Реферат: О соотношении сил в Туапсинской оборонительной операции
Продолжались упорные бои
в районе Смоленская, Григорьевская, Ново-Дмитриевская, Горячий Ключ,
Пензенская, Сарай-Гора, Самарская. Советским войскам удалось прорвать фронт в
районе Григорьевской.
Погода: сильная
облачность, температура от 0 до минус 1 градуса, местами сильный туман. Дороги
в основном замерзли, но из-за гололеда плохо пригодны для проезда.
(ЦАМО, ф. 327, оп. 4999,
д. 66, л. 33; ф. 20218, оп. 1, д. 11, л. 30).
22 января
В ночь с 21 на 22 января
один СБ бомбардировал Краснодар, один ДБ-3 – Хадыженский. Днем выполнено 20
боевых вылета.
Четыре самолета И-153
штурмовали войска противника в районе Шабанов, Новоалексеевский. Выведено из
строя семь автомашин, рассеяно до двух взводов пехоты. Огнем с земли подбит И-153
старшего лейтенанта Н.Д. Пантелеева. Во время вынужденной посадки в районе Садовое
самолет разбит, летчик ранен. 14 самолетов (два И-16, шесть И-153, шесть ЛаГГ-3
- летали их разведку и два (ЛаГГ-3) – на перехват самолетов противника.
Транспортная авмация произвела 42 вылета, из них 27 – в 56-ю армию (5400 кг грузов) и 15 – в 46-ю армию (долетело восемь У-2, доставив 1200 кг грузов).
Два И-16 (975 иап) сбиты
огнем зенитной артиллерии в районе Смоленской. Один из пилотов – младший
лейтенант И.Б. Шейко пропал без вести.
Отмечено 10
самолето-пролетов авиации противника.
Войска Черноморской
группы вели тяжелые бои в районе Церковной, Смоленская, Григорьевская,
Новодмитриевская, Тохтамукай, Пензенская, Горячий ключ.
В связи с отставанием
артиллерии и недостатком боеприпасов темп наступления советских войск начал
замедляться.
Погода: облачно, в горах
туман, температура днем около 0 градусов, легкий мороз; дороги в горах местами
оттаяли и трудно доступны для проезда.
(ЦАМО, ф. 327, оп. 4999,
д. 66, л. 34; ф. 20218, оп. 1, д. 13, л. 42)
23 января
Из-за погодных условий
авиация активных боевых действий не вела. Два И-153 (236 иад), один Пе-2 (742
рап) и шесть У-2 (8 ап ГВФ) летали на разведку.
В 502 шап прибыл один
Ил-2 (с экипажем)
Отмечено 10
самолето-пролетов авиации противника.
Войска Черноморской
группы прорвали оборону противника южнее Краснодара и продвинулись на 10-15 км.
После упорных
многодневных боев части 353-й стрелковой дивизии (18-я рмия) овладели горой
Гейман.
(ЦАМО, ф. 327, оп. 4999,
д. 66, л. 36; ф. 20 259, оп. 1, д. 29, л. 42)
Погода: температура везде
выше нуля градусов, облачно, низкие туманы, временами дождь, дороги оттаяли.
24 января
Днем авиация 5ВА
произвела 66 боевых вылетов на Краснодарском направлении, из них 19 (два И-16,
восемь И-153, шесть ЛаГГ-3, три Пе-2) – на разведку, 47 (13И-16, 30И-153,
четыре Ил-2) – на штурмовку. Три самолета У-2 (8 ап ГВФ) летали на разведку
погоды. 27 самолетов (четыре И-16, 23И-153) штурмовали вражеские войска в
Районе Апшеронский – Ширванская. Были выведены из строя паровоз, 23
железнодорожных вагона, 54 автомашины, 22 повозки, одно штурмовое орудие, одно
артиллерийское орудие, один тягач, рассеяно до роты пехоты.
Девять И-16 штурмовали
вражескую колонну (до 150 автомашин и до 150 повозок) на дороге от Саратовской
на Волнорез. Уничтожено и повреждено до 40 автомашин и 60 повозок и около
взвода пехоты.
Четыре самолета Ил-2 и
семь И-153 летали на штурмовку в район Майкоп – Ширванская, но из-за
неблагоприятных погодных условий вынуждены были вернуться не выполнив боевого
задания.
Один И-16 (975 шип)
подбит огнем зенитной артиллерии в районе Северской. Во время вынужденной
посадки в районе горы Фонарь самолет разбит, плот (сержант Буркин) ранен.
Отмечено семь самолето-пролетов авиации противника.
56-я армия вышла на
подступы к Краснодару с юга.
Соединения 46-й армии освободили
станицу Самурская и продолжали наступление в направлении Белореченской.
Генерал-лейтенант
Леселидзе К.Н. освобожден от обязанностей командующего 46-й армии, в связи с
назначением командующим 47-й армии.
(ЦАМО, ф. 327, оп. 4999,
д. 66, л. 37; ф. 20 218, оп. 1, д. 13, л. 42)
Погода: сильные дожди,
температура выше нуля градусов, дороги развезло и плохо проходимы.
25 января
Из-за плохой погоды
авиация боевых действий не вела. 13 самолетов У-2 (8 ап ГВФ) летали в 56-ю
армию, но грузы (300 кг) смогли доставить по назначению только два самолета.
Войска Черноморской
группы вели наступательные бои в районе Красноармейской, Пензенской,
Саратовская, северо-восточнее Ключевой, Краснодар.
56-я армия силами 10-го
гвардейского стрелкового корпуса (ком. Генерал-майор Глаголев В.В.) и 76-й
морской стрелковой бригады перешла в наступление в районе Горячего Ключа.
Ударная группировка 46-й
армии перешла в наступление, имея разграничительные линии: справа –
Новолабинская, Усть-Лабинская; слева – Понежукай, Старокорсунская. Части 46-й
армии прошли в первый день 15 км, овладели Армянской и Червяково, начали
преследование отходившего противника.
Части 353-й стрелковой
дивизии стремительной атакой заняли Хадыженский.
Часть 49-го горного
корпуса противника влилась в 1-ю танковую армию, а большая часть корпуса.
Потеряв управление, всю тяжелую и горную технику, отступила на Кубань.
(ЦАМО, ф. 327, оп. 4999,
д. 66, л. 38)
Погода: снова похолодание
по всему фронту, сильный северо-восточный ветер. Дороги улучшились, в горах
бездорожье.
26 января
Из-за непогоды авиация
боевых действий не вела.
Войска 46-й армии
освободили Ширванскую, Нефтегорск, Нефтяную, захватили большое количество
оружия, боеприпасов и военного имущества, которые противник не успел вывезти.
9-я горнострелковая и
31-я стрелковая дивизия 46-й армии овладели Майкопом и Апшеронском.
49-й горный корпус
противника, продолжая отступление, оставил Белореченскую.
Погода: в районе боевых
действий облачно, слабый мороз, ветрено, неукрепленные дороги почти
непроходимы.
27 января
Днем произведено 137
боевых вылетов, из них 66 (28 Ил-2, 38 И-153) – на штурмовку и 34 (ЛаГГ-3) – на
сопровождение штурмовиков, 22 (четыре И-16, пять И-153, четыре ЛаГГ-3, девять
Пе-2) – на разведку, 10 (И-16) – на прикрытие туапсинской военно-морской базы и
пять (два и-16, три И-153) –аэродромов.
Транспортная авиация
произвела 159 самолетовылетов (157 У-2, два Пс-5), доставив в войска 21 029 кг грузов, из них в 18-ю армию – 1331 кг, в 46-ю армию – 9343 кг, в 56-ю армию – 10 355 кг. Вывезен 91 раненый.
Проведено три воздушных
боя. В районе Новодмитриевской четыре ЛаГГ-3 (164 иап) вели бой с немецким
самолетом-разведчиком ФВ-189 и старший сержант Л.Л. Шиманчик таранным ударом
сбил врага. Действовавшая в этом же районе семерка И-153 (977 иап) обнаружила
второй ФВ-189 и старший лейтенант С.М. Козлов с расстояния 300 метров прямым попаданием реактивного снаряда сбил немецкий самолет.
Отмечено 26
самолето-пролетов авиации противника.
Черноморская группа войск
продолжала вести наступательные бои
(ЦАМО, ф. 327, оп. 4999,
д. 66, л. 40; ф. 20 218, оп. 1, д. 12, л. 29; ф. 20 259, оп. 1, д.29, л. 34)
Погода: по всему фронту
группы холодно и ветрено. Дороги в горах пригодны к езде, как и прежде, плохо.
28 января
В ночь с 27 на 28 января
произведено 16 боевых вылетов. Днем на Краснодарском направлении выполнено 107
боевых вылетов, из них 54 (16 Ил-2, 38 И-153) – на штурмовку, 29 (28 ЛаГГ-3,
один Як-1) – на сопровождение штурмовиков, 24 (шесть И-1523, пять Пе-2, один
Р-10, 12 ЛаГГ-3) – на разведку.
Транспортная авиация
совершила 138 самолето-вылетов У-2, доставив в войска 22 080 кг грузов, из них в 46-ю армию – 9750 кг (вывезли 22 раненых), в 56-ю армию – 9180 кг (вывезли трех раненых), в группу Пискуна – 3150 кг (вывезли восемь раненых).
Проведено пять воздушных
боев.
Во время штурмовки
железнодорожной станции Георгие – Афинпская огнем зенитной артиллерии сбит один
самолет Ил-2 (502 шап). Не вернулись заместитель командира эскадрильи лейтенант
М.И. Назаров и стрелок младший сержант Смирнов.
Войска Черноморской
группы продолжали наступление по всему фронту, ведя тяжелые бои с отступающим
противником.
Погода: облачно,
снегопад, небольшая оттепель. Дороги пригодны для езды.
(ЦАМО, ф. 327, оп. 4999,
д. 66, л. 41; оп. 1, д. 29, л. 35).
29 января
Из-за плохих погодных условий
действия авиации носили ограниченный характер. На краснодарском направлении
выполнено 27 боевых вылетов, из них 16 (четыре И-16, 12И-153) – на штурмовку и
11( два И-16, два И-153, два ЛаГГ-3, два Пе-2, два У-2, один УТИ-4) – на
разведку.
Транспортная авиация
произвела 48 самолетовылетов У-2 для доставки грузов.
Войска Черноморской
группы продолжали наступательные бои против соединений 17-й немецкой армии в
районе Смоленской, Григорьевской, Проскуров, Шенджий, Прицепиловка,
Старо-Могилевский.
Соединения 49-го горного
корпуса, отступая достигли Кубани и местами перешли на другой берег.
Погода: оттепель,
облачно, дороги опять в плохом состоянии.
(ЦАМО, ф. 327, оп. 4999,
д. 66, л. 43)
30 января
Из-за плохой погоды
авиация боевых действий не вела. 15 самолетов (два И-16, четыре И-153, четыре
ЛаГГ-3, один Пе-2, четыре У-2) летали на разведку погоды.
8 ап ГВФ произвел 11
вылетов самолетами У-2. Из них задание выполнили семь, доставив группу Пискуна 1050 кг грузов и вывезя 450 кг.
Один ЛаГГ-3 (164 иап)
из-за неисправности двигателя совершил, возвращаясь с разведки, вынужденную
посадку на море в 50 метрах от берега в районе Дагомыса. Самолет и пилот
(старший сержант Лаптев) утонули.
Войска Черноморской
группы вели упорные наступательные бои в районе западнее Шапсугская, южнее
Пашковская, Старо-Могилевская, Прицепиловка.
Войска 46-й армии, ведя
тяжелые бои в горно-лесистой местности, полностью очистили Майкопский нефтяной
район.
49-му горному корпусу
удалось перейти через Кубань и занять позиции между устьем Пшиш, Воронежская и
Кореновская.
(ЦАМО, ф. 327, оп. 4999,
д. 66, л. 44; ф. 20 259, оп. 1, д. 29, л. 99).
Погода: переменная
облачность, температура около 0 градусов. Дороги пригодны для проезда.
31 января
Ночью один самолет СБ и
днем 36 самолетов (шесть И-16, 12 И-153, четыре ЛаГГ-3, четыре Пе-2, семь У-2,
три Ут-1) летали на разведку погоды.
8 ап ГВФ произвел 18 самолетовылетов.
Из-за непогоды задание выполнили только два самолета У-2, доставив 260 кг грузов в 56-ю армию.
По фронту Черноморской
группы войск шли бои местного значения. Противник продолжал отход, оказывая
сопротивление аръегардными подразделениями.
(ЦАМО, ф. 327, оп. 4999,
д. 66, л. 45)
Погода: облачно, днем
оттепель, ночью легкий мороз, дороги пригодны для езды.
1 февраля
В течение дня выполнено
79 боевых вылетов, из них: 44 (3Ил-2, 8 И-16, 30 И-153, 3 ЛаГГ-3) на штурмовку
неприятельских войск в районе Краснодара, переправы у Пашковской, на дороге
Тохтамукай – Георгие-Афипская. Было выведено из строя 60 автомашин, 47 повозок,
1 тягач, 2 артиллерийских орудия, разрушено 12 деревянных мостов; 21 (12 И-153,
6ЛаГГ-3, 3 Пе-2) – на разведку; два (И-153) – на прикрытие наземных войск и 12
(ЛаГГ-3) – кораблей Черноморского флота.
В двух групповых боях под
Пашковской переправой был сбит один Ме-109.
Огнем зенитной артиллерии
сбит И-153 975-го иап. Старший сержант Гончаров пропал без вести.
55 самолетов У-2
доставили в 56-ю армию 9308 кг грузов.
Советские войска в
течение дня продолжали вести наступательные действия на Краснодарском
направлении.
Погода: небольшая
облачность, днем оттепель, ночью мороз, местами снег. Дороги пригодны для езды.
(ЦАМО, ф. 327, оп. 4999,
д. 66, л. 46; ф. 20218, оп. 1, д. 11, л. 44, 46)
2 февраля
Авиация 5 ВА произвела 148
боевых вылетов.
Днем самолеты 236-й (17
И-16, 73 И-153, 6 ЛаГГ-3) и 295-й (13 Ил-2 в сопровождении 16 ЛаГГ-3)
истребительных авиадивизий штурмовали вражеские войска в районах Шенджий,
Лакшукай, Пашковская переправа. Рассеяно до батальона пехоты, повреждено 2 паровоза
и 21 вагон, разрушена переправа в км южнее Пашковской 27 самолетов (1 Б-3, 6
Пе-2, 2 И-153, 4 И-16, 14 ЛаГГ-3) летали на разведку, 6 (ЛаГГ-3) – прикрывали
аэродромы.
60 У-2 доставили наземным
войскам 8150 кг грузов, из них 6350 кг в 56А и 1700 в 46А.
Было проведено восемь
воздушных боев, в которых сбито три Ме-109 и один ФВ-189.
Четыре И-153 977-го
иап, проводя разведку с попутной штурмовкой в районе Локшукай, вели в 8ч. 05
мин. воздушный бой с парой Ме-109. Старший лейтенант Е.Л. Домань сбил один
Ме-109.
Шесть И-153 977-го
иап перехватили севернее Локшукая в 11 ч. 40 мин. немецкий разведчик ФВ-189, который
был сбит в результате атаки младшего лейтенанта З.И. Бурого.
Шесть И-153 611-го иап,
выполняя штурмовку в районе Пашковская, в 13 ч. 10 мин. были атакованы двумя
Ме-109.
Шесть И-153 977-го
иап, возвращаясь со штурмовки из района Георгие-Афипской были атакованы двумя
Ме-109; при этом лейтенант В.С. Бондаренко сбил один Ме-109.
Наши потери: один ЛаГГ-3
(269 иап) и два И-153 (975 иап).
(ЦАМО, ф. 327, оп. 4999,
д. 66, л. 48; оп. 1, д. 11, лл. 44-45; д. 12, лл. 31, 32, 36).
Соединения 46-й армии
вышли к реке Кубань и успешно форсировали ее. 9-я горнострелковая дивизия
овладела Усть-Лабинской, 31-я стрелковая дивизия заняла станицу Васюринскую, а
40-я моторизованная стрелковая бригада вышла на рубеж Стар. Кубанский,
Эдепсукай 2-й.
Войска 18-й армии вышли к
реке Кубань на участке Эдепсукай-1, Шабановабль и к реке Псекубс на участке
Казанукай, Пчегатлукай и начали готовиться к переправе через эти реки.
Части правофланговых
соединений 56-й армии вышли в район Лакшукая, 10 км юго-восточнее Краснодара. Дальнейшее их продвижение было остановлено на заранее подготовленном
рубеже Лакшукай-Тахтамукай.
Погода: ясный зимний
день, слабый мороз, дороги везде пригодны для езды.
3 февраля
В течение дня авиация 5
ВА произвела 140 боевых вылетов.
Выполнено 92
самолето-вылета (17 Ил-2, 9 И-153, 23 ЛаГГ-3) на штурмовку в район Краснодара.
Рассеяно до двух рот пехоты, уничтожено артиллерийское орудие, подавлены три
зенитные пулеметные точки.
Пять бомбардировщиков Б-3
(63 бап) под прикрытием четырех ЛаГГ-3 (269 иап) бомбили неприятельские войска
на дороге Краснодар – Георгие-Афипская.
Произведено 18
самолето-вылетов (один Б-3, пять Пе-2, четыре И-16, восемь ЛаГГ-3) на разведку.
16 самолетов И-16 (975
иап) прикрывали туапсинскую военно-морскую базу и пять истребителей ЛаГГ-3 (269
иап) – аэродромы базирования.
Совершен 107
самолето-вылет У-2 для доставки 14 790 кг грузов для наземных войск (в 46
А-3090 кг, в 56 А-11 700 кг).
Проведено три воздушных
боя.
Два истребителя ЛаГГ-3 (164
иап) вели бой над Пашковской переправой с парой Ме-109. Старший лейтенант
Филлиповский сбил оин Ме-109.
С 14 ч. 35 мин. до 15 ч.
45 мин. шесть ЛаГГ-3 (269 иап) летали на штурмовку в район северо-западнее
Краснодара. В районе Шенджия они вели бой с шестью Ме-109 и двумя ФВ-189. При
этом старший сержант Б.Н. Панов сбил один Ме-109.
Наши потери: два ЛаГГ-3,
один Б-3, один Ил-2.
1-ая АЭ 269 иап (девять
ЛаГГ-3) перелетела с Лазаревского аэродрома в Геленджик. Четыре самолета И-16,
18 техников и 16 младших авиационных специалистов 611 иап переданы в 116 иап в
Геленджик.
Войска правого крыла
черноморской группы продолжали наступление в направлении Краснодара. Соединения
46-й армии форсировали р. Кубань, овладели станцией Воронежской.
(ЦАМО, ф. 327, оп. 4999,
д. 66, л. 50; ф. 20218, оп. 1, д. 11, лл. 44-45; ф. 20295, оп. 1, д. 29, л. 61)
Погода: ясный зимний
день, днем оттепель, дороги пригодны для езды.
4 февраля
В течение дня авиация 5
ВА произвела 250 боевых вылетов.
16 самолетов Б-3 (63 бап)
в сопровождении 15 ЛаГГ-3 (269 иап) бомбардировали скопления вражеских войск и
техники в районе Краснодара.
20 самолетов Ил-2 (502
шап) в сопровождении 11 ЛаГГ-3 (164 иап) действуя группами по три-четыре
самолета штурмовали неприятельские войска и технику в районе Тохтамукая и на
дороге Краснодар – Северская, выведя из строя одну артиллерийскую и одну
минометную батарею, три зенитных орудия, до 53 автомашин, 43 подводы и рассеяв
до двух рот пехоты.
Поддерживая наступление
56-й армии авиаторы 236 иад выполнили 61 самолетовылет ( 59 И-153, два ЛаГГ-3)
на штурмовку наземных войск.
С 16 ч. 20 мин. 30
самолетов И-153 под прикрытием пяти ЛаГГ-3 (269 иап) нанесли штурмовой удар по
Краснодарскому аэродрому.
Помимо того, произведено
24 самолетовылета (один Б-3, два И-153, восемь Пе-2, 13 ЛаГГ-3) – на разведку,
два (И-16) – на перехват вражеских самолетов, 66 (32 И-16, 18 И-153, 16 ЛаГГ-3)
– на прикрытие туапсинской военно-морской базы и морских конвоев.
Транспортная авиация выполнила
97 самолетовылетов, доставив в 56-ю армию 13 842 кг грузов.
Проведено шесть воздушных
боев, в ходе которых были сбиты один истребитель Ме-109 и один транспортный
самолет Ю-52.
Во время штурмовки
краснодарского аэродрома было уничтожено два транспортных самолета Ю-52 и еще
четыре получили серьезные повреждения.
18-я армия в ночь на 4
февраля на своем правом фланге приступила к форсированию Кубани на участке
Старокорсунская, Шабанохабль. На левом фланге войска армии совместно с частями
56-й армии вели бои по уничтожению противника в районе Лакшукай.
Части 56-й армии вышли на
южные подступы Краснодара, в 16 км от города.
Погода: слабый мороз,
сильный восточный ветер, к вечеру местами снег. Дороги пригодны.
Огнем зенитной артиллерии
сбиты два наших самолета: И-153 (611 иап) и Пе-2 (742 рап).
(ЦАМО, ф. 327, оп. 4999,
д. 66, л. 51; ф. 20 218, оп. 1, д.11, л. 46; ф. 20295, оп. 1, д. 29, л. 62).
5 февраля
В связи с приостановкой
наступления на Краснодар и ухудшением погоды боевые действия авиации носили
крайне ограниченный характер. В течение дня произведено 11 боевых вылетов.
Четыре самолета И-153
штурмовали вражескую колонну на дороге Яблоновский – Георгие-Афипская.
Уничтожено и повреждено шесть артиллерийских орудий, два тягача, шесть
автомашин, 11 повозок, рассеяно до взвода пехоты.
Семь самолетов (два
И-153, четыре ЛаГГ-3, один Пе-2) летали на разведку.
Транспортная авиация
выполнила 27 самолетовылетов, доставив 3936 кг грузов в 56-ю армию.
Войска 56-й армии вели
бои в районе Тахтамукай, Ново-Бжегокай, Лакшукай.
Части 353-й стрелковой
дивизии, форсировав р. Кубань, повели наступление на ст. Старокорсунская с
целью перерезать шоссейную дорогу Васюринская-Старокорсунская и отрезать
противнику возможность оттягивать свои силы к г. Краснодар.
(ЦАМО, ф. 327, оп. 4999,
д. 66, л. 53)
Погода: оттепель и дождь,
неукрепленные дороги местами плохо проходимы.
6февраля
Авиация 5 ВА боевых
действий не вела.
Из-за плохой погоды и
негодности аэродромов. Четыре самолета ЛаГГ-3 (164 иап) и один Пе-2 (742 рап)
летали на разведку погоды.
Ночью части 353-й дивизии
решительным штурмом овладели ст. Старокорсунская.
Погода: снег, оттепель,
дороги местами развезло.
(ЦАМО, ф. 327, оп. 4999,
д. 66, л. 56)
7 февраля
Авиация 5 ВА активных
боевых действий на Краснодарском направлении не вела. Произведено 27 самолетовылетов
(два И-16, три Пе-2, 12 И-153, 10 ЛаГГ-3) на разведку вражеских войск и погоды.
8 ап ГВФ выполнил 47 самолетовылетов,
доставив 7104 кг грузов в 56-ю армию.
Советские войска на
краснодарском направлении приводили себя в порядок и готовились к новому
наступлению.
Погода: облачно,
температура около 0 градусов, днем оттепель, дороги развезло.
(ЦАМО, ф. 327, оп. 4999,
д. 66, л. 57).
8 февраля
Активных боевых действий
на Краснодарском направлении не велось. Произведено 26 самолетовылетов (три
Б-3, два И-16, шесть И-153, пять Пе-2, десять ЛаГГ-3) – на разведку.
Два самолета У-2 (8 ап
ГВФ) доставили 325 кг грузов в 56-ю армию
(ЦАМО, ф. 327, оп. 4999,
д. 66, л. 59)
Погода: переменная
облачность, днем оттепель, ночью небольшой мороз, дороги пригодны для езды.
9 февраля
После короткой
оперативной паузы возобновилось наступление советских войск на Краснодар.
Авиация 5ВА произвела в течение дня 124 боевых вылета.
Семь самолетов И-153 и
четыре ЛаГГ-3 штурмовали колонну вражеских войск на дороге Яблоновский –
Георгие-Афипская, уничтожив и повредив при этом шесть автомашин, одну
автоцистерну, 15 повозок и рассеяв до двух взводов пехоты.
Восемь самолетов Ил-2
(502 шап) в сопровождении восьми ЛаГГ-3 (164 иап) летали на штурмовку, но из-за
плохой погоды задания не выполнили.
Произведено 22 самолетовылета
(два Б-3, четыре И-16, четыре И-153, восемь ЛаГГ-3, четыре Пе-2) – на разведку;
12 (два И-16, два И-153, восемь ЛаГГ-3) – на прикрытие туапсинской
военно-морской базы, 34 (18 И-16, 16 И-153) – морских конвоев, 27 (четыре И-16,
23 ЛаГГ-3) – наземных войск.
Два самолета ЛаГГ-3 (164
иап) вылетали на перехват самолетов противника.
Транспортная авиация
произвела 47 самолетовылетов У-2, доставив 7181 кг груза в 56-ю армию.
(ЦАМО, ф. 327, оп. 4999,
д. 66, л. 61; ф. 20259, оп. 1, д. 29, л. 67).
Погода: переменная
облачность, оттепель, местами снегопад, дороги развезло.
10 января
В течение дня авиация 5
ВА произвела 50 боевых вылетов, из них: на штурмовку – 23 (И-153), разведку –
23 (один Б-3, шесть И-16, два И-153, девять ЛаГГ-3, шесть Пе-2), на перехват
немецкого самолета-разведчика – четыре (ЛаГГ-3).
Два самолета У-2 (8 ап
ГВФ) доставили 310 кг грузов в 56-ю армию. Наши потери: два самолета. С боевого
задания не вернулись самолеты Б-3 (63 бап) и Пе-2(742 рап).
Войска 37-й армии
прорвали оборону противника в районе Дядьковская и к исходу дня овладели
станицей Старо-Мышастовская. В это же время правофланговые соединения 18-й
армии форсировали Кубань в районе Пашковская и вынудили противника начать
поспешный отвод войск из района Старокорсунская. Одновременно с частями 37-й и
18-й армии перешли в наступление и соединения 46-й армии, завязавшие бои за
освобождение станицы Динская.
Погода: небольшая
облачность, сильный мороз, дороги пригодны для езды.
(ЦАМО, ф. 327, оп. 4999,
д. 66, л. 64; ф. 20295, оп. 1, д. 29, л. 68).
11 февраля
Днем авиация 5 ВА
произвела 178 боевых вылетов.
38 самолетов И-153
штурмовали автоколонну вражеских войск (до 500 автомашин) на дороге Ильская –
Ахтырская.
16 самолетов Б-3 в
сопровождении 20 ЛаГГ-3 бомбардировали войска и технику противника на дороге
Краснодар – Крымская.
84 самолета (12 Ил-2,
семь И-16, 53 И-153, 12 ЛаГГ-3) в течение дня наносили штурмовые удары по войскам
противника, отступавшим от Краснодара по дороге на Георгие-Афипскую.
Произведено 20 самолетовылетов,
доставив 6400 кг грузов в 56-ю армию. Вывезено семь раненых.
295 иад перебазировались
из Адлера на новые аэродромы. 164 иап (23 ЛаГГ-3) перелетел в Белореченскую;
502 шап (22 Ил-2) – в Майкоп.
Части 46-й армии прорвали
оборону врага от Динской до Старокорсунской и к полудню подошли к восточной к
восточной окраине Краснодара.
(ЦАМО, ф. 327, оп. 4999,
д. 66, л. 66; ф. 20295, оп. 1, д. 29, л. 62)
Погода: ясно, мороз,
дороги пригодны для езды.
12 февраля
Днем авиация 5 ВА
произвела 192 боевых вылета.
Восемь самолетов Б-3 в
сопровождении 11 ЛаГГ-3 бомбардировали скопления вражеских войск и техники на
станции Георгие-Афипская.
33 самолета Ил-2 (502
шап) в сопровождении 31 ЛаГГ-3 (164 иап) штурмовали войска противника на дороге
Северская – Ильская. Уничтожено и выведено из строя до 80 автомашин, 26
повозок, 15 лошадей, четыре железнодорожных вагона. Рассеяно до батальона
пехоты.
Самолеты 236 иад ( 17
И-16, 69 И-153) в течение дня наносили штурмовые удары по войскам и технике
противника на дороге Краснодар – Крымская. На перегоне Георгие-Афипская под
откос пущен железнодорожный состав из 30 вагонов.
Выполнено 12 самолетовылетов
(два И-16, четыре И-153, шесть Пе-2) – на разведку и 11 (девять И-16, два
И-153) – на прикрытие туапсинской военно-морской базы и морских судов.
Транспортная авиация
доставила 16500 кг грузов в 56-ю армию и вывезла 25 раненых (98 самолетовылетов).
Проведено шесть воздушных
боев. Сбито два Ме-109 и один ФВ-189.
В воздушном бою в районе
Ильской сбит один самолет И-153 (611 иап).
269 иап (16 ЛаГГ-3)
перелетел из Лазаревского в Геленджик.
367 бап (13 СБ)
перебазировались на аэродром Адлер.
Развивая наступление
войска 37, 46 и 18-й армий сломили сопротивление противника и на рассвете
завязали бои за Краснодар. В результате ожесточенных боев в городе к концу дня
город Краснодар был полностью очищен от противника.
Войска 18-й и 56-й армий
сломили сопротивление у Лакшукая, Шенджия, Ново-Дмитриевской и к исходу дня
вышли к реке Афипс.
(ЦАМО, ф. 327. оп. 4999,
д. 66, л. 68; ф. 20218, оп. 1, д. 11, лл. 44-46, ф. 20295, оп. 1, д. 29, л. 70).
Погода: ясно, повышение
температуры, после обеда туман. Дорога пригодна для езды.
|