На многолюдных митингах
ораторы-радикалы настойчиво повторяли, что все бедствия страны происходят от
преступного расходования народных средств: существовала практика подкупа
парламентариев, раздача пенсий парламентариям никем не контролировалась, в
качестве косвенного подкупа создавались дорогостоящие синекуры, долг
государства был непосильным, в то время как продолжали действовать совершенно
ненужные учреждения. Вследствие отсутствия контроля, который мог быть
установлен только при действенном представительстве народа, все эти злоупотребления
достигли ужасающих размеров. Парламент не обращал внимания на пылкие
выступления ораторов, на настроения в широких слоях населения. На
многочисленных митингах высказывалась мысль, все более понятная для масс, что
действовать в истинных интересах народа может только такое правительство,
которое будет избрано самим народом.
В своих записках,
представляющих бесценное свидетельство о времени борьбы в Англии за первую
парламентскую реформу, Френсис Плейс[2] писал: “Позорная
коррумпированность парламента, сказавшаяся уже в 1793 г., еще больше усилилась
в 1831 г., и народу пришлось вступить в борьбу против недостойной власти и ее
проявлений... Подкуп, взяточничество, клятвопреступление, широко развитая
преступность и понижение нравственного уровня, которые правительство создавало,
поощряло и поддерживало во всей стране, составляли зло гораздо более ужасное,
чем все другие бедствия, как бы они ни были велики, - зло, которому с трудом
поверит наше потомство” [3]. Описывая события того
времени, Плейс говорил: “Все признавали существование крайней и повсеместной
нищеты, а прения в парламенте только подкрепляли это убеждение и усиливали
тревоги в обществе. Если еще присоединить сюда впечатление, производимое
шумными ораторами вне стен парламента, то всего этого было более чем
достаточно, чтобы в глазах людей, привыкших принимать все на веру, представить
страну, стоявшую не только на краю, но уже на самом дне пропасти”[4].
Последствием всех этих настроений было общее и крепко укоренившееся убеждение,
что страна находится накануне важного переворота.
О переменах в
настроениях трудящихся масс свидетельствовали адреса, поступавшие на имя
нового короля Вильгельма IV, взошедшего на престол 26 июля 1830 г., после
смерти Георга IV. Адреса и послания по случаю воцарения Вильгельма IV
содержали требования радикальных реформ. Новый король в ответ отсрочил 23 июля
1830 г. заседания парламента, а затем и вовсе распустил его.
В то время как всеобщее
внимание было сосредоточено на выборах, случилось событие, которое придало
парламентской борьбе еще большую остроту, во Франции произошла революция. В
июле 1830 г. правительство этой страны было низвергнуто, король изгнан из
страны. Сторонники реформы в Англии сочли эту революцию счастливым
предзнаменованием. Предложенный вигами законопроект предусматривал некоторые
существенные изменения в английской парламентской системе. По законопроекту
ликвидировалось большинство “гнилых” и “карманных” местечек. Часть мелких
избирательных округов, которые прежде посылали в парламент по два депутата,
сохраняли право лишь на одно место. В общей сложности освобождалось 143
депутатских мандата. Из них 13 мест предоставлялось Шотландии и Ирландии, а
оставшиеся 130 мест делились поровну между городскими и сельскими округами. В
целом 65 мест получали города, выросшие в годы промышленного переворота и ранее
не представленные в парламенте. Это означало, что землевладельческая знать
лишалась монополии в политической жизни. Имущественный ценз в графствах повышался
с 2 ф.ст. до 10, а иногда и до 50 ф.ст. В городах устанавливалась
десятифунтовая цензовая квалификация.
Таким образом, была
сделана серьезная уступка промышленной буржуазии, представители которой теперь
получили политические права.
Билль о реформе
несколько расширил число избирателей за счет слоев городской и сельской
буржуазии. Компромисс 1688 г., затрагивавший в то время лишь верхушку
финансовой и торговой буржуазии, был теперь распространен и на буржуазию
промышленную. Она пришла к власти, но не революционным путем, а вследствие
нового компромисса с землевладельцами. Поэтому феодальные пережитки в
государственном строе Англии не были сметены. Реформа не коснулась палаты
лордов. Земельная аристократия по-прежнему удерживала в своих руках министерские
посты и ведущие позиции в государственном аппарате, армии и флоте.
Тори пытались сохранить
свое влияние в парламенте. Билль прошел большинством в один голос, а при
обсуждении деталей билля в комитете правительство осталось в меньшинстве.
Тогда правительство распустило палату и назначило новые выборы. Сопротивление
со стороны торийской реакции вызвало взрыв недовольства в стране.
Во вновь избранном
парламенте виги получили прочное большинство в 136 голосов, и билль
сравнительно легко прошел в палате общин. Но палата лордов осенью 1831 г.
почти без обсуждения отвергла законопроект. Казалось, в рамках действующей
конституции билль обречен на провал. Возникла угроза общественного
недовольства.
Когда билль о реформе в
третий раз был внесен в палату общин и принят ею, лорды прибегли к маневру:
большинством в девять голосов они его приняли, но затем, при обсуждении по
статьям, фактически отвергли все преобразования. Премьер-министр Грей в ответ
на это подал в отставку. Учитывая обстановку в стране, король Вильгельм IV
вынужден был вновь поручить Грею сформировать кабинет. Чтобы спасти билль о
реформе, Грей ультимативно потребовал от короля права на назначение такого
количества новых лордов, какого будет достаточно, чтобы обеспечить большинство
сторонникам реформы. Король дал свое согласие, и лорды капитулировали перед
этой угрозой. Верхняя палата утвердила билль, 7 июня 1832 г. он был подписан
королем, т.е. стал законом.
Промышленная буржуазия
добилась успеха, получила открытый доступ к политической власти. Широкие же
слои английского народа, которые приняли самое активное участие в борьбе за
парламентскую реформу, - это прежде всего жители городов и сельской местности -
избирательных прав не получили. Плодами победы воспользовались руководившие
движением виги и радикалы.
Вывод: Английские
историки называют парламентскую реформу 1832 г. “великой”. И действительно, ее
значение велико, ибо она положила начало созданию современного гражданского
общества в Великобритании, процесс которого в XIX в. был обозначен такими
вехами, как парламентские реформы 1832, 1867, 1884-85, 1888 гг. Реформа 1832 г.
была первым трудным шагом в этом демократическом движении.
ГЛАВА
II. ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКИЕ ДВИЖЕНИЯ В АНГЛИИ В 30-40-е гг. XIX в.
2.1 ДВИЖЕНИЕ ЗА
ЛИБЕРАЛЬНЫЕ РЕФОРМЫ В ВЕЛИКОБРИТАНИИ.
Реформа 1832 г. явилась
завершением одного и началом нового периода в истории страны, продолжавшегося
вплоть до середины века. Общество встретило ее с большим воодушевлением.
Буржуазия, ремесленники, рабочие и фермеры ожидали проведения дальнейших
преобразований. С ними связывались надежды на улучшение экономического
положения, смягчение налогового бремени и ликвидацию злоупотреблений. Выборы в
новый парламент осенью 1832 г. проходили в обстановке всеобщего подъема. Новый
состав палаты общин отразил царившее в обществе ожидание дальнейших перемен.
Виги, осуществившие изменение системы представительства и обещавшие решить
наиболее важные проблемы общества, получили большинство мест в палате. В новом
парламенте изменилась роль радикалов. Вместе с ирландскими депутатами,
диссентерами и независимыми они составляли группу в 190 человек. Консерваторы
(как теперь все чаще стали называть тори) потерпели сокрушительное поражение
на выборах и оказались в палате в меньшинстве.
Реформа не изменила
сложившуюся на протяжении веков процедуру подготовки и рассмотрения
законопроектов, однако в политическую жизнь она привнесла существенные
изменения. В результате сокращения представительства “карманных” местечек
изменилось соотношение сил между обеими палатами и короной за счет усиления
роли палаты общин. Возрастал объем ее деятельности: сессии становятся длиннее,
работа в парламенте идет интенсивнее. Расширение электората, то внимание, с
которым избиратели следили за выступлениями депутатов, явились серьезным
стимулом для активизации деятельности членов нижней палаты. Численность
пассивной группы, так называемых “заднескамеечников”, со временем уменьшалась.
К середине века значительно сократилось и число независимых депутатов, что
отражало дальнейшее размежевание политических сил в стране и в парламенте.
Реформа способствовала
формированию двухпартийной системы. Если к началу 30-х гг. тори и виги были по
своему характеру скорее парламентскими группировками, то уже к середине века
все заметнее становилось их превращение в партии консерваторов и либералов.
Они не были партиями в современном смысле этого слова, однако и консерваторы, и
либералы на протяжении 30-40-х гг. существенно продвинулись в выработке
партийной идеологии, организационных структур, форм и методов деятельности в
выборном процессе.
Первый пореформенный
кабинет состоял из вигов. Но осенью 1834 г. вопреки сложившейся традиции
король поручил формировать правительство Роберту Пилю, представителю
консервативного лагеря. Назначение Пиля стало последним в истории страны
вмешательством британской короны в политическую жизнь парламента. Последовавшие
за отставкой лорда Мельбурна новые выборы увеличили представительство
консерваторов в палате общин, но не повлияли на расстановку сил в ней.
Консерваторы по-прежнему оставались в меньшинстве. Правительство Р. Пиля
встретило жесткую оппозицию со стороны вигов, радикалов и ирландских
депутатов, объединившихся против консерваторов. Кабинет не смог провести через
палату ни одного решения, а в апреле 1835 г. Пиль был вынужден уйти в отставку.
Недолгое существование
первого кабинета Пиля имело важные результаты для политической жизни страны,
ускорив формирование консервативной и либеральной партий викторианского
периода. Решением короля Пиль стал не только главой кабинета, но и
парламентским лидером консерваторов. Таким образом был решен наиболее важны для
них на этом этапе вопрос.
Консерваторов объединяла
идея незыблемости конституционных устоев -короны, палаты лордов и палаты общин,
унии с Ирландией и колониальной империи. Разделяло их отношение к реформам.
Уже к 1832 г. определились три основные ветки консерваторов. В первую входили
так называемые “ультра”. Это были непримиримые противники любых перемен в
конституции; не смиряясь с принятием тех или иных реформ, они настаивали на их
отмене. Вторая группа - ”сердитые” - в отличие от “ультра” утвержденные
законопроекты рассматривала как свершившийся факт и уже не выступала против
них. Третья - “пилиты”, сторонники Пиля. Они разделяли его убеждение, что
назревшие реформы проводить следует, но осуществлять их должны консерваторы, а
не радикалы. На лидерство в лагере консерваторов претендовали представители
всех трех группировок. Благодаря назначению короля вопрос о лидере был решен в
пользу Пиля, тем самым победило направление “разумного” консерватизма,
признававшего необходимость перемен в обществе. Эти принципы были провозглашены
Пилем во время выборов 1835 г. в обращении к избирателям своего округа,
опубликованном на страницах ведущих газет и вошедшем в историю как
“Тамвортский манифест”. Впервые в истории страны лидер партии и глава
правительства обратился к населению страны через прессу, разъясняя свою
позицию и публикуя программу действий. Это и помогло консерваторам значительно
увеличить число мест в палате общин, хотя они и оставались в меньшинстве.
Отставка Пиля ясно
показала, что консерваторы смогут прийти к власти, лишь получив большинство
мест в палате общин. В дальнейшем все усилия Пиля были подчинены решению этой
задачи.
Главной тактикой в
парламенте, где была сконцентрирована политическая жизнь страны, Пиль считал не
противостояние правительству, а усиление и объединение разрозненных
консервативных сил. Важнейшим направлением деятельности консерваторов стала
активизация работы вне парламента. В это время политическая борьба перестает
быть прерогативой лишь избранной привилегированной группы; 30-40-е гг. - время
беспрецедентной внепарламентской агитации в интересах различных слоев и групп,
время широких общественных движений. В стране создавались многочисленные
ассоциации, общества, что отражало возрастание роли общественного мнения в
жизни страны, политизации широких слоев населения. Как правило, в своей
деятельности они опирались на прессу, которая к этому времени становится важным
фактором в политической жизни, не только отражая, но и формируя общественное
мнение. К середине 30-х гг. как столичные, так и все провинциальные издания, за
исключением специальных коммерческих, имели свою определенную политическую
направленность. В каждом крупном городе выходило по крайней мере по одной
либеральной и одной консервативной газете. Кроме выпуска газет, журналов,
различного рода памфлетов и листовок, лидеры движений и партий активно
разъезжали по стране для выступлений на митингах, собраниях и банкетах.
Недолгое существование
кабинета Пиля явилось стимулом для создания консервативных организаций в
провинции. К 1836 г. по всей стране была развернута сеть ассоциаций, обществ и
клубов. Они устраивали регулярные собрания и обеды, собирали по подписке
средства. Каждое общество имело секретаря и казначея. Главным направлением их
деятельности стали подготовка и проведение выборов. Они подбирали кандидатов,
оказывали им материальную поддержку, участвовали в регистрации избирателей. По
реформе 1832 г. избиратели были обязаны ежегодно вносить свое имя в
избирательные списки, уплачивая при этом определенную сумму, что создавало
почву для злоупотреблений и покупки голосов избирателей. Консерваторы раньше
своих политических противников оценили те “возможности”, которые предоставляла
регистрация, и ежегодно активно участвовали в ней. Вслед за ними так же стали
поступать и виги и радикалы.
Тактика консерваторов
оказалась успешной. К 1841 г. им удалось вернуть почти всех своих сторонников, отошедших
от них в ходе борьбы за реформу 1832 г. Главной их опорой оставались аграрные
графства, та часть землевладельцев, которая в меньшей степени была вовлечена в
процесс промышленного производства или в другие несельскохозяйственные
предприятия в отличие от землевладельцев-вигов. На их стороне были “старые”
коммерческие структуры, заинтересованные в сохранении протекционистской
политики. Кроме того, Пиль сумел преодолеть предубежденное отношение к нему
молодой королевы Виктории, политическим советником и руководителем которой в
первые годы ее правления был лорд Мельбурн. Существенно расширить социальную
базу Пиль не сумел, тем не менее каждые выборы приводили к постепенному
увеличению числа депутатов-консерваторов - от 150 в 1832 г. к 313 в 1837 г.
Весной 1841 г. за отставкой правительства последовали выборы, на которых
консерваторы получили большинство мест палате общин. Правительство вновь
возглавил Пиль.
Победа консерваторов
означала приход партии к власти в современном смысле слова, так как она стала
результатом длительной и целенаправленной политической кампании, которую
консерваторы вели в обществе. Впервые был сформирован кабинет, опиравшийся на
большинство своей партии в палате общин, которого она добилась на выборах,
сумев привлечь на свою сторону электорат. Консерваторы победили благодаря
тому, что во главе стоял талантливый политик и организатор Роберт Пиль. Вместе
с тем корни победы консерваторов лежат и в разочаровании политикой кабинета
Мельбурна, и в экономических кризисах, сотрясавших в эти годы страну, и в
социальном напряжении тех лет. Фермеры, напуганные размахом деятельности “Лиги
борьбы против хлебных законов” и чартистского движения, безоговорочно перешли
на сторону консерваторов и поддержали их на выборах. Политика Пиля в кабинете
строилась на тех же принципах, что и во времена его оппозиции к правительству
вигов. Он был вынужден провести ряд реформ, прежде всего экономического
характера. Постепенно снижая таможенные тарифы, консерваторы в 1846 г. пошли
на отмену “хлебных законов”. Но курс, проводимый Пилем, вызвал острые
разногласия в обществе, объединение оказалось непрочным, и в 1846 г. произошел
раскол консервативной партии.
Период с середины 20-х
до конца 40-х гг. в истории Великобритании отличался небывалым общественным
подъемом и массовыми движениями. Разнообразные по своим целям, задачам,
составу участников и размаху, они имели и некоторые общие черты. Появление той
или иной идеи вело к созданию обществ или ассоциаций с единым центром, который
руководил деятельностью по ее осуществлению. В агитации использовались
демократические права граждан - свобода прессы, собраний, митингов, шествий и
обращения с петициями в парламент. Общества издавали газеты, памфлеты,
организовывали лекции (нередко используя платных ораторов), проводили митинги.
Особая роль отводилась обращению к законодательному органу, парламенту, и к
королю через петиции, сбор подписей под которыми также становится важной частью
агитации. Когда идея находила значительную поддержку в обществе, ассоциации
проводили своих депутатов в парламент, где они использовали каждую возможность
для отстаивания интересов движения. Наиболее крупными, повлиявшими на ход
развития страны движениями были: борьба за реформу парламента, за отмену
рабства в британских колониях, за переход к свободе торговли (фритред), борьба
диссентеров за свои социальные права, за фабричное законодательство, чартизм,
кооперативное движение.
Наряду с борьбой за
реформу парламента в формировании гражданского общества в Великобритании важную
роль сыграло движение аболиционистов. Великобритания, крупнейшая колониальная
держава, активно использовала рабский труд на плантациях в своих владениях и
занимала ведущее место среди стран, участвовавших в работорговле. И именно в
ней зародилось и добилось успеха самое мощное аболиционистское движение. К
началу 30-х гг. аболиционисты, используя тактику давления на правительство
петициями, сконцентрировали свою пропаганду в стенах парламента и довольно
быстро добились успеха. Так, 30 мая 1832 г. был создан парламентский комитет
для изучения положения рабов.
После 1832 г., когда
вест-индские плантаторы потеряли значительную часть своих мест в парламенте,
неизбежность освобождения рабов стала очевидной. Плантаторы и связанные с ними
торгово-финансовые и промышленные круги не смогли противостоять натиску
аболиционистов, вопрос состоял лишь в пути разрешения этой проблемы.
Соответствующий билль был принят летом 1833 г. По его условиям, хозяева
обязывались предоставить свободу рабам, которые, однако, должны были пройти
так называемый срок “ученичества” и в течение его продолжать работать на своих
господ. Дети, не достигшие шестилетнего возраста ко времени утверждения
закона, объявлялись свободными с момента его вступления в силу. Плантаторы
получили компенсацию в 20 млн ф.ст., которая в основном пошла на уплату их
долгов английским кредиторам. В 1838 г. отменена и система “ученичества”;
рабство в английских колониях, таким образом, было окончательно упразднено.
Вывод: Принятие этого
закона ознаменовало победу мощного общественного движения, выдвинувшего на
первый план идеи гуманизма, прав и свободы личности. Однако деятельность
аболиционистов не прекратилась, они создавали новые комитеты, которые ставили
задачу отмены рабства и работорговли во всем мире.