рефераты бесплатно

МЕНЮ


Реферат: Роль библиотек в обществе

Сегодня в изменившихся социально-экономических условиях создается и действует огромное количество библиотечных сетей, построенных на принципах, предполагающих добровольность и активность участия, установление взаимовыгодных и партнерских отношений. Целями библиотечного взаимодействия являются создание, накопление и использование документированных знаний и общественно значимой информации.

В условиях нарастающей интенсивности информационно-знаниевого потока, расширения доступности составляющих его ресурсов реализация коммуникационной и информационной функций невозможна без развития когнитивной деятельности современной библиотеки, которая ранее носила вспомогательный характер. Библиотека перестает быть пассивным информационным посредником, она превращается в одну из самых продуктивных и массовых систем управления знаниями.

Ей присущи такие атрибуты сферы знания, как постоянное структурирование, смена контекстов, фильтрация и целевая тематизация, трансляция и обработка. Библиотека предоставляет широкие возможности обращения к коллективной памяти, снимая противопоставление внешнего и внутреннего знания. Библиотека создает особые «метаинструменты», с помощью которых управляет знаниевыми массивами. В их числе системы каталогизации и классификации, библиографирования, способы мониторинга знаниевых потребностей отдельных пользователей, социальных групп, и общества в целом. Систематизируя знания, выделяя фрагментарный и глобальный его уровни, библиотека, обеспечивает объективность и глубину познания окружающего мира. Развитие когнитивной функции библиотеки – залог востребованности социального института библиотеки в обществе знаний.

Современная библиотека преодолевает границы информационной и коммуникационной функций и берет на себя роль другого коммуникационного института – института образования. Образовательная функция библиотеки включает совокупность видов деятельности, направленных на обеспечение духовного воспроизводства общества. Современная библиотека участвует в процессе образования как в широком (трансляция культурных норм и ценностей нынешним и будущим поколениям), так и в узком смысле (обеспечение информационной поддержки образования индивидуума). Обеспечивая единство всеобщего (общекультурного) и особенного (профессионального) образования, библиотека способствует становлению социально компетентной личности. «Такая личность адекватно воспринимает целевое назначение социальных институтов и тенденций их развития. Она способна к овладению развивающими технологиями в системе организации и управления, т.е. способна быть сознательным субъектом социальных процессов»[8].

Выполняя образовательную функцию, библиотека всегда была одним из универсальных способов познания. Универсальность выражается в стратификации общественных потребностей и уровней познавательных задач, решаемых библиотекой, например: первоначальная ликвидация безграмотности вообще или в какой-то отдельной области знания, самообразование или научно-исследовательская работа и т. д.

Без обращения к уже известным текстам практически невозможно познание вообще в какой-либо науке, искусстве, религии. Ведь только при определении соответствующих различий можно отделить элементы нового знания от старого, известного. Библиотека опосредует обращение познающего читателя к текстам другой культуры, языку, истории, обществу.

Кроме того, библиотека связана с познанием производства нового текста, дискурса. С этой точки зрения, она становится инструментом «культуротворчества»: обучает поиску и созданию новых смыслов. В данной ситуации текст является «методологическим полем… существующим в движении дискурса», пересекающим иные произведения, – полем, …пронизанным цитатами, отсылками, эхом, языком культуры».

Библиотека обеспечивает компенсацию разрыва в знаниях людей, постоянно подпитывая их информацией о новейших достижениях науки, техники, культуры. Именно потому и принято считать библиотеки главной базой непрерывного образования и самообразования.

Современная библиотека вносит важный вклад в распространение и повышение информационной культуры, которая, наряду с компьютерной грамотностью, становится одним из важнейших условий деятельности человека как полноценного члена современного и будущего общества. Продуктивность познания во многом зависит от владения навыками предметной дифференциации и конкретизации знаний библиотечными средствами, в том числе – систематизацией. С внедрением современных информационных технологий задача обучить пользователей понимать и применять методы управления знаниями, «фильтровать» информацию, делать собственный индивидуальный критический выбор становится еще более актуальной, поскольку большинство из них не готово самостоятельно работать в электронной информационной среде.

Деятельность, направленная на свободное духовное развитие читателей, приобщение к ценностям отечественной и мировой культуры, создание условий для культурной (репродуктивной и продуктивной) деятельности составляет культурную функцию библиотеки.

Являясь неотъемлемой и органической частью культуры, выступая в качестве величайшей ценности общечеловеческой культуры, библиотека в то же время представляет собой один из важнейших факторов культурного развития, распространения, обновления и приращения культурного достояния стран и народов. Особенно велика роль библиотеки в культурно-репродуктивной деятельности человека, обеспечении преемственности мирового культурного достояния.

Как мощный и вместе с тем чуткий инструмент культурно-репродуктивной деятельности людей библиотека способствует развитию общей культуры пользователей, приобщает их к важнейшим достижениям национальной и мировой культуры, внедряет нормы, традиции, достижения культуры в их сознание, жизнь, быт.

Традиционно присущая библиотекам культурная функция в современном обществе усиливается за счет большего (в условиях всеобщей глобализации) стремления каждого человека и каждого сообщества к самоидентификации и продвижению собственной культуры.

Библиотека через чтение способствует становлению человека как культурной, образованной личности, поскольку обладает уникальными свойствами создания атмосферы интеллектуальных, моральных, эстетических исканий и переживаний под влиянием чтения.

Библиотека способствует «включению конкретного человека в культуру, выступая ее ретранслятором (через духовные ценности, зафиксированные в информационных источниках)».[9] В этом выражается ее социализирующая функция.

Следует отметить, что библиотека обладает рядом ощутимых преимуществ перед некоторыми другими социальными институтами, вовлеченными в процесс социализации: ее участие в данном процессе не имеет ограничений во времени и доступности. Индивид, осознавая это или не осознавая, остается объектом социализации в течение всего периода, пока он посещает библиотеки.

2. Новая роль библиотек в информационной инфраструктуре общества

Современную эпоху характеризует новая роль информации, которая ранее приходила человеку через книги, журналы и другие печатные материалы, а теперь и через аудио- и видеозаписи, микрофильмы, лазерные диски, CD-ROM и Интернет. Информация предопределяет качество жизни, как отдельных индивидуумов, так и целых сообществ. Информация является жизненной необходимостью, но когда она поступает в чрезмерном и нерегулярном режиме, она становится деструктивной силой. Верна ли эта тенденция мирового информационного развития для нашей страны? И да, и нет. С одной стороны, мы становимся все более открытыми для всевозможных информационных потоков, с другой, ощущаем ограниченные возможности в освоении информационного пространства из-за экономических проблем. Как бы то ни было общая тенденция всеобъемлющего умножения информации едина.

При таком развитии событий мы столкнемся и уже сталкиваемся с состоянием беспокойства человека при огромном разнообразии информационных ресурсов. И только одна группа людей осознает всю важность этой проблемы. Именно библиотекари испокон веков занимались собиранием, организацией и распространением записанных знаний. Немногие профессии посвящены благородной идеи содействия человеку в поиске знаний и информации. Главной целью библиотек была и есть удовлетворение информационных потребностей общества. Чтобы следовать в современных условиях всевозрастающим информационным потребностям, чтобы быть востребованными обществом библиотеки могут и должны развивать свои информационные ресурсы и службы. Роль библиотек приобретает и социальный смысл, когда мы говорим об этом исторически сложившемся демократическом институте, обеспечивающем, как правило, бесплатный доступ к информации любого гражданина независимо от его положения в обществе.

Наша страна уже имеет достаточно сложную и развитую информационную инфраструктуру, и библиотеки являются ее неотъемлемой и существенной частью. Библиотеки, развиваясь в пределах этой инфраструктуры должны ей соответствовать и приспосабливаться к ней. Схема 1. поможет наглядно увидеть место библиотек в информационной инфраструктуре как части информационного цикла от ее создания до ее использования.

Схема 1 Взгляд на информационную структуру как части информационного цикла

Создатели Продукты Дистрибьюторы Распространители Потребители
Авторы Художники Музыканты Производители баз данных Книги Журналы CD-ROM Базы данных Web-страницы Издатели Продавцы Интернет-провайдеры Школы Библиотеки Университеты Музеи Бизнес Государственные агентства Индивидуумы Исследователи Студенты Служащие/рабочие Работодатели

Из этой схемы видно, что информационная инфраструктура состоит из институтов и индивидуумов, включенных в динамический процесс создания, распространения и использования информации в обществе. Мы видим, что библиотека вовлечена в процесс распространения и является посредником между пользователем и созданной информацией. Надо заметить, что библиотека присутствует в каждом процессе этого цикла. Так на организацию фондов влияют создатели информации, библиотекари также должны организовывать обеспечение информационными продуктами, они ведут переговоры с продавцами информации и имеют непосредственное отношение к потребителям информации.

Существует и другой способ рассмотрения информационной инфрастуктуры через представление разнообразных коммуникативных сетей, обслуживающие такие каналы передачи информации как телефонные линии, автоматизированные информационные системы, кабельное телевидение и Интернет (Схема 2).

Схема 2

Основные типы сетей и служб в информационной инфраструктуре

1.  Интернет

2.  Гос. Коммутаторная Телефонная Сеть

3.  Государственные Сети Данных

4.  Сотовые телефонные сети

5.  Коммерческие Спутниковые Сети

6.  Радиосети

7.  Телевизионные Сети

8.  Сети кабельного Телевидения

1.  Прямая Спутниковая Связь

2.  Информационные Центры

3.  Издательские Организации

4.  Культурно-развлекательные Информ. Службы

5.  Финансовые Информ. Сети И Службы

6.  Правительственные Информ. Сети

7.  Транспортные Информ. Сети

8.  Сети общественной безопасности

Взгляд на инфрастуктуру с этой точки зрения открывает степень участия библиотек в информационных системах самого широкого охвата. Библиотеки глубоко заинтересованы в привлечении как можно большего количества информационных сетей и служб в свою среду, так как через посредничество библиотек дополнительно количество информации станет более доступным для населения. В связи с этим неоценимое значение библиотеки придают Интернету, информационная емкость которого позволяет сочетать множество информационных сетей и систем на национальном и международном уровне. Библиотечные работники взаимодействуют с информационной инфраструктурой и другим способом. То есть они должны быть сведущи в многочисленных технических средствах, делающих передачу и обработку информации возможной и эффективной. К ним относятся сканеры, компьютеры, телефоны, факсы, компакт-диски, видео и аудиоаппаратура, радио, кабель, телеграф, спутниковая связь, оптико-волоконные средства связи, телевизоры, мониторы, принтеры, кинокамеры и др.

Современный мир впечатляет обилием и разнообразием информационных каналов, доминирование электронной и компьютерной технологии становится все очевидной. Библиотекари и библиотеки, осуществляя свою миссию распространителей информации и знаний обязаны понимать и развивать эти ресурсы.

Развитие электронных информационных технологий ведет к необходимости выработки принципиальных решений, которые дадут импульс в совершенствовании информационной инфраструктуры. Бизнес и промышленность, коммуникации (кабельные и телефонные компании), производители баз данных, федеральные власти, армия, библиотеки, ученые, академические институты и простые граждане, все подвержены влиянию этой инфраструктуры и связаны с ней. Необходимо решить такие вопросы как открытый доступ к информации, защита авторского права, и в тоже время, защита гражданского права на доступ к авторской информации, информационная безопасность, право на частную информацию, цена информационного доступа. Решение этих вопросов особенно важно для библиотек как институтов, которые отражают общественный срез интересов к информации, играет особую роль в информационной политике общества.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Современная библиотека – это адаптивная многофункциональная, открытая культурно-цивилизационная институция. Она собирает, организует и сохраняет документированное знание, гарантируя устойчивость общественной жизни в случае социальных потрясений. Организуя доступ к накопленным информационно-знаниевым ресурсам, обеспечивая навигацию в них, она формирует и удовлетворяет информационные, образовательные и культурные потребности индивидов, обеспечивая интеграцию их стремлений, действий и интересов, а также устойчивое развитие человеческого общества. Современная библиотека транслирует культурные нормы и ценности от поколения к поколению, способствуя социальной адаптации и социализации индивидов на протяжении всей жизни. Она становится не только активным участником информационного производства, но и необходимым инструментом управления знаниями.

Библиотека является одной из базовых (исходных) структур каждого социума, поэтому изменения в нем отражаются на библиотеке непосредственно, а ее общественная миссия определяется характером развития цивилизации. Через миссию библиотека связана как с ситуацией конкретного общества, так и с мировым культурным процессом в целом, в ней отражены этапы духовных исканий человечества.

Происходящие в современном обществе изменения приводят к трансформации социальных функций библиотеки. Ее традиционные функции (мемориальная, коммуникационная, информационная, образовательная и культурная) функции обогатились новым содержанием, расширились возможности их реализации. Особую актуальность и развитие получили такие функции библиотеки, как коммуникативная и когнитивная, обеспечивающие возможность познавательного процесса, преемственность культурного развития и использование общественного культурного достояния человечества.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1.  Акилина, М.И. Публичные библиотеки: тенденции обновления // Библиотековедение. – 2001. – № 2.

2.  Володин, Б.Ф. Научная библиотека в контексте научной, образовательной и культурной политики: Исторический опыт Германии. – СПб., 2002.

3.  Гончаров, С.3. Аксиологические и креативно-антропологические основы воспитания // Экономика и культура: межвузов. сб. – Екатеринбург, 2003.

4.  Карташов, Н.С. Общее библиотековедение. – Ч. 2. – М., 1997.

5.  Матлина, С.Г. Заметки на полях «Философских статей» в журнале «Библиотековедение» // Библиотековедение. – 1996. – № 4/5.

6.  Сетевое взаимодействие библиотек: материалы международ. конф. – СПб., 2000.

7.  Федореева, Л.В. Библиотека как социальный институт в период социальной трансформации: На примере формирования регионального информационно-библиотечного центра в Хабаровском крае: дис. канд. социол. наук: 22.00.04. – Хабаровск, 2005.

8.  Фирсов, В.Р. Сущностные функции библиотечной деятельности: Культуроведческий подход // Научные и технические библиотеки. – 1985. – № 5.

9.  Царева, Р.Н. Роль и место библиотеки в системе ценностей гражданского общества // Информационный бюллетень РБА. – 2005. – № 36.


[1] Федореева, Л.В. Библиотека как социальный институт в период социальной трансформации: На примере формирования регионального информационно-библиотечного центра в Хабаровском крае: дис. канд. социол. наук: 22.00.04. – Хабаровск, 2005.

[2] Карташов, Н.С. Общее библиотековедение. – Ч. 2. – М., 1997. – С. 4.

[3] Фирсов, В.Р. Сущностные функции библиотечной деятельности: Культуроведческий подход // Научные и технические библиотеки. – 1985. – № 5. – С.15-20.

[4] Володин, Б.Ф. Научная библиотека в контексте научной, образовательной и культурной политики: Исторический опыт Германии. – СПб., 2002. – С. 113.

[5] Царева, Р.Н. Роль и место библиотеки в системе ценностей гражданского общества // Информационный бюллетень РБА. – 2005. – № 36. – С. 16-19.

[6] Акилина, М.И. Публичные библиотеки: тенденции обновления // Библиотековедение. – 2001. – № 2. – С. 17.

[7] Сетевое взаимодействие библиотек: материалы международ. конф. – СПб., 2000. – С. 44.

[8] Гончаров, С.3. Аксиологические и креативно-антропологические основы воспитания // Экономика и культура: межвузов. сб. – Екатеринбург, 2003. – С. 255-275.

[9] Матлина, С.Г. Заметки на полях «Философских статей» в журнале «Библиотековедение» // Библиотековедение. – 1996. – № 4/5. – С. 102.


Страницы: 1, 2


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.