Реферат: Созидательные и разрушительные идеи
Реферат: Созидательные и разрушительные идеи
План
Введение
1. Влияние идей и идеологий на жизнь
человека и общества.
2. Историко-философские корни
созидательных идей. Созидательные идеи Заратуштры, Будды, Сократа, Платона,
Конфуция, Амира Тимура и др.
3. Место созидательных идей в
развитии общества
4. Разрушительные идеи и их вредность
для общественного развития.
4.1 Национализм, как объект научного
исследования.
4.2 Великодержавный шовинизм
4.3 Разрушительная сила религиозного
фанатизма.
Заключение
Список использованной литературы
Введение
Созидательные и
разрушительные идеи. Из опыта древней и средневековой истории, из уроков
современности становится очевидным, что идеи и идеологии, существующие в мире,
несмотря на различив их формах, прежде всего отражают два стремления – к
созиданию или к разрушению. Если рассматривать историю человечества с идейной
точки зрения, то она есть непрерывный процесс возникновения, практический
реализации и взаимоотношений друг с другом различных идей и идеологий. В данном
процессе идеи отличаются друг от друга тем, какие цели и задачи преследуются их
проводниками в жизнь, чьи интересы они выражают.
Сущность и содержание
исторических форм идей и идеологий испокон веков определяла диалектика борьбы
добра и зла, созидания и разрешения. В противовес идеям захватничества,
стремления разбогатеть за счет других народов, терроризма и религиозного
экстремизма и идеи свободы, мира и справедливости становились победоносным
знаменем всех прогрессивных сил.
В созидательные идеи
входят: свобода, мир, равенство, дружба, свободомыслие, толерантность,
суверенитет, справедливость, сотрудничество, согласие, просветительство,
народолюбие. И так: Созидательные идеи служат прогрессу, ведут общество и людей
к добру.
Созидательные идеи лежат
в основе идеологий, служащих высоким целям и благородным устремлениям. А
идеологии, формирующиеся на основе разрушительных идей, ведут народы и
государства к упадку, подвергают человека порабощению.
Пока в обществе
существует гнет и насилие, подлость и мракобесие, являющиеся антиподами
благородны деяний, целей и идей, не будет счастья. Однако антигуманные идеи не
могут остановить стремление людей к высоким идеалам добра и справедливости,
мира и братства, прогресса и благосостояния.
В разрушительные идеи
входят: колониализм, агрессия, тоталитаризм, фундаментализм, мракобесие,
расизм, национализм, местничество, космополитизм, шовинизм. И так:
разрушительные идеи становятся причиной краха государств, разрушения
цивилизаций, упадка народов, служат антигуманным целям.
Целью, выполнения данного
реферата, является глубокое и полное изучение созидательных и разрушительных
идей и их влияние на развитие общества и формирование современного Узбекистана.
1. Влияние идей и
идеологий на жизнь человека и общества
В зависимости от уровней
анализа, подходов и взглядов на идеологию, меняются представления о назначении
идеологии в обществе. Л. Браун видит его в ликвидации психопатологических
напряжений (иллюзорно-компенсаторная функция, сублимация страхов), А. Винер - в
разработке глобальной стратегии человечества, П. Ансар - в обеспечении
(обосновании и поддержании) политических решений (см. также: "идеология
как интеллектуальное оправдание существующего порядка"). А. Сейхи - в
способности объяснять общественные явления, Т. Парсонс - в способности
сплачивать людей. В представлении М. Фуко идеология являет собой некую
спонтанную эманацию "массового сознания", обеспечивающую самоописание
общества. Д. Белл представляет идеологию как превращение идеи в социальный
рычаг, Брахер - как ориентированную на действие систему убеждений, и т.д.
Различия в оценках роли и значимости идеологии обусловлены в немалой степени
тем, что идеология как специфическая область социально-культурных явлений
потенциально несет в себе как позитивное, так и негативное. Ее роль и характер
влияния зависят от того, какое место она занимает в обществе (организации), и
как с ней обращаются. Об актуальности идеологии свидетельствуют следующие
высказывания. К. Поппер: "идеи, особенно моральные и религиозные, обладают
такой силой, которую можно сравнить по меньшей мере с силой в физике", Л.
Козер: "идеологии придают коллективную ориентацию всякому движению,
укрепляют социальные общности и делают борьбу людей целенаправленной", Э.
Шпрангер: "…настоящая идеология является выражением того, ради чего
человек живет", О. Лемберг: "идеология придает смысл существованию и
всему происходящему, она интерпретирует мир для людей и ориентирует их в
нем", Я. Барион: "идеологии дают человеку общую ориентацию в жизни,
цели и задачи, приготавливают его к осуществлению этих целей, дают систему
ценностей и норм его поведения".
В советской науке до
недавнего времени вопросам идеологии придавалось первостепенное значение.
Идеология в советском обществе была одним из его основных системообразующих
элементов, важнейшим фактором общественного и государственного строительства.
Система целенаправленного идеологического воздействия была детально проработана
и охватывала практически все стороны и области жизни советских людей. В
советской теории применялся преимущественно социологический подход, т. е.
исследование идеологии проводилось с позиций выделения интересов классов
(социальных групп) и их отражения в идеологических системах. Идеология в своих
содержательных аспектах рассматривалась как выражение классовых и партийных
интересов в теориях и концепциях. По мысли Губерского Л.В., "идеология -
то, прежде всего, система взглядов и идей, отражающих общественное бытие с
позиций определенного класса, а также теоретическая программа деятельности
класса, в которой определены роль класса в обществе и его отношение к
объективной действительности на данном этапе общественно-исторического
процесса".
В русле социологического
подхода, акценты в исследовании идеологии сместились в ракурс практического ее
рассмотрения, оставив за чертой внимания ее феноменологические, мифологические,
в целом - рациональные черты. В центре внимания советских исследователей стояли
вопросы социальных и психологических функций идеологии, рассмотрение идеологии
как системы, назначение и роль идеологии в духовном производстве, в развитии и
воспитании человека ("идеология - то еще и система функционирования идей,
включенная активно в практику", Биккенин Н.Б.). Идеология, как по своему
содержанию, так и по методам и целям реализации, имела четко партийную
принадлежность ("важнейшим научным принципом при изучении идеологической
деятельности является партийность"). Вместе с тем ситуация идеологического
противостояния странам Запада, а также изменения целей партийных программ
(построение коммунизма, хозрасчет, реформы 60 - 70-х годов, концепции
"ускорения" и "демократизации" и т.д.), порождали
необходимость постоянного контроля за состоянием идеологии, а также ее
развития.
Одним из путей ее
развития было создание "научной теории идеологии", в рамках которой
идеологическая жизнь общества рассматривается как объект научного управления,
включающий в себя:
- саму идеологию как
систему идей и взглядов (теоретический уровень отражения действительности,
представляет собой, наряду с общественной психологией, одну из сторон
общественного сознания);
- идеологические
отношения (отношения людей в процессе и по поводу создания и распространения
идей в обществе);
- деятельность
идеологических институтов (государственные и общественные организации, учебные
и производственные структуры, специальные институты, средства массовой
информации и др.).
В работе, посвященной
прикладной проблеме - методологии измерения степени интериоризации идеологии,
Панина В.В. определяет идеологию как "форму сознания, которая является
продуктом социализированного духовного производства, развертывающегося в рамках
духовно-практического способа освоения действительности. Она отражает
определенную предметную область через призму интересов определенного субъекта,
содержит в себе социальное целеполагание и социальную технологию, служит
руководством для практической деятельности" и выделяет три основные части
структуры системы идеологии:
- Подсистема отражения
(объяснение отражаемой действительности и ее первоначальная оценка);
- Подсистема
продуцирования идеалов и полагания целей (футурологическая часть);
- Инструментальная
подсистема (разработка и создание средств для достижения поставленных целей,
формулирование программ деятельности и осуществление нормативной функции).
2. Историко-философские
корни созидательных идей. Созидательные идеи Заратуштры, Будды, Сократа,
Платона, Конфуция, Амира Тимура и др.
Платон (427-347 до н.э.) – выдающийся философ
древней Греции.
Платон родился на о.
Эгина вблизи Афин. Его отец Аристон происходил из рода последнего царя Аттики
Кодра. Настоящее имя Платон – Аристокл. Сильнейшее влияние на Платона оказал
Сократ, после знакомства, с которым Платон уничтожил свои поэтические
произведения и всю жизнь посвятил философии. Он много путешествовал, побывал в
Египте, Южной Италии, на Сицилии.
Платон был первым
крупнейшим философом, сочинения которого почти полностью дошли до наших дней,
но проблема подлинности его сочинений существует и сейчас, из 34 диалогов
некоторые считаются подделками.
Изложение философии
Платона следует начать с описания метода его философствования, который
представляет собой развитый до совершенства метод сократовских бесед. Этим
методом выступает диалектика, выражающаяся в том, чтобы правильно ставить
вопросы, получать на них ответы и благодаря этому приходить к истинным
определениям и выяснению сущности рассматриваемого предмета.
Большое место в
философском мировоззрении Платона занимают его взгляды на общество и
государство. Платона можно считать одним из первых древнегреческих философов,
который в систематической форме представил своё понимание государства. Платон
рисует идеальный тип государства, который якобы существовал в древние времена.
Платон – выдающийся
представитель объективного идеализма, его основоположник, давший толчок
развитию всей западной философии.
Аристотель (384-322 до н.э.) – величайший
древнегреческий философ, создавший своё оригинальное учение, составившее эпоху
философии.
Ещё находясь в
платоновской Академии, Аристотель расходился с Платоном в своих философских
воззрениях. Впоследствии он подверг критике платоновскую теорию идей, что имело
важное значение для дальнейшего развития философии. Он полагал, что разделение
на идеи и вещи не имеет рационального значения, так как идеи – это просто копии
чувственных вещей и оттождественны им по содержанию.
Аристотель в своих
философских рассуждениях исходил, прежде всего из признания существования
объективного, материального мира. Исходя из своей критики платоновских идей,
находящихся вне вещей, Аристотель попытался создать теорию, согласно которой
сущность находится в самих вещах.
Важный вклад в философию
внесён Аристотелем по проблеме понимания движения. Он различает 4 вида движения:
1) возникновение и уничтожение; 2) качественное изменение, или превращение
свойств; 3)количественное изменение, т.е. увеличение или уменьшение; 4)
перемещение в пространстве. Главный из этих видов для Аристотеля – движение в
пространстве, которое выступает условием всех остальных видом движения и к
которому сводятся все остальные. Исследуя движения в пространстве как таковое
Аристотель выступал
против атомистики, считая, что неделимых частиц материи не существует, так как
даже самая маленькая частица материи состоит и 4-х элементов, в противном
случае эти частицы не обладали бы теми качествами, которыми обладает всё тело.
Аристотелю принадлежит
заслуга в разработке вопросов логики. У него впервые в древнегреческой
философии мы находим трактаты, специально посвящённые логики. Аристотель чётко
сформулировал законы мышления: закон тождества (понятие должно употребляться в
одном том же значении), закон противоречия (предложения и суждения не могут
быть истинными одновременно с их отрицанием), закон исключённого третьего (если
даны два взаимопротиворечащих суждения, то при данных условиях истинным может
быть только одно).
В развитие философии внесли
значительный вклад наши великие предки - Ходжа Ахмад Яссави, Бахоуддин
Накшбанд, Имам-аль-Бухари, Имам-ат-Термизи, Амир Тимур, Улугбек, Алишер Навои,
Бабур
В своих знаменитых
«Уложениях» Амир Тимур писал, что «власть, не опирающаяся на религию и
законы, не сохранит на долгое время свое положение и силу. Она подобна нагому
человеку, который заставляет других при встрече с ним опускать глаза, не внушая
никакого уважения к себе. Можно также сравнить с домом, не имеющим ни крыши, ни
дверей, ни ограды, в который может проникнуть самый презренный человек
Сам Амир Тимур –
разносторонне одаренный человек, прекрасно понимал, что духовный фактор крайне
необходим и без него невозможно существование самого общества и любой
человеческой цивилизации.
Духовный фундамент имеет
в империи Амира Тимура особое значение, на него опирается его мощь, сила ,
слава и величие.
Патриотическое чувство,
полководческая и воинская деятельность и созданная им своеобразная Восточная
цивилизация – великолепное тому подтверждение. Деятели такого масштаба –
редкость в истории человеческого общества.
Амир Тимур хорошо понимал
значение совета, состоящего из мудрых людей в управлении государством. В своих
«Уложениях» он так писал об этом: «Десять долей государственных дел я решил с
помощью совета и совещаний, и только одну долю – с помощью меча». В условиях
строительства правового демократического государства и гражданского открытого
общества эти высказывания мудрого государственного деятеля имеют большое
практическое значение, и потому они своевременны и актуальны.
В духовном наследии А.
Тимура очень много полезного для современности. Изучение и использование его
является одной из основных задач духовного обновления.
В автобиографии Амир
Тимур пишет о нравственных качествах человека как личности с огромным
внутренним духовным богатством и красотой, которые сводятся к следующему:
·
В основе
нравственных качеств должна быть бескорыстность;
·
Беспрекословное
соблюдение религиозных догматов, уважать личности, почитаемые по воле аллаха;
·
Всегда нужно
делать больше пожертвований в пользу бедных, каждую ссору надо внимательно
изучать и, по мере возможности, её надо решать положительно;
·
Всю деятельность
направлять к всеобщей выгоде и пользе. В этом деле без причины не обижать
никого, оказывать посильную помощь тем, кто пришел к тебе за помощью;
·
Выше ставить
религиозные вопросы над обыденными, жизненными и светскими делами;
·
Строго
придерживаться справедливости;
·
Никогда не
обещать, если не в состоянии выполнить обещания;
·
Никогда никому не
вредить без причин;
·
Себя считать
слугой и рабом аллаха;
·
Стремиться быть
одинаковым и с простыми и с высшими слоями населения;
·
Никогда не надо
завидовать другому;
·
Строго соблюдать
принципы хадисов пророка и аллаха;
·
Высоко поднимать
знамя ислама, признать великую силу тариката веры: « Я слышал, что вера и сила
рождены от одной матери. И потому сила, основанная на крепкой вере, будет
великой»;
·
Всегда надо
почитать сайидов, беречь шейхов и мулл. «Всегда на моих совещаниях и
мероприятиях они присутствовали. В книге по имени мудрого мыслителя поднебесной
указано, что если в совещаниях участвуют религиозные деятели, то такого
правителя (падишаха) никто не может победить.
Заратуштра по гречески Зороастр, его именем и
названа эта религия, которая впоследствии послужила одним из источников основных
догматов ислама. С ранних лет он был знаком с различными религиозными взглядами
и учениями. Зороастр – выходец одного из племен Хорезмского оазиса – Спитама.
Родиной зороастризма считают Центральную Азию. ( Этой точки зрения
придерживаются такие выдающиеся ученые как: Струве А., Толстов С.П. (Россия),
Мэри Бонс (Англия)). Мэри Бонс написала четырехтомный труд по истории
зороастризма. Она доказала, что родиной этой религии является Хорезм.
Зороастризм не относится
ни к национальным, ни к мировым религиям. Это специфичная религия основана на
дуализме. Сущность ее в том, что в мире существуют два начала, между которыми
идёт постоянная борьба, борьба между тьмой и светом, борьба между добром и
злом. Доброе начало олицетворяет Ахурамазда, а злое Ариман.
В конце концов, в этой
схватке должно победить добро. Потом наступит долгое доброе существование в
мире. В зороастризме особо подчеркиваются кроме двух богов, еще пять, которые
как будто бы управляют различными естественными процессами. Следует
подчеркнуть, что зороастризм освящает огонь, землю, воду и воздух. Их так
обожествляли, что за малейшую порчу наказывали беспощадно. Например, за
загрязнение воды без колебаний приговаривали к смертной казни.
В Зороастризме было
разработано учение об аде и рае, о двух мирах, о бессмертии души. По их
представлениям после смерти душа человека будет жить самостоятельно.
Следует отметить, что многие
положения этого учения впоследствии вошли в ряд основных догматов иудаизма,
христианства и ислама.
Зороастрийцы большое
внимание уделяли нравственному воспитанию человека. Мудрость, праведность и
добродетель высоко ими почитались. Об этом свидетельствует нижеприведенный
отрывок из «Авесты».
«Воистину есть два
первичных духа, близнецы, славящиеся своей противоположностью. В мысли, в слове
и действии – они оба, добрый и злой. Когда эти два духа схватились впервые, то
они создали бытие и небытие, и то, что ждет, в конце концов, тех, кто следует
путем лжи (друх) – это самое худшее, а тех, кто следует путем добра (аша), ждет
самое лучшее. И вот из этих двух духов один, следующий лжи, выбрал зло, а
другой – дух святейший, облаченный в крепчайший камень (т.е. небесная твердь),
выбрал праведность. Пусть это знают все, кто будет постоянно ублаготворять
Ахурамазду праведными делами».
Зороастр воплотил свой
идеал в Ахурамазде. Более того, свои взгляды, мысли он выражал в вопросах и
ответах, обращенных к Ахурамазде. Например, Зороастр обращался с вопросом о
том, где находится место счастья и радости? Ахурамазда отвечал ему: «Это такое
место, где люди строят дома, церкви, занимаются животноводством и земледелием,
имеют детей. Я двумя руками поддерживаю тех, кто занимается созидательным
трудом». По мнению Ахурамазды только трудом и земледелием можно бороться с
темными силами, со всем плохим и мракобесием. Земледелием можно сделать очень
многое и только трудом можно осчастливить людей. Производство материальных
ценностей считалось основной чертой праведного человека.
Для зороастрийцев огонь
считался священным. У них имелся специальный храм огня. Вот почему их называли
«огнепоклонниками». Но сами зороастрийцы с таким названием не были согласны .
Для них огонь являлся только символом чистоты бога и света.
3. Место созидательных
идей в развитии общества
История
свидетельствует о том, что созидательные и разрушительные идеи – две силы,
которые постоянно противоборствуют на мировой арене. Созидательные, благородные
идеи возвышают человека, окрыляют его дух. Именно такими идеями
руководствовался великий Амир Темур в своей деятельности по созданию
централизованного государства, благоустройству отчего края.
Страницы: 1, 2, 3
|