Реферат: Лэнгли
Реферат: Лэнгли
Лэнгли
Лэнгли – это не просто застывшая
архитектура зданий, не только мраморные плиты вестибюлей и ухоженные лужайки и
аллеи парка. Не одна лишь существующая картинная галерея, в которой когда-то
займут место и портреты будущих директоров ЦРУ. Это живой организм и целая
философия взглядов с ее разведывательными доктринами, программами и планами
отдельных операций; гигантский спрут, стремящийся опутать весь мир своими длинными
щупальцами.
В годы «холодной войны» ЦРУ, с его
огромными материальными, финансовыми и кадровыми ресурсами, вооруженное
новейшими достижениями научно-технической мысли, использовалось Вашингтоном в
качестве основного инструмента проведения подрывной работы против СССР.
Военно-политические и разведывательные доктрины определяли Советский Союз как
главного противника США.
Разрабатывались стратегические
концепции, готовились многочисленные разведывательные операции, – Лэнгли в эту
пору недаром называли в США и во всем мире ведомством «холодной войны».
Руководители Лэнгли с завидным
постоянством подчеркивали, что советский фронт представляет собой приоритетное
направление в деятельности ЦРУ. Одни, признанные «ястребы» Аллен Даллес, Ричард
Хелмс, Уильям Кейси, не маскировали своей почти патологической ненависти к
нашей стране. Другие предпочитали более сдержанные выражения и эвфемизмы; так,
Уильям Уэбстер заявил: «Советский Союз будет оставаться основным объектом нашей
деятельности по сбору разведывательных сведений в 90‑е годы. Его военный
потенциал, его попытки расширить свое влияние в мире и его напористая
деятельность в области разведки создают угрозы для безопасности Соединенных
Штатов».
В рамках противостояния двух
общественно-политических систем, капитализма и социализма, а также возникших
после Второй мировой войны военно-политических союзов, возглавлявшихся США и
СССР, – противостояния, подчас принимавшего формы ожесточенного соперничества
за влияние в мире, проходила разведывательно-подрывная деятельность
американских спецслужб против Советского Союза. США стремились к военному
превосходству, и обе стороны не отказывались от силовых подходов к решению
проблем в мировой политике. Тон задавали американцы; они не скрывали, что их
цель – максимально ослабить СССР, подорвать его экономический и оборонный
потенциал, обострить внугриполитическую обстановку, дискредитировать
вооруженные силы и органы государственной безопасности. Это определяло
конкретные действия американских спецслужб.
«Наши разведывательные возможности
остаются лучшими в мире, – заявил Джордж Буш-старший в 1991 году в Лэнгли,
прибыв туда уже в качестве президента США. – Разведка необходима нам для
упрочения и расширения завоеваний свободы в борьбе против тоталитаризма».
Сотрудникам ЦРУ этот эвфемизм Буша-отца очень понравился, тем более что в
Лэнгли, пережившем в конце восьмидесятых очередную полосу неудач, всегда
нуждались в поддержке высшей власти.
Президент Буш-старший не сказал ничего
нового и необычного. Драматические признания важности разведки в условиях
прекращения «холодной войны» и чуть ли не для «выживания» Америки содержались в
выступлениях самих руководителей Лэнгли. Все они призывали конгресс, ведавший
бюджетными ассигнованиями на разведку, не сокращать расходов на ЦРУ и разведывательное
сообщество в целом. Джордж Тенет, в частности, убеждал, что ЦРУ «иначе не
сможет работать и начнет давать сбои». Капитолий внял слезным мольбам директора
ЦРУ. Теперь одобренный конгрессом бюджет разведывательного сообщества
приблизился к пику расходов на разведывательные цели, достигнутому, когда
хозяином Лэнгли был Уильям Кейси. Таким образом, начиная с 1998 года бюджет США
на разведку стал вновь распухать и достиг астрономической суммы 29–30
миллиардов долларов, одна десятая часть которой традиционно приходится на ЦРУ, –
это не считая секретных статей бюджета и вопреки требованиям либералов в
конгрессе, настаивавших на тотальном реформировании разведслужбы. Кстати, Билл
Клинтон, в ходе кампании 1996 года снова усадивший Уильяма Кейси в Белый дом, в
порыве популизма и с учетом требований о перестройке в ЦРУ обещал сократить
бюджет спецслужб на 7,5 миллиарда долларов в течение пяти лет. После избрания,
«позабыв» об этих посулах и уступая настояниям руководства разведки, он
отказался от своих обязательств.
Между тем в 90‑х годах тучи над
ЦРУ стали быстро сгущаться, требования реформ приобретали лавинообразный
характер, да и причин и просто поводов для этого хватало. О некоторых из них
автор уже упоминал.
На одном из первых мест в длинном ряду
прегрешений разведки оказалось драматическое положение в московской резидентуре
ЦРУ, потерпевшей серьезный урон от советских органов государственной
безопасности в самые последние годы существования СССР. Чем только не пытались
объяснить провалы резидентуры.
В вину американской разведке ставился
прокол в Индии и Пакистане: ЦРУ не уследило за тем, как у этих двух
соперничающих государств появилось ядерное оружие, превратившее этот регион в
опаснейший очаг конфликта. Разведка не сумела узнать эту тайну вплоть до момента
проведения Дели и Исламабадом ядерных испытаний, хотя Пакистан считался самым
надежным союзником Вашингтона в Юго-Восточной Азии и ЦРУ чувствовало себя там
как рыба в воде. Поставленные перед этим конфликтом, США, несмотря на все
усилия, не сумели помешать дальнейшему распространению оружия массового
уничтожения среди «пороговых» государств. Теперь Вашингтон оказался перед еще
более грозной опасностью: ядерное оружие и средства его доставки к целям попали
к тем силам в Пакистане, которые могли солидаризироваться с талибами.
Досадный сюрприз преподнесла ЦРУ одна из
стран – «изгоев» – КНДР, – осуществив запуск баллистических ракет. ЦРУ не
выполнило задания Белого дома покончить с ненавистным для США режимом Саддама
Хусейна в другом государстве-изгое – Ираке. Да и с другими странами, которых
Вашингтон наградил этим названием, дело обстояло не лучше.
Запоздалое осуждение вызвала
деятельность ЦРУ в Индонезии, Лаосе, Конго, Заире, Гватемале и других странах.
Выплывали наружу факты минной войны ЦРУ против Никарагуа, поставок оружия Ирану
для борьбы с Ираком, а Багдаду для военных действий против Тегерана.
В СНБ да и в самом ЦРУ не были
удовлетворены действиями спецслужб, попытавшихся наказать Судан и Афганистан за
предоставление своей территории лицам, взорвавшим американское посольство в
Кении и Танзании. После трагедии 11 сентября 2001 года на ЦРУ обрушился шквал
атак за дружбу с тем, кого мигом обвинили в случившемся. Разведку осуждали за
неудачную охоту на бен Ладена, обвиненного в организации терактов против
дипломатов представительства США в этих странах и военных объектов в Йемене.
Заметим, что охота на «террориста номер один» продолжается до сих пор и
приобрела впечатляющий размах после трагических событий в Нью-Йорке и
Вашингтоне в сентябре 2001 года. Нам еще придется вернуться к бен Ладену,
отношения которого с Вашингтоном изобилуют массой загадочного.
Затем на ЦРУ обрушилась волна критики за
сокращение ряда зарубежных резидентур; не избежали того же и госдепартамент,
Белый дом и сами законодатели – отчасти после разъяснений, что именно снижение
бюджетных расходов на международную деятельность США в 80–90‑е годы
привело к сокращению дипломатических и консульских представительств Вашингтона
во многих государствах мира – от Каморских островов и Экваториальной Гвинеи,
Афганистана и Эстонии до Германии, Египта, Бразилии, Франции, Польши и Австрии.
Американские посольства во второй половине 90‑х годов имелись в 157
странах, что создавало солидную базу для размещения посольских резидентур и
подрезидентур в консульских учреждениях, существовавших отдельно от посольств.
По американским источникам, в дипломатических представительствах Соединенных
Штатов схема распределения должностей обычно такова: 5–10 процентов – сотрудники
госдепартамента; 30–35 процентов занимает министерство обороны; остальное
приходится на другие гражданские ведомства. Во всех этих учреждениях и упрятаны
разведчики ЦРУ.
ЦРУ досталось (и, возможно, не по делу)
за то, что оно проглядело финансовый кризис в Юго-Восточной Азии, потрясший
Южную Корею, Филиппины, Индонезию и Таиланд и затронувший Японию. В конгрессе
оказались безжалостны: ЦРУ должно отрабатывать вложенные в него деньги
налогоплательщиков.
Может быть, это нарекание пришлось не по
адресу, но зато вполне по адресу – другое тяжеловесное обвинение: проспали
ситуацию в Советском Союзе. Бывшие руководители ЦРУ Уэбстер и Гейтс, правившие
в Лэнгли в этот период и вызванные в конгресс для дачи объяснений,
оправдывались – у ЦРУ в СССР весьма ограниченные возможности: американцы не
имеют контактов с лидерами национальных республик, где вызревают зерна
недовольства центральной властью; выходы на Политбюро ЦК КПСС отсутствуют, и
информация оттуда не поступает; к тому же агентурная сеть разведки, по
существу, ликвидирована в 80‑е годы советской службой контршпионажа.
Потом нападавшие взялись за внутренние
порядки в Лэнгли, подвергнув критике всеобщую секретность, которой он окружил
себя, а также сокращение числа зарубежных резидентур разведки, последовавшее,
кстати, за урезанием ассигнований, а вовсе не из-за свертывания
разведывательной деятельности по каким-то иным причинам. Обратили внимание на
частую смену шефов ЦРУ, являющихся одновременно руководителями Центральной
разведки, – пятеро за период с! 99! года, притом шеф ЦРУ, при котором
происходило «разбирательство», Джордж Тенет, назначен на этот пост в 1997 году.
Многовато для государства, похваляющегося своим стабильным политическим строем
и правопорядком.
Совсем некстати для ЦРУ возникло
разбирательство по делу Джона Дейча, обвиненного в серьезных прегрешениях на
посту руководителя разведки. И уж вовсе не украсила репутацию ЦРУ загадочная
смерть одного из ведущих работников Научно-технического директората ЦРУ Рика
Януцци. В Лэнгли 46-летний Януцци слыл «гением информационной революции», – Джордж
Тенет считал его смерть «огромной личной потерей». Самое странное, пожалуй, что
в ЦРУ хранили долгое молчание по поводу «очевидного самоубийства» Рика Януцци,
о чем поспешил оповестить мир один из дотошных вашингтонских журналистов. А раз
так, уход из жизни Януцци немедленно вызвал появление массы толков и пересудов.
Тут же возникла версия о связи его самоубийства с развернутой Вашингтоном
шумной кампанией по «делу Ханссена» (сотрудник ФБР, обвиненный в контакте с
российской разведкой) и в целом с «охотой на «кротов».
Но наибольшее раздражение, переходящее в
истерию, вызвали громкие дела сотрудников ЦРУ, обвиненных в шпионаже в пользу
Советского Союза и его правопреемницы России. Дела «кротов» КГБ, основательно
подорвавшие, по признанию руководителей Лэнгли, фундамент ЦРУ и попортившие его
репутацию, породили эффект разорвавшейся бомбы, вызвали волну резкого
неудовольствия по отношению к Лэнгли и серию официальных демаршей Вашингтона
нашей стране, играющей, дескать, не по правилам и срывающей сотрудничество США и
России. Поистине двойная мораль в действии – что положено Юпитеру, не положено
быку.
Атаки на ЦРУ шли с разных сторон – и из
Капитолия, и от средств массовой информации. Благодаря ораторскому искусству
конгрессменов, умению и ловкости журналистов обвинения обрастали красочными
подробностями, удивлявшими и возмущавшими Лэнгли. Самые яростные критики не
стеснялись в непарламентских выражениях. Бывший министр обороны Лео Эспин,
которого Клинтон назначил руководить специальной комиссией по реформам разведывательного
сообщества, говорил (конечно, на публику) о возможности "упразднения ЦРУ".
Один из наиболее суровых и радикальных борцов с ЦРУ член комитета по разведке
конгресса США Мойнихен требовал ликвидации ЦРУ с передачей его персонала
государственному департаменту. Штаб-квартиру ЦРУ в Лэнгли он предлагал оставить
в качестве «реликта «холодной войны»», подобно армейским фортам времен войн с
индейцами.
В Лэнгли не на шутку встревожились,
опасаясь сокращения ассигнований, боясь оказаться «второсортной организацией»
(из заявления Джорджа Тенета) или вообще остаться без работы. Можно понять
психологию американских разведчиков, потерявших «главного противника» и веру в
«священную миссию» ЦРУ. Многих опытных сотрудников разведки уволили, или они
сами поспешно покидали Лэнгли, рассчитывая устроиться на более прибыльных
местах – в бизнесе. В связи с неудачами ЦРУ в 1995 году вынужден покинуть свой
пост Джеймс Вулси; не смог закрепиться на своем посту в Лэнгли Роберт Гейтс.
Отбивая наскоки критиков и
недоброжелателей, в Вашингтоне стали подчеркивать, что теперь, после завершения
«холодной войны», Лэнгли займется совершенно невинными делами, в частности
сбором экономической информации. Это было своего рода камуфляжем существа
подлинной деятельности, которую ЦРУ поручалось проводить в новых условиях.
Нет, конечно, никто в высшем руководстве
Вашингтона и не мог подумать о том, чтобы упразднить ЦРУ, но изменения в
разведывательной системе считались неизбежными. Тем не менее «обижать» разведку
не собирались. Директор ЦРУ Вулси, выступая в конгрессе, заявил: «Роль разведки
в мире после окончания «холодной войны» не уменьшилась. Сегодня ей приходится
решать больше задач, сталкиваясь с совершенно незнакомым противником, но
средства и методы работы остались прежними». Лидеры США знали: кто владеет
информацией, тот владеет миром.
Геополитическая буря, прогремевшая на
Земле в конце XX века, пронеслась по американской разведке, оставив на ней
заметные следы. Неминуемые реформы ЦРУ связаны с распадом Советского Союза,
появлением новых очагов нестабильности в мире, ростом опасности международного
терроризма и контрабанды наркотиков непосредственно для США. Однако в
значительной мере они вызваны просчетами и поражениями американских спецслужб,
в первую очередь ЦРУ; вместе с тем – стремлением получить действенный рычаг для
закрепления ведущей роли США как единственной сверхдержавы мира.
За реформирование ЦРУ активно взялись
Джон Дейч, а затем его преемник, назначенный в Лэнгли, как и Дейч, Клинтоном и
удержавшийся в седле при Джордже Буше-младшем, добившемся совсем неубедительной
победы на президентских выборах 2001 года. Планы и предложения Дейча и Тенета
приняты за основу, – так цитадель разведки на Потомаке выглядит сегодня.
Реформаторы начали с того, что в 1998
году переименовали штаб-квартиру ЦРУ в Лэнгли в Центр национальной разведки
имени Джорджа Буша. Напомним, что Буш-старший с января 1976-го по январь 1977
года возглавлял Лэнгли и пользовался немалым уважением сотрудников разведки.
Вероятно, те, кто направил Буша в Лэнгли, рассчитывали таким оригинальным
способом удалить его с политической арены. В этом случае они просчитались – в
1991 году Буш-старший стал президентом Соединенных Штатов.
Центр национальной разведки – звучит
внушительно и гордо, как вступление к торжественной мессе; в Вашингтоне любят
броские, выразительные названия. Но все-таки Лэнгли – это что-то более близкое,
почти родное для тех, кто долгие голы обитал в этом комплексе зданий на берегу
реки Потомак, в пригороде столицы Соединенных Штатов, и продолжает там работать
сегодня: для тех, кто так или иначе связал свою судьбу с разведкой на много
лет.
Необходимо сразу подчеркнуть, что в
Лэнгли вовсе не произошло тотального реформирования, как ожидали многие
либералы и просто критики ЦРУ. Перемены не задели основных функций и
инструментов американской разведки и ее нацеленности на широкомасштабную
агентурную деятельность и проведение «специальных операций». И все же
несправедливо утверждать, что гора родила мышь. Более того, особое внимание
уделено укреплению Оперативного директората – главного подразделения ЦРУ и
всего разведывательного сообщества, занимающегося агентурной работой за
пределами США, – восстановлению его престижа, сильно пострадавшего в последние
годы. «Специальные операции» из арсеналов Лэнгли не только не исчезли, но, как
можно судить на основании фактов недавнего времени, их количество и роль в
подрывной деятельности существенно возросли. Разве что их стали еще тщательнее
маскировать, стараясь не допустить, чтобы «торчали уши Вашингтона», и не
прибегали к совсем уж одиозным формам, таким, как направление наемных убийц к
лицам, которых намеревались ликвидировать. В этом случае устранение неугодных
иностранных деятелей поручалось ракетам и бомбам. Тут же следовали все новые
попытки уничтожить президента Ирака Саддама Хусейна, а затем ряд операций с
целью устранить руководителя Югославии Слободана Милошевича. В ЦРУ слов на
ветер не бросают. Директор разведки недаром говорил о необходимости «сложных и
дорогостоящих тайных акций». Снова эвфемизм, но очень красноречивый. Неизбежное
«новшество», подпитанное щедрыми финансовыми вливаниями, – качественный рост
информационно-аналитического потенциала за счет найма на работу способных
аналитиков и других специалистов, оснащения разведки самой передовой техникой,
в том числе сверхмощными компьютерами.
Что представляет собой современная
структура ЦРУ, читатель может увидеть на схеме (это то, что руководство Лэнгли считает
возможным обнародовать). В ЦРУ ныне не четыре директората, как было, скажем, в
80‑е годы, а пять. Новый – Директорат планирования, функции которого в
Интернете определяются так: «планирование и координация деятельности разведки,
отслеживание новых направлений в специализации разведывательной информации, а
также обеспечение связи с потребителями информации». Ну что ж, в основном
понятно, чем должен заниматься директорат.
Наиболее крупные перемены в ЦРУ, как мы
уже убедились, затронули Оперативный и Информационно-аналитический директораты,
их структуру и кадры.
В Оперативном директорате нет больше
советского отдела и пришедшего ему на смену в 90‑е годы отдела
Центральной Евразии. Теперь это управление Центральной Евразии, с входящим в
него отделом России и СНГ Возникли новые, подотчетные директорату резидентуры в
странах СНГ, на Балканах и в некоторых других государствах; восстановлен ряд
резидентур, расформированных в предыдущие годы. Для борьбы с проникновением
иностранных агентов и в целях внедрения «кротов» ЦРУ в иностранные спецслужбы
усилено управление контрразведки ЦРУ в Оперативном директорате. Появился Центр
по борьбе с терроризмом, возросла его роль в операциях разведки. На работу в
директорат приглашаются уволенные ранее опытные разведчики.
В соответствии с требованиями времени
Информационно-аналитический директорат тоже подвергся значительным реформам.
Появилось управление анализа информации по СНГ; усилена работа подразделения,
которое призвано анализировать и оценивать разведывательные материалы о
«признаках назревания кризисных ситуаций». Набирает силу управление глобальных
проблем. Наряду с тем, что в СНБ и лично президенту направляются важные
телеграммы из резидентур, руководству США докладывается ежедневная
разведывательная сводка. Информационно-аналитический директорат захлестывается
потоком информации, создающим проблему ее обработки и объективной и
своевременной оценки.
Не остается в стороне от перемен и
Научно-технический директорат. Его забота – внедрение в практику работы ЦРУ
достижений научно-технической революции. А она, как известно, находится в
движении, постоянно производя на свет новые образцы техники и информатики,
которые разведка должна взять на вооружение, если найдет где их применить, – особенно
в наш век господства новых технологий и информационных систем. В этой сфере,
как никогда, важен союз с частным бизнесом и использование технологий и
изобретений, появляющихся за рубежом, в том числе у друзей и партнеров.
Бурные события 80–90‑х годов и
начала нового столетия настоятельно требовали от Вашингтона повышенного
внимания к контрразведывательным службам. Так, в мае 1994 года президент
Клинтон подписал директиву о реорганизации деятельности всех спецслужб в
области контрразведки. Учреждался Национальный совет по политике в области
контрразведки во главе с помощником президента по национальной безопасности. В
его состав назначались представители ЦРУ, ФБР, РУМО и еще четырех органов,
входивших в разведывательное сообщество. Создавалась также Межведомственная
группа по контрразведывательным операциям для координации действий американских
государственных учреждений. Были расширены полномочия ФБР, включая право
наводить порядок в ЦРУ. Пока и само ФБР не оказалось под огнем критики за «дело
Ханссена». ЦРУ теперь могло злорадствовать – не только ему выпала участь
служить приютом для иностранных «кротов».
При президенте Джордже Буше-младшем
появилась новая служба национальной безопасности – Управление внутренней
безопасности. Решение об образовании этого ведомства принято после трагедии 11
сентября, всколыхнувшей всю Америку. Теперь это уже министерство.
Реформирование Лэнгли на этом не
кончится. События в мире развиваются слишком быстро и бурно, и ЦРУ необходимо
поспевать за ними, а может быть, и опережать, если это окажется возможным.
Уже в текущем голу Джордж Буш-младший
подписал директиву о ревизии деятельности разведки. Директор ЦРУ Тенет, министр
обороны Рамсфельд и государственный секретарь Пауэлл будут решать, как в
нынешних условиях добывать разведывательную информацию и как лучше ее
анализировать для внутреннего потребления и препарировать для мира.
|