К началу XIX в. Россия была мировой державой,
игравшей заметную роль на европейской арене. Она занимала территорию в 17,4
млн. кв. км; на этой территории, по данным переписи 1795 г., проживало 37,4
млн. человек. Около 90% всего населения составляли крестьяне: примерно 2% —
дворяне. Имело тенденцию к росту ведущее в экономике страны аграрное пpoизводство, происходили сдвиги в
промышленности. Однако, говоря словами современного исследователя Б. Г.
Литвака, Русь-тройка «не мчалась, а еле-еле тащилась по ухабистой дороге
истории». Первая половина XIX в. принесла немалые перемены. Не без основания
историки подчеркивают, что с началом этого столетия Россия вступила в новый
этап своего развития. Многих специалистов интересовал, в частности, вопрос о
причинах и сущности преобразовательной деятельности Александра I, занимавшего
российский престол с марта 1801 г. по ноябрь 1825-го, причем решают они его
по-разному. Так, авторы многотомных трудов об Александре I и его времени
генералы М. И. Богданович и Н. К. Шильдер развивали идею о стремлении царя к
законности как главным мотиве его преобразований. Ненавидя деспотизм, Александр
I, как утверждал Богданович, стремился «навсегда охра нить от произвола права
всех и каждого».
Насильственное
устранение Павла I в 1801 г. и воцарение его сына Александра I не только не
вызвало потрясения в стране, но пробудило ожидания реформ, большей свободы,
конституции. Манифест по поводу коронования Александра I содержал либеральные
идеи: подтверждались основные права подданных, введенные Екатериной II, было обещано
введение законов, которые обеспечат неприкосновенность личности и частной собственности,
смягчение уголовного права, отменялись ограничения, введенные Пактом I
(телесные наказания, цензура). Александр I правил почти четверть века:
1801—1825 гг. О нем и его взглядах остались самые противоречивые свидетельства
современников. Он высказывал прямо противоположные взгляды, предпринимал такие
же действия. Эта особенность породила у современников впечатление
неискренности императора. Известно высказывание Наполеона: "Александр
умен, приятен, но ему нельзя доверял»; он неискренен: это истинный
византиец..., тонкий, притворный, хитрый". Французский писатель Ф.
Шатобриан был более краток: "Изворотлив, как грек". "Северный
Тальма" — так часто называли Александра I в европейских салонах, намекая
на его артистические способности. Очевидно, что по взглядам император был
умеренным либералом. Он воспитывался в духе просвещенного абсолютизма, был умен
и не мог не считаться с духом времени, прежде всего с влиянием Великой
Французской революции. По признанию современников, он имел большой политический
талант, но многие считали, что проявился этот талант больше в военной области
и внешней политике, чем во внутренней.
Первый
этап царствования Александра I, с 1801 по 1815 г., именуют периодом просвещенного
абсолютизма. Если просвещенный абсолютизм Екатерины II был связан с французским
просвещением, окрашен идеями Вольтера, Монтескье, то просвещенный абсолютизм
ХIX в. подпитывался идеями Великой Французской революции и теми процессами в
Европе, которые происходили под ее влиянием. Вокруг царя сложился кружок
друзей, который получил название "Негласный комитет". В него вошли
молодые аристократы: графы П. А. Сгроганов и В.Д. Кочубей, Н.Д. Довосильцев,
князь А.Д. Чарторыйский. Консервативные круги общества окрестили этот комитет
"якобинской шайкой". Он заседал с 1801 по 1803 гг. и обсуждал проекты
государственных реформ, отмены крепостного права и т.п. Но постепенно его
деятельность сошла на нет, дело реформ было передано в руки государственной
бюрократии. Большую роль в подготовке преобразований в области государственного
устройства сыграл М. М. Сперанский. Сын бедного сельского священника, он
обладал блестящими способностями, совершил стремительную карьеру и стал в 1807
г. статс-секретарем и ближайшим советником императора. Проект реформы
общественно-политического устройства России М. М. Сперанский изложил в 1809 г.
в документе, который назывался "Введение к уложению государственных
законов". Предлагалось:
1.
Ввести в закон понятия политических и гражданских прав, но не для всех. Крепостным
крестьянам (помещичьим), рабочим по найму, домашним слугам не предполагалось
предоставлять гражданские права. Надо иметь в виду, что и на Западе в то время
еще не шла речь о всеобщности в гражданских правах, а в США существовало рабство.
Важно, что в этом случае появлялась возможность влиять на систему власти,
причем не только для аристократии, но и для средних слоев.
2.
Обеспечить разделение властей и привлечение общества, обладающего гражданскими
правами, к управлению. Судебная власть признавалась полностью независимой и
подчинялась Сенату. Законодательную власть должны были представлять выборные
местные думы и центральная Государственная дума. Исполнительная же власть
подчинялась законодательной. Она была представлена министерствами в центре и
местными органами управления внизу. Средоточием всех властей являлся император.
3.
Провозглашалось правовое государство: правит закон, а не люди.
4.
Предполагалось ввести выборность чиновников, а это подразумевало их ответственность
перед обществом.
Вся
система государственного управления, по проекту М. М. Сперанского, строилась
снизу вверх. Предусматривалось, что население будет выбирать местные думы.
Собираясь раз в три года, они, в свою очередь, должны выбирать членов
правления, которым предлагалось вести местное хозяйство до следующего
собрания, а также представителей в вышестоящие думы (волостная — в окружную,
окружная — в губернскую, губернская — в центральную). Обосновывая
необходимость подобной реформы, М. М. Сперанский утверждал, что Россия движется
к неминуемой общественной катастрофе, о чем свидетельствует падение престижа
власти в народе. При этом следует отметить, что М. М. Сперанский не предусматривал
отмены крепостного права, однако взаимоотношения крестьян с помещиком предполагалось
регламентировать законом, а помещичьим крестьянам предлагалось дать право
приобретать движимую и недвижимую собственность; но проект остался на бумаге.
Царь
был вынужден маневрировать между активизировавшимися консервативными и теми
общественными силами, которые требовали изменений. Планы М. М. Сперанского
вызвали сопротивление в высших слоях общества, да и сам Александр I охладел к
либеральным идеям. Но все же кое-что из либеральных начинаний было
реализовано. Произошло выделение и организационное оформление по европейскому
типу исполнительной власти. В 1802 г. был создан Комитет министров как высшее
административное учреждение. Коллегии, созданные Петром I, как отраслевые
органы государственного управления окончательно ушли в прошлое, были заменены
министерствами. Первоначально Комитет министров также имел законосовещательные
права по всем вопросам государственного управления и не обладал исполнительной
властью (реализация решений возлагалась на соответствующих министров). По
существу, Комитет так и не стал органом, объединяющим и направляющим
деятельность различных министерств. Он был местом совещания императора с
наиболее доверенными высшими чиновниками. Более четко структура и функции
исполнительной власти были определены в 1811 г. Это завершило организационное
оформление исполнительной ветви власти. С введением министерств усилилось
единоначалие в государственном управлении. Эти преобразования сказались на положении
Сената. Он стал органом, надзирающим за правильностью исполнения законов в
государстве.
В
1810 г. был создан Государственный совет — законосовещательный орган при царе.
Председатель и его члены назначались царем. "Никакой закон не может быть
представлен на утверждение императора помимо Государственного совета", —
гласил императорский указ. Он централизовал законодательную деятельность,
упорядочил введение новых юридических норм. Утверждалось, что Государственный
совет "учрежден для того, чтобы власти законодательной, дотоле рассеянной
и разбросанной, дать новое начертание постоянства и единообразия".
Буквально первые же годы деятельности Государственного совета показали, что
самодержавие не в состоянии следовать даже тому порядку, который оно само
санкционировало. Принятая общая идея о введении в России законного правопорядка
на практике приходила в противоречие с гораздо глубже укоренившимся традиционным
произволом русского абсолютизма. Многие важные законопроекты стали утверждаться
царем, минуя Государственный Совет, по докладам председателя Комитета министров,
председателей различных советов и комитетов. С течением времени сфера компетенции
Государственного совета вообще стала терять сколько-нибудь четкие очертания.
В
результате реформ, несмотря на негативные стороны, структура власти организационно
и функционально приблизилась к европейской. Наряду с выделением судебных органов,
которое произошло при Екатерине II, теперь оформилась исполнительная власть и
появился зародыш будущей законодательной. Хотя вся система государственного
управления была замкнута на императоре, а законодательной власти как
самостоятельной сферы политической деятельности еще не существовало, Россия
сделала новый шаг к разделению властей. Однако общество по-прежнему не имело
никаких каналов влияния на систему власти и целиком зависело от бюрократии.
Реформаторская деятельность М. М. Сперанского, возможность действительного
введения разделения властей вызвала недовольство бюрократии, дворянства. Он
был отстранен от государственной деятельности и сослан в Нижний Новгород, а
затем в Пермь.
Были
предприняты некоторые меры, направленные на борьбу с отрицательными сторонами
бюрократического управления, придание управленческой деятельности цивилизованных
начал. В 1809 г. указом царя был введен "экзамен на чин". От него
освобождались те чиновники, которые закончили университет в России, к
остальным же предъявлялись следующие требования: знание русского языка и
одного из иностранных, владение основами естественного, римского, гражданского
и уголовного права, знание российской и всемирной истории; овладение основами
естествознания, географии, математики, физики. Главной целью была подготовка
"исполнителей, сведущих, обладающих твердым и отечественным
образованием". Указ был воспринят с неудовольствием, т.к. на экзамене
требовалось показать разносторонние знания. Знаменитый российский историк Н. М.
Карамзин, который также не одобрял этого нововведения, писал: "У вac председатель
гражданской палаты обязан знать Гомера и Феокрита, секретарь сенатский —
свойство оксигена и всех газов, вице-губернатор — пифагорову фигуру,
надзиратель в доме сумасшедших — римское право, или умрут коллежскими и
титулярными советниками". Однако бюрократические меры борьбы с
бюрократизмом не могли быть эффективными.
Необходимость
реформирования почвенного уклада, особенно отмены крепостного права, также была
очевидна. Император неоднократно заявлял о необходимости улучшения
бедственного положения крепостных крестьян. Были сделаны некоторые шаги в этом
направлении.
Запрещена
раздача или продажа государственных крестьян в частные руки. Таким образом
было приостановлено увеличение числа крепостного населения. Однако проводилось
в жизнь это положение непоследовательно. В 1810—1817 гг. в связи с тяжелым
финансовым положением империи в частные руки все же было продано десять тысяч
душ мужского пола; широко практиковалась сдача государственных крестьян в аренду
частным лицам в Белоруссии и в Правобережной Украине. К концу царствования Александра
I в аренде числилось 350 тысяч казенных крестьян.
Ограничена
продажа крестьян: запрещено продавать на ярмарках "в розницу", то
есть без семьи, без земли, публиковать объявления о продаже, ссылать крестьян в
Сибирь за незначительные поступки.
Указ
1803 г. "О вольных хлебопашцах" предусматривал выход крестьян на волю
по обоюдному согласию с помещиком. Однако воспользоваться этим указом было
трудно, и к 1825 г. в соответствии с ним освободились менее 0,5 % крепостных.
В
1804—1805 гг. началась отмена крепостного права в прибалтийских губерниях (в
Латвии и Эстонии). Отмена крепостного права распространялась на крестьян
"дворохозяев" (то есть необщинников). Они получали полную свободу, но
без земли, которую должны были арендовать у помещика за барщину, оброк.
Таким
образом, язва крепостного права сохранялась. В почвенном укладе по-прежнему
господствовала корпоративность (община, уравнительные принципы). С введением
военных поселений на казенных землях ряда губерний (Петербургской,
Новгородской, Могилевской, Харьковской) ухудшилось положение государственных
крестьян. Фактически они потеряли личную свободу, должны были жить в
одинаковых домах, по команде вставать, выходить на работу и возвращаться
домой. В особенно тяжелом положении была помещичья деревня. Рост задолженности
помещиков привел к тому, что к 1859 г. в государственных кредитных учреждениях
было заложено 65% всех крепостных.
Западный
уклад, по сравнению с "почвой", развивался динамично: к I860 г. число
крупных предприятий выросло до 15 тысяч. В 30-40- е гг. ХIX в. начался
промышленный переворот, переход от мануфактуры к фабрике, от ручного труда к
машинному. Города превращались в промышленные центры, росла численность
городского населения. Улучшилась система путей сообщения: появились пароходы,
были прорыты каналы, соединившие внутренние районы с морскими портами. Хотя и
медленно, шло классообразование. Сократилась доля крепостных рабочих на крупных
промышленных предприятиях (к I860 г. до 18%). Создавались условия для
расширения слоя мелких собственников, в том числе и в деревне: в 1801 г. купцы,
мещане, казенные крестьяне получили право покупать землю в частную
собственность. В 1858 г. 270 тысяч домохозяев имели в частной собственности
свыше одного миллиона десятин земли. Поскольку крепостной крестьянин не имел
прав на собственность, землей он владел де-факто. (Юридически собственность
оформлялась на помещика.)
Сделаны были важные шаги в развитии образования.
Созданы университеты: Казанский, Харьковский, Петербургский. В 1804 г. было
открыто Московское коммерческое училище, которое положило начало специальному
экономическому образованию. Кстати, именно при Александре I были переведены на
русский язык и изданы экономические труды Адама Смита, которые стало модно
читать в высшем обществе. Важным нововведением явилось то, что отныне в
учебные заведения могли быть приняты представители всех сословий и на низших
ступенях обучение было бесплатным (оплачивалось из государственного бюджета).
Для царствования Александра I была также характерна безусловная веротерпимость,
что было крайне важно для многонациональной России.
Глава 2. Россия эпохи Николая I
Николай
I стал императором России. Его политическим идеалом был Петр I, которому он
старался во всем подражал. Изображение Петра Великого до самой смерти всегда
было с Николаем. Казалось бы, такой выбор идеала означал прозападность
императора. Однако это не так. В Петре I его привлекала решительность, сила и
мощь государственной власти. Он, как и Петр I, верил во всесилие государства и
считал, что государственный механизм может изменить мир. Он не только не хотел
преобразовывать Россию по западному варианту, но и мечтал искоренить то, что
уже было сделано до него в этом направлении. В одном из первых манифестов после
14 декабря 1825 г. Николай I поставил задачу очистил, Русь от заразы, извне к
нам нанесенной. Для упрочения государственной власти предлагалось насаждать
"отечественное, природное, не чужеземное воспитание".
После
восстания декабристов Николай I создал секретный комитет для разработки
проектов реформ, приблизил М. М. Сперанского, который к этому времени оставил
конституционные проекты и стал защитником неограниченного самодержавия. Ему
было поручено возглавить деятельность по кодификации законов Российского
государства. К 1830 г. эта работа была закончена. Полное собрание законов
Российской империи составило 47 томов. Первая статья их гласила:
"Император Российский есть монарх самодержавный и неограниченный.
Повиноваться верховной власти не токмо за страх, но и за совесть сам Бог
повелевает". В кодификации и издании законов ничего реформаторского не
было, но это было важное событие. До издания свода законов никто подлинно не
знал, какие законы на какой предмет существуют. Законы были разбросаны по
архивам и ведомствам; их можно было разыскивать и противопоставлять друг другу
и, не сходя с формальной законной почвы, оправдывать даже вопиющие
злоупотребления.
Вторая
четверть ХIX в. — время в России, когда принцип личной
неограниченной власти императора достиг максимального развития. Важнейшим
орудием этой власти была Собственная его императорского величества канцелярия и
особенное отделение, принципы работы которого так характеризует историк начала
XX в. АД Пресняков: "Наряду с розыском о "государственных
преступниках" (а чего только не подводили под это понятие!) в третьем
отделении было сосредоточено распоряжение их судьбою в тюрьме и ссылке; сюда
поступали разнообразные сведения о "подозрительных лицах"—отнюдь не
только в политическом отношении, но также уголовном и вообще полицейском;
отсюда исходили против них негласные меры надзора и высылки; отсюда следили за
всеми пребывающими из заграницы и выезжавшими из России; сюда поступали из
всех губерний и жандармских округов периодические "ведомости" о
всевозможных происшествиях, о более ярких уголовных делах, особенно о
фальшивомонетчиках, корчемниках и контрабандистах; тут внимательно следили за
крестьянскими волнениями, расследовали их причины и поводы, принимали меры к их
подавлению; тут все усиливалось наблюдение за поведением литературы".
Как
упразднить то, что отжило, не вызвав потрясений? Этого Николай I не знал, но
все же кое-что предпринял в этом направлении. Опираясь на усиление дисциплины и
централизации, самодержавие укрепляло российский государственный строй и
пыталось продвинуться в решении крестьянского вопроса. Крестьянский вопрос был
в центре внимания императора. Он девал раз создавая секретные комитеты по
крестьянскому делу, но деятельность их была малоуспешной. Следуя примеру
Александра I начинал, реформы с западных районов, по окончании русско-турецкой
войны 1828—1829 гг. Николай I объявил крестьян в Молдавии и Валахии лично
свободными. При этом точно были определены их повинности в отношении помещика.
В 1837—1841 гг. была проведена реформа государственной деревни, в результате
которой государственные крестьяне получили юридические права, административное
управление было реорганизовано. Реформа не внесла серьезных изменений в
положение крестьян, но улучшила систему управления ими. В результате работы
очередного секретного комитета появилось "Положение об обязанных крестьянах"
1842 г., в соответствии с которым помещикам предоставлялось право заключать со
своими крестьянами добровольные соглашения о прекращении личной крепостной
зависимости и о переводе их в разряд обязанных поселян. За отвод земли,
оставшейся собственностью помещика, но находившейся в пользовании крестьян,
обязанные крестьяне должны были или отбывать барщину, или уплачивать денежный
оброк. При этом вводились элементы сельского самоуправления.