Судоходство - древнейшая отрасль
транспорта, зародившаяся еще в далеком прошлом. И ныне морской транспорт - очень
важная составная часть мировой транспортной системы, без которой нормальное
функционирование мирового хозяйства было бы невозможным. Во второй половине ХХ
в. развитию морского транспорта способствовали формирование очень большого
территориального разрыва между районами производства и потребления, увеличение
зависимости большинства экономически развитых стран от заморских поставок
топлива и сырья, а также от сбыта своей продукции. Достаточно сказать, что в
Великобритании и Японии морской транспорт обслуживает 98% всех внешнеторговых
перевозок, в США - 90%. Неудивительно, что в целом в мире судоходство
обеспечивает транспортными услугами примерно 80% международных экономических
связей. По путям морской торговли ежегодно перевозят товары стоимостью более
1,5 млрд долл. А в суммарном мировом грузообороте доля морского транспорта
составляет 62%.
Таблица 1 - Динамика грузооборота и объема перевозок морского транспорта
во второй половине ХХ в.
Год
Грузооборот, млрд т•км
Объем перевозок, млн т
1950
3 570
550
1960
7 500
1 110
1970
18 145
2 480
1975
23 300
3 050
1980
32 160
3 650
1985
27 500
3 190
1990
28 100
4 000
1995
29 015
4 650
2000
31 000
5 100
Как
видно из таблицы 1, за последние 50 лет в результате роста интенсивности
судоходства, суммарный грузооборот и объемы перевозок выросли в 10 раз. Это не
удивительно, в послевоенные годы мировая экономика стремительно пошла вверх,
что отразилось на объемах морских перевозок. Со своей стороны развитие мирового
хозяйства в условиях НТР и глобализации постоянно и сильно воздействует на
морской транспорт. Это выражается в формировании новых морских путей и
образовании особых их сгущений на некоторых направлениях, в усилении
монополизации судоходства, в обострении борьбы за грузы, доходящей до «войны
флагов», в контейнеризации морского транспорта, в изменении форм организации
перевозок. Анализ таблицы позволяет сделать вывод о зависимости морских
перевозок от состояния мирового хозяйства. Очень быстро росли перевозки в 50-80-е
годы. Мировой грузооборот морского транспорта увеличился за тот период времени
в 9 раз, а объем перевозимых грузов - более чем в 6,5 раза. Но в первой
половине 80-х годов и абсолютные, и относительные показатели довольно резко
снизились - в результате энергетического и сырьевого кризисов середины 70-х
годов и циклического кризиса мирового капиталистического хозяйства в начале
80-х. Начавшийся в конце 80-х годов новый подъем мировой экономики снова привел
к увеличению спроса на морские перевозки, и они опять стали расти. Интересно,
что этот рост проявился в первую очередь в объеме перевозок грузов и в
значительно меньшей степени - в грузообороте. Это объясняется уменьшением
дальности транспортировки многих грузов (например нефти - в среднем с 13 до 8
тыс. км). Во второй половине 90-х годов морские перевозки продолжали расти, но
с перебоями и в целом не так быстро, как предполагалось. Так что и прогнозы на
начало ХХI в. пришлось скорректировать в сторону уменьшения. Одновременно
большие изменения происходили в структуре мировых морских перевозок. До начала
энергетического кризиса главной чертой этих изменений было увеличение доли
наливных грузов (в 1950 г. - 41%, в 1960 г. - 49, в 1970 г. - 55%). Но в связи
с кризисом доля их стала снижаться, тогда как доля навалочных, насыпных и штучных
(так называемых генеральных) грузов - возрастать. К концу 80-х годов доля
наливных грузов уменьшилась до 37%, доля навалочных и насыпных грузов выросла
до 24, а генеральных грузов - до 25%. В 90-х годах эта тенденция сохранилась: перевозки
угля, железной руды, бокситов, зерна, продовольствия и в особенности
генеральных грузов росли быстрее, чем перевозки нефти и нефтепродуктов.
Таблица
1. Динамика структуры тоннажа мирового транспортного флота (млн. тонн дедвейта)
Год
Танкеры
Химовозы
Газовозы
Балкеры
Комбиниро-
ванные
Контейне-
ровозы
Универ-
сальные
Рефреже-
раторы
Специализи-
рованные
Ролкеры
Пассажирские
2008
399,8
9,3
30,2
382,4
4,3
144,6
75,5
6,6
14
6,7
6,2
Анализируя таблицу 2, можно сказать что в данный момент
более трети мирового грузооборота на море приходится на долю танкеров. Это не
удивительно, ведь человечество с каждым днем нуждается в топливе и
углеводородном сырье все больше и больше. Основные экспортеры нефти это страны
ОПЕК, а потребители - технологически развитые страны - США, Япония, страны ЕС и
другие. Второе место по объему грузоперевозок принадлежит балкерам., третье
контейнеровозам, чья роль в суммарном грузообороте растет каждый год, благодаря
их маневренности и универсальности и простоте.
Таблица 2. Динамика
структуры тоннажа мирового транспортного флота (удельный вес по дедвейту, %)
Год
Танкеры
Химовозы
Газовозы
Балкеры
Комбиниро-
Контейне-
Универ-
Рефреже-
Специализи-
Ролкеры
Пассажирские
ванные
ровозы
сальные
раторы
рованные
1997
38,7
1,2
2,1
33,9
3
6,7
10,9
1
0,7
1,2
0,6
1998
38,3
1,2
2,1
34,5
2,6
7,4
10,3
1
0,9
1
0,7
1999
38,5
1,1
2,2
33,8
2,4
8,1
10,1
1
1,2
0,9
0,7
2000
38,9
1,1
2,2
33,5
2,1
8,3
10
1
1,2
0,9
0,8
2001
38,6
1,1
2,4
33,8
1,9
8,8
9,7
1
1,2
0,8
0,7
2002
37,8
1
2,4
34,8
1,7
9,8
8,8
0,9
1,2
0,9
0,7
2003
37,4
1
2,4
34,8
1,6
10,3
8,8
0,9
1,2
1
0,6
2004
37,8
1
2,4
34,5
1,4
10,7
8,4
0,9
1,2
1
0,7
2005
37,9
1
2,5
34,8
1,2
11,2
7,9
0,7
1,1
0,9
0,7
2006
37,4
1,1
2,6
35,3
0,9
11,8
7,6
0,7
1,3
0,7
0,6
2007
37,1
1
2,7
35,4
0,6
12,7
7,3
0,7
1,3
0,7
0,6
2008
37
0,9
2,8
35,4
0,4
13,4
7
0,6
1,3
0,6
0,6
Для большей наглядности динамики
структуры тоннажа мирового транспортного флота построим диаграмму: