рефераты бесплатно

МЕНЮ


Реферат: Особенности развития французского государства в период с XI по XVI век

Местное управление. Органы местного королевского управления создавались лишь в домене короля, где признавалась его власть. В крупных сеньориях действовала своя система местного управления. Королевские чиновники на местах осуществляли самые разнообразные функции: административные, военные, судебные, финансовые. Сфера действия местного государственного управления расширялась по мере увеличения королевского домена и присоединения владений крупных феодалов.

С середины XI в. король ввел в своем домене должность прево, которые назначались в специальные округа — превотства. Их помощниками в деревнях были сержанты, в городах — майоры. Прево занимался главным образом сбором средств в королевскую казну, комплектовал феодальное ополчение, решал вопросы управления и рассматривал судебные дела (с конца XII в. крупные дела были изъяты из юрисдикции прево).

С конца XII в. возникают более крупные административные единицы — бальяжи. Их границы не были четко определены, но обычно они объединяли несколько превотств. Число бальяжей росло по мере увеличения королевского домена. Во главе бальяжа стояли назначаемые королем (обычно из мелких феодалов) специальные чиновники — бальи, созданные по образцу английских бейлифов. Бальи осуществлял контроль над находившимися под его властью прево, следил за исполнением королевских законов и приказов, организовывал в масштабах бальяжа военные формирования.

Нередко короли, присоединяя крупные сеньории, не ломали сложившуюся административно-территориальную структуру, а назначали туда специального чиновника из числа местных феодалов — сенешала — с функциями, в основном аналогичными бальи. Как правило, сенешальства создавались на пограничных территориях и были более независимы от королевской власти.

Бальи и сенешалы в XIII в. осуществляли правосудие от имени короля, рассматривали наиболее серьезные уголовные дела (так называемые королевские случаи), а также споры, затрагивающие интересы феодальной знати. Они принимали апелляции на приговоры прево, но постепенно стали пересматривать решения и сеньориальных судов, которые раньше считались окончательными.

Прево, бальи и сенешалы играли важную роль в укреплении финансовой базы королевской власти. Они контролировали сбор налогов, пошлин, штрафов и следили за их своевременным поступлением в королевскую казну.

Важным источником доходов казны была чеканка королевской монеты, взимание королевского налога (королевской тальи), торговых пошлин и судебных штрафов в пределах домена. Ссылаясь на чрезвычайные обстоятельства, король нередко через сенешалов и бальи требовал от крестьян, священников и нотаблей (знати) специальных денежных взносов или пожертвований.


МЕСТО ГОРОДА В ЭКОНОМИЧЕСКОЙ И ПОЛИТИЧЕСКОЙ ЖИЗНИ СТРАНЫ

Во второй половине XII в Европе стали интенсивно развиваться города. Рост городов был тесно связан с притоком в них крестьянского населения, бежавшего из поместий, спасавшегося от феодальной эксплуатации. В середине XII века развились такие города, как Тулуза, Монпелье, Арль, Марсель, Монтобан, Каркасон. Население городов было чрезвычайно разнородным. Разнообразные ремесленники, трактирщики, чернорабочие, торговцы, нищие - вот далеко не полный список жителей города того времени. Развитию городов способствовало ещё и то, что король в своей борьбе с непокорными феодалами видел в горожанах союзников - общие противники объединяют. Таким образом, короли косвенно развивали города, а стало быть, развивали торговлю и ремесла. Город, которому удалось стать независимым, выкупив землю, на которой стоит, становился, по сути, коммуной, управляемой выборными магистратами во главе с мэром. Некоторые города имели собственную коммунальную хартию. Другие, получив все социальные свободы, не сумели освободиться экономически и платили налоги владельцу земли - феодалу, во владениях которого этот город располагался.

В то время существовала поговорка: "Воздух города  делает человека свободным". Закон был таков: беглый крестьянин (серв), проживший в городе год и один день, больше не был крепостным. Утверждение этого закона было большой победой горожан, да и угнетённых слоёв населения вообще.

Историки о французских городах.

Взлёт деревень – подъем городов.

Ф. Бродель
«Что такое Франция? Люди и вещи».

Европа, которая очерчивает свои границы, которая обретает свое лицо, -плод распашки новых земель, полеводства и скотоводства. Она выходит из лона атери-земли, которую пашут, мотыжат, боронят, вырывают у враждебной природы, отвоёвывают у враждебной природы, отвоёвывают у лесов, болот, даже у моря. В общем, налицо невиданная внутренняя колонизация, её выполнят старые деревни, которые разрастаются и занимают полузаброшенные земли.

Для освоения обширных пространств постоянно требуются «рабочие руки», орудующие киркой и мотыгой. Часто за неимением этих «колонов » вербуют, трубя в рог на перекрёстках и раздавая щедрые посулы: в 1065 году аббатство Сен-Дени обещало принять и защитить всякого, кто придёт на его земли, «будь то вор или беглый».

Обычно начинают с того, что, потеснив пустыню, распахивают землю там, где раньше «не ступала нога человека», на «девственных просторах, заросших бурьяном». Крестьяне плугом и мотыгой сражаются с кустами, колючками, папоротниками и всеми этими заполонившими все и вся растениями. Самое главное, самое важное дело –борьба против лесов, борьба великая, героическая.

Взлёт деревень сопровождается явным подъёмом городов. Ни в какую другую эпоху не возникло столько новых городов, сколько тогда. Городу суждено сыграть важную роль. Он набирает жителей из окрестностей, ведёт торговлю с ближайшими соседями и с далёкими землями. Происходит явный взлёт некоторых населённых пунктов, оказавшихся в более выгодном положении благодаря дорогам, рекам, морю, броду, крупному порту. Вокруг этих привилегированных центров появляются предместья, где селятся преимущественно торговцы. Они растут, раздуваются, потом некоторые из них лопаются, разлетаясь на несколько городских ядер.

Городок – центр окрестных деревень.

Ф. Бродель
«Что такое Франция? Пространство и история».

Всякий городок живёт лишь благодаря тому, что его рынки, ярмарки, службы, площади приносят пользу окрестным деревням и деревушкам. Неразрывно связанный с деревнями и дополняющий их, городок извлекает средства к существованию (и оправдывает само это существование), лишь вступая в многообразные отношения с окружающим миром, разрастается только благодаря этим отношениям. Как правило, он располагается на перекрёстке, чаще всего при въезде в долину или при выезде из неё, всегда или почти всегда на границе двух краёв с различной специализацией, жители которых обмениваются между собой плодами своего труда. Дело городка – служить местным рынком, общим базаром для нескольких деревень. В промежутках между ярмарками или базарными днями этот мерцающий огонёк почти угасает. Центр его –площадь, окружённая трактирами; в назначенные дни она оглашается гомоном заезжих клиентов, заполняется лавочниками, кабатчиками, ростовщиками, мелкими заимодавцами, многоопытными барышниками. В городке устраиваются также празднества и торжественные процессии.

Почему города отгораживаются от деревень?

Ж. Дюби
«Европа в средние века».

Жизнедеятельность городов зависела от сельской экономики: в город стекались из окружающих деревень новые жители, продукты и сырьё, на котором работали все его мастерские. Источник городского богатства находился там, среди полей…

Города, однако, стремятся выделится из глади окружающей их нивы. Горожанин презирает деревенщину. Кроме того, крестьяне внушают ему страх. И он отгораживается от них. Каждый город имеет укрепления, ворота, тщательно запираемые на ночь, стены, которые постоянно перестраиваются с учётом новейших усовершенствований, принимаемых на вооружение как военной, так и церковной архитектурой. Город становится замком ещё более укреплённым, чем замки сеньоров. Город становится крепостью, потому что его богатства привлекают алчные взоры и им легко завладеть, потому что те, кто властвует над ними, прекрасно осознают, что именно в городах собираются самые богатые подати и что необходимо защищать этот источник доходов.

Городской совет

Первое место городском совете занимают мэры. Их обыкновенно два, и выбираются они из среды эшевенов, сроком на один год. Мэры и эшевены резко выделяются из уличной толпы, когда важно проходят через торговую площадь, направляясь в ратушу. На них длинные, подбитые и опушенные мехом одежды с меховыми воротниками и серебряными застёжками, на головах –меховые шапки. В руках у мэров посохи. Обыкновенно мэры и эшевены носят одежду такого цвета, который считается цветом данного города. Мэры –председатели мэрии, они созывают её по звуку колокола, руководят прениями и приводят в исполнение постановления совета, от имени города ведут переговоры с соседними князьями и городами, предводительствуют войском.

Может быть, самым значительным после мэра был городской письмоводитель или, как он ещё назывался, нотариус. Одной из важнейших обязанностей городского управления было производство суда. Необходимо было поэтому иметь под рукой человека, знающего законы. Такие люди и занимали должности нотариусов. Нотариус должен был знать латинский язык, уметь составлять документы.

Несомненно, большим значением пользовались городские казначеи, избиравшихся из среды эшевенов. Их было двое. Они заведовали приёмом, хранением и расходованием городских денег.

Существовали и другие должности. Судили только избранные для этого эшевены, на которых можно было, в случае неправильного решения, пожаловаться общему собранию мэрии. Другие эшевены отправляли полицейские обязанности. С мэром во главе они имели право входить в любой дом и, в случае надобности, производить в нём обыск даже ночью. Особые лица из среды эшевенов заведовали рынком, благотворительными учреждениями.

Число эшевенов обыкновенно простиралось до двенадцати. При избрании их производились также выборы кандидатов на эшевенскую должность. Кроме них были при мэрии писцы и служители разного рода: вестники, посыльные, ночные сторожа и др. в древнейшее время эшевены не получали определённого содержания: служба их считалась почётной, они получали за неё подарки и известный процент штрафных денег. Потом было положено всем должностным лицам известное жалованье, которое выдавалось деньгами и разными припасами: солью, хлебом, сукном.


Процесс централизации государства в XIIIXV веках

Людовик IX –УСИЛЕНИЕ КОРОЛЕВСКОЙ ВЛАСТИ

Большую роль в повышении авторитета королевской власти и укреплении центральной администрации сыграли реформы короля Людовика IX (1226—1270 гг.). Важное место среди них занимала военная реформа: создание городской милиции, отрядов наемников. В результате король в меньшей степени стал зависеть от феодального ополчения, более эффективно использовал вооруженные силы в борьбе с непокорными вассалами.

Стремясь обуздать феодальную междоусобицу, Людовик IX запретил частные войны в королевском домене. На остальной территории вводились так называемые 40 дней короля. В течение этого срока феодалы не могли начинать военные действия, с тем, чтобы любая из спорящих сторон могла перенести спор в суд короля. Новый порядок существенно усиливал позиции королевской власти.

При Людовике IX из королевской курии, представлявшей ранее съезд феодалов, начинают выделяться специализированные центральные ведомства. Малый королевский совет стал постоянным совещательным органом при короле, счетная палата ведала королевскими финансами. В 1260 году на базе королевской курии был создан специальный судебный орган — парламент, который собирался на сессии в Париже четыре раза в год и стал высшим судом во Франции. Он состоял из назначаемых королем духовников, рыцарей, легистов — выпускников юридических факультетов университетов, активно поддерживавших королевскую власть. Первоначально короли участвовали в заседаниях Парижского парламента, но затем перестали их посещать.

Людовик IX ввел на территории домена единую королевскую монету, запретив здесь использование денег, выпущенных другими феодалами. На остальной части страны королевская монета имела право обращения наряду с местными монетами и постепенно вытесняла последние. Королевская казна получила таким образом новый источник доходов. Была создана также система специальных инспекторов, которые следили за верностью королю сенешалов и бальи, рассматривали жалобы на их действия.

Реформы Людовика IX, активно проводившего политику по преодолению феодальной раздробленности, начатую еще в начале XIII в. Филиппом II Августом, способствовали территориальному объединению страны и консолидации основной массы феодалов и городского населения вокруг короля. Таким образом, происшедшие в XIII в. изменения в общественном и государственном строе заложили основу для последующего возникновения во Франции сословно-представительной монархии.

«Мы всем возбраняем побоища…»: сорок дней короля.

Из указов Людовика IX(XIII век)

Мы всем возбраняем побоища во всех наших владениях, но отнюдь не отменяем исков, возражений, договоров, ни всяких иных условий, какие заключаются в светском суде, но только отменяем бои и взамен битв устанавливаем доказательства через свидетелей.

Указами блаженной памяти Людовика Святого постановлено и повелено, чтобы всякий раз, когда возникнут между баронами нашего королевства какие-либо распри, ссоры, свалки или убийства, затеянные коварно или умышленно, от чего нередко бывает много убийств, увечий и других тяжких обид, -кровные родственники затеявших подобное пребывали в долженствовали пребывать в своём положении со дня упомянутого злодейства в течение следующих сорок дней, исключая только лиц, завраждовавших между собой, каковые за свои злодейства могли быть схвачены и задержаны. И если в вышесказанный сорокадневный срок кто-либо из родных, детей или свойственников какого-либо из главных зачинщиков дела кому-либо из родственников другой стороны нанесёт обиду или вред в отместку ли или как иначе, то могут быть схвачены и наказаны по мере вины эти как изменники и уличённые в злодействе.


Изменения в правовом положении сословий в XIVXV веках

Дальнейший рост городов и товарного производства повлек за собой не только рост численности и политической активности городского населения. Он вызвал перестройку традиционного феодального хозяйства, форм эксплуатации крестьянства. Под влиянием товарно-денежных отношений произошли существенные изменения в правовом положении крестьян. К XIV в. в большей части Франции исчезает серваж. Основная масса крестьянства представляет собой лично свободных цензитариев, обязанных платить сеньору денежную ренту (ценз), размер которой возрастал.

Усиление феодальной эксплуатации, а также экономические трудности, связанные со Столетней войной с Англией, вызвали обострение внутриполитической борьбы. Это нашло свое отражение в ряде городских восстаний (особенно в Париже в 1356—1358 гг.) и крестьянских войнах (Жакерия в 1358 г.). Произошли изменения и в борьбе среди самих феодалов, что было связано с усилением королевской власти и ее столкновением в процессе объединения страны с феодальной олигархией. Во время Столетней войны было произведено много конфискаций земель крупных феодалов, изменивших французскому королю. Эти земли были розданы мелким и средним дворянам, активно поддерживавшим королевскую власть.

В XIV—XV вв. во Франции завершилась перестройка сословного строя, выразившаяся во внутренней консолидации сословий. Оформление трех крупных сословий не означало исчезновения унаследованного еще от предыдущего периода иерархического строения класса феодалов. Однако ради укрепления своих общих позиций феодалы были вынуждены поступиться былой самостоятельностью, отказаться от некоторых традиционных сеньориальных привилегий. Консолидация сословного строя означала постепенно прекращение истребительных междоусобных феодальных войн и установление новых механизмов улаживания внутриклассовых конфликтов.

Первым сословием во Франции считалось духовенство. Объединение всех священнослужителей в единое сословие было результатом того, что королевская власть к XIV в. одержала принципиально важную победу в борьбе с папством. Было признано, что французское духовенство должно жить по законам королевства и рассматриваться как составная часть французской нации. При этом ограничивались некоторые церковные прерогативы, которые мешали политическому объединению страны и признанию верховенства королевской власти, был сокращен круг лиц, подпадавших под церковную юрисдикцию.

С установлением единого правового статуса духовенства укрепились его важнейшие сословные привилегии. Духовенство, как и ранее, имело право на получение десятины, различных пожертвований, сохраняло свой налоговый и судебный иммунитет. Оно освобождалось от любых государственных служб и повинностей. Последнее не исключало того, что отдельные представители духовенства привлекались королем к решению важных политических вопросов, выступали в качестве его ближайших советников, занимали высокие посты в государственной администрации.

Вторым сословием в государстве являлось дворянство, хотя фактически в XIV—XV вв. оно играло ведущую роль в социальной и политической жизни Франции. Это сословие объединило всех светских феодалов, которые рассматривались теперь не просто как вассалы короля, а как его слуги. Дворянство представляло собой замкнутое и наследственное (в отличие от духовенства) сословие. Первоначально доступ в сословие дворян был открыт для верхушки горожан и зажиточных крестьян, которые, разбогатев, покупали земли у разорившихся дворян. Родовое дворянство, стремившееся сохранить дух феодальной кастовости, добилось того, что покупка поместий лицами неблагородного происхождения перестала давать им дворянские звания.

Важнейшей привилегией дворянства оставалось его исключительное право собственности на землю с передачей по наследству всех недвижимостей и рентных прав. Дворяне имели право на титулы, гербы и другие знаки дворянского достоинства, на особые судебные привилегии. Они освобождались от уплаты государственных налогов. По существу единственной обязанностью дворянства становится несение военной службы королю, а не частному сеньору, как было раньше.

Дворянство по-прежнему было неоднородным. Титулованная знать — герцоги, маркизы, графы, виконты и другие — претендовала на высокие посты в армии и в государственном аппарате. Основная же масса дворянства, особенно низшего, вынуждена была довольствоваться значительно более скромным положением. Ее благополучие непосредственно связывалось с усилением эксплуатации крестьян. Поэтому мелкое и среднее дворянство энергично поддерживало королевскую власть, видя в ней главную силу, способную держать в узде крестьянские массы.

В XIV—XV вв. в основном завершилось формирование и "третьего сословия" (tiers etat), которое пополнялось за счет быстро растущего городского населения и увеличения числа крестьян-цензитариев. Это сословие было весьма пестрым по своему составу и практически объединило в себе трудовое население и формирующуюся буржуазию. Члены этого сословия рассматривались как "неблагородные", не имели каких-либо особых личных или имущественных прав. Они не были защищены от произвола со стороны королевской администрации и даже отдельных феодалов. Третье сословие было единственным податным сословием во Франции, и на него ложилось все бремя уплаты государственных налогов.

Страницы: 1, 2, 3, 4


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.