Реферат: Развитие внутреннего рынка в России 19 в. Рост внешней торговли
В развитии
торговли имеет весьма большое значение образование союзов, или товариществ, из
отдельных предпринимателей для совместной торгово-промышленной деятельности. Из
трех главных форм предпринимательских союзов — полного товарищества,
коммандитного общества и акционерного общества — в настоящее время наиболее
распространенною формою является последняя. Первое акционерное общество -
Российско-Американская компания — было учреждено в России ровно сто лет тому назад — в 1799 г.; затем в продолжение
последующих 37 лет образовалось еще 9 других, действовавших на особы
основаниях, и только в 1836 г. было издано первое положение о компаниях на
акциях. Число ежегодно учреждаемых акционерных товариществ за последнее
полустолетие обыкновенно не превышало 30-40, не за последние пять лет в этом
отношении проявляется замечательное оживление: в 1893 г. утверждено 56 уставов
разных обществ с капиталом в 63 млн. руб., в 1895 г. — 90 с капиталом 116 млн.
руб., 1896 — 139 с капиталом 191 млн. руб., в 1897г. — 151 с капиталом в 232
млн. и в 1898 г. — 151 с капиталом 244 млн. руб. Увеличивается не только число
товариществ, но в еще большей мере возрастает капитал, вносимый ими в
торгово-промышленные предприятия. К началу 1898 г. акционерных обществ
считалось в России 1146 с капиталом в 20б1 млн. р., в том числе основным в
размере 1806 млн. руб. и запасным - 255 млн. руб. Из общего числа предприятий
этого рода иностранных считается 115 с капиталом в 337 млн. руб.; 208 обществ,
или 17,9 %, занимаются торговыми операциями (почти три четверти их относятся к
кредитным, транспортным и страховым) и 938, или 82,1 %, — промышленными
предприятиями, в том числе 219 занято обработкой питательных продуктов, 219 —
обработкой волокнистых веществ, 134 - горными промыслами, 109 — обработкой
металлов. В 1898 г. допущены к операциям в России 23 иностранных анонимных
компании с основным капиталом в 96 млн. руб.
Ярмарки и так называемые торжки являются в
России наиболее древней формой общения продавцов и покупателей; прежде они
приурочивались обыкновенно к местам временного скопления массы народа,
преимущественно на богомольях и во время храмовых праздников. Сюда привозили с
собою собственные произведения и обменивались ими с другими, так как местный
сбыт всегда имел ограниченные размеры. Торговля в таких местах имела
преимущественно меновой характер: каждый посетитель ярмарки или торжка
одновременно был и продавцом, и покупателем; он или обменивал свои произведения
на другие, или, продав их за наличные деньги, спешил приобрести на эту сумму
необходимые ему товары. С течением времени вследствие неудовлетворительности
путей сообщения и разобщенности населенных пунктов некоторые ярмарки приняли
характер важных торговых центров, куда к определенному сроку свозились из
разных мест, иногда очень отдаленных, даже из чужих стран (например, из Персии
и Бухары — на Макарьевскую ярмарку) весьма разнохарактерные товары, оттуда
перераспределявшиеся в другие места. Товаром запасались обыкновенно от ярмарки
до ярмарки, и к этому же времени приурочивались расчеты торговцев между собою.
Наиболее крупные размеры в силу исторически сложившихся обстоятельств приняли в
России две ярмарки — Макарьевская, переименованная впоследствии в Нижегородскую,
и Ирбитская, Первая из них ведет свое начало с XVI в. и благодаря счастливому
географическому положению вскоре приобрела всероссийскую известность и стала
производить громадные обороты, особенно после перенесения ее в Нижний Новгород
(1817). Наибольшего размера обороты Нижегородской ярмарки достигли в 1881 г. —
246 млн. руб. по привозу товаров и 243 млн. руб. по продаже их. По мере
улучшения водных и сухопутных сообщений, а главное — развития рельсовой сети,
кредитных и транспортных учреждений и пр. — ярмарочная торговля стала терять
свое значение, так как нет необходимости запасаться товаром на целый год, когда
его можно получать по мере надобности во всякое время; нет также необходимости
лично ездить на ярмарку для производства расчета и выбора товара, когда это
можно сделать через банки, по образцам и т. п. Успех новых учреждений подорвал
значение ярмарок, которые пока продолжают делать значительные обороты.
Всех ярмарок
по переписи 1894 г. 16604 в 6830 пунктах (в Европейской России – 14048, Привислянском
крае – 1877, на Кавказе – 143, Сибири – 447, в среднеазиатских владениях – 89).
Крупная торговля происходит лишь на 22 ярмарках, тогда как на 6045 обороты не
превышают 1 тыс. руб. и на 5601 – 5 тыс. руб. В общем итоге 70 % всех ярмарок в
России производят торговлю на сумму не свыше 5 тыс. руб.
Для
облегчения отношений торговцев и посредников между собою в крупных торговых
центрах учреждаются биржи для покупки и продажи товаров или фондов. Первая
попытки учреждения в России биржи по немецкому образцу принадлежит Петру I, но
она не имела успеха, и русские купцы долго не могли привыкнуть к биржевым
операциям. Медленное развитие биржевой торговли в России находится в
непосредственной связи с ярмарочным торгом — с одной стороны, и с
распределением народонаселения — с другой. Крупных населенных пунктов, ведущих
торговлю внешнюю или внутреннюю в больших размерам, весьма немного; большинство
из них к тому времени уже имеют биржи европейского образца.
Колебание
товарных цен имеет
весьма большое значение в экономической жизни страны. Оно вызывается не только
местными условиями, но при тесном общении в области товарообмена России с
другими государствами — и общим состоянием всемирного рынка. По сведениям
департамента торговли и мануфактур, цены на 58 наиболее ходовых товаров,
обращающихся во внутренней и внешней торговле за текущее десятилетие
(1891—1898), по сравнению со средними ценами 1890г., принятыми за единицу,
поднялись в общем на ½ %. Наибольшее вздорожание — на 9 % — замечается
на масличных продуктам, преимущественно на конопляном и льняном семенах, а
также маслах из них: вздорожание замечается, хотя и в меньшей мере, также и на
животных продуктах в общем на 6 %; в наиболее интенсивной форме оно проявилось
в 1893 г., но затем до 1897 г. следовало понижение, а в 1898 г. вновь произошло
повышение. В хлебных ценах, несмотря на необычайное поднятие их в 1891 и 1892
гг., в общем не произошло заметного изменения вследствие падении их в 1895 и
1896 гг. Наиболее значительным колебаниям подверглись цены на рожь, которые в
1891 г. поднялись на 60 % против цен предшествующего года. Понижение замечается
в ценах на просо, ячмень, кукурузу и горох. Цены на прядильные материалы в
общем также мало изменились: лен и пенька значительно возросли в цене в 1894
г., но затем вновь пошли на убыль, хотя и не одинаково: на лен в 1898 г. они на
5 % ниже цен 1890 г., а на пеньку — на 15 % выше цен 1890 г. Цена на хлопок в
общем показывает стремление к понижению, цены на шерсть и шелк — также. Группа
ископаемых продуктов в колебаниях цен показывает стремление к понижению,
особенно каменный уголь и чугун — почти на 10 %; сильное вздорожание замечается
относительно сырой нефти, но на готовых продуктах, например, на керосине, оно
отразилось слабо. Москательные товары в общем подешевели на 3 %, а группа
колониальных осталась без изменения; по отдельным товарам понижение цен
замечается для сахара, риса, пряностей и фруктов; чай поднялся в цене на 3 %.
Для пшеницы и
ржи, как главных предметов торговли, можно привести сведение за более продолжительное
время: с 1843 по 1899 г. в Одессе на пшеницу и рожь и в Риге — только на рожь.
В начале указанного периода пшеница в Одессе стоила 48 коп. пуд; в первом же
десятилетии она поднялась до 54,8 коп., а в последнем десятилетии дошла до 85,4
коп., т.е. поднялась на 56 %; там же цена на рожь поднялась с 35,8 коп. пуд в
первом десятилетии до 65,1 коп. в последнем (1889 — 1899), т.е. на 80 %; в Риге
цена на рожь в те же периоды поднялась с 54,7 коп. до 75,5 коп., т.е. на 38 %.
Без сомнения, в данном случае большое влияние имело колебание курса серебряного
рубля, но если и это принять во внимание, то все-таки в результате окажется
стремление к повышению, а не к понижению, между тем как в других странах
замечается обратное явление: в первом н последнем десятилетии полувекового
периода 1849 — 1898г. в Англии цена на пшеницу понизилась с 150 коп. зол. до 69
коп. за пуд, а в Кенигсберге — с 104 до 75 коп. зол. за пуд.
Для обмена
произведениями добывающей и обрабатывающей промышленности до начала второй
половины 19 в. Россия пользовалась исключительно водяными путями и грунтовыми и
шоссейными дорогами. Какое место занимают в нашей торговле те или другие
товары, можно судить из данных о движении грузов; так, прежде главными
предметами перевозки служили хлеб, каменный уголь, лесные материалы, в
впоследствии к ним присоединились еще продукты; в настоящее время в
совокупности они составляют около половины всей перевозки железных дорог (в
1890 г. — 58 %, в 1897 — 54,8). Соотношение между перевозками хлебов, лесных
материалов и пр., а также каменного угля и нефти, особенно характерно
выражается в период времени с 1890 по 1897 г.: в начале периода перевозка
хлебов (пшеницы, ржи, ячмени и овса) составляла 16,7 %, а в конце 14,1 %;
лесные материалы и дрова в начале составляли 14,9 %, а в конце — 12,4%; участие
каменного угля в процентном отношении не изменилось — 16,5%, участие же нефти и
керосина возросло с 5,9% в 1890 до 7,6% в 1897 г. Если из нефтяных продуктов
выделить керосин и смазочные масла, то почти все остальные продукты идут на
отопление, и перевозка их в 1897 г. составила 4,1 % всей перевозки, тогда как
перевозка дров составила тогда же 5,2 % против 7,3 % в 1890 г. Из четырех
главнейших хлебов первое место занимает пшеница (60 млн. пд. в 1880 г., 164 пд.
в 1897 г.); наоборот, перевозка ржи по железной дороге в общем мало изменилась
(в 1880 г. 61,8 млн., к 1888 г. она возросла до 91,8 млн., а потом опять
понизилась и в 1897 г. составила 60 млн.). Перевозка овса возросла за то же
время с 57 млн. до 88 млн. пд., перевозка ячменя — с 14 млн. до 37 млн. пд.
Перевозка водою имеет меньше значения: четырех главных хлебов перевезено 172
млн. пд., в том числе пшеницы 80 млн., ржи — 47 млн. пд., что в общем итоге
составляет около 11 % всей перевозки по водяным сообщениям. Перевозка хлебных
грузов приняла в России четыре главных направления: Беломорское, Балтийское,
Западно-сухопутное и Черноморско-Азовс кое. Первое из них имеет значение лишь
относительно отпуска овса, второе направление имело преобладающее значение для
пшеницы до развития рельсовой сети благодаря связи СПб. порта с хлебородным
бассейном Волги. Сооружение железных дорог, примыкающих к другим балтийским
портам, а также к западно-сухопутной границе, в значительной мере отвлекло
хлебные грузы от Санкт-Петербурга в пользу упомянутого направления. Дальнейшее
развитие сети и приспособление Новороссийского порта к экспорту хлебов оживило
и четвертое направление их, к югу. Отпуск хлебов за границу в 1897 г., в
количестве 489 млн. пд., шел из России главным образом через следующие пункты:
С.-Петербург — 49 млн., или 10 %-Ревель — 17,5 млн., Рига — 12,6, Либава — 24
млн., Граево — 12млн., Млава — 6 млн., Александровск — 7млн., Сосновицы — 5,8
млн., Одесса — 98 млн., Николаев — 70 млн., Феодосия — 12 млн., Геническ—9
млн., Бердянск — 10 млн., Мариуполь — 12 млн., Таганрог — 16,8 млн., Ростов —
41 млн., Новороссийск — 13 млн. пд. Таким образом, новое направление хлебного
отпуска через азовско черноморские порты занимает господствующее положение,
давая выход почти 40 % вывоза. Для упорядочения хлебной торговли принимается
ряд мер относительно очистки и сортировки зерна, а также и других сторон этого
сложного дела. В этом отношении особенного внимания заслуживает распространение
в России элеваторов и зернохранилищ при них, а также выдача ссуд под хлеб,
поступивший в зернохранилища. Элеваторы, сослужившие американцам хорошую службу
в борьбе их на всемирном хлебном рынке с другими поставщиками, берут на себя
перевозку и хранение зерна и, ведя дело в больших размерах, значительно сокращают
накладные расходы при переходе товара из рук в руки или с одного пути на
другой, они ставят производителя хлеба в непосредственные сношения с
потребительными рынками, что при расширении района сбыта позволяет больше
выручать за товар и в то же время избавиться от массы посредников по продаже и
покупке хлеба. Почин в этом деле принадлежит земству, первый элеватор с
зерноподъемными механизмами, связанный с зернохранилищем вместимостью в 400
тыс. пд., был построен в Ельце в конце 1887 г. на средства местного уездного
земства, Положение 30 марта 1888 г. о товарных складах и закон 14 июня того же
года, устанавливающий основания для учреждения и эксплуатации элеваторов и
зернохранилищ, содействовали улучшению условий хлебной торговли.
Государственному банку было предоставлено производить временно, при посредстве
железных дорог, выдачу ссуд под залог хлебных грузов: затем и железным дорогам
было предоставлено выдавать такие же ссуды из своих эксплуатационных средств
или при помощи частных банков. На этом основании многие железные дороги
получили право производить как складочные, так и ссудные и комиссионные
операции. К 1 января 1898 г. всех элеваторов с механическими двигателями
насчитывалось в России 79, вместимостью в 20 млн. пд.; кроме того имелись еще
223 зернохранилища без механических двигателей, вместимостью в 15 милл. пд.
Наиболее значительный элеватор, на 3 млн. пд., принадлежит Владикавказской
железной дороге и находится в Новороссийске, где кроме того имеется еще
зернохранилище на 7 млн. пд.
Лесные строительные
материалы и дрова
составляют предмет обширной внутренней торговли. Собираются они преимущественно
в восточных, северных и западных районах и распределяются по обширному
пространству, так как лесопроизводительных мест гораздо меньше, чем лесопотребительных.
Дрова и лесной материал широко пользуются услугами водяного и железнодорожного
сообщения. В движении дров не видно особенного оживления, так как они потеряли
обширный рынок — пароходство Волжского и Каспийского бассейнов, которое перешли
на нефтяное топливо. Что же касается перевозки лесных строительных материалов,
то она постоянно и сильно возрастает. Дров перевезено в 1891 г. водою — 230
млн., 1892 —204 млн., 1893 — 202 млн., 1894 — 237 млн., 1895 234 млн., 1896 —
238 млн. В перевозке лесных материалов также не замечается оживления, в
последние годы она определяется приблизительно в полмиллиарда пудов.
Яичная
торговля в России в
последнее время принимает весьма большие размеры благодаря быстро
увеличивающемуся спросу из-за границы на русские яйца. Товар этот собирается в
самых отдаленных районах среди крестьянского населения путем обмена у
разносчиков на разный мелочной товар. Деревенские разносчики сбывают свой товар
скупщикам, имеющим определенное местопребывание в крупных населенных пунктах, получивших
название «пристаней». Здесь происходит первая грубая сортировка, и отсюда яйца
направляются либо в главные экспортные пункты, либо на большие внутренние
рынки, где и происходит окончательная сортировка. Лучшие яйца — так называемый
«хлебный» товар собираются весною. По железным дорогам в 1890 г. перевезено яиц
3859 тыс. пд., 1894 г. — 4580 тыс. пд., в 1897г. — 8042 тыс. пд.
Поваренная
соль хотя имеет весьма
широкое распространение, но расходится мелкими партиями. На железнодорожную
сеть она попадает в количестве 65 — 70 млн. пд. (в 1897 г. — 69031 тыс. пд.), а
на систему внутренних водяных сообщений — около половины этого количества.
Наиболее отдаленную перевозку совершает донецкая соль (в 1897 г. 19321 тыс. пд.
сделала 15 миллиардов пудоверст); крымская в количестве 13392 тыс. пд. сделала
6 миллиардов пудоверст, тогда как астраханских — 16395 тыс. пд. — дала их менее
2 миллиардов. Депо в том, что последняя пробегает короткое расстояние
Баскунчакской дороги и затем идет водою.
Кожи
невыделанные дают железным
дорогам около 4 ½ млн. пд. груза (в 1897 г. — 4654 тыс. пд.), причем
главнейшими пунктами отправления служат несколько портов, в том числе
иностранный — Данциг, 232 тыс. пд.
Льняное
волокно перерабатывается
преимущественно на месте производства, и на железные дороги попадает лишь в
количестве около одной трети: в 1897 всего перевезено 14117 тыс. пд., в том
числе главными отравными пунктами служили Остров — 1105 тыс. пд., Ржев — 1007
тыс., Бежецк — 839 тыс., Витебск — 679 тыс., Сычевка — 574 тыс., Псков —563
тыс., Рыбинск — 531 тыс. пд. а пунктами назначения: Рига — 3191 тыс. пд. (для
экспорта), Ревель — 2338 тыс., Кенигсберг — 1476 тыс., СПб. — 1340 тыс., Либава
— 911 тыс. пд.
Пенька в количественном отношении дает
большую работу железной дороге; в последнее время этого товара перевозится от 5
до 6 млн. пд.; 1897 г. количество это достигло 5075 тыс. пд., в том числе
отравлено: из Карачева — 723 тыс., Орда — 462 тыс., Ржева — 233 тыс. Рославля —
205 тыс. пд. и др. в следующие главные места назначения: Кенигсберг - 1609
тыс., Ригу — 514 тыс.,СПб. — 390 тыс. пд., т.е, главным образом для экспорта.
На внутренних рынках пенька не имеет широкого распространения.
2. Внешняя
торговля России в Х1Х веке
С
преобразованием высших государственных учреждений, предпринятым по вступлении
на престол Александра I, связано публикование первых отчетов по внешней
торговле России. В предисловии к первому труду по этому предмету, относящемуся
к торговым отношениям России за 1802 г. - министр гр. Н. Румянцев говорил, следующее:
«неприметно из дел, чтобы соображения по торговым балансам были употребительны
в России. Все сведения по сему предмету ограничивались глухим числом привода и
отпуска товаров и количеством пошлин, которые более всего внимания привлекали.
К тому же и самые сведения сии посвящались какой-то тайне, а там, где они
существовали и хранились, не будучи разделены особыми статьями, мешали, есть ли
смею сказать, основательным заключениям. Ныне государь повелевает довести до
сведения целого государства всю систему общей нашей торговли». Таким образом,
первые правильные сведения о нашей внешней торговле с указанием количества
товаров, а иногда и стоимости, но без подразделения их по странам назначения и
происхождения, относятся к 1802 г. Затем такие же отчеты стали регулярно
появляться ежегодно, кроме четырех лет (1808, 1809, 1810 и 1811), и постоянно
пополняться новыми и разнообразными сведениями. Это дает возможность
представить почти полную картину развития оборотов нашей внешней торговли за
текущее столетие, но при этом необходимо оговорить, что вследствие колебания
курса нашей денежной единицы данные о ценности привоза и вывоза не будут
отвечать действительности без соответствующих поправок по реальной стоимости
рубля.
В товарном
обмене произошла весьма существенная перемена, товары, стоявшие прежде на
первом плане, отступили на задний, а некоторые даже потеряли всякое значение;
зато появились новые, которых вовсе не знала торговля прежнего времени,
например, металлические суда, кокс, нефть, керосин, каучук. В 1802 г, между
предметами нашего отпуска на первом месте стояло сало, которого вывезено на
9664 тыс. р. асс.; второе место занимала пенька, на 9346 тыс. р., третье — лен,
на 5773 тыс., четвертое — рожь, на 5604 тыс. р., пятое — железо, на 4618 тыс.
р. и, наконец, пшенице принадлежало только шестое место, на 4056 тыс. р. Между
предметами привоза в том же 1802 г. на первом месте стоят хлопчатобумажные
изделия на 7383 тыс. р.; второе место занижают шерстяные изделия, на 7310 тыс.
р., третье — сахарный песок, на 5218 тыс. р., четвертое — виноградные вина, на
2739 тыс. р., дальше идут шелк — на 2609 тыс. р., чай — на 1877 тыс. р., соль на
1672 тыс. р. и т.д. Главный предмет тогдашнего отпуска — сало — сделался ныне
предметом привоза; равным образом, и главный предмет привоза — бумажные изделия
— сделались предметом отпуска; из предметов отпуска пшеница перешла с шестого
места на первое, а железо вовсе исчезло. Из предметов привоза вовсе почти
исчезли сахар и соль, виноградные вина отодвинулись далеко на задний план и пр.,
а первое место заняли хлопок-сырец, чай, машины, металлы. В ряду отпускных
товаров видное место занимают ныне и другие хлеба (кроме пшеницы), лесные
материалы, яйца, семена растений, нефтяные продукты.