Реферат: Роль библиотек в обществе
Сегодня в
изменившихся социально-экономических условиях создается и действует огромное
количество библиотечных сетей, построенных на принципах, предполагающих
добровольность и активность участия, установление взаимовыгодных и партнерских
отношений. Целями библиотечного взаимодействия являются создание, накопление и
использование документированных знаний и общественно значимой информации.
В условиях
нарастающей интенсивности информационно-знаниевого потока, расширения
доступности составляющих его ресурсов реализация коммуникационной и
информационной функций невозможна без развития когнитивной деятельности
современной библиотеки, которая ранее носила вспомогательный характер.
Библиотека перестает быть пассивным информационным посредником, она
превращается в одну из самых продуктивных и массовых систем управления
знаниями.
Ей присущи
такие атрибуты сферы знания, как постоянное структурирование, смена контекстов,
фильтрация и целевая тематизация, трансляция и обработка. Библиотека
предоставляет широкие возможности обращения к коллективной памяти, снимая
противопоставление внешнего и внутреннего знания. Библиотека создает особые
«метаинструменты», с помощью которых управляет знаниевыми массивами. В их числе
системы каталогизации и классификации, библиографирования, способы мониторинга
знаниевых потребностей отдельных пользователей, социальных групп, и общества в
целом. Систематизируя знания, выделяя фрагментарный и глобальный его уровни,
библиотека, обеспечивает объективность и глубину познания окружающего мира.
Развитие когнитивной функции библиотеки – залог востребованности социального
института библиотеки в обществе знаний.
Современная
библиотека преодолевает границы информационной и коммуникационной функций и
берет на себя роль другого коммуникационного института – института образования.
Образовательная функция библиотеки включает совокупность видов деятельности,
направленных на обеспечение духовного воспроизводства общества. Современная
библиотека участвует в процессе образования как в широком (трансляция
культурных норм и ценностей нынешним и будущим поколениям), так и в узком
смысле (обеспечение информационной поддержки образования индивидуума). Обеспечивая
единство всеобщего (общекультурного) и особенного (профессионального)
образования, библиотека способствует становлению социально компетентной
личности. «Такая личность адекватно воспринимает целевое назначение социальных
институтов и тенденций их развития. Она способна к овладению развивающими
технологиями в системе организации и управления, т.е. способна быть
сознательным субъектом социальных процессов»[8].
Выполняя
образовательную функцию, библиотека всегда была одним из универсальных способов
познания. Универсальность выражается в стратификации общественных потребностей
и уровней познавательных задач, решаемых библиотекой, например: первоначальная
ликвидация безграмотности вообще или в какой-то отдельной области знания,
самообразование или научно-исследовательская работа и т. д.
Без обращения
к уже известным текстам практически невозможно познание вообще в какой-либо науке,
искусстве, религии. Ведь только при определении соответствующих различий можно
отделить элементы нового знания от старого, известного. Библиотека опосредует
обращение познающего читателя к текстам другой культуры, языку, истории,
обществу.
Кроме того,
библиотека связана с познанием производства нового текста, дискурса. С этой
точки зрения, она становится инструментом «культуротворчества»: обучает поиску
и созданию новых смыслов. В данной ситуации текст является «методологическим
полем… существующим в движении дискурса», пересекающим иные произведения, –
полем, …пронизанным цитатами, отсылками, эхом, языком культуры».
Библиотека
обеспечивает компенсацию разрыва в знаниях людей, постоянно подпитывая их
информацией о новейших достижениях науки, техники, культуры. Именно потому и
принято считать библиотеки главной базой непрерывного образования и самообразования.
Современная
библиотека вносит важный вклад в распространение и повышение информационной
культуры, которая, наряду с компьютерной грамотностью, становится одним из
важнейших условий деятельности человека как полноценного члена современного и
будущего общества. Продуктивность познания во многом зависит от владения
навыками предметной дифференциации и конкретизации знаний библиотечными средствами,
в том числе – систематизацией. С внедрением современных информационных технологий
задача обучить пользователей понимать и применять методы управления знаниями,
«фильтровать» информацию, делать собственный индивидуальный критический выбор
становится еще более актуальной, поскольку большинство из них не готово
самостоятельно работать в электронной информационной среде.
Деятельность,
направленная на свободное духовное развитие читателей, приобщение к ценностям
отечественной и мировой культуры, создание условий для культурной
(репродуктивной и продуктивной) деятельности составляет культурную функцию
библиотеки.
Являясь
неотъемлемой и органической частью культуры, выступая в качестве величайшей
ценности общечеловеческой культуры, библиотека в то же время представляет собой
один из важнейших факторов культурного развития, распространения, обновления и
приращения культурного достояния стран и народов. Особенно велика роль
библиотеки в культурно-репродуктивной деятельности человека, обеспечении
преемственности мирового культурного достояния.
Как мощный и
вместе с тем чуткий инструмент культурно-репродуктивной деятельности людей
библиотека способствует развитию общей культуры пользователей, приобщает их к
важнейшим достижениям национальной и мировой культуры, внедряет нормы,
традиции, достижения культуры в их сознание, жизнь, быт.
Традиционно
присущая библиотекам культурная функция в современном обществе усиливается за
счет большего (в условиях всеобщей глобализации) стремления каждого человека и
каждого сообщества к самоидентификации и продвижению собственной культуры.
Библиотека
через чтение способствует становлению человека как культурной, образованной
личности, поскольку обладает уникальными свойствами создания атмосферы
интеллектуальных, моральных, эстетических исканий и переживаний под влиянием чтения.
Библиотека
способствует «включению конкретного человека в культуру, выступая ее
ретранслятором (через духовные ценности, зафиксированные в информационных
источниках)».[9] В этом выражается ее
социализирующая функция.
Следует
отметить, что библиотека обладает рядом ощутимых преимуществ перед некоторыми
другими социальными институтами, вовлеченными в процесс социализации: ее
участие в данном процессе не имеет ограничений во времени и доступности.
Индивид, осознавая это или не осознавая, остается объектом социализации в
течение всего периода, пока он посещает библиотеки.
Современную
эпоху характеризует новая роль информации, которая ранее приходила человеку
через книги, журналы и другие печатные материалы, а теперь и через аудио- и
видеозаписи, микрофильмы, лазерные диски, CD-ROM и Интернет. Информация
предопределяет качество жизни, как отдельных индивидуумов, так и целых
сообществ. Информация является жизненной необходимостью, но когда она поступает
в чрезмерном и нерегулярном режиме, она становится деструктивной силой. Верна
ли эта тенденция мирового информационного развития для нашей страны? И да, и
нет. С одной стороны, мы становимся все более открытыми для всевозможных
информационных потоков, с другой, ощущаем ограниченные возможности в освоении
информационного пространства из-за экономических проблем. Как бы то ни было
общая тенденция всеобъемлющего умножения информации едина.
При таком
развитии событий мы столкнемся и уже сталкиваемся с состоянием беспокойства
человека при огромном разнообразии информационных ресурсов. И только одна
группа людей осознает всю важность этой проблемы. Именно библиотекари испокон
веков занимались собиранием, организацией и распространением записанных знаний.
Немногие профессии посвящены благородной идеи содействия человеку в поиске
знаний и информации. Главной целью библиотек была и есть удовлетворение
информационных потребностей общества. Чтобы следовать в современных условиях
всевозрастающим информационным потребностям, чтобы быть востребованными
обществом библиотеки могут и должны развивать свои информационные ресурсы и
службы. Роль библиотек приобретает и социальный смысл, когда мы говорим об этом
исторически сложившемся демократическом институте, обеспечивающем, как правило,
бесплатный доступ к информации любого гражданина независимо от его положения в
обществе.
Наша страна
уже имеет достаточно сложную и развитую информационную инфраструктуру, и
библиотеки являются ее неотъемлемой и существенной частью. Библиотеки,
развиваясь в пределах этой инфраструктуры должны ей соответствовать и
приспосабливаться к ней. Схема 1. поможет наглядно увидеть место библиотек в
информационной инфраструктуре как части информационного цикла от ее создания до
ее использования.
Схема 1 Взгляд
на информационную структуру как части информационного цикла
Создатели |
Продукты |
Дистрибьюторы |
Распространители |
Потребители |
Авторы Художники Музыканты Производители баз данных |
Книги Журналы CD-ROM Базы данных Web-страницы |
Издатели Продавцы Интернет-провайдеры |
Школы Библиотеки Университеты Музеи Бизнес Государственные
агентства |
Индивидуумы Исследователи Студенты Служащие/рабочие Работодатели |
Из этой схемы
видно, что информационная инфраструктура состоит из институтов и индивидуумов,
включенных в динамический процесс создания, распространения и использования
информации в обществе. Мы видим, что библиотека вовлечена в процесс
распространения и является посредником между пользователем и созданной
информацией. Надо заметить, что библиотека присутствует в каждом процессе этого
цикла. Так на организацию фондов влияют создатели информации, библиотекари
также должны организовывать обеспечение информационными продуктами, они ведут
переговоры с продавцами информации и имеют непосредственное отношение к
потребителям информации.
Существует и
другой способ рассмотрения информационной инфрастуктуры через представление
разнообразных коммуникативных сетей, обслуживающие такие каналы передачи
информации как телефонные линии, автоматизированные информационные системы,
кабельное телевидение и Интернет (Схема 2).
Схема 2
Основные типы
сетей и служб в информационной инфраструктуре
1.
Интернет
2.
Гос.
Коммутаторная Телефонная Сеть
3.
Государственные
Сети Данных
4.
Сотовые
телефонные сети
5.
Коммерческие
Спутниковые Сети
6.
Радиосети
7.
Телевизионные
Сети
8.
Сети кабельного
Телевидения
|
1.
Прямая
Спутниковая Связь
2.
Информационные
Центры
3.
Издательские
Организации
4.
Культурно-развлекательные
Информ. Службы
5.
Финансовые
Информ. Сети И Службы
6.
Правительственные
Информ. Сети
7.
Транспортные
Информ. Сети
8.
Сети общественной
безопасности
|
Взгляд на
инфрастуктуру с этой точки зрения открывает степень участия библиотек в
информационных системах самого широкого охвата. Библиотеки глубоко
заинтересованы в привлечении как можно большего количества информационных сетей
и служб в свою среду, так как через посредничество библиотек дополнительно
количество информации станет более доступным для населения. В связи с этим
неоценимое значение библиотеки придают Интернету, информационная емкость
которого позволяет сочетать множество информационных сетей и систем на
национальном и международном уровне. Библиотечные работники взаимодействуют с
информационной инфраструктурой и другим способом. То есть они должны быть
сведущи в многочисленных технических средствах, делающих передачу и обработку
информации возможной и эффективной. К ним относятся сканеры, компьютеры, телефоны,
факсы, компакт-диски, видео и аудиоаппаратура, радио, кабель, телеграф,
спутниковая связь, оптико-волоконные средства связи, телевизоры, мониторы,
принтеры, кинокамеры и др.
Современный
мир впечатляет обилием и разнообразием информационных каналов, доминирование
электронной и компьютерной технологии становится все очевидной. Библиотекари и
библиотеки, осуществляя свою миссию распространителей информации и знаний обязаны
понимать и развивать эти ресурсы.
Развитие
электронных информационных технологий ведет к необходимости выработки
принципиальных решений, которые дадут импульс в совершенствовании
информационной инфраструктуры. Бизнес и промышленность, коммуникации (кабельные
и телефонные компании), производители баз данных, федеральные власти, армия,
библиотеки, ученые, академические институты и простые граждане, все подвержены
влиянию этой инфраструктуры и связаны с ней. Необходимо решить такие вопросы
как открытый доступ к информации, защита авторского права, и в тоже время,
защита гражданского права на доступ к авторской информации, информационная безопасность,
право на частную информацию, цена информационного доступа. Решение этих
вопросов особенно важно для библиотек как институтов, которые отражают
общественный срез интересов к информации, играет особую роль в информационной
политике общества.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Современная
библиотека – это адаптивная многофункциональная, открытая культурно-цивилизационная
институция. Она собирает, организует и сохраняет документированное знание,
гарантируя устойчивость общественной жизни в случае социальных потрясений.
Организуя доступ к накопленным информационно-знаниевым ресурсам, обеспечивая
навигацию в них, она формирует и удовлетворяет информационные, образовательные
и культурные потребности индивидов, обеспечивая интеграцию их стремлений,
действий и интересов, а также устойчивое развитие человеческого общества.
Современная библиотека транслирует культурные нормы и ценности от поколения к
поколению, способствуя социальной адаптации и социализации индивидов на
протяжении всей жизни. Она становится не только активным участником
информационного производства, но и необходимым инструментом управления
знаниями.
Библиотека
является одной из базовых (исходных) структур каждого социума, поэтому
изменения в нем отражаются на библиотеке непосредственно, а ее общественная
миссия определяется характером развития цивилизации. Через миссию библиотека
связана как с ситуацией конкретного общества, так и с мировым культурным
процессом в целом, в ней отражены этапы духовных исканий человечества.
Происходящие
в современном обществе изменения приводят к трансформации социальных функций
библиотеки. Ее традиционные функции (мемориальная, коммуникационная,
информационная, образовательная и культурная) функции обогатились новым
содержанием, расширились возможности их реализации. Особую актуальность и
развитие получили такие функции библиотеки, как коммуникативная и когнитивная,
обеспечивающие возможность познавательного процесса, преемственность
культурного развития и использование общественного культурного достояния
человечества.
СПИСОК
ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1.
Акилина, М.И.
Публичные библиотеки: тенденции обновления // Библиотековедение. – 2001. – № 2.
2.
Володин, Б.Ф.
Научная библиотека в контексте научной, образовательной и культурной политики:
Исторический опыт Германии. – СПб., 2002.
3.
Гончаров, С.3.
Аксиологические и креативно-антропологические основы воспитания // Экономика и
культура: межвузов. сб. – Екатеринбург, 2003.
4.
Карташов, Н.С.
Общее библиотековедение. – Ч. 2. – М., 1997.
5.
Матлина, С.Г.
Заметки на полях «Философских статей» в журнале «Библиотековедение» //
Библиотековедение. – 1996. – № 4/5.
6.
Сетевое
взаимодействие библиотек: материалы международ. конф. – СПб., 2000.
7.
Федореева, Л.В.
Библиотека как социальный институт в период социальной трансформации: На
примере формирования регионального информационно-библиотечного центра в Хабаровском
крае: дис. канд. социол. наук: 22.00.04. – Хабаровск, 2005.
8.
Фирсов, В.Р.
Сущностные функции библиотечной деятельности: Культуроведческий подход //
Научные и технические библиотеки. – 1985. – № 5.
9.
Царева, Р.Н. Роль
и место библиотеки в системе ценностей гражданского общества // Информационный
бюллетень РБА. – 2005. – № 36.
[1] Федореева, Л.В.
Библиотека как социальный институт в период социальной трансформации: На
примере формирования регионального информационно-библиотечного центра в
Хабаровском крае: дис. канд. социол. наук: 22.00.04. – Хабаровск, 2005.
[2] Карташов, Н.С. Общее
библиотековедение. – Ч. 2. – М., 1997. – С. 4.
[3] Фирсов, В.Р. Сущностные
функции библиотечной деятельности: Культуроведческий подход // Научные и
технические библиотеки. – 1985. – № 5. – С.15-20.
[4] Володин, Б.Ф. Научная
библиотека в контексте научной, образовательной и культурной политики: Исторический
опыт Германии. – СПб., 2002. – С. 113.
[5] Царева, Р.Н. Роль и место
библиотеки в системе ценностей гражданского общества // Информационный
бюллетень РБА. – 2005. – № 36. – С. 16-19.
[6] Акилина, М.И. Публичные
библиотеки: тенденции обновления // Библиотековедение. – 2001. – № 2. – С. 17.
[7] Сетевое взаимодействие
библиотек: материалы международ. конф. – СПб., 2000. – С. 44.
[8] Гончаров, С.3.
Аксиологические и креативно-антропологические основы воспитания // Экономика и
культура: межвузов. сб. – Екатеринбург, 2003. – С. 255-275.
[9] Матлина, С.Г. Заметки на
полях «Философских статей» в журнале «Библиотековедение» // Библиотековедение.
– 1996. – № 4/5. – С. 102.
|