Реферат: Культура эпохи Возрождения и реформации
Наиболее ярко и последовательно
пантеизм проявился в философии Джордано Бруно (1548-1600). Этот итальянский
мыслитель смело и решительно поддержал гелиоцентрическую концепцию Коперника и
сделал из нее радикальные философские выводы. Не будучи математиком, он чисто
умозрительно расширил мир, ограниченный у Коперника Солнечной системой. Бруно
сформулировал тезис о бесконечности Вселенной, о существовании в ней
бесчисленного множества систем, подобных Солнечной. Он также высказал гипотезу
о возможности существования жизни на других планетах.
Следует отметить все же, что
характерное для Ренессанса стремление раскрыть тайны природы реализовались не
только в развитии рационального знания. Недостаток реальных знаний побуждал
мыслителей Возрождения обращаться к мистическим учениям, магии; значительным
влиянием в данный период пользовались астрология и алхимия. Смешение
рационального знания и фантастических представлений характеризует мышление
Возрождения и отличает его от более позднего (XVII-XVIII вв), систематичного и научного по методу.
Искусство Возрождения во многих
отношениях представляло контраст средневековому. Главной задачей средневекового
искусства было воплощение божественного начала, поэтому земные реальные связи
явлений в пространстве и времени обесценивались, лишались материальности,
превращались в символы того, что лежит за пределами земного существования. В
эпоху Возрождения искусство устремляется на познание и объективное изображение
мира, увиденного глазами человека.
Одной из важнейших проблем,
вставших перед художниками, была проблема пространства. На основе знаний
геометрии и законов оптики уже в первой половине XV
века разрабатывается теория линейной перспективы. Ее создателями считаются
архитекторы Филиппо Брунеллески (1377-1446) и Леон Баттиста Альберти (1404-1474).
Данная теория позволяла построить на плоскости трехмерное изображение,
ориентированное на зрителя и учитывающее его точку зрения (это было учение о
единой точке схода линий, отвечающей местоположению зрителя). Одними из первых
начали применять линейную перспективу скульптур Донателло (1386-1466) и
живописец Мазаччо (1401-1428). Много занимались разработкой теории перспективы
и другие художники, включая Леонардо да Винчи, который ввел понятие воздушной
перспективы.
Связь искусства и науки
составляет одну из характернейших особенностей культуры Возрождения. Правдивое
изображение мира и человека должно было опираться на их познание, поэтому
познавательное начало играло особенно большую роль в искусстве этой эпохи. Эпоха
Возрождения отмечена появлением целой плеяды художников-ученых, среди которых
первое место принадлежит Леонардо да Винчи. Помимо перспективы, он изумительно
использовал светотень, с помощью которой создавал убедительное впечатление
трепета жизни. Искусство светотени было основано на законах оптики. Леонардо
изучил вопросы падения и отражения светового луча, подмечал и передавал
множество оттенков света, тончайшие переходы тени.
Новые задачи искусства
определили и новый подход к изображению человеческой фигуры и к передаче
действия. Присущие средневековому искусству каноничность жестов и мимики,
произвольность пропорций фигур не соответствовали объективному представлению об
окружающем мире. В художественных произведениях Ренессанса поведение человека
подчиняется не канону и ритуалу, но психологической обусловленности и развитию
действия; в пропорциях же фигур художники стремятся достигнуть соответствия с
реальностью. Начинается систематическое изучение человеческого тела; художники
Возрождения обладали глубокими знаниями по анатомии (многие из них для этого
анатомировали трупы). Для реалистического изображения человеческого тела
привлекалась и математика. Была создана теория пропорций человеческого тела; впервые
она была изложена в трактате Л.Б. Альберти “Три книги о живописи".
В современной науке историю
искусства итальянского Возрождения принято делить на четыре этапа:
Проторенессанс (конец XIII - первая половина XIV века);
Раннее Возрождение (XV век);
Высокое Возрождение (конец XV - первые три десятилетия XVI века);
Позднее Возрождение (середина и
вторая половина XVI века).
Название первого периода - Проторенессанс
- свидетельствует о том, что искусство данного этапа еще не является
сформировавшимся ренессансным искусством. Но вместе с тем это период
пробуждения, подготовки, предчувствия новых явлений в культуре. В рамках
средневекового спиритуалистического мироощущения, символически условного
отражения действительности проявляются реалистические тенденции. Ярким примером
такого переплетения старых и новых черт является творчество великого
итальянского поэта Данте Алигьери (1265-1321). Его знаменитая “Божественная
комедия" построена еще по типу средневековых видений и насыщена
аллегориями и символикой, но, с другой стороны, она резко отличается от
средневековых рассказов о “загробном мире” реалистической яркостью образов,
красочностью описаний природы, земным характером человеческих взаимоотношений и
страстей.
Аналогичные изменения
происходили в искусстве, которое вступило на путь преодоления сверхчувственного
и ирреального начала и создания нового художественного языка. При этом большое
значение имело обращение к античности. Центральной фигурой итальянского
Проторенессанса стал художник Джотто ди Бондоне (ок.1276-1337). В поисках
большей реалистичности образов Джотто отказывается от плоскостности изображения;
его фигуры объемны, находятся в реальном пространстве. При этом открытия Джотто
опирались не на развитую теорию и эксперимент, а на художественную интуицию. Главное
в его творчестве - человек. В своих произведениях он трактовал евангельские
эпизоды как события человеческой жизни. Иррациональное начало отступало на
второй план перед изображением земных людей, одушевленных человеческими
чувствами и страстями. Джотто заложил основы искусства Возрождения.
В искусстве XV
века, периода Раннего Возрождения, нашли яркое и полное выражение новые представления
о мире и человеке. Художники увидели мир во всей его красе и стали искать пути
проникновения в его тайны. Следование законам природы рассматривалось как залог
совершенства произведений искусства. Основным законом природы Альберти и другие
теоретики искусства XV века считали красоту. Красота
трактовалась как начало, присущее реальности в целом, как гармоническая связь
всех частей этого целого. Представление о прекрасном, гармоническом согласии
всех природных форм исключало для мастеров XV века сознательное
деление всего существующего на прекрасное и уродливое. Раннее Возрождение - это
время открытия бесконечного многообразия реального мира, “радость узнавания"
его.
В искусстве продолжает
господствовать религиозная тематика, но коренным образом изменяются образы и
содержание. Главным действующим лицом, главным героем становится человек. В
первых произведениях ренессансных художников находит выражение двоякий подход к
образу человека. В соответствии с интересом к индивидууму, к характерным для
него чертам мастера всячески подчеркивают конкретные особенности модели, даже
если она груба и некрасива. Вместе с тем, стремясь к героизации человека,
художники возвышают его, как бы поднимают над обыденностью. И нередко создают
образы, в которых органически сочетаются индивидуальная характеристика и
обобщающий тип героя.
Вместе с тем произведениям
Донателло, Мазаччо, других художников этого периода присущ не только
героический пафос, но и высокий патриотизм (образы библейских героев - Давида,
Самсона - символизировали победу Италии над ее врагами). Следует отметить и
оптимистический характер раннего ренессансного искусства. Большинству образов
присуща светлая вера в неминуемую победу добра над злом. Стремление к
героизации образов заставляло художников Раннего Ренессанса обращаться к
античности, наследие которой используется все более широко и свободно. Появляются
первые обнаженные фигуры - понятие героичности начинает отождествляться с
обнаженным телом. Героический пафос удерживался не так долго в искусстве XV века, однако интерес к личности и
ее индивидуальным характеристикам делает образ человека центральным на
протяжении всей истории ренессансного искусства.
Антропоцентрический характер
отличает и архитектуру эпохи Возрождения. В XV веке
именно архитектурная среда стала соединительным звеном между гуманизмом и
изобразительным искусством, носительницей новой гуманистической образованности.
Именно в этой среде создавались трактаты Альберти и других теоретиков искусства.
Сущность и закономерности архитектуры определялись ими ее служением человеку. Поэтому
чрезвычайно популярной становится почерпнутая у античных авторов идея о подобии
здания человеку. Делались попытки установить соответствие архитектурных форм и
планировок очертаниям и пропорциям человеческой фигуры. Связь зодчества с
законами природы усматривалась в том, что архитектура представлялась способной
наиболее полно выразить гармоническое начало мироздания. Через всю теорию и
практику красной нитью проходят поиски гармонии архитектурных форм. Эти поиски
привели к отказу от готических форм и возрождению античной ордерной системы.
В период Раннего Ренессанса
изменяется роль изобразительных искусств - скульптуры и живописи; они
освобождаются от подчиненности архитектуре, приобретают значительную
художественную самостоятельность. Скульптуре Раннего Ренессанса принадлежит
чрезвычайно важная роль в формировании принципов нового искусства; завоевания
скульптуры стали одной из отправных точек для живописцев XV
века. Но не менее существенна роль самой живописи. Именно живопись оказалась
наиболее восприимчивой к новым веяниям, новым взглядам на мир. Во фреске или
картине можно было изобразить мир со всей полнотой. Наряду с математикой
живопись представлялась в эту эпоху самым совершенным инструментом познания
мира. По словам Леонардо да Винчи, “живопись - наука и законная дочь природы”. В
живописи больше, чем в архитектуре и скульптуре, было представлено разнообразие
школ, создано количество шедевров.
Раннее Возрождение отмечено
появлением новых, светских жанров искусства - исторической и мифологической
картины. Ведущее место принадлежит монументальным (фресковым) росписям,
которыми украшаются не только храмы, но и дворцы, богатые дома. Появляются и
станковые картины, служившие свадебными и другими подарками. Выдающуюся роль
начинает играть портрет - скульптурный и живописный. Рост светских произведений
искусства особенно активно наблюдается во второй половине XV
века. В конце периода Раннего Возрождения, в последней трети XV
века, в итальянском искусстве проявляются черты, которые получат полное
развитие уже в эпоху Высокого Возрождения. Это - повышенный интерес художников
к выражению внутренней духовной жизни человека, который наиболее глубоко
характеризует творчество Сандро Боттичелли (1446-1510). Искусство Боттичелли привлекает
поэтичностью, одухотворенностью, ощущением сложности и необычайного богатства
духовной жизни человека, выражением личных переживаний и мыслей художника. Новое
значение приобретает пейзаж. В первой половине XV века,
как бы подробно не передавался окружающий человека мир - облик архитектуры,
природы, вещей, они являлись лишь фоном человеческой деятельности. Мастера
конца XV века ищут связи между человеком и окружающей
его природой. Вовлечение пейзажа в активное создание образа характеризует, в
частности, творчество венецианского художника Джованни Беллини (ок.1430-1516).
С конца XV
века итальянское искусство вступает в период высочайшего расцвета. Эпоха
Высокого Возрождения, занимая всего три десятилетия, является кульминацией в
развитии всей ренессансной культуры. Она дала миру таких художников, как
Леонардо да Винчи, Рафаэль, Микеланджело, Джорджоне, Тициан.
Высокое Возрождение - это время,
когда в искусстве с наибольшей яркостью проявились идеалы гуманизма. Лейтмотивом
искусства этого периода становится образ прекрасного, гармонически развитого,
сильного телом и духом человека, возвышающегося над уровнем повседневной
обыденности. Героическое начало, которое выступало в качестве важного элемента
в искусстве Раннего Возрождения, в творениях Высокого Ренессанса обретает
поистине титанический характер. С героическим элементом в ренессансном
искусстве тесно связано понятие virtu (доблесть),
приобретшее теперь более развернутый смысл как выражение целеустремленной воли
человека, присущей ему активной действенности, способности осуществить свои
смелые помыслы вопреки всем преградам. В образах Высокого Ренессанса
обнаруживается такая общая основа, которую можно определить как их своеобразный
универсализм: восприятие человека дано не в каком-то одностороннем аспекте,
отдельных проявлениях его характера, а в единстве и полноте его личности, в
максимально всестороннем ее выявлении.
Каждый из великих мастеров этого
времени в пределах общей для данного этапа образной системы создавал свой
художественный мир, отмеченный ярким выявлением авторской творческой личности. Микеланджело
Буонарроти (1475-1564) тяготел к героической трактовке, показу человека на
уровне подвига и с пафосом жизнеутверждения. В произведениях Леонардо да Винчи
наиболее полно проявились характерные для Высокого Возрождения принципы показа
человека в особом состоянии гармонического бытия, в равновесии внутренних и
внешних движений. Подлинную революцию Леонардо осуществил в портрете. В своей
прославленной “Джоконде" он раскрыл неведомую до него возможность
постижения сложного и изменчивого душевного мира человека, воплощенного в
неразрывном единстве его характера, темперамента и интеллекта. Творчество
Рафаэля Санти (1483-1520), отмеченное чертами гармонической ясности образов,
соразмерности композиций и форм, стало совершеннейшим воплощением классического
стиля Высокого Возрождения. Широкую известность Рафаэль приобрел созданием (в
целом ряде картин) образа Мадонны, земной и реальной, но вместе с тем
опоэтизированной, лишенной черт повседневной обыденности. Слияние неповторимо
индивидуальных черт с чертами возвышенными и идеальными характеризует и
созданные художником портреты.
На рубеже 1520-1530-х гг. искусство
Возрождения в Италии вступает в поздний этап своей эволюции. За недавним
высочайшим расцветом следует внезапный и нарастающий кризис ренессансной
культуры, связанный с трагическими обстоятельствами исторического и
общественного развития Италии (экономический кризис, политическая реакция,
борьба церкви с гуманизмом и свободомыслием). Ярким негативным порождением
этого кризиса было искусство художников-маньеристов.
Маньеризм (от итал. “maniera” - манера, стиль) - стилевое направление в
западноевропейском искусстве XYI века. Термин
“маньеризм” появился в связи с тем, что живописцы этого направления копировали
“манеру" мастеров Высокого Возрождения, не учитывая присущую им глубину
содержания произведений искусства. В творчестве маньеристов отразилось их
субъективное восприятие неустойчивости, трагической противоречивости мира,
беззащитности человека. Созданные ими художественные образы отличаются
внутренней хрупкостью, опустошенностью и холодностью. Для произведений
маньеристов характерны крайне удлиненные пропорции фигур, деформация,
причудливо извивающиеся линии, неустойчивые сложные позы, контраст цветов,
света и тени, беспокойные ритмы.
Однако в творчестве крупнейших
мастеров второй половины XVI века сохранялась
ренессансная основа. Правда, представления о гармонии мира и всемогуществе
разума ушли в прошлое, судьба человека не представлялась более безоблачной, но
в произведениях Микеланджело, Тициана, их младших современников (Паоло
Веронезе, Тинторетто) утверждались высокие человеческие ценности.
В XVI
веке культура Возрождения приобрела общеевропейский характер. В научной
литературе существует понятие “Северное Возрождение"; его употребляют по
аналогии с итальянским Возрождением для характеристики развития культуры в
странах, расположенных севернее Италии (прежде всего в Германии, Нидерландах,
Франции). Сам термин “Северное Возрождение" достаточно условен, так как
нет оснований говорить о возрождении в этих странах античных традиций: памятников
и воспоминаний античной эпохи там было немного. Поэтому у большинства
представителей культуры Северного Возрождения можно обнаружить следы не до
конца изжитой готики.
Страны Северного Возрождения, и,
в первую очередь, Германия как один из центров Реформации, стали ареной
напряженных социальных конфликтов, религиозных войн. Конец XY-XYI столетия были временем громадных потрясений в Европе: в
Германии Реформация переросла в Крестьянскую войну, в Нидерландах осуществилась
буржуазная революция, во Франции происходили кровавые столкновения гугенотов и
католиков. Судьбы лидеров Северного Возрождения тесно связаны с движением
Реформации.
Но вместе с тем в европейских странах
распространялась гуманистическая образованность. Светский гуманизм,
непосредственно вдохновляющийся идущими от Петрарки итальянскими традициями,
сыграл в Германии, Франции и других странах огромную роль в утверждении идеала
совершенной человеческой личности, новой философии природы, проникнутой чертами
пантеистического одухотворения природы. Ренессансный идеал “универсального
человека” воплотился в творчестве многих деятелей культуры Северного
Возрождения. Наиболее известен пример Альбрехта Дюрера (1471-1528), великого
немецкого живописца и гравера, а также теоретика искусства, математика, знатока
военного дела, картографа и поэта.
Но северный гуманизм имел свои
специфические особенности. Гуманистические идеи здесь выступали в оболочке
предреформационных тенденций. В отличие от итальянских, гуманисты Северного
Возрождения усердно занимались вопросами богословия, в которое вносили
критическое свободомыслие, новые методы интерпретации текста Священного
писания, обвиняли церковь в отходе от догматов истинной веры. Однако подобно
итальянским гуманистам они подвергали критике католическую церковь, обличали
пороки духовенства. Северный гуманизм имел по преимуществу ученый характер, был
замкнут в узком кругу интеллектуалов. Хотя произведения греческих и римских
авторов переводились на национальные языки, сами гуманисты предпочитали писать
на латинском языке, и это обосабливало их от жизни и духовных потребностей
широких масс.
Крупнейшим ученым - гуманистом
начала XVI века был Эразм Роттердамский (1466-1536). Голландец
по происхождению и “гражданин мира” по своим убеждениям, Эразм провел большую
часть жизни в странствиях по Европе, поддерживая дружеские отношения с
гуманистами Италии, Англии, Франции. Особенно значительным было его влияние на
ученое направление гуманизма, сложившееся в Германии. Ученые сочинения Эразма,
написанные по латыни, создали ему славу наиболее авторитетного знатока
классической древности; его латинские переводы трагедий Еврипида впервые широко
познакомили западный мир с произведениями этого греческого классика. Но
особенно значительное влияние на европейскую мысль имело предпринятое Эразмом
критическое издание греческого текста Евангелия с новым латинским переводом. Критика
Эразма повлияла на Реформацию, поставив вопрос об изучении “первоисточников”
христианского вероучения.
Тем не менее, в годы
реформационного движения Эразм не присоединился к немецким реформаторам и даже
вступил в полемику с Лютером, против которого в трактате "О свободе воли"
он защищал духовную независимость человеческой личности. Однако самое заметное
произведение Эразма Роттердамского - “Похвала глупости", в котором он дал
глубокую и обобщенную сатиру на современное ему общество. Пороки общества
представлены у Эразма в шутовском наряде, как различные виды человеческой глупости,
обозреваемые в форме “похвального слова", которое госпожа Глупость
произносит себе и своим поклонникам.
Эффективным проводником
гуманистических идей выступало искусство Северного Возрождения, которое
обогатило мировую культуру целым рядом новых тем, образов, художественных
приемов. Уделяя особое внимание не только образу человека, но и воплощению
окружающей его среды, мастера Северного Возрождения уже на раннем его этапе
создали предпосылки для самостоятельного развития портрета, пейзажа, бытового
жанра. Самостоятельный портрет, не связанный с религиозным культом, ранее
возник в Нидерландах и Германии. Мастера XV века
проявляли глубокий интерес к личности, ее характеру. Но в их портретах нет
ощущения титанизма и всемогущества личности, художники редко изображали людей с
красивыми лицами и фигурами и этим отличались от итальянцев. Нидерландцы
поэтизировали “среднего человека” с его внутренним миром. В личности более
всего ценились добропорядочность, смирение, благочестие. Большое внимание
мастера уделяли бытовым деталям, при этом вещи изображались с любовью,
одухотворенно-красивыми.
Такая скурпулезность, любовь к
уюту, вещам нашла свое отражение и в бытовой картине; этот жанр также зародился
в Нидерландах. Из портретного жанра вырос не только бытовой (сцены из жизни),
но и пейзажный жанр. Крупнейшим мастером бытового жанра и пейзажа был
нидерландский художник Питер Брейгель (ок.1525/30-1569). Немецкие живописцы не
любовались столь сильно вещами предметного мира, сколько стремились изобразить
человека, все вещи как они есть. Глубоко индивидуальными, очень похожими на
оригиналы являются портреты Ганса Гольбейна Младшего (1497-1543).
В отличие от гармонического и
оптимистического итальянского искусство Северного Возрождения пронизано
драматическими мотивами, необычайной экспрессивностью, унаследованной от готики.
Хотя постепенно возрастает роль светских сюжетов и жанров, в условиях,
предшествующих Реформации, искусство оставалось по преимуществу религиозным. Но
жизнеутверждающий реализм и поиски средств правдивого изображения окружающей
действительности позволяют включать искусство Северного Возрождения в общее
русло европейского Возрождения.
Важнейшим этапом в
культурно-историческом развитии Европы явилась Реформация. Реформация (от лат. “reformatio" - преобразование, исправление) - религиозное
и общественное движение в Северной и Центральной Европе, содержанием которого
являлась критика и атака на монопольное положение католической церкви и ее
учения в политической и идеологической системах европейского общества. В ряде
европейских стран был осуществлен переход к новой, протестантской церкви.
Первые проявления реформаторской
идеологии относятся еще к XV веку (выступление чешского
богослова Яна Гуса, который был сожжен как еретик в 1415 году). Но начало Реформации
связывают с выступлением немецкого священника и богослова Мартина Лютера (1483-1546),
который 31 октября 1517г. прибил к дверям церкви в Виттенберге свои 95 тезисов
с осуждением продажи индульгенций (грамот церкви об отпущении грехов). Эти
тезисы, предназначавшиеся для ученого, богословского спора, очень скоро стали
широко известны и вызвали неожиданно широкую и ожесточенную полемику. Лютер
стал во главе стихийно нарастающего антицерковного движения.
Вопреки учению католической
церкви, Лютер провозгласил, что церковь и духовенство не являются посредником
между человеком и Богом. Он отверг идею, что человек может достигнуть спасения
пожертвованиями, благочестием или даже беззаветным служением церкви; спасение
возможно через личную веру, которая является божьим даром. В рамки учения
Лютера входит и его изложение предопределения: Бог предопределяет людей к
спасению, спасение вообще не зависит от усилий человека, это божья благодать.
Лютер провозгласил непререкаемый
авторитет Священного писания как единственного источника веры. Он впервые
перевел Библию на немецкий язык и провозгласил ее изучение и толкование
первейшей обязанностью каждого верующего. Лютер отверг деление общества на
духовенство и мирян, провозгласив принцип всеобщего священства: каждый верующий
имеет “посвящение" на общение с Богом, право проповедовать и совершать
богослужение. Лютер отверг большинство таинств христианской церкви: из семи
остались два - крещение и причастие. Лютеране (последователи Лютера) отказались
от поклонения мощам, реликвиям, статуям и иконам; богослужение стало вестись на
народных языках.
В первой половине XVI века лютеранство распространяется и в другие страны (Австрию,
Скандинавские страны, Прибалтику, частично в Польшу, Венгрию, Францию). Особенно
сильно движение Реформации охватывает Швейцарию, где формируется еще одно
течение протестантизма - кальвинизм. Жан Кальвин (1509-1564) - французский
теолог, который большую часть своей жизни провел в Швейцарии, где написал свой
главный трактат “Наставления в христианской вере". Кальвин развил дальше
позиции Лютера, прежде всего его учение о предопределении. Каждому человеку еще
до его рождения приуготовлена Богом определенная судьба, Бог определяет, кто
будет спасен, а кто - нет. Человек не может изменить свою судьбу ни верой, ни
добрыми делами, никакими другими способами.
Но божественное предопределение
сокрыто от людей, и единственное, что может человек, это получить сознание,
ощущение своей избранности (спасенности). Такое возможно только через
постоянный, упорный каждодневный труд. Успех в профессиональной деятельности
может рассматриваться как свидетельство возможной богоизбранности, а
праздность, лень, склонность к удовольствиям, ведущие человека к порокам и
бедности, считались признаками его печальной участи.
Критика Кальвином праздности и
роскоши переходила в строгую мелочную регламентацию личной жизни верующих,
которую он осуществил, став фактическим правителем Женевы. Дело доходило до
суровых преследований инакомыслящих. Кальвинизм еще более упростил христианский
культ и богослужение, руководители церковной общины стали избираться мирянами. Кальвинизм
стал основой для целого ряда протестантских течений, возникших позже в
Нидерландах, Англии, Северной Америке.
Непосредственным результатом
Реформации явилось отпадение от католицизма третьей разновидности христианского
вероисповедания - протестантизма, ограничение всевластия римско-католической
церкви. Однако содержание, смысл и результаты Реформации не исчерпываются
трансформацией христианства. Значение Реформации, как и Ренессанса, заключается
в переходном характере этой эпохи. Речь идет о переходе европейской культуры от
средневековья к ее новой форме, культуре буржуазного общества, культуре
современного типа. Эти эпохи знаменовали собой рождение нового мировоззрения,
новой системы ценностей.
Реформация во многом связана с
Ренессансом. Гуманистическое движение подготавливало общественный подъем
Реформации. Целый ряд элементов в критике церкви содержался уже в выступлениях
мыслителей Возрождения. Но между этими движениями есть ряд существенных
различий. Деятели Возрождения развивали светские тенденции в культуре, а
Реформация оставалась в рамках средневекового мира мыслей человека, носила
религиозный характер. Идеи Ренессанса могли активизировать лишь верхние
буржуазные слои города, а идеи Реформации были способны поднять средние и
низшие слои общества, действенно воздействовать на массовое сознание.
Важнейшим итогом Реформации
явилось рождение в европейском обществе новой трудовой этики. Складывание
нового отношения к труду и богатству было обусловлено тем значением, которое
протестантизм отводил мирским занятиям, направленным на служение людям. Истинная
протестантская вера реализует себя не в эгоистичном монастырском аскетизме, а в
земном служении людям через добросовестное выполнение своих профессиональных
обязанностей. Труд - это форма служения Богу. Тот, кто упорно и добросовестно
трудится, вырастает в глазах Бога (даже человек низкого сословия); лень - это
величайший порок. Собственность (владение), как и все сущее на Земле, есть дар
Божий. То, чем владеют люди, должно оцениваться как милость Божья и
использоваться на общее благо. Обязанность владельца - бережливость,
приумножение владения “на благо общине”. Бога более всего радует богатство,
нажитое честным трудом. Ценности протестантизма оказались очень созвучны
зарождающемуся в Европе буржуазному обществу. Не случайно, что многие
исследователи, начиная с Макса Вебера, рассматривают их в качестве важнейших
предпосылок всей современной западной культуры и цивилизации.
Несмотря на то, что учение
Лютера и Кальвина о предопределении подразумевало отрицание свободы воли
человека, можно утверждать, что Реформация способствовала становлению человека
со свободой нравственного выбора, самостоятельного и ответственного в своих поступках.
У человека нет собственной свободы воли, его воля полностью подчинена воле
Божьей. Но волю Бога можно узнать из Священного писания, и человек делает это
путем самостоятельного размышляя над его текстом, опираясь на собственный разум.
Кроме того, отрицая свободу человека в вопросах спасения, идеологи Реформации
фактически утверждали практическую свободу человека и в делах мира, и в делах
церкви. Протестантизм освящал активные деятельные усилия человека в рамках его
мирского призвания, его деловую предприимчивость; отстаивал свободу церковной
общины в делах веры (должность пастора избираема).
Значение разума (хотя и в рамках
протестантизма, обращенного к вере) будет в полной мере осознанно уже в XVII веке, но можно утверждать, что протестантизм создал определенные
предпосылки для формирования рационализма Нового времени.
Литература
1.
Баткин Л.М. Итальянское Возрождение в поисках индивидуальности. - М., 1989.
2.
Брагина Л.М. Итальянский гуманизм: этические учения XIV
- XV вв.М., 1989 г.
3.
Вебер М. Протестантская этика и дух капитализма // Вебер М. Избранные
произведения. М., 1990.
4.
Гайденко П.П. Эволюция понятия науки. Становление и развитие первых
научных программ. М., 1980.
5.
Дмитриева Н.А. Краткая история искусств: В 2-х ч.М., 1988-1990.
6.
Лосев А.Ф. Эстетика Возрождения. М., 1989.
7.
Соловьев Э.Ю. Прошлое толкует нас. Очерки по истории и философии
культуры. М., 1991.
|