КРЕСТЬЯНСКАЯ РЕФОРМА
1861, гл. из бурж. реформ 60-80-х гг. 19 в., отменившая крепостное право в
России. Проводилась на основе "Положений" от 19 февр. 1861. В Уфе
"Манифест" о реформе был объявлен 15 марта 1861. К.р. коснулась всех
разрядов крестьян Оренб. губернии. Помещичьи крестьяне получали личную свободу
и право распоряжаться своим имуществом. Помещики сохраняли право собственности
на принадлежавшие им земли, но были обязаны предоставить крестьянам наделы,
к-рые затем выкупались. До выкупа крестьяне назывались временнообязанными и
несли повинности в пользу помещика. Условия освобождения крестьян определялись
уставными грамотами, составлявшимися на каждое помещичье владение. В итоге
введения этих док-тов помещичьи крестьяне Оренб. губ. (137419 душ) получили 212
тыс. из 247 тыс. дес. надельных земель; 35 тыс. дес. (14,4%) остались в руках
дворян (см. Дворянство). За пользование получ. наделами крестьяне обрабатывали
барские земли или платили ден. оброк. Со временем крестьяне выкупали свои
наделы и прекращали обязат. отношения со своим владельцем. Многоземелье Оренб.
губ. и дефицит рабочих рук обусловили более легкие условия освобождения
помещичьих крепостных по сравнению с центр. Россией. Освобождение от
крепостного права, личную свободу и имуществ. права получило крепостное нас.
частных горных заводов (137844 чел.), к-рое было разделено на мастеровых и сел.
работников. Мастеровые, в отличие от сел. работников, имели право отказа от
зем. надела. Освобождалось и нас. казенных з-дов Оренб. губ. (22139 чел.).
"Положением о крестьянах, водворенных на землях имений государевых,
дворцовых и удельных" от 26 июня 1863 К.р. распространялась на удельных
крестьян Оренб. губ. (57049 чел). Они получали личные и имуществ. права. В ходе
наделения землей удельные крестьяне Оренб. губ. сохранили за собой 101,9 тыс.
дес. из 120,5 тыс. дес. надельных угодий, потеряв 18,6 тыс. (15,4%) в виде
отрезков в пользу удельного ведомства. В отличие от помещичьих крестьян жители
удельных селений сразу переводились на выкуп своих наделов и платили более
низкие выкупные платежи. К.р. среди гос. крестьян началась с указа от 24 нояб.
1866, по к-рому жители казенных селений Оренб. губ. (434755 чел.) получили
гражд. права. Закон о выкупе надельных земель был объявлен в 1886. В результате
К.р. гос. крестьяне получили надельные земли, к-рыми они пользовались раньше.
Крестьяне, пользовавшиеся баш. землями, наделялись как баш. припущенники. Это
касалось 444 припущеннических деревень из общего числа 817 селений гос.
крестьян Уфим. губернии. Бесплатно получали наделы крестьяне-собственники,
к-рым удавалось доказать право собственности на купленные у башкир земли. Они
составляли около 30 тыс. душ муж. пола из 208 тыс. по 10-й ревизии 1858-59 гг.
К.р. коснулась башкир и их припущенников. В "Положении о башкирах" от
14 мая 1863 говорилось, что "инородцы, известные под названием башкир,
мещеряков, тептярей и бобылей, имеющие общее наименование Башкирского войска,
получают гражданское устройство как свободные сельские обыватели...".
Перевод в гражд. состояние коснулся башкир и их припущенников, проживающих в
Оренб., Пермской, Самарской и Вятской губ. (981069 чел. по 10-й ревизии).
Башкирам и припущенникам предоставлялись личные и имуществ. права.
Землеустройство проводилось на основе правил от 10 февр. 1869 "О
размежевании башкирских дач для наделения землею башкир-вотчинников и их
припущенников и о порядке продажи и отдачи в оброчное содержание общественных
башкирских земель", согласно к-рым они наделялись землей бесплатно. При
этом башкиры-вотчинники получали от 40 до 60 дес. на душу муж. пола, мишари,
тептяри и бобыли, несшие военную службу, по 30 дес. на душу. Половина
получаемой ими земли (15 дес.) отбиралась в запас и поступала в распоряжение
казны. Запасные земли предназначались для наделения малозем. припущенников.
Однако в дальнейшем они, как и наделы башкир-вотчинников, подвергались
расхищению под видом "покупок" "излишних" угодий. К.р.
сблизила феодально раздробленные категории нас. и способствовала развитию хоз.
инициативы крестьян, капиталистич. отношений в деревне.
16. КАНТОННАЯ СИСТЕМА
УПРАВЛЕНИЯ в Башкирии (1798-1865)
введена по указу от 10
апр. 1798 с целью укрепления юго-вост. границ России и усмирения баш. края.
Были осуществлены перевод башкир и мишарей в служилое сословие и формирование Башкиро-мещерякского
войска. Терр. расселения башкир, мишарей, оренб. и уральских казаков была
разделена на кантоны. Баш. и мишарское нас. лишалось свободы передвижения в
пределах Башкирии, выезд в др. уезды и губ. осуществлялся по паспортам.
Должностные лица К.с.у. комплектовались из предст. баш. и мишарской феод.
верхушки. Кантонные нач. подчинялись непосредственно ген.-губернатору, а с 1834
- командующему Башкиро-мещерякским войском. На них был возложен контроль за
выполнением воен., гос. и земской повинностей, продажей и сдачей в аренду баш.
земель, хоз. деят-стью населения. Они пользовались опред. правами в обл.
судопроизводства. Чиновники освобождались от несения натуральных повинностей
(см. Налоги и повинности). Введение К.с.у. не встретило открытого сопротивления
башкир. В 30-х гг. 19 в. с целью усиления надзора 17 кантонов были разделены на
6 попечительств, возглавляемые рус. офицерами.
С утратой Башкирией
окраинного положения после присоединения Казахстана к России в 40-50-х гг. 19
в. начался перевод башкир и мишарей из служилого в податное состояние. В 1848
Башкиро-мещерякское войско было разделено на две ч.: 200 тыс. душ вместо воен.
службы облагалось ден. сбором, 101 тыс. душ осталась в "воен. устройстве".
В 1855 в Башкиро-мещерякское войско были включены тептяри и бобыли. Баш. войско
распределилось на 28 кантонов, 394 юрты и 9 попечительств. 13 баш. и 4
мещерякских кантонов обязывались выставлять в мирное время один полк. С кон.
40-х гг. 19 в. линейную службу несли 14% башкир и мишарей. Нас. неслужащих
кантонов направлялось на стр-во торг. тракта Верхнеуральск-Стерлитамак,
пограничной линии на участке Орск-Троицк, занималось благоустройством городов,
заготовкой дров и лесоматериалов, выполняло земскую, подводную, дорожную,
почтовую и др. повинности. По "Положению о башкирах" от 14 мая 1863
башкиры, мишари, тептяри и бобыли получили права свободных сел. жителей. 2 июля
1865 был принят Закон "О передаче управления башкирами из военного в
гражданское ведомство", согласно к-рому К.с.у. упразднялась. Башкиры и припущенники
перешли в подчинение общих губ. и уездных по крест. делам присутствий и мировых
посредников. Натуральные повинности служащих Оренб. и Верхнеуральского кантонов
были заменены денежными. С разделением Оренб. губ. (см. Губернии) на Уфим. и
Оренб. прекратило свою деят-сть общее управление башкирами. Отмена К.с.у.
явилась составной частью Крестьянской реформы 1861 года.
18. УМЕТБАЕВ Мухаметсалим
Ишмухаметович (21.8.1841, д.Ибрагимово Уфим. у. Оренб. губ., ныне
Кармаскалинского р-на РБ, - 28.6.1907, там же),
баш. поэт- просветитель,
первый исследователь-краевед из башкир. Нач. образование получил вмедресе, в
1852 поступил в Оренб. кадетский корпус, где овладел рус., перс. и тюрк.
языками, изучал математику, географию, историю, архитектуру, иск-во,
каллиграфию и воен. дело. В 1860 поступил в Баш. войсковое управление
Юмран-Табынского кантона переводчиком. В 1864 был назначен писарем мир.
посредника Кармаскалинской вол., в 1869 избран старшиной этой вол., где работал
до 1878. В 1879-80 преподавал рус. яз. и математику в медресе г.Стерлитамака. В
1880 поступил на службу в Оренб. магометанское Духовное собрание в Уфе, где
работал переводчиком до отставки в 1899. Одновр. был преподавателем в Уфим.
дет. приюте. В 1887-89 занимался делами вакуфа (имущества) в Крыму. Вел
обществ. работу в Уфим. земстве как гласный, в 1883 избран чл. Оренб. отдела
Рус. геогр. об-ва, был чл. комиссии по празднованию 300-летия Уфы, столетия со
дня рождения А.С.Пушкина. С 1884 коллежский регистратор, с 1889 коллежский
секр., с 1892 титулярный советник. Творч. деят-сть У. приходится на 80-90-е гг.
19 в. Им опубликованы книги, посв. изучению мусульм. законоведения, грамматики татарского
языка, истории Оренб. Духовного собрания. Мн. тр. ученого не были опубликованы.
В кн. "Описание научного и творческого наследия Мухаметсалима
Уметбаева" (сост. М.Х.Надергулов, 1993) содержатся сведения о дошедших до
нас рукописях У. Гл. кн. - "Ядкар" ("Йэдкэр", 1897); в нее
включены стихи, рассказы, публицистика, ист. очерки, труды по лингвистике,
фольклору, этнографии. Поэзия У. разнообразна по жанрам: лирич. стихи, басни,
элегии, послания, миниатюры. Бол-во поэтич. произв. посвящено родному краю,
изображению жизни и быта баш. народа. В науч. трудах, публицистич. статьях
поднимал актуальные проблемы своего времени: соц., зем. вопросы, правовое
положение баш. народа, вопросы образования и культуры, печати и книгоиздания.
У. отстаивал право обучения башкир на родном языке. Им собран богатый материал
о быте, обычаях, традициях, педагогике и народной медицине башкир. В ист.
очерках освещалась история края, связи и взаимовлияние культур баш. и рус.
народов. В своей просветит. и творч. деят-сти У. ориентировался на рус.
культуру и науку, освоил лучшие традиции культуры и лит-ры Востока; писал
статьи о лит-ре Востока, истории баш. лит-ры, опубликовал образцы баш. устного
т-ва. У. перевел на яз. тюрки неск. стих. и поэму А.С.Пушкина
"Бахчисарайский фонтан", образцы вост. поэзии и прозы. Нек-рые свои
стихи перевел на рус. язык.
АКМУЛЛА [(псевд., наст.
ф.и.о. Камалетдинов Мифтахетдин Камалетдинович), 14.12.1831, д.Туксанбаево
Кульиль-Минской вол. 12-го Баш. кантона Белебеевского у. Оренбургской губ.,
ныне Миякинского р-на РБ - 8.10.1895, вблизи жд. ст. Сыростан под Златоустом,
похоронен на мусульманском кладбище г.Миасса], классик баш. поэзии,
поэт-просветитель. Оказал значительное влияние на развитие каз. и тат.
литератур. Имя и т-во А. были широко известны среди туркмен, каракалпаков и др.
тюркояз. народов. Род. в семье муллы. По архивным данным установлено, что
родной отец А. Камалетдин Искужа улы, мать - Бибиуммугульсум Салимьян кызы, оба
башкиры-вотчинники. Легенда о том, что наст. отцом А. является казах по имени
Мухамедьяр, не находит док. подтверждения. Нач. образование будущий поэт
получил в родной дер., учился в медресе соседних дд. Менеузтамак и Анясово, был
шакирдом медресе в д.Стерлибашево, где получал уроки у знаменитого поэта-суфия Шамсетдина
Заки. Скитаясь среди башкир и казахов, учил детей, занимался разл. ремеслами,
принимал участие в айтышах сэсэнов и акынов. Прославился как талантливый
поэт-импровизатор. Проповедовал просветительские идеи: утверждал извечное
стремление человека к знаниям, прогрессу, прославлял разум, справедливость,
гуманизм. Будучи мастером поэтической сатиры, остро высмеивал невежество,
разоблачал произвол и беззаконие властей. В 1867-71 сидел в тюрьме г.Троицка по
доносу каз. бая Исянгильде, его обвиняли в уклонении от службы в царской армии.
Находясь в заточении, создал одно из наиб. глубоких в соц. плане стих.
"Место мое - в зиндане" ("Мэkанем минен - зиндан"). В конце
80-х гг. завершил изв. "Элегию в память о Шигабутдине Марджани", в
к-рой выразил идеи в обл. реформы воспитания и образования. А., впервые после Салавата
Юлаева, обратился к своему народу со словами "Мои башкиры!", призывая
его овладевать знаниями и ремеслами. Значительным достижением нац. поэзии и в
целом баш. общ.-философской мысли 2-й пол. 19 в. стало его программное стих.
"Назидания" ("Нэсихэттэр").
А. создал самобытную по
форме и содержанию поэтическую школу, воздействие к-рой испытали М.Гафури, Ш.Бабич,
С.Кудаш, Д.Юлтый,Ш.Аминев-Тамьяни и др. Важную роль сыграл А. в развитии и
обогащении языка баш. лит-ры. При жизни А. было напечатано лишь одно его
стихотворение. Все др. произв., сохранившиеся в устной и рукописной форме, были
собраны и опубликованы после его смерти. Именем поэта был назван сатирический
ж. "Акмулла". В 60-90 гг. 20 в. в баш. литературоведении получило
развитие самостоятельное науч. направление - акмулловедение. На родине А. - в
дер. Туксанбаево Миякинского р-на в 1981 создан Музей М.Акмуллы. Решением
Миякинского районного Совета нар. депутатов в 1980 учреждена пр. им. Акмуллы за
произв. лит-ры и иск-ва. Ее лауреаты: Р.Шакур (1989), А.Вильданов (1990),Р.Султангареева
(1993), Р.Сахаутдинова (1994), Г.Шафиков (1995) и др.
20. ПЕРВАЯ РОССИЙСКАЯ
РЕВОЛЮЦИЯ (1905-07)
в Башкортостане началась
с митинга в большой Сибирской гостинице (ок. 200 чел.), организ. 12 янв. 1905
уфим. интеллигенцией в ответ на Кровавое воскресенье, 19 янв. в Уфим. ж.-д.
мастерских состоялся митинг рабочих (ок. 2 тыс. чел.). В янв.-апр. стачки
рабочих прошли в Уфим. ж.-д. мастерских, на з-де Гутмана, Катав-Ивановском,
Усть-Катавском, Симском, Миньярском и др. з-дах. 1 мая на 6 пр-тиях Уфим. губ.
состоялись забастовки в знак солидарности с междунар. рабочим движением
(впервые в Башкирии). В мае-авг. прошла 31 стачка, из к-рых наиб. кр. были
июльские выступления рабочих Уфы и др. городов края (начались в ж.-д.
мастерских и депо ст. Уфа). 1-2 авг. в стачечное движение включились рабочие 4 золотых
приисков. 7-23 окт. в Башкирии произошла всеобщая полит. стачка, к-рая,
начавшись в ж.-д. мастерских Уфы, охватила 20 пр-тий и 12 учреждений края.
Адм-ция края и хозяева пр-тий вынуждены были идти на частичные уступки.
В период рев-ции в
Башкирии действовали орг-ции РСДРП, эсеров, "Иттифак-аль-муслимин".
После 17 окт. в крае начали действовать отделения черносотенных орг-ций (cм. Черносотенцы),
для борьбы с к-рыми при Уфим. гор. думе был создан Комитет безопасности. По
призыву большевиков в Уфе, на Белорецких и др. з-дах были созданы отряды
рабочей милиции, взявшие на себя охрану митингов и демонстраций. С кон. окт.
Уфим. комитет РСДРП приступил к практич. подготовке вооруж. восстания. Рабочая
милиция была реорганизована в боевые дружины (см. Боевые организации народного
вооружения). 16 нояб. в ж.-д. мастерских и депо ст. Уфа явочным порядком был
введен 8-часовой рабочий день. Рабочие потребовали узаконить этот акт и
созданные ими стачком и комиссию труда. 7 дек. бастовали рабочие Уфим. ж.-д.
мастерских и депо, з-да Гутмана, железнодорожники Златоуста. В Уфим. ж.-д.
мастерских был образован Совет рабочих деп. (35 чел., пред. И.С.Якутов). 9 дек.
состоялся общегородской митинг, закончившийся вооруж. столкновением рабочих и
полиции. Декабрьское вооруж. выступление рабочих Уфы потерпело поражение. В
дек. 1905 политич. стачки и рев. выступления происходили на Усть-Катавском,
Катав-Ивановском и др. з-дах, на пр-тиях Челябинска, Оренбурга, Златоуста. В
результате в нояб.-дек. на нек-рых предприятиях был установлен 8-часовой
рабочий день, повышена заработная плата, уволены неугодные рабочим предст.
администрации и т.д. В нач. 1906 социал-демократами была создана
"Уральская боевая орг-ция" во главе с братьями Кадомцевыми. Боевики
провели неск. экспроприаций ден. ср-в, значит. ч. к-рых была направлена на
орг-цию вооружения рабочих Урала, созыв 1-й конференции военно-боевых орг-ций
(Таммерфорс, нояб. 1906) и 5-го съезда РСДРП (Лондон, апр.-май 1907). В
янв.-февр. 1906 рабочее движение в Башкортостане проходило в осн. под лозунгом
бойкота выборов в 1-ю Гос. Думу. В 1906 стачки прошли на 10 пр-тиях, в 1907 -
также на 10. Однако если в 1906 только на Златоустовском заводе и Тирлянском в
стачках участвовало более 7 тыс. чел., то в 1907 на 8 пр-тиях - ок. 1700 чел. В
бол-ве случаев забастовки заканчивались поражением рабочих, их массовыми
увольнениями.
В 1905 крест. выступления
произошли в янв.-апр. в 20 волостях, в мае-авг. -в 15, в нояб.-дек. - в 66. В
1906 было 34 выступления крестьян, в 1907 - 23. Наиб. кол-во выступлений
наблюдалось в баш. деревнях. Крестьяне поджигали и громили помещичьи имения,
отказывались платить налоги, поставлять рекрутов в армию и т.д.
Произошли волнения и в
армии: летом 1905 в 215-м Мокшанском полку, вернувшемся в Башкирию с рус.-япон.
войны, в 750-м запасном полку, состоявшем в осн. из башкир; в нояб. 1905 - в
Челябинском запасном полку. Массовые выступления рабочих, крестьян и солдат
были жестоко подавлены. Гос. переворот 3 июня 1907 положил конец рев-ции.
21. СТОЛЫПИНСКАЯ АГРАРНАЯ
РЕФОРМА
бурж. реформа крест.
надельного землевладения в России. Началась по указу от 9 нояб. 1906,
прекращена по пост. Врем. пр-ва 28 июня (11 июля) 1917. Названа по имени пред.
Сов. Мин. П.А. Столыпина, инициатора и руководителя реформы. Разрешение
выходить из крест. общины на хутора и отруба (закон от 9 нояб. 1906),
укрепление Крест. поземельного банка, принудит. землеустройство (законы от 14
июня 1910 и 29 мая 1911) и усиление переселенч. политики были направлены на
ликвидацию малоземелья при сохранении помещичьего землевладения, интенсификацию
хоз. деят-сти крест-ва на основе частной собственности на землю, увеличение
товарности крест. х-ва, расширение внутр. рынка для сбыта пром. товаров.
Осн. масса крестьян к
реформе отнеслась отрицательно. За 1907-15 в европ. ч. России из общины вышло
лишь 24% надельных дворов. В Уфим. губ. вышли из общины и закрепили землю в
частную собственность 15%, в Оренб. губ. - 30% надельных дворов. За 1907-16 в
Уфим. губ. на хутора и отруба выделилось 5,8% надельных дворов, в Оренб. губ.
таких вообще не было. Из общины выходили кулаки, стремившиеся путем укрепления
наделов занять общинные земли, и крестьяне, решившие продать свои наделы (в
1907-14 в Уфим. губ. продали свои наделы 20,2%, в Оренб. губ. - 11,3%
крестьян). Осн. массу таких крестьян составляли бедняки, к-рые уходили на пром.
пр-тия или в помещичьи и кулацкие х-ва в качестве наемной рабочей силы.
Покупателями земель являлись преим. кулаки. Вследствие особенностей общины
башкирской выделениебашкир из общины шло медленнее, чем среди рус. крестьян,
мало было отрубщиков и хуторян. В осуществлении С.а.р. важную роль играл Крест.
поземельный банк. В 1906-15 Уфим. и Оренб. отделениями Крест. поземельного
банка было куплено 464,6 тыс. дес. земли (417,9 тыс. дес. помещичьих и баш. и
46,7 тыс. дес. удельных). Банк помогал помещикам выгодно ликвидировать имения,
искусственно взвинчивая цены на частновладельч. земли; баш. земли покупались им
в 3-5 раз дешевле. За 1906-15 в Уфим. и Оренб. губ. крестьяне купили 498,5 тыс.
дес. частновладельч. земель. При продаже собств. земель, посреднических
операциях банк проводил политику насаждения хуторов и отрубов. В 1907-16 гг.
63,9% (80 тыс. дес.) реализованных в Уфим. губ. банковских земель было продано
хуторскими и отрубными участками. Осн. покупателями банковской земли были
кулаки, к-рым банк выдавал ссуду. С проведением С.а.р. связана 4-я волна переселенческого
движения в край. Башкирия являлась не столько р-ном выселения крестьян, сколько
объектом колонизации. С.а.р. способствовала усилению соц. расслоения среди
крест-ва (в 1912 в Уфим. губ. насчитывалось 32 тыс. безземельных и 42 тыс.
бесскотных дворов). В Уфим. губ. за 1905-12 расширились посевные пл. с 1919,5
тыс. до 2821,3 тыс. дес.; в Оренб. губ. за 1905-16 - с 1833,2 тыс. до 2272,1
тыс. дес. Выросло произ-во товарного хлеба, увеличился его вывоз за пределы
края. С.а.р. не смогла полностью решить проблему развития капитализма в
аграрном секторе.
20.7.1880, д. Зилим-Караново
Стерлитамакского уезда Уфимской губернии, ныне Гафурийского р-на РБ, -
28.10.1934, Уфа, похоронен в Центральном парке культуры и отдыха им.
А.Матросова], классик башкирской и татарской литератур. Народный поэт БАССР
(1923). Учился в медресе Зайнуллы-ишана в г.Троицке (1898),
"Мухаммадия" в Казани (1904), медресе "Галия" в Уфе (1906).
Работал в редакциях газет "Кызыл Башкортостан" (см."Башкортостан"),
"Коммуна" (см. "Кызыл тан") и др. Первое стихотворение
"Шакирдам ишана" ("Ишан шэкерттэренэ") написал в 1902. В
1904 в Казани был опубликован рассказ "Жизнь в бедности"
("Фэkирлектэ уткэн тереклек"), в Оренбурге выходит 1-я книга стихов
"Сибирская железная дорога, или Положение нации" ("Себер тимер
юлы йэки эхуэле миллэт"). В стихотворении "Наши дни"
("Беззен кэндэр", 1907), "Две птицы" ("Ике kош",
1906), "Богач" ("Бай", 1907), "Я и мой народ"
("Узем hэм халkым", 1912), "Я там, где стонут бедняки"
("Мин kайза", 1912) поэт отстаивает идеи свободы, призывает народ к
борьбе за переустройство жизни. В послеоктябрьской поэзии Гафури главным героем
становится человек труда (поэма "Рабочий" - "Эшсе", 1921,
стих. "Дай мне руку, товарищ" - "Бир kулынды", 1920 и др.).
Гафури известен как прозаик и драматург (повести "Черноликие" -
"Кара йэззэр", 1926, "На золотых приисках поэта" -
"Шагирзын алтын приискыhында", 1930, драма "Красная звезда"
- "Кызыл йондоз", 1925). Творческая и общественная деятельность
Гафури сыграла большую роль в развитии башкирской литературы 20-30-х гг. Имя
М.Гафури присвоено одному из районов республики, Башкирскому академическому
театру драмы. В г.Уфе открыт Дом-музей М.Гафури (1948).