рефераты бесплатно

МЕНЮ


Реферат: Украинское казачество. Становление культуры украинского народа

Реферат: Украинское казачество. Становление культуры украинского народа

Реферат

Украинское казачество. Становление культуры украинского народа


I.          Украинское казачество. Запорожская Сечь

1.         Возникновение казачества, его занятия и военное искусство

Усиление феодального гнета на Киевщине, Черниговщине, Волыни, Подолии, Переяславщине, в Галичине вынуждало крестьян и мещан убегать из барских имений в степи южной Украины. Беглецы называли себя казаками, то есть свободными людьми. Первые упоминания о казаках содержат письменные источники конца XV—начала XVI в.

Обживая земли на Нижнем Поднепровье, казаки занимались там земледелием, скотоводством, ремеслами и промыслами, "торговали продуктами своего труда, основывали хутора и села. Между казаками с самого начала их существования не было равенства. Они делились на бедноту (сероту, голоту) и богачей (старшин, зажиточных людей), которые переселялись на новые земли, закладывали хозяйства, эксплуатировали бедноту. Однако на казачьей земле не существовало обременительного феодального угнетения и крепостного права. Это привлекало к казакам все новые и новые массы беглецов из угнетенных крестьян и мещан. Значительная часть казачества сосредоточилась в южных степях за порогами Днепра. Эта большая территория Украины получила название Запорожье. Днепром и его многими притоками казаки пользовались для связи с Киевом и всей Украиной.

На юг Украины прибывали переселенцы из России, Белоруссии, Польши, Литвы и Молдавии. Это способствовало хозяйственному освоению южных украинских земель и защите их от вражеских вторжений. Казачьи вооруженные силы формировались из беглецов. Их жизнь была нелёгкой, полной тревог и опасностей. По свидетельству современника, казаки были «хорошо закалены, легко переносили зной и холод, жажду и голод, неутомимы в битвах, отважны, смелы, или, скорее, отчаянны, собственной жизнью не дорожили». Они умело оборонялись от врагов, искусно стреляли из ружей и пушек, на челнах-чайках воевали на море.

Одновременно с украинским казачеством возникло и русское казачество на Дону. Украинские и русские казаки издавна поддерживали тесные связи и дружбу между собой. Они сообща боролись против феодалов, вместе защищали свои земли от нашествий иноземных захватчиков. Донские казаки в 1632 г. заявили царскому посланцу: «У нас, у донских казаков, с запорожскими черкасами (казаками) заключен договор: если ждать откуда-то приходу разных воинских людей на Дон или Запороги, и запорожским черкасам на Дону нам, казакам, помогать, а нам, донским казакам, помогать запорожским черкасам».

2.         Запорожская Сечь

Нижнее течение Днепра между его притоками Самарой и Конкой издавна пересекали каменные скалы-пороги: Кодакский, Сурский, Ненасытец, Вольный, Лоханский, Звонецкий, Вовнижский, Будило и другие. Дальше на юг в могучий Днепр впадали многие речки, в долинах и устьях которых раскинулись богатые луга и плавни. На Днепре образовалось много больших и малых островов. На них казаки и сооружали, небольшие укрепления — городки или сечи (из рубленных деревянных бревен). Такие же укрепления они строили и вдоль притоков Днепра — в местах, где занимались промыслами (охотой, рыболовством), земледелием и скотоводством. Но разрозненные городки-сечи не могли сдержать вражеские нашествия — натиск литовских и польских феодалов с севера, турецких и татарских с юга.

Где-то в 30-40-х годах XVI в. казаки объединили свои силы и создали могущественную по тому времени крепость — Запорожскую Сечь, которая сперва стояла на днепровском острове Томаковка, а потом — на острове Базавлук (Чертомлык) вблизи нынешнего села Капулевка Днепропетровской области. Австрийский посол Эрих Лясота в дневнике от 9 июня 1594 г. записал: «Прибыли на остров, называемый Базавлук, лежащий вблизи одного из днепровских рукавов — Чертомлыка... Тут была тогда казачья Сечь». О доблести запорожских казаков уже тогда знали далеко за пределами Украины. Потому и не удивительно, что в Сечь прибыл посол от императора Австрии, чтобы попросить казаков выступить против султанской Турции.

Запорожская Сечь имела своеобразную военно-административную организацию, которая корнями своими уходила к вековым традициям Киевской Руси. Вокруг Сечи казаки выкапывали глубокие рвы и насыпали земляные валы. На этих довольно высоких сооружениях устанавливались пушки, строились оборонительные башни с бойницами. Там постоянно дежурили вооруженные казаки. В центре крепости находилась просторная площадь, где проходили военные советы и решались все вопросы казачьей жизни. Площадь окружали казачьи жилища — курени, построенные из лозы или деревянных бревен и крытые камышом, канцелярия, пушечные мастерские, церковь, дома старшины. Казацкое войско (Кош, или сечевое товарищество), насчитывавшее несколько тысяч вооруженных воинов, делилось на войсковые единицы — курени, возглавляемые выборными атаманами. На общих военных советах (радах) казаки избирали старшину — кошевого атамана, писаря (ведал канцелярией), есаулов (следили за порядком), обозного (командовал артиллерией), судью. Кошевому атаману вручалась булава как знак наивысшей власти в Запорожской Сечи. Старшине вручались клейноды (знаки): бунчук (медный либо золоченный шар на деревянном держаке, к шару прикреплялся пучок волос из конского хвоста), хоругви (разноцветные флаги с изображениями святых, крестов, оружия и т. п.), печать для заверения документов.

В руках казачьей старшины, избранной из зажиточных казаков, сосредоточивались богатства и власть. Старшина эксплуатировала бедноту (серому) и вершила все дела на Запорожье. В основном Запорожская Сечь состояла из украинцев, но в товарищество без ограничений принимались русские, белорусы, поляки, литовцы, молдаване, армяне, татары и представители других национальностей. Женщин в Запорожскую Сечь не допускали.

На запорожских землях старшина основывала свои имения — зимовники, где работали казаки-батраки. Они занимались тут земледелием, присматривали за скотом, трудились на промыслах.

Все же организация казачества на Запорожье характеризовалась определенным демократизмом. Тут признавали право казаков на землю, на участие в управлении Запорожьем, на выборы старшины и т. п. Хотя в полной мере этими правами пользовалось, конечно же, зажиточное казачество, но порядки на Запорожье очень отличались от феодальных. Именно поэтому Карл Маркс называл Запорожскую Сечь «казацкой республикой». Именно отсюда свободолюбивый дух распространялся по всей Украине, находившейся под властью Литвы, а потом — шляхетской Польши. Запорожская Сечь была значительной военной и политической силой. А запорожское казачество превращалось в отдельное общественное сословие украинской народности.

Запорожская Сечь владела довольно большой территорией на юге Украины и использовала свои вооруженные силы для ее обороны. В составе Литвы и Речи Посполитой она пользовалась автономией, оказывала влияние и на другие территории Украины.

3.         Реестровое казацкое войско

Правительство Речи Посполитой всячески старалось распространить свою власть на Запорожскую Сечь и укротить непокорное казачество, которое все время поддерживало освободительное движение, стремилось освободить Украину и воссоединить ее с Россией. Правящая верхушка Речи Посполитой решила расколоть казачество и этим ослабить его силы. В 1572 г. король Сигизмунд II Август издал универсал о принятии на государственную военную службу 300 казаков, которых поименно занесли в специальный список — реестр. Таких казаков назвали реестровыми. В реестр записывали преимущественно зажиточных казаков, которые могли нести военную службу со своим снаряжением. Старшим над реестровыми казаками польско-шляхетское правительство назначало выходца из господствующего сословия. Через несколько лет реестр увеличили вдвое. Реестровых казаков использовали для охраны крепостей и южных границ Речи Посполитой, старались противопоставить их запорожцам, не имевшим никаких привилегий.

Реестровое получили от правительства Речи Посполитой право на отдельный суд, они освобождались от государственных повинностей (кроме военной), получали „земельные владения и жалованье, имели разрешения заниматься промыслами и торговлей. Реестровая старшина пользовалась многими благами.

Реестровое казачество официально называлось Запорожским Войском, которому формально подчинялась и Запорожская Сечь. Однако окончательно взять ее под свой контроль Речи Посполитой так и не удалось. В первой половине XVII в. количество реестрового войска в разное время составляло от 1 тысячи до 6 тысяч казаков. Среди старшин (гетманов) реестрового казачества были известные вожаки Петро Сагайдачный, Яков Бородавка, Марко Жмайло, Михайло Дорошенко, которые отличились в борьбе против польско-шляхетского господства, нападений турок и крымско-татарских феодалов. В период гетманства Михаила Дорошенко (1625 —1628) реестровое войско было разделено на 6 полков (Белоцерковский, Чигиринский, Корсунский, Переяславский, Черкасский и Каневский). В каждом полку насчитывалось по одной тысяче человек. Полки делились на сотни. Реестровое войско занимало значительную территорию Украины.

В 1637 г. писарем реестрового войска стал Богдан Хмельницкий, который позже возглавил освободительную войну на Украине. Деятельность реестрового казачества контролировал правительственный комиссар из польской шляхты.

Верхушка реестрового войска, владеющая имениями и промыслами, эксплуатировала зависимых крестьян и рядовых казаков. Бедные казаки вели постоянную борьбу против притеснений старшины, участвовали в народных восстаниях и освободительном движении против господства Речи Посполитой. Шляхте не удалось посеять вражду между реестровыми и запорожскими казаками. «Легче волком пахать,— говорили шляхтичи,— чем казаком против казака воевать». Позже реестровые полки стали серьезной силой освободительной войны на Украине.

Положение реестрового казачества накануне освободительной войны ухудшила так называемая Ординация Войска Запорожского реестрового (1638), которая упразднила выборность старшины и казацкий суд. Реестровцы поступили в полное распоряжение польского правительственного комиссара. Притеснения вызвали недовольство реестрового казачества.

4.         Борьба украинских казаков против агрессии Крымского ханства и султанской Турции

Вследствие распада Золотой Орды в Крыму возникло татарское военно-феодальное государство — Крымское ханство (1449—1783), которому подчинялись кочевые орды Северного Причерноморья, Приазовья и Кубани. Вся полнота власти принадлежала хану и беям (зажиточным приближенным хана), а также мусульманскому духовенству во главе с муфтием. Захватив ряд городов на побережье Крыма, Турция вынудила хана признать вассальную зависимость от султана (1478).

Население Крыма занималось земледелием, скотоводством и ремеслом. Оно платило хану и беям обременительные налоги. Крымских феодалов мало беспокоило развитие хозяйства в крае. Они принуждали мужчин участвовать в захватнических походах на соседние земли Украины, России и Польши, грабили там города и села, брали в плен («ясырь») людей, которых потом продавали на невольничьих рынках. Самый большой невольничий рынок находился в городе Кафе (давнее название Феодосии).

От крымских и турецких нападений постоянно опустошались Киевщина, Переяславщина, Полтавщина, Подолия, Волынь, Галичина. В течение 1450—1556 гг. Украина пережила свыше 80 вражеских вторжений. Крымские орды дважды (в 1482 и 1484 годах) нападали на Киев и разрушали город. Сотни сел сжигали дотла, уничтожали или брали в плен тысячи людей. Пограничные крепости не могли остановить вражеских агрессий. Глубокую печаль выражала народная песня:

Зажурилась Україна, Витоптала орда кіньми

Бо нічим прожити, маленькії діти

Подлинными защитниками украинского народа от крымских захватчиков выступали запорожские казаки и их главная крепость Сечь. Союзниками запорожцев стали донские казаки. Плечом к плечу они не только защищали родные земли от врагов, но и организовывали походы в Крымское ханство и по Черному морю в Турцию, освобождали пленных.

В этой героической борьбе прославились легендарные казацкие вожаки. Например, Самойло Кишка, участник героических походов в Турцию, попал в плен и пробыл там, около 25 лет. В 1599 г. на Черном море возле города Гезлева (ныне Евпатория) он поднял восстание невольников-гребцов на галере (военном судне). Восставшие пленники захватили корабль, уничтожили команду и вернулись на Украину. Это восстание воспето в народной думе «Самийло Кишка». Запорожские казаки избрали мужественного Самойла Кишку гетманом (1599 —1602). Он погиб в одном из походов. На легких челнах — чайках запорожцы достигали берегов Турции, чтобы спасти из неволи своих соотечественников. Они угрожали даже столице турецкой — Стамбулу. Выдающимся событием в истории совместной борьбы донцов и запорожцев против Турции и Крымского ханства было взятие Азова — турецкой крепости в устье Дона. В течение нескольких лет (1637 —1642) казаки обороняли ее от врагов, не позволяли им опустошать русские и украинские земли. Этот исторический эпизод известен под названием «Азовское сидение».

Российское государство укрепляло оборону южных земель и не раз посылало свои войска на помощь Запорожской Сечи, помогало казакам оружием и деньгами, позволяло донцам действовать сообща с запорожцами. Совместной борьбой против врагов запорожские и донские казаки отстаивали свободу и независимость России и Украины.

Запорожская Сечь оставалась могучей твердыней над Днепром, а ее отважное казачество стояло стеной, Преграждая путь вражеским нашествиям.


II.        Становление культуры украинского народа. Быт и обычаи

Духовная культура украинского народа развивалась как феодальная, то есть такая, которая служила господствующему классу. Но эксплуатируемые массы крестьян, казаков и горожан Украины создавали свою, демократическую культуру, которая идейно противостояла феодальной. Демократическая культура подчинялась интересам антифеодальной и освободительной борьбы, способствовала росту национального самосознания, идей единения украинского народа с братским русским народом.

1.         Просвещение и научные знания

Издавна на Украине существовало домашнее (семейное, родительское) обучение и воспитание детей. Детям передавались трудовой опыт и жизненная мудрость, красота родного языка, стремление к воле и братству. Люди стихийно стремились овладеть научными знаниями, опираясь на мгновековой опыт поколений. Это стихийное народное образование и накопленные знания стали основой и начальным этапом познания жизни, наук, способствовали возникновению школ грамоты в далекие времена средневековья. Развивался украинский язык, который играл значительную роль в развитии просвещения и научных знаний, духовном прогрессе на Украине.

Первая украинская школа возникла в 1550 г. в местечке Красноставе (Восточная Галичина). Такие школы грамоты открывались тогда при церквях и монастырях, где появилось образованное духовенство. Но школ было мало, и они не могли обеспечить массу людей даже начальной грамотой.

Значительным центром школьного образования и науки на Украине стала Острожская греко-славянская школа (1578), которая поднялась до уровня академий того времени. В ней преподавались грамматика, арифметика, астрономия, музыка, греческий, латинский, польский и славянский (русский) языки. Первым ректором этой школы стал ученый-просветитель Герасим Смотрицкий, а преподавателями были Демьян Наливайко (брат народного героя), Василий Суражский, Тимофей Михайлович и другие образованные люди. Острожская школа давала среднее и высшее образование. В ней получил образование Петр Сагайдачный.

Острожская школа существовала до 1640 г. и оказала заметное влияние на дальнейшее развитие просвещения Украины, подготовила определенные условия для появления братских школ (т. е. школ, открываемых братствами) во Львове, Каменце-Подольском, Виннице, Луцке, Киеве и других городах. Первой была открыта братская школа во Львове (1586), а ее ректором стал Иов Борецкий, преподавателями — Стефан и Лаврентий Зизаний, Памво Беринда и др. Обучение в братских школах регламентировалось уставом («Порядок школьный»). В братских школах обучались дети шляхты, духовенства, мещан, казаков (преимущественно зажиточных).

С начала XVII в. центр просвещения на Украине переместился в Киев, где в 1615 г. была открыта братская школа и группировались ученые-просветители Иов Борецкий (переехал из Львова и стал ректором Киевской братской школы), Елисей Плетенецкий, Захария Копистенский, Тарас Земка, Мелетий Смотрицкий, Касиян Сакдвич и др. Рядом с братской школой на Подоле митрополит Петр Могила в Печерской лавре основал гимназию. В 1632 г. обе школы объединились в Киевский коллегиум, который сравнялся с иностранными высшими учебными заведениями. В коллегиуме получали знания по философии, истории, математике, астрономии и другим наукам. Преподавались славянский, греческий, латинский и польский языки. Киевский коллегиум имел значительное влияние на развитие просвещения на Украине, а также в Белоруссии, России, Молдавии, Сербии и других странах.

Преподаватели тогдашних школ создавали учебные пособия. Например, по «Грамматике славянской» (1619) Мелетия Смотрицкого обучались учащиеся русских, украинских и белорусских школ на протяжении почти 150 лет. М. В. Ломоносов называл ее «вратами учености».

В центрах просвещения — Остроге, Львове, Киеве развивалась наука, создавались книги по языкознанию, философии, астрономии, математике. Среди ученых известны имена профессоров Юрия Котермака, Павла Русина, Иннокентия Гизеля, Иосифа Кононовича-Горбацкого.

Острожская школа, Киевский коллегиум, братские школы одновременно были и центрами борьбы против наступления католицизма и униатства. На Украине организовывались католицкие и униатские школы с целью расширения там, среди населения католицизма и униатства. В частности иезуитские коллегиумы были в Львове, Луцке, Каменце-Подольском, Остроге и других городах. Они способствовали полонизации (ополячиванию) и окатоличиванию прежде всего украинской шляхты и магнатов. Но православные школы отстаивали право украинского народа на свой язык, культуру и духовную жизнь. Их деятельность имела большое значение в развитии просвещения и научных знаний на Украине.

2.         Книгопечатание

На Украину книги длительное время привозились из других стран, поскольку собственного книгопечатания не было. В учебнике по истории СССР рассказывалось о деятельности в Москве первопечатника Ивана Фёдорова и его помощника белоруса Петра Мстиславца. Гонимые в период царствования Ивана Грозного печатники переехали в Литву. Они открыли типографию в городе Заблудове (Белоруссия), а затем Мстиславец занимался печатным делом в Вильно, а Федоров — во Львове.

На средства, пожертвованные мещанами, Иван Федоров основал первую на Украине типографию во Львове (1573), а в следующем году увидели свет и первые книги — «Апостол» и «Букварь» для обучения детей грамоте. Начало книгопечатания — знаменательное событие в культурной жизни на Украине. Но из-за материальных трудностей Иван Федоров вынужден был продать свою типографию и переехать в Острог, где на средства магната Константина Острожского основал другую типографию и издал «Букварь» (1578), «Острожскую библию» (1581), «Хронологию» белорусского поэта Андрея Римши и другие книги.

Страницы: 1, 2


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.