рефераты бесплатно

МЕНЮ


Реферат: Общественно-политическое развитие России после Второй мировой войны

Созданный в сознании людей образ коммунизма, построение материально-технической основы которого в 1960 г. было обещано через 20 лет, оказывал на экономическую и социальную политику конца 50-х — начала 60-х гг. гораздо большее влияние, нежели анализ тогдашней экономики и ее проблем. Именно в силу этого попытки "обогнать время" в тот период окончились в целом неудачей. Но вместе с тем они в немалой степени способствовали созданию такой обстановки, которая побуждала к поискам, стремлению выйти за пределы возможного.

Затронула "оттепель" и решения XX съезда КПСС в области международных отношений. Еще в январе 1954 г., менее чем через год после смерти Сталина, в Берлине состоялось совещание министров иностранных дел США, Великобритании, Франции и СССР, обсуждавших вопросы, связанные с Индокитаем, Кореей, германскую проблему, коллективную безопасность в Европе.

В июле 1955 г., десять лет спустя после Потсдама, в Женеве вновь встретились главы великих держав — СССР, Великобритании, США и Франции. В центре внимания совещания находились связанные между собой германский вопрос и вопрос о европейской безопасности. В 1955 г. Советское правительство приняло решение о возвращении на родину всех находившихся в СССР немецких военнопленных. Были установлены дипломатические отношения между СССР и ФРГ. Крупным достижением в международной сфере стало подписание в мае 1955 г. представителями СССР, США, Англии, Франции и Австрии Договора о восстановлении независимости Австрии.

В июле 1961 г. в Вене состоялась первая встреча Н.С. Хрущева с новым Президентом США Д. Кеннеди. На ней было решено установить прямую телефонную связь между Кремлем и Белым Домом. Однако обстановка в Берлине вновь обострилась. В результате 12 августа 1961 г. в одну ночь была воздвигнута бетонная стена вокруг Западного Берлина и установлены контрольно-пропускные пункты на границе. Это вызвало еще большую напряженность как в самом Берлине, так и в международной обстановке в целом.

Не менее напряженной была обстановка и на Ближнем Востоке, особенно после того, как в Египте пришло к власти в 1952 г. национально-демократическое правительство Г.А. Насера.

Первостепенной задачей во внешнеполитической сфере являлась борьба за разоружение. Стремясь переломить опасный ход событий, СССР за период 1956 — 1960 гг. в одностороннем порядке сократил свои Вооруженные Силы на 4 млн. человек. В марте 1958 г. Советский Союз в одностороннем порядке прекратил испытания всех видов ядерного оружия, выразив тем самым надежду, что его примеру последуют и другие страны. Однако это проявление доброй воли не нашло тогда отклика у США и их союзников по НАТО. Концепция всеобщего и полного разоружения была вынесена СССР в 1959 и 1960 гг. на обсуждение XIV и XV сессий Генеральной Ассамблеи Организации Объединенных Наций. Но США и их союзники и эти советские предложения проигнорировали.

Осенью 1960 г. Н.С. Хрущев посетил США. На этот раз он прибыл не по приглашению президента США, а как глава советской делегации на сессию Генеральной Ассамблеи ООН. Вслед за ним туда прибыли главы многих государств мира в надежде принять участие в обсуждении и в реализации предложений и рекомендаций советского лидера.

Вторая половина 50-х — начало 60-х гг. прошли под знаком борьбы демократической и консервативной тенденций в развитии общественной жизни. В конце этого периода демократическая тенденция стала ослабевать главным образом в силу непоследовательности действий сверху и прежде всего самого Н.С. Хрущева. Возросла опасность волюнтаризма и администрирования, что впоследствии послужило прямой предпосылкой для укрепления позиций административно-командной системы.

Начало постепенно меняться отношение и к поискам "правды жизни" в искусстве — на основе возрождения догматически понимаемого принципа "единомыслия". Вызвавший в свое время огромный читательский интерес роман В. Дудинцева "Не хлебом единым" был объявлен "клеветническим сочинением". Роман Б. Пастернака "Доктор Живаго" тогда не дошел до массового читателя, что, однако, не помешало его всеобщему организованному осуждению и исключению автора из числа членов Союза писателей СССР. Порой казалось, что возвращаются недоброй памяти вре­мена конца 40-х — начала 50-х гг., когда велась борьба с "космополизмом", идеологически громились редакции журналов "Звезда" и "Ленинград"; подвергались разгромной критике произведения А. Ахматовой и М. Зощенко; обвиня­лись "во всех грехах" низкопоклонства перед Западом литературные и музыкальные произведения, философские сочинения, написанные не в духе марксизма; серьезной атаке были подвергнуты новые открытия в науке и технике, в частности в области биологии, кибернетики.

С целью предотвращения опасности волюнтаризма, углубления администрирования по всем направлениям общественно-политической жизни советского общества, возникновения нового "вождизма" Н.С. Хрущев в октябре 1964 г. был смещен со всех постов партийного и государственного руководства. Официальное извещение — уход на пенсию по состоянию здоровья. Фактически — стремление нового партийно-государственного руководства освободиться от прямой и косвенной зависимости от Н.С. Хрущева. Формально — переход на новый политический курс, направленный на исправление ошибок, допущенных партийно-государственным руководством во главе с Н.С. Хрущевым. Во главе руководства был поставлен Л.И. Брежнев, который приступил к осуществлению нового курса в политической и социально-экономической сферах жизни страны. В политике главной стала тенденция на свертывание демократических преобразований, пусть противоречиво и непоследовательно, но осуществлявшихся под руководством Н.С. Хрущева в прошедшее десятилетие. Вместе с тем было принято решение о необходимости проведения широких реформ общественно-политического и социально-экономического характера, но при неизменном сохранении нереформировавшегося и практически неизменившегося общественно-политического строя Советского государства. Здесь просматривалась прямая взаимосвязь и взаимозависимость общественно-политических и социально-экономических условий, сложившихся в Советском Союзе.


4. Особенности трансформации системы государственного управления.

В результате непоследовательности действий политического руководства страны во главе с Л.И. Брежневым по развитию демократии и сохранению административно-командной практики управления не были преодолены деформации общественно-политической жизни. Возникли новые перекосы политического процесса. Усилился разрыв между официально провозглашенными демократическими принципами и практикой политической жизни. Происходили фактическое оттеснение представительных органов власти и усиление роли исполнительного аппарата.

Это особенно хорошо было видно на развитии и деятельности Советов. С приходом Н.С. Хрущева к политическому руководству на волне демократизации и оживления политической жизни Советского государства наметились и заметные демократические элементы в деятельности Советов всех уровней. Регулярно, с привлечением актива трудящихся стали проводиться сессии Советов. Вошли в практику систематические отчеты депутатов перед избирателями. Расширились число и функции постоянных комиссий Советов. Вырос постоянно действующий на общественных началах актив избирателей. По данным статистики в различные годы при постоянных комиссиях работало свыше 25 млн. человек.

Однако, несмотря на активизацию деятельности Советов, они все же в полной мере не стали общенародной организацией власти. В рассматриваемые годы, особенно во времена политического руководства Брежнева и его окружения, действовал такой хорошо отлаженный политический механизм: депутаты собирались на сессии Советов лишь для того, чтобы в течение нескольких дней обсудить и утвердить решения, подготовленные бюрократией исполни­тельных органов Советской власти. Тем самым депутаты всех уровней избранных Советов по существу оказывались лишенными самостоятельности и не имели возможности участвовать в законотворческой деятельности, влиять на государственное строительство, на проведение в жизнь принимаемых решений.

Справедливости ради отметим, что политическим и государственным руководством, партийными съездами и пленумами ЦК КПСС принималось множество различных решений, постановлений и распоряжений об улучшении деятельности Советов, расширении их прав и политического влияния. Только в 70-х — начале 80-х гг. было принято 14 таких постановлений. Однако реальная власть Советов на подведомственной им территории не реализовывалась. Советы не имели достаточных источников дохода. Они не получали средств от расположенных на их территории предприятий, не могли они привлекать и средства населения. В результате на местах происходило усиление ведомственной власти.

Весьма сложным оказался процесс организационного формирования Советов всех уровней. При выдвижении кандидатов практически не учитывались их организационные качества, умение ставить и решать задачи, глубоко разбираться в проблемах текущей политики. Но это было еще терпимо. Более опасно было другое: на всех уровнях в Советах оказывались люди, занимающие руководящие партийные, государственные, военные и экономические посты. Уровень же сменяемости депутатов, занимающих все эти руководящие посты, был незначительным. Более того, пребывание на определенной руководящей должности автоматически означало и вхождение в состав депутатов.

Этот процесс вел к злоупотреблению властью в центре и на местах. Но, главное, исключалась возможность контролировать действия руководящих должностных лиц.

Падал престиж Советов, снижался интерес населения к их деятельности. Социологические обследования зафиксировали, что до 40 % опрошенных не знали и не интересовались — кто представляет их в Советах (Коммунист. 1987. № 6. С. 83).

Сходные процессы характеризовали развитие других общественных организаций, профсоюзов, комсомола. В конституционном порядке была определена роль массовых организаций, расширены их права. В то же время в самих общественных организациях шло разрастание аппарата функционеров. Усилился формализм общественных организаций. Они все больше сосредоточивались на выполнении распорядительно-оперативных функций. Для политической практики рассматриваемого времени были характерны несамостоятельность общественных организаций, излишне жесткая подчиненность партийным органам.

В послевоенные годы постоянно росла численность общественных организаций страны. К началу 80-х гг. профсоюзы Советского Союза объединяли в своих рядах 130 млн. рабочих и служащих, около 12 млн. колхозников. Профсоюзным членством было охвачено 98,6 % всех работающих. Численность ВЛКСМ составила в 70-х гг. 27 млн. человек, а к началу 80-х .гг. возросла до 41,7 млн. человек. Профсоюзы, комсомольские и другие общественные организации располагали достаточно большими правами, вплоть до законодательной инициативы. Но ослабление самостоятельности, подлинных общественных начал их деятельности не позво­ляли им достаточно эффективно влиять на формирование и реализацию политики, корректировать те или иные решения.

Аналогичный характер имела и контрольная деятельность трудящихся, являющаяся одним из важнейших показателей демократизма общественно-политической деятельности народных масс. В количественном отношении контрольная деятельность трудящихся выглядела весьма солидной. В 70-х гг. в стране насчитывалось около одного миллиона групп и постов народного контроля, в которых на общественных началах работали несколько миллионов народных контролеров. Но реальное воздействие контрольной деятельности народных масс на процесс формирования и реализации политики было весьма невелико, а центральные органы народного контроля были просто слабы и зависимы от партийных органов и политического руководства.

Что же касается КПСС, то в ее реальной политической практике подлинный демократизм по существу отсутствовал.

Сложилось расслоение коммунистов на партийную верхушку, руководящий слой и рядовую партийную массу. Резко была ослаблена роль выборных партийных органов. Реальная власть перешла к исполнительным структурам КПСС — бюро, секретарям партийных комитетов, а зачастую просто к аппарату партийных органов. Логика административно-командной системы привела к тому, что руководящая роль КПСС трансформировалась в управленческую деятельность по решению текущих хозяйственных, со­циально-экономических, культурных, военных и других проблем. Партийные комитеты приняли на себя многие текущие оперативно-распорядительные функции. По существу административно-распорядительная работа практически вытеснила политические методы руководства.

С начала 60-х гг. в партийный аппарат стали выдвигать специалистов промышленности и сельского хозяйства. Во многом не учитывалось, умеют ли новые кадры вести разъяснительную работу с людьми, активно участвовать в политических дискуссиях, предвидеть социальные последствия принимаемых решений. В результате в практике работы партийных комитетов резко усилился бюрократический подход, тяга к командному стилю, что не могло не отразиться на качестве всей работы.

В послевоенные годы рост КПСС в значительной мере формировался искусственно. После Великой Отечественной войны в партию было принято около 10 млн. человек. В результате численность КПСС к середине 80-х гг. составляла свыше 19 млн. человек. В партии оказалось много политически инертных, социально и морально не зрелых людей. Из партии ежегодно в среднем исключалось примерно 80 тыс. человек.


5. Консервативная внешняя политика.

В 70-е гг. тенденция консерватизма в управлении страной стала сказываться на международной политике. И в этой сфере были допущены серьезные просчеты. Если в первой половине 70-х гг. удалось добиться разрядки международной напряженности, то в конце седьмого десятилетия произошло обострение внешнеполитической ситуации.

Международная обстановка в это время характеризуется в целом нестабильностью и ростом противоречий, которые создавали серьезную напряженность. Имели место военные действия в различных точках планеты.

В этих условиях советское политическое руководство поставило своей задачей добиться поворота от "холодной войны", от напряженности в международной обстановке к разрядке и сотрудничеству. Внешнеполитические задачи нашли свое отражение в принятой XXIV съездом КПСС Программе мира.

Считая, что противоборство двух политических систем исторически неизбежно, Коммунистическая партия, ее руководство, считало своей целью направить эту борьбу в русло, не угрожающее опасными военными конфликтами, конфронтацией социалистических и капиталистических государств.

Советский Союз в контексте Программы мира внес свыше 150 различных предложений, направленных на обеспечение международной безопасности, прекращение гонки вооружений и разоружение. Они создавали соответствующую политическую атмосферу. Однако многие из них не могли быть выполненными и имели лишь пропагандистский смысл.

Несмотря на военно-политическое противоборство двух систем, курс на разрядку, соблюдение принципа мирного сосуществования постепенно становятся тенденцией против термоядерной войны. Практически ее результатом стало подписание между СССР и США бессрочного Соглашения о предотвращении ядерной войны (1973 г.).

Советско-американские отношения начали изменяться, что давало основание улучшить международный климат. Большие усилия пришлось приложить к созыву общеевропейского Совещания по безопасности. Руководители 33 государств Европы, США и Канады в Хельсинки подписали Заключительный акт Совещания (август 1975 г.).

Несколько ранее (1971 г.) Советский Союз, Соединенные Штаты, Великобритания и Франция заключили четырехстороннее соглашение по Западному Берлину, признав его независимым городом. Границы ГДР, ПНР, ЧССР признавались нерушимыми.

Первая половина 70-х гг. показала возможность смягчения международной обстановки, упрочения отношений мирного сосуществования между государствами с различным политическим строем, включая и развитие сотрудничества между ними.

Однако конфронтация между СССР и США резко усилилась в связи с вводом ограниченного контингента советских войск в Афганистан в декабре 1979 г. Политическое руководство втянуло Советский Союз в крайне сложную конфликтную ситуацию, принесшую большие жертвы с обеих сторон. Большинство стран, входящих в ООН, не только не поддержали эту акцию, но и потребовали вывода советских войск.

Дальнейший ход событий вел к усугублению международного положения. В ответ на размещение американских ракет в Европе советское руководство принимает решение о размещении в ГДР и ЧССР ракет средней дальности. Начался новый этап в гонке вооружений, в результате которого Европа оказалась в роли заложницы.

С приходом к власти в США администрации Р. Рейгана была начата реализация программы поистине глобального перевооружения американских сил с целью обеспечения возможности "вести и выиграть" ядерную войну.

Наряду с этим Соединенные Штаты переходят к прямым действиям в отношении суверенных государств. Они совершили интервенцию в отношении Гренады, свергнув существующий режим; осуществили высадку войск в Ливане; нанесли бомбовые удары по Ливии.

Все это свидетельствовало о том, что Запад перешел к политике "с позиции силы".

Советское руководство в очередной раз начало выдвигать мирные предложения. В них предполагалось осуществить меры доверия в Европе и Азии, урегулировать конфликт вокруг Афганистана, ограничить и сократить стратегическое вооружение и в качестве первого шага предложило ввести взаимный мораторий на развертывание ядерных средств в Европе.

В 1983 г. США начали размещать свои ракеты в Западной Европе. Советский Союз предпринял аналогичные действия, потребовавшие дополнительных материальных затрат. Поэтому увеличение расходов на вооружение в социалистических странах встречало далеко не однозначный ответ.

Конфронтационные отношения складывались и с КНР. В феврале 1979 г. Китай осуществил военные действия против Вьетнама. Советский Союз заявил о том, что он выполнит взятые на себя обязательства по Договору о дружбе, союзе и сотрудничестве СССР с СРВ.

Общая ситуация в мире в эти годы накладывала свой отпечаток на взаимоотношения социалистических стран, где Советский Союз занимал доминирующее положение.

Некоторые социалистические страны, в частности ПНР, пытались выйти из положения, закупив западную технику и технологию. В 1980-1981 гг. в Польше возник политический кризис. В стране было введено военное положение. Ситуация обострилась. Делались попытки активизировать сотрудничество социалистических стран, прежде всего в экономической и научно-технической областях.

В этих условиях в 1985 г. была принята Комплексная программа научно-технического прогресса стран — членов СЭВ до 2000 г. Решение этой программы должно было способствовать укреплению позиций социализма в мировом содружестве. Но, как показала практика, примерно 1/3 программы не отвечала требованиям мирового уровня развития науки и техники. Программа в ее начальном исполнении оказалась не той, которая могла бы осуществить научно-технический прогресс.

В социалистических странах назревали серьезные перемены, связанные с радикальным изменением всех сторон жизни.

Таким образом, в 60-80-х гг., несмотря на элементы известной демократизации политической жизни общества, продолжали сохраняться многочисленные деформации. Сфера законодательной и представительной власти была формализована. Резко усилилась роль партийно-админис­тративной бюрократии. Отсутствовала реальная контроль­ная деятельность трудящихся. Ослабла самостоятельность общественных организаций. Серьезный кризис поразил и Коммунистическую партию.

Советское государство нуждалось в создании качественно новой политической обстановки, в кардинальных политических, социально-экономических и культурно-идеологических реформах, в качественно новых изменениях всех сфер жизни и деятельности советских людей.


Литература

1.  Головатенко А. История России: спорные проблемы. М., 1994.

2.  Данилов А.А. История инакомыслия в России. 1917-1991 гг. Уфа, 1995. 

3.  Жуков В. Власть и оппозиция. Российский политический процесс XX столетия. М., 1994.

4.  История России. М.: РЭА им Г.В. Плеханова, 1993.

5.  Киселев Г.С. Трагедия общества и человека. Политика осмысления опыта советской истории. М., 1991.


Страницы: 1, 2


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.