Реферат: Итоги и уроки Великой Отечественной войны (1941-1945гг.)
Незадолго до Тегеранской конференции (1943г.) президент США Ф.
Рузвельт в беседе со своим сыном заметил: Ведь если дела в России пойдут и дальше
так, как сейчас, то, возможно что будущей весной второй фронт и не понадобится».
В еще более определенной форме германский историк Рикер утверждает, что в период
высадки союзников в Северной Франции (июнь 1944г.) «...исход второй мировой войны
был уже предрешен поражением Германии в России. Германия проиграла вторую мировую
войну в военном отношении еще до вторжения Запада».
Что касается открытия второго фронта, то оно, как показали события,
создало более благоприятные условия для наступления Красной Армии, уменьшало ее
потери. С лета 1944 года Германия оказалась в тисках двух фронтов. Страны антигитлеровской
коалиции тесно взаимодействовали, оказывали друг другу поддержку.
Вот этот урок – использовать поддержку, но опираться, прежде всего,
на собственные силы, умело использовать собственные возможности, - этот урок весьма
актуален и сейчас.
В самом деле, перед нашей страной
стоит задача: выйти из тяжелейшего затяжного всестороннего кризиса, найти решение
нелегких экономических и социальных проблем. Ведь за 90-е годы (за годы реформ)
объем внутреннего валового продукта сократился почти в два раза. По совокупному
размеру ВВП мы уступаем сейчас США в десять раз, Китаю в пять раз.
Между тем правительства России, сменяя друг друга, начиная с 1991
года, меньше всего заботились о поисках и мобилизации внутренних возможностей с
целью выхода из этой сложной ситуации. При этом возлагались безмерные надежды на
помощь Запада, на получение очередных траншей от международных финансовых организаций.
В итоге общая внешняя задолженность достигла 165 миллиардов долларов. В 90-е годы
страна получила 50 миллиардов долларов, а выплатила 80 миллиардов.
При этом правительства следовали условиям и предписаниям Международного
валютного фонда. В результате страна оказалась в долговой зависимости от Запада,
от МВФ. Она превратилась из промышленно-аграрной страны в поставщика сырья. Это
и понятно - Западу не нужна мощная и процветающая Россия.
В статье «Россия на рубеже тысячелетий» («Независимая газета»,
30.12.1999г.) Президент РФ В.В.Путин писал, что Россия сейчас впервые за последние
200-300 лет стоит перед лицом реальной опасности оказаться во втором, а то и третьем
эшелоне государств мира. Опасность по сути соизмерима с той, какую мы переживали
в годы Великой Отечественной войны.
Напрашивается вывод: на помощь надеяться можно, но на помощь без
унизительных и кабальных условий. Получаемые кредиты используй разумно и бережливо.
Мы сейчас в таком сложном положении, когда без иностранных капиталов обойтись просто
не можем. Страна будет подниматься долго и трудно. А времени на медленное возрождение
у нас нет. Но все-таки главное - рационально использовать в первую очередь собственные
возможности. Жизнь требует внести коррективы в курс проводимых реформ. Ключ к возрождению
и подъему России находится сегодня в государственно- политической сфере. Россия
нуждается в сильной государственной власти. В деле осуществления преобразований
надо двигаться не на ощупь, не наугад, как было целое десятилетие в 90-е годы. Нужна,
особенно в экономике, хорошо продуманная и аргументированная стратегия развития,
рассчитанная на 15-20 лет. Требуется целостная система государственного регулирования
экономики и социальной сферы. Речь идет о том, чтобы обеспечить рост собственного
промышленного и сельскохозяйственного производства в целях повышения уровня жизни
населения.
В названной программной статье Президента РФ В.В. Путина формулируются задачи по выходу из кризиса. Они созвучны
с той атмосферой, какая царила в стране в годы борьбы с фашистским агрессором. В
статье говорится: «...необходимо огромное напряжение всех интеллектуальных, физических
и нравственных сил нации. Нужна слаженная созидательная работа. За нас ее никто
не выполнит. Все сейчас зависит только от нашей способности осознать степень опасности,
сплотиться, настроиться на длительный и нелегкий труд».
Во-вторых, опыт войны учит, что успехи на фронте и в тылу были возможны
благодаря сплоченности общества, единства народа и армии. Народ верил в правильность
политики и практической деятельности руководства страны, поддерживал его. Авторитет
государственной власти в глазах населения был огромен. И это надо особо подчеркнуть,
ибо тогда, вопреки разного рода измышлениям, интересы и цели народа и руководства
в главном, основном совпадали. Существовало морально-политическое единство народа.
Это неопровержимая историческая правда.
Главное, что объединяло и воодушевляло людей – это защита и спасение
Отечества. Вся жизнь и деятельность страны, советских людей подчинялась призыву:
«Все для фронта, все для победы!» Цель была ясна и очевидна. Народ поднялся на справедливую
Отечественную войну.
К сожалению, ныне, как раз накануне юбилея нашей Победы, кое-кто
(скажем, профессор Ю. Афанасьев) доходит до абсурдных злонамеренных
утверждений, будто война была и не Отечественной, и совсем не справедливой. Она
была чужой. Советские люди якобы сражались и умирали за сталинизм. Рассуждения подобного
рода - это недостойные спекуляции людей, которые вознамерились переписать историю,
очернить память о войне и подвиг народа во имя Отечества. Истина состоит в том,
что война была подлинно народной. Достаточно сказать, что за годы войны через Вооруженные
Силы прошло более 34 миллионов человек. И всех их объединяла и вдохновляла безусловно
ясная и понятная цель: спасти Родину, низвергнуть врага.
Все ли в нашем обществе делается в свете этого поучительного урока.
Если быть объективным, то следует признать, что историю мы плохо учитываем. Наше
общество сейчас, как никогда ранее, находится в состоянии раскола, разобщенности.
Например, на выборах президента 26 марта с.г. за этот пост боролись одиннадцать
кандидатов. Каждый из них представлял, правда, в разной степени, определенные социальные
слои и группы, которые придерживаются различных базовых ценностей. Многие люди не
имеют ясного представления: какое общество мы строим, какая перед нами цель, куда
идем? Далее. Казалось бы, что реформы призваны улучшить жизнь людей. Но за годы
их проведения жизненный уровень населения снизился в три-четыре раза. Обещания правительства
по стабилизации экономики, о своевременной выплате зарплаты, пенсий, денежного довольствия
военнослужащим часто не выполняются. Немало серьезных проблем в сфере межнациональных
отношений. Это, да и многое другое создает известную напряженность политической
ситуации в стране, вызывает недовольство населения, порождает недоверие властям,
в том числе первым лицам государства.
Совершенно ясно, что без гражданского согласия, общественной консолидации,
без всенародной поддержки политики и практической деятельности государственного
руководства на успехи рассчитывать невозможно. Это одна из причин, почему реформы
идут у нас медленно и неэффективно. Избрание Путина В.В. Президентом РФ уже в первом
туре выборов, состоявшихся 26 марта с.г. , свидетельствует о том, что все-таки наметилась
тенденция консолидации нашего общества. Ныне жизнь требует ясного и четкого определения
целей, стратегических задач, духовных ценностей, рубежей развития общества. Как
и в годы Великой Отечественной войны, в интересах достижения общественно-политического
и национального согласия необходимо полнее использовать такие исконные, традиционные
ценности как патриотизм, державность, социальная солидарность и справедливость.
В-третьих, один из поучительных уроков войны состоит в том, что вопросы
укрепления обороны страны, повышения боеготовности Вооруженных Сил должны быть в
центре внимания народа и руководства государства. Обращение к временам Великой Отечественной
войны - хорошая возможность напомнить о том, что для отражения любой возможной агрессии
и надежного обеспечения безопасности страны нужны достаточно мощные и боеспособные
армия и флот. Нужна высокая бдительность в отношении коварных замыслов вероятных
противников. Недопустимы благодушие и беспечность. Необходимо улучшать военно-патриотическое
воспитание населения, особенно молодежи.
Конечно, с окончанием «холодной войны» ситуация в мире во многом
изменилась к лучшему. Но военная опасность тем не менее не исчезла. А ее проявления
стали даже более многообразными.
Напомним в связи с этим, что в январе с.г. в России принята в
новой редакции Концепция национальной безопасности страны. Это второй по важности
после Конституции государственный документ. В нем записано четко и однозначно: «
Возрастают уровень и масштабы угроз в военной сфере». Вот это и характеризует современное
военно-политическое положение Российской Федерации.
На военную безопасность России оказывают влияние уровень и характер
российско-американских отношений. Надо признать , что их отличает в настоящее время
сложность и противоречивость. Это связано прежде всего с тем, что США, оставшись
единственной сверхдержавой, упорно стремятся построить однополюсный мир. Речь идет
об установлении американского лидерства, по сути мирового господства. Это и порождает
многочисленные вызовы и угрозы. На словах американские руководители нередко заявляют
о партнерстве в отношениях с Россией. Но их реальная политика значительно отличается
от декларативной. Многочисленные факты свидетельствуют о том, что США стремятся
вытеснить Россию отовсюду, где она проявила или могла бы проявить свои силы и влияние
( постсоветское пространство, Иран, Ирак, Балканы и т.д.). Порой предпринимаются
попытки оказывать давление на Россию, вынуждать ее на неоправданные уступки.
В последнее время особую остроту приобрели проблемы в разоруженческой
сфере. Они связаны прежде всего с трудностями процесса ратификации Россией Договора
СНВ-2, подписанного в январе 1993 года. В течение ряда лет ратификация сдерживалась,
ибо значительная часть депутатов Государственной Думы считала, что Договор ущемляет
интересы России. Дело в том, что Россия по Договору должна перестроить структуру
своего ракетно-ядерного комплекса, приспособив ее к американской. Сокращаемые средства,
в том числе тяжелые ракеты, Россия должна физически уничтожить. А США их отправляют
на склад и в любое время могут восстановить свой потенциал. К тому же США явно вознамерились
взломать Договор о противоракетной обороне (1972г.).
Однако в нынешней Государственной Думе сложилось твердое большинство,
признающее выгодность и для России Договора СНВ-2. В связи с этим Государственная
Дума 14 апреля 2000 года его ратифицировала. Чем же Дума руководствовалась? Прежде
всего договоренностью с американцами о том, что сразу после вступления в силу Договора
СНВ-2 начнутся официальные переговоры (не консультации, а именно переговоры по дальнейшему
сокращению ракетно-ядерных сил. Установленный Договором СНВ-2 уровень в 3-3,5 тысячи
ядерных боеголовок явно превышает возможности России, но значительно сокращает ядерные
боеголовки США. Новый же Договор СНВ-3 предусматривает сокращение до 2-2,5 тысячи
боеголовок, что примерно соответствует возможностям России. Больше того, существует
предварительное согласие сторон в перспективе сократить наступательные ядерные вооружения
до 1-1,5 тысячи ядерных боеголовок. Такой уровень, одинаковый для РФ и США, обеспечивает
надежное ядерное сдерживание и значительно уменьшает средства на свое содержание.
Но при этом нельзя не учитывать органической связи между стратегическими
наступательными и стратегическими оборонительными вооружениями. Сокращение СНВ при
создании системы ПРО ведет к подрыву стратегической стабильности. А США как раз
намерены создать систему противоракетной обороны, что противоречит Договору по ограничению
ПРО 1972г. За создание системы ПРО высказываются в США как Демократическая, так
и особенно Республиканская партии. Принятие окончательного решения обе партии связывают
с ратификацией или нератификацией Россией Договора СНВ-2. Теперь же, когда Государственная
Дума Договор ратифицировала, выбивается у американцев лишний довод в пользу создания
системы национальной противоракетной обороны. В то же время усиливаются наши шансы
на переговорах о стратегической стабильности и с другими государствами, заинтересованными
в сохранении Договора по ПРО.
При ратификации Договора СНВ-2 Государственная Дума просчитывала
и самый негативный вариант, когда США, несмотря ни на что, пойдут на создание системы
противоракетной обороны. Поэтому в ратификационные документы были внесены 6 поправок.
Кое-кто ставит вопрос об их правомерности, поскольку Договор СНВ-2 уже давно ратифицирован
Соединенными Штатами. Напомним, что резолюция американского сената о его ратификации
занимает 15 страниц, из которых 14 - разного рода оговорки, поправки, условия. Поэтому
вполне логичны и наши поправки и условия. Одна из этих поправок - вступление в силу
Договора СНВ-2 обусловливается неразвертыванием Соединенными Штатами системы противоракетной
обороны. В случае нарушения этого и других условий для России Договор теряет силу.
Россия предпринимает адекватный ответ, усиливает наступательные вооружения, не допускает
ущемления своей национальной безопасности.
Говоря о российско-американских отношениях, нас не может не тревожить
и такой их аспект. Если в открытых заявлениях порой говорится о партнерстве, то
в документах Пентагона Россия неизменно именуется противником. Признается - и не
без оснований , - что Россия является единственной страной в мире, которая обладает
ракетно-ядерным потенциалом, способным уничтожить США. Поэтому в Америке в качестве
национальной цели провозглашается задача лишить Россию «ядерного жала». Эта проблема
активно обсуждается в ходе ведущейся предвыборной президентской кампании.
Одна из угроз для национальной, прежде всего военной, безопасности
страны исходит от Североатлантического блока. Когда-то его лидеры уповали на так
называемую «советскую военную угрозу». Но не стало ни Советского Союза, ни Варшавского
Договора, а блок НАТО существует, укрепляется и расширяется. В апреле 1999 года
была принята его новая стратегическая концепция, в основу которой положены диктат
и произвол, расчет на безнаказанность своих вероломных, агрессивных акций. Блок
все нагляднее и очевиднее выступает как инструмент достижения Соединенными Штатами
мирового лидерства.
В НАТО присвоили себе и провозгласили право вести военные действия
в любом месте и без санкций Совета Безопасности ООН. Право не считаться с суверенитетом
других государств. И эта концепция реализуется. Доказательством этого является агрессия
против Югославии - единственной в Европе страны, не признающей диктат натовцев.
По своей жестокости и трагическим последствиям она превзошла агрессию германского
фашизма, которую он осуществил против Югославии весной 1941 года. Но как раньше,
так и теперь цели агрессоров общие: установление нового мирового порядка.
Блок НАТО, обладая огромной военной машиной, расширяет свои границы
на Восток, приближает их к рубежам России. Натовская активность усиливается на территории
стран СНГ. В блок стучатся Грузия и Азербайджан. Все активнее сотрудничает с НАТО
руководство Украины. Североатлантический блок носит ярко выраженный антироссийский,
а с принятием в него Польши, Чехии и Венгрии и антирусский характер.
Конечно, Россия вынуждена считаться с реальностью. Экономическое
и военное превосходство на стороне блока НАТО. Поэтому Россия восстановила контакты
с ним, прерванные разбойничьими действиями натовцев в Югославии. Эти контакты в
рамках основополагающего акта, подписанного в мае 1997 года в Париже, призваны хотя
бы ослабить растущую угрозу со стороны НАТО.
Речь, конечно, не идет о вступлении в эту агрессивную военно-политическую
организацию, хотя кое-кто выступил и поддержал подобные предложения ( например,
депутаты Государственной Думы Лукин, Рогозин, Юшенков, генералы Воробьев, Попкович
и др.) . Нечего доказывать, что это противоречило бы интересам России. Да никто
не собирался и не собирается принимать Россию в организацию НАТО. Она изначально
создавалась против Советского Союза, преемником которого является Россия. Антироссийская
сущность и направленность блока с тех пор нисколько не изменились. Натовская агрессия
против Югославии, приближение натовской военной армады к российским рубежам убедительно
это подтверждает. В этих условиях важное стратегическое значение приобретает договор
о создании союзного российско-белорусского государства.
В последние годы возникло немало реальных и потенциальных локальных
военных конфликтов вблизи российских границ. Это не исключает возможности втягивания
в них нашей страны. Больше того, даже на территории самой России не удалось избежать
военных действий. Чеченские боевики-террористы при поддержке и активном участии
международных террористов предприняли авантюристическую попытку нарушить территориальную
целостность России, отторгнуть от нее Северный Кавказ. В связи с этими событиями
некоторые западные страны пытаются вмешиваться в наши внутренние дела, грозятся
изолировать Россию на международной арене. Имеются факты наглых территориальных
притязаний к России как на Западе, так и на Востоке. На территории России значительно
активизировалась и приобрела большой масштаб подрывная шпионская деятельность спецслужб
ряда западных стран.
Все это свидетельствует о наличии многообразных источников военной
опасности, о сложности и противоречивости современной военно-политической обстановки.
Опыт Великой Отечественной войны учит внимательно и глубоко анализировать обстановку
в мире и происходящие в ней изменения, правильно ее оценивать и делать из этого
необходимые практические выводы для повышения бдительности и боевой готовности.
В этом свете приобретают актуальное значение меры по дальнейшему
осуществлению военной реформы, возрождению оборонно-промышленного комплекса. Возрастает
необходимость улучшения военно-патриотического воспитания молодежи, подготовки ее
к военной службе. Только при полной и активной поддержке всего народа армия и флот
могут надежно обеспечивать безопасность Отечества.
И еще. В годы войны все народы Советского Союза выступали единой
боевой семьей, имея единые могучие Вооруженные Силы. Дружба народов, спаянных общей
идеей и общими интересами, выдержала испытания войны. Она позволила выстоять и победить
сильного и коварного врага. Годовщина Победы - это общий праздник всех народов бывшего
СССР. Он напоминает, что дружба и взаимопомощь народов и сейчас - источник их силы
и благополучия. Нынешняя сложная обстановка в мире настоятельно требует в рамках
Содружества Независимых Государств активно и эффективно осуществлять глубокую интеграцию
во всех сферах, в том числе в оборонной. Речь идет о том, чтобы в тесном взаимодействии
искать и находить достойные ответы на общие угрозы и вызовы. Только так можно добиться
прочной коллективной безопасности Содружества.
Таковы, на наш взгляд, основные уроки Великой Отечественной войны.
Их актуальность неоспорима. Их знание и учет в практической деятельности приобретает
большую значимость. Опыт войны ориентирует нас на поиски согласия во имя общих целей,
на достижение единства и сплоченности общества, политической и экономической стабильности
страны. Это верный и эффективный путь скорейшего возрождения Российского государства,
роста его экономического и военного могущества, укрепления престижа и позиций на
международной арене.
Победа в Великой Отечественной войне - выдающееся событие в жизни
нашего народа и его воинов. День Победы - самый светлый и самый радостный праздник.
И в то же время, как в песне поется, праздник со слезами на глазах.
Отмечая юбилей Победы, мы чтим незабвенную память миллионов советских
людей, отдавших жизнь за свободу и независимость нашего Отечества, за избавление
многих стран от угрозы фашистского порабощения. Наш народ, все человечество благодарны
им за их героический бессмертный подвиг.
В эти юбилейные дни мы воздаем должное ветеранам войны и труда,
кто стойко, мужественно и отважно в лихую годину защищал Отечество. Их ратные и
трудовые дела внесли весомый вклад в достижение Победы. Они достойны всеобщего внимания
и уважения, должной заботы и всяческой поддержки.
Ныне Вооруженные Силы Российской Федерации призваны бдительно
и надежно оберегать плоды Победы, завоеванной солдатами и тружениками Великой Отечественной
войны. Сила армии и флота - в верности боевым традициям старших поколений защитников
Родины. Российские воины, как показывают события на Северном Кавказе, проявляют
мужество, отвагу и высокую ответственность при выполнении своего патриотического
долга. Высокая боеспособность Российских Вооруженных Сил - самая надежная гарантия
безопасности нашего Отечества.
3. Некоторые вопросы борьбы с проявлениями фашизма и вооруженного
экстремизма в современных условиях
Вторая мировая война вовлекла
в свою орбиту 61 государство, 80% населения земного шара. Военные действия велись
на территории 40 государств Европы, Азии и Африки, а также на морских и океанских
просторах. Зачинщик войны, германо-итало-японский блок, расширяя агрессию, упорно
стремился к завоеванию всего мира.
На пути
к этой цели непреодолимым препятствием оказался Советский Союз. Он принял на себя
и до конца вынес основную тяжесть борьбы с агрессорами.
Советский
Союз в течение трех лет один на один воевал против фашистского блока. И после открытия
США и Англией (июнь 1944 г.) второго фронта решающие события происходили на советско-германском
фронте.
Именно
здесь были разгромлены основные силы фашистской Германии и ее союзников - 607 дивизий.
На всех других фронтах, где действовали англо-американские войска, -176. На Востоке
враг потерял три четверти боевой техники, понес три четверти людских потерь. Все
это и привело к краху военную и государственную машину фашистской Германии.
Главный
итог второй мировой войны - полный разгром агрессоров как в Европе, так и на Дальнем
Востоке. Решающая роль в разгроме фашистской Германии и милитаристской Японии принадлежит
Советскому Союзу и его Вооруженным Силам. Победа советского народа в Великой Отечественной
войне имеет поистине историческое значение. Она обеспечила свободу и независимость
нашего Отечества, избавила от угрозы фашистского порабощения.
Каковы
же основные уроки Великой Отечественной войны?
Во-первых,
была беспредельная вера в свой народ, в свое Отечество, опора на
собственные
силы, умелое использование собственных возможностей. Без преувеличения можно сказать,
что это главнейший из уроков войны, ибо именно такой подход предопределил нашу Победу.
Во-вторых,
опыт войны учит, что успехи на фронте и в тылу были возможны благодаря сплоченности
общества, единству народа и армии. Сама война была подлинно народной, отечественной.
Достаточно сказать, что через Вооруженные Силы прошли за годы войны более 34 миллионов
человек.
В-третьих,
один из поучительных уроков войны состоит в том, что вопросы укрепления обороны
страны, повышения боеготовности Вооруженных Сил должны быть в центре внимания народа
и руководства государства. Обращение к временам Великой Отечественной войны – хорошая
возможность напомнить о том, что отражения любой возможной агрессии и надежного
обеспечения безопасности страны нужны достаточно мощные и боеспособные армия и флот.
Конечно,
с окончанием "холодной войны" ситуация в мире во многом изменилась к лучшему.
Однако это не означает, что военная опасность для Россия исчезла,
Вблизи
российских границ имеется немало реальных и потенциальных военных конфликтов, что
не исключает возможности втягивания в них и нашей страны. Больше того, даже на территории
самой России не удалось избежать военных действий (Северный Кавказ).
Опыт
Великой Отечественной войны требует внимательно и глубоко анализировать обстановку
в мире и происходящие в ней изменения, правильно ее оценивать и делать из этого
необходимые практические выводы для повышения бдительности и боевой готовности Российских
Вооруженных Сил.
В-четвертых,
важнейший урок Великой Отечественной войны - необходимость высокой бдительности
к проявлениям фашизма и его разновидностей.
Актуальность
этого урока несомненна. Несмотря на полное поражение фашизма во второй мировой войне,
спустя полвека в ряде государств возродились неофашистские организации. Это относится
прежде всего к Германии, Италии, прибалтийским странам. И хотя численность неофашистских
организаций невелика, они связаны с могущественными кругами в политике и экономике;
пытаются активно внедрять фашистскую идеологию в сознание людей, особенно молодежи.
К сожалению,
заявили о себе и порой активно действуют откровенно фашистские и экстремистские
группировки и в нашей стране. Именно это и обусловило издание специального Указа
Президента Российской Федерации "О мерах по обеспечению согласованных действий
органов государственной власти в борьбе с проявлениями фашизма и иных форм политического
экстремизма в Российской Федерации" (23 марта 1995 г.)
В современном
мире идет интенсивный процесс перехода от тоталитарных режимов к демократическим.
Однако эта тенденция отнюдь не означает, что отдельные страны гарантированы от появления
фашизма и иных форм политического экстремизма. Это непосредственно относится и к
постсоветской России.
В названном
Указе Президента РФ дано поручение Российской Академии наук сформулировать научное
определение фашизма, указать его основные признаки. При этом имелось в виду, что
только при таком условии можно эффективно вести борьбу против разновидностей фашизма,
различных форм политического экстремизма. В документе РАН по этой проблеме говорится:
"Фашизм - это идеология и практика, утверждающие превосходство и исключительность
определенной нации, расы и направленные на разжигание национальной нетерпимости,
обоснование дискриминации в отношении представителей иных народов; отрицание демократии,
установление культа вождя; применение насилия и террора для подавления политических
противников и любых форм инакомыслия; оправдывание войны как средства решения межгосударственных
проблем".
Несмотря
на особенности и некоторые специфические характерные черты, различного рода проявления
фашизма имеют общие типические признаки. Назовем основные из них.
1. Крайний
национализм (шовинизм). Он проявляется в признании за господствующей нацией (или
расой) особой исторической миссии и права на создание нового государственного или
даже мирового порядка. Ему присущи нетерпимость к другим народам, ограничение их
прав вплоть до физического уничтожения (геноцида).
2. Культ
вождя как единственного выразителя национальной идеи и воли народа.
3. Отрицание
демократии и плюрализма в пользу диктатуры и однопартийности, культ отношений абсолютного
подчинения. В этих целях создаются военизированные формирования, организуется индивидуальный
или массовый террор как метод подавления инакомыслия и физического устранения политического
противника.
4. Социальная
демагогия. Она выражается в постоянном поиске врага в целях сплочения и возрождения
нации, в культе силы, войны как средства разрешения территориальных споров и защиты
геополитических интересов господствующей нации.
5. Оправдание
деятельности фашистских вождей и партий прошлого, использование фашистской символики,
одобрение литературных источников фашистского типа.
В последнее
время угроза фашизма становится реальностью и в политической жизни России. В этой
связи, естественно, возникает вопрос: возможен ли вообще в нашей стране фашизм?
Если да, то в каких формах он может появиться и какова вероятность прихода его к
власти? К фашизму в России десятилетиями относились как к абсолютному злу. У россиян
сформировалось категорическое неприятие фашизма. Ведь это фашистский (нацистский)
режим осуществил нападение на нашу страну. Фашисты избрали в войне особо разрушительные,
варварские формы с многомиллионными жертвами на фронте и на оккупированных территориях.
Это не могло не вызвать в нашем обществе стойкую отрицательную реакцию.
И все-таки
в последние годы в России да и в других государствах СНГ заговорили о возможности
возникновения и даже угрозы фашизма на этом политическом пространстве. Объективными
факторами такой возможности являются: углубляющийся экономический и социальный кризис,
ослабление государственной власти, рост преступности, распад прежней системы ценностей,
нарастание чувства ущемленного национального достоинства, В этих условиях возникают
различные экстремистские организации. Некоторые из них призывают народ России к
установлению неограниченной власти (диктатуры). С этой целью создаются вооруженные
формирования и ведется пропаганда войны. Отмечаются факты, когда публично выражаются
намерения ограничить права граждан РФ по признакам социальной, расовой, национальной,
языковой или религиозной принадлежности. А порой открыто выражаются симпатии германскому
национал-социализму и итальянскому фашизму.
Таким
образом, проблема фашистской опасности в России существует.
Государственная Дума РФ приняла Закон об увековечении памяти героев, погибших при
защите нашего Отечества. В нем как одна из актуальных также выдвигается задача борьбы
с проявлениями фашизма. В Законе подчеркивается, что эта борьба должна быть важнейшим
направлением государственной политики РФ по увековечению Победы советского народа
в Великой Отечественной войне.
|