рефераты бесплатно

МЕНЮ


Реферат: Украина после Второй мировой войны

                                                                 

3) НАРАСТАНИЕ КРИЗИСНЫХ  ЯВЛЕНИЙ В ПОЛИТИЧЕСКОЙ ЖИЗНИ (ВТОРАЯ  ПОЛОВИНА     60-х — СЕРЕДИНА 80-х гг.)

СВЕРТЫВАНИЕ ДЕМОКРАТИИ. ЗАСИЛЬЕ БЮРОКРАТИЗМА

     Слабости и деформации  в политико-управленческой  сфере: неком­петентность руководства, отсутствие решительности в практических де­лах, благодушие и  самоуспокоенность. После неудачи  хрущевских  реформ республиканские  министерства в течение 1967—68    гг. были перестроены на союзно-республиканские, что означало усиление  диктата союзного центра.  В мае  1972  г. был снят со своего поста 1 секретарь ЦК КПУ  П. Е. Шелест, демагогически обвиняемый  в недостаточной борьбе с украинским  национализмом, про­явлении местничества. Вместо него Москва  назначила В. В. Щербицкого — представителя брежневского клана по Днепропетровску.

      В  январе—мае  1972  года на Украине  прокаталась волна очеред­ных  арестов интеллигенции, жертвами которой стали: И. Дзюба, И. Калинец,  Е. Сверсток, И. Свитличный, В. Стус, Н. Свитлычна, Ю. Шухетач  и др. В 1977—78   гг. власти репрессировали большую группу чле­нов  созданной 9 ноября 1976. г. Украинской общественной группы со­действия  выполнению  Хельсинкских договоров. Конституция СССР  1977   г. и Конституция УССР  1978  г. расхо­дились  с феодальной жизнью, закрепляли застойные явления в  обществе.  Хозяином  государства оставался аппарат партийных органов и исполко­мов  Советов, которые находились над законом. В  социально-политической сфере продолжал дейст­вовать  сталинизм, хотя без репрессий: не осуществлялось право на сво­боду слова, демократическая активность людей признавалась инакомыс­лием, за которое могла последовать изоляция от общества. В условиях  активизации  национально-освободительного движения на Украине в 70-е  —80-е   гг. представители  правозащитного движения: Л.  Лукьяненко, В. Стус, И. Дзюба и др. (с 1976 г.) входили в Украинскую  группу  содействия выполнения Хельсинкских  соглашений и  поднимали  свой голос против  пренебрежения конституционными  правами  народа,  за  действительный суверенитет Украины.  Все они  стали политзаклю­ченными.  Другие пополняли ряды эмигрантов. Преследованиям подверглись авторы талантливых произведений — 0. Гончар, В. Дрозд, М. Руденко и др. Упущенные   возможности в экономике, идеологический догматизм,  застой в социально-политической жизни Украины, всего Советского Сою­за привели общество к  кризису.

            В начале 80-х годов кризис  в СССР охватил все сферы жизни: замедление темпов экономического развития привело к падению уровня жизни населения. Неудачная Афганская война  и Чернобыльская катастрофа  окончательно подорвали доверие к социалистической идее. Поэтому генеральным секретарем ЦК КПСС М. Горбачевым на апрельском пленуме 1985 года был взят курс на изменение экономической, социальной и внешней политики СССР. Демократическая революция в России способствовала реализации права на самоопределение в отдельных союзных республиках, некоторые из которых провозгласили независимость.

           

                    

4) УКРАИНА НА ПУТИ К СВОБОДЕ И НЕЗАВИСИМОСТИ

КРИЗИС СОВЕТСКОГО ОБЩЕСТВА.

 

Во второй половине 80-х гг. постепенно складывается новая поли­тическая и  морально-психологическая обстановка, на формирование ко­торой воздействовал целый комплекс факторов:

 —  обострение социально-экономического кризиса в обществе;

 —  углубление кризисных явлений  в КПСС  и КПУ,  критика их де­ятельности;                                                                  

             —   возможность в условиях  гласности выражения неудовлетворен­ности официальным  объяснением  причин  чернобыльской катастрофы  и "действиями  по ликвидации ее последствий, тяжелым   экологическим  и   демографическим состоянием республики;  

             —   серьезные проблемы в области национальной политики, прежде   всего падение статуса украинского языка; 

             —   обостренное внимание к «белым пятнам»  украинской  истории,   национальной символике; 

             —   рост значимости общечеловеческих ценностей и др.    

  В результате в обществе все более осознавалась необходимость и   возможность перемен.

5) НОВЫЙ ЭТАП ДЕМОКРАТИЧЕСКОГО ДВИЖЕНИЯ

 

      С 1988  г. наступает новый этап национально-освободительного де­мократического движения  на Украине  (его отличительная черта — пе­реход от критики строя к политическим  действиям). Наиболее важные  процессы этого этапа: 

     —  с 1988  г. рост «неформального движения»; 

     —  создание новых политических  организаций и партий;

     —  ликвидация  политического монополизма КПУ  (затем  запреще­ние ее деятельности после августовских событий 1991  г), начало фор­мирования многопартийности;

—  обострение политической борьбы в республике (забастовки шах­теров Донбасса в 1989 г. и 1990  г., выборы в Советы различных уров­ней в марте 1990 г., политическая голодовка студентов в октябре 1990  г., референдумы 1990 г. и 1991 г., президентские выборы  и  т. д.)

  —  деятельность Верховного Совета Украины   (принятие 16 июля  1990  г. «Декларации а государственном суверенитете Украины», 24 -ав­густа 1991 г. —  «Акта провозглашении  независимости Украины», раз­работка проекта новой конституции, подготовка и   принятие  законов и т. д.).

     

6) ВОЗНИКНОВЕНИЕ НОВЫХ ПОЛИТИЧЕСКИХ ПАРТИЙ И ДВИЖЕНИЙ

 

Новые  политические движения и партии  на   Украине  возникают вследствие роста политического и национального   самосознания  насе­ления:

      —   организации «неформалов» (1989  г.);

      —   образование НРУ («Рух») в начале 1989  г., программа которо­го отстаивала идею суверенитета Украины,   возрождения  украинского языка  и культуры, поднимала экологические проблемы  и поддерживала демократизацию  политической и экономической системы. Особое внима­ние  обращалось на необходимость солидарности всех этнических групп на Украине. Появление  Руха стало первым  вызовом  монополии   Ком­партии Украины  на власть;

                —  появление с  1990 г. новых политических партий  (созданы Ук­раинская республиканская  партия, Демократическая партия   Украины, Украинская Крестьянско-Демократическая партия,  Партия   «зеленых»   Украины  и др. —  всего  16 партий) и общественно-политических  формирований  (например, «Новая Украина»  в 1992  г.);

              —  создание и  деятельность общественных организаций («Зелений   CBIT», историко-просветительское общество «Мемориал», республиканское   общество украинского языка им. Т. Г. Шевченко «Просвет»  и др.).  В конце 80-х — начале 90 годов на Украине происходит рост на­ционально-освободительного демократического движения, усиливается со­циально-политическая активность народа, возрастает его  национальное   самосознание. В результате этого провозглашается государственный суверенитет Украины, начинается новый  этап развития  Украинского го­сударства:

К  лету 1991 г. Украина, как и весь Советский Союз, переживала  системный кризис, связанный с острейшим противостоянием между ста­рыми социально-политическими структурами  и  уже  глубоко изменив­шимся  обществом.

7) ПОПЫТКА  ГОСУДАРСТВЕННОГО ПЕРЕВОРОТА В СССР В АВГУСТЕ 1991 г.

 

 К  августу 1991 г. противостояние сил реакции и демократии  до­стигло критической точки. С  одной стороны, нарастали требования ускорить реформирование  общества, быстрее ликвидировать отжившие структуры, укрепить  про­цесс демократизации общества, создания правового государства. С дру­гой стороны, усилились попытки сохранить господство КПСС,  правив­шую от имени  народа, сохранить  господство партийно-бюрократических структур, монопольное положение  военно-промышленного комплекса, верность сталинизму и  всему,  что  с ним связано, или, по крайней мере, постсталинизму. 19—21 августа 1991  г. в СССР  была осуществлена попытка  го­сударственного переворота; Президент СССР — М. С. Горбачев внешне  изолирован с семь­ей и помощниками  на даче «Форос»  в Крыму;  Создан Государственный Комитет по чрезвычайному  положению  (ГКЧП) в  составе: вице-президента Г. Янаева, премьер-министра   В.  Павлова, министра обороны Д. Язова,  председателя КГБ  В. Крючкова,  министра МВД  Б. Пуго, секретаря ЦК КПСС  Бакланова, председателя  Крестьянского Союза СССР  Д. Стародубцева;  В Москву введены  войска. Сопротивление  путчистам организовали и возглавили   в  Москве  президент России Б. Н. Ельцин и Верховный  Совет России.  300  тыс.  москвичей живым  кольцом оцепили «Белый  дом» —  резиденцию прави­тельства и Верховного Совета России.      Армия  в  целом отказалась поддерживать заговорщиков и перешла  на сторону демократов. Верховный Совет России объявил  членов ГКЧП  заговорщиками и  путчистами, потребовал освобождения М. С. Горбаче­ва. На  Украине наиболее решительно против ГКЧП выступили  демокра­тические силы (Рух, новые политические партии; с заявлением протеста  выступил зам. председателя ВС Украины  В. Гринев). В  результате попытка переворота провалилась. Сразу после прова­ла путча и как реакция на него возник мощный  процесс дезинтеграции  страны. Последовала серия актов и деклараций о независимости. Это была своего рода защита республик в ответ на переворот.

8) АКТ О НЕЗАВИСИМОСТИ УКРАИНЫ  

      

      24 августа 1991 г. Верховный  совет УССР провозгласил Украину  независимым демократическим государством и принял  «Акт  провозгла­шения  независимости Украины»:       Одновременно было  принято решение  о  проведении  1  декабря  1991 г. республиканского референдума в подтверждение Акта  провозг­лашения независимости Украины. Кроме того, учитывая роль руководящих структур КПСС  в органи­зации путча, крах надежд на реформирование КПСС в современную, де­мократическую партию, вслед  за  Москвой, запретившей деятельность  КПСС, в Киеве, 25 августа 1991 г. была запрещена деятельность Ком­мунистической партии Украины.

9) ВСЕУКРАИНСКИЙ РЕФЕРЕНДУМ И ВЫБОРЫ  ПРЕЗИДЕНТА УКРАИНЫ 7 ДЕКАБРЯ 1991 ГОДА

 

     В  условиях острой политической борьбы, роста национального са­мосознания украинской нации, увеличения сторонников  идеи   национального возрождения и суверенитета Украины, нарастающего экономи­ческого кризиса, дезинтеграции бывшего Союза 1 декабря 1991 г. со­стоялся референдум и выборы Президента Украины. На " референдуме 90 % граждан Украины проголосовали  за  «Акт  провозглашения независимости Украины».  (Несмотря на то,  что  на  референдуме СССР 17 марта  1991 г. 70%  население Украины   выска­зывалось за сохранение единства СССР). На  выборах Президента Украины  в избирательный бюллетень бы­ли включены 6 кандидатов: В. Б. Гринев, Л. М. Кравчук, Л. Г. Лукьяненко, Л. И. Табурянский, В. М. Чорновил, Н. Р. Юхновский. Больше половины  голосов (19,6 млн. чел. или 61,59%) получил  Л. М. Кравчук — ставший таким  образом первым Президентом независимой Украины.

10) РАСПАД СССР. СОГЛАШЕНИЕ ОБ ОБРАЗОВАНИИ         СОДРУЖЕСТВА НЕЗАВИСИМЫХ ГОСУДАРСТВ (СНГ)

                                                                                               

     События осени  1991 г. ясно показали, что нужна   замена  всей старой системы, смена экономических и  политических форм жизни. В этих  условиях оказалось невозможным сохранить  прежний Союз  ССР.

10a) ОБРАЗОВАНИЕ СНГ

 

            Во второй половине декабря 1991  г. в Беловежской Пуще (Бело­руссия) собрались руководители 3-х государств: России, Украины и Бе­лоруссии (Б. Н. Ельцин, Л. М. Кравчук, С. Шушкевич). На этом совещании было  принято решение о роспуске СССР  и соз­дании  нового  объединения — Содружества   Независимых   Государств (СНГ). Действует Совет глав государств и Совет глав правительств СНГ. Ведется разработка соглашений  об укреплении  единого экономического пространства, подписан договор о военно-политическом союзе (май 1992 г. —   6 государств). Некоторые государства (Украина) высказывают  сомнения в жизне­способности СНГ; На Украине  Рух и  Украинская Республиканская пар­тия выдвинули  требования уйти из СНГ. Противоречия между  государствами СНГ  возникли на почве  дележа экономического достояния СССР, золотого и валютного запаса, военного  имущества  (спор между  Россией и Украиной  из-за Черноморского флота,  стратегической авиации, ядерного оружия).

Во  второй половине 1991  г.  возникла возможность   реализации третьего исторического шанса  —   восстановления государственного су­веренитета и независимости Украины. Но  идея национально-государственного самоопределения неминуемо привела  к  формальному  обособлению республик. В  сфере унификации принципов таможенного, налогового, бюджетного, валютного  законода­тельства и  денежно-кредитного регулирования представители РСФСР требовали  принять только российский  образец. Однако республики не со­глашались  с предоставлением им банком России кредитов сроком на пол­года при более 200% годовых. Отсюда —  неизбежный  крах с попыткой создания «рублевой зоны нового типа».

    

11) ПРОБЛЕМА ПРИНЯТИЯ НОВОЙ КОНСТИТУЦИИ УКРАИНЫ

 

 Возникла  в период предвыборной  кампании ноября 1989—марта 1990  гг., когда вопрос о ее разработке как атрибута, суверенности под­няли  участники  диссидентского движения  60-х — 80-х  гг. В июне 1991  г. Верховный Совет Украины  одобрил концепцию  новой Конститу­ции, однако  к 1992  г. она устарела не только политически, но и мо­рально.      Созданная под руководством Президента Л. Кравчука Конституцион­ная  комиссия разработала ее проект и вынесла  на обсуждение Верхов­ного Совета. Своим решением  от 1 июля  1992 г. украинский парламент вынес  проект новой Конституции на всенародное обсуждение. Из  содержания 258  статей вытекает, что:

      —   Украина  провозглашается демократическим, правовым, социальным  государством;

      —   предлагается полупрезидентская или  смешанная  форма  прав­ления, а форма  государственного строя — унитарная (в отличие от фе­деративной или  земельной);

      —   в первом  варианте организации законодательной власти через Национальное  собрание Украины  предлагается двухпалатность: наличие Совета депутатов и Совета послов, во втором варианта — однопалатность.

      После завершения  процесса обсуждения стало ясно, что в обществе существует три  принципиально разных  подхода к этому документу, рав­но как и  к механизму  его принятия:

      —   доработка и утверждение проекта как основы Конституции  Ук­раины;

      —   принятия временной Конституции на  переходный период, а после достижения политической и экономической стабилизации — разработ­ка нового Основного  Закона;

      —   принятие любого документа  подобного рода преждевременно в связи с необходимостью переизбрания состава Верховного Совета.

      Дискуссии, которые проходят в регионах Украины, показывают, что весной 1993  г. общественные настроения   наиболее политизированы  в таких  вопросах, как:

      —   целесообразность федеративно-земельного устройства государст­ва;

      —   двойного гражданства и двуязычия;

      —   отношения к  системе Совета как рудименту или жизнеспособ­ному организму.

Консолидации  —   жизненно важный  для Украи­ны  ответ на этот вопрос весной 1993 г. приобрел неоднозначность. С одной стороны, на встрече глав  бывших республик, входящих  в СНГ, 22  января 1993 г. обсуждался проект Устава, в котором среди конфедералистских принципов  существовали и ярко  выраженные бюрократи­чески-имперские пункты. Президент  Украины   в категорической форме заявил о несогласии с рядом положений, чем вызвал совершенно наду­манные  обвинения в адрес Украины, якобы торпедирующей деятельность СНГ. На территории Левобережья, в  Крыму  активизировали свою  деятельность прокоммунистические  организации.  Особенно, непримиримые позиции по  отношению к независимости Украины  занимают «Союз  ком­мунистов Крыма»,  «Русское общество Крыма». В марте 1993 г. в Макеевке в Доме  культуры турболитейного завода состоялась Всеукраинская конференция  коммунистов Украины, на которой  присутствовало  более 300  делегатов. В  свою очередь, в тот процесс реанимации запрещенной Компартии Украины инициировал создание Антикоммунистического аитиимперского фронта. С другой стороны, в январе 1993 г. руководители военно-промыш­ленного комплекса России и Украины подписали пакет документов о вос­становлении  хозяйственных связей. Учитывая огромный потенциал дан­ной  отрасли индустрии, проходящей  сегодня через конверсию, данное соглашение  во многом обнадеживает.      Украину  признали, установив с ней в той или иной форме дипло­матические  отношения, более 13 стран мира. С  участием специалистов Всемирного банка реконструкции и раз­вития  готовилась кампания по проведению приватизационных аукционов. Мировой опыт  показывает, что государственная форма собственности наименее  эффективна, малоприбыльна, поэтому реальный рост производ­ства  возможен только при  возвращении труженикам   чувства хозяина, а  это невозможно без постепенного перехода к групповой и частной соб­ственности. В  июле—ноябре   1993  года шло всенародное обсуждение проекта Конституции,  в котором приняло  участие  около 190  тысяч  человек. Было  высказано более 47  тысяч предложений, часть которых учитыва­лась  при доработке текста, опубликованного в прессе 3 ноября. Проект прошел  основательную  экспертизу специалистами Запада, в том числе со  стороны комиссии «Демократия  через право» Совета Европы. На  27  марта 1994 года Верховный Совет Украины   назначил про­ведение выборов  народных депутатов, а на 26 июня —   выборы прези­дента. В  ноябре 1993  года Украина ратифицировала  договор о ликвида­ции ядерного оружия  «СТАРТ-1». Согласно этому решению,  за 7 лет планировалось сократить на территории республики 36%  ракетных  но­сителей и 42%   ядерных боеприпасов. Однако 14 января  1994 года в Москве па трехсторонней встрече президентов России, США и Украины было подписано соглашение о полном  вывозе ядерных ракет с террито­рии  республики. В свою очередь Россия  предоставляла Украине соот­ветствующую  материальную компенсацию  и  совместно с США  гаранти­ровала территориальную целостность и независимость Украины.

          Существенные  усилия  Украине  следует уделить в  области юрис­пруденции. Особенно  отстала сфера законодательства в  области  прав  человека. Европейская система строится на приоритетах их защиты,  а законодательство Украины  является  системой защиты  государственных интересов, в первую очередь.

     Такие страны, как Швейцария,  Австрия, Люксембург,  Мальта за  1987—1991   гг. ратифицировали, например, от 9 до 21; пакта по пра­вам человека, то Украина —   всего 4. Если присоединение к конвенци­ям  в рамках  Международной  организации труда  будет  продолжаться столь же  медленно, то для освоения обязательств в системе МОТ нам потребуется более 400 лет.

     Сложной остается ситуация и в сфере функционирования  украин­ского языка как государственного, особенно в  Донецкой области (Если в Луганской области до 35% украинцев считают русский язык родным,  Одесской —  более 30%,  то в  Сумской области русскоговорящих украинцев —  лишь 9%,  а в Западной Украи­не —   не более 1%.)

Страницы: 1, 2, 3


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.