В середине VI в. на территории Центральной Азии и Южной Сибири
сформировались две основные этнокультурные группы — тюрков-тюкю (тупо),
создавших крупнейшее государство раннего средневековья в этой части мира —
Первый тюркский каганат, и подчиненных им в социальном отношении теле. Судя по
сообщениям летописей, племена, кочевавшие здесь, по происхождению были связаны
с племенными объединениями хунну и динлинов. Под общим названием "динлины"
в летописях фигурируют как племена, сходные между собой по образу жизни,
основанному на соединении кочевого скотоводства и охоты.
Некоторые современные ученые считают, что до династии Суй (598—618
гг.) термин "динлин" являлся общим названием именно для тюркоязычных племен, которое затем было
заменено термином "чиле", превратившимся затем в "теле".
В первые века нашей эры по северную сторону пустыни Гоби кочевали
племена гаогюй. Свое название они получили будто бы по бытовому признаку. Слово
"гао-гю" ("као-кю") означало "высокие повозки".
Именно такими повозками на высоких колесах со множеством спиц, в которые
впрягали быков, пользовались гаогюй при перекочевках.
Главное племя гаогюй юаньхэ, которое позднее стало именоваться
вэйхо, хуйхо или уйгур, обитало по соседству с территорией современной Тувы в
бассейне р. Селенги. Наименование "уйгур", конечно, не случайно
сохранилось по сей день у одной из групп тувинцев, проживающей в долине р.
Хемчик.
В конце V
в. значительная
часть гаогюй (около 100 тыс. юрт) перекочевала из Монголии через Алтай в район
современного Турфана, образовав государство Гаогюй. Это повлекло за собой
расселение гаогюйских племен в районах Восточного Туркестана и смешение их с
местными жителями. Наряду с названием "гаогюй" в истории северных
династий Китая (386—581 гг.) для упомянутых кочевников употреблялось и народное
название "чиле", которое у южных китайских историков превратилось в "теле".
Однако этих же степных кочевников, переселившихся в Срединный
Китай, по-прежнему называли динлинами, и гаогюй во всем Китае в целом
именовались гаогюйскими динлинами. Но в истории Суйской (581—618 гг.) и Танской
(618—907 гг.) династий названия "гаогюй" и "чиле" заменены
термином "теле". Можно допустить, что термин "теле" с тем
же значением, что и "гаогюй", восходит к монгольскому слову "теленген",
"терге", означающему повозку. В героическом эпосе тувинцев также
встречается слово "терге", означающее повозку, которой пользовались
предки тувинцев при перекочевках.
Теле, или гаогюйские предки тувинцев, по свидетельству древней
летописи, считали себя потомками хунну, и их язык был сходен с языком хунну.
Территория современной Монголии и Тувы входит в их кочевья. В упомянутых
источниках теле выступают как объединение или конфедерация племен. Основу
конфедерации теле составляли племена уйгуров.
Династийные летописи и древнетюркские рунические надписи называют
тюрками-тюкю или кок-тюрками союз тюркоязычных племен, возглавляемых родом
Ашина, в число которых входили и собственно тюрки-тюкю, и ряд племен, из
которых у чападных тюрков-тюкю чаще всего упоминаются тюргеш, карлук, шато или
целые объединения западных тюркских племен дулу и нушиби. В этот союз были еще
инкорпорированы огузы, кыпчаки и др. По тем же письменным источникам известно,
что собственно тюрки-тюкю состояли из двенадцати родов, из которых упоминаются
роды ашина и ашидэ. Племена тюрков-тюкю с середины VI до середины VIII в. распространили свое
военное и политическое влияние и свои кочевья на Алтай, Туву и Монголию.
Большой тюркоязычной группой, также освоившей в рассматриваемое
время были кыргызы. В ранних китайских источниках предки енисейских кыргызов
упоминаются под названием "гяньгунь". Кыргызы не только часто соприкасались
через территорию Тувы с племенами теле, но, по свидетельству источников,
нередко смешивались с ними.
В целом при рассмотрении вопроса об исторических предках тувинцев
необходимо иметь в виду различные виды их контактов и с протомонгольскими
племенами, так как монголоязычные племена также входили в состав хуннуского
государства и жили в непосредственной близости с тюркоязычными племенами теле.
Монголоязычные племена в первые века нашей эры еще не объединились под общим
этнонимом "монголы". Они жили в те времена гораздо восточнее
территории современной Монголии в лесистых областях и горных долинах вплоть до
Ляодунского залива. Южными из них были кидани и си (или хи).
Кидани жили по восточную сторону Большого Хингана в бассейне р. Ляо-хэ.
На запад кочевали до современного хр. Ин-шань, который являлся границей между
ними и си, а на север — до р. Таоэр-хэ. Китайская летопись считает киданей
ветвью хунну. Они занимались кочевым скотоводством и охотой (в основном на
оленей и кабанов).
Племена си жили к западу от современного Иншаня, достигая оз.
Далай-нор. Занимались скотоводством, земледелием и охотой. В древнетюркских
надписях они упоминаются под названием "тата-бы". Часть южных
монголоязычных племен (туюйхунь, тогон) в III—IV вв. переселилась в район
оз. Кукунор (Северо-Восточный Тибет).
Северные монголоязычные племена в рассматриваемое время выступают
в летописях под обобщенными названиями "шивэй" и "жужане",
хотя, как можно судить по древнетюркским надписям, их называли также и тата
(татар, татабы). Шивэй не имели общего предводителя и делились на несколько групп.
Именно среди шивэй была группа с названием "мэн-у", в котором
исследователи видят наиболее раннее упоминание в исторических письменных
источниках термина "монгол".
Жужане кочевали по южную и северную стороны пустыни Гоби, а также
в ее восточной части. В 394 г. они разбили племена гаогюй и заняли их кочевья
по северную сторону пустыни. Жужане в конце IV в. создали мощный
военно-племенной союз. Их каганы кочевали у Хангая. После переселения на запад
большой части гаогюйцев (теле) в 479 г. жужане стали господствовать в степях
Монголии, стремясь подчинить себе оставшиеся разрозненные племена гаогюй.
Этническими предками тувинцев по историческим источникам были в
основном кочевые племена теле, близкие по происхождению и языку племенам
тюрков-тюкю, именуемым в литературе древними тюрками.
Объединение древних тюрков-тюкю, которые основали затем
государство, получившее в истории название Тюркского каганата, произошло в
конце 20-х и начале 30-х гг. VI в. Об этом свидетельствует письмо тюркского
Ышбара Невар-кагана (Шаболио), который в 585 г. писал: "С тех пор, как
тюрки были созданы небом, прошло уже более пятидесяти лет". В то время
политическое господство в пустынях и горных степях Центральной Азии
принадлежало каганату жужаней, который распространял власть на многие
тюркоязычные племена, входившие прежде в государство хунну. Однако в начале VI в. жужанский каганат
начал испытывать кризис. Он терпел поражения от государства эфталитов,
возникшего в середине V b. в бассейне Амударьи и подчинившего ряд городов Восточного
Туркестана. Сильный удар был нанесен жужанскому каганату Вэйской династией
Китая, в результате чего каган Анахуань признал себя вассалом китайского
императора. Но еще больше ослабляли каганат постоянные восстания подчиненных
ему племен теле, стремившихся к самостоятельности.
В этих политических условиях под влиянием благоприятных
экономических причин быстро усиливались племена тюрков-тюкю. Умение выплавлять
железо и выделывать из него оружие и военные доспехи в соединении с ведением
кочевого скотоводства, в котором основное место занимало коневодство и
овцеводство, давало им большие преимущества перед другими племенами кочевников,
разводившими крупный (малоподвижный) рогатый скот. В то время оружие из железа
(наконечники стрел, мечи, длинные пики, кинжалы) и такие доспехи, как шлемы и
кольчуги, делали кавалерию тюрок-тюкю грозной военной силой. Недаром в Суйской
летописи сказано: "Сила тюрок заключается лишь в верховой, езде и стрельбе
из лука. Если они видят благоприятное положение, то продвигаются вперед, если
замечают опасность, тотчас! же отступают. Они бушуют, как буря и молния, и не
знают устойчивого боевого порядка. Лук и стрелы являются их когтями и зубами, а
кольчуги и шлемы — повседневным одеянием. Их войска не маршируют строем и не
разбивают лагерей на определенном месте. Они поселяются там, где находят воду и
траву, а их овцы и лошади представляют собой военный провиант".
По мере того как мощь тюрков-тюкю быстро усиливалась, вооруженные
всадники их предводителя Бумына рыскали по степям и пустыням Центральной Азии,
далеко удаляясь от южных склонов Монгольского Алтая. В 534 г. они появляются у
китайской границы. Некоторые династии, следившие за жизнью кочевников, быстро
обратили внимание на тюрков-тюкю как на нарождавшуюся новую силу. В это время в
Китае шла междоусобная династийная борьба за трон, и тюрки-тюкю были сразу же в
ней использованы. В 545 г. к ним прибывает посол от династии Северных Чжоу. На
следующий год Бумын уже отправил своих посланников к императору династии
Западный Вэй как к своему союзнику, чтобы доставить изделия своей страны и
получить ответные подарки. В том же году Бумын внезапно напал на племена теле,
шедшие в поход против жужан, разгромил их и захватил 50 тыс. кибиток, положив
начало подчинению теле тюркам-тюкю. Окрыленный успехом и усилившийся за счет
теле, Бумын пожелал породниться с жужанским каганом Анахуанем через брак с его
дочерью, но получил отказ, гласивший: "Ты же наш простой кузнец. Как ты
мог осмелиться произнести такие слова". Разъяренный Бумын убил жужанского
посланника, принесшего ответ, и счел выгодным укрепить отношения с династией
Западных Вэй. Император этой династии искал союза с тюрками-тюкю, стремясь
использовать их в своей борьбе за престол. В 552 г. Бумын нанес столь сильное
поражение жужанам, что объявил себя каганом, приняв тронное имя Иллиг-кагана.
Так возникло государство тюрков-тюкю "Вечный тюркский эль",
просуществовавшее до середины VIII в. Бумын умер на следующий же год после того,
как он сделался каганом. После него каганом был Кара Иссык-каган (Коло Иссык-каган),
который также правил недолго — меньше года. Третьим каганом стал младший брат
Бумына под именем Мухан-каган. Он жил у гор Тукиншан (или Дугин), расположенных
по южную сторону Гоби. Этот обширный район, включая Ордос, с прекрасными пастбищами
китайские летописи называли "родиной тюрков". Это вполне отражает
действительность, так как указанный район входил в исконную территорию
кочевников (хунну и их исторических предков), которую постепенно захватывал
Китай. Поскольку тюрки-тюкю вышли из хуннуского племенного объединения, их
исторические права на этот район не подлежали сомнению. Здесь были и могилы
первых тюркских каганов. Myхан-каган всю жизнь провел в походах. При нем
владения каганата расширились с запада на восток от Азовского моря до
Ляодунского залива, с юга на север — от Великой стены до Байкала. Племена,
жившие в Туве вместе с древними кыргызами, были покорены Мухан-каганом в 555 г.
Таким образом, территория современной Тувы, как и все кочевья
теле, вошла в состав каганата. Племена теле, находившиеся в подчинении
тюрков-тюкю, составляли большую силу, которая систематически использовалась верхушкой
каганата для завоевательных и карательных походов. По словам летописи "Таншу",
тюрки-тюкю "их силами геройствовали в пустынях севера".
После смерти Мухан-кагана тюрки-тюкю в 572 г. избрали каганом его
младшего брата, принявшего тронное имя Таспар-каган (по китайским летописям —
Тобо-хан). Этот каган разделил обширные владения, как и в государстве хуннов,
на восточную и западную части. Восточная часть называлась Толис, а западная —
Тардуш. Управление восточной частью поручалось хану, западной — "ябгу"
(шеху), которые подчинялись кагану и были его близкими родственниками. В обеих
частях были назначены главные военачальники, подчинявшиеся также кагану и
носившие титул "шад". Такая военно-административная система,
разумеется, создавала условия для раздробленности государства кочевников.
Таспар-каган назначил шадом восточной части каганата своего сына Шету, а
западной — своего младшего брата Тули. Китай, ослабленный внутренней
династийной борьбой, все еще искал союза с тюркским каганом. Двор Северных Чжоу
ежегодно посылал тюркам-тюкю 100 тыс. кусков шелка, а династия Северных Ци
опустошала свою казну на подарки кагану. К этому времени относится
проникновение к тюркам-тюкю буддизма. Чжоуский император приказал перевести
(около 576 г.) на тюркский язык Нирвану-сутру. Сам Таспар-каган принял это
учение и даже построил монастырь, но в широкие массы кочевников буддизм не
проник.
После смерти Тобо в 581г. его сын Шету, кочевавший на юге у гор
Тукиншан, стал каганом под именем Шаболио. Его брат Анло стал ханом восточной
части и кочевал по р. Толе, управляя племенами теле, обитавшими здесь. Младшего
брата Чулохеу он сделал Толис-шадом, т.е. военачальником восточной части. Ему
подчинялись монголоязычные племена татабы, кидани и татары. Сын покойного
Мухан-кагана по имени Дало-бань был назначен Аба-ханом правителем одного из
племен теле — аба. Его владения находились между горами Отукен на востоке и
Алтаем на западе. Территория современной Тувы также входила в его кочевья.
Далекие потомки племени аба до XIX в. сохраняли свое племенное наименование (аба
или абалар) и кочевали по северную сторону Западного Саяна в Кузнецкой степи.
Вскоре в каганате образовались две коалиции. В первую из них
входили сам Невар-каган и его братья Анло и Чулохеу, вторую возглавлял
Кара-Чурин Тардуш-хан, который был ханом западной стороны. В результате
междоусобиц эти коалиции образовали в 581 г. два самостоятельных государства. Каганом
западных тюрков-тюкю стал вначале Кара-Чурин. В Китае, где в 581 г. утвердилась
династия Суй, оценили новую обстановку в каганате, и суйский император отметил,
что у них "братья спорят из-за власти, отцы и дяди не доверяют друг другу",
что "восточные варвары (кидани и си) жаждут отомстить тюркам" и
кыргызы "со скрежещущими зубами поджидают свою удачу". Император
провозгласил политику "равновесия" в отношениях с тюрками-тюкю,
направленную к ослаблению их усилившихся правителей и усилению слабых. После разделения
каганата Невар-каган потерпел поражение от династии Суй, стремившейся к захвату
территорий кочевников на север от Великой стены.
В 587 г. каганом стал сын покойного Невар-кагана Тулан. На севере
в это время правил другой его сын — Тули-каган (Яньха), который вместе со своим
братом каганом Туланом боролся с западными тюкю. В конце VI в. западные тюрки-тюкю
на некоторое время захватили земли к северу от пустыни, и племена теле, обитавшие
в Монголии и Туве, оказались под властью Кара-Чурин Тардуш-кагана. Тули в 597
г. переселился с севера на юг, к ставке тюркских каганов у гор Тукиншан, так
как суйский император сумел поссорить его с Тулан-каганом и затем временно
номинально подчинил его себе, дав ему титул Кимин-кагана. Этот каган занимал
пастбища внутри излучины Хуанхэ севернее стены. Тулан в 599 г. погиб от руки
убийцы. Каганом тюрков-тюкю провозгласил себя правитель западного каганата
Кара-Чурин Тардуш-хан.
У западных тюрков-тюкю в это время царила междоусобица. Племена
теле (секйе, кун, бугу, аба) в 600—603 гг. часто восставали против господства
западных тюрков-тюкю. Они часто перекочевывали за южную границу пустыни под
покровительство Кишмин (или Сымын)-кагана, частью переселились через Алтай в Джунгарию,
где им пришлось сразиться с западными каганами Нели-ханом и Шеху, которых теле
сумели разбить. Ряд племен теле (сеяньто, киби, уйгуры, тонгра) стал в то время
кочевать севернее Тянь-Шаня. Таким образом, в этот период племена теле
рассеялись. Однако после того, как в 605 г. западно-тюркский каган Чуло-каган
покорил их, затем истребил почти всех их предводителей и обложил тяжелой данью,
племена теле (уйгуры, сеянь-то, бугу, тонгра, байырку и др.) снова
объединились, восстали, сбросили иго Чуло-кагана и образовали на западе свой
кратковременный каганат.
Власть каганата теле, возглавляемого предводителями из племен киби
и сеяньто, в котором, однако, уйгуры играли большую роль, распространялась и на
некоторые государства-города Boсточного Туркестана — Гаочан, Иву. Теле посылали
туда своих чиновников для сбора налога с подчиненных жителей. Теле нападали даже
на территорию суйского Китая.
Но когда в 609 г. у восточных тюрков-тюкю каганом стал Шиби, семь
племен теле (уйгуры, байырку, эдизы, тонгра, и др.), кочевавшие у гор Отукен (в
районе Хангая), покорились ему. Сеяньто в то время жили у Алтая и подчинялись
западными тюркам-тюкю. Племена же теле, кочевавшие на западе, были покорены в
период 615—619 гг. западными тюрками-тюкю.
При Шиби-кагане восточно-тюркский каганат вновь достиг большого
могущества. Все кочевники от киданей и шивэй на востоке и до Турфана на западе
были в подчинении у Шиби-кагана. Он смело и решительно вмешивался в дела Китая,
ослабленного в это время внутренними раздорами. При Шиби вступил на престол в
618 г. основатель Танской династии Китая Гао-цзу.
После смерти Шиби в 617 г. каганом стал его брат Хели, или Сели.
Сына покойного Шиби Тули он назначил ханом племен на востоке. Племена теле,
жившие по северную сторону пустыни, управлялись Уйку-шадом — сыном самого
Хели-кагана. Под его властью оказались также сеяньто, которые вследствие
беспорядков у западных тюрков-тюкю подчинились Хели-кагану в количестве 70 тыс.
юрт, под предводительством Инана. Однако сила восточно-тюркского каганата и его
влияние на Китай начали уменьшаться. Это, с одной стороны, результат усиления
Танской династии, с другой — восстаний подвластных племен теле, которых Хели
облагал большими налогами.
Племена теле — сеяньто и уйгуры, восставшие в 627 г., напали на
кочевья тюрков-тюкю через северную границу и разгромили отряды кагана. Особенно
отличились уйгуры, преследовавшие бежавших до Монгольского Алтая тюрков. С этой
победы уйгуры стали усиливаться. Они вместе с сеяньто стали наиболее сильными
племенами, их кочевья распространялись на Северную Монголию и Туву. Многие роды
и племена Хели-кагана сдались сеяньто и уйгурам. Власть Инана — предводителя
сеяньто — признал и уйгурский предводитель Пуса, ставка которого была на р.
Толе. Отделение и восстание племен теле весьма ослабили Хели.
Положение его ухудшалось еще и тем, что он поссорился с Гули. В
628 г. Инан объявил себя Йенчу Бильге-каганом. Он стал каганом не только
сеяньто, но и племен теле (уйгуры, байырку, дизы, тонгра, бугу, си). Он
поставил свою ставку по северную сторону пустыни в горах Юйдугюнь. Его владения
простирались or Алтая и на восток до государства Мохэ.
В 630 г. Хели-каган был разбит китайскими войсками и взят в плен.
Первый тюркский каганат закончил свое существование. Подчиненные Хели-кагану
племена частично бежали к сеяньто.
Большая часть восточных тюрков была вынуждена признать временно
зависимость от Танской династии. Они расселились вдоль Великой стены; у них
учредили префектуры. Но власть оставалась в руках предводителей племен, и
зависимость от Танской династии была довольно условной. Тюрки-тюкю, например,
нередко отказывались участвовать в походах императорских войск. Они жили своей
внутренней жизнью, сохраняли оружие, военные подразделения и т.д.
Каган теле — Инан — стал продвигаться на восток и укрепился в
горах южнее Толы. К востоку от него жили некоторые группы шивэй, к югу —
тюрков-тюкю, к западу находился Алтай, а к северу — Байкал. Это была, гласит
летопись, прежняятерритория хунну.
Так по северную сторону пустыни в восточной части Центральной Азии
возник каганат племен теле, далеких предков современных тувинцев, во главе с
племенем сеяньто. Он назывался по-тюркски "токуз-огуз", т.е. "девять
огузов", или "девять племен". Ядро этого объединения составляли
девять племен (сеянь-то, уйгур, байырку, бугу, тонгра, кун, хусйе, доланко,
эдиз).
В летописях Танской династии токуз-огузы обычно именуются просто "девять
племен", что является переводом на китайский язык термина "токуз-огуз",
причем этот термин появляется в китайских источниках около 630 г. Название "токуз-огуз"
означает конфедерацию племен теле.
В каганат, возглавляемый сеяньто, вошли территории современной
Монголии, Тувы и государство енисейских кыргызов. Йенчу Бильге-каган (Инан)
поставил одного из своих сыновей ханом восточной части своих владений (Тулиш),
а другого — западной части (Тадуш).
Каган сеяньто, занявший свои прежние кочевья по северную сторону
пустыни, располагал 200 тыс. отборных воинов.
В это время племенная аристократия восточных тюрков-тюкю,
номинально подчиненных Китаю, выдвинула своим предводителем Кюпи (Чеби),
происходившего из каганского рода Ашина (из племени тули). Но токуз-огузы во
главе с сеяньто тогда были настолько сильны, что Кюпи сам признал их власть над
собой. Это был период кратковременного владычества племен теле над восточными
тюрками-тюкю. В 632 и 635 гг. теле разгромили пытавшихся их уничтожить
западно-тюркских каганов. Кюпи настолько опасался кагана токуз-огузов, что
вскоре бежал от Великой стены. Он разбил- свою ставку севернее Монгольского
Алтая, где и провозгласил себя каганом тюрков-тюкю. Территория современной Тувы
оказалась в его кочевьях. На западе он подчинил карлуков, а на севере —
государство енисейских кыргызов. Отсюда каган совершал набеги на сеяньто и
продержался здесь до 649 г.
В 639 г. император в расчете противопоставить кагану Кюпи своего
ставленника назначил каганом покоренных им восточных тюрков-тюкю родственника
покойного Хели по имени Семо и приказал ему переселить тюрков-тюкю, большинство
которых обитало в Китае, на их прежнюю территорию, расположенную к югу от
пустыни и захватывающую излучину р. Хуанхэ, севернее Великой стены. Но Семо
боялся токуз-огузов. Это вынудило императора, которого начинало тревожить
усиление токуз-огузов во главе с сеяньто, заявить, что сеяньто должны жить и
управлять кочевниками по северную сторону пустыни, а территорию южнее пустыни
до Великой стены он назвал "древней страной тюрков" к повелел здесь
править тюркскому кагану Семо, который поставил свою ставку севернее излучины
Хуанхэ, восточнее Ордоса (близ современного г. Хох-Хото). Его территория
находилась, следовательно, южнее пустыни, захватывая Ордос до Великой стены.
Именно эта территория с прекрасными зимними и летними пастбищами называлась "родиной
тюрков".
В 641 г. сеяньто (под предводительством Инана) вместе с уйгурами,
тонгра, бугу и другими племенами теле пересекли пустыню, напали на Семо-кагана
и частично вторглись в Китай. Подоспевшие на помощь Семо китайские войска
разбили Инана и захватили большое количество лошадей и кольчуг. Но Семо не
использовал эту победу. Летопись характеризует его не способным к военному
делу. Многие недовольные им племена откочевали от него на север, к сеяньто.
Семо же с остатками подчиненных ему племен вернулся в Китай. Этим
воспользовался Кюпи-каган и захватил освободившуюся территорию, именовавшуюся "родиной
тюрков".
В 645 г. Йенчу Бильге-каган умер. Правителем сеяньто стал его сын
Бачжо под именем Доми-кагана. В 646 г. китайские войска совместно с конницей
восточных тюрков-тюкю разгромили сеяньто севернее Отукен, обезглавив более 5
тыс. чел. и взяв в плен свыше 30 тыс. мужчин и женщин. Сеяньто были полностью
разбиты и рассеяны.
В этой ситуации против сеяньто выступили другие племена теле.
Предводитель уйгуров Тумиту нанес сеяньто сильное поражение и захватил их
территорию. Предводители племен уйгуров, байырку, бугу, доланко, секйе, эдизов,
киби, кунов, тйекие и хусйе писали в 646 г. императору, что племя сеяньто "рассыпалось
и неизвестно куда ушло. Каждый из нас имеет свою определенную территорию, и мы
можем не следовать за сеяньто, a сдаться императору". В 648 г. китайские отряды
разгромили остатки сеяньто у Монгольского Алтая, и их имя исчезает из китайских
источников. Среди токуз-огузов главенствующую роль стали играть уйгуры. В силу
возросшего могущества Танской империи племена теле (токуз-огузы) были вынуждены
в 648 г. формально признать некоторую зависимость от Китая. Для управления ими
на их территории было учреждено 13 префектур, или административных областей и
военных губернаторств. Из них шесть племен уйгуров, бугу, доланко, байырку,
тонгра и байси были учреждены на территории современной Монголии. В районе
современного Улан-Батора находилась административная область Янжань, близи
которой кочевали теленгиты. Этой области были подчинены остальные, находящиеся
по северную сторону пустыни. Территория Тувы и владения енисейских кыргызов
были также причислены к ней. В 664 г. эта область была переименована в Ханхай.
Однако китайская администрация имела реальную власть в районах, прилегающих к
Великой Китайской стене, и чем дальше от стены, тем призрачнее были ее влияние
и власть. Поэтому в новообразованных префектурах, особенно в Туве и Минусинской
котловине, не было китайской администрации. Все свелось к тому, что
предводителям племен теле были присвоены должности военных губернаторов и
префектов, никаких реальных обязанностей перед китайскими властями они не
имели. В качестве знака власти они получили по железному изображению рыбы. В
частности, сын уйгурского предводителя Тумиту был назначен комендантом Ханхая.
Племена теле, находившиеся в подчинении Танской династии, использовались
для различных военных походов. Однако и в этих условиях токуз-огузы, кочевавшие
по северную сторону пустыни, довольно часто проявляли неподчинение, особенно в
60-х гг., стремясь к самостоятельности. В период 660—663 гг. племена байырку,
тонгра, бугу, уйгуры постоянно поднимали восстания, которые обычно жестоко
подавлялись. Вместе с этим не прекращались взаимные набеги токуз-огузов и
тюрков-тюкю.
Восстания племен теле, а затем и тюрков-тюкю свидетельствовали о
том, что в тюркоязычных массах кочевников, подчиненных Танской династии,
раздробленных, но не покоренных, были распространены идеи объединения и
государственной самостоятельности.
В результате ряда восстаний племен тюрков-тюкю в 682 г. был
восстановлен "Вечный тюркский эль", который в научной литературе
принято называть Вторым тюркским каганатом. Первым каганом возрожденного
государства восточных тюрков-тюкю стал дальний родственник последнего кагана первого
тюркского каганата Хели-кагана — тудун Кутлугчор (по китайским источникам —
Гудулу). Он объявил себя каганом после ряда побед над юкуз-огузами, приняв
тронное имя Ильтерес-кагана. Его ставка была в местности Кара-Кум (по-тюркски —
Черные пески).
Освободившись от политической зависимости от Танской династии,
Кутлугчор стал укреплять государство восточных тюрков-тюкю, действуя в
интересах господствующего класса, возглавляемого каганским родом. Главной целью
кагана было обеспечение экономических и политических интересов кочевой
аристократии тюрков-тюкю. Он прежде всего укрепил личную власть, назначив своих
ближайших родственников на высшие военно-административные должности. Двух
младших братьев он сделал шадом и ябгу восточной и западной половины
государства. Борьба за политическую гегемонию среди кочевников, обитавших по
обе стороны пустыни, угнетение подчиненных племен, грабительские походы и
набеги на соседей были основой политики каганов возрожденного государства
восточных тюрков-тюкю.
Первоначально положение кагана было весьма трудным, так как он
находился в окружении врагов. На юге это была Танская империя, на востоке —
кидани, татабы (си) и отуз-татары, на севере и северо-западе — токуз-огузы,
курыканы (гулигань), кыргызы (гегесы). Но в многочисленных сражениях
Ильтерес-каган разбил и покорил врагов. Разгромив токуз-огузов, каган захватил Отукен,
где преимущественно жили уйгуры. Ставка Ильтерес-кагана в последний период его
жизни была уже в горах Отукен по северную сторону пустыни, в южной же ставке — Kapa-Kyме — правил его брат —
Толис-шад Мочо.
После смерти Ильтерес-кагана в 692 г. правителем тюрков-тюкю под
именем Капаган-кагана стал его младший брат Мочо. Он сохранил деление
государства на две половины, шадом восточной назначил своего брата (бывшего при
Ильтерес-кагане ябгу западной половины), а шадом западной половины поставил
сына Кутлуг-чора — Могиляна. Ставка Капаган-кагана находилась в Черных песках.
Капаган-каган совершал набеги на Китай. В 696 г. он предложил
императору усмирить восставших киданей в обмен на тюрков-тюкю, еще находившихся
в Китае. Каган разбил киданей и за это вернул всех тюрков-тюкю, ранее
расселенных в китайских префектурах. Так было завершено освобождение
тюрков-тюкю из-под власти Танской династии. После этого Капаган-каган
возобновил набеги. За его голову танским двором была обещана большая награда.
Кидани платили кагану налоги, выполняли "подневольные работы".
Западные тюрки-тюкю также находились в зависимости от него. Его войско
насчитывало 400 тыс. лучников. Это было время расцвета могущества
Капаган-кагана. Но племена токуз-огузов часто восставали против кагана. Около
713 г. некоторые из них откочевали в пределы Китая, где были поселены раздельно
к северу от Тайюань. Так началось ослабление Капаган-кагана. Его ускорил
неудачный поход на Бешбалык. От кагана начали откочевывать различные племена. В
715 г. прибыли ко двору предводители пяти родов Дулу (левого крыла) и пяти
родов Нушиби (правого крыла) западных тюрков-тюкю, всего 10 тыс. юрт. Они
поселились у излучины Хуанхэ на старой территории тюрков-тюкю. Отпали карлуки
трех родов, поселившихся на Алтае. Восстали оставшиеся по северную сторону
пустыни токуз-огузы, кочевья которых распространялись и на территорию Тувы.
Осенью 715 г. Капаган-каган нанес им сильное поражение, уничтожив много людей и
скота. В 716 г. на р. Толе он напал на племя байырку и разбил его, но тогда же
и был убит в лесу бежавшим воином из племени байырку. Его голову доставили в
столицу. Кратковременный успех не мог восстановить положения, ибо отделение
племен токуз-огузов снова нанесло тяжелый удар тюркам-тюкю.
Племена тюрков-тюкю объединил сын Ильтерес-кагана по имени
Кюльтегин. Он убил всех близких родственников покойного Капаган-кагана и
объявил тюркским каганом своего старшего брата Могиляна, который принял тронное
имя Бильге-каган. Сам Кюльтегин остался при кагане командующим войсками. Обстановка
для каганата восточных тюрков-тюкю в это время была неблагоприятной.
Токуз-огузские племена не признавали их власти. Татабы (си) и кидани также
воспротивились подчинению восточным тюркам-тюкю. Тюргеши (западные тюрки-тюкю)
провозгласили своего кагана, и большинство племен тюрков-тюкю отошло от
Бильге-кагана. В этих условиях военные способности Кюльтегина, энергия и опыт
его советника Тоньюкука (бывшего советником и при Капаган-кагане) помогли
кагану удержаться, укрепить власть и политическое влияние восточного каганата.
В 720 г. Китай пытался разгромить тюрков-тюкю с помощью киданей и
басмылов (басими), но безуспешно. Тоньюкук разгромил басмылов около Бешбалыка,
а затем нанес поражение и китайским войскам.
С этого времени власть кагана стала усиливаться, а племена, подчиненные
ранее Капаган-кагану, признавали Бильге-кагана.
Вернулась на родину часть племени теле. К 727 г. каган овладел всеми
бывшими племенами Капаган-кагана. Племена, кочевавшие на территории Монголии и
Тувы, входили во владения тюркских каганов. В это время мощь Танской династии
ослабла и Китай откупался от тюрков-тюкю данью, уплачивая кагану ежегодно 100
тыс. кусков шелка. Император оказывал каганам всяческое внимание.
Кюльтегин и Тоньюкук устроили свою ставку в местности Отукен. В
орхонских древних надписях она восхваляется как самое надежное убежище для
каганской ставки, которое было обнаружено Кюльтегином и Тоньюкуком во время их
походов на токуз-огузов, как место, не имевшее в то время "хорошего
владыки", ибо токуз-огузы уже были разбиты и рассеяны.
В 731 г. Кюльтегин умер. Его похоронили на р. Орхон в местности,
называемой ныне Кошо-Цайдам. В летописи говорится, что император решил
воздвигнуть для умершего камень и сам сочинил надгробную надпись на китайском
языке. Затем он послал людей построить храм, высечь из камня статую Кюльтегина
и на четырех стенах храма нарисовать боевые сцены, в которых принимал участие
покойный. В 732 г. посланными мастерами Кюльтегину был воздвигнут храм. Храм
размером немногим более чем 10 х 10 был построен из сырцового кирпича, с
оштукатуренными стенами и вымощенным глиняной плиткой полом, покрыт черепицей и
кровельными желобами. При входе были установлены мраморные фигуры баранов,
недалеко от входа стояла мраморная черепаха, служившая основанием для каменной
стены, а над ней первоначально был сооружен павильон с черепичной крышей
четырех деревянных столбах. На восток от храма на протяжении 3 км стояли
балбалы (через каждые 3 м), как это принято было по древнетюркскому
погребальному обычаю.
Вскоре после смерти Кюльтегина Бильге-каган был отравлен.
Китайский император приказал воздвигнуть храм и поставить надгробный камень с
надписью в честь Бильге-кагана, которая также дошла до нас и расшифрована.
Кроме того, на обоих упомянутых памятниках высечены надписи на древнетюркском
языке.
После смерти Бильге-кагана у тюрков-тюкю начались междоусобицы
из-за престола. Последний каган их именовался Озмиш-каган (кит. Усумиши). В 742
г. китайское высшее командование вступило в контакт с племенами уйгуров,
басмылов и карлуков и подговорило их напасть на кагана восточных тюрков-тюкю.
Уйгуры тогда кочевали между Верхней Селенгой и Кобдо, а басмылы находились в
Восточном Туркестане, в районе Гучена (Бешбалык). Озмиш-каган бежал. Глава
уйгуров перенес свою ставку в 743 г. на старинные свои кочевья в горно-лесистую
область Отукен и утвердил свое господство от Алтая на западе до Байкала на
северо-востоке. Территория Тувы вошла в его владения.
В 744 г. басмылы и западные тюрки-тюкю убили Озмиш-кагана. Глава
уйгуров Кюль Бойла (Кули Пейло), происходивший из правящего рода яглакар,
объявил себя каганом.
Так закончился период Тюркского каганата и началось владычество
уйгуров.
Библиография
1.
История Тувы. В 2
т. Т. 2. – М.: Наука, 1964. – 407 с.
2.
История Тувы. В 2
т. – Т.1. – 2-е изд., перераб. и доп. / под общ. ред. С.И. Вайнштейна, М.Х.
Маннай-оола. – Новосибирск: Наука, 2001. – 367 с.