проход между строениями, а другое – квартал; по отношению к ним
всречаются упоминания о местном самоуправлении. Названия улиц и концов
были разнообразны: Варяжская, Конюхова, Волосова – в Новгороде, Копырев конец в
Киеве.
Местоположение
территории, на которой возник и вырос Киев, основанный в V в. н.э. в одном из
центров расселения восточнославянских племен, на водоразделе лесостепи и леса,
способствовало, как свидетельствуют данные археологии, концентрации здесь задолго
до его возникновения, значительного земледельческого населения, развитию
экономики и торговли. Большое значение, также, имела удаленность от границ
«дикого поля» откуда угрожали кочевники.
Киев IX-XI
вв. был торговым городом с ремесленным производством, городом князей и их
дружин. Люди – городская знать, связанная с княжеским двором, боярами
или церковью – составляют значительную и влиятельную прослойку. Подобное можно
было наблюдать и в других древнерусских городах, приток населения в которых происходил
за счет сельских жителей, иногда поощряемого князьями.
Еще в X в. в
устье Днепра было поселок русских воинов-купцов, ходивших в Константинополь.
Из него выросло Олешье XI-XII вв., где останавливались купцы-гречники.