Реферат: Христианизация Руси
Большинство жителей Киевской Руси было крещено на протяжении
княжения Владимира, но немало еще оставалось и язычников. Часть новообращенных
возвращалась к языческим обрядам сразу после ухода княжеской рати из их
местности. Особенно долго удерживалось язычество в дебрях Северо-востока.
Ростово-Суздальская и Муромская земли были обращены в христианство лишь в
середине XI в., а окончательно утвердилась там
новая вера к концу столетия.
Стремясь облегчить славянам, принятие христианства, церковь
освятила некоторые языческие праздники. Так, языческим по происхождению
является праздник масленицы. Праздник Купалы, знаменовавший приход лета, слился
с днем святого Иоанна Крестителя. Поклонение громовержцу Перуну сменилось
почитанием Ильи Пророка, покровителем скота вместо Белеса стал святой Власий.
Эти верования прочно вошли в русское христианство. Сохранилась и вера в леших, домовых, русалок. Однако пережитки языческих представлений не делали верующего христианина язычником.
3.
ИСТОРИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ ПРИНЯТИЯ РУСЬЮ ХРИСТИАНСТВА
Что же получила Русь,
приняв христианскую веру? Значение перехода к христианству было огромно и
проявлялось во всем — от повседневного пищевого рациона и приемов земледелия до
международного положения страны.
Утверждение христианства
на Руси в качестве государственной религии оказало большое влияние на разные
сферы общественной и духовной жизни страны.
Требуя многодневных
постов, христианство заставляло есть больше овощей, а, следовательно —
совершенствовать огородничество. Многие овощи и известны-то на Руси стали
благодаря византийцам. Не случайно лучшими огородниками были монахи.
Принятие христианства
стало значительным шагом в развитии восточнославянской цивилизации, оно
способствовало созданию единой государственности и единой церковной
организации. Учение христианства о едином Боге, освящающем власть одного
государя, помогло Владимиру преодолеть деление восточных славян по племенным
признакам, хотя некоторые основы сепаратизма сохранились, поддерживаемые
местной знатью. Тем не менее, центральная власть была укреплена, о чем говорит
необычайный рост международного престижа, дипломатических, торговых,
политических и культурных связей Киева. Уже в правление Владимира обычными
становятся династические браки киевского великокняжеского дома Рюриковичей с
правящими домами Европы.
Консолидирующаяся древнерусская знать отныне могла опираться
на церковные каноны (законы), идеи и учреждения, пришедшие из Византии.
Принятие православия способствовало возникновению и укреплению феодальной
земельной собственности, как светской, так и церковной.
После возникновения церковной земельной собственности
появилась в более широких масштабах и частная (боярская) земельная
собственность. Распространение на Руси норм византийского права также
стимулировало формирование феодальных отношений, складывание отдельных
социальных групп, слоев, что способствовало развитию феодализма.
Перевод и распространение на Руси византийских сборников
законов, среди которых выделяется «Кормчая книга» (от «кормчий» — рулевой),
известная в Византии как «Номоканон», ускоряли этот процесс.
С принятием христианства пришло понимание общности судьбы
Руси и всего мира. Древнерусские писатели осознавали себя неотъемлемой частью
современного им мира. В отличие от национальных религий христианство имеет
интернациональный характер, способствует осознанию единства истории
человечества: «Нет ни Еллина, ни Иудея... раба, свободного», «все мы одним
духом крестились в одно тело» — говорится в посланиях апостола Павла. Русь
приобщилась к мировому культурному наследию через Византию, переживавшую в IX—XI вв. пик своего расцвета.
С принятием православия начала выстраиваться церковная
иерархия, занявшая важное место в древнерусском обществе. Русская церковь
изначально, по образцу греческой, зависела от великого князя, и церковные
иерархи были самостоятельны лишь в церковных вопросах. Источники умалчивают,
когда появилась митрополия на Руси и кто был первым митрополитом, сколько
епископов было первоначально. Известно, однако, что во главе церкви стоял
киевский митрополит, назначаемый из Константинополя или самим киевским князем с
последующим избранием собором епископов.
Церковь в Древней Руси была не только господствующей силой в
духовной жизни народа, но и влиятельной общественной и политической силой.
Церковь имела обширные земельные владения, свои села и города, своих холопов и
даже свои полки, а также свой суд и, законодательство. Князья платили десятую
часть налогов на содержание церкви (десятину). Создававшиеся на Руси монастыри
становились сильнейшими церковными организациями. Первым из них был
Киево-Печерский («печера» — пещера, в которой селились монахи) монастырь,
основанный во второй половине XI в.
Общее число монастырей в домонгольские времена доходило до 70.
Православной церкви
пришлось вести упорную борьбу с дохристианскими верованиями. Сила и живучесть
язычества на протяжении многих веков позволяют говорить о своеобразном
двоеверии как историко-культурном феномене народной жизни на Руси. В отдельных
областях языческие обряды и обычаи сохранились практически в неизменном виде
вплоть до начала XX в.
До принятия христианства Киевская Русь была государством со
значительно развитой языческой культурой, сословием руководивших обрядами
волхвов (жрецов), языческим летописанием. Восточные славяне в середине I тыс. до н.э. имели примитивное
пиктографическое письмо — «черты и резы», — состоявшее из простейших знаков в
форме черточек и зарубок и, судя по всему, дошедшее до нас благодаря
археологическим находкам. Постепенно славяне стали использовать для записи
греческие буквы, но без всякой системы, «без устроения», т.е. не приспособив их
к особенностям своего языка.
Создание славянской азбуки связано с именами Кирилла и
Мефодия — «равноапостольных» просветителей, греков по происхождению, крестивших
Болгарию, а во второй половине IX в.
создавших старославянские алфавиты на основе староболгарского языка — кириллицу
и глаголицу. Сначала «солунские» братья, из Солуни (нынешние Салоники), создали
глаголицу, с помощью которой переписали первые церковные книги для южных
славян, и крестили Болгарию. Позже из смешения глаголицы с элементами
греческого письма возникла более легкая и удобная кириллица. Кириллический
алфавит в России дважды подвергался серьезным изменениям — при Петре Великом и
после октября 1917 г. В настоящее время древняя кириллица сохранилась как язык
православного богослужения — церковнославянский.
После крещения Руси получила небывалый стимул к развитию
восточнославянская письменность. По выражению академика Д.С. Лихачева, «с
христианством пришла письменность иного, высочайшего класса. Это была
письменность с устроением, со знаками препинания, с разделением на слова, с
определенной грамматикой»[3]. Настоящими носителями
древнерусского просвещения становятся монастыри, где велось русское летописание
и собирались богатейшие библиотеки рукописных книг. Киево-Печерский монастырь
стал крупным центром древнерусской образованности, воспитывавшим уважение к
книжности как к христианской добродетели. В основе школьного монастырского
образования лежали принципы «энкиклиос педиа» (греч. «всеохватывающее
обучение», отсюда слово «энциклопедия»), включавшие диалектику, риторику,
грамматику и богословие.
Рукописные книги писались на пергамене — тончайшей телячьей
коже специальной выделки. Древнейшей из книг, дошедшей до нас, является
«Остромирово Евангелие», названное по имени его владельца — новгородского
посадника Остромира. Она датируется серединой XI в. В домонгольской Руси бытовала в основном переводная
литература византийских, античных и других иностранных авторов. Однако
постепенно в XI—XII вв. стали появляться оригинальные сочинения
древнерусских авторов: «Слово о законе и благодати» киевского митрополита
Илариона, «Поучение» Владимира Мономаха, «Слово» и «Моление» Даниила Заточника.
Основными жанрами древнерусской литературы были агиография (жития святых) и
другая литература религиозного содержания. Но создавались и выдающиеся светские
произведения, среди которых знаменитое «Слово о полку Игореве».
Следовательно, определенный отпечаток православие наложило и
на культуру русского народа; однако здесь процесс был двойственным.
Отрицательно он сказался на устном народном творчестве и культуре народных
масс, пытавшихся исповедовать веру предков (особенно в сельских местностях), и
положительно — на городскую культуру и культуру высших слоев общества, дав
толчок развитию литературы, архитектуры, живописи, развив в этих направлениях
уровень мастерства, достигнутый в языческий период.
После принятия христианства Владимир организовал на Руси
первые школы. Принятие новой религии и усвоение церковнославянской письменности
сопровождалось перенесением на Русь основных памятников раннехристианской и
византийской литературы: библейские книги, сочинения отцов церкви, исторические
сочинения. Хотя основная масса книг была переводная, есть предположение, что
при Владимире была составлена и первая русская летопись, охватывающая в
изложении события от времени Рюрика до начала XI в.
Книги были дороги, до народа не доходили, и он нашел выход
отражению своим чаяниям и представлениям о политике Руси в устном народном
творчестве, в былинах, появление которых многие ученые относят ко времени
княжения Владимира. Это былины о борьбе Добрыни со змеем, об Алеше Поповиче и
Тугарыне Змеевиче, о Соловье-разбойнике, целый цикл былин об Илье Муромце и т.
д. В князе Владимире народ видел выдающегося политического деятеля, символ
государственного единства Руси. Но положительно относясь к нему, былины не
идеализируют его: подчеркивается разница между ним и богатырями. Князь — только
центр, вокруг которого группируются богатыри. Именно они с их подвигами, силой,
добротой, справедливостью — истинные ныразители идеалов народных масс.
С принятием христианства на Руси получило широкое
распространение монументальное каменное зодчество. Первой каменной постройкой
стала Десятинная церковь в Киеве, возведенная греческими мастерами, По примеру
Константинополя в XI—XII вв. были построены храмы Св. Софии в
Киеве, Новгороде и Полоцке, соединившие византийский канон с местными условиями
и требованиями киевского князя. Шедевром древнерусской архитектуры принято
считать Золотые ворота в Киеве. Во Владимире, Суздале, Смоленске, Ростове были
возведены Успенские соборы, отличавшиеся величественностью и изяществом формы.
Не случайно впоследствии при строительстве Успенского собора Московского Кремля
был взят за образец Владимирский Успенский собор.
Из Византии были заимствованы основы церковной архитектуры,
сам тип крестово-купольного храма, повсеместно утвердившийся на Руси. Храм
воспроизводил картину мира в соответствии со строгой иерархией как выражением
божественного порядка. Древняя Русь восприняла византийскую систему сводчатых и
купольных перекрытий, строительство зданий изысканной пространственной
конфигурации и большой высоты. Однако чисто русским явлением, преобразившим
облик византийского крестово-купольного храма, стало многоглавие куполов.
В различных областях использовались разные материалы для
храмового зодчества: в Киеве, Смоленске и Чернигове — плинфа, т.е. плоский
кирпич больших размеров, в Новгороде — известняк, во Владимире и Суздале —
белый камень. Белокаменная резьба с растительным и животным орнаментом,
украшавшая стены Успенского и Дмитриевского соборов, Золотые ворота во
Владимире и другие древнерусские сооружения, уникальна и совершенна по
исполнению.
Из Византии пришли на
Русь три основные вида изобразительного искусства: мозаика (красочный узор из
кусочков смальты), фреска (роспись на стене, выполненная специальными красками
по сырой штукатурке) и икона (от греч. эйкон — образ). Первыми живописцами были
греческие мастера, создавшие наиболее почитаемую на Руси чудотворную икону
Владимирской богоматери (ныне хранится в Третьяковской галерее), мозаичную
Богоматерь Оранту (от греч. оранта – молящаяся), фрески Киевской Святой Софии и
другие непревзойденные шедевры. Византийская легенда о заступничестве
Богородицы в борьбе с иноверцами способствовала тому, что на Руси Богородица
стала почитаться как защитница русского воинства. В специальных школах при
монастырях по византийским образцам учились первые русские мастера-живописцы.
Принятие христианства повлияло на развитие ремесла. Приемы
кладки стен и возведения куполов, камнерезного цела, а также мозаика, которые
использовались при возведении и украшении церквей, были греками переданы
русским мастерам.
Каменное зодчество,
иконопись, фресковая живопись возникли на Руси благодаря христианству. Через
посредничество Византии Русь прикоснулась к традициям античного мира.
Принятие христианства вело к значительному смягчению царивших
на Руси нравов. Церковь категорически запрещала человеческие жертвоприношения,
ритуальные убийства жен и рабов на тризнах, упорно боролась против
работорговли.
Христианство
способствовало укреплению княжеской власти. Духовенство внушало населению и
самим князьям, что на престол их сажает сам Бог. Божественное происхождение
княжеской власти, по учению церкви, требовало от подданных беспрекословного
повиновения, а от князя - осознания своей высокой ответственности.
Для Русского народа,
сравнительно поздно вступившего на путь исторического развития, принятие
христианства означало приобщение к многовековой и высокой культуре Византии, но
мы должны четко отделять культуру (сложившуюся еще в языческий период) от
религиозной идеологии.
Византия не тем
превосходила древних славян, то была христианской страной, а тем, то являлась
наследницей анти ной Греции, сохраняя значительную часть ее культурного
богатства. В этом смысле христианство нельзя противопоставлять язычеству, так
как это только две формы, два различных по внешности проявления одной и той же
идеологии.
Формально Русь стала
христианской. Погасли погребальные костры, угасли огни Перуна, требовавшего
себе жертв, но долго еще насыпали языческие курганы, тайно молились Перуну и
справляли буйные праздники родной старины.
Новая русская церковь
стала новым и обильным источником доходов для ее духовной матери -
константинопольской церкви и новым орудием эксплуатации в руках верхов
киевского общества. За эти материальные выгоды можно было заплатить
приспособлением христианской идеологии к язычеству славян. Русская церковь
играла сложную и многогранную роль в истории Руси. Несомненна ее польза как
организации, помогавшей молодой русской государственности в эпоху бурного
развития феодализма. Несомненна и ее роль в развитии русской культуры, в
приобщении к культурным богатствам Византии, в распространении просвещения и
создании крупных литературно-художественных ценностей.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Время Владимира нельзя
считать периодом гармонии власти и общества. Историческое значение этого
времени заключалось в следующем:
1) Приобщение
славяно-финского мира к ценностям христианства.
2) Создание условий для
полнокровного сотрудничества племен Восточно-европейской равнины с другими
христианскими племенами и народностями.
3) Русь была признана как
христианское государство, что определило более высокий уровень отношений с
европейскими странами и народами.
Русская церковь,
развивавшаяся в сотрудничестве с государством, стала силой объединяющей жителей
разных земель в культурную и политическую общность.
Перенесение на русскую почву
традиций монастырской жизни придало своеобразие славянской колонизации северных
и восточных славян Киевского государства. Миссионерская деятельность на землях,
населенных финоязычными и тюркскими племенами, не только вовлекла эти племена в
орбиту христианской цивилизации, но и несколько смягчала болезненные процессы становления
многонационального государства (это государство развивалось на основе национальной
и религиозной идеи. Оно было не столько русским, сколько православным.).
Приобщение к тысячелетней
христианской истории ставило перед русским обществом новые культурные, духовные
задачи и указывало на средства их решения (освоение многовекового наследия греко-римской
цивилизации, развитие самобытных форм литературы, искусства, религиозной жизни).
Заимствование становилось
основой для сотрудничества, из осваиваемых достижении Византии постепенно
вырастали ранее неведомые славянам каменное зодчество, иконопись, фресковые
росписи, житейная литература и летописание, школа и переписка книг.
Крещение Руси, понимаемое
не как кратковременное действие, не как массовый обряд, а как процесс постепенной
христианизации восточнославянских и соседствовавших с ними племен - крещение Руси
создало новые формы внутренней жизни этих сближавшихся друг с другом этнических
групп и новые формы их взаимодействия с окружающим миром.
СПИСОК
ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1.
Захаревич А.В.
История отечества:Уч.- М.: «Дашков и К»,2006
2.
История России с
древнейших времен до конца 1861 года/Под ред. Н.И.Павленко.М.:Высшая шк,2001
3.
Кацва Л.А.,
Юрганов А.Л. История России 8-15 вв.:Уч.-М.:МИРОС, 1997
4.
Скрынников Р.Г.
Русь. 10-17 века-СПб.: «Питер»,1999
5.
Некрасова
М.Б.История России:Уч.пос.- М.:Юрайт-издат,2005
[1] Некрасова М.Б.История России:Уч.пос.-
М.:Юрайт-издат,2005-с.27-28
[2] Кацва Л.А., Юрганов А.Л. История России 8-15
вв.:Уч.-М.:МИРОС, 1997-с.41
[3] Захаревич А.В. История отечества:Уч.- М.: «Дашков и
К»,2006.- с.50
|