Реферат: Михаил Горбачев: Неудачник или человек столетия?
Выводы
к первой главе.
Сводная таблица, характеризующая
Горбачева как личность представлена в приложении 5.
Личные и деловые качества
М.С. Горбачева сформировались еще на Ставрополье. Умение «хорошо» говорить
пригодилось ему в дальнейшем. А вот неумение взять на себя всю ответственность,
неумение контролировать подчиненных в дальнейшем горько «аукнется» будущему
Президенту СССР.
Последовавший его провал
в качестве президента объяснялся многими обстоятельствами. Одно их них
заключалось в том, что крах всех его предшествующих экономических реформ,
многие политические неудачи породили у Горбачева губительный для реформатора
комплекс - страх новых, радикальных начинаний. И если, вступая в 1985 году в
должность Генерального секретаря, Горбачев предложил целую серию реформ, то
заняв президентскую должность, он не смог выдвинуть ни одной новой идеи
В конце своего правления
Горбачев, став Президентом, пытался опираться уже не на партийный аппарат, как
все его предшественники, а на правительство и команду помощников. Горбачев все
больше склонялся к социал - демократической модели.
Глава 2. Победы и поражения Горбачева и их оценка
отечественными и зарубежными историками и общественными деятелями
Горбачев был
твердо настроен и на обновление внешнеполитического курса СССР. Уже вскоре он
предложил на пост министра иностранных дел Шеварднадзе, взамен Громыко,
переведенного в председатели Президиума Верховного Совета СССР.
"Серебристый лис", как прозвали Эдуарда Амвросиевича в Грузии,
оказался незаменимым проводником курса Горбачева, пока не предал его, сбежав со
своего мидовского поста в начале 1991 г. И, как выяснилось, вовремя. Крах СССР
он встретил в рядах "истинных демократов". Когда-то, в бытность свою
первым секретарем ЦК Грузии, он заявил, что для его республики "солнце
встает на Севере". Понятно, что Горбачеву он понравиться сумел. И не он
один.
В то же
время Горбачева серьезно заботили проблемы разоружения и взаимоотношений
сверхдержав на международной арене. Помимо этого, оказывалась серьезная
экономическая и военно-техническая поддержка ряду дружественных режимов по
всему свету: от Кубы до Лаоса, не говоря уже о мировом коммунистическом
движении и "прогрессивных силах". Наконец, на шее СССР сидели в
полном смысле слова и страны СЭВ. Стало обычным явлением, когда "страны
народной демократии" экспортировали на Запад высококачественную продукцию,
к примеру легкой промышленности, а в Союз гнали чуть ли не брак. Доходило и до
того, что поставляемая им по дешевке нефть перерабатывалась, а полученные
нефтепродукты выгодно сбывались в Европе.
Горбачев
считал себя реформатором, но вот реформировать-то он и не сумел - просто
крушил.
Идеи
сокращения участия в локальных конфликтах и объемов помощи "братским
режимам" были весьма популярны среди людей поколения
"шестидесятников", к которому принадлежал и Михаил Сергеевич. Эти же
люди после достижения Советским Союзом стратегического паритета с США стали
рассматривать собственные вооруженные силы, как ненужную обузу. Следует отметить,
что хоть диссидентское движение в СССР и было основательно разгромлено
Андроповым, прозападные настроения были достаточно распространены в среде
советской интеллигенции. И в результате идеологическое развитие перестройки
постепенно приняло отчетливый прозападный крен. К примеру, от экономической
реформы социалистического хозяйства постепенно был совершен переход к
безапелляционному утверждению безусловного превосходства капиталистической
экономики над социалистической.
Годы «перестройки» стали
временем позитивных перемен во внешней политике СССР. Добиться
безопасности страны можно лишь при учете интересов других
народов и государств — таково было основополагающее положение нового курса на
международной арене. В многочисленных выступлениях советского президента были
изложены задачи СССР в области внешней политики. Подчеркивалась необходимость
широкого взаимодействия Советского Союза со странами мира. Признавались допущенные
ранее ошибки в отношениях с некоторыми государствами, в
частности, с Китаем. Выражалась готовность к урегулированию межрегиональных
конфликтов. Предусматривались уменьшение военных расходов и вывод
советских войск из Афганистана. В декабре 1988 г. в
речи на сессии Генеральной Ассамблеи ООН М. С. Горбачев
сформулировал новую концепцию советской внешней политики. Центральное место в
ней отводилось приоритету общечеловеческих интересов над классовыми.
Независимость от идеологических различий объявлялась одним из
принципов межгосударственных отношений. В 1985 г. новым министром иностранных дел Советского Союза стал Э. А. Шеварднадзе.
Конкретные мероприятия советского
правительства подтверждали его готовность следовать избранному
внешнеполитическому курсу, желание отказаться от идеи конфронтации в
отношениях с западными странами и положить конец «холодной
войне».
Об изменении прежних подходов СССР к решению внешнеполитических вопросов свидетельствовали состоявшиеся в
Женеве осенью 1985 г. советско-американские переговоры. В подписанном
президентами двух стран документе констатировалось, что «ядерная война недопустима и в ней не может быть победителей».
Стороны заявляли о своем отказе
добиваться военного превосходства друг над другом. Была достигнута договоренность о расширении
отношений двух стран.
Правительство СССР объявило
мораторий на испытания ядерного оружия. Приостанавливалось
развертывание ракет среднего радиуса действия в европейской части
страны. Была выведена советская военная техника с территории
ГДР. На 500 тыс. человек уменьшались вооруженные силы. Начались
конверсия военного производства, перевод военных заводов на
выпуск гражданской продукции. В феврале 1988 г. был завершен вывод советских войск из Афганистана (правда, в течение еще двух
лет Афганистану оказывалась помощь оружием и боеприпасами).
Новая внешнеполитическая концепция и ее
реализация отвечали задачам внутриполитического развития СССР.
Они позволяли ограничить гонку вооружений, значительно сократить
военные расходы. Широкие слои населения в Советском Союзе и за
рубежом выступили с поддержкой идей М. С. Горбачева и
его ближайших соратников.
Но были и противники новых подходов к решению международных вопросов. За сохранение прежнего
курса в отношениях с Западом
ратовали многие деятели военного и внешнеполитического ведомств, часть работников партийного
аппарата. Будучи не в силах помешать начавшимся изменениям в области дипломатии, они пополнили ряды оппозиции горбачевской
«перестройке».
СССР и страны Восточной Европы. Серьезные
перемены произошли в отношениях СССР и государств Восточной Европы.
Экономический и политический кризис в этих странах, падение
авторитета правящих партий вызвали рост в них оппозиции. Обстановка в СССР,
курс на «обновление социализма» привели к активизации оппозиционных сил,
усилению их конфронтации с правительствами. С первых дней пребывания
у власти М. С. Горбачев заявил об отказе СССР от вмешательства в дела
союзников по Организации Варшавского Договора (далее ОВД). На встречах с
руководителями этих стран он разъяснял причины, сущность и пути проводимой в
Советском Союзе «перестройки». Делались попытки изменить формы
экономического сотрудничества с государствами ОВД, акцентируя
главное внимание на прямых контактах между предприятиями.
На первых порах руководители стран ОВД
поддержали новый политический курс М. С. Горбачева. Однако
углубление «перестроечных» процессов, кадровые перестановки в
советском партийно-государственном аппарате вызвали их неприятие. В
ГДР и Румынии резко сократился объем публикуемой информации о
преобразованиях в Советском Союзе.
Осенью 1989 г. прошли массовые выступления против существующих режимов и за восстановление
демократических свобод в ГДР, Болгарии, Румынии, Чехословакии.
Несколько ранее в результате свободных выборов была отстранена от власти
правящая партия в Польше. Рухнули прежние режимы в Венгрии,
Югославии и Албании. В бывших социалистических странах
произошла смена партийно-государственных структур. На политическую арену в них
вышли десятки новых политических партий и общественных организаций. Устанавливались
демократические органы власти. Начались переход к рыночной экономике
и приватизация промышленных предприятий. В некоторых из стран эти меры
привели к резкому обострению экономической ситуации. Крушение
существующих порядков в Югославии привело к кризису национальных
отношений и распаду страны на несколько государств. В 1990 г. состоялось объединение Восточной и Западной Германии.
Переход восточно-европейских стран к
парламентской демократии привел к распаду
социалистического содружества. Прекратили деятельность Совет
Экономической Взаимопомощи и Организация Варшавского Договора (весна 1991 г.). Значительно сократился уровень экономического
сотрудничества СССР и государств Восточной Европы. Если в конце 80-х
годов их доля во внешнеторговом обороте Советского
Союза превышала 50%, то в начале 90-х снизилась до 16%.[18]
Потеря СССР прежних позиций в
Восточной Европе, объединение Германии обострили политическую
борьбу между сторонниками и противниками нового политического
курса.
СССР и капиталистические
страны мира. Обновленные подходы к решению международных
вопросов явились основой широкого сотрудничества СССР с государствами
мира. В 1986—1987 гг. состоялись несколько встреч М. С. Горбачева с
президентами США (Р. Рейганом, затем Дж. Бушем). Принятые в итоге
переговоров соглашения (1987 г.) предусматривали уничтожение
на территории Европы принадлежащих обеим державам ядерных
ракет средней и меньшей дальности. В июле 1991 г. в Москве был подписан Договор о сокращении стратегических наступательных
вооружений (ОСНВ-1). Претворение в жизнь достигнутой
договоренности вызывало разную реакцию в правящих кругах обеих стран. По
мнению многих руководителей партийно-государственного аппарата, эта акция
серьезно угрожала безопасности СССР.
Активизировались государственные связи
Советского Союза и стран Европейского Экономического Сообщества
(ЕЭС). Подписанные между ними соглашения создавали
благоприятные условия для развития экономического сотрудничества.
Советский Союз был принят в Международный валютный фонд. Большое
значение уделялось всесторонним контактам с государствами
Северной Европы — Швецией, Норвегией, Финляндией. Была достигнута
договоренность о совместном освоении ими природных богатств
Кольского полуострова и континентального шельфа Баренцева моря.
Нормализовались политические и
экономические взаимоотношения СССР и стран Юго-Восточной и Южной
Азии. Вывод советских войск из Афганистана и Монголии создал
условия для урегулирования отношений с Китайской Народной
Республикой. В 1989 г. М. С. Горбачев посетил Китай с официальным
визитом. В короткие сроки между Советским Союзом и КНР были решены
спорные вопросы и восстановлены межправительственные связи.
Межгосударственные отношения установились с Южной Кореей.
Достигнутая с нею договоренность предусматривала совместные работы
по освоению природных ресурсов Сибири и Дальнего Востока.
Расширялись экономические и общественные контакты с Израилем. Они
привели к восстановлению дипломатических отношений между
странами.
Советское правительство
приняло несколько законов, соответствующих международному
законодательству в области прав человека, в частности, указ о выезде и
въезде граждан в СССР. Ряд законов был направлен на установление
взаимосвязей между деятелями культуры разных государств.
Советский Союз занял четкую позицию во время войны в Персидском
заливе, причиной которой стал захват Ираком Кувейта.
2.2. Внутренняя политика
2.2.1.
Обострение межнациональных конфликтов.
В середине 80-х годов
в состав СССР входили 15 союзных республик: Армянская, Азербайджанская,
Белорусская, Грузинская, Казахская, Киргизская, Латвийская, Литовская,
Молдавская, РСФСР, Таджикская, Туркменская, Узбекская, Украинская и Эстонская.
На его территории проживали свыше 270 млн. человек — представители
свыше ста наций и народностей. По мнению официального
руководства страны, в СССР был решен в принципе национальный
вопрос, и произошло фактическое выравнивание республик по уровню
политического, социально-экономического и культурного развития. Между
тем, непоследовательность национальной политики породила
многочисленные противоречия в межнациональных отношениях. В
условиях гласности эти противоречия переросли в открытые конфликты.
Экономический кризис, охвативший весь народнохозяйственный
комплекс, усугублял межнациональную напряженность.
Неспособность центральных властей
справиться с экономическими трудностями вызывала растущее
недовольство в республиках. Оно усиливалось в связи с обострением
проблем загрязнения окружающей среды, ухудшением экологической
обстановки из-за аварии на Чернобыльской АЭС. Как и прежде,
неудовлетворенность на местах порождалась недостаточным вниманием
союзных органов власти к потребностям республик, диктатом центра при
решении вопросов локального характера. Силами, объединяющими
местные оппозиционные силы, были народные фронты, новые
политические партии и движения («Рух» на Украине, «Саюдис» в Литве и
др.). Они стали главными выразителями идей государственного
обособления союзных республик, их выхода из состава СССР.
Руководство страны оказалось не готовым к решению проблем, вызываемых
межнациональными и межэтническими конфликтами, и ростом сепаратистского движения
в республиках.
В 1986 г. прошли массовые митинги и демонстрации против русификации в Алма-Ате (Казахстан). Поводом
для них послужило назначение Г. Колбина, русского по национальности,
первым секретарем Компартии Казахстана. Открытые формы
приняло общественное недовольство в республиках Прибалтики, на
Украине, в Белоруссии.
Общественность,
возглавляемая народными фронтами, требовала обнародования советско-германских
договоров 1939 г., публикации документов о депортациях населения из
прибалтийских государств и из западных районов Украины и Белоруссии в период
коллективизации, о массовых захоронениях
жертв репрессий под Куропатами (Белоруссия). Участились вооруженные столкновения на почве межэтнических конфликтов.
В 1988 г. начались военные действия между Арменией и Азербайджаном из-за Нагорного Карабаха —
территории, населенной по преимуществу армянами, но находившейся в составе
АзССР. Вооруженный конфликт между узбеками и турками-месхетинцами
вспыхнул в Фергане. Очагом межнациональных столкновений стал
Новый Узень (Казахстан). Появление тысяч беженцев — таков был
один из результатов происшедших конфликтов. В апреле 1989 г. в течение нескольких дней проходили массовые демонстрации в Тбилиси. Главными
требованиями демонстрантов являлись проведение демократических реформ и
независимость Грузии. За пересмотр статуса Абхазской АССР и выделение ее из состава
Грузинской ССР выступило абхазское
население.
«Парад суверенитетов». С
конца 80-х годов усилилось движение за выход из состава СССР в
республиках Прибалтики. На первых порах оппозиционные силы
настаивали на признании родного языка в республиках официальным,
на принятии мер для ограничения численности лиц, переселяющихся
сюда из других регионов страны, и на обеспечении реальной
самостоятельности местных органов власти. Теперь на первое место в их
программах вышло требование обособления экономики от общесоюзного
народнохозяйственного комплекса.
Предлагалось сосредоточить управление народным хозяйством в местных
управленческих структурах и признать приоритет республиканских законов перед
общесоюзными. Осенью 1988 г. на выборах в центральные и местные, органы
власти Эстонии, Латвии и Литвы одержали
победу представители народных фронтов. Своей главной задачей они объявили достижение полной
независимости, создание суверенных государств. В ноябре 1988 г. Декларацию о государственном суверенитете утвердил
Верховный Совет Эстонской ССР. Идентичные
документы были приняты Литвой, Латвией, Азербайджанской ССР (1989 г.) и Молдавской ССР (1990 г.). Вслед за объявлениями о суверенитете состоялись
избрания президентов бывших союзных республик.
12 июня 1990 г. I Съезд народных депутатов
РСФСР принял Декларацию о государственном
суверенитете России. В ней законодательно
закреплялся приоритет республиканских законов над союзными. Первым президентом РФ стал Б. Н. Ельцин,
вице-президентом— А. В. Руцкой.
Декларации союзных республик
о суверенитете поставили в центр политической жизни вопрос о
дальнейшем существовании Советского Союза. IV
съезд народных депутатов СССР (декабрь 1990 г.)
высказался за сохранение Союза Советских Социалистических
Республик и его преобразование в демократическое федеративное
государство. Съезд принял постановление «Об общей концепции союзного договора и
порядке его заключения». В документе отмечалось,
что основой обновленного Союза станут принципы, изложенные в республиканских декларациях: равноправие
всех граждан и народов, право на самоопределение и демократическое развитие,
территориальная целостность. В
соответствии с постановлением съезда был
проведен всесоюзный референдум для решения вопроса о сохранении обновленного Союза как федерации суверенных
республик. За сохранение СССР
высказались 76,4% общего числа участвовавших в голосовании лиц.
Финал политического кризиса. В
апреле — мае 1991 г. в Ново-Огарево (подмосковной резиденции
президента СССР) состоялись переговоры М. С. Горбачева с
руководителями девяти союзных республик по вопросу о новом союзном договоре.
Все участники переговоров поддержали идею создания обновленного
Союза и подписания такого договора. Его проект
предусматривал создание Союза Суверенных Государств (ССГ)
как демократической федерации равноправных советских суверенных республик. Намечались
перемены в структуре органов власти и
управления, принятие новой Конституции, изменение избирательной
системы. Подписание договора было назначено
на 20 августа 1991 г.
Публикация и обсуждение
проекта нового союзного договора углубили раскол в обществе.
Приверженцы М. С. Горбачева видели в этом акте возможность
снижения уровня конфронтации и предотвращения опасности
гражданской войны в стране. Руководители движения «Демократическая
Россия» выдвинули идею о подписании временного договора,
сроком до одного года. За это время предлагалось провести выборы
в Учредительное собрание и передать ему на решение вопрос о системе и порядке
формирования общесоюзных органов власти.
Группа ученых-обществоведов выступила с протестом против проекта договора.
Подготовленный к подписанию документ был расценен как результат
капитуляции центра перед требованиями
национал-сепаратистских сил в республиках. Противники нового договора
справедливо опасались, что демонтаж СССР
вызовет распад существующего народнохозяйственного комплекса и углубление
экономического кризиса. За несколько дней до подписания нового союзного договора силами оппозиции была предпринята попытка положить конец политике реформ
и остановить развал государства.
В ночь на 19 августа
президент СССР М. С. Горбачев был отстранен от власти. Группа
государственных деятелей заявила о невозможности М. С. Горбачева —
в связи с состоянием его здоровья— исполнять президентские обязанности. В
стране вводилось чрезвычайное положение сроком на 6 месяцев,
запрещались митинги и забастовки. Было объявлено о создании ГКЧП —
Государственного комитета по чрезвычайному положению в СССР. В его состав вошли
вице-президент Г. И. Янаев, премьер-министр В. С. Павлов, председатель
КГБ В. А. Крючков, министр обороны Д. Т. Язов и другие представители
властных структур. ГКЧП объявил своей задачей преодоление
экономического и политического кризиса, межнациональной и гражданской
конфронтации и анархии. За этими словами стояла главная задача:
восстановление порядков, существовавших в СССР до 1985 г.
Страницы: 1, 2, 3
|