Реферат: Образование казахской народности
Реферат: Образование казахской народности
Введение
Процесс
образования государственности у казахов, становления суверенитета Республики
Казахстан протекал в многообразных формах и внутренних периодах, весьма сложно
и непрямолинейно, хотя это был и есть единый исторический процесс. Пройдя
гипотетическую “стадию дикости”, когда доминировали законы животного мира,
предки казахов, также как и все человечество, самоорганизовались в родовые и
племенные общины и затем союзы племен. Особенности их социального и
политического развития определялись потребностями естественного для данной
географической и климатической среды обитания, кочевого способа производства и
образа жизни, потребностями в пастбищах и целесообразном их распределении по
районам и сезонам кочевок, в обмене продуктами труда с земледельческими
сообществами, в защите от врагов и для расширения собственного жизненного
пространства.1
Примерно
в этот период появляются общественная власть родового старшинства, и затем
власть племенных вождей. Этот период в эпохе потестарной власти можно назвать
догосударственным периодом этнополитогенеза казахов.
Переходной
стадией к раннегосударственному периоду здесь стало образование саками и
массагетами племенных союзов.
Эпоха
потестарной власти с его догосударственными и раннегосударственными периодами
подготавливала эпоху династической казахской государственности. Однако
естественный процесс складывания казахской народности и становления собственной
суверенности в истории Казахстана испытал сильное деструктивное воздействие.
Таковыми в этнополитогенезе были мощные миграционные потоки, неопределенность
границ, смещение и исчезновение этнических групп и др.2 Начавшийся здесь
процесс складывания надплеменной этнической общности сдерживался нашествием в
нынешние Среднюю Азию и Казахстан орд Чингизхана.
Лишь
после распада монгольских улусов хана Джагатая на юго-востоке и хана Джучи на
северо-западе нынешней территорией Казахстана (XIV-XV вв.) вновь стали
возникать этнополитические государственные образования.
С
конца XV века начинается эпоха собственной династической государственности
казахов с образованием в 1470 г. Казахского ханства3 - итог противоречивого
многовекового воздействия и взаимопроникновения политических и этносоциальных
процессов, происходивших на территории нынешней Центральной Азии
Территория
Казахстана стала осваиваться человеком миллион лет тому назад. Древний человек
уже в эпоху нижнего палеолита обжил удобные для жизни, богатые дичью и дикими
плодами урочища Каратау, где обнаружены наиболее древние стоянки эпохи камня.
Постепенно в эпоху среднего и верхнего палеолита он осваивал Центральный и
восточный Казахстан, Мангышлак.
Уже
в эпоху бронзового века, четыре тысячелетия тому назад, на территории
Казахстана обитали племена так называемой андроновской и бегазы-дандыбаевской
культуры. Они занимались земледелием и скотоводством, были прекрасными воинами,
освоившими боевую колесницу. Изображение колесниц сохранилось на скалах, где
древние люди устраивали свои племенные святилища-храмы, крышей которых был
небесный свод. На плоскостях обожженных солнцем черных скал люди выбивали сцены
плясок, изображения солнцеголовых божеств, могучих верблюдов и быков,
воплощавших образы древних богов.
На
смену им пришли саки. Так называли этот народ древние персы, китайцы называли
его "сэ", а греки "скифы". Это были кочевники,
полукочевники и земледельцы. Но прежде всего они были прекрасными наездниками.
Первыми в мире саки научились стрелять из лука на полном скаку.
Сложной
была и языковая ситуация. Принято считать, что в течение 1 тысячелетия до н. э.
население Казахстана было преимущественно носителем индоевропейских,
индоиранских языков. Но сейчас все более утверждается мнение, что среди племен
бронзового века, и особенно саков, имелись племена, говорившие на прототюркских
языках.
Середина
I тысячелетия н. э. - важнейший этап в истории казахов и всех тюрков. В это
время начинается изменение этнической среды - преобладание переходит к тюркским
племенам, центром которых стал Алтай. Во второй половине VI в. в письменных
источниках фиксируется термин "тюрк" в китайской передаче - туцзюе, в
согдийской - турк).
В
ходе междоусобиц, племенных воин, борьбы за власть и пастбища жившая в степях,
долинах Казахстана часть тюркских племен переселилась на юг-в Центральную Азию
(тюргеши, карлуки, кыпчаки, узбеки, огузы, туркмены-сельджуки), Малую Азию, на
Кавказ (туркмены и сельджуки), в восточную Европу (кангары-печенеги,
кыпчаки-половцы, торки-огузы, черные клобуки-каракалпаки). На территории
Казахстана с VI в до начала XIII в. существовали, последовательно сменяя друг
друга вплоть до монгольского нашествия, Западно-Тюркский, Тюргешский,
Карлукский каганаты, государства огузов, караханидов, кимеков, кыпчаков. После
монгольского нашествия, в начале XIII в. сложились улусы Монгольской империи
Джучи и Джагатая, давшие затем жизнь Ак-Орде, Моголистану, а позже - Казахскому
ханству.
Все
идеи и достижения разных цивилизаций впитывал и перерабатывал народ, живший на
территории Казахстана, внося, в свою очередь, в сокровищницу мировой культуры
свои достижения в хозяйстве и культуре: мобильное жилище - юрту, седло и
стремена для лошади, военное искусство верхового боя, ковровые узоры и
серебряные украшения, мелодичные напевы и напоминающую бег степных лошадей
музыку. Все это определило целостность и преемственность древней и
средневековой истории Казахстана.
Процесс
образования казахской народности в XIV-XV вв. в основном завершился.
Первое
казахское государство было сформировано при хане Касыме (годы правления
1511-1523). При Хак-Назаре (1538-1580) в районах кочевок различных групп племен
сформировались Старший жуз (Семиречье), Средний жуз (Центральный Казахстан) и
Младший жуз (Западный Казахстан); у каждого жуза существовала клановая
структура, а их ханы со временем стали самостоятельными правителями. Несмотря
на это, казахи оставались единым народом. Периоды единства чередовались
междоусобными конфликтами.
Во
2-й половине XVI в. происходит новый политический подъем Казахского ханства,
спад междоусобиц, развитие скотоводческого и земледельческого хозяйства,
торговых отношений, расширяются контакты с Россией и другими сопредельными
странами.
Присоединение
Казахстана к России включает вхождение, мирную и военную колонизацию, открытое
завоевание. Хотя в те времена Средний жуз, во главе которого стоял хан Аблай,
был гораздо меньше связан с Россией, а Старший жуз находился под властью
джунгар и кокандского хана, присяга Абулхайра положила начало постоянно
возраставшему влиянию России на жизнь казахов. В 1741-1742 джунгарские войска
вновь вторглись в Средний и Младший жузы, но вмешательство русских пограничных
властей заставило их отступить. Казахи Младшего жуза поддержали крестьянское
восстание Емельяна Пугачева (1773-1775). Когда восстание было подавлено,
русские власти стали вводить в казахских степях более централизованную систему
управления. В 1787 казахам, которых теснили узбекские племена, было разрешено
перейти р.Урал и кочевать в Заволжье. Это решение официально закрепил император
Павел I в 1801, когда из 7500 казахских семейств была образована Букеевская
(Внутренняя) Орда во главе с султаном Букеем.
Россия
попыталась упорядочить административное управление казахами на основе
"Устава о сибирских киргизах", разработанного М.М.Сперанским. Реформы
Сперанского и политика российских наместников делали упор на превращение
казахов в земледельцев. Эти попытки преобразований привели к эпизодическим
конфликтам между казахами и русскими, но организованное сопротивление казахи
оказали во время восстания Кенесары Касимова (1837-1844), когда им удалось
установить контроль над частью территории Среднего жуза. После поражения
восстания русские усилили свое присутствие в регионе. В общей сложности
казахский народ поднимал знамя свободы более 300 раз. Со второй половины XIX в.
Казахстан представляет собой окончательно оформившуюся колонию Российской
империи.
К
началу XX в. территория Казахстана состояла из областей: Сырдарьинской и
Семиреченской (Туркестанское генерал-губернаторство, центр - г. Ташкент);
Акмолинской, Семипалатинской, Уральской, Тургайской (Степное
ген.-губернаторство, центр - г. Омск); Мангышлак - Закаспийской обл.;
Внутренняя (Букеевская) Орда (в Астраханской губ.).
Война
1916 г. завершает национально-освободительное движение казахов в составе
Российской империи. Победа февральской революции в России (27 февраля) привела
к свержению власти царизма. В стране установилась двоевластие. Власть
пролетариата и крестьянства в лице Советов рабочих и солдатских депутатов и
власть буржуазии и помещиков в лице Временного правительства.
После
свержения царизма в Казахстане начали создаваться Советы рабочих и солдатских
депутатов. Наряду с Советами, были созданы и органы буржуазной власти:
"исполнительные комитеты", "гражданские комитеты" или
назначены областные и уездные комиссары Временного правительства.
В
1936 Казахская АССР была преобразована в полноправную союзную республику в
составе СССР - Казахскую ССР.
В
1939-1941 гг. Казахстан превращается в крупную базу по производству цветных
металлов, добыче угля, нефти, район развитого сельского хозяйства.
В
1941-1945 гг. Казахстан вовлекается во вторую мировую войну, составной частью
которой является Великая Отечественная война против фашистско-немецких
захватчиков. В этот период предприятия Казахстана переходит на выпуск оборонной
продукции. Из западных и центральных районов СССР в Казахстан эвакуируются
крупные промышленные объекты, культурные учреждения. Наблюдается
самоотверженный труд работников промышленности и сельского хозяйства. Людские
потери казахстанцев во Второй мировой войне составили около 425 тысяч человек.
Республика приняла сотни тысяч эвакуированных людей; депортированные народы
численностью около 2 млн. человек.
Важное
значение для перехода к подлинному народовластию имели выборы народных
депутатов СССР весной 1989 г. Впервые они прошли на основе альтернативного
выдвижения и голосования, сопровождались политическим соперничеством. В июне
1989 первым секретарем ЦК КП Казахстана стал Н.А.Назарбаев, казах, занимавший
должность председателя Совета министров Казахской ССР с 1984. Назарбаев был
одним из первых, кто выступил против Кунаева и поддержал Горбачева.
1991 г. - 19 августа - попытка государственного переворота в Москве. Назарбаев продолжал оставаться
сторонником сохранения СССР, даже когда президенты РСФСР, Украины и Белоруссии
объявили о выходе из Советского Союза.
В
сентябре 1991 г. было принято решение о роспуске Компартии Казахстана.
Углубляется экономический кризис. Создаются новые банковские структуры.
Нарастает инфляция, происходит падение жизненного уровня основной части
населения. В этих условиях был взят курс на развитие рыночной экономики.
Назарбаев Н.А. обращается к народу республики. Выходят Указы Президента:
"Об образовании Совета безопасности Казахской ССР", "О переходе
государственных предприятий и организаций союзного подчинения в ведение
правительства Казахской ССР", "О создании золотого и алмазного фонда
Казахской ССР", "О закрытии Семипалатинского ядерного полигона и
др".
Позиции
Назарбаева еще больше усилились после избрания его президентом на всеобщих
выборах в декабре 1991.
После
провозглашения независимости 16 декабря 1991 Назарбаев, укрепляя казахское
государство, оставался активным сторонником идеи сильного Содружества
независимых государств (СНГ). В 1994, после того как стала очевидной слабость
СНГ, Назарбаев предложил создать вместо него Евразийский союз. Этот союз должен
был управляться Советом президентов, иметь выборный наднациональный
законодательный орган, единую валюту, общую экономическую и внешнюю политику.
Но отсутствие интереса к такой инициативе со стороны других государств-членов
СНГ сделало ее осуществление нереальным.
Этноним «казах»
Этноним
«Қазақ» закрепился в отношении этого кочевого народа в XV веке,
когда в 1460 году, недовольные жесткой политикой хана Узбекского улуса Абу-л-хайра
султаны Жанибек и Керей со своими аулами откочевали с берегов Сырдарьи на
восток в Семиречье, на земли правителя Могулистана Есен-буги, где образовали
Казахское ханство (1465). Эти племена стали именовать себя свободным людом — «Қазақ»(Қазақтар"),
в русском языке — «казахами». В казахской речи в этом слове обе буквы «к»
произносятся как твердое Қ, но в современной русской грамматике
укоренилось правописание «казах». В течение века под этим именем (кхазакх)
объединились все тюркоязычные кочевые племена Восточного Дешт-и-Кыпчака,
образовав единое Казахское ханство (1465—1729) от Иртыша до Итиля (Волги).
Существуют
разные по степени достоверности версии происхождения значения слова «казах»:
В
переводе с древнетюркского слово «казак» означает «свободный, независимый
человек, удалец, искатель приключений». На сегодняшний день является в среде
этнографов наиболее распространенной версией.
Название
«казах» произошло от названия Кай-Сак, что означает «свободолюбивый сак» (саки,
скифы).
2.
Одной из главных загадок казахской истории остается загадка происхождения и
время образования жузов.
В
силу действия многих этнополитических и хозяйственных факторов на территории
Казахстана возникли три основных этнотерриториальных объединения - Старший,
Средний и Младший Жузы. Существование жузов отразило сложность процесса
образования казахской народности, наложило свою печать на локальные
культурно-бытовые особенности ее развития.
Жузы
являлись специфической формой социально-политической организации казахской
народности. В истории казахов жузами принято называть определенные союзы
племен, осознающих свою принадлежность к единой казахской народности и
населяющих фиксированную традицией часть общеказахской территории. В
дореволюционной исторической литературе вместо жуз употреблялся в давние
времена вошедший в русский язык термин орда.
Принадлежа
к одной казахской народности каждый из жузов имел свои особенности, которые
делали их отличными друг от друга.
Основываясь
на исследованиях, проведенных учеными историками Казахстана, мы попробуем
обобщить и дать характеристику каждому из казахских жузов.
Всего
жузов - три: Улу жуз (Старший, или Большой, жуз), Орта жуз (Средний, или
Cрединный, жуз) и Киши жуз (Младший, или Малый, жуз).
Кочевья
жузов располагались в порядке с юго-востока на северо-запад: Улу жуз занимал
юго-восточную часть Казахского ханства, Киши жуз - самую западную, а Орта жуз -
серединную территорию.
Жузы
получили свое название не по числу принадлежавших к ним кочевников (Киши жуз
был самым многочисленным), но по старшинству входивших в их состав родов. При
этом старшинство между родами и жузами считалось по прямой линии: "самый
последний род" Улу жуза имел преимущество перед "Самым старшим
родом" Орта жуза и т.д. Оправдывалось это тем, что предок старше (атасы улкен).
Согласно этнографическим наблюдениям, порядок старшинства соблюдался:
при
определении места в боевом порядке;
при
разделении военной добычи;
при
вступлении в дом и рассаживании по местам;
при
открытии торжества;
при
представлении качества предлагаемого в гостях и на пирах кушанья.
В
XVII самом начале XVIII вв. все три жуза управлялись биями - родоначальниками,
уполномоченными всеказахским ханом; а со времени после кончины Тауке-хана
(между 1715-1717гг.), последнего казахского хана, власть которого признавалась
во всем государстве, каждый жуз имел своего хана из числа султанов - мужских
потомков Чингиз-хана (ум. в 1227 г.).
Известно,
что впервые имя одного из жузов - Улу жуза (по терминологии источника
"Казачья Большая орда") было зафиксировано в русским документе,
датируемом 1616 годом и имеющим заглавие: "Распросные речи в посольском
приказе служилых людей Т.Петрова и Н.Куницына о поездке в Калмыцкую
землю".4
В
мусульманских источниках нигде казахские жузы не упоминаются несмотря на то,
что источники, описывающие состояние дел в Восточном Дешт-и Кипчаке в XIII -
начале XVII вв. достаточно обильны и рассказывают о множестве деталей
военно-политической и культурной жизни того времени. Из ираноязычных и
тюркоязычных сочинений мы узнаем и имена ханов и взаимоотношения между ними, и
о набегах и войнах, и маршрутах и способах кочевания, и даже о таких
этнографических подробностях, как, например, технология изготовления мягких
кожаных накидок. Но когда речь заходит о территориально-административных
структурах Казахского ханства, везде фигурирует термин улус (удел владение, а
также государство), и только.
Заключение
Завершая
исследование вопросов о зарождении казахской народности и государственности в
Казахстане, хочется сказать о том значении, какое имеет понимание данного
вопроса в деле становления государственной независимости республики сегодня.
16
декабря 1991 года принимается Закон Республики Казахстан о независимости
(имеющего силу Конституционного Закона). Объявив о своей независимости,
Республика Казахстан стала представлять собой политически самостоятельное
государство с многонациональным укладом, с единым монолитным организмом. 1995 г. 30 августа на всенародном референдуме принимается ныне действующая Конституция Республики
Казахстан.
В
настоящее время в республике происходит интенсивный рост числа совместных
предприятий, открываются представительства крупнейших компаний мира,
разрабатываются и осуществляются проекты совместной разработки природных
ресурсов и переработки сырья и материалов, внедрение прогрессивных технологий в
аграрной сфере и т.д.
Богатые
природные ресурсы Казахстана, социальная и политическая стабильность в
республике делают этот регион одним из наиболее привлекательных для вложения
иностранного капитала среди республик бывшего Советского Союза.
Республика
Казахстан стала полноправным членом мирового сообщества, получив признание и
поддержку абсолютного большинства государств мира. На сегодня Казахстан признан
113 государствами, со 105-ю из них установлены дипломатические отношения.
Укрепляется взаимодействие, расширяется сотрудничество с наиболее авторитетными
международными структурами. В их числе ООН, Европейское сообщество,
Международный и Европейский банки реконструкции и развития, Международный
валютный фонд, МАГАТЭ, Красный Крест, ЮНЕСЕФ, ЮНЕСКО, ВОЗ и др. Республика
присоединилась более чем к 40 международным конвенциям, ею подписано около 400
многосторонних и более 700 двусторонних договоров и соглашений.
В
1997 г. принято решение о переносе столицы из г. Алматы в г. Акмола, связанное
с геополитическими, экономическими причинами развития Казахстана.
Разработана
и принята к реализации Программа "О мерах по реализации стратегического
развития Казахстана до 2030 года".
Политическое
утверждение Казахстана сегодня неразрывно связана с его политическим прошлым.
Поскольку, как видно из настоящей работы, Казахстан издавна был свободным
государством, а временный его союз с Россией был политическим шагом в борьбе за
независимость.
Список литературы
1.Гумилев
Л.Н. Древняя Русь и Великая Степь. М., 1989. С. 43.
2.История
Казахстана с древнейших времен и до наших дней. Очерк / Под ред. М.К. Казыбаева
и др. Алматы. 1993. С. 113.
3.Гумелев
Л.И. Древняя Русь и Великая степь. М., 1989.
4.Асфендилов
С. Д. История Казахстана с древнейших времен. Алма-Ата, 1993.
5.Гумилев
Л.И. Древние тюрки. Л., 1968
6.Шакарим
Кудайберды-улы. Родословная тюрков, киргизов, казахов и ханских династий.
Алма-Ата, 1990.
7.Карамзин
Н.М. Предания веков М. 1988. С 195.
8.Утемиш-хаджи.
Ченгиз-наме. Факсимиле, перевод, транскрипция, текстологические примечания,
исследование. В.П. Юдина. Алма-Ата. 1992. С. 61.
9.Абусеитова
М.Х. Казахское ханство во второй половине XYI в. Алма-Ата, 1985. С. 89.
10.Кляшторный
С.Г., Султанов Г.И. Казахстан: летопись трех тысячелетий. Алма-Ата. 1992. С.
276.
11.Басин
В.Я. Россия и казахские ханства в XYI- XYIII веках. Алма-Ата. 1971. С. 78.
12.Еенов
А.Е. Возникновение и развитие социалистических земельных правоотношений в
Казахской ССР. Алма-Ата. 1963. С. 52.
Список литературы
Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://referat.ru/
|