Реферат: Развитие рабочего движения. Распространение марксизма в России, образование российской социал-демократии
Реферат: Развитие рабочего движения. Распространение марксизма в России, образование российской социал-демократии
Реферат на тему:
"Развитие рабочего движения. Распространение марксизма в
России, образование российской социал-демократии"
1. Формирование рабочего движения. Стачки
Во второй половине XIX в. на арену политической жизни России
вступает пролетариат. Рабочее движение начинает оказывать все большее влияние
на общественно-политическую жизнь страны, является новым явлением в социальной
жизни пореформенной России.
В 60-е гг. борьба пролетариата только начиналась, выступления
рабочих мало чем отличались от крестьянских волнений: во время бунтов рабочие
избивали представителей администрации, разрушали здания, ломали машины. В 70-е
гг. растет число стачек, движение приобретает более организованный характер.
Требования, выдвигаемые рабочими, носят экономический характер: основное
требование - повышение заработной платы. В ходе стачек происходили столкновения
с полицией, рабочие силой освобождали арестованных товарищей.
Наиболее крупными стачками были стачки на Невской бумагопрядильной
(1870) и Кренгольмской (1872) мануфактуре.
В этот период на рабочее движение большое влияние оказывают
народники. Они создают первые рабочие кружки, в которых ведется агитационная,
просветительная, культурная работа.
Важную роль в развитии рабочего движения сыграли два первых
рабочих союза. В их идейных позициях были достаточно сильны народнические
взгляды, но уже заметное влияние оказывали идеи I Интернационала.
Первой рабочей организацией был "Южнороссийский союз
рабочих", основанный в 1875 г. в Одессе революционером-интеллигентом Е.О.
Заславским. Союз насчитывал около 250 человек из ряда городов Юга России
(Одесса, Херсон, Ростов-на-Дону). Важнейшим документом Союза был Устав, в
котором утверждалось, что рабочие могут достигнуть признания своих прав только
"посредством насильственного переворота, который уничтожит всякие
привилегии и преимущества". Союз заявлял, что труд должен стать основой
личного и общественного благосостояния. Члены Союза вели пропаганду среди
рабочих, участвовали в организации стачек. В декабре 1875 г. Союз в результате
предательства был раскрыт и разгромлен, а 15 его участников были преданы суду и
приговорены к каторге или тюремному заключению и ссылке. Е.О. Заславский был
приговорен к 10 годам каторги. В 1878 г. он умер в тюрьме.
В 1878 г. в Петербурге на основе объединения разрозненных
рабочих кружков возник "Северный союз русских рабочих". Союз
насчитывал свыше 200 членов. Он имел свои отделения за Невской и Нарвской
заставами, на Васильевском острове, Выборгской и Петербургской сторонах,
Обводном канале. Костяк Союза составляли рабочие-металлисты. Во главе стоял
центральный рабочий кружок, куда входили представители районных организаций.
Руководителями "Северного союза" были рабочие-революционеры - слесарь
В.П. Обнорский и столяр С.Н. Халтурин. В.А.Обнорский, еще в бытность за
границей, сумел познакомиться с рабочим движением Запада, с деятельностью I
Интернационала, с программами социалистических партий. Он являлся автором
программных документов Союза. С.Н. Халтурин хорошо знал нелегальную литературу,
был связан с народническими организациями. Открыто заявил о своем существовании
"Северный союз русских рабочих" в январе 1879 г., когда в нелегальной
типографии была напечатана его программа "К русским рабочим",
принятая на учредительном собрании членов организации. Союз заявлял, что его
главная цель - "ниспровержение существующего политического и
экономического строя государства, как строя крайне несправедливого". В
документе определялась роль рабочего класса в России, как класса, в котором
"заключаются вся сила и знание страны" и от которого зависит успех
социальной революции.
В своей деятельности на первый план Союз выдвигал задачи
политической борьбы, так как "политическая свобода" обеспечивает за
каждым человеком самостоятельность убеждений и действий. Непосредственными
требованиями Союза были: свобода слова, печати, право собраний и сходок. Кроме
того, рабочие требовали ликвидации сословных прав и преимуществ, введения
обязательного и бесплатного обучения во всех учебных заведениях, ограничения
рабочего времени, запрещения детского труда, отмены косвенных налогов и т.д.
Члены "Северного союза" вели пропаганду на
предприятиях Петербурга, участвовали в стачках и руководили ими, поддерживали
стачечников денежными средствами, выпускали прокламации. Руководители Союза
стремились наладить связи с другими городами России, ставя перед собой цель
превращения организации во всероссийскую. В феврале 1880 г. Союз издал первую
нелегальную рабочую газету "Рабочая заря". После выхода первого
номера газеты типография была разгромлена полицией. Еще в январе 1879 г. был
арестован В.А. Обнорский. Вскоре после ареста виднейших членов "Северного
союза" он прекратил свою деятельность. Один из руководителей
"Северного союза" Степан Халтурин стал народовольцем. 5 февраля 1880
г. он осуществил взрыв в столовой в Зимнем дворце. После этого скрывался,
активно участвовал в деятельности Исполнительного комитета "Народной
воли". В марте 1882 г. он был казнен за участие в убийстве одесского прокурора
В.В. Стрельникова.
Таким образом, в 70-е гг. XIX в. рабочее движение начинает
играть существенную роль в общественном движении страны: определяются
специфические пролетарские методы борьбы (стачечное движение), создаются первые
рабочие организации, их программы. Из числа рабочих выдвигаются первые
руководители: Петр Моисеенко (1852-1924), Петр Алексеев (1849-1890), Степан
Халтурин (1857-1882), Виктор Обнорский (1851-1919). Однако движение 70-х гг.
охватывало еще узкий крут рабочих. Пролетарская струя еще не могла выделиться
из общего потока народничества.
Дальнейшее развитие стачечного движения, которое отличалось
большей организованностью и массовостью, более четким формулированием
требований, происходит в 80-90-е гг. Главными центрами стачечного движения были
Петербургский и Центральный промышленные районы, но к движению постоянно
подключались и новые районы. Крупнейшим событием этого периода стала
Морозовская стачка (1885) на текстильной фабрике Морозова в местечке Никольском
близ Орехово-Зуева Владимирской губернии. Эта стачка отличалась небывалым
размахом, организованностью, стойкостью забастовщиков. Бастующие требовали
ограничения штрафов, упорядочения расчетов с рабочими и др. Ряд требований - о
контроле за заработной платой, о государственном регулировании условий найма - впервые
вышли за пределы одного предприятия. Для подавления стачки были вызваны войска,
суду были переданы 33 рабочих. На суде были вскрыты факты серьезного
притеснения рабочих, жестокости и произвола на фабрике. В результате суд
присяжных вынужден был вынести оправдательный вердикт. Не согласный с решением
суда Александр III дал указание снова арестовать руководителей стачки.
Всего в течение 80-х гг. прошло около 450 стачек и волнений
рабочих.
Рост стачечного движения рабочих вызвал необходимость
разработки "рабочего законодательства" - издания серии законов,
регламентирующих отношения рабочих и фабрикантов. В 1882 г. были изданы законы,
запрещавшие ночные работы детям до 12 лет, введена фабричная инспекция. В июне
1885 г. был принят закон о запрещении ночной работы женщин и подростков, 3 июня
1886 г. - закон о штрафах. Этот закон установил максимальный размер штрафа (1/3
заработной платы), причем указывалось, что штрафные деньги должны использоваться,
только на нужды рабочих, а не идти в кассу фабрикантов. Запрещалось вместо
денег расплачиваться с рабочими купонами, хлебом, товарами. Рабочие получали
право жаловаться на хозяина и фабричную инспекцию в специально созданные
коллегиальные губернские присутствия по фабричным делам. Одновременно закон
увеличил уголовную ответственность за участие в стачках и руководство ими.
Фабриканты были недовольны законом о штрафах, в результате инициатор принятия
этого закона министр финансов Н.Х. Бунге* был вынужден уйти в отставку.
Н.Х. Бунге (1823-1895) - государственный деятель России,
буржуазно-либеральный экономист. В 1881-1886 гг. министр финансов. Проводил
политику протекционизма, правительственного финансирования промышленности.
Хотя рабочее законодательство в России было весьма неразвито
и законы часто не соблюдались, его принятие было свидетельством силы возникшего
на экономической почве рабочего движения.
В конце XIX - начале XX вв. в России нарастает экономический
и политический кризис.
С середины 90-х гг. в стране наблюдается усиление стачечного
движения. Рабочее движение начинает играть все большую роль в
общественно-политической борьбе, что дает возможность говорить о начале
пролетарского этапа в освободительном движении в России.
В 1895-1900 гг. было зарегистрировано 850 рабочих стачек, в
1900-1904 гг. - 905. В начале 1900-х гг. отмечен рост удельного веса стачек
политических: в 1900-1902 гг. политические стачки составляли около 20 % их
общего числа, в 1903-1904 гг. - уже более половины.
Забастовками были охвачены преимущественно крупные
промышленные районы России: Московский, Петербургский и промышленный Юг.
Некоторые забастовки сопровождались вооруженными
столкновениями рабочих с полицией и войсками (начало мая 1901 г. - "Обуховская
оборона", ноябрь 1902 г. - стачка в Ростове-на-Дону).
Особенно широкий размах приобрела всеобщая стачка на Юге
России в июле - августе 1903 г., в которой участвовало около 200 тыс. рабочих.
2. Марксизм – идеология рабочего класса
Характерной особенностью освободительного движения в России
в этот период является.
Начало широкого распространения марксизма в России связано с
именем Г.В. Плеханова и с группой "Освобождение труда". Эта группа
возникла в 1883 г. в Женеве. В ее состав вошли эмигрировавшие из России
народники из народнической организации "Черный передел" П.Б. Аксельрод,
Л.Г. Дейч, В.И. Засулич, В.Н. Игнатов.
Переход "чернопередельцев" к марксизму был связан
с кризисом народнической доктрины. Оставаясь на социалистических позициях, они
вели теоретические поиски не на пути использования особенностей страны, общинных
традиций, а на пути признания прогрессивности капиталистического развития
России. В это время в Западной Европе марксизм как идеология рабочего класса
завоевывал все большее влияние. Целью группы "Освобождение труда"
являлось распространение идей научного социализма путем перевода на русский
язык произведений К. Маркса и Ф. Энгельса, анализ русской общественной жизни с
точки зрения марксизма и интересов трудящегося населения России, критика
народнических теорий.
Г.В. Плеханов и его группа перевели на русский язык многие
произведения К. Маркса и Ф. Энгельса. Г.В. Плеханов первым из русских
марксистов подверг критике ошибочные взгляды народников. В работах
"Социализм и политическая борьба" (1883), "Наши
разногласия" (1885) он вскрыл несостоятельность народнической идеи о
непосредственном переходе к социализму через крестьянскую общину. Г.В. Плеханов
показал, что вопрос о том, пойдет ли Россия по пути капитализма, уже решен
ходом экономического развития страны: капитализм утверждается в стране, а
крестьянская община разлагается в условиях капиталистического развития.
Г.В. Плеханов считал, что переход к социализму произойдет не
через крестьянскую общину, а через завоевание пролетариатом политической
власти. Он обосновал руководящую роль пролетариата, выдвинул задачу создания
самостоятельной партии рабочего класса, которая должна возглавить революционную
борьбу против самодержавия. Важное значение имело утверждение о том, что
социалистическая революция возможна только после свершения
буржуазно-демократической революции.
Политические взгляды группы "Освобождение труда"
были сформулированы в ее Программе (1884), в Проекте Программы русских
социал-демократов (1887). Группа "Освобождение труда" много сделала
для распространения и пропаганды идей марксизма в России, идеи революционного
перехода к социализму путем социальной революции и диктатуры пролетариата.
Благодаря ее теоретическим трудам марксизм стал важным течением русской
общественной и революционной мысли конца XIX - начала XX вв. Подобные позиции,
что и группа "Освобождение труда", занимали и марксистские группы и
кружки в России, возникшие в 80-90-х гг. в Москве, Вильно, Ростове-на-Дону,
Киеве, Харькове, Риге и других городах. Эти организации сыграли большую роль в
борьбе с народничеством и в распространении марксистской теории революционной
борьбы, но все они, как и группа "Освобождение труда", не были
связаны с практическим революционным движением.
Большой интерес представляет вопрос о роли в общественной
жизни страны так называемого "легального марксизма", который получил
широкое распространение в 90-е гг. XIX в. "Легальные марксисты"
представляли собой небольшую группу интеллигентов, которые начали излагать
марксистское учение в книгах и статьях в такой форме, которая позволяла обойти
русскую цензуру. Целая плеяда ведущих мыслителей России в молодости испытала
сильнейшее увлечение марксизмом и активно работала в рядах социал-демократии.
Среди них П.Б. Струве, М.И. Туган-Барановский, Н.А. Бердяев, С.Н. Булгаков,
Б.А. Кистяковский, С.Л. Франк и др. Практически все они полностью порвали с
социал-демократией накануне революции 1905 г. Взгляды "легальных
марксистов" были противоположны взглядам народников. Видимо, этим
объясняется, что власти, которые в народниках видели главную революционную
силу, проявляли к ним терпимость. В отличие от народников "легальные
марксисты" признавали прогрессивность капитализма и считали его
обязательной ступенью на пути к социализму.
Чем можно объяснить такое быстрое распространение марксизма
в среде российской интеллигенции? Н.А. Бердяев писал, что "по сравнению с
марксизмом старый русский социализм представлялся явлением провинциальным.
Марксизм конца 90-х гг. был, несомненно, процессом европеизации русской
интеллигенции, приобщением ее к западным течениям, выходом на большой простор".
Современный английский ученый советолог Эдвард Карр считает,
что быстрое распространение марксизма в России среди интеллигенции было
обусловлено интенсивным развитием русской промышленности и отсутствием традиции
или буржуазной политической философии. Зарождающееся в России среднее сословие
принимало марксизм как идеологическую опору в борьбе против феодализма и
самодержавия.
В то же время "легальные марксисты" отказались от
марксистской революционной идеи. Они выступали за реформистский путь развития, против
социалистической революции и диктатуры пролетариата.
Н.А. Бердяев писал, что в данный момент капитализм
непосредственно нельзя устранить, не подвергая опасности само существование
общества. Он утверждал, что общественный прогресс мыслим только на основе и в
рамках капитализма, что в истории "социальных катастроф и революций,
строго говоря, никогда не было и не будет, бывает лишь социальная эволюция
большей или меньшей интенсивности". Отстаивая идею исторической
закономерности и неизбежности победы капитализма, "легальные
марксисты" затушевывали его антагонистические противоречия.
"Легальные марксисты" отвергали идеи революции и
диктатуры пролетариата. Они считали, что в борьбе за изменения в политическом
строе страны необходимо основываться на принципах права и законности,
легальности, легитимности. "Легальные марксисты", и прежде всего П.Б.
Струве, по существу раньше, чем западноевропейские социал-демократы, чем Э.
Бернштейн*, стали развивать ревизионистские идеи. "Легальные марксисты"
поняли значение капитализма, необходимость экономической европеизации России.
Вспомним знаменитый призыв П.Б. Струве пойти на выучку к капитализму.
"Легальные марксисты" успешно разрабатывали идеи русского
демократического конституционализма, стояли за переход от натурального,
преимущественно земледельческого быта к современному индустриальному денежному
хозяйству.
Эдуард Бернштейн (1850-1932) - один из лидеров германской
социал-демократии, который выступал за пересмотр (ревизию) ряда положений
марксистской теории. Он отрицал марксистское учение о неизбежности краха
капитализма и утверждения социализма, отвергал теорию классовой борьбы,
социалистической революции и диктатуры пролетариата.
Таким образом, марксизм оказал серьезное влияние на
различные течения в общественном движении России, став серьезным толчком для
развития буржуазно-либерального движения, идей конституционной демократии.
3. Русская социал-демократия
С конца 80-х гг. в России появляются марксистские кружки
(1883 г. - группа Дмитрия Благоева в Петербурге, 1885 г. - кружок П.В.
Точисского "Товарищество санкт-петербургских мастеровых", 1899 г. - группа
М.И. Бруснева "Социал-демократическое общество" и кружки Н.Е.
Федосеева в Казани).
Эти кружки стояли на позициях революционного марксизма и
начали первые попытки вести пропаганду марксизма среди рабочих. В период
подъема рабочего движения социал-демократы стремились возглавить рабочее
движение, создать партию рабочего класса.
В решении этой задачи большую роль сыграл В.И. Ленин. Одним
из первых шагов на пути к созданию партии было объединение разрозненных
социал-демократических кружков Петербурга в единый "Союз борьбы за
освобождение рабочего класса", состоявший из центральной группы и районных
групп. Среди руководителей "Союза борьбы" были В.И. Ульянов (Ленин),
Ю.О. Цедербаум (Мартов), В.В. Старков, Г.М. Кржижановский и др. Союз вел
пропаганду на фабриках и заводах, руководил стачечным движением. Рабочие союзы
возникали в Москве, Владимире, Киеве, Самаре и ряде других городов страны.
Активная деятельность петербургского "Союза борьбы за
освобождение рабочего класса" и рост массового рабочего движения
столкнулись с серьезными правительственными репрессиями. В декабре 1895 г. были
арестованы руководители "Союза борьбы". Однако "Союзы борьбы",
существовавшие в других крупных городах России, продолжали вести политическую
агитацию и руководить борьбой пролетариата.
Российская социал-демократическая партия была основана в
Минске в марте 1898 г. На съезде присутствовали 9 делегатов от петербургского,
московского, киевского, екатеринославского "Союза борьбы", группы
"Рабочей газеты" и "Общееврейского рабочего союза в России и
Польше" (Бунда).
Съезд избрал ЦК, провозгласил создание РСДРП. После съезда
был выпущен "Манифест Российской социал-демократической рабочей
партии". В "Манифесте" отмечалось, что российский рабочий класс
"совершенно лишен того, чем свободно и спокойно пользуются его заграничные
товарищи: участия в управлении государством, свободы устного и печатного слова,
свободы союзов и собраний", подчеркивалось, что эти свободы являются
необходимым условием в борьбе рабочего класса "за свое конечное
освобождение, против частной собственности и капитализма - за социализм".
В "Манифесте" была ясно выражена мысль о
необходимости двух этапов революции - буржуазно-демократического и
социалистического: "Чем дальше на восток Европы, тем большие культурные,
политические задачи выпадают на долю пролетариата. На своих крепких плечах
русский рабочий класс должен вынести и вынесет дело завоевания политической
свободы. Это необходимый, но лишь первый шаг к осуществлению великой
исторической миссии пролетариата - к созданию такого общественного строя, в
котором не будет места эксплуатации человека человеком".
"Манифест" не был программой партии, в нем не были
поставлены конкретные задачи. Съезд не принял и устава партии. Создание партии
рабочего класса продолжало оставаться важнейшей задачей революционного
движения.
Большую роль в подготовке созыва II съезда РСДРП сыграла
газета "Искра", первый номер которой вышел в 1900 г. В состав редакции
"Искры" вошли Г.В. Плеханов, В.И. Засулич, П.Б. Аксельрод, В.И.
Ленин, Ю.О. Мартов и др. Редакция "Искры" осуществила организационную
работу по созыву съезда, был подготовлен проект Программы РСДРП. До созыва II
съезда РСДРП и окончательного оформления социал-демократической партии было
проведено идеологическое размежевание с народниками, "легальными
марксистами" и "экономистами".
Особенно острая полемика развернулась накануне II съезда с
"экономистами" и другими течениями внутри социал-демократии России.
Против позиции "экономистов" выступили такие
видные российские социал-демократы, как Г.В. Плеханов, В.И. Ленин, Ю.О. Мартов
и др. Накануне II съезда РСДРП позиция "экономистов" была отвергнута
большинством социал-демократических организаций России.
II съезд РСДРП, который состоялся в июле-августе 1903 г. в
Брюсселе, а затем в Лондоне, носил по существу учредительный характер. Главной
задачей его было принятие программы и устава партии.
Теоретическая часть программы начиналась с марксистского
тезиса о том, что производственные отношения достигли такого уровня развития,
когда капитализм стал тормозом на пути дальнейшего прогресса. Конечной целью
социал-демократии (программа-максимум) провозглашались социальная революция,
установление диктатуры пролетариата для социалистического переустройства
общества. Диктатура пролетариата определялась как "завоевание
пролетариатом... политической власти", необходимое условие социальной
революции. Ближайшей политической задачей (программа-минимум) была буржуазно-демократическая
революция, которая должна была свергнуть самодержавие, установить республику.
Ее задачи были разделены на три группы: политические требования (равное и
всеобщее избирательное право, свобода слова, совести, печати, собраний и
объединений, выборность судей, отделение церкви от государства, полное
равноправие всех граждан независимо от национальности и право наций на
самоопределение, уничтожение сословий); экономические требования (8-часовой
рабочий день, целый ряд мероприятий по улучшению экономического, жилищного
положения рабочих); требования по аграрному вопросу (отмена выкупных и оброчных
платежей и возврат полученных по ним сумм, возвращение отрезков, отнятых у
крестьян в ходе реформы 1861 г., учреждение крестьянских комитетов).
Программа РСДРП принципиально отличалась от программ
западных социал-демократических партий, в нее был включен вопрос о диктатуре
пролетариата. На II съезде РСДРП был принят также устав, который закреплял
организационное строение партии, права и обязанности ее членов. Принятие устава
сопровождалось серьезными спорами, дискуссией, особенно по вопросу о членстве в
партии.
Однако в целом устав соответствовал ленинскому представлению
о партии как централизованной и дисциплинированной организации, построенной на
принципах демократического централизма.
Дальнейшее размежевание на съезде произошло и во время
выборов в центральные органы партии, в состав редакции "Искры" и по
другим вопросам, приведшим впоследствии к расколу российских социал-демократов
на большевиков и меньшевиков.
Литература
1.
Палеолог М. Царская Россия накануне революции. М., 1991.
2.
Согрин В. Политическая история современной России. М., 1994.
3.
Тютюкин С.В., Шелохаев В.В. Марксизм и русская революция. М.,1996.
4.
Хальвеч В. Возвращение Ленина в Россию в 1917 году: Перев. с нем. М.,
1990.
5.
Хрестоматия по истории России. В 4-х т. М., 1994.
|